Что за праздник отмечает Православная Россия 15 февраля? Это двунадесятый праздник Сретения Господня. В переводе с церковно- славянского Сретение означает "встреча". Праведный старец Симеон встретил в Иерусалимском храме Пресвятую Деву Марию и Богомладенца Христа. Вот как об этом рассказывает Евангелие:
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк., 8 зач., 2, 25-32)
Радость Сретения раскрывает в своих трудах святитель Феофан Затворник:
Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его - Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали - Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..
День православной молодёжи
Как известно, на Сретение отмечается Всемирный день православной молодёжи.
В Мурманске 4 февраля в преддверии этого дня прошёл Сретенский бал во Дворце творчества "Лапландия".
В прошлом 2017 году мурманский бал на Сретение состоялся в ДК железнодорожников
А как провели год назад День молодёжи в Петербурге? Информацию об этом находим на официальном сайте Московской Патриархии.
19 февраля 2017 года ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе северной столицы. Торжественное богослужение с последовавшим затем крестным ходом стали центральными событиями Всемирного дня православной молодежи в Санкт-Петербурге. После крестного хода несколько молодых людей поделились впечатлениями с корреспондент http://www.patriarchia.ru/db/text/4808206.html
Идея празднования Дня православной молодежи принадлежит международному православному молодежному движению «Синдесмос», учрежденному в 1952 году во Франции. В настоящее время в движении принимают участие представители 42 стран. В 1992 году с благословения всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День православной молодежи. Представители православной молодежи во всем мире стараются ежегодно отмечать этот день с учетом национальных особенностей каждой страны. С 2001 года праздник получил распространение и в пределах Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/4808206.html
Интересно также, как наши соседи по северному региону собираются отметить День православной молодёжи в этом году. Анонс событий разместил у себя на сайте Синодальный отдел по работе с молодежью Московской Патриархии.
17 февраля в Санкт-Петербурге состоится общегородской молодежный крестный ход. В этот день тысячи юношей и девушек выйдут с хоругвями из Феодоровского собора в центре Петербурга и двинутся в сторону Александро-Невской Лавры.
Молодежный крестный ход приурочен к празднику Сретения Господня и Дню православной молодежи.
Организатор мероприятия - отдел Санкт-Петербургской епархии по делам молодежи при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга. Для участия в молитвенном шествии и других мероприятиях праздничной программы приглашается молодежь от 14 до 35 лет включительно.
Сбор участников будет проходить в 11:20 у храма Феодоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская, д. 1-В, литер А).
В 10:00 начнется Божественная Литургия с участием Сводного молодежного хора Санкт-Петербургской епархии в Феодоровском соборе.
https://pravoslavmolodezh.ru
Можно бы и нашему епархиальному отделу по работе с молодежью перенять что- то полезное. В Мурманске есть обширное поле работы. Например, помощь приютам и детдомам, в том числе домам ребёнка.
Да и крестные ходы - неплохая идея. Некоторые деятели молодёжного движения сразу говорят: " Чиновники не разрешат!" А почему разрешили крестный ход в Питере? И потом, мы ведь даже не спрашивали. А спросить можно.
Крестный ход хорошо бы приурочить в Мурманске к 100- летию со дня кончины мученика Государя Николая Второго и его семьи на 17 июля, день их расстрела, или на 4 октября, день города Мурманска, который был основан последним русским царем как Романов- на- Мурмане. Вполне возможно надеяться, что наш митрополит благословит такой крестный ход.
Зададим сами себе вопрос. Хотели бы мы, чтобы наша русская молодежь была похожа на святых царственных мучеников? Наши дети, внуки, племянники, крестники?
Наверно, хотели бы видеть русского юношу благочестивым православным христианином, молитвенником, кротким, мужественным, трудолюбивым, отцом счастливой многодетной семьи? Именно таким и был святой Государь Николай Второй. Он был настоящим царем- батюшкой для русских людей.
А кто не хочет, чтобы русская девушка стала верующей, милосердной, хорошо образованной, заботливой матерью и верной женой? Такой и была святая царица Александра Фёдоровна. Она была настоящей матерью для России. Во время Первой Мировой окончила курсы сестёр милосердия, помогала врачам в госпитале при самых тяжёлых хирургических операциях, связанных с ампутациями, выхаживала тяжелораненых офицеров и солдат. Вместе с ней сестрами милосердия трудились Великая Княжна Ольга Николаевна и Великая Княжна Татьяна Николаевна. И это все кроме личного семейного креста царицы- хронической болезни ее сына.
Можно назвать всех царских детей покровителями молодёжи и детей России. Они были совсем юными, когда их расстреляли.Святой царевне Ольге было 24, Татьяне - 22, Марии - 18, Анастасии - 16, Алексею - 13. Это возраст сегодняшних студентов и старшеклассников. Все они любили Бога и Россию, были послушным родителям, жили мирно и дружно. И вся семья, и родители с детьми и верные слуги мужественно, по- христиански встретили мученическую смерть. Вот как об этом сказал в своём Рождественском интервью Патриарх Кирилл: 'Почему царская семья канонизирована? Не за то, что Николай II был хорошим правителем, мудрым дипломатом или военным стратегом. Он прославлен именно потому, что он по-христиански принял смерть. И не только смерть, но и всю эту часть - страшную часть - своей жизни. Он находился под арестом, терпел оскорбления и притеснения. Вчерашний царь, который все потерял, - и такие спокойные дневниковые записи, спокойный христианский взгляд на то, что с ним происходит. И это было присуще не только ему, но и всем членам семьи".
Уверена, что город Мурманск должен отдать долг памяти царю, который основал его. Например, провести в МАГУ для студентов и школьников историческую конференцию на тему истории начала 20 века, царствования Николая Второго и расстрела царской семьи.
Праздник Сретения: древние традиции Мурмана
Особенно любили Сретение Господне на Кольском полуострове и русские, и лопари. Почему?
Потому что именно на Сретение 1533 года преподобным Трифоном был основан Трифонов Печенгский монастырь и в водах реки Печенги крестился и стал православным лопарский народ. Вот как рассказывает о просветителе лопарей официальный календарь Русской Православной Церкви на сайте Издательства Московской Патриархии https://calendar.rop.ru/?svt=dec15-trifon:
Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, в миру Митрофан, родился в Новгородской губернии в семье священника. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников.Однажды во время молитвы в лесу он услышал голос: «Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Там он стал вести с ними торговлю. Сначала святой ознакомился с языческими верованиями аборигенов и изучил их язык, затем стал проповедовать им о вере Христовой. Лопари встречали слова святого с настороженным недоверием. Святому проповеднику пришлось преодолеть много трудностей, перенести гонения и даже побои. Но постепенно, мудрым, ласковым словом и кротостью ему удалось многих обратить ко Христу. Просветитель лопарей скончался в глубокой старости в 1583 году, прожив на Печенге почти 60 лет. Местное празднование было установлено вскоре после кончины святого. В 1589 году шведы уничтожили Печенгский монастырь. Позже, по приказанию царя Феодора Иоанновича, монастырь перенесен был на Колу. На месте разрушенного монастыря была поставлена церковь во имя преподобного Трифона, а над могилой святого построена церковь Сретения Господня. Это краткая версия церковного жития святого Трифона.
После разгрома монастыря шведами Успенская церковь, возле которой был похоронен Преподобный сгорела. Сам монастырь был переведен с Печенги в город Колу под защиту острога. Но русские и благодарные лопари не забыли могилу своего духовного отца. Они обихаживали её и в 1608 году возвели около неё часовню. Сюда собирались многочисленные паломники, два раза в год, на 28 декабря, день кончины подвижника, и на Сретение, день основания монастыря. До канонизации просветителя лопарей на его могиле служили панихиды.
Уже в середине 17 века Трифон Печенгский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью. В 1707 году на месте часовни над мощами Преподобного была построена церковь Сретения Господня.
В 18 веке в Коле Печенгский монастырь был упразднен. Но поток паломников на Печенгу к могиле святого Трифона не прекращался.
Дело возобновления обители в конце 19 века Святейший Синод поручил Соловецкому монастырю, который направил на Печенга своих монахов под начальством иеромонаха Иоанафана ( Баранова).
С Божией помощью отец Ионафан почти полностью обновил ветхую Сретенскую церковь. Вот как об этом пишет в книге " Трифонов Печенгский монастырь" священник Сергий Поливцев: " В 1891 году к церкви Сретения Господня, оставшейся в неприкосновенности и составившей главный придел нового храма, было пристроено два новых придела... Правый придел был освящен в честь Успения Божией Матери архимандритом Соловецкого монастыря Варлаамом в 1893 году. Левый придел во имя преподобных Зосимы и Савватия освятил новый настоятель Соловецкой обители архимандрит Иоанникий в 1896 году". Кстати, благотворителем Печенгского монастыря был сам Государь Николай Второй. В 1899 году, приехав в столицу по делам обители, архимандрит Ионафан был представлен царю, который ассигновал 15 тысяч рублей на постройку Рождественского храма монастыря.
В советские годы монастыря не было. Последний его настоятель, иеромонах Паисий ( Рябов), был расстрелян под Ленинградом на полигоне в Левашово на день памяти святого Трифона, 28 декабря 1940 года.
В конце 1990 - х Печенгский монастырь был возобновлен, сейчас в Луостари и на Печенге есть храмы, подвизаются монахи. Паломническая служба Мурманской епархии при храме святого Трифона в Мурманске на Траловой 22 уже более 10 лет проводит паломничества в Трифонов Печенгский монастырь.
Вот так православный праздник Сретения отразился в истории Мурмана.
Галина Сиротинская, журналист Введенского храма г. Мурманска