В главном - единство, во второстепенном - разнообразие и во всем - любовь. Так можно было бы озаглавить международный съезд семейных клубов трезвости, который прошел в итальянском городе Сестола в сентябре 2017 года.
Уже несколько десятилетий семейные клубы трезвости, работающие по методике Владимира Худолина, активно сотрудничают и продолжают развивать экологический (био-псих-социо-духовный) подход в работе с семьями, которых коснулась беда зависимости.
В 2017 году российская делегация семейных клубов трезвости официально стала членом Международной ассоциации семейных клубов трезвости, приняв участие в Исполнительном комитете WACAT (Всемирная организация СКТ) в рамках визита в Италию. Исполком был совмещен с XXVI Международным Итальянским конгрессом семейных клубов трезвости. Международный съезд клубов, который в этом году обсуждал свою конституцию и предложения по совершенствованию дальнейшей работу в этом году объединил помимо итальянской стороны представителей Скандинавии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, а также России. Протоиерей Алексий Бабурин, который уже более четверти века руководит подобными клубами в России и Ирина Чубукова-Микурова прибыли в Италию для того, чтобы более тесно познакомиться с международным клубным движением и обменяться опытом клубной работы с ведущими других стран.
Из истории семейных клубов трезвости в мире.
Первый семейный клуб трезвости по методологии югославского психиатра Владимира Худолина был создан в 1964 году. По имени создателя все организации, работающие в соответствии с общими принципами подхода, стали называться клубами «по методологии Худолина». Начав свою деятельность в Загребе (Хорватия), клубы получили распространение в других югославских республиках, а затем с 1979 года распространились в Италии. Дальнейшее развитие клубного движения происходило с опорой на опыт работы СКТ в этих европейских странах. В 2015 году семейные клубы трезвости существовали примерно в 35 странах. В некоторых странах клубное сообщество было представлено лишь несколькими разрозненными клубами. В других странах имелась хорошо налаженная клубная сеть, составляющая национальную ассоциацию. Общее число подобных организаций по всему миру составляет более 3000.
В 2007 году была создана WACAT (Всемирная ассамблея национальных ассоциаций семейных клубов трезвости). На первом Всемирном Конгрессе, в котором приняли участие представители национальных ассоциаций из более чем 15 стран, президентом WACAT был избран Эннио Палмезино (Италии). По ходу также был утвержден состав Совета WACAT, состоящий из пяти человек. Срок полномочий каждого из членов Совета должен был составлять два года.
На Конгрессе были предложены планы по развитию международной работы. WACAT под руководством президента Эннио Палмезино приложила серьезные усилия по развитию сотрудничества и созданию клубной сети во всем мире. Коллективным членом WACAT стала Европейская школа алкологии и экологической психиатрии, созданная Владимиром Худолиным и его коллегами как независимый орган в сотрудничестве с клубным движением. Европейской школой за эти годы были организованы и проведены различные международные учебные семинары, а также другие образовательные мероприятия.
В ноябре 2014 года в Риме состоялся очередной Конгресс, в котором приняли участие 13 национальных клубных ассоциаций из Европы и Азии, в ходе которого новым президентом WACAT был назначен эксперт ВОЗ, экс-президент IOGT, Хельге Колштадт.
Согласно Конституции (с более подробной информацией можно познакомиться в меморандуме ВОЗ, 2008 год: WHO Public hearing on harmful use of alcohol. Volume III: Nongovernmental organizations - http://www.who.int/substance_abuse/activities/hearing/en/) WACAT (World Association for Clubs working according to the Hudolin Methodology) - это международная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с социально-экологическим подходом Владмира Худолина, который является инициатором клубного движения.
WACAT является некоммерческой общественной организацией. Это ассоциация, ставящая перед собой задачу повышения качества жизни людей благодаря помощи и поддержки здоровья отдельных лиц, семей и человеческих сообществ путем профилактики, лечения и реабилитации проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Также рассматриваются проблемы, возникшие вследствие других видов зависимого поведения в связи с употреблением ПАВ или использованием ПАД. Ассоциация ставит перед собой задачу содействия развитию и распространению клубов по всему миру.
Необходимо отметить, что мировое клубное сообщество осуществляет свою деятельность благодаря приверженности общим принципам, которые можно свести к следующим положениям:
- Ассоциация создана для защиты базовой идентичности, принципов и методов клубной работы в соответствии с социально-экологическим подходом, разработанным профессором Владимиром Худолиным;
- WACAT призвано следить за поддержанием качества клубной работы;
- экспертное клубное сообщество ставит перед собой задачу участвовать в согласовании различных подходов в традиции методологии Худолина;
- исполнительные структуры ассоциации принимают участие в подготовке преемственных поколений клубных работников (в зависимости от региона и страны, могут быть использованы различные названия: слуга-учитель (Италия), ассистент клуба (Хорватия), работник или ведущий (Россия) и т. д.);
- WACAT осуществляет мероприятия по дальнейшему развитию клубного метода при сохранении традиции основного подхода.
История сотрудничества Российской ассоциации семейных клубов трезвости и Всемирной ассоциации СКТ (WACAT).
В России развитие клубного движения получило распространение в сотрудничестве с Русской Православной Церкви. В августе 1992 года состоялась встреча итальянского священника дон Сильвио Франка и директора Информационно-исследовательского центра по проблемам, связанным с потреблением алкоголя (Италия, Тренто), профессором Ренцо Де Стефани с председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ архиепископом Сергием Солнечногорским (Фоминым), в ходе которой были достигнуты договоренности о сотрудничестве в реализации в Российской Федерации программы по преодолению алкоголизма на основе подхода Владимира Худолина. Первый семейный клуб трезвости открылся в декабре 1992 года при Никольском храме Подмосковного села Ромашково. Первые работники семейного клуба трезвости прошли предварительную подготовку в Италии, а координатором программы от Русской Православной Церкви стал священник Алексей Бабурин. В последующем подготовку по программе прошли свыше 150 профессиональных врачей-наркологов, психологов, специалистов других специальностей, однако реальную работу продолжило лишь около полутора десятков клубов. В ходе развития программы в России обозначились два подхода, один из которых был представлен светски-ориентированным направлением во главе с профессиональным врачом-психиатром Мариной Карповой, руководителем семейного клуба трезвости, который успешно существует на протяжении более чем 25 лет. Необходимо признать, что ведущая светского семейного клуба трезвости Марина Карпова с самого начала работы клуба заявила о своей самодостаточности, в своей деятельности клуб стал дистанцироваться от церковной части клубного сообщества, и на настоящий момент (2017 год) действует изолированно, не являясь частью Российской клубной ассоциации. Другим направлением развития программы в России стала конфессионально-ориентированная реабилитация, а руководителем этого направления - протоиерей Алексий Бабурин. При его непосредственном участии в середине 2000-х годов произошло увеличение действующих клубов, а в 2011 году было образовано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, зарегистрированное Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве 19 октября 2011 года (ЕГРЮЛ №1117799022010 от 01 ноября 2011 года). В 2017 году региональные отделения МОД СКТ существуют в 6 регионах РФ, а общее количество организаций, осуществляющих работу в сотрудничестве с МОД СКТ - свыше 30.
В марте 2015 года в ходе участия руководителя МОД СКТ протоиерея Алексия Бабурина в Третьем Хорватско-Российском Конгрессе духовной психиатрии в Опатии (Хорватия) состоялась встреча протоиерея Алексия Бабурина c президентом Хорватской ассоциации СКТ (HSKLA) профессором Зораном Зоричичем. В ходе развития двустороннего сотрудничества в апреле 2016 года состоялся визит в Россию профессора Зорана Зоричича и представителя Сербской ассоциации СКТ профессора Петара Настасича, которые приняли участие в научно-практической конференции «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных», проходившей в Москве на базе ФГБНУ НЦПЗ.
В июле 2016 года делегация МОД СКТ во главе с протоиереем Алексием Бабуриным приняла участие в летней антиалкогольной школе HSKLA на острове Лошань (Хорватия), где на заседании исполнительного комитета WACAT был поставлен вопрос о включении Российской национальной ассоциации СКТ в качестве равноправного члена во Всемирную ассоциацию СКТ. В мае 2017 года в Москве состоялся очередной исполком WACAT, в котором приняли участие представители WACAT: президент Хельге Колштадта, руководитель Европейской школы алкологии и социальной психиатрии Франческо Пиани, руководитель Скандинавской ассоциации СКТ Лассе Россен, а также президент HSKLA Зоран Зоричич и профессора Петар Настасич. Заседание исполкома было совмещено с участием во Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика аддиктивных расстройств: биопсихосоциодуховный подход».
А уже в сентябре 2017 года протоиерей Алексий Бабурин и креативный директор МОД СКТ Ирина Микурова-Чубукова побывали в Сестоле (Италия) на XXVI Итальянском Конгрессе СКТ, в рамках которого состоялся исполком WACAT. Официальный представителем в WACAT от России была назначена Ирина Микурова-Чубукова.
Специфичность российского подхода
В России семейные клубы трезвости (СКТ), работающие по методу Владимира Худолина, привились на церковной почве: они возникли и развиваются на приходах Русской Православной Церкви с 1992 года. Следует отметить, что и в прошлом трезвеннические инициативы в России преимущественно поддерживались церковью.
Российские семейные клубы трезвости разделяют убеждение Владимира Худолина в том, что клубная работа не должна быть идеологизирована ни в социальном, ни в политическом, ни в религиозном плане. Необходимо признать, что помощь людям, столкнувшимся с проблемами зависимого поведения, должна включать в себя область духовности, которая не может рассматриваться изолированно от современных научных знаний в области медицины, психологии, социологии. С другой стороны чрезвычайно важно правильно понимать запросы семей с религиозным мировоззрением, имеющих проблемы, связанные с потреблением психоактивных веществ (ПАВ).
Деятельность семейных клубов трезвости на церковных приходах в отличии от сугубо светских трезвеннических организаций неизбежно строится на основе религиозного мировоззрения. Это не означает, что клуб подменяет собой церковь. Церковь для клуба служит убежищем, училищем благочестия и духовной лечебницей. Клуб же для церкви - это то самое товарищество, которое ещё в IV веке святитель Иоанн Златоуст[1] предлагал создавать для истребления страсти пьянства.
В российских православных приходских СКТ (ППСКТ) придерживаются принципа диалогического собеседования, при котором ответы и решения на поставленные вопросы ищутся сообща в духе миролюбия и понимания. Никто никому не навязывает своей позиции, никто ни на кого не воздействует, а лишь только стремится тактично повлиять на личностный рост и духовное созревание, на гармонизацию семейных отношений, формирование нового образа жизни и освоение нового стиля поведения.
Понимание духовности в ППСКТ может быть выражено известным евангельским изречением: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Хотя «хлеб» насущен, но недостаточен для полноценной жизни человека и общества. Смысл духовной жизни и деятельности заключен в устремлении к абсолютной Истине, Мудрости, Благости, Красоте и Любви.
Обращение человека к бесконечности, стремление выйти за пределы самого себя, утвердиться в трансцендентном, найти смысл жизни и осуществить его - главная потребность человеческой природы, определяющая все направления его духовной жизни.
Последовательное постижение и осуществление истинных духовных ценностей свидетельствует о духовном здоровье и зрелости людей. Важно, что к сознанию этой потребности человек может прийти через самопознание.
Подход Владимира Худолина к решению проблем, связанных с потреблением алкоголя, оказался созвучным воззрениям, традициям, устремлениям и чаяниям русского человека. Профессор Худолин считал, что «алкоголизм является семейной проблемой и связан со стилем поведения или образом жизни семьи»[2].
Именно к совершенствованию нашего образа жизни, к обожению (теозису) и соборности, направлен вектор православной духовности. Даже когда мы говорим лишь об антропологической спиритуальности, мы мыслим человека («ан'тропосъ») «смотрящим вверх (ан), т.е. в мир горний, идеальный, божественный.
Рассматривая особенности «Русского мира», мы, прежде всего, учитываем то, что они появились на базе славянского образа жизни и миропонимания, в результате активного усвоения и творческого переосмысления православно-византийской конфессиональной и культурной традиций. Христианское мировоззрение сформировало соответствующую ему систему личностно-социального поведения.
В православии существует представление о том, что в духовной природе каждого человека гнездится злое начало, но оно не уничтожает в нём желание и волю к добру. Иными словами, Образ Божий в личности человека не утрачен и продолжает связывать его с Богом. Человек не теряет способности к уподоблению Богу. Для нас это означает, что греховность человека - излечимая болезнь. Чтобы освободиться от плена пагубных страстей и обрести своё подлинное лицо, реализовать своё истинное предназначение, энергийно соучаствовать в Божественном бытии, православному человеку рекомендована аскеза. Это и умно-сердечная молитва, привлекающая благодать Божию, покаянная дисциплина и пост, практика борьбы с греховными и суетными мыслями, упражнения в воздержании.
В своих духовных устремлениях верующие люди руководствуются правилами и установлениями Церкви, пользуются её таинствами и обрядами. По образцу с Церковью Христовой христиане создают свои «малые домашние церкви» - семьи. Такие семьи с самого начала нацелены на созидание благочестивого образа жизни и призваны к духовно-нравственному совершенствованию.
Духовную радость, восторг и умиление уверовавшие во Христа славяне изначально испытывали от знакомства с книжной мудростью, бесед с подвижниками благочестия, пребывания в храме, участия в Божественной литургии, церковных праздниках, окунании в святых источниках, почитания христианских святынь и посещения святых мест.
Поэтому и теперь, наряду с участием в музыкальных, песенных, танцевальных, литературных вечерах, художественной самодеятельности, спортивных играх, выездах на природу, посещением театров, выставок, просмотром кино, по сути, чисто мирских мероприятиях, многие члены ППСКТ уделяют должное внимание встречам со священнослужителями, совместному участию в церковных службах, паломничествах, купании в святых источниках, дачи обетов трезвости.
Упомянутые обеты или зароки в России получили очень широкое распространение с конца XIX века. Вступая в общества трезвости, люди давали на особом молебне обещания Богу не пить вина и не склонять к тому других на тот или иной срок. Эта мера была и остаётся очень действенным способом преодоления влечения к ПАВ.
Несколько слов об итальянском визите
Продолжая рассказ о визите российской делегации в Италии необходимо отметить, что основными задачами международной ассоциации, по мнению ее президента, Хельге Колштадта, является сохранение единообразия принципов методики Владимира Худолина, при всем многообразии форм работы, которые имеют свои особенности в различных регионах страны. Также международная ассоциация много трудится над тем, чтобы поддерживать контакты с клубами по всему миру, обмениваться опытом и поддерживать вновь образованные ассоциации.
При этом президент WACAT отметил, что WACAT - это движение направленное исключительно на клубную работу в области борьбы с зависимостями, и поэтому оно находится вне политики и не может быть использован в политических интересах ни одной партией или движением.
В ходе своего визита российской делегации удалось не только посетить международный съезд клубов, на котором был избран новый состав международной клубной ассоциации, а представитель от России вошел в ее официальный состав, но также и познакомиться с работой национального съезда итальянских клубов (IACAT), в котором приняли участие более 800 работников и участников клубов, а также членов их семей. На конгрессе протоиерей Алексий Бабурин выступил с приветственным словом, в котором в том числе кратко отметил историю и особенности развития клубов, о включении в их работу православной традиции.
Стоит отметить, что в отличие от Хорватии, где большинство клубной помощи оказывается специалистами, в Италии это делают люди, не имеющие профессионального образования психолога, нарколога или психиатра. При этом эффективность клубной работы, как отмечают сами работники клубов, очень высока. И люди, прошедшие клубную «реабилитацию» с удовольствием рассказывают свои истории о сознательном выборе трезвости и следовании этому выбору в течение 10-15, а то и 20 с лишним лет.
Любопытно, например, что ведущих клубов называют «servant-teacher» (дословно в переводе "слуга-учитель"), подчёркивая неавторитарный подход к работе, а также лишь вспомогательную их роль по отношению к участвующим в клубе.
Вообще стоит сказать, что подобного рода визиты не только ценны официальными договоренностям, но даже больше своей теплотой и душевной атмосферой, которая царит на мероприятиях. Итальянцы, когда собираются вместе, очень похожи на наших: радуются, обнимаются, много расспрашивают друг друга о жизни. А еще важным открытием, пожалуй, можно назвать и то, что российское движение семейных клубов трезвости находится в общей системе международного движения. И хотя российским клубам уже более 25 лет, но они еще очень молодое движение, у которого очень хорошие перспективы для роста и дальнейшего развития.
[1] Святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, толкование на Второе послание к Тимофею. Беседа 1. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. - С.-Петербург, издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1905. -Т.11. -Книга 2. -С.762.
[2] Vladimir Hudolin. Alkohološki priručnik. Zagreb, Medicinska naklada, 1991.- S.216.