Исламизация западной части Балканского полуострова

История вопроса. Часть 1. Албанцы и «Большая Албания»

Новости Косово 
0
3360
Время на чтение 18 минут
Вступление

Если мы посмотрим на энтополитическую карту западной части Балканского полуострова, то мы сразу же обратим внимание на 2 крупных исламских анклава, окружённых с восточной стороны народами и сформированными этими народами государствами, которые вышли из Православного Византийского Мира, и с народами и государствами, вышедшими из лона Римо-Католического Мира.

Западные Балканы были пограничьем между краями, бывшими в юрисдикции Римского папы, и краями, относящимися к Константинопольскому патриархату.

Но если с Хорватией всё более-менее понятно, то с краями, относящимися к Сербскому Миру всё не так однозначно.

Под Сербским миром обычно подразумевается ареал распространения «штокавского диалекта». На основе этого диалекта в XIX веке был сформирован единый сербо-хорватский язык, и принятие всеми без исключения хорватами этой литературной нормы создало иллюзию того, что сербы и хорваты - якобы один и тот же народ, разделённый только конфессионально. Это не так. Хорватия имеет свою достаточно древнюю историю, Сербия - свою. Да, в Хорватский национально-культурный корпус было вовлечено значительное количество славян-римокатоликов, дети которых позиционировали себя уже настоящими «хорватами», однако, факт охорвачивания славян-римокатоликов ещё не отрицает факта существования собственно «природных хорватов».

Мы не случайно коснулись сейчас вопроса этногенеза и связи религиозной самоидентификации с национальной, поскольку этот вопрос будет разбираться нами ниже, когда мы коснёмся этнокультурных последствий исламизации Балкан.

На Балканах существуют 2 крупных мусульманских анклава:

 - исламская часть Мусульманско-Хорватской Федерации (в составе фактически конфедеративной Боснии и Герцеговины) с примыкающему к этому региону т.н. «Санджака» - населённой преимущественно сербами-мусульманами области на стыке Республики Сербии, Черногории и сепаратистской «Республики Косова»;

- т.н. «Большая Албания» - т.е. собственно Албания, «Республика Косова», а также те районы Черногории, Сербии, бывшей Югославской Республики Македонии и Греции, на которых албанцы являются большинством.

 

Часть 1.

Албанцы и «Большая Албания»

Оговоримся сразу. Несмотря на то, что Албания и албанцы воспринимаются зачастую в качестве мусульман, религиозность не является для них некой «скрепой», неким национально-образующим фактором. Албанцы (самоназвание албанцев -«шиптары», shqipёtar) - в качестве политической нации - достаточно молоды. Турки пытались взрастить в среде шиптаров исламскую религиозность, дабы обрести верных союзников в регионе (к этому мы ещё вернёмся), но в силу целого ряда факторов, албанцы - это, всё-таки, секулярная нация, к сотворению которой приложили руку специалисты из Австро-Венгрии.

Ну, о каком исламизме шиптаров может идти речь, если их флаг с двуглавым орлом (который сами шиптары называют Орлом Скандербега) недвусмысленно напоминает о том, что Албания вышла из Византийского Мира. А в глазах всего мира наиболее выдающиеся албанцы - это собственно Скендербег (насильно обращённый в Ислам, но вернувшийся в Христианство тот час же после антитурецкого восстания), католическая святая мать Тереза и подчёркнуто европейски воспитанный диссидент Ибрагим Ругова. (Слухи насчёт того, что Ругова был крещён в Католической церкви, не подтверждаются, церемония похорон Ибрагима была совершена по канонам Ислама, и, тем не менее, этого албанского лидера очень трудно позиционировать в качестве политического лидера мусульман).

Вообще, религиозность албанцев ярче всего передаёт поговорка, которую, якобы некогда изрёк отец легендарного Скендербега - Гьён Кастриоти: «Там, где сабля, там и вера!» (Ku është shpata, është feja!).

А теперь остановимся на албанской теме подробно.

 

Первый период - соседские взаимоотношения албанцев и сербов. Косово поле

Вплоть до начала ХХ в. албанцы никогда не имели собственного централизованного государства[i]. Нынешние шиптары  являются потомками народностей тосков и гегов, которые, в свою очередь, делились на фисы - родовые кланы. Кланы находились в зависимости от местных князей, а князья являлись вассалами сербских, венецианских, либо иных повелителей.

В середине четырнадцатого века почти все земли, населенные шиптарями, входили в состав мощного сербско-греческого царства Стефана Душана. (см. карту)

Князья предков шиптарей исповедовали православную веру и пользовались сербской версией церковно-славянского. Этот факт подтолкнул часть сербских «фоменковцев» к тому, что никаких таких тосков и гегов вообще никогда не существовало, но земли нынешней Албании населяли самые настоящие сербы.

Это, конечно, перебор. Перебор, который породил реакцию - нынешние косовские историки в свою очередь пытаются убедить общественное мнение в том, что никаких сербов на землях Косова, якобы, никогда не было, но край был населен предками шиптарей, которые, впрочем, испытывали на себе влияние византийской цивилизации.

Корректнее сказать, что предки нынешних албанцев к четырнадцатому веку пребывали в вассальной зависимости от сербских повелителей, а образованная часть этого племени была носительницей сербской поздневизантийской культуры, реликтом чего является - в числе прочего - албанский двуглавый орел. (Исключение составляют жители побережья Адриатики).

Предки албанцев вышли на легендарную Косовскую битву именно в составе сербского войска св.князя Лазаря. А герой Милош Обилич, ценой своей жизни поразивший султана Мурада, воспет не только в сербском, но и в албанском фольклоре: у албанцев почитается витязь по имени Милош Копилик. Прозвище Копилик восходит к неблагозвучному для житийного канона прозвищу Кобылич, которое, по-видимому, и было заменено на ставшее хрестоматийным Обилич[ii].

После поглощения Балканского полуострова османами, сербско-албанские взаимоотношения качественно не изменились. Поражение сербской армии св. кн. Лазаря на Косовом Поле привело к утрате независимости, что не означало духовного порабощения.

Сербы попали в вассальную зависимость к туркам. Баязет, сын погибшего султана Мурада, заключил дружественный союз с наследником князя Лазаря - Стефаном. Стефан отдал свою сестру - Деспину замуж за Баязета; кроме того, он обязался поставлять сербские войска в турецкую армию и командовать ими[iii].

 

Скендербег

Скандербег (Георгий Кастриоти)Сын албанского князя был заложником при дворе султана. Там его воспитали, выучили и насильственно обратили в ислам. Так Георгий Кастриоти стал Искандер-беком (алб. Скендербей).

В историю Скендербег вошёл как вождь восстания, которое шиптары до сих пор празднуют в качестве национального праздника. Речь идёт о 28 ноября 1443 года, когда албанские старшины провозгласили Скендербега главой княжества Кастриоти. К восстанию Скендербега побудило триумфальное шествие венгерского войска, выступившего в крестовый поход против Османов. К венгерским крестоносцам присоединились и сербские дружины - и к ноябрю этого года у турок был отбит город Ниш. Тогда-то Скендербег с тремя сотнями верных ему людей покинул турецкий лагерь, публично отрёкся от Ислама и возглавил восстание албанцев.

Несмотря на то, что спустя год после этих событий, в ноябре 1444 года крестоносцы короля Владислава III потерпели поражение, Скендербег продолжил борьбу с турками, заключив союз с Венгрией и Венецией.

После падения Константинополя турки попытались наладить отношения с правителями христианских княжеств Балканского полуострова. Однако, отважный князь продолжил борьбу с турками и на подавление очередного албанского восстания был отправлен выдающийся османский полководец Махмуд-паша Ангелович - обращённый в ислам серб. Стремительно перемещавшемуся по всему адриатическому побережью отряду Скандербега удавалось избежать разгрома и для турок подавление восстания стало просто вопросом принципа. Воины албанского князя то скрывались в горах, то погружались на галеры и исчезали в море. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла весть о том, что отважный воин скончался от малярии.

Узнав о смерти Скендербега, султан воскликнул: «Наконец-то Европа и Азия принадлежат мне! Несчастное христианство. Оно потеряло и свой меч, и свой щит».

Отец героя похоронен в сербском монастыре, а сам легендарный албанский князь был и остается олицетворением сопротивления захватчику. Спустя несколько столетий соотечественники великого шиптаря вернутся на земли Косова, чтобы, приняв Ислам, выступить в роли верных охранителей турецкого государства, кровно заинтересованных в том, чтобы ничто не угрожало бы могуществу Османской империи.

 

Державостроение турок

Итак, несмотря на то, что гибель Скендербега означала ликвидацию автономии албанцев и окончательному установлению в этой части Балканского полуострова турецкого владычества, ни о какой насильственной исламизации шиптаров в то время речь ещё не шла. Более того, в силу целого ряда причин турецкое завоевание на протяжении еще более 200 лет не переходило в рабство.

Во-первых, завоеватели были сравнительно малочисленны. В Европе им противостояли массы населения, значительно более многочисленные, нежели в любой из покоренных стран Азии, и более разнообразные и сложные по своему национальному, религиозному, политическому характеру. Осуществить их ассимиляцию было достаточно сложно.

Во-вторых, физическое притеснение породило бы недовольство и спровоцировало бы антитурецкую активность. Зачем туркам новые проблемы, на разрешение которых приходилось бы снимать войска с рубежей империи?

Исходя из этих соображений, Мурад предпочел проводить в отношении местных христиан политику определенной терпимости. Он использовал в войнах тысячи воинов христианского происхождения и нередко под руководством их собственных князей. В качестве платы за службу им гарантировались освобождение от налогов и право пользоваться выделенными государственными землями и доходом с них.

Османская империя была в целом веротерпимой. Тем не менее, духовные вопросы проецировались на плоскость социальной жизни: путь в «эшелоны власти» лежал через «обрезание и отуречивание».

Именно «потурченцы» - перешедшие из христианства в ислам - были опорой стамбульских султанов. Из «потурченцев» состояла турецкая гвардия - янычары. Точно так же и визирями (министрами) зачастую были перешедшие в Ислам представители покорённых турками народов. Благодаря этому султан был частично защищен от интриг, поскольку визирь не имел кровной привязанности ни к какому из кланов. Следовательно, могущественные мусульманские семьи не могли напрямую - через своих людей - воздействовать на «вектор политики».

Среди «потурчанцев» было немало выходцев как из сербских, так и из шиптарских родов, а кровно-племенные связи и у тех, и у других были достаточно сильными. Родич, «выбившийся в люди», воспринимается как благодетель. Достаточно вспомнить великого визиря Мехмет-пашу Соколовича, обращённого в Ислам боснийского серба, который в 1667 году добился восстановления Сербского патриархата. Турки, дав разрешение на восстановление автокефалии Сербской Церкви и т.о. фактически выделения сербов из общеправославного миллета[iv], преследовали политические цели.

Теперь турки, покорив сербских князей, фактически ликвидировали вековой бич сербов - феодальную раздробленность. Утратив политическую независимость, сербы, тем не менее, обрели духовное единство - теперь, при сохранении военно-административного владычества турок, было ликвидировано культурно-религиозное владычество греков. И устойчивость Османской империи было гарантом того, что такое положение вещей сохранится. Теперь не только прекратился отток христианского населения в Австрийскую империю, но в лице сербского православного населения Османская империя обрела лояльных подданных.

Такое положение вещей сохранялось до конца XVII века.

 

Османы делают ставку на исламизированных албанцев

События конца XVII в. коренным образом изменили судьбу сербского народа.

После того, как Ян Собеский разгромил турок под Веной, «Священный Союз», объединивший Австрию, Венецию и Польшу, вторгся в пределы Османской империи.

Сербы, испытавшие возрождение, видят в турках поработителей и, потому, присоединяются к католической армии. Война закончилась подписанием неблагоприятного для турок Карловацкого мирного договора, который продемонстрировал то, что эра Османской экспансии завершена. Турки утратили значительные территории, однако, населённые албанцами и сербами края остались под контролем султана. И теперь османы предпринимают ряд мер для того, чтобы обезопасить свои рубежи.

Сербам доверия больше нет, поэтому население Косова и Метохии подвергается резне. Предвидя такую развязку, Печьский патриарх Арсений вместе с 37 тысячами православных семейств решает уходить в Австрию. В городах Печь, Приштина и Призрен оставляются гарнизоны, состоящие из татар, однако оставлять гарнизоны сколь угодно долго было невозможно, поэтому великий визирь предложил заселить эти плодородные долины жителями нищих скалистых вершин.

Итак, есть плодородные долины Метохии и Косова поля, обезлюдевшие после войны, великого исхода и репрессий; и есть также и шиптари-пастухи, которые крайне нуждаются в плодородной земле. Совершенно логично было бы дать возможность шиптарям существенно улучшить жилищные условия. Причем переселенцы прекрасно будут отдавать себе отчет в том, кому именно они обязаны своим новым положением...

Благополучие албанцев, поселившихся на равнинах, целиком и полностью зависит от стабильности Империи. Рухнут османы - вернуться сербы. Вернуться сербы - сгонят с долин и загонят обратно в «страну орлов и камней». Так горцы-шиптари окончательно стали преданными слугами Порты.

Граница албанских земель не менялась в течении первых двух веков турецкого владычества на Балканах - во время роста и усиления Турции. И лишь тогда, когда покоренные турками христианские народы, в первую очередь, сербы, покушаются добиться освобождения, албанцы-мусульмане начинают формироваться в щит, отделяющий Империю от беспокойной провинции.

Остаётся добавить, что происходило это в период правления великих визирей из албанского клана Кёпрюлю[v], правивших Османской империей с 1656-го по 1735-й.

 

Колонизация албанцами земель Старой Сербии

Колонизация албанцами земель Старой Сербии происходила следующим образом: вначале в горах появились вооружённые албанские удальцы, похищающие детей, пасущих скот. Крестьяне, занимающиеся земледелием, боятся отправлять их на горные пастбища, находящиеся вдалеке от сел, а вблизи поселений не так-то много места для выпаса крупного скота. Следовательно, сокращаются стада - начинает хиреть хозяйство. Потом бандиты, обнаглев от безнаказанности, подбираются к селениям и начинают терроризировать сельское население.

Вслед за этим 2-3 семьи селятся в сербском селе и продолжают демонстративно поддерживать связи со своими воинственными соплеменниками. Сербы начинают в отчаянии покидать родные места или же пытаются приспособиться к новым условиям - принимают ислам. Исламизации были подвержены в первую очередь те края, где число албанцев было наибольшим. Первое поколение исламизированных сербов (которых еще можно было назвать «криптохристианами») сохраняли язык. Они тайком продолжали славить старые христианские обычаи (Крестную Славу, Пасху, Рождество, кумовство). Далее, мощное албанское окружение оказывает влияние на одежду и на язык: вне семейного круга сербы-мусульмане начинают пользоваться тем диалектом, на котором общались пришлые инородцы.

Социальная мимикрия провляется в том, что сербы перенимать внешние элементы быта господствующей этно-культурной группы. Албанизация исламизированных сербов начиналась чаще всего в третьем поколении после принятия Ислама. Смешанные браки расширяли именно албанские племенные сообщества т.к. ребенок считался уже албанцем.

Православные сербы еще очень долго называли своих исламизированных, а позже албанизированных соплеменников не арнаутами, но арнауташами - до тех пор, пока спустя несколько поколений не блекло воспоминание об их славянском происхождении.

И, все же отличия между албанцами и сербами-мусульманами были немалыми. В первую речь идет о стереотипе поведения. Албанизированные сербы представляли собою «униатский» социо-культурный тип. На сербском этническом просторе и позже было значительно больше такого элемента, нежели настоящих албанцев. Потомки арнауташей либо развили мощную приспосабливаемость и пробивную способность и составили существенную часть нынешних косовских «албанцев».

Другая часть арнауташей стала идентифицировать себя турками - что для сербского менталитета неудивительно, ибо сербы привыкли религиозную принадлежность идентифицировать с нацией. Потомки сербов-римокатоликов в конечном итоге становятся хорватами, потомки сербов-мусульман - турками.

 

Албанское национальное пробуждение

Файл:Albanian vilayet.jpgВплоть до второй половины XIX  века ни о каком национальном самосознании албанцев речи не шло. Албанцы позиционировали себя по вероисповеданию, и по принадлежности к фису. Стимулом к национальной деятельности стало намерение разделить края, населённые шиптарами, между Сербией, Черногорией и Болгарией. Это вселило тревогу не столько даже в сердцах самих албанцах, сколько в умах дипломатов из имперских столиц.

 Весной 1878 года в Константинополе был создан Албанский Янинский комитет, который выступал за право албанцев создать свою автономию в составе Османской империи. Декларация об автономии Албании была принята во время работы Призренской Лиги летом того же года.

Сейчас нередко можно встретить отождествление духа Призренской Лиги с духом более позднего Албанского Просвещения, но это не корректно.

Программа Призренской Лиги недвусмысленно демонстрировала именно османское самосознание активистов этого движения:

«Цель нашей Лиги - не принимать и остаться на расстоянии от любой власти, кроме Порты, и бороться с оружием в руках за защиту всей территории. Наша главная цель сохранение царских прав неприкосновенного его величества султана, нашего господина. Поэтому все те, кто этому противится и мешают миру, те, кто стремится ослабить авторитет власти, те, кто этому помогает, будут рассматриваться как враги нации и родины...

Мы будем защищать наши жизни, богатство и честь на основе высокого религиозного закона Шариата... Если Сербия мирным способом не уйдет с бесправно занятых территорий, то мы пошлем против нее башибузуков (хакинджилеров), и будем стараться до конца занять те территории, и в том же ключе будем действовать против Черногории...

На основе данного слова, мы, представители непобедимых героев Северной Албании, Эпира и Боснии, тех героев, которые с рождения не знают другой игры, кроме оружия, и которые готовы отдать свою кровь за Царство, за нацию и за родину».[vi]

В силу ряда причин Призренская Лига не получила нужной поддержки вне Косова и Метохии. Например, мусульманский радикализм был чужд жителям Албанского побережье Адриатики (где преобладали шиптары-римокатолики), или в Эпире (где местные албанцы исповедовали Православие), или во внутренних горных районах, где Ислам был не настолько чист, как в среде косовских шиптаров, и где был распространён суфизм.

Порта отказалась обсуждать вопрос о создании автономного албанского вилайета, и в ответ на это в 1880 г. руководство Лиги заявило о разрыве связей с Османской империей. Мятеж косовских албанцев был подавлен и с Портой, а ее вооруженные силы заняли основные центры Косова и Западной Македонии.

Призренская Лига была ликвидирована и «албанское национальное пробуждение» временно притихло, с тем, чтобы к моменту, когда турки в результате 1-й Балканской войны будут оттеснены к Стамбулу, на политической карте появилось независимое албанское государство в современных границах.

Государство, впрочем, получилось весьма неустойчивое, только в межвоенные 20-30-е годы непрерывно сменялись не только кабинеты министров, но и формы правления:  княжество (1914-1925) - республика (1925-1928) - королевство (1928-1939)...

Видимо, одной из причин такой рыхлости было то, что «демократическая парламентарная монархия», пребывающая в границах, определённых в Лондоне в 1913 году, не обладала необходимым потенциалом, чтобы воплотить в жизнь идею собирания в одном государстве всех шиптаров, проживающих в этой части Балкан.

Эту идею могли реализовать пассионарные косовские албанцы, опирающиеся на внешнюю силу - на Италию, на Третий Рейх, наконец, на Соединённые Штаты.

 

Дивизия СС «Скандербег»

Файл:Map of Albania during WWII.pngТак, после сокрушения королевской Югославии в 1941-м албанские территории в итальянской оккупационной зоне в Черногории, славянской Македонии и наибольшей части Косова и Метохии были переданы Албании, пребывавшей тогда под протекторатом Италии. Таким образом, была воплощена в реальность одна из идей, озвученных ещё Призренской Лигой.

Когда было объявлено о капитуляции Италии, албанцы осталась союзниками Рейха в борьбе против антифашистской коалиции с единственной целью - сохранить Великую Албанию. Не случайно именно в сентябре 1943 г. в присутствии представителей албанцев из Космета, Черногории, западной части Македонии и Новопазарского санджака под патронатом Третьего Рейха была возрождена Вторая Призренская Лига.

После выхода Болгарии из состава гитлеровской коалиции в сентябре 1944 г. границы Албании (перешедшей тогда под немецкий контроль) были расширены до Скопье и оттуда вдоль линии Куманово - Прешево - Буяновац.

В отличие от итальянцев, немцы понимали, на кого конкретно нужно опереться. Так 1 мая 1944 года из албанских мусульман-суннитов (в основном) Косова и Метохии была сформирована дивизия СС «Скандеберг». Албанские эсэсовцы свели счёты с теми, кто чувствовал себя в относительной безопасности до тех пор, пока при власти были итальянцы. Речь идёт о резне сербских священников и депортации в лагеря смерти скрывавшихся в итальянской зоне оккупации югославских евреев.

Кроме карательных функций, впрочем, дивизия ничем себя не зарекомендовала, и когда стало ясно, что никакой Великой Албании под покровительством «тысчелетнего Рейха» не получится, из дивизии дезертировало порядка 3,5 тысяч бойцов-шиптаров. Дивизию «Скендербег» расформировали, а оставшихся бойцов включили в дивизию СС «Принц Евгений», которая, как известно, капитулировала лишь в мае 1945.

История с карателями из дивизии «Скандербег» поучительна тем, что несмотря на то, что религиозность не является добродетелью, присущей племени шиптаров, и помимо поговорки про веру и саблю существует ещё одна поговорка: "Религия албанцев - албанизм", тем не менее, внешние силы, желающие разыграть албанскую карту, ставку всегда делают именно на албанцев-суннитов.

Так было и при султанах, и при Адольфе Гитлере. Так было и при Билле Клинтоне.

 

Продолжение следует

 

 


[i] Исключение составляет период с 1444 по 1478 гг., когда в результате антитурецких крестовых походов была временно восстановлена власть сербских князей, а часть краёв, населённых предками современных албанцев, были признаны как турками, так и итальянцами в качестве независимого государства.

[ii] Битва на Косовом поле - одно из самых кровопролитных сражений средневековья. Четыре пятых ее участников полегли там. Легенда, ставшая краеугольным камнем сербского самосознания, рассказывает, что накануне решающей битвы на Косовом поле в 1389 г. князь сербский Лазарь имел видение, где ему предлагался выбор - царство земное или Царство Небесное.

Св. князь выбрал Небесную Сербию - и сонм священномучеников Косова поля спаял враждовавших между собою сербов, рассеченных границами феодальных владений.

[iii] В первой половине XV века, когда вследствие угрозы со стороны Тамерлана натиск османов временно ослабел, сын св.князя Лазаря, Стефан предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград, вновь подчинил ряд южносербских областей. Весь XV век сербские края представляли собою арену сопротивления, которое оказывали туркам сербы и венгры. А когда на турок обрушился Янош Хуниади, то к антитурецкому союзу присоединился и мятежный Скендербег.

[iv] Миллет - юридический термин, распространённый в мусульманских странах - религиозная конфессия, обладающая автономными административными учреждениями (в сфере судебного производства, образования и т. д.), расположенными в специально отведённых для этого кварталах городов. В XV-XX веках понятие «миллет» получило широкое распространение в Османской империи для разделения населяющих её народов по религиозному признаку.

[v] Речь в данном случае идёт о великих визирях Фазыле Мустафа-паша Кёпрюлю (10 ноября 1689 - 19 августа 1691) и Хусейне-паша Кёпрюлю (17 сентября 1697 - 4 сентября 1702)

[vi] Цит. По: Пономарева Е.Г. Проект "Косово": мафия, НАТО и большая политика / Е.Г. Пономарева // De Conspiratione. Сборник монографий / Сост. А.И. Фурсов. - М.: КМК, 2013. https://history.wikireading.ru/387488

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 9, Павел Тихомиров

Но Европа далеко не всегда была "лучом света в тёмном царстве". Тем более в описываемое время.

Спасибо за приветствие, Павел! Ну, насчёт этого-то, да, полностью согласен. Это сейчас она стала этаким «сияющим градом на холме», о котором томно и непрестанно вздыхает немало наших соотечественников, что лично меня, например, давно коробит. А в те времена, уж по крайней мере до XVI века, Европа (Запад) сама была если не «тёмным», то «серым царством».
Святослав28 / 21.11.2018, 19:40

9. Ответ на 8., Святослав28:

Однако, как я читал в наших исторических исследованиях про доосманскую Боснию, вроде при предпоследнем боснийском короле Стефане Томаше босанкая «церковь» была ликвидирована католиками и боснийская знать с большей частью богумильского населения якобы перешли в католичество.

Святослав, приветствую! Богумильская "церковь" во времена вассальной зависимости от Венгрии была ликвидирована очень даже не полностью. Например, Jевто Дедиjер писал про то, что лишь частично удалось обратить в католичество бывших богумилов. Потом, согласно исследованиям этого автора, в католицизм переходили православные, поскольку католики пользовались покровительством граничащих с Османской империей государств. Ранее католическое население края увеличивалось за счёт переселенцев из Далмации и Хорватии, бежавших от чумы. Что же касается исламизации всех богумилов и части православных, то тут нужно , как мне кажется, вот на что обратить внимание. Мы воспитаны европоцентрично, и это нормально. Но Европа далеко не всегда была "лучом света в тёмном царстве". Тем более в описываемое время.
Павел Тихомиров / 20.11.2018, 04:36

8. Ответ на 7, Павел Тихомиров

Спаси Христос и Вас, Павел! Про Боснию и Рашку конечно хотелось бы почитать. Давно интересуюсь средневековой доосманской Боснией, её своеобразной еретической церковью «богумилов» или «патаренов» (как их называли на Западе), против которых римские папы объявляли целые крестовые походы. И тем, как так получилось, что Босния, которая была захвачена турками позже других балканских стран, и находилась дальше всего от центров османского государства, оказалась так быстро и значительно исламизированной по сравнению с другими землями Балкан. Видимо тут сыграло большую роль, что здесь прочно не утвердились в доосманское время ни католичество, ни православная вера, а тут ещё расцвела богумильская ересь, возникла своя «церковь», которая имела свою главу называемую «дедом» и поддерживалась боснийскими банами (позже королями), знатью. Однако, как я читал в наших исторических исследованиях про доосманскую Боснию, вроде при предпоследнем боснийском короле Стефане Томаше босанкая «церковь» была ликвидирована католиками и боснийская знать с большей частью богумильского населения якобы перешли в католичество. Меньшая часть населения перешла в православие, в том числе последний глава («дед») «босанской церкви». Ну а потом нагрянули турки, и произошла на удивление стремительная исламизация Боснии. Распространённой версией является то, что именно бывшие богумилы якобы массово приняли ислам. Хотя есть другие мнения и не всё так ясно. Да, Вы правы, нынешние «босняки» являются более упёртыми мусульманами нежели шиптары, для которых на первым месте их национализм, а вера на втором. Достаточно заметить, что шиптары более сплочёны и не разделяют так себя из-за веры (ведь у них есть и христиане, и мусульмане) как сербы или болгары. Вызывает огорчение эта стремительная исламизация Боснии и Рашки, из-за чего возник этакий исламский плацдарм на западе Балкан с не очень хорошими последствиями в будущем.
Святослав28 / 19.11.2018, 21:18

7. Ответ на 6., Святослав28:

Ждём продолжения.

Святослав, спаси Христос за добрые слова, мы ведь с Вами полемизируем по македонской проблематике уже не один год)). Продолжение планируется уже о специфике Боснии и исламизированной части Рашской области ("Саджака"). Идея материала изначально заключалась в том,ч тобы противопоставить религиозно легкомысленных шиптаров-националистов, лишь использующих ислам (и используемых) в мобилизационных целях, - и "твердоглавых" босанцев, твёрдо стоящих в своих убеждениях; а также указать на принципиально разные пути к исламизации этих народов. (Помаков мы тут рассматривать не собирались, т.к. то - особый разговор). Сегодня листал и Цвийича, и Слипчевича, пока никак не могу найти изюминку в описании исламизации Боснии, которая зацепила бы русского читателя. Разве что указать на то, что средневековые доосманские боснийские "крищаны" были, по всей вероятности, всё-таки разновидностью богумилов, поэтому переход в ислам "всем миром" не был чем-то из ряда вон.
Павел Тихомиров / 18.11.2018, 22:58

6. Албанцы и «Большая Албания»

Познавательная статья. Ждём продолжения. Но есть несколько уточнений и дополнений. Да, в Хорватский национально-культурный корпус было вовлечено значительное количество славян-римокатоликов,

Думается точнее сербов-римокатоликов. Они ещё долго помнили своё происхождение и отличали себя от природных хорватов. Тот же Дубровник, например. Нынешние шиптары являются потомками народностей тосков и гегов, которые, в свою очередь, делились на фисы - родовые кланы.

Князья предков шиптарей исповедовали православную веру и пользовались сербской версией церковно-славянского. Этот факт подтолкнул часть сербских «фоменковцев» к тому, что никаких таких тосков и гегов вообще никогда не существовало, но земли нынешней Албании населяли самые настоящие сербы. Это конечно перебор

Отчасти они правы. По крайней мере относительно нынешних средней и южной Албании и областей Скадара, Пилота в Северной Албании. До XIII века предков нынешних албанцев или арбанасов, как их тогда называли, на этих землях почти не было и заселены они были в большинстве славянами, на севере Албании сербской группы, а в южной, – болгарской группы. Всё это убедительно показал в своей интересной исследовательской монографии «Славянское население Албании» известный русский этнограф и языковед А.М.Селищев. На это указывает почти сплошная славянская топонимика в средней и южной Албании, да и подтверждается это средневековыми документами. До того как произошла албанизация Косово и Метохии, то же произошло и со средней и южной Албанией, по той же методе и схеме. Коренной территорией арбанасов первоначально являлись по выводам Селищева североалбанские области Мати и Ишми, откуда они начали свою экспансию. Вообще не очень ясно, откуда взялось это разделение на тосков и гегов, так как, по-моему, в средневековых источниках такого разделения ещё нет. Приведу некоторые цитаты из работы Селищева А.М.: «В VII—VIII в. в. в бассейнах южной Быстрицы, Воюсы, Девола-Семени, Шкумби и в районе Скадрского озера водворился новый этнический элемент — славянский.» «Области бассейна Мати и Ишми — там находились ранние поселения албанцев, до их движения к югу и северу. Туда зашли только немногие славянские группы. Топографические названия этого края являются албанскими.» «В 60-х годах IX в. при болгарском князе Борисе-Михаиле юго-восточная Албания вошла в состав Болгарии.»… «В начале Х-го в., при Симеоне, в состав Болгарии вошли прочие области Албании (кроме Драча)..» «В покорённых областях были поправлены и переустроены некоторые города: Главиница (Главница), Авлона (Валона), Пулхериополь — Белград (нын. Берат) и другие. В области Кутмичевицы, Девола, Воюсы и в области Охридского озера проходила учительная деятельность Климента, ученика Мефодия (886—893 г. г.). Главными городами тут были Дѣвол, Охрид и Главиница или Главница.» «В конце ХIII-го в., к началу ХIV-го произошли в Албании весьма значительные изменения в социальном отношении… В конце XIII в. с гор спускаются албанские пастухи со скотом, с женами и детьми, проходят с погромом по долинам, обессиленным уже предшествующими событиями, идут на юг, в Фессалию. Буйство горцев-пастуховъ (т.е. албанцев, моё примеч.) происходило и в начале XIV в. … Византийские войска Андроника III прогнали албанцев до гребней гор и отобрали у них весь скот. Византийская победа, разгром пастухов, возбудили сильную ненависть у них по отношению к грекам. В походе Стефана Душана в Фессалию (в 1348 г.) принимали большое участие албанцы. Имущество греческих архонтов и стратиотов было передано албанским знатным лицам и солдатам. В результате передвижения населения с севера на юг, в Эпире и Фессалии в конце XIII и в XIV в.в. водворилось много албанцев.» Селищев опираясь на документы, так описывает процесс постепенного водворения албанцев в теперешней средней и южной Албании в XIV-XVI в.в.: «Население долин было разорено и обессилено бесконечными войнами, военными наборами и податями. Славянское население гибло в битвах, подвергалось разгрому в селах долин. Оно не получало подкрепления со стороны. Оно не было сплочено в своей общественной жизни. Родовая связь здесь у славян не была такой тесной, как у албанцев… Среди этого населения бурно поселяются спустившиеся с гор албанцы. Еще значительнее было передвижение албанцев с гор в долины и социально-этническое обессиливание славян (и влахов) в XV—XVІ в.в., когда под турецким давлением рушились централизующие государственные организации Византии, Сербии и местных династов. В течение времени горные албанцы, крепкие своей родовой организацией, связанные бесой и кровавой местью, оседают в долинах и подчиняют себе тамошнее население, обессиленное, разъединенное.» Ну а далее последовало частичное выселение и исламизация с албанизацией оставшегося местного славянского населения. Хотя оставались славянские группы в населении Албании ещё до конца XVII – XVIII века.
Святослав28 / 18.11.2018, 22:08

5. Ответ на 4., Таксист:

Албания не годится на роль запала для "балканской пороховой бочки" - она слишком слаба во всех отношениях и внутренне надломлена

Конечно. Но ведь речь идёт не о республике Албании, а о "Великой Албании", энтузиастами которой являются не жители респ.Албании, а Косовские и Македонские Шиптары. Об этом-то и речь.
Павел Тихомиров / 13.11.2018, 19:59

4. Re: Исламизация западной части Балканского полуострова

Спасибо за статью! Думал, тут будут, к сожалению, слишком характерные для сайта "панические атаки", но оказалось, налицо очень трезвый и точный взгляд. Я все же думаю, что Албания не годится на роль запала для "балканской пороховой бочки" - она слишком слаба во всех отношениях и внутренне надломлена. В 1997 году, если память не изменяет, у них даже случилась небольшая гражданская война, о которой сейчас вспоминают неохотно, а если и вспоминают, то занижают число жертв на порядок и деликатно именуют конфликт "массовыми беспорядками". Единственный рычаг давления - демографический, но сам по себе он недостаточен, а если параллельно развивать другие сферы - экономику, культуру, поднимать уровень жизни и образованности - то албанская рождаемость быстро упадет до сербского или хорватского уровня... Такая вот дилемма.
Таксист / 13.11.2018, 17:56

3. Re: Исламизация западной части Балканского полуострова

Спасибо, очень интересно!
ерусалимецъ / 12.11.2018, 09:35

2. Ответ на 1., Koordinator:

И кто будет "взрывать" Балканы - албанцы, хорваты или мусульмане БиГ.

Хорваты - вряд-ли, они "заточены" были против сербов, сейчас им просто не с кем больше ссориться. (Ну не с евреями же? те-то им быстро покажут и клеронацизм, и "щит католичества" , и всё такое прочее). Бошняки? Не думаю, что они способны на провоцирование сильного взрыва. Максимум - беспорядки в "дистрикте" Брчко - м.б. перенос напряжённости в Санджак. Но вот если Санджак перейдёт под влияние шиптаров, то тогда станет ясно, что проект "Великая Албания" - это идеальный детонатор. Т.е. с одной стороны лобби в ЕС + полумиллионная диаспора в Италии; с др. - дамоклов меч над "Северной" Македонией, потенциально возможный конфликт с греками и дополнительный фактор сербофобии Черногории (особенно в соотв.районах на границе). Ну и самое главное - Косово.
Павел Тихомиров / 12.11.2018, 09:34

1. очень интересно!

Но вот ЧТО авторы расскажут далее - о сегодняшнем дне и о завтрашнем...буду ждать. --- Также хочется увидеть описание воздействия албанской диаспоры в Германии и Швейцарии - на текущие расклады в ЕС. И кто будет "взрывать" Балканы - албанцы, хорваты или мусульмане БиГ.
Koordinator / 11.11.2018, 21:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
«Книга или экранизация. Что лучше?»
В Москве завершились съёмки литературной викторины
21.10.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Михаил Михайлович Иванов
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Наше государство не может предложить Сербии идейной альтернативы, российские дельцы безразличны к простым людям, российские чиновники безынициативны
06.04.2020
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
В Сербии нет ни пророссийских СМИ, ни пророссийских НКО
28.03.2020
Нового поколения славянофилов и русофилов в Сербии нет
Участники Балканского Клуба РНЛ о причинах провала политики России на Балканах
25.03.2020
Патриарху Иринею мстят за критику протестов
Об истоках информационной кампании против Предстоятеля Сербской Православной Церкви
09.04.2019
Нужно ли России делить «сукиных сынов» на «своих» и «чужих»?
Участники «Балканского клуба» о том, почему нашей стране не следует поддерживать Александра Вучича
29.03.2019
Все статьи Михаил Михайлович Иванов
Новости Косово
Звенеть кимвалом или все-таки покаяться?
Заметки из Косово и Метохии
05.10.2024
Займись собой, не грози Небу
Заметки из Косово и Метохии
17.09.2024
Пагубная многовекторность: почему власти Сербии раз за разом проигрывают в Косово
Север отторгнутого края становится по факту албанским
17.09.2024
«Это вызов всем христианам»
Святейший Патриарх Кирилл осудил кощунственную акцию косовских албанцев на развалинах древней Ульпианы
16.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Советский недобиток
09.11.2024 06:51
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Агафон
09.11.2024 00:23
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.11.2024 00:00
Хватит ныть!
Новый комментарий от Агафон
08.11.2024 23:39
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:35
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:33
«Разговоры о важном»: Что мы знаем об СССР?
Новый комментарий от Очевидец
08.11.2024 23:24