Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О происхождении албанцев

Олег  Валецкий, Русская народная линия

Косово / 23.10.2018


Доказательств об иллирийских корнях албанцев просто не существует …

 

Происхождение албанского народа до сих пор не выяснено и нельзя утверждать, что иллиры - албанцы, ибо доказательств об иллирийских корнях албанцев просто не существует.

Существуют упоминания об албанцах лишь у отдельных средневековых авторов как например Иоанн Кантакузин и Папа Ипполит Третий, но это датируется лишь временем от одинадцатого века и позже после Р.Х.

Откуда и когда албанцы появились на Балканах доподлино не известно и никаких упоминаний о них в истории ранней Византии нет.

 

Ведь допустив возможность того, что иллиры являются предками албанцев, следует тогда допустить, что «праалбански» говорили и им блики по языку и культуре, согласно античным авторакм,фракийцы,мессапы, и мизийцы.

Тем самым получается, что сама теория о том, что иллиры и им близкородственные мессапы в Южной Италии, как и родственные иллирам народы фракийцев, даков и мизийцев, жившие на просторах от Дуная до Малой Азии, являются славянами, куда менее абсурдна, нежели усвоенная в 20-м веке теория о том, что албанцы являются потомками иллиров.

К тому же подобная теория в свою очередь, приводит к еще более абсурдному заключению о том, что румыны по сути - романизированные албанцы, поскольку очевидно, что римляне, заселяя Дакию своими переселенцами, закономерно вели и ассимиляцию завоеванного народа, в данном случае даков.

Тем не менее теория о происхождение албанцев от иллир дольше всего задержалась как раз в научной среде бывших СССР и СФРЮ.

Между тем еще немецкий академик, профессор Густав Вейганд (1860-1930), выдвинул двенадцать доказательств того, что албанцы не являлись потомками иллиров.

Сербский историк Ольга Лукович-Пьянович в своей книге «Сербы-народ самый древний» приводит выдержки из работы польского ученого Казимира Шульца «О происхождении и жительстве древних Илир» (De origine et sedibus veterum Illyriorum Casmirus Szulc.Poznanj,1856), вышедшей в 1856 году в Познани, в которой польский автор делал заключение о том, что фракийский и иллирийский языки были в сущности одним и тем же языком, и отвергает всякую возможность того, что албанцы - потомки древних илиров. (Ольга Луковић-Пьяновић.«Србе-народ најстарији». «Мирослав». Земун.  2003 г.)

Это же заключение подтверждает Ольга Лукович-Пьянович сравнительным исследованием албанского языка, который как литературный появился только в XIX веке, причем сам народный албанский язык отличался бедностью словарного запаса.

Первый албанский алфавит, согласно профессору Сорбоннского университета Миролюбу Ефтичу был создан цинцаром Наумом Вечилхаджи в 1825 году в городе Браили в Румынии, тогда как сами албанцы до 19-го века практически не имели своих литературных произведений, да и те создавалась в значительной мере на эллинизированном и частично православном юге Албании тамошними цинцарами и греками. (Miroljub Jeftić. "Šiptari i islam"."Grafotomanija". Prnjavor, 1995)

Ключевую роль в распространении идей о том, что албанский язык возник из иллирийского языка, сыграл профессор Белградского университета Генрик Байрич, который в годы социалистической Югославии издал в 1955 году в Приштине книгу «Введение в историю албанского языка».

В ней Байрич утверждал, что название Наисус(Naissus-Nαισσoς), употреблявшееся албанцами для обозначения Ниша, Шкупи(Scupi-Σκoυπoι), употреблявшееся албанцами для обозначения Скопья, и Скардус Монс употреблявшееся албанцами для обозначения гор Шар-планины, являлись албанского происхождения. Его мнение было принято в Белградском и Новосадском университетах, среди которых самыми известными были академик Сербской Академии Наук и Искусства - САНУ, лингвист Павел Ивич и известный археолог Милутин Гарашанин.

Под редакцией Милутина Гарашанина САНУ выпустила в 1988 году научный сборник «Иллиры и албанцы (Илири и албанци)», в котором гипотеза о иллирском происхождения албанцев была представлена как аксиома.

Профессор же филологии Белградского университета Йован Деретич в своей книге «Культурная история сербов» пишет что Наисус(Naissus) слово кельтского происхождения и этот город по его мнению воздвигли кельты в конце Третьего века. (Јован Деретић."Културна историја срба"."Народна књига Алфа".Београд.2005 г.)


Со временем некоторые лингвисты, не знакомые с албанскими названиями, стали в именах Ниш и реки Нишава искать албанский корень лишь на основании наличия звука «ш».

С таким же успехом можно приписать албанские корни поселку Шушняры под Баня-Лукой в Боснии, где никогда не было ни одного албанца, тем более что и в Косово албанцы появились только с приходом турок, в 16-17 веках.

При том и доныне северные албанцы - геги - довольно значительно отличаются от южных албанцев - тосков, многие их фамилии имеют сербское происхождение, а язык полон сербскими словами, тогда как нынешний албанский язык, созданный на основе наречия «тоска», отличается недостатком словарного запаса, что для "автохтонного» народа довольно необычно, и вряд ли мог быть наследником какого-либо языка народа, имевшего бы мало-мальски развитую цивилизацию.

Между тем известно, что иллирийский язык был литературным языком, и римский поэт Овидий, находясь в ссылке в гетском городе Томис, писал на нем поэмы, да и само распространение иллирийского языка, которое согласно Хансу Краэ, охватывало Балканы, юго-восточную Италию, Польшу, Венгрию и Малую Азию, исключает какую-либо связь этого языка с албанским.

Уже сама здравая логика выступает против абсурдных идей о том, что албанцы -  автохтонное население Балкан, ибо, будь они автохтонным племенем, их исторические памятники ныне можно было бы найти в труднодоступных районах не только Черногории и Герцеговины, но и в соседних Карпатах, где жили даки, родственные иллирам, и в Родопах, где жили родственные иллирам фракийцы. Между тем на практике не найдено никаких археологических доказательств тому, что албанцы вообще жили на территории современной Албании даже в эпоху раннего Средневековья.

Таким образом возникает вопрос - раз грамматика иллирийского языка остается неразгаданной, то на каком основании этот язык объявляется рядом исследователей (например, А.В. Десницкой) «праалбанским»?

Единственным «доказательством» того, что албанцы якобы потомки иллиров, является то, что ныне албанцы проживают на землях исторических иллиров, но тогда с большим основанием потомками иллирийцев можно считать цыган, которые куда в большом количестве находятся на территориях нынешних Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии и Болгарии.

К тому же восстановить язык по надписям на надгробных памятниках и по надписям на зданиях не слишком-то логично, ибо в таком случае какой-нибудь будущий археолог мог бы заключить, что в Боснии и Герцеговине жили не славяне, а англичане и арабы.

Наличие тех или иных слов в том или ином языке не может быть основой для того, чтобы не дешифрованный язык относить к той или иной языковой группе, как это делают с иллирийским языком, относя его к албанскому. С таким же успехом язык сербов Боснии и Герцеговины, полном «турцизмов» (турецких слов и выражений) можно связывать с турецким языком.

Саму гипотезу о том, что албанцы были потомками иллиров, согласно книге австрийского историка Ханса Хофбауэра  книги «Эксперимент Косово» (Hannes Hofbauer. «Eksperiment Kosovo: povratak kolonializma». «Albatros Plus». Beograd. 2000 - Hannes Hofbauer. "Experiment Kosovo: Die rück kehr des kolonialismus").

В Европе впервые высказал немецкий историк Йохан Тунман (Johan Thunmann) в своей книге «О истории и языке албанцев и влахов», вышедшей в 1774 году. Вначале эта теория не привлекала внимания, ибо в то время иллиров связывали со славянами, и не случайно, что возникшее в середине 19-го века движение за объединение южных славян получило название «иллирское движение», и тогда достаточно странно было бы как для сербов, так и для хорватов ассоциировать себя с албанцами.

Об иллирийском происхождении арбанасов широко стали писать во второй половине 19-го века австрийские историки Й.Г.Хан и Н.Йокл, а также германский историк Г.Вайганд.

Лишь после Берлинского конгресса данная теория получила политическую поддержку, и соответственно стала доминировать в исторической науке Германии и Австро-Венгрии, и в соответствии с этой теорией министр образования Сербии Стоян Новакович (1880-1883) ввел в учебные программы главу «О народах» трактата Константина Порфирогенита «Об управлении империей». Этот трактат впервые был представлен в Лионе в 1611 году, и его оригинал так и не найден.

Целый ряд историков начиная от Шафарика и до академика Сербской Академии Наук Милана Будимира выражали сомнения в достоверности многих данных этого трактата, особенно главы «О народах», которая впервые стала известна во второй половине 17-го века благодаря хорвату Ивану Лучичу из Трогира, и по мнению многих этих историков являлась позднейшей фальсификацией.

В дальнейшем глава «О народах» стала ключевым элементом в образовательной программе Югославии, так что в сборнике Сербской академии науки и искусства от 1986 года она послужила своего рода «трамплином» для новых «научных работ» по вопросу истории славян.

В то же время согласно книге Душана Пророковича «Косово: междуэтнические и политические отношения», в среде современных албанских историков чаще всего приводят теорию немецкого ученого Георга Штатмюллера (Georg Stadtmuller) о том, что албанцы как народ сформировались в районе Северной Албании из какого-то иллирского или фракийского племени. (Душан Пророковић."Косово: међуетнички и политички односи". Геополитика. Београд. 2011 г.)

Также известна теория немецкого историка Готфрида Шрама (Gottfried Schramm), обнародованная им в 80-е годы 20го века о том, что албанцы были потомками фракийского племени Бесса, жившего на просторах нынешней Болгарии, где они в 6-м веке приняли христианство, и переселившихся в Косово и Албанию под давлением тогдашних болгарских ханов, преследовавших христиан.

На базе подобных теорий, не подкрепленных никакими доказательствами, албанские историки провозглашают историческим фактом то, что албанцы - потомки иллиров.

Так, албанский историк Дардан Гаши пишет, что имя «албанец» происходит от иллирского слова Албан, то есть белый, нимало не смущаясь тем обстоятельством, что иллирский язык до сих пор не дешифрован, что достаточно легко проверить, открыв любую известную энциклопедию.

Между тем, как пишет австрийский историк Ханс Хофбауэр в книге «Эксперимент Косово», немецкий историк Михаэль Вайтман доказал, что имя Албаны появляется на Балканах только в 11-м веке для обозначения иностранцев, тогда как сами албанцы себя традиционно называли и называют «шиптар» (Shqipëtar). (Hannes Hofbauer. «Eksperiment Kosovo: povratak kolonializma». «Albatros Plus». Beograd. 2000 - Hannes Hofbauer. "Experiment Kosovo: Die rück kehr des kolonialismus").

Чешский истории Константин Ечирек писал, что средневековая Албания находилась между Скадром, Призреном, Охридом и Флором Ечирек пишет, что «геги и тоски от древности никогда не имели единого государства». (Albanien in der Vergangenhelit, Oster - Reichische Monatshefte fur den Orient. Nr. 1-2 Wien. 1914)

Так же согласно Ечиреку имя Шиптар - Shqiptor - возникло в новое время и в XV веке оно еще не было известно.

Чешский историк Павел Храдечный считал, что имя «Шиптар» означало «говорить ясно и громко». Албанцы же - это слово ассоциировали со словом shqipe, то есть «орел».

Тем не менее теории о происхождении албанцев от иллиров господствовали в годы социалистической Югославии в университете Приштины, в котором пользуясь благосклонностью Иосипа Броза Тито научные программы по истории и филологии практически переписывались с программ, принятых в Албании.

В 1964 году по инициативе Момчило Йокича  занимавшего тогда должность начальника Секретариата образования, науки и культуры Автономной области Косово в Приштине в «Салоне культуры» стали проводиться научные конференции под общим названием «Фальсификаты косовской науки» на которой свои доклады представили доктор этнологии Титомир Вуйканович, доктор истории Бранко  Бошкович,доктор археологии Йован Глишич,доктор истории Йован Ковачевич и ряд других сербских ученых которые подвергли критике труды албанских историков  таких как Скендер Риза,Марко Красничи,Али Хадри,Муляку и других-сторонников теории о «исторически албанском Косово». Последние как пишет Йокич в своей книге «Тайный досье Иосип Броз» в бывшей СФРЮ делали стремительные научные карьеры в Белграде, Загребе и Любляне пропагандируя идею о том, что албанцы были потомками иллиров, тогда как сербы в Косово появились лишь в Среднем веке, как и выдумывая мифы о героической борьбе албанцев против итало-немецких оккупантов. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Албанские коммунистические партизаны входят в Тирану в годы Второй Мировой войны

В 1964 году по инициативе Момчило Йокича  занимавшего тогда должность начальника Секретариата образования, науки и культуры Автономной области Косово в Приштине в «Салоне культуры» стали проводиться научные конференции под общим названием «Фальсификаты косовской науки» на которой свои доклады представили доктор этнологии Титомир Вуйканович, доктор истории Бранко  Бошкович,доктор археологии Йован Глишич,доктор истории Йован Ковачевич и ряд других сербских ученых которые подвергли критике труды албанских историков  таких как Скендер Риза,Марко Красничи,Али Хадри,Муляку и других-сторонников теории о «исторически албанском Косово».(Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Последние как пишет Йокич в своей книге «Тайный досье Иосип Броз» в бывшей СФРЮ делали стремительные научные карьеры в Белграде, Загребе и Любляне пропагандируя идею о том, что албанцы были потомками иллиров, тогда как сербы в Косово появились лишь в Среднем веке, как и выдумывая мифы о героической борьбе албанцев против итало-немецких оккупантов. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Как пишет Йокич единственный кто подержал их в Белграде был Слободан Пенезич, один из руководителей государственной безопасности Сербии, руководивший арестом Дражи Михайловича, бывший министр внутренних дел и председатель Скупштины (Парламента) Сербии который был тесно связан с тогдашним руководителем Государственной безопасности Югославии Александром Ранковичем.Однако Пенезич 6 ноября 1964 года погиб в автокатастрофе, а положение Ранковича к тому времени становилось шатким. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Ранкович для Тито как пишет Йокич становился опасным в силу того контроля которым он обладал над аппаратом безопасности СФРЮ, тем более что в ходе его визита в СССР один из секретарей ЦК КПСС как пишет Йокич на торжественном обеде предложил тост за Ранковича как за будущего Генерального секретаря югославских коммунистов. Это решило его судьбу на Брионском пленуме Союза коммунистов, где Ранкович был осужден как якобы организатор подслушивания Тито, о чем сам Тито получил информации от военной безопасности. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Как пишет Йокич после снятия с должностей Ранковича начались увольнения и аресты его сторонников в Косово и Метохии была создана государственно-партийная комиссия по расследованию злоупотреблений органов безопасности под руководством албанца Синана  Хасани.В результате ее деятельности  были сняты с должностей и арестованы многие сербские кадры как например начальник секретариата внутренних дел Косово Мича Миюшкович, его заместитель Митар Гыркович и начальник оперативного управления внутренних дел за Печ,Дечаны и Джаковицу Вуйо Войводич. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

На должность же руководителя секретариата внутренних дел Косово был назначен Джеджет Хамза который согласно Йокичу в годы войны сотрудничал с гестапо и который руководителем управления государственной безопасности Сербии в Косово назначил Мехмета Шоши, два брата которого согласно Йокичу являлись руководителями в аппарате Сигурими-спецслужбы соседней Албании. (Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање)

Фадил Ходжа руководитель организации Союза коммунистов Югославии в Косово в годы Второй Мировой войны

Такая же смена кадров происходила и во всех других органах государственной власти в Косово и сам Тито поддерживал албанские кадры в государственно-партийном аппарате Косово и Метохии.

Неудивительно что изучению истории Косово внимания тогда не уделялось, и как пишет один из политических лидеров косовских сербов в 80-х годах Марко Чупич в своей книге «Отнятая земля» найденный в районе Вырбницы на границе с Албанией сербский некрополь из раннего средневековья был без должных раскопок затоплен водами искусственного водохранилища на Белом Дриме. (Марко Чупић. «Отета земља». «Нолит».Београд.2006 г.).

 Мухаммед Шукри, являвшийся директором «Призренского завода охраны исторических памятников», запретил тогда археологу Живко Микичу раскопки Вырбицы, а также приостановил тогда раскопки другого некрополя в Джонае - как Микичу, так и магистру археологии Александру Бочкалову, когда этот некрополь был определен как сербский. (Марко Чупић. «Отета земља». «Нолит».Београд.2006 г.).

В итоге практически все исторические памятники Косово стали рассматриваться многими тогдашними албанскими историками, как в Косово, так и в Албании, как албанские, ибо «албанцы потомки иллиров», а сербов они провозглашали захватчиками, прибывшими в Косово вовремя его оккупацией сербской королевской династией Неманичей.

Так, директор Исторического института в Тиране Стефан Поло, автор «Истории Албании» (Stefan Pollo and Arben Puto- «The History of Albania». Routledge&Kegan, London,Boston and Henley.1981) в издании «Дрита» от 2го июня 1981 года оценил, что расширение государства Неманичей в 12-ом веке за счет владений Византии представляло собою акт оккупации албанских земель.

В то же время российский историк Сергей Дарда в своей книге «План мира-летописные параллели в истории Евразии» („План мира-летописные параллели в истории Евразии». Сергей Дарда.2000 год. Сайт http://beltofpeace.com) приводит текст из книги «Племена Центральных Балкан в доримское время-Трибалы, Ауториаты, Скордиски и Мезийцы» Фанулы Папазоглу-члена Сербской Академии Наук и Искусств («The central Balkan tribes In pre-Roman times. Triballi, Autariatae, Dardanians, Scordisci and Moesians». Papazoglu, Fanula. Amsterdam. 1978) в котором пишется: «...Все это увеличивает вероятность принятия теории, утверждающей, что иллирийцы принадлежали к самому давнему индоевропейскому народу Балканского полуострова, и археологи все более и более склоняются к тому, что существует связь между однотипной культурой бронзового века в центральных Балканах, с иллиро-фракийской или пеласгийской культурой. Согласно этой теории, дарданцы также могли принадлежать этим древним индоевропейским народам, из которых развились различные иллирийские племена в течении первого тысячелетия, хотя существует также и такое мнение, что дарданцы являются остатками доиндоевропейского местного населения. Учитывая скудность фактов, которые мы имеем сейчас, очень мало вероятно, что этот вопрос будет когда-либо разрешен с какой-либо степенью достоверности. Археологические находки могут, конечно, пролить больше света на запутанный процесс этногенеза народов Балканского полуострова, и в частности дарданцев, но мы не можем ожидать от археологии разрешения проблемы этнической принадлежности. Только лингвистика может оказать нам наибольшую помощь в разрешении этого вопроса. Но здесь мы не должны забывать, что этническое происхождение и этническое родство - это не совсем одно и тоже. Таким образом, этнические отношения дарданцев только частично указывают на их происхождение. Ведь, хотя мы и знаем наверняка, что название "дарданцы" существовало еще во втором тысячелетии до нашей эры, и возможно в той же области, где дарданцы жили позже, однако мы не можем сделать выводов, что в течении многих столетий вплоть до того времени, когда дарданцы впервые упоминаются исторически, этнический состав их населения оставался неизменным... (стр. 131-135)»

Тем самым историки Албании так никаких доказательств теории о том что албанцы являются потомками иллиров предоставить не могли несмотря на то что в Албании,подобная теория подерживалась с самого высшего политического уровня.

В Югославии же никто и не трудился над выяснением этого вопроса, ибо теория о том, что албанцы - потомки иллиров, получила роль догмы в тогдашней югославской исторической науке.

Между тем Тацит в своих «Анналах», описывая поход Помпея Великого против понтийского царя Митридата VI Евпатора, описывает Албанию у подножия Кавказа у Каспийского моря, где и римский историк Гай Юлий Солин описывает албанцев. Как известно, в VII веке нашей эры на территории нынешнего Азербайджана, восточной Грузии и южного Дагестана действительно существовало многонациональное государство Кавказская Албания.

Карта Кавказской Албании

 

Потомками одного из народов древнего населения этой Албании являются удины, которые ныне живут в разных странах мира, хотя их осталось всего десяток тысяч человек.

Таким образом утверждение о том, что албанцы являются потомками иллиров е подкреплено ни одним доказательством и является в действительности «антинаучным».

 

Источники

1.       Ольга Луковић-Пьяновић.«Србе-народ најстарији». «Мирослав». Земун.  2003 г.

2.       Miroljub Jeftić. "Šiptari i islam"."Grafotomanija". Prnjavor, 1995

3.       Јован Деретић."Културна историја срба"."Народна књига Алфа".Београд.2005 г.)

4.       Hannes Hofbauer. «Eksperiment Kosovo: povratak kolonializma». «Albatros Plus». Beograd. 2000 - Hannes Hofbauer. "Experiment Kosovo: Die rück kehr des kolonialismus"

5.       Душан Пророковић."Косово: међуетнички и политички односи". Геополитика. Београд. 2011 г.

6.       Albanien in der Vergangenhelit, Oster - Reichische Monatshefte fur den Orient. Nr. 1-2 Wien. 1914

7.       Момчило Јокић. "Тајни досије Јосип Броз ". "Графопак ". Аранђеловац.2004.Друго-допуњено издање

8.       Марко Чупић. «Отета земља». «Нолит». Београд.2006 г.

9.       „План мира-летописные параллели в истории Евразии». Сергей Дарда.2000 год. Сайт http://beltofpeace.com


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме