Русская школа – вопрос не праздный

Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа 
0
514
Время на чтение 6 минут

Всё бы оно и ничего в современном российском образовании. И гранты большие выделяются из госбюджета, и форумы красивые проводятся, и дети радуются. Только вот порой на экзаменах преподавателям хочется плакать.


Как рассказал мне преподаватель института культуры города N, студентка 1 курса сценарного факультета взяла тему японской культуры, но оказалось, что ничего в ней не смыслит. Педагог сжалился и решил: давайте по школьной программе... Из героев «Войны и мира» студентка смогла вспомнить только Наташу Ростову.
- А не помните, там был ещё Андрей Болконский, - как бы извиняясь, подсказал преподаватель. Всерьёз разговор уже не шёл. Студентка с полной уверенностью согласилась, мол, конечно, был, о чём речь.


- А что за война тогда шла? - продолжал преподаватель.
- Первая мировая, - не задумываясь, ответила девушка. Преподаватель держал тональность:
- А Болконский был за белых или за красных?..
Студентка непоколебимо отвечала, что за белых.
Завершилась эта сцена тем, что девушка не соглашалась иметь двойку, и даже тройку, потому что не желала лишаться стипендии. Оказалось, что по другим дисциплинам у неё пятёрки. И портить картину из-за Болконского, сами понимаете.
Этот случай не выдающийся, он, увы, рядовой. На вступительном экзамене уже в другой гуманитарный вуз другого города юноша долго думал над вопросом экзаменационной комиссии, «о чём написано в романе «Тихий Дон»?
- Про что там?! - умолял преподаватель - человек, влюблённый в литературу.
- Про реку, - был окончательный, исчерпывающий ответ.
...Что-то случилось со школьным образованием. Мы сами не заметили, как наших детей перезагрузили с потерей всех данных. Девочка одиннадцати лет на экскурсии в Михайловском с мамой. Мама показывает на широколиственный дуб: «Вот и дуб зелёный».
- Какой дуб? - не поняла девочка.
- Где златая цепь, кот учёный.
- Какой кот?


Было ли такое в истории России, чтобы дети и родители не могли понять друг друга, говоря о самых простых и одновременно ключевых образах национальной культуры?!
Эти саркастические заметы, которые записываешь или запоминаешь автоматически, по журналистской привычке, не имея сил пройти мимо, отнюдь не умаляют великого труда учителей, понимающих, что происходит, и мобилизовавших сегодня все силы на то, чтобы в нынешнем контексте безкультурья учить детей. Как учили в годы войны, оккупации, послевоенного голода.


Моя бабушка заканчивала школу в 1946 году в разорённом селе подо Ржевом. Учились всю войну. А были дни, когда одна деревня трижды переходила то к нашим, то к немцам. Бабушкин табель об успеваемости, который мы храним в домашнем архиве, написан на листке из немецкого ежедневника. Каллиграфический почерк русской учительницы поверх готического немецкого шрифта... Пушкинские строки из стихов и сказок бабушка помнила и часто, к слову, цитировала, хотя всю жизнь проработала кассиром на автостанции. Все её знания, в том числе математики, были - из школы.


Мне не терпелось спросить сегодняшних учителей литературы, как выдают аттестаты детям, которые не знают, о какой войне писал Л. Толстой. Учитель одной из районных школ Тверской области, выслушав «историю болезни» и отвечая на мой вопрос, сразу сказала, что если двадцать лет назад на изучение «Войны и мира» отводилось 15 часов, то сейчас всего 5 часов...


Все учителя, к которым мне доводилось обращаться, отмечают, что у современных детей ослаблена память, они не воспринимают живое слово. Всё потому, что не учат наизусть стихи и прозу. И даже не читают. Но настоящее вредительство - это то, что Интернет даёт им дешёвый суррогат, этакую «кока-колу» - статьи краткого содержания обо всех произведениях школьной программы. Да зачем вообще читать! Только представьте: краткое содержание 2-х томов «Войны и мира» можно прослушать за 11 минут!
Для допуска к ЕГЭ необходимо написать сочинение в 350 слов. Это - примерно страница. Страницу эту мы возвращали, несколько лет публикуя во всевозможных СМИ материалы о необходимости вернуть в школы сочинения, собирая подписи и отправляя письма в Минкульт и Минобр! Нашим детям позволили писать 350 слов. Вместо шести страниц полноценного сочинения, которое все мы - несколько поколений - писали 1 июня. Какой это был торжественный день! Если ты можешь мыслить, рассуждать - значит, ты готов ко взрослой жизни, ты - личность, и на тебя можно положиться.


Все учителя и преподаватели в один голос просят: отмените ОГЭ и ЕГЭ! Дождались. Отменят. «Школьное образование в будущем ждут кардинальные перемены: в частности, исчезнут привычные отметки, звонки на урок и с урока, замечания в дневниках», - заявил директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Константин Зискин. А глава Департамента образования Москвы Исаак Калина высказался о необходимости «ликвидации ЕГЭ» и отмене всяких выпускных экзаменов, поскольку «в случае объединения всех современных технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии». Это не фантастика, а планомерная замена нашей живой жизни на исторической отчей земле на электронную биографию в электронном концлагере. Да не бывать этому!
Ввиду этой ломки классического образования учителя литературы сегодня - это бригада особого назначения. Если 5 часов на «Войну и мир», то надо в эти 5 часов суметь вложить любовь к русской девочке Наташе Ростовой, что пляшет в крестьянской избе, надо научить детей переживать вместе с Андреем Болконским, когда он лежит раненый под великим небом и вся жизнь проходит перед ним. Ведь прочитал же с нами когда-то наш учитель об отце Болконского, об этом старике, что, провожая сына на войну, твёрдо говорит ему: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!». Если не представить себе, как щемяще он выговаривал эти слова, ничего, кажется, не поймёшь в этой жизни...


Имея величайший опыт царской и советской школы, мы сегодня подло обкрадены! Разве не у нас был замечательный учебник К. Ушинского «Родное слово»? Сегодня его вернули в частной православной гимназии Свято-Алексиевской пустыни - учителя и дети в восторге, результат овладевания русским языком - налицо!


А разве не для нас с такой любовью был написан Дмитрием Иловайским учебник по русской истории? Прочитав его, невозможно не полюбить Россию. Для сравнения: возьмите учебник истории для педагогических вузов, по которому учат сегодня учителей. Там остервенелая ненависть к нашим былым властителям. Откуда тут возьмётся любовь у учителя? И ещё: разве не по нашему учебнику математики А.П. Киселёва учатся теперь в Европе? А у нас введена программа по математике, которая не предполагает идеального знания таблицы умножения. Об этом мне чётко сообщила директор одной из московских гимназий. Как тут не вспомнить устный счёт в народной школе С.А. Рачинского, изображённый на одноименной картине его ученика - художника Н.П. Богданова-Бельского? Если в школе Рачинского дети после трёх лет обучения устно решали примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в квадрате, то сегодня пример, запечатлённый на этой известной картине, студенты не могут решить в программе Excel. Об этом рассказал Виктор Иванович Котов, доцент кафедры испытания сооружений Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, преподаватель высшей математики.


Не всё в порядке в Датском королевстве. Согласитесь. Хорошо, если вузовский профессор смирится и станет объяснять, как сложить в уме двузначные числа, про что в конце концов «Тихий Дон», а то ведь так и не поймём - какой дуб, какой кот?


На Украине мы уже проиграли культурное пространство - оно оккупировано. Работа писателей, историков, а главное МИДа, Минкульта не была сделана. Наше братство, увы, сводилось лишь к тому, чтобы делить деньги за транзит газа. А в это время славянофобы забугорного и местного разлива вели свою методичную, чёткую, профессиональную работу по раздроблению единого народа России и Украины.


Выхода нет. Если завтра в своей стране мы не хотим получить майдан и закоренелую нерусь, надо работать. И примеры такой подвижнической работы есть. Есть Костяевская школа в Ивановской области, где благодаря учителю Бухаровой Наталье Евгеньевне, автору учебника «Святыни Отечества», удалось сделать факультативный курс на основе этой книги и тем самым сохранить от закрытия сельскую школу, которую оставили как экспериментальную площадку под этот курс. Есть Русская школа в Твери, где дети не просто изучают православный и народный календари, они живут в этой традиции, вовлекая родителей в круг национальной культуры. Есть Ивановская школа на Лехте в Ярославской области с колоссальной авторской программой директора Владимира Мартышина. Пока эти школы, как это ни парадоксально, приходится час от часу защищать от нападок чиновников. Однако верим, что в ближайшем будущем именно за такими живыми, полнокровными школами будущее России.


И руководство отечественным образованием должно лечь в руки такого человека, который служил русской школе всей жизнью и знает цену учительского хлеба, сохранил (а не реформировал!) отечественные - лучшие в мире - традиции образования, воспитал достойных, любящих Отечество учителей, врачей, военных, священников. «Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, - писал полтора века назад выдающийся педагог С.А. Рачинский, - не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это - вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира». Да, это от нас и от тех, кого мы воспитаем, зависят судьбы мира. От людей с великой историей и культурой, а не с электронной биографией. Нам так заповедали Пушкин, Достоевский, Менделеев, Рачинский...

Слово

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Русская школа – вопрос не праздный

О чем роман Толстого "Война и мир"? Салонная Россия сдала Москву армии Наполеона. Только суровая зима и отсутствие надежного транспорта не позволили французам завести продовольствие и надежно там закрепиться.
СТРОИТЕЛЬ / 20.10.2018, 03:19

1. в ответ на: Русская школа – вопрос не праздный

так может быть просто пора снова сделать русскую школу - Русской? Вернуть те же учебники Иловайского и Киселёва? Хотя бы в частном порядке? Тем более, что они сейчас переиздаются, учителя, при желании, могут, как минимум, использовать их при подготовке к занятиям. У меня бывший сослуживец, в середине 90-х гг. пришедший в школу, умудрился преподавать историю с 5-го по 11 класс, опираясь (идейно и в форме подачи) на учебники Ишимовой, Иловайского и Пушкарёва. да. в 5 классе было больше доля Ишимовой, материал в её подаче лучше воспринимается ребятами что по-младше, в 9-10 классах было больше Иловайского, еще Пушкарёв и Платонов, в 11 Иловайский остался как идеологическая канва, через которую осмысливалось всё. А в программы и в прочую бумагообильную методическую муть, которую он должен бл писать для РОНО, он писал что нужно для РОНО. Может, всё дело именно в желании конкретного учителя? Может, нам всем надо больше работать с учительским сообществом? Нам всем - это неравнодушной части общества. Знаю, на юге России казаки, казачьи объединения, общественники активно сотрудничают с учительским сообществом. Ходят, общаются, организуют что-то вроде семинаров. Поддерживают морально, добрым словом и хорошей мыслью. Не пора ли ив се нам переходить от слов и намерений к делам? Вера без дел мертва. Русь Святая, храни Веру Православную!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Русская школа
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30