Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О Таинстве Крещения

Диакон  Артемий  Сильвестров, Русская народная линия

20.12.2017


        

         Итак, говоря о Таинствах христианской Церкви, следует напомнить, что под Таинством в христианстве разумеется таинственное ниспослание человеку определенного дара Божия, сопряженного с определенным церковным священнодействием. Сие священнодействие совершается руками священника, но Дар Божий посылается Богом, Который есть Живая, Разумная и Свободная Личность. Это и отличает христианские Таинства от языческих мистерий, где «результат» должен осуществляться автоматически в силу произведенного ритуала. В Таинствах действие Божие происходит не в силу совершаемого чинопоследования, но прямо зависит от духовного состояния человека, над которым это Таинство совершается.

         Таинством Крещения человек входит в христианскую Церковь! Однако данное событие отнюдь не сводится только к троекратному погружению человека в воду и произнесением над ним крещальной формулы («крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»). Есть определенные условия к принятию человеком данного Таинства. В Евангелии мы читаем «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). И этот принцип «Кто будет веровать» относится без исключения ко всем прочим христианским Таинствам! В данном контексте под верой понимается не только полное доверие (что кажется само собой разумеющимся), но и благоговение, которое обязательно сопряжено с чувством покаяния, сокрушения сердца, осознания своего недостоинства приступить к Тому, Кто именуется Истиной, Жизнью и Любовью. И это является (как было сказано выше)  необходимым условием для принятия любого Таинства! Напомним, что священник только священнодействует, Таинство совершает Сам Господь, Который «знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Соответствующее духовное устроение человека является непременным условием принятия им Божественной благодати.

         Языческий мир знал некие подобия Таинства Крещения, в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека. Ветхий Завет знал обрезание - как символ вхождения человека в «народ Божий», известны т. н. кумраитские «баптизо» - омовения водой, обряды прямо связанные с пониманием душевно-телесного очищения человека. В чем же принципиальная особенность именно христианского Таинства? В беседе с Никодимом Господь говорит: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Здесь впервые говорится о том, что Крещение сопряжено с особым Рождением, суть и смысл которого не мог понять член синедриона (верховного совета иудеев) ученый богослов того времени Никодим. Вода - традиционно амбивалентный символ жизни и смерти, псалмопевец Давид во время гонений на него Саула восклицает: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]» (Пс. 68: 1). Однако враждебная стихия воды освящается особым чином и под знамением Креста Господня сокрушаются все супротивные силы[i] и таким образом вода становиться благодатным материалом, рекой, «скачущей в жизнь вечную»[ii].

         Создание всего мира начинается так: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1-2). В Таинстве Крещения отвергается первородная порча, имеющая своим следствием тление, и начинается «новая история», которая не знает греха и смерти, в каком-то смысле происходит творение нового мира в рамках личности крещаемого человека. Святой апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем» (1 Ин. 3, 9). Через Таинство Крещения, - говорит свт. Василий Великий, - «крещаемый изменяется в уме, слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его»[iii]. Свт. Григорий Нисский пишет: «Если свободное движение нашей воли прервет сношение с несущим (to anuparcon, каково зло по существу) и сблизится с Сущим, то, что теперь во мне (грех - А. С.), не имея более бытия, вовсе не будет иметь и того, чтобы оставаться во мне; потому что зло вне произволения взятое не существует само по себе»[iv].

         Нам часто приходится слышать, что в Таинстве Крещения (как и в любом другом христианском Таинстве, принимаемом с верой, благоговением и покаянием) происходит и прощение грехов. Это так, однако, архимандрит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси подчеркивает одну очень важную деталь: «по православному учению, прощение грехов в Таинстве Крещения... происходит отнюдь не внешне судебным способом, состоит не в том, что Бог с этого времени перестает гневаться на человека, а в том, что вследствие коренного душевного перелома, настолько же благодатного, как и добровольного, в человеке является жизнеопределение совершенно противоположное прежнему, греховному, так что прежний грех перестает влиять на душевную жизнь человека, перестает принадлежать душе - уничтожается. Поэтому, человек и примиряется с Богом, и милость Божия становится доступной для человека»[v]. По слову свт. Кирилла Иерусалимского «если с верою приходишь для того, чтобы соделаться верным, если по собственному произволению отлагаешь ветхого человека. Ибо прощено тебе будет все, что ни сделано тобою»[vi]. Однако сама суть и смысл Таинства не просто в покаянии и не в прощении грехов. В Таинстве Крещения происходит рождение нового человека, всевание духовного семени Нового человека, т. е., исцеленного, святого, чистого и совершенного, возникшего благодаря Жертве Христовой! Новый человек - это и есть Сам Воскресший Христос! Это благодатное семя всевается в природу ветхого человека, для того, чтобы по слову крещальной молитвы «отложить» его[vii] и таким образом дать возможность возродиться новому человеку во Христе.

         Любой человек даже отдаленно имеющий представление о сельскохозяйственной жизни знает, что перед посевом необходимо соответствующим образом приготовить почву. Во время же, когда маленький росток взойдет, требуется ухаживать за ним, помогать его возрастанию: поливать, удобрять, пропалывать, подвязывать и т. д. Точно так же и в христианстве - необходимо подготовить человека к принятию Великого Дара, взрыхлить «почву» его нравственного самосознания, а затем  (по принятии Крещения) сам человек должен возрастать в духовной жизни, опираясь на соответствующие дисциплинарные и вероучительные установления, которые дает Церковь, как заботливый садовник употребляет вспомоществующие агротехнические приемы для взращивания нового саженца. Все это необходимо для того, чтобы семя Нового человека «стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк. 13: 19).

         Свт. Кирилл Александрийский пишет: «Он есть виноградная лоза; а мы срослись с ним на подо6иe розог, связуемые с Ним чрез освящение единением по Духу»[viii]. Свт. Тихон Задонский ему вторит: «Чрез крещение люди прицепляются истинной Лозе»[ix]. В Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). В данном случае опять же идет обращение к области сельского хозяйства. Деревья, плодами которых так любит лакомиться человек, появляются все же не сами по себе. Сначала такое дерево существует в виде побега-дичка - т.е. дикой яблони, выросшей от корней исходного культурного древа. Плоды такого дичка мелкие, горькие и, фактически, непригодные в пищу. Когда же дичок окрепнет (1-2 года) к нему прививают черенок (кусочек ветки) от культурной яблони, из которой впоследствии (за 2-3 года) формируют основной ствол. Так выращивают саженцы культурных яблонь, которые и покупают садоводы. Таким же образом происходит привитие смертной природы человека Животворящей Лозе - Христу. Однако, в отличие от растений, которые не имеют сознания и силы воли для человека жизнь во Христе - это постоянное волевое действие. Свт. Иоанн Златоуст предупреждает: «Не просто будем держаться Христа, но прилепимся (κολληθώμεν - приклеимся) к Нему; так как, если отделимся, погибнем»[x].

         В наши дни очень важно подчеркнуть, что Таинство Крещения - это не магическое действие, «прикрывающее» крещаемого младенца «щитом небесной безопасности» и награждающее взрослого «волшебной палочкой» благополучия. Таинство Крещение - это действие, открывающее «дверь» целому ряду других действий (в совокупности именуемым духовной жизнью) и бессмысленное, если оных (иных действий) нет и даже не предвидится. В Евангелиях духовная жизнь уподобляется «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф. 13: 33; Лк. 13: 21). Человек, будучи образом Триипостасного Бога являет три силы души: ум, чувство и воля и все три должны быть преображены в нового человека! Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам»[xi]. Известная притча о сеятеле (Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15) так же свидетельствует, что зерно может упасть в терние или на камни, и, соответственно, погибнуть, а может упасть в добрую землю и принести благие плоды! Точно так же и семя Нового человека может не дать никаких результатов, если крестившись, приняв благодатный Дар «благополучно» забыть о нем, а может стать залогом Царствия Небесного, если человек с верой и благоговением приемлет его и взращивает посредством других Церковных Таинств и установлений. Касательно этого свт. Григорий Богослов отмечает: «Должно предочиститься тем, которые приступают к Крещению небрежно и без приготовления, и не обеспечивают искупленья навыком в добре. Ибо хотя благодать сия, и дает отпущение прежних грехов; но тогда тем паче требуется от нас благоговение, чтобы не возвратиться на ту же блевотину»[xii].

