Вышел из печати Третий том (часть вторая) коллективного исследования «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начале ХХI века». Редактор-составитель А.Л.Казин. Изд. «Петрополис». СПб,. 2018.
Вопреки всем переворотам ХХ века, русская духовная традиция существовала в отечественной культуре на всем протяжении этого трагического столетия и продолжает существовать в ней до сих пор. Более того, именно эта традиция определяла во многом ключевые смыслы творческого процесса как в СССР, так и русском Зарубежье. Несмотря на репрессии после 1917 года, вопреки инославной и иноязычной культуре в странах рассеяния, в отличие от атеизма постмодернистской цивилизации начала ХХI века - те или иные формы православной духовной энергетики неизменно служили источником художественного вдохновения многих крупнейших русских писателей, композиторов, живописцев, режиссеров театра и кино. Часто это происходило в превращенных формах, скрыто, в подтексте, в символике, в иносказании. Порой этого не осознавал и сам художник, так что исследователю стоит немалого труда обнаружить вероисповедную основу вполне светского, на первый взгляд, романа или кинофильма и квалифицировать её так, как она того заслуживает.
Авторы предлагаемой книги по мере сил решают эту задачу - впервые в нашей научной литературе. Настоящий, Третий том (часть вторая) посвящен новейшему периоду 1992-2017 годов - условно, от распада/разрушения СССР до столетней годовщины Февральской и Октябрьской революций, хотя, конечно, затрагивает и предыдущие эпохи отечественной истории и культуры.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
А.Л. Казин. Русская идея в ХХI веке___________________
ЛИТЕРАТУРА
Поэзия
А.В. Моторин. Юрий Кузнецов: путь ко Христу___________
Р.Р. Измайлов, С.В. Кекова. Поэтическая «пневматология» Олеси Николаевой________
И.С. Леонов. Поэзия духовных лиц____________
Р.Г. Круглов. Хаос и гармония. Русская философская лирика__________
Проза
И.А. Казанцева. Пути к православию современной прозы: Л.И. Бородин, В.Н. Крупин, А.Ю. Сегень___________
А.М. Любомудров. «Мы - не Русь уходящая, мы - Русь идущая». Возрождение жанра паломничества в русской словесности
И.С. Леонов. Христианская художественная проза XXI века__________
И.А. Казанцева. Христианские и антихристианские мотивы в неореализме и постмодернизме _____________
Л. И. Бронская, Ю. Н. Золотых. Светская и церковная литература: в поисках синтеза
МУЗЫКА
Т.А. Чернышёва. Страницы церковно-певческой истории: памяти композитора-регента
В. Г. Самсоненко _________
А.Б. Никаноров. Колокольные звоны над Россией________
А.В. Денисов. Старообрядческая тема в отечественной опере ХХI века. «Житие боярыни Морозовой» Родиона Щедрина_________
Н.С. Серегина. Мир Зосимы в опере А. Смелкова «Братья Карамазовы»_____
И.Г. Райскин. «Воскрешение мертвых». Путь к духовному жанру в творчестве Алексея Рыбникова______
Г.В. Ковалевский. «Быть». Творчество Александра Кнайфеля_______
О.И. Гладкова. Сакральные мотивы в хоровой музыке Дмитрия Смирнова______
Г.Г. Осипова. О религиозных прообразах киномузыки отечественных композиторов___
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Н.С. Кутейникова. Современная иконопись России: некоторые особенности развития__
Е.В. Жданова. Третье тысячелетие. Христианская тема в изобразительном искусстве России ХХI века_____________
А.В. Королев. Художник и время. Творчество Валентина Сидорова_______
ТЕАТР
К.А. Кокшенева. Актуализация русской классики на современной сцене
КИНО
Н.А. Хренов. Отечественный кинематограф постатеистической эпохи______
А.Л. Казин. Образ и логос. Авторское документально-художественное кино Александра Сидельникова__________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.Л.Казин. Настоящее и будущее______
Приобрести книгу можно в издательстве «Петрополис».
СПб, ул. Большая Монетная, дом 16.
Тел. (812) 336-50-34
e-mail: info@petropolis-ph.ru