Прибытие в Екатеринбург
В дневниках Царской четы отмечена конечная точка маршрута: 22
17/30 апреля. Вторник.
Н II: «Тоже чудный теплый день. В 8. 40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые и поезд перешёл на другой - товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с кот.(орым) мы втроем сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева».
А.Ф.: «В 3 [часа] приказали выбираться из поезда. Яковл<еву> пришлось передать нас Ур<альскому> Областн<ому> Совету. Их начальник посадил нас 3-х в открытый автомобиль, нас сопровождал грузовик с вооружёнными до зубов солдатами. Ехали по окольным улицам, пока не приехали к небольшому домику, вокруг которого был сооружён высокий деревянный забор».
В дневниках Царской четы отсутствует точное название места высадки из поезда, но Государь Николай II указал в дневнике, что поезд перешёл на товарную станцию. Такая формулировка Государя не является пустой фразой, в своё время (1893 - 1905г.г.) он являлся Председателем Комитета Сибирской железной дороги, и в вопросах обустройства железных дорог был хорошо знаком. 23 Под товарной или грузовой ж. д. станцией подразумевают станцию на территории которой располагаются грузовые склады и сортировочные площадки, где осуществляется погрузка и выгрузка грузов, а также формирование и отправление грузовых поездов.
__________________
22 Путевые записи дневника Государыни дополняют дневник Государя, в части указания отдельных технических поломок, произошедших в пути. При поездке конным поездом ею отмечены случаи поломки колёс и повозок. На поезде отмечен факт загорания буксы колес (после ст. Маслянская), что было достаточно частым явлением. В публикациях тех лет встречаются описания таких диверсий на железнодорожном транспорте. Злоумышленник мог легко открыть крышку буксы и насыпать вовнутрь песок. Из-за усиления трения баббит подшипника выплавлялся, смазочный элемент, масло в буксе загорались, что приводило к железнодорожной аварии.
23 А.В. Ремнев, Л.Б. Ус. Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД) / «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
В 1918 году в городе Екатеринбурге существовало три железнодорожные станции: Екатеринбург-I, 24 Екатеринбург-II, 25 Екатеринбург-III 26, две последние станции располагались вблизи друг против друга, в границах современной станции Шарташ. 27 Кроме названных станций существовал товарный двор, так называемая станция Екатеринбург-товарный, 28 находящаяся в стороне от линий движения поездов, на выделенной складской территории.
На плане города Екатеринбурга за 1920 год, показано месторасположение трёх станций: Екатеринбург-I, Екатеринбург-II, Екатеринбург-III. Главной станцией города являлся Екатеринбург-I, где имелся большой пассажирский вокзал, и поэтому это место было достаточно многолюдным. На станции Екатеринбург-I проводились все необходимые пассажирские операции, обеспечивающие прибытие и отправку поездов по всем существующим направлениям: на Пермь, Тавду, Нижний Тагил, Тюмень, Челябинск. В то время от станции Екатеринбург-I в сторону станции Екатеринбург-II отходила одноколейная железнодорожная ветка, проложенная вдоль окраинной улицы Вторая Восточная (сейчас - ул. Восточная), По другую сторону линии, среди лесного массива на плане обозначены лишь кордон, два кладбища и здание горного института. 29
_______________
24 Станция Екатеринбург-I, построена в 1878 году, на тот период являвшаяся конечной станцией на линии Горнозаводской железной дороги (затем Пермской ж. д.). В настоящее время это станция Екатеринбург-пассажирский.
25 Станция Екатеринбург-II появилась с началом постройки в 1885 г. участка железной дороги Екатеринбург - Тюмень (Пермской ж. д.). После завершения в 1913 г. строительства железной дороги Тюмень - Омск, это направление стало северным ходом Транссиба. В 1896 г. была построена железная дорога Екатеринбург - Челябинск, так появилось южное направление.
26 Станция Екатеринбург-III появилась не ранее 1912 г., с началом строительства ж. д. ветки на Тавду, и первоначально относилась к частной Северо-Восточной Уральской ж. д., и, линия была официально открыта в феврале 1917 г.
