Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В преддверии Успенского поста

Виктор  Чернышев, Русская народная линия

13.08.2018


Проповедь, произнесенная в Свято-Воскресенском храме Радужного массива г.Киева …

 

 

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы стоим в преддверии Успенского поста.

Молитва, милостыня и пост. Это три основных действия, служащие нам верной дорогой к спасению бессмертной души. Кто не молится Богу, не помогает людям и не исправляет своей природы воздержанием, тот чужд всякой религии вообще.

Пост был предложен Творцом прародителям еще в Эдемском саду: ешьте от всякого древа... но древо познания добра и зла... не прикасайтесь к нему, ибо смертью умрете. Таким образом, человек исполнял у Бога трудовую миссию - обрабатывал прекрасный сад; интеллектуальную - нарекал имена всему живому там находящемуся и постническую, когда воздерживал свою руку от запретных плодов. Поэтому гармония жизни человека состояла в том, что его дух жил Богом; душа жила духом, а тело жило душою.

Бог в преддверии греха всегда дает нам заповедь: грех лежит у порога дома твоего, он влечет тебя к себе, но ты властвуй над ним. Но властвовать над грехом не пришлось, поэтому сегодня весь мир «во зле лежит». А зло состоит в том, что душа сопротивляется Богу, а тело же сопротивляется душе. Катастрофа, начавшаяся в Эдемском саду, продолжается и ныне: утратив Бога как опору - дух стал паразитировать на душе, а душа, в свою очередь, стала паразитом тела. Жало греха - смерть, а сила греха - Закон, утверждает апостол. Но Законодатель устами Моисея провозгласил Закон на Синае гораздо позже. Тогда о каком же Законе идет речь?

Закон в Эдеме состоял всего из одной единственной заповеди, которая сконцентрировала и вобрала в себя все последующее Синайское законодательство. Звучала она как «не вкушай» (от древа познания добра и зла). Адам мог владеть всем через приобщение к внутреннему началу («Не много Ты умалил его пред ангелами, честью и славою венчал его») - он же, вместо этого захотел сам стать таким началом, и вот, отделившись от заповеди и послушания Творцу - стремится завладеть всем извне. Мы часто хотим также считать себя таким началом в нашей жизни - и, к сожалению, становимся таким началом - началом греха, болезни и смерти. То есть, вместо того, чтобы желать одного высшего блага, в котором бы все нравственно соединились, мы желаем многих материальных благ исключительно для себя, и, таким образом, отделяемся ото всех, ища во всем своего - но ни на чем остановиться не можем. («Все ищут своего, а не того, что угодно Богу»). Так мы превращаем всю вселенную в безжизненное скопище бесконечно мелких и ничем внутренне не связанных частиц. А наша чувственная душа вместо того, чтобы служить опорой и орудием для деятельности духа, предается слепому и страстному стремлению к плотской жизни по примеру Эпикура: «Ешь, пей душа моя и наслаждайся, ибо завтра умрем».

Забыт напрочь евангельский принцип: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную». Воля наша отныне вместо единения с окружающими людьми стремится к господству, а ум вместо осознания всеединого сущего предается произвольным рассуждениям о многих предметах по большому счету ему вовсе ненужных - и так выстраивается т.н. «формула греха», отраженная в Первом послании апостола Иоанна: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Наша же чувственная душа вместо оживотворения материи духовными силами стремится уже к бессмысленному наслаждению этой материей.

Поэтому, исходя из этой самой формулы греха, существует три вида поста. Во-первых, пост духовный, который требует от нас воздержания от честолюбивых, властолюбивых и самолюбивых действий; требует отказа от власти и славы человеческой. Как часто мы любим без пользы для ближних заявлять о себе любимом или любимой, порисоваться перед  другими, показать свою значимость, превосходство или силу.

Если мы посмотрим на третье искушение Спасителя в пустыне, где пребывал грозный и лукавый дух смерти - дьявол, - оно, как никакое другое, стремилось разжечь человеческое тщеславие через «все царства мира», которые вдруг окажутся у твоих ног. Здесь дьявол стремится расчесать в нас гнойник гордыни, тщеславия, самолюбования - «стать у всех на виду подобно божеству». Поэтому следует помнить, что всякий раз, когда нам приходится в силу разных причин и обстоятельств заявлять о себе, чтобы показать свое превосходство - воздержись от этого. Никогда не давай пищи своему самолюбию.

Второй вид поста - это пост интеллектуальный, который состоит в воздержании от односторонней деятельности ума, от бесплодной игры понятий и представлений, от бесконечных и ненужных вопросов без цели предлагаемых. Этот пост необходим людям ученым, которые часто кичатся своим знанием и интеллектом, забывая, что начало мудрости - есть страх Божий. Все горизонты науки всегда связаны с «прахом этого мира», на котором, собственно, наука и «работает». Она всегда имеет два недостатка: неполноту научного материала и субъективное мнение самих ученых. Правило этого поста таково: не ищи знаний без пользы для ближнего и для дела Божьего. Не ищи оригинальности в мыслях, и пусть всякий раз, когда тебе придется высказывать взгляд не связанный с общим благом - воздержись от этого.

Третий вид поста - это пост чувственной души. Он заключается в воздержании от чувственных наслаждений, которые плохо управляются сознанием нашего ума и волей. Мы знаем, что главнейший вид физического поста - это воздержание от кровавой пищи, от мяса. Достаточно вспомнить, что Бог в Эдемском саду предложил в пищу прародителям плоды дерев, а не мясо живых существ, там обитающих. Это было также первым искушением Христа в пустыне - превратить камни в хлебы, чтобы «накормить народ», и этим «свернуть» крестную миссию Спасителя, которая строилась на добровольном избрании истины. Но дьявол знал, что трудно стоять в истине, не имея хлеба. Однако Христос - Сам был и Хлебом жизни и Истиной.

Следует помнить, что истинная задача нашей чувственной жизни - возделывать сад земли, превращая мертвое в живое. А поскольку мы этого делать не можем в полном смысле этого слова - ибо это творит Сам Господь, - то, по крайней мере, сообразуясь с Его волей, хотя бы не следует умерщвлять живое, всемерно поддерживая в нем жизненные силы. Мы этим как бы сохраняем Божьи творения, давая им жизнь и большую интенсивность. В идеале монахи, например, мяса не вкушают вообще, ибо нельзя поддерживать свою жизнь за счет жизни других живых существ. Мы же, миряне, делаем это «до времени», во дни постов, внося и эту малую лепту в Божье дело.

Дорогие братья и сестры! В году, как всем известно, существует четыре православных поста, где самый короткий из них и самый поздний по происхождению - Успенский. Он предваряет, казалось бы, печальное событие - смерть Богоматери. Но поскольку христиане верят, согласно апостолу Павлу, и воспринимают смерть как «приобретение», («Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение»), то и относятся к ней как триумфу и победе над силами ада, и, подобно Успению Пресвятой Богородицы, рассматривают смерть как временное состояние нашего пребывания в могиле. С 14-го августа весь православный народ начинает постнический труд во славу Божьей Матери, который продлится до 27-го августа.

Пусть Господь укрепит нас в подвиге воздержания, усердной молитвы и смирения. Аминь.

10 августа 2018 г.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме