О социализме и Царстве Божием

Православный социализм 
0
4080
Время на чтение 11 минут

 

Со времен «перестройки» и до наших дней льется нескончаемый поток помоев на социализм. Причем - как на советский социализм, так и на социализм вообще. И в этом потоке заглавную роль играют наши православные христиане. «Сатанизм»,  «вавилонская башня», «крысятник», «православие и коммунизм несовместимы», «слово «социализм» придумал масон Пьер Леру» - такая вот дешевка слышится со всех сторон. И многие серьезно думают, что топча социализм, они тем самым защищают православие. Поэтому возникает необходимость оправдать социализм перед лицом веры. И заодно обобщить те мнения, которые  высказывают православные защитники социализма. 

И начать, конечно, надо с Нового Завета - этой безусловной основе христианства.

 

I.

В самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1,3). Запомним - о Царстве Божием. После же Пятидесятницы, которая была через десять дней по вознесении, и в которой все апостолы получили Духа Святого, Петр произнес пламенную проповедь о Христе, и в результате крестилось около трех тысяч человек. И все они, «пребывая в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.1,42) тут же образовали коммуну: «Все же верующие были вместе и имели всё общее.   И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2,44-45). Евхаристия и общность имуществ - вот основы этого нового общества верующих. 

И чтобы не было соблазна подумать, что это - проходная тема, автор Деяний (евангелист Лука) продолжает ее в 4-й главе: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.  Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.  Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного  и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду  (Деян.4,32-35).  Св. Иоанн Златоуст так комментирует этот фрагмент:

"Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении (...) И не просто силою но - велию силою. И хорошо сказал: благодать бе на всех, потому что благодать - в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не считали за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии, притом делали это с великою честию."/IX:113/[1]. И не только Златоуст -.другие святые отцы с восторгом и огромным энтузиазмом приветствуют жизнь в иерусалимской общине -.Василий Великий, Киприан Карфагенский, и еще многие. Причем приветствуют они именно тот коммунистический строй, который установили в общине апостолы, разумеется, понимая, что сделали эти верные ученики Спасителя во исполнение Его заветов.

 

II.

Попробуем еще раз вникнуть, что же произошло. Господь проповедует ученикам о Царстве Божием. И естественно, что ученики, исполнившись в Пятидесятнице Духа Свята, с великим энтузиазмом принялись воплощать то, о чем их учил Христос - принялись воплощать Царство Божие! Причем, воплощать, конечно же, как их учил Христос. И что же это означает? А то, что Царство, после того, когда оно сойдет на землю, будет характеризоваться двумя основными чертами - верой в Бога и общей собственностью как гарантом любви между людьми - именно это показали нам апостолы в своей великой попытке построить Царство! И заметим: Царство Божие именно на земле. Вот оказывается какие «хилиасты» эти апостолы! Как же так? - только что получили благодать Святого Духа и сразу же начали возводить вавилонскую башню. Стало быть, отнюдь не вавилонскую башню с намерением «сделать себе имя», а совершенно противоположное - построить общество, максимально приближенное к Царству Божиему, сколь это возможно на земле. А благодать только подтвердила правильность их решения. Иоанн Златоуст об этом приближении к Царству говорит так: «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим» /IX:73/.  Ведь место обитания ангелов - Царство Божие. А вот и прямое указание: "Итак, земля была уже небом, по (их) жизни" /IX:121/. То есть по их жизни на земле члены иерусалимской общины уже обитали в Царстве Небесном!

И прежде всего целью апостолов было показать характерные, существенные черты Царства, а именно веру в Бога и общность имущества! Поэтому именно эти черты будет иметь Царство, после окончательной победы над злом, после того, как оно спустится на землю. А то, что это произойдет, недвусмысленно свидетельствуют 21 и 22 главы «Откровения св. Иоанна». Телесное не упразднится, но будет преображено, а Царство воплотится в виде прекрасного и грандиозного города - Нового Иерусалима

В итоге  неизбежен вывод, что общность имуществ сродни Царству. Или иначе  -  коммунизм, коллективизм в любви  является необходимой характеристикой  Царства Божьего. А значит, порожденный христианством коммунизм выражает одну из важнейших сторон христианской веры.  И об этом сказано не где-нибудь, а в Новом Завете. А значит - для всех и на все времена. И более того, поскольку коммунистический завет Христа дан всем двенадцати апостолам, то это означает, что он дан не отдельной общине, но всей полноте Церкви.

Сказанное можно сформулировать более кратко: «коммунизм является образом  и подобием Царства Небесного на грешной земле». Мы в дальнейшем будем называть это положение  царствоподобием коммунизма. Дело в том, что этот тезис имеет в православной социологии такое же фундаментальное значение, как и тезис о богоподобии человека: «человек есть образ и подобие Божие» в православной антропологии. Тезис царствоподобия решает вопрос о добре и зле в социальных отношениях: Сам Бог желает, чтобы люди жили совместно в условиях общности имений. Златоуст об этом говорит так: «для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой» /XI:705/, т.е. согласуется с замыслом Божиим относительно всего мироздания

Во избежание недоразумений и специально для любителей обвинять автора в желании построить рай на земле, укажем, что образ и подобие, разумеется, не означает тождества, но указывает на присутствие в образе некоторых существенных свойств оригинала.

Два признака Царства Божьего дали нам апостолы: 1) веру в Бога с евхаристической трапезой и 2) общность имуществ. Оба необходимы, но вера все ж таки стоит на первом месте. Как показал в своих работах о. Сергий Булгаков, социализм может существовать как в атеистическом  обличье, так и в варианте христианского социализма, о котором он всегда положительно отзывался. О капитализме наши русские философы говорили иначе. Несмотря на, казалось бы, безразличное отношение капитализма к вере, Н. Бердяев отчеканивает: «капитализм есть практический атеизм».  Таким образом, коммунизм без веры и не может быть мыслим - так научили нас апостолы. Социализм, как показала история, может быть как атеистическим, так и с верой в Бога. Капитализм же в своей сущности веру отвергает. При  капитализме  лишь отдельные индивиды, вопреки обществу, могут достичь веры. В итоге получается, что коммунизм реализует два апостольских признака Царства, также как и православный социализм. Атеистический (советский) социализм  реализует лишь один (второй) признак, а капитализм - ни одного.

Если коммунизм является идеальной целью, полностью достижимой только в Царстве, то  социализм ориентирован на падшее человечество. Ибо надо иметь в виду, что заповедь царствоподобия дана Господом несмотря на грехопадение - ведь грешный человек все равно остается образом Божиим, окончательно не потерявшим стремление к Царству и потому способным построить его образ на земле, пусть и несовершенный. Социализм не пытается установить на общественном уровне любовь (хотя и не препятствует этому), а добивается достижения справедливости (разумеется, не абсолютной). Это дает возможность  распространить социализм на большие общества типа многомиллионной страны.   Между коммунизмом любви и социализмом - дистанция, и значительная. Но духовно обе эти формации основаны на общей собственности и увеличивают солидарность между людьми. И потому социализм тоже царствоподобен, хотя и являет более слабое подобие, ориентированное на реализацию в условиях грешной земли.

Божественный промысел введения социализма как промежуточной ступени к коммунизму Царства видится в необходимости подготовить падшее человечество к жизни в Царстве Божием. Как говорил св. Ириней Лионский, "достойные постепенно привыкают вмещать Бога". Конечно, Господь судит индивидуально. Но грехи (или добродетели) каждого человека во многом воспитываются обществом. Особенно это относится к грехам общественным, т.е. грехам, присущим всему обществу, ибо ответственными за эти грехи, тем не менее, являются отдельные индивиды, и тем самым общественные грехи тоже подпадают под Суд Божий.

