Торжество Православия

Проповедь, произнесенная 25 февраля 2018 года в храме Святителя Николая Чудотворца по ул.Милютенко г.Киева

0
758
Время на чтение 5 минут

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие, братья и сестры, в кинофильме «Покаяние» режиссера Абуладзе одна из героинь произносит такую фразу: «Если эта дорога не ведет к храму, то зачем такая дорога нужна?»

В этих словах заключена и трагедия, и истина нашей эпохи. Совсем недавно шла ожесточенная борьба с Церковью - Ей тогда нашли «альтернативную» идеологию и мораль. Было отвергнуто «единое на потребу» нашей жизни - и тогда произошло нравственное падение, которое погребло под своими обломками и огромное безбожное государство, ибо: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Впрочем, сегодня у нас на Украине история та же, как с большевиками в 1917-м: активно набирают обороты погромы храмов канонической Церкви, происходит последовательная и системная дискредитация священнослужителей в СМИ, моделируется законодательная база для ущемления прав верующих УПЦ. То есть имеется та же большевистская попытка «отменить Бога» на отдельно взятой территории.

Но евангельская аксиома здесь очевидна: не бывает морали вне Бога. Ведь: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Пс. 126:1).

Большевики 70 с небольшим лет упорно отрицали существование Бога, бессмертие души человеческой, и утверждали, что все творение - только дело слепого случая и удачного стечения обстоятельств (эволюционная модель мира). Они тогда говорили: «Почему, если ваш Бог существует, то не откроет Себя миру? Почему предпочитает оставаться загадкой?» В их словах всегда звучала злая ирония или непримиримый богоборческий запал. (На Украине сегодня антиправославные настроения выражаются иной формулировкой: не заменить ли нам «москальску церкву» своим раскольничьим интернационалом? Но шариковская суть подхода остается та же). И мы тогда начинали сомневаться - а восторжествует ли когда-нибудь Православие, «оживут ли кости сии?» (Иез. 37:3). И смиренно отвечали себе же: «Только Ты, Господи, знаешь это!» (Иез. 37:3).

Бог - Существо абсолютное, сверкатегориальное, находящееся и пребывающее выше и мысли, и слова. Определить логически Творца - это в определенной мере объять и ограничить словесной формулой. Но как накладывать границы на Безграничного? В этом отношении определение Бога будет таково, что Он непостижимый и неизреченный. Одним из врожденных, присущих человеку знаний, является религиозное чувство и т.н. «инстинкт вечности». Божество не может быть воспринято непосредственно нашими органами чувств, поскольку не имеет ни материального, ни физико-энергетического субстрата. Наш разум вращается в области конечных и ограниченных предметов и явлений, где все имеет свою причину и последствия.

Есть ли вообще доказательства Божия бытия? Да, есть. Но они имеют не безусловную (аксиоматическую) и не логическую, а интуитивную основу, а поэтому носят не внешний, а личностный внутренний характер. То есть само религиозное чувство человека дает познание Бога как несомненной реалии. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).

Сегодня православный храм перестал быть для наших людей предметом восхищения и удивления. А ведь это - дом Божий. О чем свидетельствует храм? О вечности, о Царстве Небесном. Если сознание человека включено в реальность бытия, т.е. когда он живет с сознанием предстоящего ему вечного пребывания в ином, духовном мире, то всякий раз, когда его взгляд падает на иконы храма, на лампады, когда обоняет кадильный дым, или слышит неторопливый распев батюшки, потрескивание свечей в уютном полумраке клироса - все это снова и снова напоминает о главном, чего никогда не забывается нами - о бренности жизни, о ее скоротечности, которая, тем не менее, стремится «замылить» все это своей суетой. Поневоле вспоминаются строки современного русского поэта:

Я люблю эту землю русскую

И небес голубую хрусталь.

Колокольные звоны музыкой

По просторам уносятся вдаль.

И убранство церквей в полумраке,

Запах ладана, треск свечей.

Молчаливая Богоматерь

Будто б спросит: «Ты чей?»

В деревенских церквушках и храмах

Притаилась России душа.

Здесь искала покой моя мама,

Вот и я захожу не дыша.

И родной, и далекий, и близкий

Смотрит Бог, и откуда-то свет

Тихо льется, склоняюсь я низко.

И Господь мне дает ответ.

Какой же ответ дает нам Господь, тем более сегодня, в неделю Торжества Православия?

Как известно, этот праздник наиболее связан с реабилитацией иконы и триумфальной победой над иконоборчеством, которое было осуждено и отвергнуто на VII Вселенском Соборе еще в 787г. И здесь лишь один эпизод, штрих, небольшой спектр полноводной реки Православия, о которой можно говорить бесконечно долго. Но эпизод важный и существенный.

Если стены храма отгораживают нас от внешнего мира, который «во зле лежит», то икона соединяет с людьми во Христе и создает свой особый мир, который дает Сам Бог (Ин. 14:27). Храмовая икона - не антураж, не «произведение искусства», не «портретная живопись» и не цветные литографии с нимбами, - но окно в Горний мир, через который надмирная святость являет себя грешному миру. Икона органично вписана в таинственную жизнь Литургии, в устройство храмового пространства - со свечами, ладаном, облачением священника, вкусом просфоры, особыми песнопениями. Нельзя подменить сакральную сущность иконы ее эстетической ценностью. Являясь неотъемлемой частью Литургии, икона выступает посредником между молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву. Икона здесь служит той лестницей в небо, по которой верующий духовно восходит в иное пространство и время.

В отличие от произведений античного искусства, икона исповедует совершенно иной по своему характеру образ. Она совсем не стремится воплотить и передать зримую внешнюю красоту, привычную человеческому глазу, соизмеряющему пропорции и краски образа с натуральными пропорциями и красками материального мира. Икона пишется по совершенно другим принципам. Главное в том, что истинное мастерство в иконописании основывалось на всей жизни самого иконописца - на его внешнем и внутреннем устроении и личном духовном преображении. То есть, для иконописца самым важным являлась святость жизни и способность воспринимать и переживать духовный мир, а уж затем ценилось мастерство его как художника.

Икона - это косвенное исповедание Боговоплощения: «Бог явил Себя во плоти...» (1Тим. 3:16). Однако следует знать, что Существо Божие не изобразимо. Если ветхозаветное Откровение - это откровение голосом (все на Синае «слышали голос Бога» (Втор. 4:12), то новозаветное Откровение - это видение воплотившегося Бога («что видели очи наши...» (Ин. 3:11). Поэтому «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Бог-Слово стал видим, поэтому - описуем, а поэтому - изобразим. Икона стала формой духовной жизни с момента Боговоплощения. Иконоборчество длилось более 100 лет и всегда инспирировалось византийскими императорами. Но в восьмом веке победа над иконоборческой ересью стала очевидной.

Торжество Православия - это не только победа над иконоборчеством, но это торжество всех принятых догматов Семи Вселенских Соборов. А это истины и о природе Христа (христология), и тринитарное учение (о Боге в Троице сущем), и экклезиология (о природе Церкви и Ее устроении) и многое, многое другое. Установлен же сам праздник был на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году.

Так будем же стоять, братья и сестры, в святом нашем Православии по молитвам угодников Божиих, ангелов и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Да укрепит Он нас в вере, сохранит и помилует всех. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58