Разрушение любого государства начинается именно
с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и
светлой музыки народ обречён на вырождение.
Конфуций
О воздействии музыки на человека сказано достаточно много. Музыка очень многогранна и разнообразна, и поэтому человек под действием определённых звучаний может испытывать как высокий эмоциональный подъём благородных чувств, так и подавленное состояние, а нередко и агрессивное, с разнузданием низменных страстей. То есть через музыку можно влиять на общее состояние человека, причём как с добрыми целями, так и вредными, злыми.
Попытаемся определить, каковы современные тенденции музыкального искусства, что именно востребовано и почему, и каково влияние этого вида искусства на человека, особенно молодого.
В древней Греции и Риме музыка, несущая доброе начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.
Какая музыка возвышает, делает нас лучше? Та, в которой звуки, ритм и мелодический рисунок подчинены законам гармонии, она действительно оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Механизм воздействия музыки в конце XIX века исследовал И.Р.Тарханов, ученик выдающегося русского физиолога И.М.Сеченова. В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью «О влиянии музыки на человеческий организм», в которой обратил внимание на то, что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Он подчёркивал, что красивая музыка способствует увеличению работоспособности и снятию напряжения. Оказалось также, что на человека с одинаковой силой воздействует как непосредственно звучащая инструментальная музыка, так и музыка, звучащая внутри, мысленно или, как принято говорить, «пение про себя» [1].
В настоящее время специалистами «Французской национальной ассоциации пренатального воспитания» установлено, что человек очень рано начинает реагировать на музыку - ещё на 5-м месяце внутриутробного развития.
В начале ХХ века В.М. Бехтерев писал о том, что колыбельные песни способствуют профилактике неврозов у детей. Исследования немецкого врача Франка Морелля (1977 г.), продолженные группой российского учёного Ю. Готовского, подтвердили возможность использования звуковых колебаний в лечебных целях.
В последнее время в культуре народов, считающих себя ведущими, передовыми, всё большее место занимают ритмы, жизнь этих народов всё более ритмизуется: в музыке, в живописи, танцах, в манерах поведения, в песнях, архитектуре, во внутреннем убранстве помещений, в промышленности и вообще в политических и экономических процессах (яркий пример - конвейер). Мелодии же всё больше уходят из обращения, они просто вытесняются ритмом. Возникает вопрос: это просто дань моде, или какие-то более глубинные общественные процессы?
Ритм, как «скелет» музыкального произведения, оказывает огромное влияние на человека. В 1916 году В.М.Бехтерев установил, что даже простое отбивание ритма (без мелодии) влияет на частоту пульсаций крови. Он подчёркивал, что каждый человек имеет свой неповторимый индивидуальный ритм, который меняется в зависимости от психического состояния.
И наоборот: психическое состояние сильно зависит от ритма, навязываемого извне. Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц иногда возникает переживание, получившее в литературе название «путешествие вне тела». При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» (А. Гончаров, 2003). Можно добавить, что частота 4 Гц соответствует 240 импульсам в минуту, и при повышенной громкости она, образно говоря - прямой удар непосредственно по мозгу (недаром «музыку» с таким темпо-ритмом слушают именно с целью «сноса крыши») [2].
Предпочтение ритмов мелодиям - это не более новое явление, чем периодическое погружение людей в жестокое язычество, вплоть до озверения, приводящее их к провокациям, войнам, наглым обманам, угрозам и навязываниям санкций.
О чём, прежде всего, говорит обозначившееся предпочтение ритмов мелодиям? Потребность «не заморачиваться», потребность простых схем и примитивных отношений? Думаем, не только.
В первобытные времена ритмы тоже были предпочтительнее мелодий, да и сегодня племена, ведущие первобытный образ жизни, также предпочитают ритмы. Это можно увидеть и в Африке, и Америке, ив юго-восточной Азии. Показательно, что в этих племенах культивируется и упрощённое искусство: грубо сделанные истуканы, схематичная живопись, примитивные танцы в ритмах, но часто без какой-либо музыки - просто под барабан или там-там.
По своей природе барабанные ритмы воздействуют на человека в наибольшей степени, в отличие от других инструментов, так как звуки барабанов имеют сильно сконцентрированный импульсно-волновой эффект (эффект выстрела). По этой причине велико воздействие барабанов не просто на психику человека, но даже на его физиологические функции.
Принципиальное отличие примитивного искусства от искусства развитого состоит в том, что первое схематично, порой грубо-прямолинейно, а второе учитывает больше тонких связей, входит в подробности и детали, оно более гармонично. Определите, например, своё предпочтение, сравнив каменную бабу в южно-русских степях с античной статуей. Примерно такая же разница заключена между ритмами, передающими элементарные потребности и схему поведения первобытного человека, - и мелодически богатой музыкой Петра Чайковского, Франца Шуберта, Джузеппе Верди, Георгия Свиридова, способной передавать широчайший спектр человеческих чувств, переживаний и умонастроений.
Сегодня мы видим: часть молодёжи и «шибко продвинутые» асы современного искусства специально щеголяют первобытностью, неоязычеством, погружаются исключительно в мир ритмов и примитива, часто посредством бездумного подражательства. В этой богемной среде стремление к оригинальности через примитив нередко стимулируется и наркотиками.
В наше время даже многие деятели от культуры и искусства предпочитают творениям великих мастеров поделки позёров-модников из грубо гнутого железа и полуфабрикатных человеческих фигур из камня и бетона. Многих из современных модников при этом не занимает то, что они таким образом сворачивают, урезают свой внутренний мир. Ритмы действуют на людей с очень разным уровнем развития, но независимо от уровня их личные миры будут в итоге сведены к общему минимуму, соответствующему диктатуре ритма. Многим нынешним модникам невдомёк, что, упрощая их внутренней мир, «диджеи жизни» с помощью навязываемых ритмов делают из них легко управляемых роботов, которые в скором времени будут заменены цифровыми роботами, хотя бы путём всеобщей чипизации.
Ощущения, возникающие при прослушивании многих произведений современной рок- и поп-музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение. Архаические барабанные ритмы постепенно как бы «возрождаются» в современных музыкальных жанрах и направлениях, но утрачивают при этом своё первоначальное содержание. Заимствованные культовые ритмы, давно утратив своё священное наполнение, стали своего рода наркотиком.
Каким образом достигается негативное влияние рок-музыки на человека? Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных чёрно-магических обществ и братств. Барабанный бой, гитары, трубы, электронные синтезаторы, световые эффекты, пронзительные крики, телодвижения - всё это врывается со всей свирепой силой и пронизывает чувствительный человеческий организм. Ритм, частота чередования света и темноты, нагромождение звуков повышенной мощности - всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на слом всех механизмов самозащиты, самосохранения, нравственных устоев.
Появление рок-музыки на Западе, как музыки протеста, в 50-х годах прошлого века ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека. Особенно это коснулось интимной сферы жизни. Начало рок-эпидемии стало началом наркоэпидемии и так называемой сексуальной революции. Покончено с подавлением плотских инстинктов и с различными нравственными запретами, всё позволено! В 80-х годах появляется панк-рок (в Англии словом «панк» изначально называли проституток обоих полов). Философия панк-рока заключена в том, чтобы непосредственно привести слушателей к самоубийству, коллективному насилию и систематическим преступлениям.
Весь технический арсенал тяжёлого рока направлен на то, чтобы манипулировать, играть на человеке, как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии тотально изменять индивидуальные характеристики человека, так как она одновременно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, то есть влияние касается всех измерений человеческой личности: физиологических, психологических, душевно-эмоциональных и духовных [3].
Происходит тотальное коллективное оболванивание, зомбирование. Главная опасность в том, что беззащитная аудитория совершенно не подозревает, что испытывает это глубочайшее вторжение в святая святых своего существа - в область сознания, подсознания и сверхсознания. Уловленные в области подсознательного, сообщения расшифровываются, реконструируются, чтобы быть переданными через память сознательному «я», в обход накопленного нравственного опыта, минуя индивидуальные и коллективные архетипы.
Информация, рассчитанная на восприятие сознанием и подсознанием, порой содержит, кроме пропаганды насилия, прямое прославление адских сил. В песне «Гимн» группы «Раш» есть следующие слова: «О, сатана, именно ты сияешь... стоны сатаны... стоны жертвы... Я знаю, что ты - тот, которого я люблю».
А вот отрывок из песни «Бог грома» группы «Кисс»: «Я был воспитан демоном. Подготовлен к тому, чтобы править, как и он. Я - господин пустыни, современный железный человек. Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие».
Группа «Эй Си / Ди Си» (AC/DC) восхваляет колокола ада: «Я прихожу, как ураган, мои молнии сверкают по всему небу! Ты ещё молод! Но ты умрёшь! Я не буду брать пленников, я не пощажу ничьей жизни, и никто не воспротивится мне! Я обрёл свои колокола, и я возьму тебя в ад, я обрету тебя! Сатана обретёт тебя!» (песня «Адские колокола»).
Мик Джаггер, называющий себя Люцифером рока, заявляет: «Наши усилия всегда направлены к тому, чтобы управлять мыслью и волей людей; большая часть других групп занимается тем же» [3].
Интересен самый начальный период «погружения в страсть» молодого человека. Ведь именно здесь ещё можно положительно воздействовать на него, оберегая от соблазнов и укрепляя иммунитет против них. Из многочисленных опросов и анкет можно сделать следующий вывод. Мотивация падения обычно начинается с инверсии ценностей. Молодёжь видит неустроенность общества, продажность чиновников, лицемерие властей и СМИ - и становится на путь стихийного протеста, стремления самореализоваться любым способом, вплоть до анархии. На этот счёт существует много штампованных оправданий: «запретный плод сладок», «а что тут такого?», «кому нужна эта совесть? что она даёт, кроме скованности?», «надоели эти взрослые с их убогой моралью», «если ты такой умный, то почему бедный?», «почему другим можно, а мне нельзя?», «ах, вы так? ну и мы так же», «кто не рискует, тот не пьёт шампанское», «открыто наплевать на приличия - это же круто!». Невольно вспоминается роман «Бесы» Ф.М. Достоевского: на одном сборище «бесчестилась Россия всенародно, публично, и разве можно было не реветь от восторга?» [4]. И парадокс в том, что, стремясь к обретению мнимой свободы в разнузданности и анархии, человек неминуемо становится зомбированным рабом этого извращённого узкого мирка.
А когда человек сам или под давлением сворачивает свой внутренний мир, он, хотя или нехотя, сворачивает и своё мышление, и свой язык: язык общения, музыкальный язык, язык образов, поэтических и художественных. Чем язык развитее в музыкальном плане, тем он развитее в фонетическом и в поэтическом плане. Тогда в языке открываются более богатые возможности для рифмовки текстов и песен. Основа песенной мелодии - рифмованный текст. Естественно, в поэтическом тексте необходимо присутствует и ритмический рисунок, переходящий в характер написанной по нему песни. Но, думается, главная роль в построении песен принадлежит всё же не ритму, а мелодическому содержанию. В хорошем песенном тексте уже изначально как бы содержится, звучит своя мелодия - и чем одарённее композитор, тем вернее он почувствует, угадает это звучание, и тем прекраснее, долговечнее получится песня. Даже в марше, с его чеканным ритмом, всё же главное - мелодия, и, при совершенно одинаковом размере, различаются, запоминаются те или иные марши именно своей мелодикой. Понятно, что и без ритма нельзя обойтись, но он должен не подавлять мелодию, а служить ей - акцентировать и оттенять, тогда будет гармония.
Особая роль ритма - в танцах, но и в них он может проявляться по-разному. Можно дико скакать под убойные звуки дискотеки, или вертеть задом в ламбаде и кизомбе - а можно получать истинное наслаждение в вальсе, менуэте, полонезе, лендлере, мазурке, фокстроте, танго, - там, где красивая мелодия, сдержанный ритм и пластика тела сливаются в гармонии.
А чувство гармонии требует от человека высокого общего уровня развития. Не только музыкального слуха, но и высокого уровня развития его языка, его поэтических способностей. У человека появляется потребность углубляться в свой язык: входить в его фонетику, постигать музыкальный строй падежей и суффиксов, понимать и чувствовать соответствие или несоответствие заимствованных иностранных слов музыке своего языка. В этом плане очень показательны русские пословицы и поговорки - яркие, образные, лаконичные.
Человек, любящий свой язык, напитанный с детства родными национальными мелодиями, закрепивший их впоследствии своим культурным саморазвитием, никогда не поддастся наркотическому воздействию бездушного ритма, так упорно проникающего, к сожалению, во все области современной жизни.
Литература
1. Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм. - СПБ, 1893, 62 с.
2. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир.
2006, 287 с.
3. Светов М. Энергетика Музыки. - Журнал «Global», интернет.
4. Достоевский Ф.М. Бесы. ПСС, т. 10. - Ленинград: изд. «Наука», 1974, 520 с.
1. Re: Ритмы и мелодии в культуре и жизни человека