Сикорский, Поликарпов, Ильюшин, Туполев, Мясищев, Сухой, Яковлев, Антонов... - плеяда известных всему миру великих русских авиаконструкторов! Одни прославились созданием лучших в мире боевых машин, другие - знаменитых транспортных и пассажирских самолётов.
Но самолёты без моторов - мёртвые сооружения. Поэтому славу авиаконструкторов по праву должны делить конструкторы двигателей. К сожалению, имена их знают немногие. Одному из них - Аркадию Дмитриевичу Швецову, 125 лет со дня рождения которого (12.01.1892 г.) исполнилось в этом году, - и посвящён наш краткий очерк.
До начала эры реактивной авиации самолёты летали на двигателях внутреннего сгорания - таких же, как у автомобилей, только во много раз более мощных. Причем двигатели были двух типов - с водяным и воздушным охлаждением. У каждого свои достоинства и недостатки.
Двигатели с водяным охлаждением сложнее в изготовлении и эксплуатации, но хорошо вписывались в обтекаемую форму самолёта. Двигатели с воздушным охлаждением увеличивали лобовое сопротивление самолёта, зато были более живучими и лучше защищали военного летчика от вражеских пуль и снарядов. Конструктивно они настолько различались, что ещё на заре авиации возникла специализация не только авиамоторных заводов, но и самих конструкторов. А.Д. Швецов всю свою творческую жизнь отдал двигателям с воздушным охлаждением и фактически стал главным специалистом страны в этой области.
Самый первый свой двигатель он создал в 1923 г. Это был 5-цилиндровый звездообразный мотор мощностью всего 100 лошадиных сил - знаменитый М-11, верой и правдой служивший нашей авиации более 40 лет. На нем летали поликарповские «небесные тихоходы» По-2, превратившиеся в годы Великой Отечественной войны из учебных самолётов в эффективные ночные бомбардировщики. Позднее мощность двигателя была увеличена до 160 л.с. и под него было создано много лёгких и спортивных самолётов, в том числе Як-18, серийно выпускавшийся до начала 1960-х годов.
Следующей работой был мотор М-62 (в 1944 г. переименованный в АШ-62 - по инициалам автора) мощностью 1000 л.с. для поликарповских И-153 и И-16 - рекордсменов высоты и манёвренности, лучших истребителей середины 1930-х годов. А после войны двигатель работал (да и теперь ещё работает) на надежных и неприхотливых «кукурузниках» Ан-2. Серийно его производили более 50 лет.
В 1934 г. Швецова, как опытного специалиста (он тогда работал главным инженером московского завода «Мотор»), назначают главным конструктором строящегося гигантского авиамоторного завода в Перми - городе, где он родился, окончил реальное училище и откуда уехал учиться в знаменитое МВТУ. Главной его официальной задачей было скорейшее освоение серийного производства лицензионных американских двигателей, а неофициальной - создание на пустом месте квалифицированного конструкторского коллектива.
С обеими задачами он успешно справился и вскоре приступил к разработке собственных двигателей. Самыми известными из них и одними из самых массовых в годы войны стали АШ-82 мощностью 1700 л. с., серийное производство которых началось в мае 1941 г. Различные модификации этих двигателей стояли на самых разных самолётах: на истребителях Ла-5 и Ла-7 (кстати, именно на «Ла» лётчик И.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта, за что и получил три звезды Героя Советского Союза), на непревзойдённых фронтовых бомбардировщиках Второй мировой Ту-2, на дальних бомбардировщиках Пе-8 (на одном из них в Америку летал нарком В.М.Молотов). АШ-82 десятки лет служили и после войны. Их использовали на пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14 и на первых отечественных вертолётах Як-24 и Ми-4. Сотни этих двигателей до сих пор находятся в эксплуатации.
Последней работой А.Д. Швецова стал двигатель АШ-2ТК с небывалой по тем временам мощностью 4300 л.с., который обладал повышенной высотностью (способностью сохранять мощность в сильно разреженном воздухе) и исключительной экономичностью. Предназначался он для дальних высотных бомбардировщиков.
Однако когда испытания и доводка двигателя были завершены, стало ясно, что эра поршневых самолётов подошла к концу. Вместе с ней подошла к концу и недолгая жизнь великого конструктора и учёного. Умер Аркадий Дмитриевич 19 марта 1953 г. в возрасте 61-го года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Страна по заслугам оценила его огромный вклад в развитие отечественной авиации и, особенно, - в дело Победы, присвоив ему звание Героя Социалистического труда и наградив пятью орденами Ленина и четырьмя Сталинскими премиями. Вклад этот выражался не только в конкретных моторах, но и в создании прекрасной научной школы двигателестроения (сам Швецов ещё до войны стал доктором технических наук). Его лучший ученик П.А.Соловьёв (1917 - 1996) - будущий член-корр. АН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда стал преемником А.Д.Швецова на посту Главного конструктора. Он же стал основоположником газотурбинного двигателестроения в СССР и создателем отечественных двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных на самолётах Ту-134, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ту-214, МиГ-31.
Добавим к портрету А.Д.Швецова ещё несколько штрихов. При огромном инженерном таланте и уникальной работоспособности, он был заядлым шахматистом и большим любителем классической музыки. Редкие часы свободного времени Главный конструктор отдавал посещениям концертов и оперных спектаклей, он и сам хорошо играл на рояле. А ещё он любил рисовать, и если выбирался на природу, то всегда брал с собой этюдник и краски. Талантливый конструктор, он был талантлив во всём.
1. Re: Творцы оружия Победы