Суфийское братство шейха Ришата Мусина в Татарстане

Численность, особенности религиозной группы, степень влияния на мусульманскую умму региона

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
3110
Время на чтение 11 минут

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Религия и религиоведение в современной России» (30 сентября 2016 года, Москва, МГУ)

Суфизм как религиозно-мистическое осмысление ислама был составной частью мусульманской традиции татар Поволжья и Урала. Его распространение относится еще ко времени существования Волжской Булгарии, когда тарикат (орден) Ясавия стал проникать с территории Средней Азии в XII веке. В дальнейшем в Поволжье появился тарикат Накшбандия, окончательно укоренившийся в XVII-XVIII вв. после вхождения региона в состав России. В конечном счете тарикат Накшбандия вытеснил тарикат Ясавия, став таким образом единственным направлением суфизма в Поволжье (лишь в 1990-е годы была попытка проникнуть в Татарстан сторонникам Ясавия, однако результата это не дало).

Для суфийского братства характерно наличие наставника (шейх, ишан, муршид) и его учеников (мюриды): практика функционирования такого объединения на протяжении длительного времени обеспечивается за счет передачи иджазы (разрешения на передачу цепочки сакральных знаний о религии) от шейха к мюриду. «Благодаря суфизму международные связи, утверждаемые шариатом и обеспечиваемые системой медресе, получили сильное моральное дополнение. Прежде всего, сами тарикатские ордена были международными. Несколько тарикатов образовывали гибкую взаимосвязанную сеть авторитетов, игнорирующую существующие политические границы и готовую распространяться на новые территории» [1], - характеризуют суфизм в Поволжье исследователи ислама у татар.

Как и любой тарикат, Накшбандия имеет несколько ветвей. Такая же ситуация имела место и в Поволжье: например, на рубеже XVIII-XIX вв. среди поволжских татар распространение имела ветвь муджаддидийа, к которой принадлежали часть крупных татарских богословов (Габденнасыр Курсави (1776-1812) и Габдрахим Утыз Имяни (1752-1836), а со второй половины XIX в. и на протяжении всего ХХ в., включая и советский период, функционировала ветвь халидийа (к ней принадлежали шейх Зайнулла Расулев (1833-1917), его мюрид Баязид Хайруллин (1871-1950) и уже мюриды Хайруллина Гарифулла Гайнуллин (1894-1984) и Габдельханнан Сафиуллин (1883-1971) [2]. Последний живший в Казани ишан Гарифулла Гайнуллин перед смертью передал иджазу своему мюриду Камилю Бикмухаметову, который приезжал к нему из Буинска (городок в Татарстане). Бикмухаметов был последним в этой цепочке татарских суфийских шейхов ветви халидийа: в 2000 году он скончался в Буинске, учеников он не имел, и, соответственно, иджазу никому не передал [3].

Поэтому начавшееся возрождение ислама в Татарстане после распада СССР во многом происходило за счет внешнего влияния на мусульман региона. Это происходило как за счет проникновение нетрадиционных для данной местности течений ислама зарубежного толка (ваххабизм, запрещенных в России организаций «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», «Джамаат Таблиг» и др.), так и суфийских братств, которые сумели сохраниться на Северном Кавказе, в Центральной Азии и Турции, несмотря на политику большевиков и кемалистов, во многом схожую в отношении религии. Память о суфизме как части религиозной традиции имеется среди татар, поэтому к суфизму, даже привнесенному из дальнего зарубежья (из Турции, например), отношение куда более спокойное, чем к ваххабизму, который стал восприниматься как угроза миру в России и как идеологическая основа для терроризма. Так, в ходе масштабного социологического исследования религиозной идентичности среди мусульман Татарстана, проводившегося в 2014-2016 гг. и охватившего 1200 человек, выяснилось отношение к суфизму среди них: «Большинство опрошенных респондентов не смогли интерпретировать, что такое суфизм - 73,7% и 65,2% соответственно в 2015 и 2016 гг. Для других респондентов суфизм - это прежде всего, «духовность и воспитание души» - 15,2% в 2015 г. и 19,7% в 2016 г. Данная категория респондентов воспринимает суфизм как «путь» нравственного очищения и самосовершенствования человека. Вместе с тем, присутствовали жесткие ответы, определяющие суфизм как «заблуждение и ересь/бидгат» - 8,3% и 11,7% в 2015 и 2016 гг., и «ширк» (грех) - 2,5% и 2,8%» [4], - сообщают исследователи.

Исследователи суфизма подчеркивают, что «в Поволжье суфизм пришел из Центральной Азии». «Незначительное влияние поволжский ислам испытывал со стороны суфиев с Кавказа. Но там господствовал шафиитский толк, и он для поволжских мусульман, по-видимому, оказался тяжел, - в отличие от ханафитского, распространённого на значительной части территории России и в Центральной Азии. Плюс к тому языком ислама у ханафитов России стал татарский, а у шафиитов остался арабский» [5], - считает санкт-петербургский исламовед Алексей Хисматуллин, специализирующийся на изучении суфизма.

На сегодняшний момент суфизм в Татарстане представлен несколькими братствами, некоторые из которых появлялись в 1990-е годы, но не находили аудиторию последователей, другие же сумели сохраниться как относительно устойчивые группы, имеющие тенденцию к росту числа сторонников. Среди суфийских братств в Татарстане в постсоветский период можно выделить следующие: Ясавия, Кадирия, Хакканийа, «Сулейманджилар», «Исмаил ага», «Эренкёй», мюриды дагестанского шейха Саида Чиркейского, татарского шейха Ришата Мусина. Некоторые исследователи еще предлагают рассматривать группы «Нурджулар» (запрещенная в России экстремистская организация. - прим.) и «Хизмет» (последователей турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена) как суфийские братства [6], но это вопрос остается спорным. Во многом потому, что сами «Нурджулар» и «Хизмет» сами себя не позиционируют в качестве суфиев.

Из всех суфийских братств, которое в Татарстане сумело за постсоветский период оформиться в устойчивую общину во главе с ишаном, можно назвать группу последователей шейха Ришата Мусина, который относится к суфийской линии Накшбандия-Муджаддидия-Хусайния и обосновавшего в 1991 году в селе Старое Чурилино Арского района Республики Татарстан (ученики его называют Мухаммед-хазрат).

Ришат Мусин родился в 1931 году в Татарской АССР. После Великой Отечественной войны вернувшийся его отец с фронта переехал вместе с семьей в 1947 году в Андижан (Узбекистан) на заработки. Мусин работал на одном из промышленных предприятий города, во время работы случился несчастный случай, и на него обрушилась плита, которая сломала ему ногу, которую ему ампутировали. С этого времени он как одноногий передвигается с костылем и является инвалидом.

Проживая в Узбекистане, он стал активно верующим, присоединился к местной мусульманской общине, где были сильны суфийские традиции, сохранявшиеся и функционировавшие и в советское время. От проживавших в Узбекистане суфийских шейхов Мусин принял иджазу от духовного лидера Накшбандийского тариката ветви Хусайния Ибрахима Маматкулова (1937-2009), получил право быть шейхом (муршидом), после чего вернулся обратно в Татарстан. Вот как о нем пишет о нем татарский богослов Валиулла Якупов в своей диссертации: «Если принять во внимание тот факт, что значительное число татар в советское время переселилось в Узбекистан, и наличие в этой республике значительных устойчивых суфийских традиций, не вызывает удивления, что некоторая часть татар Узбекистана была вовлечена в распространенный там тарикат. Причем один из них, Ришат-хазрат Мусин дошел до степени муршида, в 1991 году он вернулся на родину в Татарстан, в село Чурилино Арского района, и вокруг него постепенно сложился центр притяжения интересующихся Накшбандией, переросший к концу 1990-х годов в устойчивую группу классического тари ката Накшбандия» [7].

Среди мюридов шейха Ришата Мусина можно встретить представителей высшего мусульманского духовенства Татарстана: главного казыя Татарстана Джалиля Фазлыева, председателя Совета улемов ДУМ РТ Абдуллу Адыгамова, экс-муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, начальника отдела дагвата ДУМ РТ Нияза Сабирова и др. Важная деталь при изучении этого суфийского братства: все его мюриды стараются не афишировать свою принадлежность к этому суфийскому братству, поскольку полагают, что публичная демонстрация своей близости к суфизму может только привести к обвинениям со стороны ваххабитов, многие из которых категоричны в своей неприязни к суфиям.

Сам шейх Ришат Мусин проживает в исторически русском селе Старое Чурилино, в котором находится церковь Казанской иконы Божьей Матери, построенная 1830 году (в 1992 году была возвращена верующим, в храме совершаются богослужения в праздничные дни и по воскресеньям).

И хотя за советское и постсоветское время этнический состав населения села изменился (в нем проживают 69% татар и 28% русских по переписи населения 2002 года), конфликтов на межэтнической почве не зафиксировано, в селе построена мечеть, сам Мусин на вопрос о совместном проживании с православными христианами мусульман отзывается доброжелательно. По его словам, «христиан нельзя считать кяферами (неверными), потому что они тоже верят в Бога», только, как он считает, они «верят в него по-своему, не так, как мусульмане» [8].

Точная численность членов суфийского братства шейха Ришата Мусина неизвестна, но условно его последователей можно разделить на 2 группы: на учеников (мюридов) и симпатизантов, которые по тем или иным причинам не могут принять всех требований, чтобы считаться учениками. К примеру, элементарная обязанность для ученика - чтение намаза: если человек не может выполнять его пятикратно и ежедневно, то уже только по этой причине он не может стать учеником: «Ко мне один раз приехал один депутат-татарин, который хотел стать моим мюридом. Я его спросил читает ли он намаз 5 раз в день. Он ответил, что из-за работы не может совершать намаз каждый день. «Как же ты можешь стать мюридом, если даже намаз не можешь совершать?!» - ответил я» [9].

Нами численность учеников (мюридов) шейха Ришата Мусина на сегодняшний момент оценивается в 150-200 человек.

Отметим, что в Татарстане со стороны мусульманского духовенства и властей нет однозначного отношения. В период нахождения на посту муфтиев Духовного управления мусульман Республики Татарстан Габдуллы Галиуллина (1992-1998) и Гусмана Исхакова (1998-2011) с их стороны не было поддержки распространению и укоренению суфизму, но в тоже время они и не препятствовали этому процессу. Более того, со стороны заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова (занимал эту должность в 1998-2011 гг.) было явно благожелательное отношение к суфизму и его распространению в постсоветский период, что он пытался обосновать ссылками на опыт Узбекистана и Дагестана. В подготовленной им аналитической записке по итогам проведенной в Казани конференции «Суфизм в Поволжье: история и специфика» (2000) отмечалось, что необходимо способствовать распространению суфийских традиций накшбандийского тариката, поскольку это «могло бы облегчить противодействие ваххабитско-экстремистским вариантам ислама» [10]. Т.е. суфизм видится в качестве идеологической опоры в противостоянии с ваххабизмом.

Светские власти в Татарстане к суфизму относятся более настороженно. Вот, что писал об этом занимавший пост председателя Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан в 1997-2008 гг. Ринат Набиев высказывался на эту тему следующим образом: «С 1990-х гг. наблюдается возрождение интереса к суфизму в татарском обществе под влияние иностранных течений (нурджилар) и Дагестана. По некоторым данным, в Дагестане мюриды Саида эфенди Чиркейского контролируют не только приходы и учебные заведения, но и оказывают влияние на политику должностных лиц <...> В настоящее время в РТ все время подчеркивается политика толерантности и светскости, что не допускает вмешательства представителей религии в дела государства, включая представителей суфийских братств. Необходимо также отметить, что суфии не регистрируют свои общины как религиозные объединения, что также выводит их из правового поля, не дает возможности использовать права и выполнять обязанности, определенные законами» [11].

С приходом на пост муфтия Татарстана Ильдуса Файзова (2011-2013) и Камиля Самигуллина (с 2013 года и по настоящее время), который является мюридом суфийского ультраортодоксального джамаата «Исмаил ага», однозначно наметилась тенденция к реставрации суфизма [12]. Однако сами суфии в Татарстане пока стараются не афишировать открыто свою принадлежность к суфийским тарикатам. Вызвано это несколькими причинами: во-первых, широкие слои татарского населения могут не понять и не принять суфизм (некоторые религиозные практики, в частности, зикр, будет казаться экзотичными и непонимаемыми, особенно если будет делаться громкий зикр); во-вторых, открытое позиционирование высшего духовенства Татарстана в качестве суфиев неизбежно вызовет противостояние с ваххабитами, численность которых достаточно значительно в регионе, и чтобы избежать этого, проще пока не обозначать себя в качестве суфиев, хотя сами ваххабиты в республике высказывают недовольство суфийским муфтием; наконец, в-третьих, это неизбежное подозрительное отношение государственных органов Татарстана к суфизму, что вполне понятно: суфийские братства действуют как полузаконспирированные сообщества, некоторые из которых имеют шейхов, проживающих заграницей, что соответственно, ставит вопрос о лояльности их последователей в Татарстане российским властям. Поэтому реставрация суфизма пока идет через популяризацию дореволюционного религиозного наследия, повышения к нему интереса, проведение конференций и круглых столов на эту тему, издание и переиздание сочинений суфийских шейхов, организацию выставок, съемки документальных фильмов и т.п.

Подводя итог, отметим, что внешне суфийское братство шейха Ришата Мусина, принадлежащего к тарикату Накшбандия, не обозначают себя как отдельная религиозная группа, противостоящая остальным несуфийским течениям ислама в Татарстане, предпочитая популяризацией интереса к суфизму как богатому и неоцененному наследию татарского народа продвигать его постепенную реставрацию. Учитывая, что к этой группе относится часть высшего мусульманского духовенства Татарстана, можно говорить об определенной степени влияния самого Ришата Мусина на ситуацию в мусульманской умме региона. Однако сам он и в силу преклонного возраста, и в силу определенной скромности своего образа жизни (он живет в небогатом доме в деревне, сказать о каком-то его материальном богатстве не получается), старается не вмешиваться в дела Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

Потом его мюридом нынешний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин не является, хотя бывал у него и относится к нему почтительно. Для самого братства в ближайшее время большим испытанием будет вопрос о преемнике шейха: Мусину далеко за 80 лет, и сформировавшееся его стараниями за 25 лет постсоветского периода суфийское братство в Татарстане должно продолжить свое существование.

Автор и суфийский шейх Ришат Мусин

Примечания:

1. Мухаметшина А.В. Ислам в Среднем Поволжье: общее и особенное: монография. - Казань: Татарское книжное издательство, 2014. - С.72

2. Миннуллин И., Минвалеев А. Суфизм советском Татарстане: к постановке проблемы // «Эхо веков». - 2007. - №1. - С.149

3. Гатин А. А. Ветвь Накшбандия-Халидия в советский период: опыт исторической реконструкции // Мусульманский мир Российского Востока: традиции и новации: Материалы Международного научно-практического симпозиума, 13 - 15 мая 2013 г., Уфа - Учалы / Сост. Г.Б. Азаматова, Л.Ф. Тагирова, М.Н. Фархшатов. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. - С. 113

4. Мухаметзарипов И.А. Религиозная идентичность мусульман Республики Татарстан (по материалам социологических исследований) // Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан. Сборник научных трудов / Т.А. Титова, В.Е. Козлов, Р.Ф. Патеев. - Казань: Изд-во «Артифакт», 2017. - С.143-144

5. Алексей Хисматуллин: «Главная цель для суфия - увидеть Аллаха при жизни» // «Минарет». - 2005. - №1. - С.51

6. Тагиров Р.Г. Некоторые проявления суфизма в современном Татарстане // Сборник научных статей студентов Российского исламского университета, 1998-2004 гг. / науч. ред. Закиров Г.Г. - Казань, 2005. - С.96-97

7. Якупов В.М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - С.94-95

8. Полевые материалы автора. Личная беседа автора с Ришатом Мусиным (10 апреля 2013 года)

9. Полевые материалы автора. Личная беседа автора с Ришатом Мусиным (10 апреля 2013 года)

10. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - С.209-210

11. Набиев Р. Суфизм и духовное пространство Российской Федерации // Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 21 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И.К. Загидуллин. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. - С.45

12. Приймак А. В Казани занялись импортозамещением суфизма // "Независимая газета", 3 августа 2016 года. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-08-03/5_kazan.html

Впервые опубликовано:

Сулейманов Р.Р. Суфийское братство шейха Ришата Мусина в Татарстане: численность, особенности религиозной группы, степень влияния на мусульманскую умму региона // Мусульманский мир. - 2017. - №3. - С. 26-32

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Суфийское братство шейха Ришата Мусина в Татарстане

Очень интересный орден с т.з. исследования суфизма - духовного ислама. Действующий глава тариката - шейх Абдул Азиз Бухари - проживает со своей семьей в арабском квартале Старого города в Иерусалиме. Суфии довольно аскетично живут, к православным отношение хорошее.
М.Яблоков / 01.06.2018, 11:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45