Всё бы оно и ничего в современном российском образовании. И гранты большие выделяются из госбюджета, и форумы красивые проводятся, и дети радуются. Только вот порой на экзаменах преподавателям хочется плакать.
Как рассказал мне преподаватель института культуры
города N, студентка 1 курса сценарного факультета взяла тему японской
культуры, но оказалось, что ничего в ней не смыслит. Педагог сжалился и
решил: давайте по школьной программе... Из героев «Войны и мира» студентка
смогла вспомнить только Наташу Ростову.
- А не помните, там был ещё
Андрей Болконский, - как бы извиняясь, подсказал преподаватель. Всерьёз
разговор уже не шёл. Студентка с полной уверенностью согласилась, мол,
конечно, был, о чём речь.
- А что за война тогда шла? - продолжал преподаватель.
- Первая мировая, - не задумываясь, ответила девушка.
Преподаватель держал тональность:
- А Болконский был за белых или за красных?..
Студентка непоколебимо отвечала, что за белых.
Завершилась
эта сцена тем, что девушка не соглашалась иметь двойку, и даже тройку,
потому что не желала лишаться стипендии. Оказалось, что по другим
дисциплинам у неё пятёрки. И портить картину из-за Болконского, сами
понимаете.
Этот случай не выдающийся, он, увы, рядовой. На
вступительном экзамене уже в другой гуманитарный вуз другого города
юноша долго думал над вопросом экзаменационной комиссии, «о чём написано
в романе «Тихий Дон»?
- Про что там?! - умолял преподаватель - человек, влюблённый в литературу.
- Про реку, - был окончательный, исчерпывающий ответ.
...Что-то
случилось со школьным образованием. Мы сами не заметили, как наших
детей перезагрузили с потерей всех данных. Девочка одиннадцати лет на
экскурсии в Михайловском с мамой. Мама показывает на широколиственный
дуб: «Вот и дуб зелёный».
- Какой дуб? - не поняла девочка.
- Где златая цепь, кот учёный.
- Какой кот?
Было
ли такое в истории России, чтобы дети и родители не могли понять друг
друга, говоря о самых простых и одновременно ключевых образах
национальной культуры?!
Эти саркастические заметы, которые
записываешь или запоминаешь автоматически, по журналистской привычке, не
имея сил пройти мимо, отнюдь не умаляют великого труда учителей,
понимающих, что происходит, и мобилизовавших сегодня все силы на то,
чтобы в нынешнем контексте безкультурья учить детей. Как учили в годы
войны, оккупации, послевоенного голода.
Моя бабушка заканчивала
школу в 1946 году в разорённом селе подо Ржевом. Учились всю войну. А
были дни, когда одна деревня трижды переходила то к нашим, то к немцам.
Бабушкин табель об успеваемости, который мы храним в домашнем архиве,
написан на листке из немецкого ежедневника. Каллиграфический почерк
русской учительницы поверх готического немецкого шрифта... Пушкинские
строки из стихов и сказок бабушка помнила и часто, к слову, цитировала,
хотя всю жизнь проработала кассиром на автостанции. Все её знания, в том
числе математики, были - из школы.
Мне не терпелось спросить
сегодняшних учителей литературы, как выдают аттестаты детям, которые не
знают, о какой войне писал Л. Толстой. Учитель одной из районных школ
Тверской области, выслушав «историю болезни» и отвечая на мой вопрос,
сразу сказала, что если двадцать лет назад на изучение «Войны и мира»
отводилось 15 часов, то сейчас всего 5 часов...
Все учителя, к которым
мне доводилось обращаться, отмечают, что у современных детей ослаблена
память, они не воспринимают живое слово. Всё потому, что не учат
наизусть стихи и прозу. И даже не читают. Но настоящее вредительство -
это то, что Интернет даёт им дешёвый суррогат, этакую «кока-колу» -
статьи краткого содержания обо всех произведениях школьной программы. Да
зачем вообще читать! Только представьте: краткое содержание 2-х томов
«Войны и мира» можно прослушать за 11 минут!
Для допуска к ЕГЭ
необходимо написать сочинение в 350 слов. Это - примерно страница.
Страницу эту мы возвращали, несколько лет публикуя во всевозможных СМИ
материалы о необходимости вернуть в школы сочинения, собирая подписи и
отправляя письма в Минкульт и Минобр! Нашим детям позволили писать 350
слов. Вместо шести страниц полноценного сочинения, которое все мы -
несколько поколений - писали 1 июня. Какой это был торжественный день!
Если ты можешь мыслить, рассуждать - значит, ты готов ко взрослой жизни,
ты - личность, и на тебя можно положиться.
Все учителя и
преподаватели в один голос просят: отмените ОГЭ и ЕГЭ! Дождались.
Отменят. «Школьное образование в будущем ждут кардинальные перемены: в
частности, исчезнут привычные отметки, звонки на урок и с урока,
замечания в дневниках», - заявил директор института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета
(МПГУ) Константин Зискин. А глава Департамента образования Москвы Исаак
Калина высказался о необходимости «ликвидации ЕГЭ» и отмене всяких
выпускных экзаменов, поскольку «в случае объединения всех современных
технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в
форме экзаменов не будет. Написанием последней контрольной работы
учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования
своей электронной биографии». Это не фантастика, а планомерная замена
нашей живой жизни на исторической отчей земле на электронную биографию в
электронном концлагере. Да не бывать этому!
Ввиду этой ломки
классического образования учителя литературы сегодня - это бригада
особого назначения. Если 5 часов на «Войну и мир», то надо в эти 5 часов
суметь вложить любовь к русской девочке Наташе Ростовой, что пляшет в
крестьянской избе, надо научить детей переживать вместе с Андреем
Болконским, когда он лежит раненый под великим небом и вся жизнь
проходит перед ним. Ведь прочитал же с нами когда-то наш учитель об отце
Болконского, об этом старике, что, провожая сына на войну, твёрдо
говорит ему: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику,
больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая
Болконского, мне будет стыдно!». Если не представить себе, как щемяще он
выговаривал эти слова, ничего, кажется, не поймёшь в этой жизни...
Имея
величайший опыт царской и советской школы, мы сегодня подло обкрадены!
Разве не у нас был замечательный учебник К. Ушинского «Родное слово»?
Сегодня его вернули в частной православной гимназии Свято-Алексиевской
пустыни - учителя и дети в восторге, результат овладевания русским
языком - налицо!
А разве не для нас с такой любовью был написан
Дмитрием Иловайским учебник по русской истории? Прочитав его, невозможно
не полюбить Россию. Для сравнения: возьмите учебник истории для
педагогических вузов, по которому учат сегодня учителей. Там
остервенелая ненависть к нашим былым властителям. Откуда тут возьмётся
любовь у учителя? И ещё: разве не по нашему учебнику математики А.П.
Киселёва учатся теперь в Европе? А у нас введена программа по
математике, которая не предполагает идеального знания таблицы умножения.
Об этом мне чётко сообщила директор одной из московских гимназий. Как
тут не вспомнить устный счёт в народной школе С.А. Рачинского,
изображённый на одноименной картине его ученика - художника Н.П.
Богданова-Бельского? Если в школе Рачинского дети после трёх лет
обучения устно решали примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в
квадрате, то сегодня пример, запечатлённый на этой известной картине,
студенты не могут решить в программе Excel. Об этом рассказал Виктор
Иванович Котов, доцент кафедры испытания сооружений Национального
исследовательского Московского государственного строительного
университета, преподаватель высшей математики.
Не всё в порядке в
Датском королевстве. Согласитесь. Хорошо, если вузовский профессор
смирится и станет объяснять, как сложить в уме двузначные числа, про что
в конце концов «Тихий Дон», а то ведь так и не поймём - какой дуб,
какой кот?
На Украине мы уже проиграли культурное пространство - оно
оккупировано. Работа писателей, историков, а главное МИДа, Минкульта не
была сделана. Наше братство, увы, сводилось лишь к тому, чтобы делить
деньги за транзит газа. А в это время славянофобы забугорного и местного
разлива вели свою методичную, чёткую, профессиональную работу по
раздроблению единого народа России и Украины.
Выхода нет. Если завтра
в своей стране мы не хотим получить майдан и закоренелую нерусь, надо
работать. И примеры такой подвижнической работы есть. Есть Костяевская
школа в Ивановской области, где благодаря учителю Бухаровой Наталье
Евгеньевне, автору учебника «Святыни Отечества», удалось сделать
факультативный курс на основе этой книги и тем самым сохранить от
закрытия сельскую школу, которую оставили как экспериментальную площадку
под этот курс. Есть Русская школа в Твери, где дети не просто изучают
православный и народный календари, они живут в этой традиции, вовлекая
родителей в круг национальной культуры. Есть Ивановская школа на Лехте в
Ярославской области с колоссальной авторской программой директора
Владимира Мартышина. Пока эти школы, как это ни парадоксально,
приходится час от часу защищать от нападок чиновников. Однако верим, что
в ближайшем будущем именно за такими живыми, полнокровными школами
будущее России.
И руководство отечественным образованием должно лечь в
руки такого человека, который служил русской школе всей жизнью и знает
цену учительского хлеба, сохранил (а не реформировал!) отечественные -
лучшие в мире - традиции образования, воспитал достойных, любящих
Отечество учителей, врачей, военных, священников. «Вопрос о современной
русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более
или менее успешной деятельности того или другого правительственного
ведомства, - писал полтора века назад выдающийся педагог С.А. Рачинский,
- не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного
надзора. Это - вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих
русских поколений зависят судьбы мира». Да, это от нас и от тех, кого мы
воспитаем, зависят судьбы мира. От людей с великой историей и
культурой, а не с электронной биографией. Нам так заповедали Пушкин,
Достоевский, Менделеев, Рачинский...
2. Re: Русская школа – вопрос не праздный
1. в ответ на: Русская школа – вопрос не праздный