Если мы посмотрим на энтополитическую карту западной части Балканского полуострова, то мы сразу же обратим внимание на 2 крупных исламских анклава, окружённых с восточной стороны народами и сформированными этими народами государствами, которые вышли из Православного Византийского Мира, и с народами и государствами, вышедшими из лона Римо-Католического Мира.
Западные Балканы были пограничьем между краями, бывшими в юрисдикции Римского папы, и краями, относящимися к Константинопольскому патриархату.
Но если с Хорватией всё более-менее понятно, то с краями, относящимися к Сербскому Миру всё не так однозначно.
Под Сербским миром обычно подразумевается ареал распространения «штокавского диалекта». На основе этого диалекта в XIX веке был сформирован единый сербо-хорватский язык, и принятие всеми без исключения хорватами этой литературной нормы создало иллюзию того, что сербы и хорваты - якобы один и тот же народ, разделённый только конфессионально. Это не так. Хорватия имеет свою достаточно древнюю историю, Сербия - свою. Да, в Хорватский национально-культурный корпус было вовлечено значительное количество славян-римокатоликов, дети которых позиционировали себя уже настоящими «хорватами», однако, факт охорвачивания славян-римокатоликов ещё не отрицает факта существования собственно «природных хорватов».
Мы не случайно коснулись сейчас вопроса этногенеза и связи религиозной самоидентификации с национальной, поскольку этот вопрос будет разбираться нами ниже, когда мы коснёмся этнокультурных последствий исламизации Балкан.
На Балканах существуют 2 крупных мусульманских анклава:
- исламская часть Мусульманско-Хорватской Федерации (в составе фактически конфедеративной Боснии и Герцеговины) с примыкающему к этому региону т.н. «Санджака» - населённой преимущественно сербами-мусульманами области на стыке Республики Сербии, Черногории и сепаратистской «Республики Косова»;
- т.н. «Большая Албания» - т.е. собственно Албания, «Республика Косова», а также те районы Черногории, Сербии, бывшей Югославской Республики Македонии и Греции, на которых албанцы являются большинством.
Часть 1.
Албанцы и «Большая Албания»
Оговоримся сразу. Несмотря на то, что Албания и албанцы воспринимаются зачастую в качестве мусульман, религиозность не является для них некой «скрепой», неким национально-образующим фактором. Албанцы (самоназвание албанцев -«шиптары», shqipёtar) - в качестве политической нации - достаточно молоды. Турки пытались взрастить в среде шиптаров исламскую религиозность, дабы обрести верных союзников в регионе (к этому мы ещё вернёмся), но в силу целого ряда факторов, албанцы - это, всё-таки, секулярная нация, к сотворению которой приложили руку специалисты из Австро-Венгрии.
Ну, о каком исламизме шиптаров может идти речь, если их флаг с двуглавым орлом (который сами шиптары называют Орлом Скандербега) недвусмысленно напоминает о том, что Албания вышла из Византийского Мира. А в глазах всего мира наиболее выдающиеся албанцы - это собственно Скендербег (насильно обращённый в Ислам, но вернувшийся в Христианство тот час же после антитурецкого восстания), католическая святая мать Тереза и подчёркнуто европейски воспитанный диссидент Ибрагим Ругова. (Слухи насчёт того, что Ругова был крещён в Католической церкви, не подтверждаются, церемония похорон Ибрагима была совершена по канонам Ислама, и, тем не менее, этого албанского лидера очень трудно позиционировать в качестве политического лидера мусульман).
Вообще, религиозность албанцев ярче всего передаёт поговорка, которую, якобы некогда изрёк отец легендарного Скендербега - Гьён Кастриоти: «Там, где сабля, там и вера!» (Ku është shpata, është feja!).
А теперь остановимся на албанской теме подробно.
Первый период - соседские взаимоотношения албанцев и сербов. Косово поле
Вплоть до начала ХХ в. албанцы никогда не имели собственного централизованного государства[i]. Нынешние шиптары являются потомками народностей тосков и гегов, которые, в свою очередь, делились на фисы - родовые кланы. Кланы находились в зависимости от местных князей, а князья являлись вассалами сербских, венецианских, либо иных повелителей.
В середине четырнадцатого века почти все земли, населенные шиптарями, входили в состав мощного сербско-греческого царства Стефана Душана. (см. карту)
Князья предков шиптарей исповедовали православную веру и пользовались сербской версией церковно-славянского. Этот факт подтолкнул часть сербских «фоменковцев» к тому, что никаких таких тосков и гегов вообще никогда не существовало, но земли нынешней Албании населяли самые настоящие сербы.
Это, конечно, перебор. Перебор, который породил реакцию - нынешние косовские историки в свою очередь пытаются убедить общественное мнение в том, что никаких сербов на землях Косова, якобы, никогда не было, но край был населен предками шиптарей, которые, впрочем, испытывали на себе влияние византийской цивилизации.
Корректнее сказать, что предки нынешних албанцев к четырнадцатому веку пребывали в вассальной зависимости от сербских повелителей, а образованная часть этого племени была носительницей сербской поздневизантийской культуры, реликтом чего является - в числе прочего - албанский двуглавый орел. (Исключение составляют жители побережья Адриатики).
Предки албанцев вышли на легендарную Косовскую битву именно в составе сербского войска св.князя Лазаря. А герой Милош Обилич, ценой своей жизни поразивший султана Мурада, воспет не только в сербском, но и в албанском фольклоре: у албанцев почитается витязь по имени Милош Копилик. Прозвище Копилик восходит к неблагозвучному для житийного канона прозвищу Кобылич, которое, по-видимому, и было заменено на ставшее хрестоматийным Обилич[ii].
После поглощения Балканского полуострова османами, сербско-албанские взаимоотношения качественно не изменились. Поражение сербской армии св. кн. Лазаря на Косовом Поле привело к утрате независимости, что не означало духовного порабощения.
Сербы попали в вассальную зависимость к туркам. Баязет, сын погибшего султана Мурада, заключил дружественный союз с наследником князя Лазаря - Стефаном. Стефан отдал свою сестру - Деспину замуж за Баязета; кроме того, он обязался поставлять сербские войска в турецкую армию и командовать ими[iii].
Скендербег
Сын албанского князя был заложником при дворе султана. Там его воспитали, выучили и насильственно обратили в ислам. Так Георгий Кастриоти стал Искандер-беком (алб. Скендербей).
В историю Скендербег вошёл как вождь восстания, которое шиптары до сих пор празднуют в качестве национального праздника. Речь идёт о 28 ноября 1443 года, когда албанские старшины провозгласили Скендербега главой княжества Кастриоти. К восстанию Скендербега побудило триумфальное шествие венгерского войска, выступившего в крестовый поход против Османов. К венгерским крестоносцам присоединились и сербские дружины - и к ноябрю этого года у турок был отбит город Ниш. Тогда-то Скендербег с тремя сотнями верных ему людей покинул турецкий лагерь, публично отрёкся от Ислама и возглавил восстание албанцев.
Несмотря на то, что спустя год после этих событий, в ноябре 1444 года крестоносцы короля Владислава III потерпели поражение, Скендербег продолжил борьбу с турками, заключив союз с Венгрией и Венецией.
После падения Константинополя турки попытались наладить отношения с правителями христианских княжеств Балканского полуострова. Однако, отважный князь продолжил борьбу с турками и на подавление очередного албанского восстания был отправлен выдающийся османский полководец Махмуд-паша Ангелович - обращённый в ислам серб. Стремительно перемещавшемуся по всему адриатическому побережью отряду Скандербега удавалось избежать разгрома и для турок подавление восстания стало просто вопросом принципа. Воины албанского князя то скрывались в горах, то погружались на галеры и исчезали в море. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла весть о том, что отважный воин скончался от малярии.
Узнав о смерти Скендербега, султан воскликнул: «Наконец-то Европа и Азия принадлежат мне! Несчастное христианство. Оно потеряло и свой меч, и свой щит».
Отец героя похоронен в сербском монастыре, а сам легендарный албанский князь был и остается олицетворением сопротивления захватчику. Спустя несколько столетий соотечественники великого шиптаря вернутся на земли Косова, чтобы, приняв Ислам, выступить в роли верных охранителей турецкого государства, кровно заинтересованных в том, чтобы ничто не угрожало бы могуществу Османской империи.
Державостроение турок
Итак, несмотря на то, что гибель Скендербега означала ликвидацию автономии албанцев и окончательному установлению в этой части Балканского полуострова турецкого владычества, ни о какой насильственной исламизации шиптаров в то время речь ещё не шла. Более того, в силу целого ряда причин турецкое завоевание на протяжении еще более 200 лет не переходило в рабство.
Во-первых, завоеватели были сравнительно малочисленны. В Европе им противостояли массы населения, значительно более многочисленные, нежели в любой из покоренных стран Азии, и более разнообразные и сложные по своему национальному, религиозному, политическому характеру. Осуществить их ассимиляцию было достаточно сложно.
Во-вторых, физическое притеснение породило бы недовольство и спровоцировало бы антитурецкую активность. Зачем туркам новые проблемы, на разрешение которых приходилось бы снимать войска с рубежей империи?
Исходя из этих соображений, Мурад предпочел проводить в отношении местных христиан политику определенной терпимости. Он использовал в войнах тысячи воинов христианского происхождения и нередко под руководством их собственных князей. В качестве платы за службу им гарантировались освобождение от налогов и право пользоваться выделенными государственными землями и доходом с них.
Османская империя была в целом веротерпимой. Тем не менее, духовные вопросы проецировались на плоскость социальной жизни: путь в «эшелоны власти» лежал через «обрезание и отуречивание».
Именно «потурченцы» - перешедшие из христианства в ислам - были опорой стамбульских султанов. Из «потурченцев» состояла турецкая гвардия - янычары. Точно так же и визирями (министрами) зачастую были перешедшие в Ислам представители покорённых турками народов. Благодаря этому султан был частично защищен от интриг, поскольку визирь не имел кровной привязанности ни к какому из кланов. Следовательно, могущественные мусульманские семьи не могли напрямую - через своих людей - воздействовать на «вектор политики».
Среди «потурчанцев» было немало выходцев как из сербских, так и из шиптарских родов, а кровно-племенные связи и у тех, и у других были достаточно сильными. Родич, «выбившийся в люди», воспринимается как благодетель. Достаточно вспомнить великого визиря Мехмет-пашу Соколовича, обращённого в Ислам боснийского серба, который в 1667 году добился восстановления Сербского патриархата. Турки, дав разрешение на восстановление автокефалии Сербской Церкви и т.о. фактически выделения сербов из общеправославного миллета[iv], преследовали политические цели.
Теперь турки, покорив сербских князей, фактически ликвидировали вековой бич сербов - феодальную раздробленность. Утратив политическую независимость, сербы, тем не менее, обрели духовное единство - теперь, при сохранении военно-административного владычества турок, было ликвидировано культурно-религиозное владычество греков. И устойчивость Османской империи было гарантом того, что такое положение вещей сохранится. Теперь не только прекратился отток христианского населения в Австрийскую империю, но в лице сербского православного населения Османская империя обрела лояльных подданных.
Такое положение вещей сохранялось до конца XVII века.
Османы делают ставку на исламизированных албанцев
События конца XVII в. коренным образом изменили судьбу сербского народа.
После того, как Ян Собеский разгромил турок под Веной, «Священный Союз», объединивший Австрию, Венецию и Польшу, вторгся в пределы Османской империи.
Сербы, испытавшие возрождение, видят в турках поработителей и, потому, присоединяются к католической армии. Война закончилась подписанием неблагоприятного для турок Карловацкого мирного договора, который продемонстрировал то, что эра Османской экспансии завершена. Турки утратили значительные территории, однако, населённые албанцами и сербами края остались под контролем султана. И теперь османы предпринимают ряд мер для того, чтобы обезопасить свои рубежи.
Сербам доверия больше нет, поэтому население Косова и Метохии подвергается резне. Предвидя такую развязку, Печьский патриарх Арсений вместе с 37 тысячами православных семейств решает уходить в Австрию. В городах Печь, Приштина и Призрен оставляются гарнизоны, состоящие из татар, однако оставлять гарнизоны сколь угодно долго было невозможно, поэтому великий визирь предложил заселить эти плодородные долины жителями нищих скалистых вершин.
Итак, есть плодородные долины Метохии и Косова поля, обезлюдевшие после войны, великого исхода и репрессий; и есть также и шиптари-пастухи, которые крайне нуждаются в плодородной земле. Совершенно логично было бы дать возможность шиптарям существенно улучшить жилищные условия. Причем переселенцы прекрасно будут отдавать себе отчет в том, кому именно они обязаны своим новым положением...
Благополучие албанцев, поселившихся на равнинах, целиком и полностью зависит от стабильности Империи. Рухнут османы - вернуться сербы. Вернуться сербы - сгонят с долин и загонят обратно в «страну орлов и камней». Так горцы-шиптари окончательно стали преданными слугами Порты.
Граница албанских земель не менялась в течении первых двух веков турецкого владычества на Балканах - во время роста и усиления Турции. И лишь тогда, когда покоренные турками христианские народы, в первую очередь, сербы, покушаются добиться освобождения, албанцы-мусульмане начинают формироваться в щит, отделяющий Империю от беспокойной провинции.
Остаётся добавить, что происходило это в период правления великих визирей из албанского клана Кёпрюлю[v], правивших Османской империей с 1656-го по 1735-й.
Колонизация албанцами земель Старой Сербии
Колонизация албанцами земель Старой Сербии происходила следующим образом: вначале в горах появились вооружённые албанские удальцы, похищающие детей, пасущих скот. Крестьяне, занимающиеся земледелием, боятся отправлять их на горные пастбища, находящиеся вдалеке от сел, а вблизи поселений не так-то много места для выпаса крупного скота. Следовательно, сокращаются стада - начинает хиреть хозяйство. Потом бандиты, обнаглев от безнаказанности, подбираются к селениям и начинают терроризировать сельское население.
Вслед за этим 2-3 семьи селятся в сербском селе и продолжают демонстративно поддерживать связи со своими воинственными соплеменниками. Сербы начинают в отчаянии покидать родные места или же пытаются приспособиться к новым условиям - принимают ислам. Исламизации были подвержены в первую очередь те края, где число албанцев было наибольшим. Первое поколение исламизированных сербов (которых еще можно было назвать «криптохристианами») сохраняли язык. Они тайком продолжали славить старые христианские обычаи (Крестную Славу, Пасху, Рождество, кумовство). Далее, мощное албанское окружение оказывает влияние на одежду и на язык: вне семейного круга сербы-мусульмане начинают пользоваться тем диалектом, на котором общались пришлые инородцы.
Социальная мимикрия провляется в том, что сербы перенимать внешние элементы быта господствующей этно-культурной группы. Албанизация исламизированных сербов начиналась чаще всего в третьем поколении после принятия Ислама. Смешанные браки расширяли именно албанские племенные сообщества т.к. ребенок считался уже албанцем.
Православные сербы еще очень долго называли своих исламизированных, а позже албанизированных соплеменников не арнаутами, но арнауташами - до тех пор, пока спустя несколько поколений не блекло воспоминание об их славянском происхождении.
И, все же отличия между албанцами и сербами-мусульманами были немалыми. В первую речь идет о стереотипе поведения. Албанизированные сербы представляли собою «униатский» социо-культурный тип. На сербском этническом просторе и позже было значительно больше такого элемента, нежели настоящих албанцев. Потомки арнауташей либо развили мощную приспосабливаемость и пробивную способность и составили существенную часть нынешних косовских «албанцев».
Другая часть арнауташей стала идентифицировать себя турками - что для сербского менталитета неудивительно, ибо сербы привыкли религиозную принадлежность идентифицировать с нацией. Потомки сербов-римокатоликов в конечном итоге становятся хорватами, потомки сербов-мусульман - турками.
Албанское национальное пробуждение
Вплоть до второй половины XIX века ни о каком национальном самосознании албанцев речи не шло. Албанцы позиционировали себя по вероисповеданию, и по принадлежности к фису. Стимулом к национальной деятельности стало намерение разделить края, населённые шиптарами, между Сербией, Черногорией и Болгарией. Это вселило тревогу не столько даже в сердцах самих албанцах, сколько в умах дипломатов из имперских столиц.
Весной 1878 года в Константинополе был создан Албанский Янинский комитет, который выступал за право албанцев создать свою автономию в составе Османской империи. Декларация об автономии Албании была принята во время работы Призренской Лиги летом того же года.
Сейчас нередко можно встретить отождествление духа Призренской Лиги с духом более позднего Албанского Просвещения, но это не корректно.
Программа Призренской Лиги недвусмысленно демонстрировала именно османское самосознание активистов этого движения:
«Цель нашей Лиги - не принимать и остаться на расстоянии от любой власти, кроме Порты, и бороться с оружием в руках за защиту всей территории. Наша главная цель сохранение царских прав неприкосновенного его величества султана, нашего господина. Поэтому все те, кто этому противится и мешают миру, те, кто стремится ослабить авторитет власти, те, кто этому помогает, будут рассматриваться как враги нации и родины...
Мы будем защищать наши жизни, богатство и честь на основе высокого религиозного закона Шариата... Если Сербия мирным способом не уйдет с бесправно занятых территорий, то мы пошлем против нее башибузуков (хакинджилеров), и будем стараться до конца занять те территории, и в том же ключе будем действовать против Черногории...
На основе данного слова, мы, представители непобедимых героев Северной Албании, Эпира и Боснии, тех героев, которые с рождения не знают другой игры, кроме оружия, и которые готовы отдать свою кровь за Царство, за нацию и за родину».[vi]
В силу ряда причин Призренская Лига не получила нужной поддержки вне Косова и Метохии. Например, мусульманский радикализм был чужд жителям Албанского побережье Адриатики (где преобладали шиптары-римокатолики), или в Эпире (где местные албанцы исповедовали Православие), или во внутренних горных районах, где Ислам был не настолько чист, как в среде косовских шиптаров, и где был распространён суфизм.
Порта отказалась обсуждать вопрос о создании автономного албанского вилайета, и в ответ на это в 1880 г. руководство Лиги заявило о разрыве связей с Османской империей. Мятеж косовских албанцев был подавлен и с Портой, а ее вооруженные силы заняли основные центры Косова и Западной Македонии.
Призренская Лига была ликвидирована и «албанское национальное пробуждение» временно притихло, с тем, чтобы к моменту, когда турки в результате 1-й Балканской войны будут оттеснены к Стамбулу, на политической карте появилось независимое албанское государство в современных границах.
Государство, впрочем, получилось весьма неустойчивое, только в межвоенные 20-30-е годы непрерывно сменялись не только кабинеты министров, но и формы правления: княжество (1914-1925) - республика (1925-1928) - королевство (1928-1939)...
Видимо, одной из причин такой рыхлости было то, что «демократическая парламентарная монархия», пребывающая в границах, определённых в Лондоне в 1913 году, не обладала необходимым потенциалом, чтобы воплотить в жизнь идею собирания в одном государстве всех шиптаров, проживающих в этой части Балкан.
Эту идею могли реализовать пассионарные косовские албанцы, опирающиеся на внешнюю силу - на Италию, на Третий Рейх, наконец, на Соединённые Штаты.
Дивизия СС «Скандербег»
Так, после сокрушения королевской Югославии в 1941-м албанские территории в итальянской оккупационной зоне в Черногории, славянской Македонии и наибольшей части Косова и Метохии были переданы Албании, пребывавшей тогда под протекторатом Италии. Таким образом, была воплощена в реальность одна из идей, озвученных ещё Призренской Лигой.
Когда было объявлено о капитуляции Италии, албанцы осталась союзниками Рейха в борьбе против антифашистской коалиции с единственной целью - сохранить Великую Албанию. Не случайно именно в сентябре 1943 г. в присутствии представителей албанцев из Космета, Черногории, западной части Македонии и Новопазарского санджака под патронатом Третьего Рейха была возрождена Вторая Призренская Лига.
После выхода Болгарии из состава гитлеровской коалиции в сентябре 1944 г. границы Албании (перешедшей тогда под немецкий контроль) были расширены до Скопье и оттуда вдоль линии Куманово - Прешево - Буяновац.
В отличие от итальянцев, немцы понимали, на кого конкретно нужно опереться. Так 1 мая 1944 года из албанских мусульман-суннитов (в основном) Косова и Метохии была сформирована дивизия СС «Скандеберг». Албанские эсэсовцы свели счёты с теми, кто чувствовал себя в относительной безопасности до тех пор, пока при власти были итальянцы. Речь идёт о резне сербских священников и депортации в лагеря смерти скрывавшихся в итальянской зоне оккупации югославских евреев.
Кроме карательных функций, впрочем, дивизия ничем себя не зарекомендовала, и когда стало ясно, что никакой Великой Албании под покровительством «тысчелетнего Рейха» не получится, из дивизии дезертировало порядка 3,5 тысяч бойцов-шиптаров. Дивизию «Скендербег» расформировали, а оставшихся бойцов включили в дивизию СС «Принц Евгений», которая, как известно, капитулировала лишь в мае 1945.
История с карателями из дивизии «Скандербег» поучительна тем, что несмотря на то, что религиозность не является добродетелью, присущей племени шиптаров, и помимо поговорки про веру и саблю существует ещё одна поговорка: "Религия албанцев - албанизм", тем не менее, внешние силы, желающие разыграть албанскую карту, ставку всегда делают именно на албанцев-суннитов.
Так было и при султанах, и при Адольфе Гитлере. Так было и при Билле Клинтоне.
Продолжение следует
[i] Исключение составляет период с 1444 по 1478 гг., когда в результате антитурецких крестовых походов была временно восстановлена власть сербских князей, а часть краёв, населённых предками современных албанцев, были признаны как турками, так и итальянцами в качестве независимого государства.
[ii] Битва на Косовом поле - одно из самых кровопролитных сражений средневековья. Четыре пятых ее участников полегли там. Легенда, ставшая краеугольным камнем сербского самосознания, рассказывает, что накануне решающей битвы на Косовом поле в 1389 г. князь сербский Лазарь имел видение, где ему предлагался выбор - царство земное или Царство Небесное.
Св. князь выбрал Небесную Сербию - и сонм священномучеников Косова поля спаял враждовавших между собою сербов, рассеченных границами феодальных владений.
[iii] В первой половине XV века, когда вследствие угрозы со стороны Тамерлана натиск османов временно ослабел, сын св.князя Лазаря, Стефан предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград, вновь подчинил ряд южносербских областей. Весь XV век сербские края представляли собою арену сопротивления, которое оказывали туркам сербы и венгры. А когда на турок обрушился Янош Хуниади, то к антитурецкому союзу присоединился и мятежный Скендербег.
[iv] Миллет - юридический термин, распространённый в мусульманских странах - религиозная конфессия, обладающая автономными административными учреждениями (в сфере судебного производства, образования и т. д.), расположенными в специально отведённых для этого кварталах городов. В XV-XX веках понятие «миллет» получило широкое распространение в Османской империи для разделения населяющих её народов по религиозному признаку.
[v] Речь в данном случае идёт о великих визирях Фазыле Мустафа-паша Кёпрюлю (10 ноября 1689 - 19 августа 1691) и Хусейне-паша Кёпрюлю (17 сентября 1697 - 4 сентября 1702)
[vi] Цит. По: Пономарева Е.Г. Проект "Косово": мафия, НАТО и большая политика / Е.Г. Пономарева // De Conspiratione. Сборник монографий / Сост. А.И. Фурсов. - М.: КМК, 2013. https://history.wikireading.ru/387488
10. Ответ на 9, Павел Тихомиров
9. Ответ на 8., Святослав28:
8. Ответ на 7, Павел Тихомиров
7. Ответ на 6., Святослав28:
6. Албанцы и «Большая Албания»
5. Ответ на 4., Таксист:
4. Re: Исламизация западной части Балканского полуострова
3. Re: Исламизация западной части Балканского полуострова
2. Ответ на 1., Koordinator:
1. очень интересно!