Месяц и неделя - ровно столько длилась совместная история большевиков и Преображенского полка. Уже 2 декабря (15 - по новому стилю) 1917 г. командир Преображенцев полковник А. П. Кутепов принял решение ликвидировать полк - «в таких условиях полк существовать не может». Вероятно, это единственное мнение полковника Кутепова, с которым полностью и безоговорочно согласились и большевики - новой властью остававшийся в Петрограде запасный Преображенский полк был расформирован в мае 1918 г.
Затем была долгая кровавая война до полного взаимного уничтожения. Сначала в форме открытой Гражданской войны, в которой генерал Кутепов проявил себя как один из наиболее ярких военачальников антибольшевистского движения, в которой на стороне белых действовал целый сводный Преображенский батальон, в которой, наконец, погибли около 30 офицеров-Преображенцев.
После того, как белые части были изгнаны из России, противостояние продолжилось: «открытая гражданская война заменилась борьбой на том же фронте, только скрытом и замаскированном», как показывал в 1931-м году на допросе ОГПУ бывший полковник Преображенского полка Д. Д. Зуев[1], привлечённый по линии контрразведки к тайным операциям против белой эмиграции.
С противоположной стороны борьбу возглавлял всё тот же вездесущий Кутепов, теперь глава Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), объединявшего все воинские формирования Белого движения.
И снова красные оказались сильнее: подрывные операции белых оканчивались провалом, агентов разоблачали, нейтрализовывали, а порой и перевербовывали. Наконец, в феврале 1930 г. сам Кутепов был похищен агентами ОГПУ (дальнейшая его судьба точно неизвестна). В том же году начались и массовые чистки среди бывших офицеров, в ходе которых погибла большая офицеров Преображенского полка, включая и упомянутого выше Д. Д. Зуева, расстрелянного 26 июня 1931 г. за хранение знамени Преображенского полка. Тех же, кому удалось выжить, не пощадил 37-й год.
Из 22 офицеров, служивших в полку во время Первой мировой войны и оставшихся в Советской России, до 50-х гг. дожил только один - бывший штабс-капитан Н. А. Муравьёв.
Так завершилась трагическая страница Русской междоусобицы, столкнувшей в кровавый клубок неразрешимых противоречий (самых разных: мировоззренческих, религиозных, идеологических, социально-экономических, национальных) людей, которые готовы были на главное - пожертвовать жизнью за свои идеалы.
Сегодня, когда отмечается 100-летие революционной бури, особо остро чувствуется, что русское общество до сих пор не преодолело Революцию. Взрыв, произошедший в 1917 г., был настолько сокрушающим, что его последствия переживаются нами не как далёкими потомками, но современниками. Стоит ли тогда удивляться тому, как были изувечены судьбы наших прадедов и дедов?
Революция 1917 г. до сих влияет на нас, на нашу повседневную жизнь, на всё, что происходит в наших судьбах. Поэтому в тех событиях мы продолжаем видеть только борьбу и спешим принять ту или иную сторону и ринуться в схватку с теми, кто выбрал другую сторону. Должно пройти ещё много времени прежде, чем ветер истории унесёт тучи пыли и порохового дыма, пеленой закрывающего прошлое, настоящее и будущее.
Когда же это случится, русский человек сможет увидеть в Революции не только борьбу, но и созидание, не только кровавую жатву, но и семена того будущего, в котором Россия, в итоге, окажется. Это уже сделала Русская Православная церковь, не только вспоминающая пережитые гонения, но и прославляющая Новомучеников, благодаря молитвам которых спустя десятилетия после страшных страданий в России возрождается и вера, и Церковь.

Другим таким примером могут служить Преображенцы, по факту самого своего существования бывшие одними из наиболее яростных антагонистов советского режима.
Так, сын известного русского художника А. Н. Бенуа Николай Бенуа (1882-1938) прослужил в Преображенском полку с 1902 г. по 1913 г., одновременно занимаясь разработкой звукометрической аппаратуры для определения местоположения неприятельских артиллерийских батарей по звуку их выстрелов. Уже после революции, в 1918 г. изобретения Бенуа были приняты на вооружение в Красной армии, а в 1923 г. был сформирован первый разведывательный артиллерийский дивизион. В 20-30-х гг. Бенуа продолжал научно-исследовательскую работу в области военных измерительных приборов. В середине 30-х гг. он вёл работы над использованием своих изобретений для сейсмической разведки нефтяных месторождений[2].

2 Полковник Преображенского полка Д. Д. Зуев
Уникальной была судьба Преображенца Д. Д. Зуева (1890-1931), сына генерала от инфантерии Д. П. Зуева. Паж Императрицы Марии Фёдоровны, он поступил в Преображенский полк в 1909 г. по окончании Пажеского корпуса. Пройдя с полком всю Первую мировую войну и получив три тяжёлых ранения, Зуев закончил войну полковником гвардии, командующим первым (Царским) батальоном полка. После прихода к власти большевиков именно Зуеву Кутепов поручил хранение полкового знамени в Петрограде и проведение демобилизации полка. В 1918 г. Зуев перешёл в военно-историческую секцию Главархива, в которой под руководством Г. С. Габаева участвовал в поиске и сборе военных архивов (удалось выявить более 430 фондов). Оказавшись в 1919 г. в Туркестане, Зуев возглавил местные военные архивы и организовал работу по сбору документов Туркестанского военного округа как дореволюционного, так и революционного периода. При его участии было собрано до 30 тысяч томов. Из его наградного листа за 1921 г.: «Идейный, энергичный, сознательный работник, увлекающий других, является героем труда. Представляется к золотым часам». Одновременно в качестве военспеца Зуев разрабатывал операции против басмачей. По возвращении в 1924 г. в Ленинград Зуев служил на штабных должностях в Ленинградском военном округе.
Одними из самых молодых офицеров Преображенского полка, пополнивших полк уже в годы Первой мировой войны были поручик Николай Григорьевич Зенгер (1897-1938) и прапорщик Николай Николаевич Карлинский (1897-1973). Зенгер после революции долгие годы работал в Эрмитаже в отделе музейного фонда[3].


Судьба Николая Карлинского сложилась драматичнее. Карлинский в составе Преображенского полка участвовал в Первой мировой войне, затем в Гражданской - на стороне белых. Был тяжело ранен, эвакуирован в Галлиполи, перенёс брюшной тиф, но выжил и в 1925 г. оказался в Чехословакии, где, закончив химический факультет, долгие годы работал инженером. В 1944 г. Карлинский принял активное участие в Словацком национальном восстании против Германии, значительную роль в организации которого сыграл Советский Союз. В ходе боёв Карлинский был тяжело ранен в обе ноги и попал в плен к фашистам. Его отправили к концентрационный лагерь в Бухенвальд. Он выжил и после освобождения вернулся в Словакию, где вскоре возглавил Целлюлозный комбинат[4].
5 Прапорщик Преображенского полка Н. Н. Карлинский
В том же 1944 г. в тот же концлагерь за участие в движении французского Сопротивления был помещён сын командира 1-го батальона Преображенского полка князя А. Н. Оболенского Николай Оболенский (1900-1979). Нападение Гитлера на СССР подвигло Н. А. Оболенского, как и многих других представителей русской эмиграции, написать письмо советскому послу с просьбой зачислить его в Красную армию. После освобождения вернулся в Париж, принял священство и долгие годы был священником Свято-Александро-Невского собора в Париже[5]. Его супругой была знаменитая княгиня Вера Оболенская (1911-1944), Вики, героиня движения Сопротивления, казнённая гестаповцами после многочисленных допросов. На вопрос немцев, зачем она помогает коммунистам, она ответила: «Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей».

6 Командир 1-го батальона Преображенского полка князь А. Н. Оболенский
7 ...и его сын Николай (после освобождения из концлагеря)
8 Супруга Николая Вера Оболенская
22 марта 1918 г. в имении своего тестя генерал-лейтенанта Н. Н. Воропанова бандитами был убит полковник Преображенского полка К. И. Кузмин. Вместе с ним были убиты и сам генерал Воропанов с супругой. Спастись удалось только жене Преображенца с новорожденным сыном Кириллом (1917-1995). Впоследствии К. К. Кузмин стал одним из выдающихся альпинистов Советского Союза (шестикратный победитель чемпионатов по альпинизму, покоритель всех семитысячников на территории СССР). Кузмин, по образованию инженер, долгие годы занимался строительством ГЭС (в том числе, Асуанской плотины, Саяно-Шушенской ГЭС и т.д.). Прошёл Великую Отечественную войну, закончив её командиром взвода в гвардейском артиллерийском полку[6].
9 Полковник Преображенского полка К. И. Кузмин
10 ...и его сын Кирилл
(Продолжение следует)
[1] Прадед автора настоящей статьи. Цитируется по протоколам допросов Д. Д. Зуева (из семейного архива Д. Д. Зуева и О. Н. Хлестова).
[2] http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=244
[3] По информации А. И. Морщинера, родственника Н. Г. Зенгера.
[4] http://vksrs.com/upload/iblock/84c/84ccbaac3d55be5993238c30c9741221.pdf
[5] http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/123721/russkie-emigrantyi-v-borbe-protiv-natsizma/
[6] http://old-kursk.ru/people/voropaev.html; Википедия.