В мире вечной красоты

Ветлуга. Один из тысячи  ста двенадцати городов Российской Федерации. В прошлом – уездный, ныне районный городок Нижегородской области. С убывающим населением. По последней переписи 2017 года в нём насчитывается восемь с половиной тысяч жителей. Это и понятно: производственных предприятий – раз-два и обчёлся. Но «геронтологическим» город Ветлугу я бы не назвала. Несмотря  на почтенный возраст статуса «города», пожалованный Екатериной Великой в 1779 году, не стареет Ветлуга.  Кажется, дети и юношество – главный её контингент. Тем ответственнее подходит «взрослый контингент» к воспитанию юных.

Очерк 1.

В МИРЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Детской Художественной школе Ветлуги – 40 лет.

Мне посчастливилось: я познакомилась с основателями и бессменными преподавателями этой школы – Николаем и Людмилой Коптеловыми – через год после их переезда из города Урень в Ветлугу. Жили трудно, безденежно, но главному делу их жизни это не мешало.

Выпускники художественно-графического отделения Чебоксарского педагогического института им. И.Я. Яковлева, оба уже проявили себя самобытными художниками, но основное своё призвание видели в том – цитирую их концепцию – чтобы «искать пути развития личности ребёнка». И далее – из их наблюдений: «Человек ещё маленький, но душа-то у него большая, у него огромная потребность в красоте, свободе, гармонии, которые он должен обязательно реализовать, иначе возникает ущербность, неуверенность в себе». Попав в Художественную школу, ребёнок начинает знакомиться с самим собой, со своими огромными возможностями. Он радостно открывает мир прекрасного и своё с ним созвучие.

Есть зрение, обращённое во внешний мир. Есть зрение, повёрнутое  внутрь себя – духовное. Как важно соединить и развить их. В этом не только  воспитание чуткости к прекрасному, но и не менее важное органическое воспитание доброты.

Эти строки я писала восемнадцать лет назад в статье «Талант любви к детям», опубликованной в сборнике «История Ветлужского края» в 1999 году. Но и сегодня готова не просто под ними подписаться, но с тем же радостным чувством восхититься нестареющим подвижничеством Николая и Людмилы Коптеловых.

…Вновь, как прежде, переступаю порог  Художественной школы. Мир прекрасного начинается с первых же ступеней лестничного марша, ведущего на второй этаж. Тонко написанные на стенах сказочные сюжеты встречают входящего. Длинный коридор – своего рода выставочный зал. Работы детей зеркально отражают их путь постижения прекрасного. Вернее, пути. Так разнообразна тематика и многочисленные материалы для исполнения замыслов.

Замыслы – озвученные преподавателями темы. Одна другой интереснее. Вот – «Дерево, похожее на лист».  Или – наоборот: «Лист – на дерево». Увидеть малое в большом и большое в малом – значит, не воспринимать природу бездумно, походя. … Подобрать, например, опавший лист клёна, изумиться его палитре, пятипалой конфигурации линии. Форма диктует родственную связь листа и дерева. И тут уж прямой путь к Пушкину: «… в багрец и золото одетые леса…»

Иоанн Вольфганг Гёте считал искусство древних эллинов – продолжением творчества Природы. «Продолжением Природы» видятся мне и этюды детей на тему «Осень» и их фантазии на тему сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Помните, купец говорит в ней дочери: «Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?»

 «Да как же узнать мне…» - думает, наверное, и юный художник. Глаза разбегаются. Ведь недаром Ветлугу называют «Сиреневый город». Цветы в палисадниках; на ежелетних выставках в зале Центральной библиотеки; цветы улыбаются с уличных клумб и с каждого окошка…

Но самое замечательное путешествие за «аленьким цветочком» - поездка детей в деревню Погорелку. Там – летний дом их преподавателей – Николая Павловича и Людмилы Евграфовны Коптеловых.  Годами создавали они свой, поистине «эдемский» сад, и стал он для них и их воспитанников Обетованной Землёй, где в каждом цветении видится тот самый заповедный «аленький цветочек». Хозяева дома и их гости со временем продлевают их жизнь на холстах или акварельной бумаге.

Людмила Евграфовна пишет их крупно – пионы ли это, маки, сирень, белые астры... Портретная галерея цветов.  Их душа, переданная цветоформой, - живая, ибо гармония не может быть мёртвой.

… Стайка изящных ирисов вписана в пейзаж. Цветы смотрят на вас с экрана картины небесно-чистыми ликами, словно дарят тонкий, исходящий от них аромат.

Пейзаж – и кущи трав, пейзаж – и холм, на котором угнездилась старинная деревенька Погорелка. Высокий, чуть не вровень с птичьим полётом. «Там чудеса…» Глубоко внизу – девственные воды реки Ветлуги. По склонам холма – зелёные дебри наступающих лесов. Говорят, изобилуют они дикими зверями: лоси, кабаны, медведи, лисы, видели даже рысь.

Былинные места. Русь. Так важно начинающему жизненный путь человеку почувствовать масштаб и древность родной земли и передать впечатления в композициях рисунков. Не потому ли мудрые воспитатели привозят детей в Погорелку – брать уроки у первозданной Природы.

Где кистью трепетной я наберу огня?
Где я возьму небесной краски?» 

вопрошал в одном из стихотворений Афанасий Фет. Всматриваясь в живопись и графику Коптеловых, чувствуешь их «трепетную кисть» - в осенних ли пейзажах, или зыбком тумане, окутавшем деревеньку, в картинах новорождённого «Марта» - в лесу, на реке.
 
Не столь давно в крошечной избушке чуть ли не на краю холма жил здесь удивительный «тонкописец» - московский поэт Александр Флешин с женой Эллой Георгиевной. И он коснулся «кистью трепетной» поэтического слова этой нетронутой Природы, ставшей пейзажем его души.
                   
«Я отсюда увезу
Речку, солнце, стрекозу,
Полноту бездонную
В нашу глушь бетонную».
  
Многотемны выходы юных художников на «пленэр», то бишь, если перевести с французского, на «свежий воздух». «Воздух» - это ещё и городские виды Ветлуги, которой в 2017 году минуло 239 лет. Что интуитивно выбирают дети на знакомых улицах и площадях? – Старинные, ещё уцелевшие дома и храмы. – Корни. « Цепь времён». «Дней связующую нить» -  по слову Шекспира, Пастернака, Константина Романова («К Р»). Дети населяют городские пейзажи реальными и виртуальными, воображаемыми сценами. Грустно и трогательно видеть на некоторых рисунках воскрешённый юными авторами Воскресенский собор, давно превращённый в хлебозавод. И выходящих из него детей, радостных, с веточками вербы в руках.

Архитектурный облик города подсказывает юным художникам картины степенной жизни горожан прежних времён: фланируют по улицам элегантные дамы в длинных платьях, господин во фраке и в цилиндре, въезжает «в кадр» лошадка, впряжённая в угадываемую пролётку…

Но «корни» ведут ещё глубже. Загляните в учебные классы Художественной школы. Там, на стеллажах, «полное собрание» изделий народных промыслов. Годами собирали их супруги Коптеловы в свой школьный музей. Помню, как, вместе с Николаем Павловичем, мы ездили в покинутые жителями деревни – Варганиха и Бажениха спасать из заброшенных изб рукотворное чудо: глиняную и деревянную утварь. Богатое месторождение глины издревле было основой местных ремёсел. Обе деревни славились мастерами гончарного дела. Глиняные кринки, горшки, подойники, сосуды, похожие на античные амфоры, ещё не вышли из хозяйского обихода во многих ветлужских домах.

Нельзя, чтобы иссяк древний промысел. В нём – прямая, не фигуральная связь  человека с родной землёй. Стараниями основателей Художественной школы в одном из её помещений установлен механический гончарный круг. И закрутились его обороты, и мастер на все руки Николай Павлович учит ребят  старинному ремеслу изготовления прадедовской утвари. И – не только. Дети учатся лепить глиняные фигурки, обжигать их в муфельной печи. Из рук начинающих мастеров выходят смешные и добрые скульптуры, потомки сказочных народных игрушек-свистулек.

Дети и взрослые их воспитатели становятся единомышленниками в восприятии окружающего их мира, через забытые современниками вещи постигают историю.

Цикл картин Людмилы Евграфовны Коптеловой так и называется: «Забытые вещи»: «Самовар», «Старый комод»…  Композиция «Утюги» - не перечисление дедовских чугунных тяжеловесов, бытовавших в русских семьях ещё и в советское время. В чрево такого утюга с крышкой насыпали раскалённые угли, жарко дышавшие в треугольные выемки по бокам. Я и летом 17-года нашла в своём ветлужском доме, где некогда жил портной мужского платья старик Арсений, совсем уж допотопный утюг с загнутой трубой и фигурной задвижкой в форме духа Огня.

В «Утюгах» Людмилы Коптеловой читается мощь, простота и основательность крестьянского быта  - с неизменной русской печью, ткацким станом, деревянной люлькой…

Вижу созвучие этой картины с другой – кисти Николая Коптелова: «Ветлужские берега». (В скобках – «Деревня Афимино»). Ну, что такое «деревня Афимино»? И когда основана – неизвестно. И живут-то в ней всего пятьдесят шесть человек.

В своей картине Николай Павлович мыслит иными категориями.

… Высок плавный холм на правом берегу реки. Странно геометричны его великанские разломы с розоватыми, сизыми тенями во впадинах. Нет  ничего, что  будоражило бы взгляд. Спокойный светло-зелёный покров холма. Почти неподвижно зеркало реки, не потревоженное лёгким росчерком движущейся лодки. Плоские, «муаровые» воланы песка на береговой отмели.  

Тишина. Незыблемость. Образ Вечности. Неистребимый символ России. О них, «деревеньках Афиминых», писал Александр Блок.

«…Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…»

Ветлужская Детская Художественная школа готовится к своему 40-летию. Не юбилей бы, так, наверное, не стали бы Николай и Людмила Коптеловы «одевать» в рамы свои живописные полотна и трепетные акварели. Не тщеславны эти художники. Но в октябре состоится выставка их творчества и, конечно, работ их воспитанников в Ветлужском Краеведческом музее.

Вот бы перекочевала она в пока воображаемый Выставочный зал! Выставка – временна. А картинам и графике мастеров высокого класса не дОлжно  вековать в домашнем чулане. « И, зажегши свечу, не ставят её под спудом, но на свещник, да светит всем в доме».

Да только ли картины Коптеловых  томятся в домашних «запасниках»! Давно работает в Ветлуге талантливый резчик по дереву  Валерий Воронин. Мастер, создавший серию оригинальных сказочных персонажей, миниатюрную обобщённую панораму старинной Ветлуги. Он же и реставрирует старинную мебель ушедшего дворянско-купеческого  быта. Но как редко его работы выходят на всеобщее обозрение.

В фондах Краеведческого музея хранятся проникновенные пейзажи кисти Василия Николаевича Куранова. Лишь несколько помещены в залах музея – слишком мало места.

В самой Художественной школе собирается архив лучших работ её выпускников. Огромное собрание, раскассированное по разделам. Ведь за сорок лет из стен ДХШ вышло более тысячи эстетически зрелых молодых людей. Многим из них школа помогла определить своё призвание – в художественном творчестве. Н.П. Коптелов показал мне список тех, кто решил сделать искусство своей профессией. 

Разлетелись по разным городам «птенцы гнезда» ветлужского. Всех и не перечислить: так длинен список ВУЗов, училищ, имён, судеб… Вот – несколько. Закончили отделение «Дизайн интерьера» Нижегородского Архитектурного университета Мария Денисова и Кирилл Дубинов и уже работают в избранной сфере. Юлия Саламашкина освоила графический дизайн в Вятском Гуманитарном университете и тоже «работает по специальности» в одном из московских издательств.

Санкт-Петербург, Москва, Киров, Абрамцевский художественно-промышленный колледж… Кто-то из ветлужских питомцев ещё учится, кто-то реализует свои знания в профильных организациях.

Евгения Агаркова  после «Абрамцева» была художником на заводе «Псковский гончар» в Пскове, затем, вместе с мужем и дочерьми, вернулась в родную Ветлугу. Преподаёт в Детской Художественной школе, которую когда-то закончила сама. Дочь своего отца – Николая Павловича Коптелова, она давно освоила искусство керамики и не только учит ему детей, но и сама создаёт его. Её керамические сосуды, покрытые изящными ангобными  росписями, выдают в авторе незаурядное дарование и высокий вкус. Недаром на Международном фестивале «Радуга ремёсел», который состоялся в городе Шахунье  в 2016 году, Евгения Николаевна стала призёром конкурса  в номинации «Гончарное ремесло» и была удостоена Диплома. Тогда и там же Николай Павлович Коптелов представил мастер-класс на гончарном круге.

Живёт династия мастеров!

Вот уже пять лет, как директорские «бразды правления» Ветлужской Детской Художественной школой принял квалифицированный художник декоративно-прикладного искусства и педагог Сергей Александрович Агарков. «Руководство школы, - пишет он на сайте школы в интернете, - давно мечтает о создании Галереи детского творчества».

Не только «детского», - дополню я, подытоживая очерк. Культурная жизнь Ветлуги имеет все основания стать региональным Центром  Культуры. Создание, если не галереи, то Выставочного зала станет одним из магнитов, привлекающих «паломников  искусства» в старинный город, славный своими традициями и новыми достижениями в сфере искусства.

Алина Яковлевна Чадаева
 
1 
 Л.Е.Коптелова

 
1 
 Н.П. Коптелов

 
1 
 Учащиеся ДХШ с их работами

 
1 
 Л.Е. Коптелова. «Сад в деревне Погорелка»

 
1 
 Урок в ДХШ. Лепим фигурки из глины

 
1 
 Керамическая панорама

 
1 
 Л.Е. Коптелова. «Вечер» (Ирисы)

 
1 
 Л.Е. Коптелова. «Утюги»

 
1 
 Н.П. Коптелов. «Ветлужские берега» (Деревня Афимино)

 
1 
 Л.Е. Коптелова. «Половодье на реке Ветлуге»

 
1 
 Н.П. Коптелов. Пейзаж Погорелки

 
1 
 Н.П. Коптелов. «Восход»

 
1 
 Л.Е. Коптелова. «Тюльпаны»

 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий