45 лет назад, 26 октября 1972 г., окончил земной путь один из крупнейших конструкторов в истории авиации Игорь Иванович Сикорский, создатель первых в мире тяжёлых многомоторных самолётов, первых а мире серийных истребителей, самых больших в мире летающих лодок и первых в мире серийных вертолётов.
Родился он 25 мая (ст.ст.) 1889 г. в семье знаменитого учёного, профессора психиатрии Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского, человека твёрдых православных убеждений, не побоявшегося на суде по делу Бейлиса заявить в качестве эксперта-психиатра о ритуальном характере убийства русского мальчика (после этого выступления он подвергся неслыханной травле).
С детства И.И.Сикорский увлекался авиамоделизмом, в 12 лет построил небольшой вертолет с приводом от резинового жгута. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, Технической школе во Франции, Киевском политехническом институте, где заинтересовался авиацией, организовал и возглавил студенческое авиационное общество. В 1909 - 10 гг. построил два вертолёта, которые так и не смог поднять в воздух. Посчитав это занятие бесперспективным (к тому времени ещё не было теоретической базы вертолётостроения, созданной Б.Н.Юрьевым), занялся созданием самолётов. На этом поприще быстро достиг впечатляющих результатов.
В 23 года, только что получив диплом инженера, он возглавил КБ авиационного отдела Русско-Балтийского завода в Петербурге, на котором в 1913 году построил первый в мире многомоторный самолёт «Гранд» («Русский витязь»), а на следующий год - знаменитый «Илья Муромец», с которого началась мировая пассажирская авиация и новый вид вооружённых сил - бомбардировочная авиация. Из 79 воевавших «Муромцев» за все годы 1-й мировой войны немцы сбили только один. В 2015 г. на этом заводе впервые в мире был запущен в серийное производство самолёт-истребитель, и тоже его конструкции.
Когда в лихое революционное время производство остановилось и начались расправы над офицерами, инженерами и вообще интеллигенцией, в феврале 1918-го Игорь Иванович, человек, не скрывавший не только своей православной веры, но и своего отношения ко всему происходящему в стране, с болью в сердце был вынужден покинуть родину. Он эмигрировал во Францию, а потом в США, где вначале читал лекции и работал учителем математики. В 1923 г. вместе с несколькими русскими эмигрантами (среди которых был выдающийся учёный-аэродинамик М.Е.Глухарев, его первый заместитель) организовал компанию «Сикорский аэроинжиниринг», которой огромную финансовую поддержку на старте оказал великий русский музыкант С.В.Рахманинов. В этой компании нашли работу многие русские эмигранты, и не только инженеры.
Фирма Сикорского быстро завоевала авторитет в Америке рядом превосходных пассажирских самолётов и самолётов-амфибий. Его амфибия S-38, по словам авиационного журнала, «произвела переворот в авиации», на его 45-местном S-42 осуществлялись первые в мире трансокеанские перелёты. В конце 1930-х Сикорский вновь занялся вертолётами, вскоре публично продемонстрировал полёт первого своего надёжного вертолёта, а 1942 г. организовал первое в мире серийное производство своих вертолётов - началась новая эпоха в авиации. Его машины установили несколько мировых рекордов, их поставляли в воюющую армию, закупали различные гражданские государственные учреждения и авиакомпании.
По воспоминаниям его детей, был он человеком очень сдержанным, никогда не повышал голоса, любил русских классиков (дома их часто читали вслух), любил в свободное время играть на рояле, в семье и с русскими сослуживцами разговаривал только по-русски.
Всемирно знаменитый конструктор был удостоен многих научных званий, являлся почётным членом научных обществ разных стран. Большая часть того, что он сделал, послужила пользе и славе США - существующая там и по сию пору фирма Сикорского остаётся ведущим производителем вертолётов. Но до конца жизни Игорь Иванович оставался русским патриотом. «Нам нужно работать, а главное - учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», - говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам.
Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, бессменно оставаясь членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры и т.п. Оказывал моральную и финансовую поддержку выходцам из России, различным общественным и политическим эмигрантским организациям. Выступал с лекциями и докладами, причем не обязательно на авиационные темы. Будучи глубоко религиозным человеком, Сикорский много способствовал развитию Русской Православной церкви в США, поддерживал её не только материально. Он написал ряд книг и брошюр, относимых специалистами к числу наиболее оригинальных произведений русской зарубежной богословской мысли.
Он пользовался огромным авторитетом в русской колонии Америки. В 1938 г. ему было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси. Эту речь Игорь Иванович закончил словами: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не уберегли, а подумать о том, чтобы двигаться вперед».
Похоронен он в городке Истоне, Коннектикут, США.
18. Ответ на 17., Русский Сталинист:
17. Ответ на 15., Потомок подданных Императора Николая II:
16. Ответ на 15., Потомок подданных Императора Николая II:
15. Ответ на 14., Алёша:
14. Ответ на 13., Русский Сталинист:
13. Ответ на 12., Алёша:
12. Ответ на 9., Русский Сталинист:
11. Re: Изгнанный гений
10. Ответ на 5., Русский Сталинист:
9. Ответ на 6., Алёша: