От редакции. На последнем заседании Международной общественной организации «Русское Собрание», которое состоялось 10 октября в Москве в зале Союза писателей России, обсуждалась тема «Современная ситуация в обществе, Церкви и государстве, проблемы и угрозы, которые ожидают наше Отечество в ближайшее время». Было принято решение подготовить некий программный документ в форме манифеста, который бы отражал позицию РС. Было решено обсудить проект такого документа на декабрьском заседании Русского Собрания, которое будет посвящено 5-летию создания организации. Заседание это состоится 7 декабря. В преддверии его мы публикуем несколько проектов документов, подготовленных разными членами РС.
«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» К.Е Маковский
Друзья и братья! Русь святая гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой мы родились и крестились,
Конечная погибель предстоит.
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слезно.
Вы слышали их слезное прошенье!
Поможем, братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?
А.Н. Островский «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»
Изыскивая те начала, которые составляют собственность России, открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:
Православие. Самодержавие. Народность. Действенным покаянием, за свершившийся век назад, отказ русского народа от своих национальных государственных идеалов, мы видим, духовные стремление и соборное созидание Исторической Самодержавной России. Только Самодержавная Россия способна защищать, оберегать и развивать наши национальные идеалы. Только Самодержавная Православная Россия способна выступить духовной и государственной скрепой триединого русского народа.Только Самодержавная Россия, Россия Триединого русского народа, Народа-Богоносца способна явить миру Торжество Православия.
«Кто не понимает Православия, тому никогда не понять и Россию». Ф.М. Достоевский.
Под Православием мы понимаем: «правое исповедание», «благочестие», «православную общину», «православную соборность».
Правое исповедание - спасительное исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании Русской православной церкви.
Благочестие - это почитание Бога в исполнении всех Его законов, заповедей и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианской жертвенности, самообладании и терпении, равно как и в практических плодах братолюбия и внимания к нуждам ближних.
Православная община - живая общность активных людей, связанных крепкими узами веры, дела, дружбы и любви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).
Дух русской православной государственности зарождается, прежде всего, в семье, а первым государствообразующим кирпичиком государства российского всегда была, и Бог даст, будет, православная община, сохраняющая и защищающая свою веру, национальные интересы, определяющая национальные ориентиры.
Община, основана на вечном законе о братской любви, на законе, что «верёвка крепка с повивкой, а человек с помощью», «друг о друге, а Бог о всех», «один за всех и все за одного». В народном сознании мир (община) - могучий богатырь: «Коли всем миром вздохнут, и до царя слухи дойдут», «Как мир вздохнёт, и временщик издохнет».
Православная соборность - понимание кафоличности, или соборности, восходит к пониманию Церкви как Тела Христова, в котором все члены Церкви являются клеточками целостного Богочеловеческого организма. Другая грань православной соборности - свободное духовное единение людей, как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Митрополит Иоанн (Снычёв) под соборностью понимал «единство народа в исполнении христианского долга». .Соборность -одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.
Соборное начало в Церкви стремится дать целостное выражение мнения и действия всей Церкви, то есть всех миллионов ее членов, как духовных, так и мирян. В Земских соборах это начало имеет целью выразить мнение всей нации. Соборное начало, таким образом, ищет всеобщего объединения.
Продолжая традиции первого Русского собрания, мы утверждаем:
- Православная вера должна быть господствующей в России, как исповедуемая государствообразующим русским народом и как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания.
- Русской Православной Церкви должна принадлежать свобода внутренней жизни и управления.
- Голос Церкви должен быть выслушиваем властью во всех государственных делах.
- Устройство прихода должно быть положено в основание церковного строя.
- Церковные Соборы должны быть возрождены на точном основании канонов.
- Православие открывает людям действительные цели их жизни, открывает природу человека и действие Промысла Божия.
- Православие указывает несомненные основы социальной жизни, и всем этим подготавливает среду, в которой может действовать государственность, подчиненная верховенству нравственного идеала.
Самодержавие, в нашем понимании - это государственность, подчиненная верховенству нравственного идеала. В народе, обладающем истинной верой, имеется особо важное обстоятельство, при котором только и возможна идеальная монархия - самодержавие. Бог пребывает с народом, верующим в Него. Богу, пребывающему в народе, служит монарх. Такое подчинение мира политического и общественного миру абсолютному, религиозному приводит русский народ к исканию политических идеалов не иначе как под покровом Божиим. Народ ищет их в воле Божией, и подобно тому, как царь принимает свою власть лишь от Бога, так и народ лишь от Бога желает ее над собой получить. Такое настроение естественно приводит народ к исканию единоличного носителя власти, и притом подчиненного воле Божией, т. е. именно монарха-самодержца. «Бог даровал христианам два высших дара, священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным».