Наконец, следует указать, что, создавая общину, апостолы не кинулись учреждать холдинг и предлагать акции (хотя тогдашнее иудейское общество в принципе к этому было готово), а реализовали совершенно другую, противоположную социальную модель - коммунизм. Это означает, что в капитализме нет черт Царства Божия, он не царствоподобен. Наоборот, полная противоположность капитализма и коммунизма говорит о том, что капитализм - общество сатаны. И более того, между коммунизмом и царством мамоны в истории всегда будет противоборство. Но об этом в следующем разделе.

 

  III.

 Как преодолеть дистанцию между социализмом и коммунизмом? Некоторые теоретики социализма считали, что это произойдет через поступательное движение к светлому будущему на основе гуманизма. Христианство же смотрит на дело гораздо глубже. Оно исходит из факта падшести человека, которое не позволяет человечеству спокойно  восходить по ступеням нравственного общественного преображения - на определенном этапе восхождения падшесть человека приходит в противоречие с высотой нравственных заповедей, в результате чего общество либо разваливается, либо омертвевает под действием насильно вбиваемой идеологии, что в конце концов тоже приводит к распаду.

Но «человекам это невозможно, Богу же все возможно». Противоречие преодолевается путем радикального разделения человечества на «овец» и «козлищ». Праведный и справедливый суд Божий отделяет «сынов тьмы»  от праведников, которые способны образовать общество, достойное жизни в Царстве. Другого способа нет. Но это произойдет только «в конце времен», а до этого человечество испытает тяжелейшие скоби: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк.13,19). Почему так? Конечно, не исключены и причины, связанные с грубой борьбой цивилизаций. Но думается, что главная причина в другом: весь исторический процесс вплоть до Второго Пришествия будет  проходить в борьбе между капитализмом и социализмом. Эта борьба, начавшаяся в XIX веке и продолжавшаяся с переменным успехом весь XX век будет идти и дальше, и конечно же, будет сопровождаться  общественными скорбями: революциями, контрреволюциями, войнами...

«Как, - скажет читатель, - войны? Это ужасно! Уж лучше победивший капитализм, но мирный, при котором можно спокойнее молиться и воспитывать детей».  Конечно, хорошо бы мир. Только в случае окончательной победы капитализма, этого массового убийцы душ, подавляющее число населения духовно погибнет. И ясно, что на это Господь пойти не может; Он не попустит такому развитию событий, как не допустил в начале XX века «фукуямовского» исторического сценария, а дал возможность большевикам осуществить свою социалистическую программу. Поэтому скорби неизбежны, но они будут носить очистительный характер, предваряя второе Страшное Пришествие Христово. Катастрофический характер будущей истории, как представляется, изображен в Откровении Иоанна в виде грозных картин снятия семи печатей, трубящих Ангелов, семи чаш гнева.  А то, что борьба будет с переменным успехом, показывает эпизод падения вавилонской блудницы, в которой многие толкователи небеспричинно видят финансовую систему капитализма.

Ну, а какова роль социализма в этом процессе? Роль двоякая. В периоды господства капитализма социализм будет играть роль идеальной цели. В периоды же победы социализма он будет реально избавлять человечество от навязанных капитализмом грехов. Об этом следует поговорить подробнее.

 

IV.

Одним из самых тяжелых грехов человечества является любостяжание, жажда богатства. Св. Иоанн Златоуст считал любостяжание самым распространенным грехом:

«До самых облаков достигает пламя этого костра (страсти к деньгам - Н.С.), и сушу и море обнял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те, которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все, и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный, каждый по своим силам, день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню, бремя не дров и хвороста (не таков этот пламень), но душ и тел, неправды и беззакония. Именно этим обыкновенно поддерживается такой пламень. Богатые никогда не оставляют этой безумной страсти, хотя бы овладели всею вселенною, и бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех». /III:482-483/.

Причем Златоуст различает в этом грехе личный уровень - сребролюбие - и общественный уровень, который он называет мамоной: «Этот недуг (хищение и любостяжание - Н.С.) объял всю вселенную, обладает душами всех, - и, поистине, велика сила мамоны!» /VIII:509/. Под мамоной Златоуст понимает устроение общества, в котором все обусловлено деньгами. Сейчас, в период господства капитализма, социальная власть мамоны особенно сильна. Собственно капитализм, провозглашая свободу частной собственности, дает полную свободу мамоне и по сути дела отождествляется с ним.

Как обуздать мамону? Если личный уровень этого греха может быть некоторыми людьми побежден покаянием  и деланием противоположной добродетели, т.е.милостыни, то против общественного уровня греха, против маммонизма милостыня оказывается бессильной -  она не может изменить социальный строй. Поэтому единственным противодействием мамоне остается социализм. И действительно,  внедряя в жизнь принцип общественной собственности, он  подрывает саму основу маммонизма. А поскольку личное и общественное тесно связаны, то уничтожение маммонизма на общественном уровне ведет к победе (пусть и неполной) над личным сребролюбием.

Борьба с мамоной - главное в социализме. Но есть и другая сторона. Она заключается в достижении справедливости. Разумеется, справедливости не абсолютной, поскольку полная справедливость называется правдой Божией и является прерогативой только Бога. (Впрочем, любая общественная добродетель в этом мире может быть достигнута лишь отчасти).  Но дело в том, что при капитализме справедливость в принципе не может быть достигнута, ибо сам институт частной собственности несправедлив - он дает преимущества, и немалые, собственнику.  Иное дело социализм - запрет частной собственности (на средства производства) устраняет это препятствие к достижению справедливости. Впрочем, обе добродетели тесно связаны, ибо несправедливость по большей части имеет причиной маммонизм.

Специально отметим, что советский социализм и остановил мамону и построил общество социальной справедливости. Это означает, что и он царствоподобен. И это несмотря на его очевидные недостатки (государственный атеизм). Надеюсь, что о советском социализме мы поговорим более подробно, но уже в другой статье.

 

V.

В заключение хочется сказать вот о чем. В каком же идиотском положении находятся все эти антикоммунисты и антисоветчики! Ведь чем злее они ругают социализм, тем дальше они уходят от Царства Божьего. Увы, они не увидели в социализме главного - царствоподобия. И самое печальное, что список антисоветчиков длинен, и в нем присутствует не только фарисеи и откровенные тролли, но и люди приличные, которые, может быть, и видят реальные недостатки той или иной реализации социализма, но вот главного положительного момента так и не разглядели.

Жаль их. Но зато радостно за православных ревнителей социализма. Они, конечно же, тоже видят недостатки, но сердцем чуют и  царствоподобие социализма и коммунизма. И через достоинства социализма раскрывают образ Царства.

Прислушаемся же к их аргументам.

 



[1] Ссылки на св. Иоанна Златоуста даны по  изданию: «Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе», тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

271. Ответ на 270., Lucia:

Все они понимают. И хотят строить то же, что и Маркс. "православные" они, как же!

Вот и наша добрая самарянка.

270. Ответ на 251., Андрей Карпов:

Вера в социализм возникает от нежелания знать //Сомнительный тезисЯ не про Маркса. Я про наших православных социалистов. Маркс социализм строил как антихристианство. Что наши социалисты не понимают и понимать не хотят.

Все они понимают. И хотят строить то же, что и Маркс. "православные" они, как же!
Lucia / 29.12.2018, 08:42

269. ответ 268, Василий В.В:

- И Ваши слова - " Господь посещает судом нарушителей, стесняя и смиряя их проблемами, конфликтами и физическими болезнями " - тоже не имеют никакого отношения к греховным страстям. Ну, как же не имеют? Очень даже имеют, только вы до этого понимания, вероятно, еще не дошли. - Ваши рассуждения о справедливости вообще неуместны в данном случае. От чего же неуместны? Понятие справедливости с понятием суда Божьего в вопросе нарушения заповедей Божьих в жизни человека и его потомства идут рука об руку. Только вы не понимаете, как эти понятия соотносятся друг с другом. В этом ваша проблема. - Я Вас услышал и вник в то, что Вы написали, но все Ваши рассуждения - не по теме и не к месту. Нет, уважаемый, вы слышать, слышали, но сути сказанного не уразумели. Поэтому отговорки про "не по теме", и "не к месту" могут быть отнесены к вам, как человеку, о которых Господь сказывал: "Глазами будут смотреть и не увидят, ушами будут слышать, и не уразумеют, доколе не обратятся, и прощены будут им грехи". Это как раз к теме о врожденных и приобретенных греховных страстях.
Олег В / 29.12.2018, 02:49

