Итак, идеи реинкарнации столь же чужды Библии, христианской вере сколь им же чужды мысли об атеизме. Нельзя даже сказать, что Христианская Церковь как-то воевала с идеей метемпсихоза, скорее относилась к ней безразлично. Вера в воскресение и вера в переселение взаимно исключают друг друга. В каком теле воскреснет душа, если в процессе перевоплощений она имела разные оболочки? А коли тела суть оболочки (но не человек), то насколько актуально их воскресение вместе с душами? Вся несостоятельность попытки втиснуть реинкарнацию в пространство христианской жизни более чем очевидна и обоснована. Но каким образом тогда объяснить все те глубокие метапсихические явления, о которых свидетельствуют некоторые люди, утверждая, что вспоминают какие-то свои предыдущие жизни, указывают с точностью некоторые детали, которые исчезли уже из обстановки мира данной эпохи, но были раньше в этой обстановке? На самом деле природа человека устроена гораздо сложнее, чем о том мы имеем обыденное представление.
Некая вполне «стихийная» вера в реинкарнацию следует, как правило, отнюдь не из каких-то философских или мировоззренческих убеждений, а кто-то что-то слышал о подобных воспоминаниях или же сам является обладателями оных. Иной раз некие люди, «вспоминая» свои «прошлые жизни», точно описывают конкретного человека (жившего много лет назад), его внешность, черты характера, события, происходившие с ним, некоторые дети вспоминают свои прошлые жизни, некоторые из этих случаев научно документированы. Однако данные «воспоминания» доказывают только то, что мысли данного человека о прошлом (воспринимаемые им сугубо, как воспоминание о «прошлой жизни») в какой-то степени соответствуют реально произошедшим событиям. К этому стоит добавить тот момент, что сторонники идеи реинкарнации умалчивают о тех (наверняка многочисленных) случаях, когда «воспоминания» некоего человека совсем не подтверждаются реальными событиями истории.
Все, конечно же, слышали о феномене дежа вю[i] - ощущение человеком того, что происходящее уже случалось с ними раньше. Действительно, человека может посетить странное ощущение, что он ранее уже был в такой ситуации, встречал некого человека, которого на самом деле видит в первый раз в жизни. Нечто подобное человек может почувствовать, когда входит в некое здании или видит какое-то конкретное место в первый раз. Психологическая наука, однако, склонна объяснять подобные феномены, не прибегая к теории метемпсихоза. Подобные ощущения вполне могут возникать, как некие стихийные попытки человеческого подсознания соотнести настоящее переживание с чем-то в прошлом: незнакомец может быть похожим на какого-то давно забытого «знакомца», место напоминать то, в котором человек когда-то давно присутствовал. Плюс ко всему современная психология фиксирует, что подсознание человека детально фиксирует и «складывает» в свое «хранилище» любое человеческое впечатление - любое лицо или интерьер, случайно увиденные на фотографии, телеэкране или даже описанные в книгах и «воссозданные» в воображении.
Известен случай, как некий человек испытал некое подобие «озарения», когда впервые в жизни увидел некую гору. Он не мог понять природу и причину этого странного чувства, пока однажды наводя порядок дома, случайно не обнаружил открытку с изображением этой самой горы. На уровне сознания он был неспособен вспомнить то, что он видел это место, эту гору на фотографии, однако его подсознание соотнесло данный пейзаж с фотографией на открытке, и человек испытал ощущение того, что он уже там бывал. Подобные «интуитивные проблески памяти» объясняют феномен «дежа вю» куда более убедительно, чем теория реинкарнации. Более того, психологи отмечают, что феномен «дежа вю» иной раз фиксируется и в тех случаях, когда человек видит людей или строения, которые по возрасту моложе его самого, что естественным образом исключает возможность их совместных встреч или сопребываний в прошлых жизнях, когда эти люди (или предметы) попросту еще не существовали. Случаи же «воспоминаний» детьми их «прошлых жизней», увы, не получили достаточного научного подтверждения. Серьезные изучения подобных историй начинаются, как правило, через годы, а то и десятилетия после «воспоминаний». К этому моменту ребенок обычно уже знаком с той семьей, в которой он якобы жил в «прошлой жизни». И, в данном случае, наука не имеет возможности объективно соотнести то, что человек вспоминал когда-то и то, что говорит на данный момент.
Также следует отметить, что случаи подобных «воспоминаний» (в особенности детских) происходят как правило, у адептов тех или иных псевдовосточных культов[ii]. В связи с этим достаточно очевидно, что когда человек воспитывается (с малых лет) в атмосфере подобных идей (о переселении душ), то неминуемо в его сознании возникают, как минимум, какие-либо фантазии о «прошлых жизнях». К этому стоит прибавить, что адепты псевдоиндуистских сект (опять же с раннего возраста) прибегают к занятиям различными медитативными практиками, которые собственно и нацелены на то, чтобы получить некие «парапсихические ощущения». Кстати, авторитетная буддистская «Брахмаджала-сутта» фактически свидетельствует о том, что «усилие» и «концентрация сознания» направлены на то, как интерпретировать некий мистический опыт. Т. н. йогические мистические практики закладывают определенную «программу», которая способствует визуализации определенных ощущений. Однако подобная «программа» скорее соответствует процессу сборки детского конструктора, чем беспристрастному научному эксперименту. Совсем неудивительно, что среди «воспоминателей» абсолютное большинство женщин и детей. Когда малышам с детства внушают, что они уже жили раньше, то богатое детское воображение (подстегнутое постоянными разговорами о перевоплощениях) легко может придумать свои «прошлые жизни» и поверить в них. Даже дети из обычных семей любят воображать себя кем-то другим, но этих обычных детей, конечно же, учат различать «игру», «мечту», «сказку» и реальность. Если же ребенок реинкарниста «вспоминает» себя кем-то другим, то данные «воспоминания» поощряются, декларируются, как «воспоминания прошлых жизней» и малыш достаточно легко научается верить в то, что он и на самом деле в прошлой жизни был кем-то другим. Подобного рода внушениями, конечно же, можно объяснить факторы некоторых «воспоминаний» особенно среди женщин и детей.
Кстати, здесь уместно поговорить о том, кем именно себя вспоминают теоретики реинкарнации. Разного рода «индийские гуру» и западные последователи идеи метемпсихоза претендуют на то, что в одной из своих прошлых жизней они были непременно Иисусом Христом, Моисеем, Буддой, прп. Сергием Радонежским (об этом, в частности, заявлял Н. К. Рерих) или еще кем-то великим. Эксперт в истории индийской философии В. К. Шохин, изучая «воспоминания о прошлых жизнях» отмечает ряд очень интересных особенностей этих «воспоминаний». В частности, он пишет: «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим... становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей»[iii]. Более того, никто не вспоминает себя в роли насекомого, животного или растения. Напротив, характер «прошлых жизней» очень часто обусловлен волей, интересами и предпочтениями «воспоминающего».
Другими словами, те, кто «вспоминает» свои прошлые жизни, на самом деле просто создают их в своем воображении. Жизнь современного человека, как правило, однообразна и даже скучна, и люди иной раз склонны к фантазированию и непроизвольному выдумыванию для себя некой иной, «интересной» жизни. Известен случай, когда некий человек очень хотел быть рыцарем при дворе короля Артура, и, естественно много думал и мечтал на эту тему. На каком-то этапе он начал посещать семинар одного псевдоиндуистского культа, где в частности проводились тренинги по погружению в «прошлую жизнь». После одного из таких погружений этот человек заявил, что он вспомнил свою прошлую жизнь, в которой он был... рыцарем при дворе короля Артура. Конечно же, сложно принять даже гипотезу о том, что этот мечтатель действительно когда-то был рыцарем легендарного вождя бриттов, гораздо логичнее предположить, что данные «воспоминания» не более чем результат его жаждущего воображения.
Следует также отметить, что почти все подобные воспоминания схожи по своей фабуле и банальны по содержанию, и, практически всегда недоступны для реальной проверки их объективности. Многие помнят историю Эдуарда Рэйэла, который вспомнил, что он жил в XVII веке в одном из графств Англии, был фермером, имел двух детей, и звали его Джон Флетчер. Горячий сторонник идеи реинкарнации канадско-американский психиатр Ян Стивенсон побудил Рэйэла даже написать книгу о его прошлой жизни. Однако тщательная проверка по приходским книгам рождений и смертей не подтвердила достоверность этих «воспоминаний». В 1986 году Ян Стивенсон в одном из интервью сообщил, что уже без прежнего энтузиазма относится к этому случаю[iv].
Столь же большой ажиотаж в свое время вызвала книга «Поиски Брайби Мэрфи» где речь шла о женщине, которая под гипнозом могла говорить на гэльском языке и рассказывать на нем эпосы Древней Ирландии, однако выйдя из состояния гипноза, не могла произнести по-гэлськи ни слова! Однако, когда началось тщательное исследование биографии этой женщины, то выяснилось, что в детстве с ней часто сидела ее бабушка, которая имела ирландские корни и на гельском языке рассказывала ей разные истории из ирландского фольклора[v]. Выше было сказано, что человеческая природа поистине потрясает величием своих возможностей - любое действие человека, любое слово им сказанное или услышанное, любое впечатление им полученное, не «уходят» бесследно, но бережно «складываются» в человеческое подсознание (поэтому, кстати, святые отцы так предостерегали беречься дурных мыслей). Существует предположение, что в момент своей смерти человек вспоминает все - каждую секунду своей прожитой жизни и здесь очень кстати вспоминаются евангельские слова «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Не думаю, что в день суда Бог будет напоминать человеку какие-то его слова, человек сам все вспомнит, его природа откроет то «сокровенное». Однако существуют вполне земные психотехники, с помощью которых можно «приоткрыть» завесу человеческого подсознания. Мы оставим за рамками данной работы вопрос о допустимости применения таковых психотехник, однако случай, рассказанный в книге «Поиски Брайби Мэрфи» ими легко объясним.
В книге Джефри Иверсона «Более чем одна жизнь?» рассказывается об экспериментах, которые проводил гипнолог Арнол Блоксхэм с Джейн Эванс, которой удалось «вспомнить», как минимум шесть ее прошлых жизней. В бодрствующем состоянии Джейн ничего не помнила о них. Особый интерес вызвала история об одной ее «жизни» в Британии якобы в III в., где Джейн вспомнила себя римлянкой по имени Ливония, женой Тита, который был учителем губернатора провинции Константина. Она стала свидетельницей мятежа поднятого командиром флота Британии, который пытался провозгласить себя императором, однако мятеж был жестоко подавлен и после этого Ливония, Тит и жена Константина Елена обратились в христианство и во время гонений были убиты. Джейн настолько точно и обстоятельно описала исторические события и детали, что многих историков это привело в настоящее изумление. Специалист по древней Британии Брайан Хартли признал, что для создания такого рассказа пришлось бы проштудировать огромное количество специальной исторической и археологической литературы. И, казалось бы, «дело в шляпе», добыты доказательства, подтверждающие объективность теории реинкарнации. Однако совершенно случайно исследователи наткнулись на литературный рассказ малоизвестного писателя Луиса де Вола «Живое дерево», в котором излагалась та самая история Ливонии, с теми же обстоятельствами и именами. Видимо Джейн Эванс когда-то прочитала эту книгу и в состоянии гипноза подсознательно отождествила себя с ее героиней[vi].
Американский психолог Реймонд Моуди в своей книге «Жизнь до жизни» описывает схожий случай, когда воспоминание о некоей прошлой жизни было спровоцировано вполне реальными впечатлениями жизни настоящей. Некий врач из любопытства решил подвергнуться гипнотической регрессии (техника использования гипноза для обнаружения того, что практикующие эту технику считают воспоминаниями людей о прошлых жизнях) и в этом состоянии он увидел себя индейцем из некоего древнего племени, а вокруг себя каменные строения и атрибутику жизни и природы, характерные для индейской культуры. Этот человек какое-то время искренне был убежден в том, что ему удалось проникнуть в свою прошлую жизнь. Однако позже он сам совершенно случайно обнаружил подлинный источник своих «воспоминаний». Будучи в гостях у своих родителей он просматривал старые семейные видеозаписи и увидел на экране точное содержание своей регрессии (то, что он «увидел» под гипнозом). Тогда он вспомнил, как когда-то в детстве с семьей он посетил развалины древнего индейского города[vii]. Будучи сторонником идеи реинкарнации Моуди, однако же, приходит к выводу о том, что в настоящее время наука не может представить неопровержимых доказательств существования феномена метемпсихоза - все существующие «доказательства» могут быть объяснены естественными причинами. Первые эксперименты по применению гипнотической регрессии были проведены еще в конце XIX в. и с тех пор каких-то серьезных положительных сдвигов в плане результативности не наблюдается.
Даже российский оккультист П. Д. Успенский, размышляя над экспериментами некоего де Роша (который в конце XIX века пытался посредством гипноза доказать истинность теории метемпсихоза), в частности, пишет: «я не раз поражался, как это де Роша ухитряется не заметить, что он сам и есть творец этих «воплощений»: он ожидает, что загипнотизированный субъект скажет ему нечто, - и таким образом внушает ему, что он должен сказать»[viii]. Гипнотерапевт Эдвин Зэлик представил методику, которая способна раскрыть источник «воспоминаний» о прежних перевоплощениях. Он вводил человека в состояние гипноза и этот человек «вспоминал» свои прошлые жизни. После Зэлик приводил этого же человека в бодрствующее состояние и знакомил с полученной информации, затем снова погружал в гипноз и просил назвать источник оной. Финскому психиатру Рейме Кампфман удалось с помощью данной методики раскрыть несколько совершенно уникальных случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Она, в частности, работала с девушкой, которой удалось «вспомнить», что она жила в XIII веке в Англии под именем Дороти и даже спеть какую-то песню на староанглийском языке. Будучи вторично приведена в состояние гипноза она вспомнила, как в возрасте 13 лет, будучи в библиотеке она случайно открыла книгу «История музыки» Б. Бриттена и Й. Холста на странице, где была записана именно эта песня[ix].
Содержание «воспоминаний», получаемых вследствие употребления гипноза, не выходят за рамки той информации, которую получает современный человек о той или иной эпохе из учебников истории, книг и фильмов. В. К. Шохин пишет, что «изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий»[x]. А ведь современная историческая наука в действительности имеет немало белых пятен, начиная от особенностей одежды и этикета жителей XIX века и заканчивая целыми цивилизациями древности (о которых мало что известно). Если бы «воспоминания» последователей идей метемпсихоза были бы действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то, несомненно, таковые послужили бы серьезным подспорьем исторической науке для расшифровки древних алфавитов и мертвых языков.
Помимо вышесказанного, «воспоминания» о прошлой жизни нередко бывают следствием психических заболеваний (человек может «увидеть» себя и Наполеоном и Пушкиным и Екатериной II). Поскольку здесь мы говорим о религии, то к этому стоит прибавить, что Библия (которая признается за Священное Откровение и теософами) прямо говорит о возможности влияния нечистой силы на сознание человека. К этому стоит прибавить, что разного рода языческие мистерии и оккультные (в том числе шаманские обряды) открыто преследуют цель (посредством различных трансовых состояний) раскрыть себя влиянию духов. Библия категорически запрещает участвовать в подобном (Исх.22:18; Лев.19:31; 20:6,27; Втор.13:1-5; 18:9-14; Ис. 47:12-15). Те же люди, которые «вспоминали» свои прошлые жизни в той или той мере были вовлечены в занятия оккультными практиками. Поскольку одной из целей занятий оккультизмом является получение человеком «сверхзнаний», то нельзя исключать, что инфернальные силы (ради получения доверия и даже подчинения) могут дать просимое.
[i] «deja vu» - с фр.: уже виденное.
[ii] Hicks .1. Death and Eternal Life. Harper & Row. N.Y., 1976, p. 375.
[iii] Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
[iv] Edwards P. The case against karma and reincarnation. - In: Not necessarily the New Age: Critical Essays. Ed. R.BasiL N.Y., 1988. p. 107, так же смотрите В. Алексеев, Л. Григорьев «Религия антихриста», Новосибирск, 1994, с. 224.
[v] Martin W. The Riddle of Reincarnation. N.Y., 1979, p 17.
[vi] Harris M. Past-life Regression» The Grand Illusion. - In: Not necessarily the New Age: Critical Essays. N.Y., 1988. p. 130.
[vii] Моуди P. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. Киев. 1994, с. 153.
[viii] Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб. 1993, с. 311.
[ix] Harris M. Past-life Regression: The Grand Illusion. - In: Not necessarily the New Age: Critical Essays. Ed. R.Basil. N.Y., 1988. p. 135.
[x] Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
11. Re: Критика данных и экспериментов по воспоминанию «прошлых жизней»
10. идеи реинкарнации
9. «стихийная» вера в реинкарнацию
8. Итак, идеи реинкарнации столь же чужды Библии
7. Ответ на 5., Lucia:
6. Ответ на 4., Сергей Абачиев:
5. Ответ на 1., М.Яблоков:
4. Re: Критика данных и экспериментов по воспоминанию «прошлых жизней»
3. Re: Критика данных и экспериментов по воспоминанию «прошлых жизней»
2. Re: Критика данных и экспериментов по воспоминанию «прошлых жизней»