Крахъ Имперiи и Церковнославянскiй Языкъ

Доклад на Монархическом совещании в Санкт-Петербурге 21 июля 2018 года

.«Русский Язык... является универсальной основой

Русского государства и шире - русского мира»

(В.В. Путин)

Вспомним об истоках и корнях современной языковой картины мiра. Ниточка, протянутая от русского языка, приведет нас к святым Кириллу и Мефодию.

Много знаю людей, у которых сердца болят о России. И они не молчат, говорят о патриотизме, образе России, о высокой идее - много программ разных, которые... почему-то не действуют - ситуация продолжает ухудшаться.

Как педагог церковнославянский язык я вижу одну из главных причин этого в пренебрежении русским языком, оторванности от своих корней.  Корни русского языка ещё живы, потому что жив церковнославянский язык.  Цся - это корневая основа русского языка.  Для специалистов - это «азбучная истина». Мы привыкли это выражение применять, когда говорим о чём-то простом, незначительном, «дважды два - четыре», «дураку ясно»...  А на самом деле историко-этимологический словарь говорит нам что, слово «азбука» несет такие удивительные значения, как  основа основ, столп, краеугольный камень, становой хребет и т.п. 

Вот на этом становом хребте и держится всё, что нам  дорого - и культура,  и Богослужение Церкви, и всё нравственное. Отвергли краеугольный камень, выдернули этот становой хребет из жизни народа,   и... образовалась чёрная дыра, куда стремительно утекает наша культура,  когда-то мощный пласт, ныне же истончившийся до предела, вот-вот рухнем в бездну.  Убрали основу ткани Бытия народа и потому наблюдаем сейчас - падение нравов, вымирание народа, разрушение экономики,  экологическую катастрофу...

 Когда мы все осознáем, наконец, что живем в словесной среде обитания (слово «экология» говорит об этом), мы буквально дышим словесной средой наших предков?

Надо ясно понимать, что язык наш - Ангел хранитель. Часто слышу от православных, что вернуть церковнославянский язык в жизнь общества уже невозможно, но в свою-то жизнь, в свою семью - возможно прямо сейчас.   Не для того, чтобы разговаривать на нём, не для этого он создавался святыми братьями, а чтобы, всматриваясь в образ буквы, слóва начинать мыслить святыми образами, очищаться ими.  «Дьяволъ потому не любитъ церковнославянский язык, что въ немъ лжа и прелесть никáкоже  места иметь не можетъ...».

Церковнославянский язык более воздействует на  чувства, чем на холодный прагматичный ум.  И это происходит помимо нашего желания, потому что этот священный Язык  сохраняет символы и формы, заложенные в него при его создании, обеспечивая связь времён и связь славянских народов.  

Религия = связь (человека с Богом), а связь эта осуществляется с помощью Языка, дарованного нам Богом.

         Нация формируется языком - это же аксиома. Так что же мы, вторично получив свободы в 90-ые годы, отказались от русского правописания.

То, что сейчас практикуется, это и языком-то назвать нельзя, всего лишь наречие...   А у наречий, как мы знаем, век недолог, и этим  мы хотим зажечь сердца молодёжи любовью к Родине?

          Мы существуем, как народ и нация, пока  у нас есть церковнославянский язык и мы питаемся от его корней.

 

Говорить, писать и мыслить на Святом Языке большевики запретили нам под дулами пистолетов, издав известный Указ. Они выдумали свой совдеповскую суррогатную письменнось.  А.Л. Дворкин  утверждает: «Кто контролирует язык человека, тот контролирует его сознание». Добавлю «Владеющий яыкомъ, владеетъ міромъ».

Но, всё это не одномоментно произошло, готовилась эта реформа  веками, адская кузница работала непрестанно; попытки уничтожить, обрезать и «упростить» язык, предпринимались  неоднократно.

Эти попытки  были,  можно сказать, проверкой верности народа своему Языку. Слабел Язык, подавленный красным террором, слабел народ. Молчание народа - было  для врагов России знаком к дальнейшим нападкам на Язык.

Русское общество обычно очень резко реагировало на любые перемены, связанные с языкомъ, и подобные реформы могли реализоваться лишь в «эпохи перемен», когда общественное сопротивление является минимальным.  Поэтому, к практической реализации реформы большевики приступили только после Февральской революции, весной 1917 года - но уже очень жёстко, с использованием репрессивных методов. Хотя до этого ли им было?  И с тех пор, отрицательное отношение к новой орфографии начинает отождествляться большевиками с отношением к  революции: «не признаёшь совдеповский язык - враг революции!. 

Вспомним недалёкое прошлое: приходит к власти хунта на Украине.    Что она делает?   Она проводит какие-то особые политические или экономические реформы?     Нет.  Они в первую очередь убирают русский язык, потому что Oнъ является условием единства славянских народовЛюбой революции предшествовали подобные кощунства: все завоеватели начинали порабощение народов с языка, уничтожали книги, а потом бери их голыми руками и делай, что хочешь.

Сейчас пресса соловьями заливается, что футбол пробудил патриотические чувства, объединил нацию.  Удивляюсь дремучему невежеству тех, кто выпускает это на экран, лишь бы люди не задумывались о том, чтó действительно может объединить славянский мир.

Вот, в прошлом году состоялся юбилейный Всеславянский съезд на теплоходе «Княжна Анастасия». Президент Международной славянской Академии сетовал на разрозненность славянского мира: «Славяне есть, а славянства - нет.  Нужно не просто поговорить, а осуществить славянское единство».  

На сегодня существует 13 славянских государств, 300 миллионов человек

Делегаты от Донбасса назвали на этом съезде свою Родину - оплотом славянства, и это справедливо, потому что они-то проливают свою кровь за русский Языкъ!

Пока мы говорим и молимся на одном языке - мы вместе, мы - непобедимы.

Разве не ясно теперь, какую сакральную роль играет Язык в жизни народа, в сохранении его духовной составляющей, где каждая буква славянской азбуки имеет смысл и имя!  Это-то и пугает врагов России, им не нужен «осмысленный» народ. Следом они убирают старые имена  и названия, меняют календарь.

Сейчас нам главное понять, что если мы не освоим «Азбучные истины», не преодолеем основную ступень, не заложим краеугольный камень - Языкъ, в основание русской цивилизации,  то следующие ступени будут рушиться при малейшем «ветре перемен» - и культура, и патриотизм, и традиции, и фольклор, и искусство, и ремёсла - всё, с помощью чего стараются возродить Русь.

Предложения

по восстановлению столпа иерархии в русском языке.

 

«И один в поле воин, коль по-русски скроен»

Практически ввести церковнославянский язык в образование, на разных уровнях, сегодня возможно, начиная с садиков.  Годовые программы на Епархиальных курсах «Повышения квалификации» для педагогов (и всех желающих) - отработаны.

Желающие познакомиться с церковнославянским языком приходят на курсы очень разные - взрослые и дети, педагоги, семейные группы.  И подход к занятиям - тоже должен быть разным. Мы там не зубрим грамматику, а начинаем знакомиться с языкомъ с текста, параллельно - с этимологией имен букв, а «дама грамматика» - она рядом, когда важно понять смысл читаемого.

Современным школьникам много информации приходится выслушивать в школе - всё это на уровне мозгов, а церковнославянский  язык позволяет говорить с ребёнком на уровне сердца.   И на каждом уроке - открытия. 

Чтобы свершилось преображение человека, чтобы открылись очи и уши сердечные - для восприятия Божественной истины, надо говорить с ним живым языком, который призван  «Глаголом жечь сердца людей».  

Всем нам надо учиться говорить с детьми таким Глаголом, острым, как алмаз,  словом, которое прямо в сердце выстреливает, укореняется там, растёт и приносит добрые плоды.

По личному опыту, самые лучшие ученики те, которые вначале сами начали изучать церковнославянский язык, потом решили углубить свои знания и пришли на Епархиальные курсы или в Воскресную школу.

Некоторые светские школы, которые проводят Дни славянской письменности, иногда  приглашают провести беседу для педагогов о церковнославянском языке или подготовить их для участия в Кирилло-Мефодиевской Олимпиаде, которые организует Ирина Александровна Трушина при Президентской Академии.

Необходимо ввести в светских школах обязательные мероприятия и праздники под названием «День славянской письменности», куда должна быть  включена школьная Олимпиада для старшеклассников. Для этого должен быть постоянно-действующий Центр подготовки филологов и всех желающих педагогов по истории русского  языка и письменности.  Также организовать курсы славянской каллиграфии при Школе каллиграфии Петра Петровича Чобитько, оплачиваемые Министерством образования.

Ревнители  церковнославянского языка - последователи Нины Павловны Саблиной, трудятся в этом направлении на общественных началах, без всякой поддержки со стороны образования.  А желающих присоединиться к этому течению - много.

Ученики курсов, которые впервые слышат русскую речь,  видят красивый образ буквы, они уже становятся носителями этого Языка и любителями.  Но, моя высшая цель, чтобы они стали ещё и передатчиками  слова и ревнителями церковнославянского языка, чтобы учащиеся научились смотреть в корень слова, вникать в его смысл, для этого на помощь приходит наука «этимология» и, конечно, понимать смысл Богослужения.  

Дальше церковнославянский язык уже сам ведёт человека к Богу и воцерковляет.  Невоцерковлённому  человеку сложнее понять и полюбить церковнославянский язык.

 

Сейчас мы должны, в первую очередь, спасти нашъ Языкъ,

и Онъ спасётъ насъ!

          

Русская классическая школа

Русская классическая школа начала свое шествие от Екатеринбурга, крепко прижилась в Крыму и, наконец, дошла до Петербурга. Меня заинтересовало в их программе то, что в ней много времени  уделяется преподаванию церковнославянского языка, выпущены замечательные «Азбуковники» и «Письменники». 

 Церковнославянский язык и славянская письменность тонким пером введена в основной план занятий, а дополнительно преподаётся ещё и каллиграфия.   Районные филиалы Русской классической школы прикреплены к светским школам, где дети успешно проходят аттестацию.

У родителей должен быть выбор, где и чему учить своих детей.

 

                     Образование царских детей

«Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали»

А.С. Пушкин

Следует упомянуть еще об одной важной составляющей филологического блока образования царских детей. Цесаревич и великие князья должны были правильно, без акцента, говорить по-русски.

Наряду с изучением иностранных языков не меньшее значение уделялось изучению русского языка.  К  сожалению,  галантный «западник» Александр II полностью вернул французский язык ко Двору, и русский язык при Дворе вновь стал редкостью.

И, как это ни странно, главной носительницей «русскости» при Дворе Александра II стала дармштадтская принцесса - Императрица Мария Александровна.

Ещё в 1850-х гг. вокруг Императрицы Марии Александровны сложился славянофильский кружок. В ее салон были вхожи достойные представители русской мысли и слова: князь П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев и граф А. К. Толстой.  Толстой именно Императрице Марии Александровне посвятил следующие строки:


Напомнив  дни, когда  Царица,  долу
Склонясь  задумчивой  главой,
Внимала  русскому  глаголу
Своею  русскою  душой...


Примечательно, что воспитатели постоянно отмечали уровень «правильности» русского языка у царских детей, даже когда они были совсем маленькими.

Так, в 1847 г. один из воспитателей писал Александру II,  что его четырехлетний сын Николай «удивительно как хорошо выражается по-русски, и притом чрезвычайно логически».  Учителей (проф. Погодина и Грота) приятно удивляло то, что Императрица говорила с детьми, и дети ей отвечали по-русски «ясно, чисто, правильно».

Когда в декабре 1855 г. у старших сыновей Царя состоялись «годовые экзамены», то один день из них посвящался русскому и славянскому языкам.

10-летний Великий князь Александр (будущий Александр III) на экзамене читал «Бородино». На филологическую подготовку молодых великих князей обращали внимание и во время досуга. С 1856 г. к мальчикам в Зимний дворец начали приводить для игр ровесников, и гостям строго предписывалось разговаривать между собой только на русском языке.

Со временем результаты сказались. Биографы отмечали, что Цесаревич Николай Александрович «овладел законами русской речи и с течением времени выработал себе ясный, правильный и изящный письменный слог». 

Любовь Николаевна Маркова, педагог церковнославянского языка


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Любовь Маркова:
Крахъ Имперiи и Церковнославянскiй Языкъ
Доклад на Монархическом совещании в Санкт-Петербурге 21 июля 2018 года
27.07.2018
Все статьи автора
"Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее»"
Каков идеал политической жизни России?
К 200-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина
04.05.2019
Монархия лучше демократии
Настала пора вынести на суд думающих и болеющих за Родину лучших людей Отечества вопрос о возстановлении в России самодержавия
08.04.2019
Царь - народу! Царю - народ!
Настала пора вынести на суд думающих и болеющих за Родину лучших людей Отечества нашего вопрос о возстановлении в России самодержавия
15.03.2019
Крахъ Имперiи и Церковнославянскiй Языкъ
Доклад на Монархическом совещании в Санкт-Петербурге 21 июля 2018 года
27.07.2018
Как мы вспоминаем Царскую Голгофу?
В Санкт-Петербурге в «Доме Романовых» прошло Монархическое совещание
24.07.2018
Все статьи темы
"100-летие Царской Голгофы"
Участниками и зрителями было написано покаянное послание
В Москве прошел Царский вечер с Жанной Бичевской и Геннадием Пономаревым «Царь — наша сила»
24.12.2019
Николай II: несостоявшаяся реставрация Самодержавия
Размышления о смысле служения Царя-Мученика
21.11.2019
Хождение по искушениям за благодатью
Посвящается 125-летию присяги Николая II
31.10.2019
Все статьи темы