268. Ответ на 265., Олег В:

- Чем больше Вы пишете, тем меньше я понимаю, что Вы хотели сказать. Выразите свою мысль кратко и емко.Вот о том и речь, что вы мало вникаете в то, о чем вам пишут другие люди. Учитесь слушать и вникать в услышанное, тогда и уши ваши будут открыты для СЛЫШАНИЯ. Думаю, что свою мысль высказал достаточно ёмко и кратко.

Я не понял, каким образом Ваша мысль о наказании детей за грехи родителей соотносится с тем, что я излагал и что Вы якобы прокомментировали. Как понимать Ваши слова: " Да? А как быть с тем библейским фактом......" После вот этих моих слов: "У эмбриона нет помыслов. Он не дает свое согласие на дьявольский посев. Только осознающий себя ребенок может это сделать. И только после этого ( после помысла-согласия ) в нем поселяется греховная страсть." Уж, не хотите ли Вы сказать, что Бог наказывает детей скверных, греховных родителей тем, что вселяет в них греховные страсти? Бог - не дьявол. " Грех не естественен и не Творцом всеян в нас, но возникает из последующего посева дьявола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно. " ( пр. Иоанн Дамаскин ). Проблемами, которые возникают у детей, Бог наказывает их родителей, но эти проблемы не есть всеянные Богом в детей греховные страсти. Такое утверждение есть богохульство. Мы знаем, как наказал Бог Адама и Ева за их преступление. Это: кожаные ризы, т.е. наши современные физические грубые тела, изгнание из рая, проклятие земли, тяжелый труд, роды в муках. Все это не имеет никакого отношения к греховным страстям. Все это имеет отношение к естественным страстям падшего человека. Эти различия нужно понимать. На этих различиях я заострил внимание в том тексте, который Вы взялись комментировать. Именно эти естественные страсти передаются от родителей детям, а не греховные страсти, как Вы полагаете. И Ваши слова - " Господь посещает судом нарушителей, стесняя и смиряя их проблемами, конфликтами и физическими болезнями " - тоже не имеют никакого отношения к греховным страстям. Ваши рассуждения о справедливости вообще неуместны в данном случае. Я Вас услышал и вник в то, что Вы написали, но все Ваши рассуждения - не по теме и не к месту.
Василий В.В. / 28.12.2018, 21:53

267. Ответ на 194., М.Яблоков:

«Они хотят изменить государство, а не человека)»Ничего подобного. Они пытались создать новую человекую формацию - изменить самого человека, а тех, кто не подвергается такому изменению - в расход.Боишься,что тебя " в расход"?Так за правду можно и пострадать,нет?)))Это, смотря, за какую правду. Вашей коммунистической правды мне не надобно.

Яблоков или "отвечает" не читая,или пьяный,или...дурак,прости Господи.
электрик / 28.12.2018, 20:59

266. Ответ на 197., Инна Михайловна:

«Они хотят изменить государство, а не человека)»Ничего подобного. Они пытались создать новую человекую формацию - изменить самого человека, а тех, кто не подвергается такому изменению - в расход.Боишься,что тебя " в расход"?Так за правду можно и пострадать,нет?)))За правду можно, как бы кому за неправду страдать не пришлось.

