Творцы оружия Победы

Памяти Сергея Владимировича Ильюшина

0
442
Время на чтение 4 минуты


«Черной смертью», «чумой» со страхом называли его немцы, «летающим танком» уважительно или «горбатым» добродушно называли его наши солдаты. «Он» - это знаменитый штурмовик Ил-2, созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным, одним из величайших авиаконструкторов ХХ века, 40-летие со дня кончины которого (9.02.1977) исполнилось в этом году.

Военные всех стран мечтали о таком самолете поддержки пехоты, который сочетал бы в себе манёвренность истребителя и мощь бомбардировщика, оставаясь при этом малоуязвимым. Самолета с такими несовместимыми качествами нигде в мире создать в то время не могли, поэтому военные махнули на свою мечту рукой.

Когда в 1939 г. С.В. Ильюшин предложил свой самолет, многие отнеслись к нему скептически: мала скорость, мала высота, мала дальность. Однако авиаконструктор оказался более знающим и дальновидным в вопросах тактики боя, чем военные. Правда, ему потребовалось долго и упорно переубеждать их в том, что штурмовику не нужны ни большая скорость, ни большой потолок, зато ему нужны мощное вооружение (включая бомбы), броневая защита и живучесть, а дальность требуется ровно такая, чтобы долететь от аэродрома до передовой, выполнить там боевую задачу и вернуться обратно.

Лишь в 1940 г. было начато производство новой машины, да и то в небольшом количестве. Война всё быстро расставила по местам. Самолет показал такие возможности, что, по словам Сталина, был «нужен фронту как хлеб, как воздух». Это был самый массовый самолет 2-й Мировой войны - всего ильюшинских штурмовиков было выпущено более 41 тыс.. Ничего подобного ни враги, ни союзники создать так и не смогли. В этой машине, как в капле воды, отразились те качества Ильюшина, которые проявлялись во всех его творениях, - конструкторский талант, научная основательность, дар предвидения и... крестьянская практичность.

Самолёты Сергея Владимировича установили не так много мировых рекордов, но зато все они настолько отвечали своим задачам, настолько были простыми в изготовлении, настолько экономичными, удобными и надежными в эксплуатации (а военные самолеты - еще и настолько живучими), что становились самыми востребованными самолетами в авиации.

 Таков дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4), созданный еще в 1936 г. На этом тяжелом самолете знаменитый летчик В.К.Коккинаки продемонстрировал во время парада над Красной площадью несколько «мёртвых петель» подряд - то, что было возможным тогда только на лёгких истребителях. На этих же самолетах 8 августа 1941г. был совершён первый бомбовой налет на Берлин. На них затем всю войну бомбили тылы врага и топили торпедами вражеские корабли в северных морях. Таков и фронтовой бомбардировщик Ил-28 с реактивными двигателями, созданный сразу после войны и снятый с вооружения только в 1970-е.

Такова плеяда его пассажирских самолетов, начиная с 32-местного Ил-12 и 40-местного Ил-14. Уже давно завоевали небо пассажирские самолеты новейших моделей с новейшими двигателями, а Ил-14, прослужив 30 лет верой и правдой в Аэрофлоте, еще 15 лет оставался незаменимым в полярной авиации. Когда требовалось отправлять экспедиции в Антарктиду, не находилось самолета более подходящего, чем Ил-18, - кстати, тоже самого массового пассажирского самолета в нашей стране в 1960-70-е гг. Более 40 лет летал красавец-лайнер Ил-62, самый дальний и самый комфортабельный самолет своего времени.

За 10 лет до американцев Ильюшин просчитал, что сверхзвуковые пассажирские самолёты в обозримом будущем экономически невыгодны, отказался ими заниматься и предложил направить усилия на разработку пассажирских самолётов большой дальности и большой вместимости - то, что потом стали называть аэробусами, и то, на чем впоследствии сосредоточили своё внимание американцы. Увы, к его мнению не прислушались. Создание Ил-86 было отложено. Вот эта ильюшинская, по-крестьянски практичная  школа отчетливо видна и в творениях ОКБ, появившихся уже после ухода учителя с поста Генерального конструктора. Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-214 были созданы под руководством его выдающегося ученика и достойного преемника лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического труда академика Генриха Васильевича Новожилова.

  Какой же дорогой этот человек поднялся к такой вершине? Родился С.В. Ильюшин 19 марта (ст.ст.)1894 года в бедной семье вологодского крестьянина Владимира Ивановича и его жены Анны Васильевны, с 7-ми лет учился в земской школе, с 15-ти работал на фабрике под Костромой, в 16 ушел работать в Петербург. Здесь он переменил три места, и последнее из них - рабочий на аэродроме. И, хотя в 1912 г. он уехал на заработки строить Амурскую железную дорогу, кратковременная причастность к авиации оставила долговременный след в его душе. Случайность, а лучше сказать - Судьба, тоже сыграла свою роль.

В 1914 г. его призвали в Русскую армию, но, как образованного солдата, послали служить не на передовую, а на Комендантский аэродром в Петрограде, где он окончил лётную школу и стал лётчиком. Теперь Судьба уже не отлучала его надолго от авиации. Правда, в 1918 г. Ильюшин поработал заведующим отделом промышленности Вологодского совнархоза, но на следующий год его опять призвали в армию, на сей раз в Красную, и направили в авиацию - вначале механиком одного авиапоезда, затем комиссаром другого, затем начальником третьего.

В 1921-26 годах Сергей Владимирович учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, там и состоялась первая конструкторская «проба пера» - пока только по части планёров. Затем прослужил в Научно-техническом комитете ВВС и только в 1933 г. приступил, наконец, к настоящей конструкторской работе.

Это всё о послужном списке. Но был еще характер. Ильюшин не был упрям, но был исключительно упорен. Он не любил чинопочитания и был искренне любим и уважаем своими сотрудниками. Он не был властолюбив, но был прекрасным организатором, требовательным руководителем и всегда брал ответственность на себя. Он не был жёстким, но, когда нужно, был твёрдым. Вот маленький эпизод: первый реактивный пассажирский  Ту-104, удачно переделанный из бомбардировщика Ту-16, был очень неэкономичным, и правительство поставило задачу - создать специально пассажирский самолет, но такой, чтобы одновременно он мог быть и военно-транспортным. Единственный конструктор, который наотрез отказался от решения этой двойной задачи, был Ильюшин, и правота его подтвердилась через год (правда, этот год был потерян для выпуска Ил-18 - самого надёжного и экономичного пассажирского самолёта того времени, экспортировавшегося в десятки стран).

Таковы, в телеграфном изложении, жизнь и деяния великого конструктора и ученого, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской, Государственной и 7-ми (!) Сталинских премий (столько не имел никто). Многим русским самородкам не удалось проделать свой путь «от деревни до столицы», и можно сказать, что Ильюшину повезло. Это, конечно, так. Но нашей авиации повезло во стократ  больше!

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Царь Павел – первый и единственный
Из цикла «Русские гении»
19.04.2025
Отец вирусологии
Из цикла «Русские гении»
17.04.2025
«Его можно сравнить только с иконописцами Древней Руси»
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
04.04.2025
Алтайский самородок
Из цикла «Русские гении»
21.03.2025
Творец монументализма в советской архитектуре
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
14.03.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Последние комментарии
Защитим от поругания имя великого Константина Симонова
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2025 22:34
Лучше уж сквер, чем такой храм!
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2025 20:53
Трудные пути поиска государственной идеологии
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.04.2025 20:51
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Калужанин
24.04.2025 19:05
Космическая философия Циолковского и Чижевского
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.04.2025 18:56
О «гербарии» в серпентарии
Новый комментарий от Бузина Олесь
24.04.2025 16:57