27 Создание Великого Сибирского пути. Т. 2 / Л.А. Давыдова, Ю.И. Ильин и др. / Под общ. ред. Ю.Л. Ильина - СПб.: Группа компаний «Евросиб», 2005 г., с. 125 - 126.
28 Екатеринбург-Товарный был основан в 1906 году, и находился в 1 км южнее от станции Екатеринбург-I, на территории, примыкающей к ул. Челюскинцев (бывшая ул. Северная), служил изначально как товарная станция со складскими помещениями, где производилась погрузка-выгрузка вагонов. До настоящего времени станция действующая.
29 История строительства первого здания Горного института: https://art-oleg.blogspot.ru/2013/12/blog-post20.html В 1916 г. по проекту петербургских архитекторов братьев А. и Е. Бернардацци в зоне отдыха екатеринбуржцев - Зеленой роще началось строительство зданий горного института. 27 января 1917 г. горный институт был переименован в Уральский горный институт Императора Николая II. После революции строительство было заброшено.
Согласно, проекту станции Екатеринбург-II и Екатеринбург-III принадлежали разным железным дорогам, и перед станцией ж. д. линия раздваивалась, далее пути шли параллельно друг другу на расстоянии 70 саженей (150 метров). 30 Во внутреннем межстанционном разрыве были проложены станционные ж. д. пути, образовав парк товарной станции, для стоянки и формирования грузовых поездов. Кроме этого вблизи станции находились угольные склады. Вокзальные здания на станциях Екатеринбург-II и Екатеринбург-III проектом не предусматривались, хотя станционные служебные здания имелись. В те годы это была малолюдная окраина города, вблизи станции Екатеринбург-II располагались Спасское и Австрийское кладбища, жилые дома были только по улице Вторая Восточная. От центра города к станции Екатеринбург-II существовал автогужевой подъезд, являвшийся продолжением Сибирского проспекта (ныне - ул. Куйбышева). Ближайшее село Шарташ было в 5 км от станции, на берегу одноименного озера. 31
Со временем, после объединения двух железных дорог в 1919 году в одну общую - Пермскую железную дорогу, необходимость в содержание двух станций на одной площади отпала, их объединили в одну станцию Екатеринбург-II. В 1922 году, ещё до переименования города в Свердловск, станция Екатеринбург-II превратилась в Сибирскую (по названию прилегающего Сибирского кордона). В 1925 г. её переименовали в станцию Шарта́ш, и находится на удалении немногим более 4 километров от главной станции Екатеринбург - пассажирский.
Высказываются несколько версий о месте высадки Царской семьи в Екатеринбурге, основанные на воспоминаниях большевиков, в той или иной мере связанных с доставкой Царской семьи в Екатеринбург.
Перечислим, кто из них указал название станции:
1). Комиссар В.В. Яковлев 32 записал в своих воспоминаниях, что вначале приехали на станцию Екатеринбург-I, затем переехали на Екатеринбург-II;
2). Шофёр П.Т. Самохвалов 33 на допросе следователем Н.А. Соколовым указал что, они на автомобилях сперва заехали на станцию Екатеринбург-I, затем поехали на Екатеринбург-II. «Там мы подъехали на машинах к одному месту, где стоял вагон 1 класса, окруженный солдатами». Царскую чету и Великую княжну Марию посадили в его машину и повезли в «дом Ипатьева»;
__________________
30 ГАСО Ф. 62, Оп. 1. Л. 281. Дело по рассмотрению вопроса о постройке железнодорожной линии Казань-Екатеринбург. 29.09.1910 - 04.02.1916 г.г.
31 В конце 1920-х годов началось строительство новых восточных районов города, таких как Пионерский поселок, с созданием УПИ появился район Втузгородок.
32 Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Л. 26-73, 75-81 об.
33 Н.А. Соколов. Убийство Царской Семьи. / М.: «Советский писатель», 1991 г., с. 146 - 147.
3). Большевик П.М. Матвеев 34, участвующий в сопровождении Государя Николая II, также сказал, что поезд со станции Екатеринбург-I вернулся обратно на ст. Екатеринбург-II.
