Закваски культурной идентичности для латвийской русской диаспоры

0
214
Время на чтение 7 минут

«Разве вы не знаете, что

малая закваска заквашивает всё тесто?»

(1-е Коринф. 5;6).

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима размышляет: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой, али смиренною любовью»? Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего» (1). Но что значит взять смиренною любовью? А это значит делать дела любви, несмотря на противодействие греховного окружения.

Пример такого греховного противодействия - новый этап принудительной латышизации русских школ, который задуман для этнической ассимиляции и понижения качества образования наших детей. Власти предприняли очередную попытку умышленного погружения детей в невежество, за которое авторов ждет страшное воздаяние: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской (Мф.18:6).

Сила смиренной любви определяется духовным законом: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29). И если наша вера сильна, а в делах любви мы будем воплощать православные духовные идеалы, то постепенно будет происходить ослабление противодействия греховной среды и преображение зла, лежащего в ее основе (2). Важно понимать, что греховную среду преображает дух любви, а не сами по себе добрые дела. Духовное лечится духовным. Это и есть путь смиренной любви, в основе которого синергия человека с духовными идеалами любви. И если мы желаем сохранения русской культурной идентичности у детей даже в условиях запланированной принудительной латышизации русских школ с 2020\2021 учебного года, то следует уже сейчас активизировать работу над воплощением дел смиреной любви, которые станут заквасками культурного образования.

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что вектор культурных предпочтений задается в семье и если родители с раннего детства приобщают ребенка к русской культуре, то это в значительной степени повлияет на его выбор культурной идентичности. Ни школа, ни детские центры, ни общественные организации не являются решающими факторами для выбора культурной идентичности, это определяется культурными предпочтениями семьи. И если в семье русская культура доминирует, а родители активно приобщают к ней ребенка, то никакая ассимиляция ребенку не грозит. Беда, если в семье нет культурных предпочтений, но и это поправимо при желании. Итак, первая закваска - семья задает вектор культурного образования ребенка.

Что касается содержания культурного образования в семье, то речь идет о канонах (комплектах, списках) произведений русской культуры в исторической и художественной литературе, кино, театре, музыке, живописи. Эти каноны доступны в интернете и родители могут постепенно и последовательно приобщать своих детей к лучшим произведениям русской культуры с учетом возраста детей. Учитывая остроту проблемы, можно надеяться, что в ближайшее время эти каноны будут выставлены на сайтах латвийских общественных организаций для скачивания всеми желающим.

Важным и полезным дополнением к семейному культурному образованию могут стать родительские клубы, воскресные школы и культурно-образовательные проекты и мероприятия общественных организаций. Родителям следует проявить инициативу в создании клубов при общественных организациях, как возрастных - дошкольники, младшие и средние школьники, так и тематических - по интересам и направлениям культуры. Разумно организованное семейное образование, дополняемое занятиями воскресных школ, кружками и студиями общественных организаций - это мощные информационные поля формирования духовно-культурных доминант в самосознании детей.

Теперь о возможностях русских школ для сохранения русской идентичности детей. Вначале немного теории (3). Русская культурная идентичность есть определенная совокупность духовно-культурных моделей миропонимания и поведения, которые человек добровольно выбирает в качестве основных стандартов своего мировоззрения и образа жизни. Эти стандарты дополняются по мере самообразования, в том числе и стандартами других культур. Школьное образование мультикультурно, в русских школах дети изучают основы латышской, русской и западной культур и такой сравнительный диалог культур - самое ценное в школьном образовании. В зависимости от программы образования, в учебно-воспитательном процессе могут быть акценты на одну из культур.

В нынешних русских школах в большей или меньшей степени акценты делаются на воспитании русской культурной идентичности у учащихся, что обусловлено программами образования и традициями школы. Однако существующей практики недостаточно для качественного культурного образования, опросы выпускников показывают, что необходимо увеличение духовно-культурных и культурно-исторических компонентов в учебных программах по многим предметам.

Прежде всего, речь идет о выборе стратегии культурного образования в школе - формирование культурной идентичности детей возможно тремя способами: 1) введение специального дополнительного курса «Основы русской культуры» на протяжении всего периода или нескольких лет обучения; 2) включение культурно-исторических тематических модулей в учебные программы по многим предметам; 3) разными вариантами сочетаний первого и второго способов. Выбор конкретной стратегии и тематического модульного содержания для школы определяет администрация совместно с педагогами при консультационном участии Совета школы. Главное, чтобы выбранная стратегия обеспечивала в максимально возможной мере исполнение требований законов об образовании (ст.41, п.2) и защите прав детей (ст.8, п.2) на культурную идентичность.

Технология создания и применения таких модулей была разработана группой рижских педагогов еще в 2011 году в рамках выполнения проекта «Школа русской культуры» (4). Если очень кратко, то к таким тематическим вопросам относятся биографические и культурно-исторические материалы об основных свершениях и достижениях Русской цивилизации. Особое место в тематических модулях должна занимать информация о православных духовных идеалах, как источниках создания традиционных форм русского бытия и стиля жизни. В течение года-двух вполне возможно модернизировать учебные программы и методику преподавания компонентов русской культуры и истории на уроках по разным предметам. И это - вторая закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Следует также иметь в виду, что и отдельный курс и тематические модули по основам русской культуры должны преподаваться на родном русском языке детей. И если для этого недостаточно будет времени на уроках в рамках процентных лимитов, то никто не запрещает использовать для расширения культурного образования факультативы на русском языке. В связи с этим, особой благодарности заслуживает обещание мэра Риги - Нила Ушакова о финансировании дополнительных занятий с детьми в послеурочное время. Эта помощь может сыграть исключительную роль в плане сохранения слабоуспевающих учащихся в школе, а таких детей по разным оценкам не менее 30%. Хорошо бы, чтобы эти деньги пошли на организацию групп продленного дня с 1-го по 9-й классы и консультации для учащихся 10-12-х классов.

Занятия в группах продленного дня снимут многие проблемы в перегрузке учащихся, позволят не только повысить качество обучения по предметам, но и расширить образование детей в русле русских традиций. В любом случае, школы сами способны определить на какие цели направить дополнительное финансирование, и хочется надеяться, что работа по воспитанию русской идентичности учащихся будет среди этих целей приоритетной. В каждой школе могут быть свои условия воспитания русской идентичности у учащихся, важно, чтобы эти условия стали консенсусом педагогов, родителей и чиновников. Но это что касается уроков, а есть еще и внеурочная работа.

В настоящее время в каждой школе реализуется внеурочный комплекс культурно-образовательной работы, в котором представлены и мероприятия по воспитанию русской культурной идентичности у детей. С учетом планируемого увеличения объемов обучения на латышском языке, внеурочный комплекс следует модернизировать в сторону увеличения мероприятий по русской культуре, которые необходимо проводить на русском языке. Обратим внимание, что для внеурочной работы нет ограничений относительно языка мероприятий - воспитывайте детей на русском языке столько, сколько считаете нужным. И это - третья закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Подведем итоги. Принятое радикальное политическое решение об увеличении пропорций обучения в русских школах на латышском языке значительно усиливает опасность принудительной ассимиляции наших детей. Для смягчения ассимиляционного эффекта необходима интенсификация общественно-культурных и культурно-образовательных механизмов (заквасок) сохранения русской культурной идентичности детей. Создание таких механизмов на основе организации сотрудничества семей, школ и общественных организаций - главная задача на ближайшие три года, от решения которой зависит сохранение русского самосознания в Латвии.

И первое, что сегодня требуется - создание мощного информационного потока для активизации родительско-педагогической общественности с помощью статей, буклетов, информационных материалов. Если к этой работе подключатся активисты общественных организаций - появится сетевая структура. Важно, чтобы при каждой русской школе была создана группа активистов (клуб, рабочая группа) - родителей, педагогов и правозащитников, которая в случае необходимости защитит и детей и педагогов от возможных перекосов в принудительной латышизации. Мы же помним, что береженого и Бог бережет.

Согласно закону идеализации ТРИЗ, идеализация системы предполагает увеличение ее полезных функций без увеличения или даже с уменьшением структурных элементов (5). Поэтому идеальный конечный результат - создать в каждом городе, где имеется хотя бы одна русская школа и русское общество, школьно-общественные механизмы формирования русской культурной идентичности у детей. Успех этой работы зависит от самоорганизации родителей, педагогов и общественников.

Нет сомнений в том, что малая закваска способна заквасить все тесто, но ведь кто-то должен ее подготовить и добавить в тесто!

P.S. Приглашаю педагогов и родителей объединиться в клуб «Русская школа - 2021» для создания и продвижения вакцин от ассимиляции - моделей воспитания русской культурной идентичности у детей. Связь через Facebook.

Валерий Бухвалов, Dr.paed

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Глава "Из бесед и поучений старца Зосимы"\http://www.rodzianko.org/russian/various/excerpts/Iz_Besed_i_Poucheniy_Startsa_Zosimy.shtml

2. Лекция профессора Осипова. Хочешь быть счастливым - изучи законы духовной жизни\

http://www.pravmir.ru/hochesh-byit-schastlivyim-izuchi-zakonyi-duhovnoy-zhizni-lektsiya-professora-osipova-video/

3. Бухвалов В.А. Идеи славянофилов для хранителей русских традиций\ : https://yadi.sk/d/5nPjCWzF3Q3jaD

4. Бухвалов В.А., Гребенюк Т.В., Каширина А.В., Серова Е.А.

Школа русской культуры. Перспективы. Программы. Методические приоритеты\ https://yadi.sk/i/dbJe72nh3Thk7T

5. Альтшуллеp Г.С. Hайти идею. Hовосибиpск,"Hаука", 1-е издание 1986; 2-е издание 1991.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 09:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44