Слово Божие и слово человеческое 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слово Божие и слово человеческое

Лариса  Кудряшова, Русская народная линия

21.05.2018


«Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!» …

 

«Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32, 6) - восклицает псалмопевец, царь и пророк Давид. А пророк Моисей, создатель книги Бытия, употребляет слова - «И сказал Бог...» (Быт. 1, 3-29), описывая дни творения мира.

Святой апостол и евангелист Иоанн благовествует: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и  тьма не объяла его» (Ин. 1, 1-5).

Священное Писание свидетельствует, что великий и величественный, превышающий способности нашего разумения (сознания) акт творения мира, человека и всего сущего, Господь, произвел премудростью (разумом), хотением (волею) и - словом. Но под Словом Божиим, замечают святые отцы Православной Церкви, не должно разуметь какой-либо членораздельный звук или слово, подобное нашему: здесь творческое слово знаменует только мановение (выражение) всемогущей силы Божией, произведшее из ничего Вселенную (Иер. 32, 17).  

«Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4, 11).

Слово Божие не звук, как слово человеческое, а - выражение силы Божией: «Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс. 32, 9).

И Слово Божие - не качество и не свойство, а - сущность Его, Вторая Ипостась Божественной Троицы. Святой песнопевец Иоанн Дамаскин (+780), богодухновенный поэт, композитор, создатель стройной системы осмогласия (песнопения Октоиха - одной из основных богослужебных книг, Пасхальной службы, канонов на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и других), ревностный обличитель иконоборчества, в труде «Точное изложение Православной веры», явившим изложение христианского вероучения по святым отцам и вселенским Святым соборам, писал: «Ибо не было времени, когда Бог был без Слова. Но Он всегда имеет Свое Слово, Которое от Него рождается и Которое не безлично, как наше слово, и не изливается в воздух, но - ипостасное, живое, совершенное, помещающееся не вне Его, но всегда пребывающее в Нем».

Речь идет о Слове не как о понятии  общей разумности или посреднике между Творцом и тварью, а как об истинном Боге, то есть Второй Ипостаси Божественной Троицы.

Святитель Григорий Богослов, рассматривая вопрос об именовании Сына Божия, называет среди других именований Господа нашего Иисуса Христа именование - Слово. «Он именуется Словом, - говорит святитель, - потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму,.. а иной сказал бы, что относится к отцу, как определение  к определяемому... Но не погрешит в слове, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что не стоит Словом?»

Безначальный Отец предвечно рождает Сына, который есть совершенное откровение Его, почему он еще именуется Словом. Бог Отец изводит также Духа Святаго. Апостол Иоанн восклицает: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5 , 7)

«Безначальный Отче, Собезначальный Сыне, утешитель добрый, душе правды, родитель Слова Божия, безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух - Единая Троица - помилуй меня» (В среду первой недели Великого поста, Песнь7), - читаем мы в Каноне Великом святого Андрея Критского.

Что говорит нам Священное Писание о Слове Божием? Памятуя слова святого Варсонофия Великого о том, что «говорить о Священных Писаниях по своему разумению - есть безумие», обратимся к труду духовного писателя и просветителя начала XX века, священника, магистра богословия Григория Дьяченко «Практическая Симфония для проповедников Слова Божия». Здесь в алфавитном порядке приведены изречения из сводов библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины. Из свода библейских текстов автор приводит все изречения о Слове Божием, наименования Слова Божия, слова, раскрывающие значение, смысл и силу Слова Божия.

Вот только некоторые из них: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63);  «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть Истина» (Ин. 17, 17); «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 17); «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12); «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1, 21-22).

В библейских текстах Слово Божие названо: Словом Господним; Словом Христовым; Словом Божиим; Словом истины; словом жизни; словом благодати; словом веры; словом правды; словом терпения; словом свидетельства; мечом духовным; словом пророков; книгою; книгою завета; книгою закона; Законом Господним; Писанием; Святыми и Священными Писаниями;  названо - закон и пророки.

Слово Божие есть истина; есть дух и жизнь; есть надежный путеводитель.

Слово Божие описано как чистое; верное и твердое; живое и действенное; свет; дождь и роса; огонь; молот, который разбивает; меч обоюдоострый.

Слово Божие полезно для спасения; может умудрить во спасение через веру. Слово Божие действует с силою на тех, кто верует; могущественно для обращения душ.

Слово Божие имеет целью просветить ум; научить; умудрить; произвести веру; произвести страх и послушание; возродить; произвести добрые слова; исправить душу; очистить образ жизни; освятить; оживотворить; напитать жизнь духовную; назидать; производить надежду; дать уверенность в вечной жизни; спасти души.

 Слово Божие пребывает вечно; Слова Христовы не прейдут.

Люди в последний день будут судимы по Слову Божию: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48).

Вот как велико значение Слова Божия - ведь Сам Господь наш - Слово - живое, действенное, вечное! Святой Иоанн Богослов в начале своего Первого соборного послания говорит об Иисусе Христе как «о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 1-2).

Недаром святые апостолы обращались к Спасителю: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68).

 

С какою же целью Премудрый Творец наделил лучшее создание свое, человека, способностью слова, возможностью словотворчества? Каково истинное назначение нашего слова? И каким оно должно быть в устах человеческих?

В Священном писании  много есть указаний на значение, силу, смысл человеческого слова. Слово Божие определяет слово человеческое как благодатный дар Господний человеку для служения Богу и людям: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославился Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь» (1 Пет. 4, 10-11); «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17).

Возможность слова человек получил и как создание по образу и подобию Божию: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменений и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым зачатком Его созданий» (Иак. 1, 16-18).

Духом Святым оживляется человек и слово его: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23, 2); «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2, 13).

Господь дал человеку в слове выражать и дар пророчества. Но «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).

Слово человека действенно, освященное верою и молитвою: «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите » (Мф. 21, 21-22).

Слово человеческое служит ко спасению или к погибели: «Смерть и жизнь - во власти языка...» (Притч. 18, 22); «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12, 36); «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10).

Много предостережений об осторожном употреблении человеком слова дал Господь через своих благовестников, научил, каким должно быть человеческое слово.

Слово должно быть чистым: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4, 29).

Слово должно быть неложным: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3, 9).

Слово не должно быть двоедушным, но прямым: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37); «Да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5, 12).

Отец монашествующих всех времен и народов, преподобный Антоний Великий писал ученикам своим: «Смерть обитает в том, у кого язык - меч обоюдоострый. Таковый вступил в союз с вечною смертию и приготовил себе погибель и жилище во аде: он не будет иметь наследия в земле живых, творящих волю Божию. Рассмотри и найдешь, что человек двуязычный губит душу свою, смущает знакомых и друзей, расстраивает общество, содействует совершению всякого зла и принимает в нем участие, непрестанно устрояет ближнему козни. Удаляйтесь, возлюбленные братия, от двуязычного! никак не вступайте в дружбу с ним: вступивший в дружбу с ним вместе с этим подчинился смерти», - учит святой Антоний (Отечник святителя Игнатия Брянчанинова).

Слово должно быть нельстивым: «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1 Пет. 3, 11).

Слово не должно быть праздным: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

«Видишь ли, как безобиден суд? - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судья произнесет приговор. Что может быть сего справедливее? Ибо в твоей власти - говорить и не говорить».

Слово должно быть не пустословным и не возбуждающим нечестивых споров: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6, 21).

Слово должно быть сдержанным, благоразумным: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий свои уста - разумен» (Притч. 10, 19); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч. 21, 23); «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26).

Слово не должно быть самовосхваляющим: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой» (Притч. 27, 2).

Слово не должно быть льстивым и горделивым: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11, 4).

Уста человеческие, сотворены Богом для славословия святого имени Его, но могут они превратиться в орудие злословия. По этому поводу в своем Послании ярко говорит святой апостол Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3, 2-12).

Итак, из одних и тех же уст не должно исходить благословение и сквернословие.

Слово должно быть добрым: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его» (Притч. 12, 25).

Слово должно быть твердым, благодатным: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).

Слово человеческое должно питаться мудростью Божией: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3, 19-20).

Сам Господь наш Иисус Христос указывает, что слово рождается в сердце: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34); «Исходящее из уст - из сердца исходит» (Мф. 15, 18).

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) - именно к этому призывает нас Спаситель. Возможно ли это для человека? Но в каждом человеке есть образ Божий, и поэтому каждый должен по мере сил своих, при помощи содействующей благодати Божией, очищать этот образ, приближаться к Богу и стараться уподобиться Ему (по благодати). Об этом говорят святые отцы Православной Церкви

Они единодушно утверждают: человеческое слово - не только средство самовыражения личности, не только способ выражения мысли и чувства, но, в первую очередь, - категория духовная. Слово - это осязаемая связь между телом и духом, это воплощение и выражение человеческого духа, это сила творческая и творящая. Поэтому-то так ответственен человек в делании слова.

Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о великом предназначении человеческого слова, предупреждает нас: «Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова, несомненно, принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово... Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях - наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!»

Мысль о том, что слово человеческое, подобно Слову Божию - сила творящая и действующая, а не просто средство общения и передачи информации, неоднократно подчеркивал в своих творениях святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский, выдающийся делатель духовного слова: «Словесное существо! Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным, но созиждет умы и сердца внимающих тебе...

Слово и в наших устах является уже творческим, образуя членораздельные звуки; со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей даже в нас творительно...»

Кронштадтский пастырь неоднократно говорил о долженствующей неразрывности слова и дела: «Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть также нераздельны... Слово Бога - дело; и твое слово должно быть делом».

Говоря о духовном смысле и истинном назначении человеческого слова святой Иоанн пишет: «Великая вещь слово! Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей!..

Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством. Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово...

Благоговейно обращайся со словом и дорожи им... и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, «ибо у Бога не останется безсильным никакое слово» (Лук. 1, 37)... это вообще свойство слова - сила и совершенность его. Таким оно должно быть в устах человека».

 

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и литератор

 

Использованные источники

 

1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Новый Завет. Свято-Успенский Псково-Печерский

    монастырь, М., 1993.

2. Толкование на Евангелие от Матфея под редакцией архиепископа Никона (Рождественского),  М.,    

    1994.

3. Протоиерей Григорий Дьяченко. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. СПб.   

    1901.

4.  О вере и нравственности по учению Православной Церкви, Издание Московской Патриархии, М.,

     1998.

5.  Писания мужей апостольских. Рига. 1992.

6.  Руководство к изучению догматического богословия. СПб., 1997.

7.  Точное изложение православной веры. Творения святого Иоанна Дамаскина. М.-Ростов-на-Дону.,

     1992.

8. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.-СПб., 1995.

9.  Святой праведный Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. СПб., 1991.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме