Ритмы и мелодии в культуре и жизни человека

0
1653
Время на чтение 9 минут

Разрушение любого государства начинается именно

с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и

светлой музыки народ обречён на вырождение.

Конфуций

О воздействии музыки на человека сказано достаточно много. Музыка очень многогранна и разнообразна, и поэтому человек под действием определённых звучаний может испытывать как высокий эмоциональный подъём благородных чувств, так и подавленное состояние, а нередко и агрессивное, с разнузданием низменных страстей. То есть через музыку можно влиять на общее состояние человека, причём как с добрыми целями, так и вредными, злыми.

Попытаемся определить, каковы современные тенденции музыкального искусства, что именно востребовано и почему, и каково влияние этого вида искусства на человека, особенно молодого.

В древней Греции и Риме музыка, несущая доброе начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.

Какая музыка возвышает, делает нас лучше? Та, в которой звуки, ритм и мелодический рисунок подчинены законам гармонии, она действительно оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

Механизм воздействия музыки в конце XIX века исследовал И.Р.Тарханов, ученик выдающегося русского физиолога И.М.Сеченова. В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью «О влиянии музыки на человеческий организм», в которой обратил внимание на то, что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Он подчёркивал, что красивая музыка способствует увеличению работоспособности и снятию напряжения. Оказалось также, что на человека с одинаковой силой воздействует как непосредственно звучащая инструментальная музыка, так и музыка, звучащая внутри, мысленно или, как принято говорить, «пение про себя» [1].

В настоящее время специалистами «Французской национальной ассоциации пренатального воспитания» установлено, что человек очень рано начинает реагировать на музыку - ещё на 5-м месяце внутриутробного развития.

В начале ХХ века В.М. Бехтерев писал о том, что колыбельные песни способствуют профилактике неврозов у детей. Исследования немецкого врача Франка Морелля (1977 г.), продолженные группой российского учёного Ю. Готовского, подтвердили возможность использования звуковых колебаний в лечебных целях.

В последнее время в культуре народов, считающих себя ведущими, передовыми, всё большее место занимают ритмы, жизнь этих народов всё более ритмизуется: в музыке, в живописи, танцах, в манерах поведения, в песнях, архитектуре, во внутреннем убранстве помещений, в промышленности и вообще в политических и экономических процессах (яркий пример - конвейер). Мелодии же всё больше уходят из обращения, они просто вытесняются ритмом. Возникает вопрос: это просто дань моде, или какие-то более глубинные общественные процессы?

Ритм, как «скелет» музыкального произведения, оказывает огромное влияние на человека. В 1916 году В.М.Бехтерев установил, что даже простое отбивание ритма (без мелодии) влияет на частоту пульсаций крови. Он подчёркивал, что каждый человек имеет свой неповторимый индивидуальный ритм, который меняется в зависимости от психического состояния.

И наоборот: психическое состояние сильно зависит от ритма, навязываемого извне. Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц иногда возникает переживание, получившее в литературе название «путешествие вне тела». При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» (А. Гончаров, 2003). Можно добавить, что частота 4 Гц соответствует 240 импульсам в минуту, и при повышенной громкости она, образно говоря - прямой удар непосредственно по мозгу (недаром «музыку» с таким темпо-ритмом слушают именно с целью «сноса крыши») [2].

Предпочтение ритмов мелодиям - это не более новое явление, чем периодическое погружение людей в жестокое язычество, вплоть до озверения, приводящее их к провокациям, войнам, наглым обманам, угрозам и навязываниям санкций.

О чём, прежде всего, говорит обозначившееся предпочтение ритмов мелодиям? Потребность «не заморачиваться», потребность простых схем и примитивных отношений? Думаем, не только.

В первобытные времена ритмы тоже были предпочтительнее мелодий, да и сегодня племена, ведущие первобытный образ жизни, также предпочитают ритмы. Это можно увидеть и в Африке, и Америке, ив юго-восточной Азии. Показательно, что в этих племенах культивируется и упрощённое искусство: грубо сделанные истуканы, схематичная живопись, примитивные танцы в ритмах, но часто без какой-либо музыки - просто под барабан или там-там.

По своей природе барабанные ритмы воздействуют на человека в наибольшей степени, в отличие от других инструментов, так как звуки барабанов имеют сильно сконцентрированный импульсно-волновой эффект (эффект выстрела). По этой причине велико воздействие барабанов не просто на психику человека, но даже на его физиологические функции.

Принципиальное отличие примитивного искусства от искусства развитого состоит в том, что первое схематично, порой грубо-прямолинейно, а второе учитывает больше тонких связей, входит в подробности и детали, оно более гармонично. Определите, например, своё предпочтение, сравнив каменную бабу в южно-русских степях с античной статуей. Примерно такая же разница заключена между ритмами, передающими элементарные потребности и схему поведения первобытного человека, - и мелодически богатой музыкой Петра Чайковского, Франца Шуберта, Джузеппе Верди, Георгия Свиридова, способной передавать широчайший спектр человеческих чувств, переживаний и умонастроений.

Сегодня мы видим: часть молодёжи и «шибко продвинутые» асы современного искусства специально щеголяют первобытностью, неоязычеством, погружаются исключительно в мир ритмов и примитива, часто посредством бездумного подражательства. В этой богемной среде стремление к оригинальности через примитив нередко стимулируется и наркотиками.

В наше время даже многие деятели от культуры и искусства предпочитают творениям великих мастеров поделки позёров-модников из грубо гнутого железа и полуфабрикатных человеческих фигур из камня и бетона. Многих из современных модников при этом не занимает то, что они таким образом сворачивают, урезают свой внутренний мир. Ритмы действуют на людей с очень разным уровнем развития, но независимо от уровня их личные миры будут в итоге сведены к общему минимуму, соответствующему диктатуре ритма. Многим нынешним модникам невдомёк, что, упрощая их внутренней мир, «диджеи жизни» с помощью навязываемых ритмов делают из них легко управляемых роботов, которые в скором времени будут заменены цифровыми роботами, хотя бы путём всеобщей чипизации.

Ощущения, возникающие при прослушивании многих произведений современной рок- и поп-музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение. Архаические барабанные ритмы постепенно как бы «возрождаются» в современных музыкальных жанрах и направлениях, но утрачивают при этом своё первоначальное содержание. Заимствованные культовые ритмы, давно утратив своё священное наполнение, стали своего рода наркотиком.

Каким образом достигается негативное влияние рок-музыки на человека? Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных чёрно-магических обществ и братств. Барабанный бой, гитары, трубы, электронные синтезаторы, световые эффекты, пронзительные крики, телодвижения - всё это врывается со всей свирепой силой и пронизывает чувствительный человеческий организм. Ритм, частота чередования света и темноты, нагромождение звуков повышенной мощности - всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на слом всех механизмов самозащиты, самосохранения, нравственных устоев.

Появление рок-музыки на Западе, как музыки протеста, в 50-х годах прошлого века ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека. Особенно это коснулось интимной сферы жизни. Начало рок-эпидемии стало началом наркоэпидемии и так называемой сексуальной революции. Покончено с подавлением плотских инстинктов и с различными нравственными запретами, всё позволено! В 80-х годах появляется панк-рок (в Англии словом «панк» изначально называли проституток обоих полов). Философия панк-рока заключена в том, чтобы непосредственно привести слушателей к самоубийству, коллективному насилию и систематическим преступлениям.

Весь технический арсенал тяжёлого рока направлен на то, чтобы манипулировать, играть на человеке, как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии тотально изменять индивидуальные характеристики человека, так как она одновременно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, то есть влияние касается всех измерений человеческой личности: физиологических, психологических, душевно-эмоциональных и духовных [3].

Происходит тотальное коллективное оболванивание, зомбирование. Главная опасность в том, что беззащитная аудитория совершенно не подозревает, что испытывает это глубочайшее вторжение в святая святых своего существа - в область сознания, подсознания и сверхсознания. Уловленные в области подсознательного, сообщения расшифровываются, реконструируются, чтобы быть переданными через память сознательному «я», в обход накопленного нравственного опыта, минуя индивидуальные и коллективные архетипы.

Информация, рассчитанная на восприятие сознанием и подсознанием, порой содержит, кроме пропаганды насилия, прямое прославление адских сил. В песне «Гимн» группы «Раш» есть следующие слова: «О, сатана, именно ты сияешь... стоны сатаны... стоны жертвы... Я знаю, что ты - тот, которого я люблю».

А вот отрывок из песни «Бог грома» группы «Кисс»: «Я был воспитан демоном. Подготовлен к тому, чтобы править, как и он. Я - господин пустыни, современный железный человек. Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие».

Группа «Эй Си / Ди Си» (AC/DC) восхваляет колокола ада: «Я прихожу, как ураган, мои молнии сверкают по всему небу! Ты ещё молод! Но ты умрёшь! Я не буду брать пленников, я не пощажу ничьей жизни, и никто не воспротивится мне! Я обрёл свои колокола, и я возьму тебя в ад, я обрету тебя! Сатана обретёт тебя!» (песня «Адские колокола»).

Мик Джаггер, называющий себя Люцифером рока, заявляет: «Наши усилия всегда направлены к тому, чтобы управлять мыслью и волей людей; большая часть других групп занимается тем же» [3].

Интересен самый начальный период «погружения в страсть» молодого человека. Ведь именно здесь ещё можно положительно воздействовать на него, оберегая от соблазнов и укрепляя иммунитет против них. Из многочисленных опросов и анкет можно сделать следующий вывод. Мотивация падения обычно начинается с инверсии ценностей. Молодёжь видит неустроенность общества, продажность чиновников, лицемерие властей и СМИ - и становится на путь стихийного протеста, стремления самореализоваться любым способом, вплоть до анархии. На этот счёт существует много штампованных оправданий: «запретный плод сладок», «а что тут такого?», «кому нужна эта совесть? что она даёт, кроме скованности?», «надоели эти взрослые с их убогой моралью», «если ты такой умный, то почему бедный?», «почему другим можно, а мне нельзя?», «ах, вы так? ну и мы так же», «кто не рискует, тот не пьёт шампанское», «открыто наплевать на приличия - это же круто!». Невольно вспоминается роман «Бесы» Ф.М. Достоевского: на одном сборище «бесчестилась Россия всенародно, публично, и разве можно было не реветь от восторга?» [4]. И парадокс в том, что, стремясь к обретению мнимой свободы в разнузданности и анархии, человек неминуемо становится зомбированным рабом этого извращённого узкого мирка.

А когда человек сам или под давлением сворачивает свой внутренний мир, он, хотя или нехотя, сворачивает и своё мышление, и свой язык: язык общения, музыкальный язык, язык образов, поэтических и художественных. Чем язык развитее в музыкальном плане, тем он развитее в фонетическом и в поэтическом плане. Тогда в языке открываются более богатые возможности для рифмовки текстов и песен. Основа песенной мелодии - рифмованный текст. Естественно, в поэтическом тексте необходимо присутствует и ритмический рисунок, переходящий в характер написанной по нему песни. Но, думается, главная роль в построении песен принадлежит всё же не ритму, а мелодическому содержанию. В хорошем песенном тексте уже изначально как бы содержится, звучит своя мелодия - и чем одарённее композитор, тем вернее он почувствует, угадает это звучание, и тем прекраснее, долговечнее получится песня. Даже в марше, с его чеканным ритмом, всё же главное - мелодия, и, при совершенно одинаковом размере, различаются, запоминаются те или иные марши именно своей мелодикой. Понятно, что и без ритма нельзя обойтись, но он должен не подавлять мелодию, а служить ей - акцентировать и оттенять, тогда будет гармония.

Особая роль ритма - в танцах, но и в них он может проявляться по-разному. Можно дико скакать под убойные звуки дискотеки, или вертеть задом в ламбаде и кизомбе - а можно получать истинное наслаждение в вальсе, менуэте, полонезе, лендлере, мазурке, фокстроте, танго, - там, где красивая мелодия, сдержанный ритм и пластика тела сливаются в гармонии.

А чувство гармонии требует от человека высокого общего уровня развития. Не только музыкального слуха, но и высокого уровня развития его языка, его поэтических способностей. У человека появляется потребность углубляться в свой язык: входить в его фонетику, постигать музыкальный строй падежей и суффиксов, понимать и чувствовать соответствие или несоответствие заимствованных иностранных слов музыке своего языка. В этом плане очень показательны русские пословицы и поговорки - яркие, образные, лаконичные.

Человек, любящий свой язык, напитанный с детства родными национальными мелодиями, закрепивший их впоследствии своим культурным саморазвитием, никогда не поддастся наркотическому воздействию бездушного ритма, так упорно проникающего, к сожалению, во все области современной жизни.

Литература

1. Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм. - СПБ, 1893, 62 с.

2. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир.

2006, 287 с.

3. Светов М. Энергетика Музыки. - Журнал «Global», интернет.

4. Достоевский Ф.М. Бесы. ПСС, т. 10. - Ленинград: изд. «Наука», 1974, 520 с.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Ритмы и мелодии в культуре и жизни человека

Спаси Господи авторов, интересно и назидательно!
ВладимирАз / 19.10.2018, 15:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Никита Поздняков
Великие примеры смирения, веры, надежды и любви!
В Евангелии есть два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него
06.03.2024
Заметки о структуре власти
Полезно читать и перечитывать Библию
16.12.2023
Отрицание государственной идеологии нас морально разоружает
Размышления о завершившемся Всемирном Русском Народном Соборе
02.12.2023
К вопросу о лицемерии
Вся западная хвалёная «демократия» прочно стоит на обмане, двойных стандартах, но и у нас, к сожалению, лжи хватает
11.11.2023
«Пиндосовский Юкрейн»
Теплится ещё надежда, что украинцы найдут силы свергнуть фашистский режим
04.09.2023
Все статьи Никита Поздняков
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06