         Вот что пишут святые отцы касательно Таинства Крещения. Прп. Ефрем Сирин: «Крещение есть только предначатие Воскресения из ада»[xiii]. Святое Крещение, по выражению свт. Афанасия Александрийского, «отверзает нам (только) путь к просвещению»[xiv]. Свт. Иоанн Златоуст: «Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении чрез чувственную вещь - воду сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поелику же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное»[xv]. Прп. Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя»[xvi]. Он же: «Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева. Он, имея в себе Христа младенца, будет считаться Его матерью, как Он, неложный, обещал: «Мать Моя и братья и друзья, вот они!»[xvii].

         Свт. Тихон Задонский пишет: «вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается»[xviii]. Он же: «В христианах; яко чадах Божьих должен быть наченшийся образ Божий, которым должны подобиться Отцу своему небесному»[xix]. Свт. Игнатий Брянчанинов: «В падшем естестве нашем не уничтожено святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром ... чтоб избрание нами Божественного добра ... было свободным»[xx]. Архимандрит (будущий Патриарх) Сергий (Страгородский) пишет: «Человек в крещении решил отселе служить Богу и исполнять волю Его. Благодать Таинства завершила это решение и довела его до степени полного нравственного переворота. Однако человек новой природы не получил: принятое им решение должна исполнять его прежняя природа, привыкшая служить греху»[xxi]. Поэтому практический смысл жизни человека после принятия им Святого Крещения подразумевает способность богоустремленной личности (ума) правильно распоряжаться потенциями своей (пока еще поврежденной) природы.

         Также архимандрит Сергий отмечает, что покаянное чувство, сопутствующее принятию Таинства Крещения, заключается «в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха, исполнял похоти дьявола, был врагом Божиим, - теперь он решает прекратить грех и быть в общении с Святым Господом»[xxii]. Данное решение всегда есть дело свободной воли человека, но осуществление или совершение данного нравственного «переворота» немыслимо без благодатной силы Божией, которая сообщается в Таинстве. По слову свт. Феофана Затворника само Таинство «закрепляет благодатью сие решение воли и дает силу устоять в сем решении»[xxiii], а по слову прп. Исидора Пелусиота Благодать Божия в Крещении срастворяется с человеческим усилием[xxiv], закрепляет и осуществляет совершаемый волей человека нравственный «переворот» и дает человеку силы устоять в принятом решении. Собственно этим кардинальным изменением направленности и цели жизни совершается по слову свт. Кирилла Иерусалимского «уничтожение всего прежнего»[xxv]. Свт. Григорий Нисский пишет: «В образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение (diacoph) непрерывности (suneceiaV) зла, при стечении двух пособий к истреблению зла: покаяния согрешившего и подражания смерти, которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла»[xxvi]. Итак, сущность Крещения состоит в «пресечении непрерывности зла», однако, если человек не имеет покаянного расположения духа и твердой решимости ненавидеть порок, то имеет ли смысл приятие Таинства?

         В другом месте свт. Григорий Нисский пишет: «Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен: но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания»[xxvii]. Свт. Феофан Затворник: «Но надо при этом иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека»[xxviii]. Архимандрит (будущий Патриарх) Сергий (Страгородский) пишет: «При крещении же человек не усвояет себе лишь то, что совершил Господь, а воспринимает путем решения, святыню, т. е. жизнь по воле Божьей»[xxix]. Все эти слова святых отцов и иерархов Церкви подчеркивают, что само Таинство Крещение автоматически не исцеляет человека от первородной порчи, от следствий первородного греха.

         Итак, согласно словам свт. Феофана, в христианстве ничего не совершается механически. Он же пишет: «Господь приступающего к Нему с покаянием и верою милостиво приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая Таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его, с помощью даруемой ему для сего благодати»[xxx]. Без нравственной и свободной решимости полностью изменить свою жизнь, которая выражается в духовном напряжении и волевых усилиях человека принятие Таинства не имеет смысла. Архимандрит (будущий Патриарх) Сергий (Страгородский) писал о Крещении: «Дальнейшая жизнь человека состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в Крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна»[xxxi]. Другими словами в Таинстве Крещения человеку подается праведность и даже святость, но не как действительность, а как возможность и позволительно даже сказать - задача. Архимандрит Сергий пишет: «Человек, не развивший полученного семени вечной жизни, не только не увеличивает своего венца, но теряет и то, что имеет: за зарытый в землю талант человек не только не получит похвалы, но и потерпит наказание, хотя и может он оправдываться, что зарыл из боязни потерять (Мф. XXV, 24 - 30)»[xxxii].

         К сожалению, современная культура потребления формирует и соответствующее сознание, которое даже вопросы религиозные помещает в прокрустово ложе «услуг». Человек платит деньги (совершает пожертвование) и ему (в его представлении) должны оказать «качественную услугу», «обслужить по первому разряду», при условии, что он не должен делать ничего (он заплатил - его обслужили). И здесь, как ни странно, культура и расчет капитала вполне уживается с обскурантным магическим принципом «сказано - сделано». Но вновь и вновь повторим, что в отличие от рождения телесного, которое происходит стихийно (для рождаемого человека), без его волевого изъявления, рождение духовное является процессом осмысленным, волевым и нравственным. Здесь действует тот принцип, который был озвучен прп. Антонием Великим - Бог спасает нас не без нас. Свт. Григорий Нисский пишет такие резкие слова: «Итак, если, по слову Пророка, измывшись в сей таинственной бане [Крещении], стали мы чисты произволениями, смыв лукавства с душ; то сделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня [крещение] послужила телу; а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою»[xxxiii].

         Патриарх Сергий пишет: «Господь дает свою чудную спасительную печать только там, где видит „добрую совесть», т.е. не словесное только обещание, а искреннее желание быть добрым»[xxxiv]. Автор знаменитых 18-ти Огласительных слов (по-сути первого учебника по катехизации) свт. Кирилл Иерусалимский говорит такие суровые слова: «Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое»[xxxv]. Христианские Таинства - это не магические действия. Помощь Божия человеку - великий Дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот Дар, кто обладает сердцем сокрушенным и смиренным по слову 50-го Псалма.

         Это касается и младенцев. Поскольку таковые не обладают сформировавшимся сознанием, то вера и разум младенца (в данном случае) - это вера и разум его родителей и т. н. восприемников (крестных родителей), которые выступают от имени крещаемого младенца, чем обязуются воспитать его в основах Православной веры. Соответственно дети приобщаются Церкви лишь в той степени, в которой к Ней приобщены их родители и восприемники. Поэтому и родителям, и восприемникам долженствует духовно готовиться к Крещению своих детей, т. е. вспомнить о своих грехах и раскаяться в них, с благоговением приступить к Таинствам Покаяния и Святого Причащения. И, конечно же, должно положить начало самому процессу духовной жизни, если таковая так и не начата. Участие (или даже можно сказать нравственный подвиг) человеческой личности в принятии Таинства является одним из условий совершения Таинства, ибо никакими внешними священнодействиями (и пожертвованиями) невозможно заставить Бога войти в душу человека или «работать» на его же благополучие.

         В языческих мистериях, в различных сакраментальных церемониях само «таинственное действие» носит чисто магический характер и «работает» независимо от нравственного и духовного состояния человека (над которым производится некий обряд). Магическое восприятие данных сакральных «таинств» особым образом окрашивает образ мысли и образ жизни адептов различных оккультных систем. Христианство же говорит о том, что в Таинстве Крещения происходит рождение нового человека, особое духовное рождение, которое делает крещаемого сопричастником вечности и которое стоит выше, чем даже рождение телесное. Ибо Таинство Крещения (как и все другие Таинства Церкви) Богочеловечно, ибо в нем человек соприкасается с Самим Богом, с Разумной и Свободной Личностью, Который есть Любовь и Который дает Свой Благой Дар, когда видит соответствующий духовный отклик смиренного человека.

 



[i] Требник, стр. 46

[ii] Чин Великого освящения воды, http://www.orthlib.ru/worship/trebnik/

[iii] Василий Великий, свт. T. IIL 317. Нравств. прав. 20,2.

[iv] In Eccles. Horn. VII, Migne. t. XLIV, 725. т. II, 326

[v] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[vi] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные

[vii] Требник, стр. 47

[viii] De profess, christ. Migne. t. т. IV, 321.

[ix] Тихон Задонский, свт. т. IV, 281.

[x] In I Corinth. Hom. VIII, 4. Migne t. LXL 72. Т. I, 143.

[xi] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/

[xii] Григорий Богослов, свт. т. III, 264,

[xiii] цитата по Спасение и вера по православному учению. М.1995.с.60 - По изд.: М.1913

[xiv] Толк. на Пс. ХII, 7. т. IV, 166.

[xv] Иоанн Златоуст, свт. Толк. на Мф. Т.7. С.826

[xvi] Симеон Новый Богослов, прп. О цели христианской жизни // ЖМП. 1980, №3. С. 67

[xvii] Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 88.

[xviii] Тихон Задонский, свт. т. I, 71

[xix] Тихон Задонский, свт. т. III, 218.

[xx] Игнатий Брянчанинов, свт. «Приношение современному монашеству», том 5, часть IX, глава 43 О падших ангелах

[xxi] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxii] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxiii] Феофан Затворник, свт. Толкование на Римл. т. 1, 330

[xxiv] Исидор Пелусиот, прп. т. II, 436.

[xxv] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные

[xxvi] Orat. catech. XXXV. Migne. t. XLV, 89. т. IV 92

[xxvii] Игнатий Брянчанинов, свт.. Слово о различных отношениях естества человеческого к добру и злу // Аскетические опыты. Том 2.

[xxviii] Феофан Затворник, свт. «Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 3

[xxix] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxx] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. http://predanie.ru/lib/book/87164/

[xxxi] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxxii] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxxiii] Григорий Нисский, свт. т. 4, «Огласительное слово», гл. 40

[xxxiv] Сергий Страгородский, архим. «Православное учение о спасении»

[xxxv] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. eka : Ответ на 6., М.Яблоков:
2017-12-20 в 18:36

"Так точно... и про исцеление автор напутал."Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция.


тут много чего прослеживается...
7. Владимир_Урусов : Ответ на 6., М.Яблоков:
2017-12-20 в 17:41

"Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция.



Насчет случайно или нет - не знаю.. чужая душа - потемки, Господь знает... отрицание искупления и первородного греза чревато всякими серьезными заблуждениями.
6. М.Яблоков : Ответ на 5., Владимир_Урусов:
2017-12-20 в 16:42

"Так точно... и про исцеление автор напутал."

Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция.
5. Владимир_Урусов : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-12-20 в 16:22

Именно юридическим образом прощается в таинстве Крещения первородный грех, вменяемый всем потомкам Адама (из которого изъят был только Христос в силу непорочного зачатия). А следствия первородного греха - греховные и негреховные страсти - промыслительно остаются и на крещеном человеке.

И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется.



Так точно... и про исцеление автор напутал.
4. eka : Ответ на 3., М.Яблоков:
2017-12-20 в 12:06

И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется. Залог Духа все равно преподается в таинстве Крещения, хоть и бывает иногда не действенен.


приведи пример, как это не действенен...
3. М.Яблоков : Re: О Таинстве Крещения
2017-12-20 в 11:15

И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется. Залог Духа все равно преподается в таинстве Крещения, хоть и бывает иногда не действенен.
2. М.Яблоков : Re: О Таинстве Крещения
2017-12-20 в 10:37

"... всевание духовного семени Нового человека, т. е., исцеленного, святого, чистого и совершенного, возникшего благодаря Жертве Христовой! Новый человек - это и есть Сам Воскресший Христос!"

Исцеленного... Нет, это неправла! Христос не был исцеленным! В Нем нечего было исцелять. Он всецело свят и обожен от самого зачатия.
1. М.Яблоков : Re: О Таинстве Крещения
2017-12-20 в 10:33

Именно юридическим образом прощается в таинстве Крещения первородный грех, вменяемый всем потомкам Адама (из которого изъят был только Христос в силу непорочного зачатия). А следствия первородного греха - греховные и негреховные страсти - промыслительно остаются и на крещеном человеке.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме