Дорогие братья и сестры!
Сегодняшнее Евангелие повествует нам о Господнем Винограднике, который себе самочинно присвоили виноградари, трудившиеся в нем как наемные работники. Что значит в притче Виноградник Божий? В Исайе 5:7 читаем: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его».Еврейскому народу Бог даровал огромные преимущества, ожидая его плодов. «Ты, Израиль, «царственное священство, народ взятый в удел...». Оградой этому народу служили установления Его Закона - вечные принципы праведности и чистоты. Послушание Законодателю и Его Закону позволяло достичь чудесного процветания во всем. Но Израиль не осуществил Божьей цели: «Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод».И вот надмилось сердце этого народа - он забыл Бога своего, Который вывел его из земли египетской и привел в землю Обетованную - Виноградник Свой. Все же полученные преимущества были употреблены им для своего собственного обогащения.
В этой притче под рабами, посланными Хозяином, подразумеваются пророки ветхозаветные, а позже - апостолы. Под плодами понимаются вера и добрые дела. Пророческая часть притчи - это наказание злых виноградарей. Наказание исполнилось через 35 лет после казни Спасителя, когда римский полководец Тит полностью разорил Палестину.
Когда сумели духовно и нравственно переродиться к худшему эти «виноградари»?
Дело в том, что всех грешных людей можно разделить на три категории: кающиеся, некающиеся и осатаневшие грешники. Заметим, что некающиеся- это люди неверующие, а осатаневшие грешники - это люди, сознательно предавшие себя греху, которые служат демону. Вот эти две категории людей и стали тем народом, который решил, что он - хозяин Виноградника.
Люди также забыли, что существует две категории людей в их социальном статусе по отношению к собственности: распорядители и владельцы. Но Хозяином всего остается Бог. Мы по самой природе человеческой и не можем быть хозяевами ничего в этом мире, поскольку «наги мы пришли в этот мир, нагими и покинем его». Сказано также, что «Корень всех зол - есть сребролюбие». А алчность, как известно, всегда растет в геометрической прогрессии.
Многие библейские персонажи, так или иначе свидетельствовали своими поступками и самой жизнью о нищете и роскоши, бедности и богатстве, любостяжании и милостыне. Мытарь-Закхей, Иоанн Креститель, слепой Вартимей, богатый юноша, вопрошавший у Христа как ему спастись и многие другие. Так, Закхей, будучи богатым человеком от наворованных им денег у своего же народа, залез на высокое дерево, чтобы увидеть Истину, воплощенную во Христе, - и в сокрушении покаялся. Иоанн Креститель, наоборот, изначала презрел земные богатства и блага, питаясь диким медом и акридами в пустыне, обогащая своей «нищетою» приходящих к нему людей.
Мы часто бываем ослеплены миром вещей, но забываем, что этовсегда уводит от истины. Если весь материальный мир взять как некую философскую метафору, воплотив его, скажем, в глобус - как прообраз всех земных богатств, то проколов его длинной спицей и достигнув середины - мы вдруг обнаружим пустоту. Если же продвинем спицу и далее - то она просто выйдет на другом конце глобуса... Вот так и мир материальных вещей, - он не имеет глубины, его внутренность - это лишь пустота, а дальнейшее продвижение в его исследовании позволяет сделать вывод, что это лишь прах, который не имеет духовной основы. «Только в Боге успокоивается душа моя» - говорит псалмопевец Давид.
Богатство или просто даже мечта о нем - это для сегодняшнего поколения - велиарова пустота, но преследующая нас повсеместно: жулики и ворье мнят себя бизнесменами, бандиты - спонсорами, колдуны и целители - медицинскими академиками, сектанты считают себя церковью... Ничтожное прикидывается важным и значимым.
Можно по-разному посмотреть и на богатство мира, на материальные ресурсы, оказавшиеся в наших руках по милости Творца: через призму глубокого покаяния раздать их нуждающимся, или тем, «кого обидел» - подобно Закхею; или, подобно богатому юноше, «с печалью отойти от Христа». Так ослепительный свет правды Божьей отверз духовные и плотские очи нищему слепому Вартимею, и, благодаря Спасителю, он стал видеть.
Само по себе богатство - не «плохо», ни «хорошо». Оно нейтрально. Как скальпель в руках хирурга может спасти чью-то жизнь, а в руках безумца или преступника - эту жизнь уничтожить. Важно, в чьих он руках... Можно по-разному и посмотреть в окно: или увидеть себя в грязных разводах немытого стекла, или солнце и цветы за окном. Важно - как мы смотрим...
Корень всех зол есть сребролюбие. Поэтому Христос объявил народу, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное. Именно поэтому еврейская молитва гласит: «Боже, не дай мне богатства, чтобы я в нем скоро не забыл о Тебе. Но не дай мне и нищеты, чтобы я не начал роптать, и этим бесславить Твое святое Имя».
Виноградари забыли, что нелюбостяжание начинается со смирения. Смирение - это сок веры. Что такое смирение? Это ЮМУС (евр. слово «земля»). Вот она перед нами, что еще может быть смиреннее: принимает и дождь, и снег, и навоз, мы топчемся по ней и раним ее плугом? Но она не только «смиряется» перед нами, людьми, но и кормит нас!
Вот и в жизни так бывает: богатый юноша с печалью в сердце отошел от Христа, а Иоанн Креститель встал в пролом человеческой истории. Разные ценности - разные и судьбы.
Мы сегодня, подобно неразумным виноградарям, ожесточаем наше сердце, стремимся «накормить» нашу душу чем угодно, но не Словом Божиим. И душа бьется в тенетах бессмыслицы и пошлости жизни - не находя ответа: в чем же этот смысл? Мы много в жизни перепробовали «смыслов»: высокий жизненный стандарт, образование, выборное правительство... и много чего еще. Ни один из них не привел нас никуда, кроме тупика.
И вот, согласно притче, Хозяин Виноградника посылает к ним своего сына. Думает, вот тут уж люди устыдятся. Но следует заметить, что виноградари настолько свыклись с мыслью, что Виноградник - теперь их собственность, что решили погубить и сына Хозяина в своем безумстве, чтобы окончательно присвоить им не принадлежащее.
Многие, впервые прочитав Евангелие, недоумевают: за что же распяли Христа? На самом деле удивляет другое: почему это сделали так поздно? Богоборческий мир терпел Его целых три года! Осудили же Его как: во-первых, врага иудейского народа («Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» - сказал Каиафа); во-вторых, как врага императора («Всякий делающий себя царем противник кесарю»); в-третьих, как врага религии («Он богохульствует»).
Сегодня нет этого Виноградника, который навлек на себя гнев Божий. Мы - христиане - «привитая ветвь к дому Израилеву». Поэтому, не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то пощадит ли тебя, ветвь привитая? Так назидает нас апостол Павел.
Дорогие братья и сестры!
Это наглядный пример того, как люди, ожесточая свое сердце, постепенно приводят свою жизнь к катастрофе. Будем же бодрствовать и наблюдать за собою, чтобы не превратиться в недостойных виноградарей и не получить заслуженное возмездие от Бога. Да не случится этого с нами. Аминь.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор Киевской Духовной академии