itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Христианская Церковь с самого своего основания не признавала учения о реинкарнации

0
15430
Время на чтение 10 минут
Оккультная литература изобилует утверждениями, что до Пятого Вселенского Собора (553 г.) идея переселения душ присутствовала в христианстве и только в связи с осуждением Оригена (который якобы учил о переселении душ) она была «запрещена». Так ли это? Предлагаем непосредственно исследовать христианскую письменность I-VI вв., чтобы доподлинно убедиться, что теософская пропаганда, как и в иных случаях грубо лжет.

Христианская письменность I-VI века (т. е. до V Вселенского Собора) не знает ни одного автора, который бы последовательно симпатизировал идее реинкарнации. Все с точностью до наоборот: известны многочисленные высказывания мужей апостольских, апологетов, святых отцов, направленные против идеи переселения душ. Так, уже в начале II века святой мученик Иустин Философ называл реинкарнацию «противным вере и гибельным учением»[i], апологет Татиан «бабьими сказками»[ii], Ермий Философ «химерой, глупостью, безумием, нелепостью»[iii], свт. Феофил Антиохийский «учением ужасным и беззаконным», «вздором»[iv]. Идея о перевоплощении душ подвергается критике в произведении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (Книга 2, глава 33 «Нелепость учения о переселения душ»)[v], Тертуллиан называет эту идею «ложью, не только постыдной, но и опасной»[vi], уподобил ее «болтовне жаб и галок, глупости рыб или бессмысленности деревьев»[vii]. Его же ироничные слова: «Если бы мы захотели рассуждать о том, кто в какого зверя должен преобразиться, то потребовалось бы много шуток и много праздного времени»[viii].

В III веке идея реинкарнации подвергается критике в произведениях мч. Ипполита Римского, Марк Минуций Феликс называет эту идею «ущербной верой»[ix], св. Климент Александрийский «мечтаниями»[x]. Ориген (о нем и его взглядах мы отдельно поговорим в следующей части нашей работы) высказывался о метемпсихозе, как о «неразумном и баснословном учении», «мнении, которое противно христианской вере», «нелепой и нечестивой басне», «догме, чуждой Церкви Божией»[xi]. Резко, не правда ли? Тот же Ориген (который в своих ранних работах выказывал некоторые взгляды касательно предсуществования душ, что совсем не синонимично реинкарнации) категорически отрицает возможность рассмотрения Иоанна Крестителя, как перевоплощения пророка Илии[xii]. В конце III века сщмч. Мефодий Олимпийский назвал учение о переселении душ «пустословием»[xiii].

В начале IV века критика идей реинкарнации встречается в произведениях христианских апологетов Арнобия[xiv] и Лактанция[xv]. Последний именует эти идеи «сказками для легковерных детей». Житие свт. Афанасия Великого также свидетельствует о критических высказываниях святого[xvi] касательно идеи переселения душ. Подобные идеи в знаменитом «Огласительном слове» свт. Кирилла Иерусалимского именуются «учениями, исполненными смеха и достойными осуждения и позора»[xvii]. Свт. Василий Великий (в «Беседе на Шестоднев») называет идеи о реинкарнации «бреднями угрюмых философов»[xviii], свт. Григорий Богослов «не умных людей учением» и «книжной забавой»[xix], «надутой поговоркой»[xx], а свт. Григорий Нисский «рассуждением баснословящих», «языческими мифами»[xxi], «пустословием»[xxii], «нелепыми прибавлениями»[xxiii]. Критически отзывается о реинкарнации прп. Ефрем Сирин (в своем «Толковании на Четвероевангелие»[xxiv]), а свт. Амвросий Медиоланский даже называет эту идею «непристойной» (в своем произведении «О надежде воскресения»). Свт. Иоанн Златоуст называет идею о переселении душ «постыдным учением», «нелепостями»[xxv], «мифами»[xxvi] (в «Беседах на Послание к ефесянам»). Эту же идею критикует ученик Златоуста прп. Исидор Пелусиот[xxvii], а также свт. Епифаний Кипрский, которые называет реинкарнацию «нечестивым учением», «непозволительным и нечестивым мнением», рассуждением «поврежденного разума» [xxviii].

