Сейчас проблемы местного самоуправления стоят остро перед любым уровнем муниципалитета - и перед мегаполисом, и перед городским округом, и перед сельским поселением. Но в основном все-таки страдает российская глубинка, основа России. Страдает от нерационального размещения производительных сил, что приводит к огромной разнице в уровнях обеспеченности граждан в стране. В малых и средних городах и сельских поселениях продолжается отток кадров и «оптимизация» объектов социально-культурной сферы. Провинция оголяется, всё меньше жителей остается в малых городах, ещё меньше - на селе.
Функции, передаваемые на исполнение муниципальных образований, продолжают увеличиваться. Местная власть отвечает уже и за вопросы, которые должны решаться на федеральном и региональном государственном уровне: образование, медицина, демография, охрана общественного порядка, ряд других полномочий, - за всё, что происходит, например, на территории района.
А с другой стороны, мы, районы, сельские поселения, малые и средние города, серьёзно зависим от вышестоящих бюджетов, а потому не можем действовать самостоятельно по решению вопросов даже местного значения. Сложно в этих условиях и планировать на перспективу. На практике некоторые поселения даже не имеют собственных средств на содержание своих аппаратов, потому что через налоговое регулирование средства уходят в вышестоящие бюджеты. По некоторым оценкам финансистов, сейчас только для того, чтобы выжить, бюджетам поселений необходимо в 4 раза больше доходов, чем они имеют сейчас. Представляется, что начало такому положению дел - отсутствие на федеральном уровне регионального развития. Вместо планов - «прогнозы», «стратегии» и «программное регулирование». Отсутствует план развития средних и малых городов, как следствие - нерациональное размещение производительных сил - приводит к огромной разнице в уровнях заработной платы жителей между муниципальными образованиями в разных регионах страны. При этом уровень зарплаты в провинции имеет тенденцию дальнейшего уменьшения. Качество медицинских, образовательных, спортивных услуг самое высокое в Москве, в региональных центрах похуже, а в малых городах и сельских поселениях, ввиду оттока кадров и непрекращающегося процесса «оптимизации» объектов социально-культурной сферы, - ещё хуже. В результате всех этих причин происходит отток населения. Всё больше людей трудоспособного возраста концентрируется в мегаполисах, провинция оголяется, всё меньше жителей остается в малых городах, ещё меньше - на селе.
Наш Президент в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года говорил о том, что «нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки. При этом важно, чтобы они сохранили свое лицо и историческое наследие». И еще В.В. Путин сказал: «Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России... Активная, динамичная жизнь России, с её огромной территорией, не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России... Мы поддержим и инициативы, которые позволят нашим малым городам, населённым пунктам сохранить самобытность, по-новому раскрыть свой уникальный потенциал... Особое внимание будем уделять социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий».
Таким образом, под пространственным развитием в понимании Президента звучала мысль в первую очередь о развитии малых городов, сельских поселений России, «души России» - провинции. И особую роль в этом Президент отдает инициативам самих малых городов.
И вот в реализацию мыслей Президента правительством подготовлен проект «Стратегии пространственного развития России». Документ, прямо скажем, спорный и не в полной мере отражающий мысли В.В. Путина. Например, о какой инициативе средних и малых городов можно говорить, если документ разрабатывался в недрах Минэкономразвития так, что на обсуждение средним и малым городам и сельским поселениям документ не отдавался? Всё разработали директивным образом без консультации с объединениями муниципальных образований, органами власти малых и средних городов. Это - по порядку разработки «стратегии».
А по сути документа начнем с того, что разработанная Минэкономразвития «Стратегия пространственного развития» (министр Орешкин М.С.) предлагает разделить Россию на 14 «макрорегионов». Зачем? Непонятно. Зачем «макрорегионы», если есть регионы, субъекты федерации? Назначаются в рамках 14-ти «макрорегионов» 35-40 центров экономического роста. Почему 35 центров? У нас в России только средних и малых городов - около тысячи. А сельских поселений сколько?! Почему всего 35 центров? Их, центров, должно быть в десятки раз больше. Хотя бы несколько на каждый субъект федерации. У нас 85 регионов, значит - несколько сот центров развития средних и малых городов, которые и должны быть «центрами экономического роста».
Я здесь обозначил только одну, бросающуюся в глаза, проблему этой редакции пространственного развития. Но их, по ознакомлению с документом, много больше.
27 сентября 2018 года прошло очередное заседание Ассоциации малых и средних городов России. Ассоциация (АМСГ) - объединение муниципальных образований, созданное по инициативе руководителей муниципальных образований в 2000 году. Ассоциация является некоммерческой организацией, объединяющей городские округа, городские и сельские поселения, муниципальные районы. На сегодняшний день членами Ассоциации являются более ста муниципальных образований. Один из рассматриваемых вопросов на нашем заседании был: «Об отражении малых и средних городов в проекте Стратегии пространственного развития России».
Участники заседания высказали множество критических замечаний к документу. Мы не уверены, что такая «стратегия» будет полезна для территориального развития России. До этого Экспертный Совет АМСГ, членом которого являюсь и я, подготовил замечания и предложения в «стратегию», которые были направлены в Министерство экономического развития России и Общественную Палату России. А по итогам рассмотрения на общем заседании нашей Ассоциации 27 сентября мы направили свои «Предложения по созданию государственной концепции развития малых и средних городов в рамках Стратегии пространственного развития России» уже на имя Государственной Думы России.
Чтобы мне не излагать наши предложения своими словами процитирую в сокращении близко к тексту сам документ.
«Ассоциация малых и средних городов России неоднократно предлагала на федеральном уровне разработать и принять комплекс первоочередных и системных мер государственной поддержки малых и средних городов. К их числу следует отнести: неотложные мероприятия, обеспечивающие жизнеспособность отдельных городов; поддержку депрессивных и деградирующих малых и средних городов; поддержку предпринимательства; формирование развитой рыночной, коммунальной и дорожной инфраструктуры; ряд иных. Правительству Российской Федерации необходимо разработать и принять концепцию устойчивого развития малых и средних городов. Необходимость разработки указанной концепции обусловлена общегосударственным значением малых и средних городов в экономическом и социальном развитии страны, масштабностью и остротой неотложных проблем, препятствующих их развитию, слабой социально-экономической базой и недостаточной защищенностью их жителей. Концепция должна быть ориентирована на решение проблем развития наиболее многочисленной группы городских поселений Российской Федерации, эти города являются источниками и хранителями истории, самобытности народов России, их национальной культуры и традиций, центрами тяготения в системах расселения значительных и, прежде всего, сельских территорий.
Концепция устойчивого развития малых и средних городов должна предусматривать создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих малым и средним городам эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы для повышения уровня и качества жизни населения.
Полагаем, что в рамках указанной концепции следует решить следующие основные задачи:
- стабилизировать экономическое положение и совершенствование структуры градообразующей базы поселений с учетом их специализации в реальном разделении труда, формирование местных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- использовать местные и региональные ресурсы для развития в поселениях эффективной социально ориентированной экономики и укрепления социальной сферы;
- сформировать в малых и средних городах рыночные механизмы саморазвития;
- организовать поддержку в развитии сети учреждений культуры и образования малых и средних городов;
- повысить транспортную доступность для жителей небольших городских поселений до ведущих индустриальных, научных, образовательных, культурных центров страны;
- улучшить состояние окружающей среды, архитектурного облика, обеспечить развитие градостроительной деятельности в малых и средних городах.
Концепция развития малых и средних городов должна быть направлена на защиту интересов исторически сложившейся структуры народонаселения российских земель, сохранение и развитие заселенности обширных территорий. Это важно для всех регионов России.
Очень важна встроенность концепции развития муниципальных образований в общую стратегию развития региона, т.е. необходимы механизмы регулирования, взаимодействие на уровне органов власти региона и муниципалитета, кооперация усилий по развитию территорий.
Решение вопроса об увеличении доходной базы бюджетов малых и средних городов... является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. При этом финансовое обеспечение муниципальных образований должно осуществляться таким образом, чтобы органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могли финансировать не только текущие расходы, решая первоочередные задачи, но и формировать бюджеты развития...
Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые с производства, в первую очередь предприятиями малого и среднего бизнеса.
Следует разработать комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала, в том числе:
1) передать местным бюджетам ставку налога на прибыль организаций в размере 2%, поступления по которой в настоящее время зачисляются в федеральный бюджет;
2) внести в Государственную Думу пакет законопроектов, предусматривающих отмену льгот по местным налогам, установленных федеральным законодательством (по налогам на имущество физических лиц, земельному налогу);
3) в местные бюджеты зачислять налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%;
4) ввести в качестве местного налога транспортный налог в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды в составе местных бюджетов...;
5) ускорить введение налога на недвижимость в качестве местного налога (взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц)... исключив риск повышения налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан;
6) рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты всех сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления...;
7) увеличить норматив отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 50%;
8) зачислять доходы от НДФЛ не по месту основной работы, а по месту жительства граждан;
9) установить норматив отчисления в местные бюджеты от акцизов на табак, алкогольную продукцию и пиво до 50%;
10) увеличить норматив отчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в местные бюджеты с 40 до 100%;
11) установить норматив отчисления в местные бюджеты от акцизов на автомобильный бензин до 50%;
12) зачислять налог на имущество организаций по нормативу 100% в бюджеты муниципальных образований.
Основная цель при данном перераспределении доходов ‑ не «перетащить» дополнительные ресурсы, как это может показаться на первый взгляд, а заинтересовать органы местного самоуправления в увеличении бюджетных поступлений за счет развития бизнеса и местной инфраструктуры...
Следующий этап - создание бюджетов (Фондов) развития. По оценкам Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления финансовая потребность муниципальных образований России в общей сложности составляет 4,9 трлн. рублей. Реальный же консолидированный бюджет малых и средних городов страны не дотягивает даже до половины требуемой суммы и составляет 2,2 трлн. рублей...
Формирование бюджетов развития возможно за счет двух направлений.
1) За счет увеличения акцизов на табак и алкоголь. Сегодня акциз на табак составляет около 200 млрд. рублей в год. Необходимо увеличить данную сумму до 800 млрд. рублей. Акциз на алкоголь сегодня ‑ 250 млн. рублей, необходимо ‑ 400 млн. рублей.
Полученные дополнительные доходы должны использоваться только по программам, цели которых закладывают региональные и федеральные власти.
2) За счет взимания налога на недвижимость не с кадастровой стоимости объекта, а с рыночной.
До настоящего времени не решена полностью задача, касающаяся точного определения компетенции органов местного самоуправления. Ряд вопросов местного значения муниципальных образований и полномочий субъектов Российской Федерации четко не разграничены. Аналогичная ситуация сложилась с разграничением вопросов местного значения различных типов муниципальных образований.
Имеется ряд проблем, вызванных тем, что на органы местного самоуправления нередко возлагаются не свойственные им задачи, в частности, носящие государственный характер...
Перераспределение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, между муниципальными образованиями различного уровня должно осуществляться с учетом имеющейся имущественной, финансовой возможности эффективного исполнения указанных полномочий, достижения поставленных целей...».
В нашем документе также содержатся предложения по реализации конкретных правовых актов Правительства РФ. Подписали «Предложения по созданию государственной концепции развития малых и средних городов в рамках Стратегии пространственного развития России», которые направлены в Государственную Думу, Президент Ассоциации малых и средних городов России В.В. Гаврилов и Директор Ассоциации В.В. Воронин.
Глава Калязинского района Тверской области, председатель Ревизионной комиссии и член Экспертного Совета Ассоциации малых и средних городов России Константин Геннадьевич Ильин
1. Re: Мы не уверены, что такая «стратегия» будет полезна для территориального развития России