Я всё реже вижу своих правнучек, у них свои дела - одна Соня ходит в первый класс, другая Таисия - в детсад. А я больше сижу дома, а ведь только лет пять назад бегал как олень. Но по выходным они приходят к нам, и тогда «дым коромыслом» - смех, игры, рисование, чтение стихов, на всё даже времени не хватает. И всех своими разговорами развлекает волнистый попугайчик Кузя, которому в мае будет десять лет - юбилей. Он старше моих правнучек. Они любят его, и младшая Таисия, которой три года, говорит про него и показывает своими крохотными пальчиками - А Кузюка маленький-маленький и говорит он хороший. Такая веселая кутерьма придаёт нам с прабабушкой только радости....
Однажды моя дочь, а их бабушка Марина, не могла встретить Соню из школы, были срочные дела. Попросила меня «доковылять» до школы, благо это не очень далеко, и встретить Соню. Я согласился. Мне тоже нужна прогулка. Дошёл заранее до двора школы, облокотился об изгородь, почему-то в школьных дворах не ставят лавочек, традиция, что ли такая? Стал ждать своё счастье.
Наступило время, из дверей стали выходить школьники. Это были ученики младших классов, которых во дворе школы ждали родители, бабушки и дедушки. Меня поразил вид школьников, на это я как-то раньше не обращал внимания. Они все как бы сгибались под тяжестью заплечных ранцев, которые, как верблюжьи горбы, возвышались у них на спинах. Иногда казалось, что ранцы были больше своих носителей.
Вот и моя Соня. У неё на спине такое же сооружение.
- Дед! - радостно закричала она и бросилась ко мне.
- Не тяжело тебе носить этот ранец? - спросил у неё.
- Рюкзак, - поправила она меня. Действительно, ученики это сооружение называют по - разному, потому что в старших классах многие носят рюкзаки. Да и просто среди молодёжи рюкзачки стали ныне популярными.
- Хорошо, - согласился я с нею, - рюкзак. - Хочешь, я помогу? - Она сняла ранец и дала мне. Я ощутил его тяжесть, потому что врачи предписывают мне носить тяжести не более трёх килограмм, а это было больше. - Что там у тебя? - спросил я. - Она начала перечислять, и я убедился в том, что там много лишнего. Когда я задал вопрос - А зачем это тебе? - Получил наивный детский ответ - А что, он должен быть пустой?
После этого, сидя на скамейке у дома, стал присматриваться к школьникам, возвращавшимся из школы. Они шли мимо меня с такими же громоздкими, ярко разукрашенными, ранцами. Я поинтересовался у двух огольцов, в каком классе они учатся?
- В первом «Б», - бодро ответил один из них с большим ранцем на спине. Он даже позволил сфотографировать себя. У нас завязался разговор.
- И что ты носишь в этом ранце? - спросил я.
- Кирпичи! - бойко ответил он. Малыши сегодня бойкие.
- А зачем? - удивился я.
- Вырабатываю осанку!
- Во, как! - ещё больше удивился я. - А насчёт маршальского жезла не подумал? - озадачил я мальчишку.
- А что это такое? - спросил он у меня. Пришлось ему объяснять, что раньше ранцы носили солдаты, и бытовала такая поговорка, что «Каждый солдат носит в своём ранце маршальский жезл!». Объяснил ему, что это такое. Мы оба остались довольны нашим общением, а маленький Витя на прощанье сказал мне, что он ещё не решил, кем хочет стать после школы, а вот о своём маршальском жезле подумает обязательно.
Я с завистью смотрел на проходящих школьников с их цветными большими ранцами и вспоминал своё детство, когда я и мои сверстники ходили в первый класс с холщавыми сумками, а у кого была полевая «планшетка» (военная сумка) он был просто предметом восхищения. Время было военное, до Победы было ещё два года. Но тогда мы не только выжили, но и выучились и стали неплохим поколением. Какое поколение получится из этих мальчиков и девочек, в том числе и моих правнучек, можно только говорить - время покажет. Многое зависит и от нас, взрослых.
Вот такие жизненные рассуждения вызвал обычный сегодня школьный ранец!
Вадим Тимофеевич Кулинченко, прадед
1. Re: Ранец