Вы пострадали? Ваши родные?
электрик / 28.12.2018, 20:57

265. ответ 264, Васиий В.В:

- Чем больше Вы пишете, тем меньше я понимаю, что Вы хотели сказать. Выразите свою мысль кратко и емко. Вот о том и речь, что вы мало вникаете в то, о чем вам пишут другие люди. Учитесь слушать и вникать в услышанное, тогда и уши ваши будут открыты для СЛЫШАНИЯ. Думаю, что свою мысль высказал достаточно ёмко и кратко.
Олег В / 28.12.2018, 20:01

264. Ответ на 261., Олег В:

- Не бывает греховной страсти без греховного помысла, а вот естественные, непорочные страсти возникают без помысла. Чтобы почувствовать голод, холод, усталость или привести в действия физиологические процессы, связанные с сексуальностью, не нужно думать об этом. Эти естественные процессы и соответствующие им страсти сами возбуждаются и появляются без участия помысла человека. Не помыслы их инициируют, а врожденные физиологические программы здорового организма. А вот в отношении греховных страстей этого сказать нельзя. Помысел - главная составная часть и причина появления греховной страсти. " Грех не естественен и не Творцом всеян в нас, но возникает из последующего посева дьявола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно. " ( пр. Иоанн Дамаскин ). " Наше согласие " - это помысел человека.У эмбриона нет помыслов. Он не дает свое согласие на дьявольский посев. Только осознающий себя ребенок может это сделать. И только после этого ( после помысла-согласия ) в нем поселяется греховная страсть.Да? А как быть с тем библейским фактом, что в утробе Ревекки билось за духовное первенство два народа, происшедшие, один - от Иакова, а другой – от Исава? Причем, согласно Писанию, Иакова Господь возлюбил, а Исава возненавидел до его рождения, и законом Моисеевым подтвердил Своему народу: «Не делай себе кумира и …. не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милости до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои», а в новозаветных отношениях со своей Церковью назидающий её словами –, «И не введи нас во искушения, но избави нас от лукагого". Так как насчет Божественного провидения судьбы ребенка до его рождения? Может НЕИСКУПЛЕННАЯ вина отцов в детях тому причина? Не последствия ли их греховных поступков в обход Божьих заповедей закладывают фундамент греховности в судьбах их отпрысков? Вам правильно тут пишут, что Божьего суда никто не отменял и не отменяет, как и Его Провидения относительно того или иного народа и отдельного человека. Во вселенной существует высокий духовно-нравственный Закон святости, согласно которому - «Бог поругаем не бывает». Нарушение этого закона сродни нарушению установленной Богом Божественной справедливости относительно судеб мира и отдельно взятого человека. Господь посещает судом нарушителей, стесняя и смиряя их проблемами, конфликтами и физическими болезнями. “Посетить с судом” – это значит стеснить, смирить человека болью, проблемами, конфликтами. Разве это не то, что во все времена происходило, а ныне всё более усиливается в мире? По словам старца Паисия Святогорца, величайший грех в отношении Божественной заповеди любви -, это несправедливость, совершаемая относительно другого человеческого существа. Ибо к чему тогда Господни слова, сказанные себелюбцам: «Ибо ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»? Сии слова Господни не есть ли исполнение высшего закона, Божественной Справедливости? А вы тут что-то лепечите про физиологические особенности организма. Высоко рассуждаете, да низко летаете -, учитель..

Чем больше Вы пишете, тем меньше я понимаю, что Вы хотели сказать. Выразите свою мысль кратко и емко.
Василий В.В. / 28.12.2018, 18:57

263. Ответ на 262., Василий В.В.:

«на место поставили вместе с твой ересью моноэнергизма» Что ты несешь, Нафан?
М.Яблоков / 28.12.2018, 18:47

262. Ответ на 260., М.Яблоков:

Он еще на «Богослов.ру» под еврейским псевдонимом зажигал. Но там его быстро на место поставили.

Что ж ты врешь? На " Богослове.ру " это тебя - " Михаила из Пятигорска " - на место поставили вместе с твой ересью моноэнергизма. И сделал это именно тот, кому ты здесь еврейский псевдоним приплел. Архив сайта " Богослов.ру " сейчас открыт, и в истинности моих слов можно легко убедиться.
Василий В.В. / 28.12.2018, 17:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Если теория социализма хочет развиваться, она не должна превращаться в псевдорелигиозную догму
13.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12