В V веке блаж. Иероним Стридонский называет идею о переселении душ «гнусным рассуждением»[xxix] и «баснями язычников»[xxx], свт. Кирилл Александрийский «нелепостью»[xxxi], а блаж. Феодорит Кирский «нелепыми баснями»[xxxii]. В автобиографии блаж. Августина «Исповедь» есть некоторые вопросы (который автор задает сам себе) и которые своим содержанием могут навести на мысль о том, что этот христианский богослов мог осторожно симпатизировать идеи реинкарнации. Однако в рамках «Исповеди» эти вопросы так и остались без ответов, зато в своем ключевом богословском произведении «О граде Божием» Аврелий Августин однозначно говорит о том, что христиане должны «отвращаться и удаляться от этой лжи, враждебной христианской вере»[xxxiii]. К этому стоит добавить, что по свидетельству Оригена античный критик христианства Цельс называл христианство извращенным платонизмом и упрекал христиан в том, что они неправильно поняли теорию Платона о переселении душ и придумали какое-то «несуразное» воскресение мертвых. В данном случае Цельс фактически фиксирует тот факт, что христианская Церковь не приемлет идей метемпсихоза, о чем почти век спустя и сообщает Ориген. Наконец уже в VI веке некий манихей по имени Проспер переходит в Православие и в своем отречении от прежних заблуждений в частности произносит следующую формулу: «Верующий, что человеческие души перемещаются заново в другие тела или в животных - да будет анафема»[xxxiv].

Итак, Священное Писание, а также многочисленные высказывания (более 25) святых отцов и христианских богословов I-VI вв. позволяют утверждать, что идеи реинкарнации не находили какого-то сочувствия в христианском мире (на чем настаивают теософы). Более того, патрология не знает ни одного богословского трактата той эпохи, который был бы посвящен персонально разбору (богословскому анализу) идеи реинкарнации и возможности ее соотношения с основами христианского мировоззрения. Святые отцы и христианские мыслители той эпохи говорят о реинкарнации «по ходу» своих богословских сочинений, которые посвящены преимущественно иным, более серьезным вопросам. В вышеприведенных высказываниях сквозит подчас даже некое ироничное отношение христианских мыслителей той эпохи к метемпсихозу. Идеи реинкарнации для христиан того времени - это «анекдот с бородой», который, конечно, можно вспомнить «по случаю», но посвящать ему литературный «прайм-тайм» абсурдно. Даже сщмч. Ириней Лионский, который в своей книге «Против ересей» подводит итог комплексной работы по изучению многочисленных гностических сект своего времени, отмечает, что идею реинкарнации разделяла всего одна (!) гностическая секта (секта некоего Карпократа, которая, кстати, на основании учения о переселении душ проповедовала тотальный аморализм[xxxv]). Другими словами - даже для гностиков II-III веков метемпсихоз был нечто из «прошлой жизни». В теософской литературе часто встречается утверждение, что идею реинкарнации разделяли манихеи и несториане. Однако данное утверждение не соответствует действительности, поскольку в осуждении этих ересей нет ни слова о реинкарнации. Для отцов III-V вв. идеи метемпсихоза рассматриваются как признак невежества и маловерия, сопоставимого с верой в домовых и т. п.

Тем не менее оккультисты находят еще одну «лазейку» в попытке доказать причастность реинкарнации к христианству и указывают на Оригена и его якобы симпатии к учению о переселении душ. В следующей главе мы подробно обсудим наследие этого, безусловно, талантливого богослова III века и узнаем - действительно ли Ориген проповедовал реинкарнацию?



[i] Иустин Философ, мч. О воскресении. 10.

[ii] Татиан. Речь против эллинов. https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/

[iii] Ермий Философ. «Осмеяние языческих философов» // Преображенский П. Сочинения древних христианских апологетов. - М., 1895. с. 197., так же http://predanie.ru/ermiy-filosof/book/67539-osmeyanie-yazycheskih-filosofov/

[iv] Феофил Антиохийский, свт. К Автолику, 3. 7. Ранние Отцы Церкви. Антология. с. 504, 505. / https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku/

[v] Ириней Лионский, сщмч. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) II,33,1-5; https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/

[vi] цит. по Philip Schaff, ed., Nicene and Anti-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 4 (Grand Rapids, Eerdmans, 1978), p. 209.

[vii] цит. по Schaff and Wace, ed., Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 5 (Grand Rapids, Eerdmans, 1979), p. 419.

[viii] Тертуллиан, Апологетик , глава 37 https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/

[ix] Минуций Феликс. Октавий. // Богословские труды. № 22, - М., 1981.

[x] Климент Александрийский, св. Строматы. VII,6.

[xi] Ориген На Мф. 13,1.

[xii] Origene. Commentaire sur saint Jean. t. II. (Sources chretiennes, v. 157) - Paris, 1970, pp. 175 194.

[xiii] Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III го века. Полное собрание его сочинений. - СПб., 1877, сс. 208 и 241.

[xiv] Арбоний. Против язычников, главы II и III.

[xv] Лактанций. Божественные установления, книга III, главы 18-19.

[xvi] Житие преподобного отца нашего Антония. 74 // св. Афанасий Великий. Творения. т. 3. Троице Сергиева Лавра, 1903, с. 236.

[xvii] Кирилл Иерусалимский, свт. Слова огласительные. 6, 31 32 // Творения. - М., 1855, с. 104 105.

[xviii] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев, 8. // Творения. Ч. 1. - М., 1845, с. 139.

[xix] Григорий Богослов, свт. Стихотворение 7. О душе. // Творения. Т. 2. - СПб., б.г., с. 32.

[xx] Григорий Богослов, свт. Слово 27, против евномиан 1) и о богословии первое или предварительное. http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/27

[xxi] Григорий Нисский. свт. Об устроении человека, гл. 28-29. // Творения. Т. 1. - М., 1861, сс. 193 194.

[xxii] см. Григорий Нисский. свт. «О душе и воскресении». / https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_dushe_voskresenii/

[xxiii] Григорий Нисский. свт. Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея. // Творения. Т. 1. - М., 1861, сс. 270-271.

[xxiv] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. // Творения. Ч. 8. - Троице-Сергиева Лавра, 1914, с. 52.

[xxv] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. II. 2 3. // Творения. Т. 8., кн. 1. - СПб., 1902, сc. 13 16.

[xxvi] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. 12. // Творения. Т. 11. Кн. 1. - СПб., 1905, с. 111.

[xxvii] Исидор Пелусиот, прп. Письмо 4,163; PG, LXXVIII, 1252.

[xxviii] Епифаний Кипрский, свт. Панарий, 1.

[xxix] Иероним Стридонский. блаж. Письмо 100. К Авиту // Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255.

[xxx] Иероним Стридонский. блаж. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию // Творения. ч. 4. - Киев, 1880, с. 331.

[xxxi] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/

[xxxii] Феодорит Кирский, блаж. Десять слов о Промысле. - М., 1996, с.160.

[xxxiii] Августин Аврелий, блаж. О Граде Божием. X, 30.

[xxxiv] https://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-pereselenie-dush

[xxxv] см. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I, 25, 4.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

73. веды

есть такая информация, что если человек начал читать веды, подсел на колдовство, то может легко от этого избавиться. Нужно отказаться от ИНН и все концы в воду. Избавился от ИНН и все грехи прощаются, даже предательство Родины (Мише Яблокову читать обязательно). Реально можно и нужно соскочить, соскочить с бесовской иглы. Матушка Матрона говорила, что колдуны умеют молиться лучше чем простые люди, нельзя такой шанс упускать. антихрист не найдёт ничего своего у человека у которого нет ИНН. Дерзайте братья, выход есть.....
eka / 31.10.2017, 19:58

72. Ответ на 18., М.Яблоков:

Уже свт. Мефодий Олимпийский в III веке в своих трудах осуждал ереси Оригена. Так что прекращай свое словоблудие.

не написал, а перекопировал с ТИПВ. Там некоторые абзацы слово в слово скопированы. Видно человек который делал подделку под Святого, поленился что-то новое писать....
eka / 31.10.2017, 06:41

71. Ответ на 40., М.Яблоков:

Божественная воля Христа и Бога-Отца тождественны. Человеческая воля Христа во всем последовала Божественной.

Может ты окончательно в католицизм перейдёшь? не хочешь заявить, что Св. Дух исходит и от Сына тоже....
eka / 31.10.2017, 06:15

70. Ответ на 69., Ник Ликашин:

эллинские мудрецы появились в 19м веке, это фейк. Да, кто же в этом сомневается, ека, какая разница, в каком веке они появились, мы же пытаемся на дне бутылки найти ответ, кто ..., а кто дразнится

принципиальная разница. Вначале появилась легенда, типа ещё до Христа язычники чего-то шурупали, а теперь нам про реинкарнацию рассказывают байки. Было уже такое, Джон Ленон, как-то сиживал в студии где кришнаид порвал какого-то пастыря. В процессе беседы кришнаид объяснил что кришна и есть Христос, просто пришёл на 10000 лет раньше, да и произношение типа удачно подогнали. Ну понятно, что миссия Ленона была привлечь к экранам аудиторию. Прошло каких-то 40 лет и вот тебе, уже не рокмузыкант курировал кришнаидов, а отцы Церкви. На кого эта пурга рассчитана? Это исторически элементарно прослеживается....
eka / 26.10.2017, 03:59

69. Ответ на 68., eka:

эллинские мудрецы появились в 19м веке, это фейк.

Да, кто же в этом сомневается, ека, какая разница, в каком веке они появились, мы же пытаемся на дне бутылки найти ответ, кто ..., а кто дразнится
Ник Ликашин / 25.10.2017, 23:49

68. Ответ на 65., Ник Ликашин:

О! Еще один словоблуд пришел.Яблоков, только для Вас Толкования на Быт. 1 : 1 свт. Василия Великого «Еллинские мудрецы много рассуждали о природе, — и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения, их самих достаточно друг для друга к собственному низложению. Ибо не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины, а сообразно с сим коренным своим неведением заключали и о прочем.

эллинские мудрецы появились в 19м веке, это фейк. Так что не нужно нам рассказывать байки. Уже приводил множество доказательств по этому поводу. Специально для тебя повторю одну вещь. Св. Отцы никогда не ссылались на языческих "мудрецов", потому что ссылаться не на что.....
eka / 25.10.2017, 19:39

67. Ответ на 64., Василий В.В.:

.Да. Тяжелый случай. Человек заучивает отдельные фразы из положений вероучения, а потом складывает из них то, что получится.

Нет, Василий, так нельзя говорить,не навредив своей душе.Лучше приняв стопарик понять с 10 раза: _ "Ты правильно говоришь, - сказал Парменид. - Итак, все идеи суть то, что они суть, лишь в отношении одна к другой, и лишь в отношении одна к другой, и лишь в этом отношении они обладают сущностью…." (Платон "Парменид") В современной философии это логика зависимых кванторов Тарского и Хинтикки. Вся проблема искусственного интеллекта может быть разрешена на этом высказывании Платона, но, только в том случае, если, поставив проблему, кто-то на нее попытается ответить через раскрытие Тайны Св. Троицы, и никак иначе.
Ник Ликашин / 25.10.2017, 19:27

66. Ответ на 59., Василий В.В.:

сущностное усвоение - это совсем другое.

Здесь сложность, Василий, напр., в платоновском смысле: "_ Ты правильно говоришь, - сказал Парменид. - Итак, все идеи суть то, что они суть, лишь в отношении одна к другой, и лишь в отношении одна к другой, и лишь в этом отношении они обладают сущностью…."
Ник Ликашин / 25.10.2017, 18:53

65. Ответ на 61., М.Яблоков:

О! Еще один словоблуд пришел.

Яблоков, только для Вас Толкования на Быт. 1 : 1 свт. Василия Великого «Еллинские мудрецы много рассуждали о природе, — и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет и нужды обличать их учения, их самих достаточно друг для друга к собственному низложению. Ибо не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины, а сообразно с сим коренным своим неведением заключали и о прочем.
Ник Ликашин / 25.10.2017, 17:51

64. Ответ на 60., М.Яблоков:

Грех и последствия греха - это разные вещи, которые вы еретически отождествили, тем самым ниспровергнув догмат первородного греха. Христос на Себя взял грех мiра и пригвозлил его ко Кресту, раздрав рукописание по Апостолу. Это основа всего христианства, если вы этого не понимаете, то идите учитесь. Вам здесь нечего делать.

Да. Тяжелый случай. Человек заучивает отдельные фразы из положений вероучения, а потом складывает из них то, что получится. И свято верит в истинное существование получившейся конструкции. При чем здесь первородный грех и его последствия ( в виде неукоризненных страстей )? Мы сейчас совсем другую тему обсуждаем. Тему относительного усвоения греха ( не первородного ). Оторвитесь от своих зазубренных шаблонов, включите разум и поработайте им хоть немного. Он не есть одна только память с напиханной туда как попало информацией.
Василий В.В. / 25.10.2017, 16:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17