Основной взгляд христианства связывал идею власти политической и общественной с идеей Божеского устроения и направления дел человеческих. Самодержец, в таких условиях - не деспот, не самовольная власть, руководствуется не своим произволом, и властвует не для себя, и даже не по своему желанию. А самодержец есть - Божий Слуга, всецело подчиненный Богу на своей службе, подобно тому, как и каждый подданный, в своем долге семейном и общественном, исполняет известную малую миссию, Богом назначенную. Так и монарх несет в своем царствовании лишь службу Богу. «Богом цари царствуют и сильные пишут правду». Не от народа, а от Божией милости к народу идет, стало быть, царское самодержавие. Нет власти не от Бога. Противящийся власти народ противится Божиему установлению. Границы повиновения власти устанавливаются только необходимостью повиноваться Богу. «Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы».
«Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем» и что «согласие и единение царя и народа - великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков». Самодержец, как власть верховная возможен только, как выразитель веры и духа своего народа. Самодержавие - это осуществление высшего властного служения Богу и людям. Самодержавная власть - это личная жертва Государя, приносимая на алтарь Богу и Отечеству. Что особенно важно для понимания жертвенного служения последнего Русского Государя - Царя-мученика Николая II.
Выступая приемниками Первого Русского собрания, мы подтверждаем:
- Самодержавие - совершеннейшая форма правления в России, главный залог исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, так и ее внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства.
- Самодержавие православных Государей основывается на постоянном единении Царя с народом и состоит в безусловной полноте и нераздельности верховной власти, так что неограниченность и неограничимость этой власти составляют коренной признак самого понятия Самодержавия, и никакой закон не может ни присвоить ему, ни отнять у него этого признака.
- Единение Царя с народом всего целесообразнее может быть осуществляемо посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых, а также местного самоуправления, чуждого и бюрократии, и бюрократизма.
Народность. Исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, предшествующая нации. Государство - есть высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом. В нем верховная власть служит представительницей высшей воли общественной. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает, таким образом, твердый порядок в обществе. Народные представления о правде и справедливости находятся в тонкой внутренней связи с верованиями и представлениями религиозными. Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и не построила бы своего земного жилища.
Историческое бытие русского народа и положение России в окружающем мире выковали в его характере такие свойства, как национальная стойкость, свободолюбие, жертвенность, патриотизм. Социальные условия существования русского народа - монархия, община - способствовали формированию монархического правосознания, соборности, коллективизма, взаимопомощи. Православие, как основа русского национального самосознания, сформировало в русском народе религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему, братство, смирение, кротость, сознание своей греховности и несовершенства, жертвенность, готовность отдать свою жизнь за други своя, соборность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с евангельскими идеалами добра, правды, милосердия и сострадания. В этом религиозный источник русской стойкости и терпения, выносливости и силы жертвенности русского народа.
Православная общинность, православная соборность это - подлинное народное православие, способствующее восстановлению на его основах духовно-хозяйственного-культурно-бытового своеобразия русского народа.
Святая Русь - это духовно-нравственный идеал триединого русского народа, выраженный в устройстве такого общества, где государство обеспечивает условия духовной защиты и вечного спасения граждан земного Отечества, а граждане воспринимают свою личную и общественную деятельность в государстве как религиозное служение. Жить - Богу служить. Пример этого идеала - наша история, жизнь целого сонма подвижников благочестия, государевых служивых людей, князей и царей. Утрата Самодержавия - православной, государственной общности славянских народов привело к распаду Нации - Триединства русского народа. Триединый русский народ стал утрачивать общность литературного и разговорного древнерусского языка, общность территории, экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, духовное соборное единение в Русской Православной Церкви, традиции, обычаи и право, общую борьбу против внешних врагов, сознания единства Руси. Мы должны восстановить историческую память. Триединый Русский народ, силен своим триединством!
Продолжая народные традиции первого Русского Собрания, мы подтверждаем:
- Будущая Самодержавная Россия должна быть едина и неделима, каждая попытка к расчленению нашей родины под каким бы то ни было видом, предлогом или названием, должна быть встречаема решительным и твердым противодействием всех правительственных и общественных сил.
- В национальной политике ставить общегосударственные интересы и приоритеты: - готовность каждой народности служить России.
- Русский язык должен быть государственным во всех учреждениях Возрожденной Самодержавной России.
Национальной традиционной формой народного волеизъявления должен стать Всероссийский Земский Собор. Собирание «Совета всей земли» - вот реальный механизм восстановления национальных государственных идеалов русского народа.
Александр Федорович Чернавский, публицист, общественный деятель