Творцы оружия Победы

Памяти Сергея Владимировича Ильюшина

0
443
Время на чтение 4 минуты


«Черной смертью», «чумой» со страхом называли его немцы, «летающим танком» уважительно или «горбатым» добродушно называли его наши солдаты. «Он» - это знаменитый штурмовик Ил-2, созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным, одним из величайших авиаконструкторов ХХ века, 40-летие со дня кончины которого (9.02.1977) исполнилось в этом году.

Военные всех стран мечтали о таком самолете поддержки пехоты, который сочетал бы в себе манёвренность истребителя и мощь бомбардировщика, оставаясь при этом малоуязвимым. Самолета с такими несовместимыми качествами нигде в мире создать в то время не могли, поэтому военные махнули на свою мечту рукой.

Когда в 1939 г. С.В. Ильюшин предложил свой самолет, многие отнеслись к нему скептически: мала скорость, мала высота, мала дальность. Однако авиаконструктор оказался более знающим и дальновидным в вопросах тактики боя, чем военные. Правда, ему потребовалось долго и упорно переубеждать их в том, что штурмовику не нужны ни большая скорость, ни большой потолок, зато ему нужны мощное вооружение (включая бомбы), броневая защита и живучесть, а дальность требуется ровно такая, чтобы долететь от аэродрома до передовой, выполнить там боевую задачу и вернуться обратно.

Лишь в 1940 г. было начато производство новой машины, да и то в небольшом количестве. Война всё быстро расставила по местам. Самолет показал такие возможности, что, по словам Сталина, был «нужен фронту как хлеб, как воздух». Это был самый массовый самолет 2-й Мировой войны - всего ильюшинских штурмовиков было выпущено более 41 тыс.. Ничего подобного ни враги, ни союзники создать так и не смогли. В этой машине, как в капле воды, отразились те качества Ильюшина, которые проявлялись во всех его творениях, - конструкторский талант, научная основательность, дар предвидения и... крестьянская практичность.

Самолёты Сергея Владимировича установили не так много мировых рекордов, но зато все они настолько отвечали своим задачам, настолько были простыми в изготовлении, настолько экономичными, удобными и надежными в эксплуатации (а военные самолеты - еще и настолько живучими), что становились самыми востребованными самолетами в авиации.

 Таков дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4), созданный еще в 1936 г. На этом тяжелом самолете знаменитый летчик В.К.Коккинаки продемонстрировал во время парада над Красной площадью несколько «мёртвых петель» подряд - то, что было возможным тогда только на лёгких истребителях. На этих же самолетах 8 августа 1941г. был совершён первый бомбовой налет на Берлин. На них затем всю войну бомбили тылы врага и топили торпедами вражеские корабли в северных морях. Таков и фронтовой бомбардировщик Ил-28 с реактивными двигателями, созданный сразу после войны и снятый с вооружения только в 1970-е.

Такова плеяда его пассажирских самолетов, начиная с 32-местного Ил-12 и 40-местного Ил-14. Уже давно завоевали небо пассажирские самолеты новейших моделей с новейшими двигателями, а Ил-14, прослужив 30 лет верой и правдой в Аэрофлоте, еще 15 лет оставался незаменимым в полярной авиации. Когда требовалось отправлять экспедиции в Антарктиду, не находилось самолета более подходящего, чем Ил-18, - кстати, тоже самого массового пассажирского самолета в нашей стране в 1960-70-е гг. Более 40 лет летал красавец-лайнер Ил-62, самый дальний и самый комфортабельный самолет своего времени.

За 10 лет до американцев Ильюшин просчитал, что сверхзвуковые пассажирские самолёты в обозримом будущем экономически невыгодны, отказался ими заниматься и предложил направить усилия на разработку пассажирских самолётов большой дальности и большой вместимости - то, что потом стали называть аэробусами, и то, на чем впоследствии сосредоточили своё внимание американцы. Увы, к его мнению не прислушались. Создание Ил-86 было отложено. Вот эта ильюшинская, по-крестьянски практичная  школа отчетливо видна и в творениях ОКБ, появившихся уже после ухода учителя с поста Генерального конструктора. Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-214 были созданы под руководством его выдающегося ученика и достойного преемника лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического труда академика Генриха Васильевича Новожилова.