4). А.Д. Авдеев, сопровождавший Яковлева как представитель Уралсовета - отметил иначе: «поезд наш был остановлен на товарной станции Екатеринбург-III, не доезжая двух вёрст до главного вокзала». 35
Такое утверждение Авдеева сразу же вызывает сомнение у всех, кто хоть как-то знаком с расположением названных станций. Откуда взято расстояние в 2 версты - большой вопрос, в действительности это расстояние между станциями Екатеринбург- I и Екатеринбург- II (Екатеринбург- III) порядка четырёх вёрст. В дальнейшем показания Авдеева стали использоваться отдельными авторами в качестве достоверного и единственно правильного источника. К примеру, профессор УрГУ Г.Б. Зайцев 36 исходя из этого утверждения, просчитал и указал, что высадка произошла в районе пересечения улиц Восточная - Шарташская (бывшая ул. Харитоновская). Но, в то время это был однопутный участок железной дороги, и в том месте даже остановочной площадки не было, и где останавливаться поезду для высадки пассажиров не следовало. Известно из дневника Царя Николая II, что перед их высадкой поезд стоял продолжительное время.
Об ошибочности версии с высадкой Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная - Шевченко говорится в статье А.М. Верховского. 37
Своё мнение к версии Г.Б. Зайцева высказали екатеринбургские краеведы В.В. Шитов и Н.Б. Неуймин. В начале статьи они сделали аргументированный вывод, что версия с высадкой Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная - Шевченко (бывшая ул. Харитоновская) ошибочна. 38 Но, далее они пишут: «Автомобили выехали со станции Екатеринбург-III через переезд у развилки железнодорожных путей на ул. Восточная, затем на Покровский проспект (ныне ул. Малышева), спустившись вниз до католического костёла, повернули направо по Вознесенскому проспекту прибыли к дому инженера Ипатьева» 39
________________
34 П.М. Быков. Последние дни Романовых. Изд. 3-е доп. / Свердловск: «Уральский рабочий», 1990 г., с. 77.
35 Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. Свердловск, 1991 г., с. 91.
36 Г.Б. Зайцев. Романовы в Екатеринбурге. Екатеринбург, 1998 г., с. 12-19.
37 А.М. Верховский. «Там ли установлен поклонный крест?»
38 В. В. Шитов, Н. Б. Неуймин. К вопросу о прибытии Царской Семьи в Екатеринбург 30 апреля 1918 г. / Десятые Романовские чтения: 17-19 июля 2006 г.,с. 71 - 72.
39 Там же, с. 74.
|
|
Екатеринбург, вид на мост на пересечение улиц Восточная - Шевченко, в центре кадра храм в честь иконы Богородицы «Порт-Артурская». Фото автора
Таким образом, Шитов и Неуймин опровергают одну ошибку, но допускают другую - не менее значимую. Свою версию по месту высадки и доставки Царской семьи в Ипатьевский дом, они не подтвердили ссылками на документы или свидетелей, поэтому их гипотеза также звучит неубедительно.
По анализам имеющихся сведений из различных источников о прибытии Царской семьи в Екатеринбург, наиболее правдоподобным и реалистичным выстраивается следующая версия.
Поезд с Царской семьей утром прибыл на станцию Екатеринбург-I, но высаживать здесь никого не стали.
После продолжительной стоянки, в 12 часов дня поезд отправили на предыдущую станцию Екатеринбург-II. Это было сделано из соображения конспирации, чтобы не привлекать излишнего внимания местных жителей, Царский поезд был отправлен на эту малолюдную грузовую станцию на окраине города, и поставлен на один из станционных путей грузового парка, между Екатеринбург-II и Екатеринбург-III.
У нас сейчас нет сведений, на каком ж. д. пути межстанционного грузового парка был поставлен поезд (главные ж. д. пути между Екатеринбург-II и Екатеринбург-III отстояли друг от друга на удалении не более 150 м). Но, однозначно поезд был поставлен на запасной путь близкий к главному пути Екатеринбург-II, где и простоял до времени высадки Царской семьи. Как свидетельствует шофёр П.Т. Самохвалов автомобили приехали на станцию Екатеринбург-II. Из поезда Царскую семью сразу же провели к автомобилям, вероятно, по одному из служебных переходов.
На станции Екатеринбург-II и произошла передача Яковлевым арестованных Царских узников большевикам, под расписку председателя Уралсовета А.Г. Белобородова и члена областного исполнительного комитета Б.В. Дидковского. При передаче присутствовали также И.И. Голощёкин и А.Д. Авдеев. В дом инженера Ипатьева их доставили около 15 часов дня. Факт передачи по заказу уральских большевиков запечатлен художником В. Пчелиным на известной картине «Передача семьи Романовых Уралсовету», написанная им в 1927 году.
От тобольского губернаторского дома до екатеринбургского дома инженера Ипатьева, переименованные большевиками в «дом свободы» и «дом особого назначения», Царские узники проделали 1700 километровый Крестный путь, на что ушло 4,5 суток (с 26 по 30 апреля). Дни в пути пришлись на конец Великого поста.
Перевозка Царских детей и верноподданных
Миссия комиссара Яковлева после доставки в Екатеринбург Государя и Государыни, и дочери Марии с последующей их передачей Уралсовету закончилась. С отъездом Яковлева в Москву власть над детьми перешла в руки его сподвижника матроса Павла Хохрякова, имевшего полномочия от ЦИКа и Уралсовета. П.Д. Хохряков на тот момент находился в Тобольске, где сыграл не последнюю роль в операции по доставке Царской семьи в Екатеринбург. Ещё в начале 1918 года, с целью подготовки перевода семьи Николая II в Екатеринбург,
Панорамный вид с
пешеходного моста на парк станции Шарташ. Справа сохранилось станционное
одноэтажное здание построенного в начале ХХ века. Фото автора.
Обратная восточная сторона станции Шарташ, в 1918 г. здесь находилась станция Екатеринбург-III. На обратной стороне видна крыша старого станционного здания станции Екатеринбург-II.
Хохряков был послан в Тобольск, где при поддержке большевиков его избирают председателем местного Совета. Еще до встречи с В.В. Яковлевым в Тобольске, они были знакомы. По утверждению следователя Н. Соколова в своем поведении Хохряков копировал Яковлева. 40
Все эти факты ещё раз подтверждают, что операция по переводу Царской семьи в Екатеринбург была заранее организована и продумана до мелочей, и скорее всего в заговоре помимо Я. Свердлова участвовали и другие лица. Вскоре, из Екатеринбурга на помощь Хохрякову выехал комиссар Уралсовета Родионов, ставший командиром отряда красногвардейцев сопровождавшего Царских детей в Екатеринбург.
6/19 мая 1918 г. пришелся на второе воскресение после Пасхи, в этот день Николаю II исполнилось 50 лет. На следующий день, в 11-30 из губернаторского дома Цесаревича Алексея и трёх его сестёр, Великих княжон: Татьяну, Ольгу, Анастасию и ещё 26 верноподданных привезли на пристань [г. Тобольска] и посадили на пароход «Русь». Только в 3 часа дня пароход отправился в путь.
9/22 мая (среда) в 8 часов утра пароход причалил к пристани в Тюмени, откуда Царские дети были перевезены на ж. д. вокзал и посажены на поезд.
День привоза Царских детей в Екатеринбург следователем Н.Соколовым также был отмечен: «23 мая в 2 часа утра дети приехали в Екатеринбург. Всю ночь вагоны катались по путям. В 9 часов их продвинули между вокзалами Екатеринбург I и Екатеринбург II. Были поданы извозчики. На них детей увезли в ипатьевский дом.
Отмечу, что председатель тобольского совдепа Павел Хохряков, доставив детей в Екатеринбург, больше не возвращался в Тобольск. Видимо, миссия никому здесь не известного "выборного" председателя этого "выборного" учреждения была окончена». 41
По записям в дневниках Царской четы этот долгожданный день переполняется радостью встречи своих детей: 42
10/23 мая. Четверг.
Н II: «Утром нам последовательно объясняли, что дети в нескольких часах от города, затем, что они приехали на станцию и, наконец, что они прибыли к дому, хотя их поезд стоял здесь с 2 часов ночи! Огромная радость была увидеть их снова и обнять после четырёхнедельной разлуки и неопределенности».
А.Ф.: «Все покрыто снегом. 4 недели, как мы уехали из Тобольска.
Около 11 [часов] 3 девочки появились вдруг с Алексеем - спасибо за такую радость, что они снова рядом».
________________
40 Н.А. Соколов. Убийство Царской Семьи. / М.: «Советский писатель», 1991 г., с. 141 - 142.
41 Н.А. Соколов. Убийство Царской Семьи. / М.: «Советский писатель», 1991 г., с. 145 - 146.
42 Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февр. 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева; Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999 г.: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457
23 мая 1918 года Царская семья воссоединилась, «миссия» по их доставке в Екатеринбург большевиками была выполнена. Через 54 суток заточения в «доме Ипатьева», в ночь с 16 на 17 июля 1918 года все семь членов Царской семьи и четверо верных слуг были подло расстреляны, тела их увезены в урочище Ганина Яма. Тяжесть совершённого греха довлеет над Россией до сих пор, чему мы являемся свидетелями.
Подводя итог этому небольшому исследованию, можно сделать следующие выводы:
1. Впервые, на основании данных из различных источников сделана попытка подробного рассмотрения всего маршрута перевозки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Обозначены на карте-схеме его крайние точки, на которых менялся маршрут, или совершались остановки. Ценно то, что проведено исследования маршрута по записям дневников Царской четы, являющиеся главными свидетелями этого дела.
2. Показан фрагмент планы города Екатеринбурга за 1920 г. Приведены малоизвестные широкому кругу исследователей исторические сведения о ж. д. станциях: Екатеринбург- I, Екатеринбург- II, Екатеринбург- III и Екатеринбург - товарный.
3. Перегонный участок ж. д. линии между станциями Екатеринбург- I и Екатеринбург- II на месте пересечения улиц Восточная - Шевченко не является товарной станцией, о котором говорится в дневнике Государя Николая II, следовательно, версия высадки Царской семьи на этом участке ошибочна.
4. Шофёр П.Т. Самохвалов показал на следствии, что автомобили прибыли на станцию Екатеринбург-II (ст. Шарташ), откуда Царскую чету и Великую княжну Марию посадили в его машину и повезли в «дом Ипатьева». Станцию Екатеринбург-II, как место прибытия поезда указали комиссары Яковлев и Матвеев. Таким образом, Екатеринбург-II наиболее реальное место высадки. Особенно важны слова водителя Самохвалова, он был допрошен в качестве свидетеля, и в силу своей профессии прекрасно знавшего все улицы города в отличие от других большевиков, плохо ориентирующиеся в городе или бывшие соучастниками в операции по доставке в Екатеринбург Царской семьи.
5. По мнению большинства исследователей Царевича Алексея и трёх его сестер высадили там же, где и Царскую чету, т. е. на станции Екатеринбург-II. Что касается высадки пассажиров на каком-то участке ж. д. пути, где нет станции, или нет посадочной платформы, однозначно запрещено. Такая высадка пассажиров допустима только в случае аварии или крушения. Продолжительная остановка поезда между станциями «запирает» перегон для следования поездов тюменского и челябинского направлений.
6. На основании новых документов Госархива РФ 43 получено подтверждение, что операция по перевозке семьи Романовых была спланирована заранее, и скорее всего не одним Я.М. Свердловым, и проведена так, как и задумывалась - с доставкой Царской семьи в Екатеринбург. Маршрут движения поезда комиссара В.В. Яковлева постоянно согласовывался со Свердловым.
Краткое описание маршрута:
Первый этап пути из Тобольска до Тюмени выполнен конным поездом из 10 повозок и конвойного отряда. Протяженность пути - 274 км. Дорога была разбитая и очень тяжелая, что приводило к поломкам повозок и вынужденным остановкам. За 40 часов пути сделано: не менее 8 остановок, ночевка в селе Иевлево, три речные переправы: первая, за Тобольском - через Иртыш, вторая, за Иевлево - Тобол, третья, перед Тюменью - Туру. В дневниках отмечены три села, где совершались остановки: Иевлево, Покровская, Борки.