  Какой же дорогой этот человек поднялся к такой вершине? Родился С.В. Ильюшин 19 марта (ст.ст.)1894 года в бедной семье вологодского крестьянина Владимира Ивановича и его жены Анны Васильевны, с 7-ми лет учился в земской школе, с 15-ти работал на фабрике под Костромой, в 16 ушел работать в Петербург. Здесь он переменил три места, и последнее из них - рабочий на аэродроме. И, хотя в 1912 г. он уехал на заработки строить Амурскую железную дорогу, кратковременная причастность к авиации оставила долговременный след в его душе. Случайность, а лучше сказать - Судьба, тоже сыграла свою роль.

В 1914 г. его призвали в Русскую армию, но, как образованного солдата, послали служить не на передовую, а на Комендантский аэродром в Петрограде, где он окончил лётную школу и стал лётчиком. Теперь Судьба уже не отлучала его надолго от авиации. Правда, в 1918 г. Ильюшин поработал заведующим отделом промышленности Вологодского совнархоза, но на следующий год его опять призвали в армию, на сей раз в Красную, и направили в авиацию - вначале механиком одного авиапоезда, затем комиссаром другого, затем начальником третьего.

В 1921-26 годах Сергей Владимирович учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, там и состоялась первая конструкторская «проба пера» - пока только по части планёров. Затем прослужил в Научно-техническом комитете ВВС и только в 1933 г. приступил, наконец, к настоящей конструкторской работе.

Это всё о послужном списке. Но был еще характер. Ильюшин не был упрям, но был исключительно упорен. Он не любил чинопочитания и был искренне любим и уважаем своими сотрудниками. Он не был властолюбив, но был прекрасным организатором, требовательным руководителем и всегда брал ответственность на себя. Он не был жёстким, но, когда нужно, был твёрдым. Вот маленький эпизод: первый реактивный пассажирский  Ту-104, удачно переделанный из бомбардировщика Ту-16, был очень неэкономичным, и правительство поставило задачу - создать специально пассажирский самолет, но такой, чтобы одновременно он мог быть и военно-транспортным. Единственный конструктор, который наотрез отказался от решения этой двойной задачи, был Ильюшин, и правота его подтвердилась через год (правда, этот год был потерян для выпуска Ил-18 - самого надёжного и экономичного пассажирского самолёта того времени, экспортировавшегося в десятки стран).

Таковы, в телеграфном изложении, жизнь и деяния великого конструктора и ученого, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской, Государственной и 7-ми (!) Сталинских премий (столько не имел никто). Многим русским самородкам не удалось проделать свой путь «от деревни до столицы», и можно сказать, что Ильюшину повезло. Это, конечно, так. Но нашей авиации повезло во стократ  больше!

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
«Он брался за безнадёжные дела…»
Из цикла «Великие мужи России»
23.05.2025
Покоритель Кавказа
Из цикла «Забытые полководцы»
15.05.2025
Царь Павел – первый и единственный
Из цикла «Русские гении»
19.04.2025
Отец вирусологии
Из цикла «Русские гении»
17.04.2025
«Его можно сравнить только с иконописцами Древней Руси»
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
04.04.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Русский танкист
25.05.2025 05:19
Как мы смотрим и что видим
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.05.2025 03:12
Старые грабли на новый лад
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.05.2025 02:36
«Всё равно нужна системная миграционная реформа»
Новый комментарий от Человек
24.05.2025 20:30
Европа скоро поднимет дикий визг о необходимости перемирия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2025 20:23
Праздник благодарности и покаяния
Новый комментарий от Григорий Калюжный
24.05.2025 20:07
Хотим ли встречи с папой Римским?
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.05.2025 19:21