Второй этап: поездом по железной дороге, трижды менявший направление:
1) На запад от Тюмени до ст. Подъем (21 км), где к хвосту поезда сразу же подцепили ожидающий паровоз и скрытно поехали обратно, в сторону Омска.
2). На восток от ст. Подъем до ст. Любинская. (540 км).
В дневниках Царской четы отмечены остановки на ж. д. станциях: Вагай, Маслянская, Называевская. Станции Ишим и Любинская отмечены в других источниках.
3). На запад от ст. Любинская до Екатеринбурга. (845 км). Царская чета отметила остановки на станциях: Называевская, Маслянская. После прибытия и стоянки на ст. Екатеринбург-I поезд был отогнал на предыдущую станцию
Екатеринбург-II (ст. Шарташ), - 4 км, где произошла передача Романовых Уралсовету, и доставка членов Царской семьи автомобилем в «Ипатьевский» дом на Вознесенской улице (4 км).
Дом Ипатьева
Эпилог
Урал большевиками выбран не случайно: находясь на изломе Азии и Европы, он подобен «позвоночнику», на котором держится «тело» Российской Империи, и является географическим отображением символа Российской империи - тела двуглавого орла, с распростертыми крылами - азиатской и европейской части Российские империи. В европейской части России, в Перми убили Михаила Романова (одна голова Орла), а в азиатской части, в Екатеринбурге - Николая II (другая голова Орла) и его семью. Почему-то не повезли Царскую семью в Кострому в Ипатьевский монастырь, откуда и взошел на царствование род Романовых, а избрали серединный Урал, где место злодеяния - «ипатьевский» дом первоначально, даже и не принадлежал инженеру Н.Н. Ипатьеву. Этот вопрос еще нуждается в тщательном исследовании.
__________________
43 Сайт ГА РФ. Документы по истории убийства царской семьи в российских и зарубежных архивах: http://statearchive.ru/murder.html
Современный пригородная
площадка станции Шарташ, с выходом к электропоездам со стороны улицы Куйбышева.
Рядом с деревом виден поклонный Крест на месте будущего строительства храма в
честь иконы Богородицы «Валаамская». Фото автора
Екатеринбург. Вид на Вознесенскую горку с храмом Вознесения Господня, в центре кадра храм-на-Крови, где находился «дом Ипатьева». Пасхальная неделя 2018 года. 100 лет назад в это место были доставлены Царская чета с дочерью Великой княжной Марией. Фото автора.
Бастылев Юрий Афанасьевич, Екатеринбург
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Сайт Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Электронная публикация «Документы по истории убийства царской семьи в российских и зарубежных архивах»: http://statearchive.ru/murder.html
Документы по истории убийства Царской семьи. Тематический раздел «Перевод царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Миссия комиссара В.В. Яковлева»: http://statearchive.ru/docs.html#5
Записка об отъезде части семьи Романовых из Тобольска ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 33. Л. 75, 78: http://statearchive.ru/assets/images/docs/45/
Из дневника Николая II 14 (27) марта - 16 (29) апреля 1918 г. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 266. Л. 71-92.: http://statearchive.ru/assets/images/docs/65a/
Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Л. 26-73, 75-81 об.: http://statearchive.ru/assets/images/docs/n03/
Телеграмма председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова и члена Президиума Ефимова (по поручению пленума облсовета), переданная на станции Н. Николаевск, Тайга, Анжерка, Ачинск, Красноярск, Иркутск, с обращением к местным советам, коммунистам и левым эсерам о немедленном задержании поезда с Романовыми, об аресте комиссара Яковлева и отправке всех лиц в Екатеринбург в распоряжение Уральского облсовета. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 21-22 об., 23-24: http://statearchive.ru/assets/images/docs/53/
Телеграмма № 3507 из Екатеринбург председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова в Омск, станции Татарская, Барабинск, Чулымская, Новониколаевск, в Совдеп, Совжельдеп, Тетраком об изменении комиссаром Яковлевым маршрута движения поезда с Романовыми вопреки распоряжению ЦИК, о стремлении Яковлева вывезти бывшего царя из пределов революционного Урала, с требованием остановить поезд и направить его в Екатеринбург. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 40-43, 44-45: http://statearchive.ru/assets/images/docs/57/
Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февр. 1917 г. - 16 июля 1918 г./Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева; пер. с англ. Л.Н. Пищик при участии О.В. Лавинской и В.М. Хрусталёва. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999 г.: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457
А.М. Верховский. Там ли установлен поклонный крест? http://царская-дорога1918.рф/a-m-verhovskij/trudy/tam-li-ustanovlen-poklonnyj-krest
История строительства первого здания Горного института: https://art-oleg.blogspot.ru/2013/12/blog-post20.html
Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Дело по рассмотрению вопроса о постройке железнодорожной линии Казань-Екатеринбург (имеется проект ж.д. линии), 29.09.1910 - 04.02.1916 г.г. / Екатеринбургская городская управа / г.Екатеринбург Пермской губ. (1870-1918г.г.) ГАСО Ф. 62, Оп. 1. Л.281.
Письма Святых Царственных мучеников из заточения. С-Пб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996 г.
М.К. Дитерихс. Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале. / М.: «ДАРЪ», 2006 г.
О.А. Платонов. Николай Второй. Жизнь и царствование / С-Пб.: Общество Святителя Великого, 1999 г.
П.В. Мультатули. Крестный путь Царской Семьи. Екатеринбургская голгофа, М.: Вече, 2013 г.
Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель / Сост. В.А. Иванов - М.: Политиздат, 1989 г., Генрих Иоффе. За последней чертой. Вымыслы и правда, о конце династии Романовых.
Н.А. Соколов. Убийство Царской Семьи. / М.: «Советский писатель», 1991 г.
Град-столица. Книга о любимом Ишиме. Ишимский краеведческий сборник /Ишим: Культурный центр П.П. Ершова, 2015 г., Леонид Фролов: Царский поезд на станции Ишим.
В.Т. Коптелов. Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II, Тюмень: Мандр и Ка , 2003 г.
Г.А. Крамор. Периодика Ишима: первые годы / Ишимская правда № 18 (17793), 2 марта 2018 г.
В.Н. Малышев: Земля Сладковская / Тюмень, «Вектор Бук», 1998 г.
А.М. Лосунов: Путь на екатеринбургскую Голгофу. Омское Прииртышье под скипетром Романовых в XVII - XX .в.в., научно-популярное издание, Омск, 2017 г.
Валерий Фатеев: Здравствуй, Любинский! Хроника жизни рабочего поселка Любинский и населенных пунктов Любинского района Омской области / Омск, ИПК «Омич», 1997 г.
«Рифей» уральский краеведческий сборник / Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989 г., Николай Лёшкин. Последний рейс Романовых.
В. В. Шитов, Н. Б. Неуймин. К вопросу о прибытии Царской Семьи в Екатеринбург 30 апреля 1918 года // Десятые Романовские чтения: 17-19 июля 2006 г. - Екатеринбург, 2017 г.
Г.Б. Зайцев. Романовы в Екатеринбурге. Екатеринбург, 1998 г.
П.М. Быков. Последние дни Романовых. Изд. 3-е доп. / Свердловск: «Уральский рабочий», 1990 г.
Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. Свердловск, 1991 г.
Создание Великого Сибирского пути. Т. 2 / Л.А. Давыдова, Ю.И. Ильин, А.В. Колесов, В.П. Лукьянин, С.Л. Погодин / Под общ. ред. Ю.Л. Ильина - СПб.: Группа компаний «Евросиб», 2005 г.
Автор выражает благодарность за многочисленные консультации и помощь при написании данной статьи: иеромонаху Иову (Чумаченкову) (монастырь на Ганиной Яме), священнику Владимиру Долгову (село Любино), С.Н. Верховской, В.А. Кузнецову, А.В. Колесову (Екатеринбург), Г.А. Крамору (Ишим), Ю.А. Григорьеву, князю А.К. Голицыну (Москва).
2.
1. Re: О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург