Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации

Диакон  Артемий  Сильвестров, Русская народная линия

29.09.2017


 

 

"чего нет, того нельзя считать" (Еккл. 1:15)

 

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий

 

         Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т. н. перевоплощения личностей. Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») или более привычное для нашего слуха реинкарнация (лат. reincarnatio «повторное воплощение») - идея, присущая (в той или иной степени) почти всем восточным религиям (индуизм, буддизм), а также имевшая хождение в мире греко-римских философов. Термин «реинкарнация» означает «инкарнировать снова», слово «инкарнация» происходит от латинского существительного inсarnatio - воплощение. Корень carnal буквально можно перевести как «плоть и кровь» или «мясо» (отсюда происходит слово «карнавал», как обозначение в западном христианстве периода мясоядения перед Великим Постом). Соответственно, «метемпсихоз», «реинкарнация», «перевоплощение», «переселение душ» могут пониматься как синонимы.

         К слову сказать, идея переселения душ не прослеживается в древнейшей из Вед, «Ригведе» (XVI в. до н. э.) и первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке (ІІІ, 2, 13; IV, 4, 5), среди индоариев и по-существу как доктрина появляется только в Упанишадах (VII-III вв. до н. э.), где опять же именуется «знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом»[i]. Другими словами идея реинкарнации не является изначальным догматом индуизма и «древнейшим учением» (на чем настывают теософы). В Упанишадах теория метемпсихоза выражена мифологически и только с течением времени эта идея соединяется с учением о нравственном миропорядке. В частности термин «карма» или «камма» (санскр. कर्म, пали kamma) первоначально означал «жертвоприношение» или «ритуальное действие»[ii]. В Упанишадах он трансформировался и приобрел более широкий смысл, олицетворение универсального принципа причины и результата, деятельности и ее последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Таким образом, достаточно поздно (VII-III вв. до н. э.) в индуистской мысли возникает представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его после­дующую жизнь[iii].

         Суть появления этой идеи вполне объяснима: общечеловеческая религиозная интуиция постоянно напоминает о том, что человек целиком не умирает со смертью тела, нечто (какая-то «часть») от него остается и продолжает жить и после смерти. Идея перевоплощения отчасти объясняла несоответствие нравственных достоинств людей и их судеб, а также вселяла надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая подчас в это все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем. Наконец, в рамках примитивных религиозных течений некое подобие этой идеи появилось вследствие сходства между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем поколении. Иной раз она есть следствие соотнесения человека с каким-то животным. Т. е. тотемизм и анимизм явились своего рода прародителями метемпсихоза.

         Древнеегипетская религия не знала идеи реинкарнации[iv], сам смысл такого бережного обращения с мумиями заключается в том, что древние египтяне верили в магическую связь между душой и телом (мумией) и нарушение целостности последнего влекло и уничтожение души[v]. В «Книге пирамид» особенно подчеркивается ценность тела умершего человека[vi], а в эпоху Второго переходного периода (1715 - ок. 1554 гг. до н. э.) сожжение тела считалось самой тяжкой участью для умершего[vii] (в то время как в традиции индуизма кремация является нормой вещей). Геродот, правда, указывал именно Египет родиной реинкарнации (и на основании его авторитета подобное уже утверждали некоторые святые отцы), однако египтологи основательно доказали, что Геродот неверно понял некоторые тексты. Действительно, в «Книге мертвых» содержатся различные заклинания «о перевоплощении...», однако речь идет о надежде на обретение человеком после смерти новой природы в мире богов, а вовсе не о получении человеком нового тела на земле.

         В рамках магической религии Древнего Египта птицы и животные (в тела которых «воплощаются» души усопших древних египтян) являются тотемными символами божеств и их сверхъестественных сил. Соответственно, «новое воплощение» возможно в мире божеств, а не в теле человека или животного на земле[viii] (как на том настаивали индуистские религиозные течения). Лишь во II в. по Р. Х. оккультист Гермес Трисмегист (по мнению В. С. Соловьева - вымышленный автор[ix]) в своем произведении «Изумрудная скрижаль» приписывает египетской религии наличие идей метемпсихоза, однако таковое утверждение является исторической фикцией. Более того, целый ряд историков вообще датируют возникновение трактата «Изумрудная скрижаль» средними веками (а вовсе не II в.). Скажем, русский философ и антиковед А. Ф. Лосев писал: «Но рукописи, содержащие эти трактаты в цельном виде, относятся только к XIV веку»[x]. Также ученые высказывают большие сомнения в факте принадлежности герметистов к миру не только древнеегипетской письменности, но и к миру классической греческой философии[xi].

         Из мест посмертного пребывания человека в Древнем мире (у шумерского народа «кур», у персов «царство Йимы», у греков «аид», «где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют»[xii], у евреев «шеол») нет возврата. Религии Шумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима и Китая не знают о реинкарнации. Античная культура буквально переполнена паническим страхом перед собственным небытием (т. е. смертью), чего, конечно же, легко было бы избежать, будь в данной культуре хотя бы намек на возможность повторной жизни на земле. Около VI в. до н. э. в Греции возникает экстатический культ Диониса, где впервые появляется идея бессмертия души. Орфические секты, пользовавшиеся идеями дионисизма (и, возможно, под влиянием гостей из Индии) высказывают некие взгляды, схожие с идеями метемпсихоза. Единственный кто последовательно развивал в мире эллинизма учение о метемпсихозе был Пифагор (современник Будды). Но тут следует заметить, что пифагорейцы являлись своего образа маргиналами в мире древнегреческой культуры, их идеи (в частности и теория метемпсихоза) часто высмеивались, в том числе и Диогеном Лаэртским. Эту идею принимает Платон, однако мы не можем утверждать, что реинкарнация была центральной идеей в платонизме. На рубеже эпох метемпсихоз получает некоторое общенародное признание и популярность, однако, очень ненадолго. Уже ученик Платона Аристотель уже отверг реинкарнацию и с тех пор она надолго исчезает из мышления греческих философов. Все же в античном мире гипотеза о перевоплощении широкого распространения на долгий срок так и не получила, оставшись достоянием только некоторых узких философских кругов[xiii].

         По-сути же какая-то системная проповедь идей реинкарнации появляется именно в «Изумрудной скрижали», исторический статус равно как и претензия на древность которой сильно подмочены. Отсюда вполне очевидно, что идее реинкарнации ошибочно приписывать некий древний общерелигиозный статус. Системно метемпсихоз характерен только для индуизма и буддизма. При этом следует отметить, что первые сведения об индуизме относятся к VI тысячелетию до н. э., первые письменные источники - к XVI веку, а первые упоминания о переселении душ - не ранее VII в. до н. э. Т. е. даже в рамках истории индуизма реинкарнация является достаточно новой и поздней идеей. Через 1-2 века ей «заражаются» некоторые философы греко-римского мира, но опять же в эллинской философии она не получает какого-то значимого распространения. Вопреки утверждениям теософов идеи реинкарнации не было ни в религиях Древнего Египта, ни в религиях Ближнего Востока и ни в Китае. Но, самое главное, идеи метемпсихоза совершенно чужда религия Ветхого Завета и, как следствие, христианство.

         В следующей части данной работы мы подробно рассмотрим - есть ли в Священном Писании Ветхого и Нового Завета какие-либо указания на реинкарнацию? Не является ли утверждение теософов о том, что идея реинкарнации есть основополагающий метафизический принцип, присущий всем религиям, попросту надуманным и абсурдным?

 

 



[i] Брихадараньяка-Упанишада. VI, 2,8

[ii] Морей. Р. Реинкарнация и христианство. https://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xristianstvo

[iii] DeSmet R. A Copcrnican Reversal: The Gilakara's Reformulation of Karma. Phil. East & West, 1977, 27 (1), pp. 53-63.

[iv] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.154

[v] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.181

[vi] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 186.

[vii] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 188.

 

[viii] Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. // Переселение душ. Сборник. - М., 1994. с.101.

[ix] Соловьев В. С. Гермес Трисмегист // Энциклопедический словарь. т. XIII. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., б.г., стр 293-296.

[x] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. М., 1992, с. 225.

[xi] Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, сс. 95 и 103-104.

[xii] Одиссея, ХІ, 475-476

[xiii] см. Zeller E. Outlines of the Hystory of Greek Philosophy. Meridian Books, N.Y.. 1967, pp. 31-35.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 29

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

29. Ник Ликашин : Ответ на 23., eka:
2017-10-10 в 17:34

это ты в велесовой книге прочитал?


Исследуя некоторые загадки древнерусского язычества, я пришел к достаточно достоверным для меня выводам: переход от язычества к христианству на Руси не был одномоментным актом, это был тысячелетний процесс. Евангельский текст сообщает, что пришли волсви (маги) с Востока (с Анатолии, так в Септуагинте), а Ойкумена в то время – это и северочерноморские земли, где прародителями скифов считались три брата, сыновья Геракла. Во всяком случае, пока не будет определено значение понятия «Русь», вернее «Роуса», как писали в летописях, исключать то, что эти волхвы с «роуской земли» нельзя. Количество волхвов было определено еще Оригеном – три, а здесь широкое поле для триадологических исследований. Легенды о трех братьях (богатырях), которые становились основателями того или иного народа, и через их явление - легитимизация династии правителей - повсеместны, от Алтая до Туманного Альбиона еще до принятия христианства. Скажем, для легимитизации династии Рюриковичей, или возведение на царство Ивана Грозного (это мои умозаключения) – видением «трех мужей» преп. Ал. Свирскому. Здесь не надо забывать, что и Авраам стал основателем еврейского народа, после посещения его Св. Троицей. Понятие «богатыри» можно перевести с древнерусского, букв. «бога три», а «братья», как «божья рать». Поэтому, на мой взгляд, древнерусское язычество не надо сравнивать с неоязычеством, а надо привязать его к православию, как это делали на Руси издревле православные мудрецы, напр., перевели в ранг святых Бориса и Глеба, перед которыми прежде преклонялись язычники-варяги.
28. СТРОИТЕЛЬ : ека
2017-10-05 в 11:51

Влесова книга рассказывает о древней стране Русколань, где все русское жили в достатке и всего было в волю, там правили Мир и Добро. И кому в наше время надо делать такую подделку, за неё барыша не получишь. Это картины подделывают и продают как подлинник и получают хороший барыш. Влесова книга - это древняя история русского народа. Известный профессор Чудинов установил, что во Велесовой книги есть элементы древнего рунического письма. А какие это барыги сейчас знают рунические письмо, чтобы подделать Влесову книгу.
27. Андрей Карпов : Ответ на 25., Александр Ан:
2017-10-05 в 11:04

Ещё совсем недавно "доисторический человек" жил среди нас - это индейские племена обеих Америк, папуасы, африканские племена и т.д.


Это - не доисторический, а постисторический человек. "Примитивные" племена - это народы, потерявшие былую культуру. Их вытеснили в глушь. Раньше они жили в других условиях и обладали другим знанием. Самый яркий пример - некоторые полинезийские племена, которые приплыли на свои острова, но на момент их открытия европейцами не знали не только мореходства, но и плавать не умели.
26. Александр Ан : Ответ на 20., Кирилл Д.:
2017-10-05 в 08:29

"Вопрос на засыпку" - а откуда мы знаем о верованиях доисторического человека, если он по техническим причинам (в частности, отсутствие письменности) ничего нам об этом не сообщил и сообщить не мог?...



Ещё совсем недавно "доисторический человек" жил среди нас - это индейские племена обеих Америк, папуасы, африканские племена и т.д.
25. Александр Ан : Ответ на 14., Павел Тихомиров:
2017-10-05 в 08:24

...тут просто фиксируется ирония. Господь шутит, пытаясь показать Иову его место во Времени и Пространстве...



Видите ли, Павел, Библия - это не книга-сборник комиксов, дабы способствовать развитию чувства юмора, которого в нашей жизни и так предостаточно...
24. eka : Ответ на 20., Кирилл Д.:
2017-10-05 в 07:23

"Вопрос на засыпку" - а откуда мы знаем о верованиях доисторического человека,


из большевицких источников, при совку выпускалась историческая энциклопедия для простофиль....
23. eka : Ответ на 15., Ник Ликашин:
2017-10-05 в 07:20

Велесова Книга - это книга новгородских волхвов, для владимиро-суздальцев - это непонятное и запретное знание.«Велесова книга» - это новодел, см. о ней статью академика Зализняка. Древние русские волхвы приняли ап. Андрея Первозванного на Киевских, Псковских и Валаамских пещерах, т. к. именно они пошли за Вифлеемской звездой и возвестили миру о Рождестве Христовом.


это ты в велесовой книге прочитал?
22. Ник Ликашин : Ответ на 18., Ник Ликашин:
2017-10-05 в 03:40

Яблоков, у православных нет предводителя, вы можете себе представить, если Путин уйдет в небытие. Кто на русской рванине возмет власть?]
21. Ник Ликашин : Ответ на 19., М.Яблоков:
2017-10-05 в 03:29

Я почему-то уже не гневаюсь на гуманитариев ))


А надо бы. Последняя жесть от Ульяновского Гос. ун. там мне некая профессор, док философии Баранец Наталья Григорьевна рассказала о Морозове Александре Григорьевиче. Эка невидаль, то, что фоменковщина - фейк, это понятно. Но то, что с началом книгопечатания история поменялась это правда, согласен с ней: с началом цифры, когда весь народ - отцыфрован, здесь смотрим на США
20. Кирилл Д. : Ответ на 13., Александр Ан:
2017-10-05 в 02:03


А как насчёт верований доисторического человека? Ведь тогда считалось, что душа после смерти может воплотиться даже в тело животного, откуда берёт начало явление тотемизма!



"Вопрос на засыпку" - а откуда мы знаем о верованиях доисторического человека, если он по техническим причинам (в частности, отсутствие письменности) ничего нам об этом не сообщил и сообщить не мог?
Про тотемизм я слышал другую интерпретацию - что люди считали то или иное животное своим предком (откуда и пошла потом теория Дарвина:))).
19. М.Яблоков : Ответ на 18., Ник Ликашин:
2017-10-04 в 22:35

Я почему-то уже не гневаюсь на гуманитариев ))
18. Ник Ликашин : Re: Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации
2017-10-04 в 18:44

Понятие «реинкарнация» в разные времена называлась по-разному. Если следовать библейскому тексту, то нет в этой истории какого-то человека, который бы становился новым, но есть только один, который от первого до последнего – Его творение: «я ест первый и последний». В этом смысле под реинкарнацией надо понимать «Преображение» (Обожение)
17. Ник Ликашин : Ответ на 13., Александр Ан:
2017-10-04 в 18:43

А как насчёт верований доисторического человека?


Здесь вам может помочь Клод Леви Строс со своей «Мифологикой»
16. Ник Ликашин : Ответ на 13., Александр Ан:
2017-10-04 в 18:17

Александр, здесь вам может помоч Клод Леви Строс в своей "Мифологики"
15. Ник Ликашин : Ответ на 4., СТРОИТЕЛЬ:
2017-10-04 в 17:59

Велесова Книга - это книга новгородских волхвов, для владимиро-суздальцев - это непонятное и запретное знание.


«Велесова книга» - это новодел, см. о ней статью академика Зализняка. Древние русские волхвы приняли ап. Андрея Первозванного на Киевских, Псковских и Валаамских пещерах, т. к. именно они пошли за Вифлеемской звездой и возвестили миру о Рождестве Христовом.
14. Павел Тихомиров : Ответ на 13., Александр Ан:
2017-10-04 в 16:46

И, потом, куда же деть слова Самого Создателя, в библейском варианте прозвучавшие в Иова 38: 20-21?



Александр, тут просто фиксируется ирония. Господь шутит, пытаясь показать Иову его место во Времени и Пространстве:

Аще убо введеши мя в пределы их, аще же ли и веси стези их?

Вем убо, яко тогда рожден еси, число же лет твоих много.
13. Александр Ан : Re: Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации
2017-10-04 в 15:59

"Другими словами идея реинкарнации не является изначальным догматом индуизма и «древнейшим учением» (на чем настывают теософы) "…



А как насчёт верований доисторического человека? Ведь тогда считалось, что душа после смерти может воплотиться даже в тело животного, откуда берёт начало явление тотемизма!
Вот тебе и "не является"!..

И, потом, куда же деть слова Самого Создателя, в библейском варианте прозвучавшие в Иова 38: 20-21?
12. М.Яблоков : Ответ на 9., Кирилл Д.:
2017-10-02 в 08:19

"Даже в древнейших языческих религиях (древнем Египте и древнейших Ведах) реинкарнации ещё нет."

Она там присутстует в нераскрытом состоянии. Это не интерполяция.
11. М.Яблоков : Ответ на 10., Павел Тихомиров:
2017-10-02 в 08:17

Зато у них есть понятие "дух".
Совершенно верно, личности нет в восточных религиях, есть безличностное растворение в абсолюте. Освобождение от чреды перевоплощений, избавление от кармы (от "хорошей" кармы, кстати, тоже трудно избавиться) - прекращение любой деятельности! И это есть уподобление демонам. Так как отсутствие добра есть зло.
10. Павел Тихомиров : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-10-02 в 01:02

Для всех языческих религий идея реинкарнации не является абсурдной, но является неизбежным и прямым следствием пантеизма.


Михаил, мне кажется, что рассуждая о т.н. "переселении душ", мы навязываем воображаемым буддистам лексику и понятийный аппарат, который, на самом деле, не присущ их мысли.

И реинкарнация – как «переселение душ» - плод западной синкретической религиозной мысли, в том смысле, что восток не оперирует вообще понятием «души».

Т.е. радикально акосмические пантеисты учат о череде комбинаций простых психофизических элементов — дхарм. Которые не являются атрибутами личностей в нашем понимании.

Кстати, у о.А.Кураева в магистерской диссертации четвертьвековой давности об этом неплохо было сказано.
9. Кирилл Д. : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-10-01 в 23:07


Для всех языческих религий идея реинкарнации не является абсурдной, но является неизбежным и прямым следствием пантеизма. Если она в какое-то время и не была четко выражена и сформулирована, но для пантеизма она логична, как и закон кармы, и онтологичность и относительность добра и зла.



Автор интересную вещь сказал. Даже в древнейших языческих религиях (древнем Египте и древнейших Ведах) реинкарнации ещё нет. То бишь, она результат позднейших извращений.
Насколько я слышал, в каббалистике идея реинкарнации тоже есть (опять же, в отличие от традиционного иудаизма, каббала - это сравнительно позднее измышление).
Также вопрос - в идее реинкарнации нет ничего гностического и манихейского? Это ведь также своего рода презрение к телу, которое рассматривается словно какие-то перчатки, которые можно менять. В итоге - неприятие Творения вообще.
8. СТРОИТЕЛЬ : Павел Тихомиров
2017-10-01 в 22:31

ГОСПОДЬ по Вашему мнению создал православных людей. Так а кто тогда создал остальные народы, которые верят в реанкарнацию?
7. СТРОИТЕЛЬ : Яблоков
2017-10-01 в 22:28

Гордыня-грех. Уважаемый вероятно, ты так это и не понял, что говориться не прочувствовал.
6. М.Яблоков : Ответ на 4., СТРОИТЕЛЬ:
2017-10-01 в 22:20

Солипсизм - это психопатология. Тебе надо лечиться.
5. Павел Тихомиров : Ответ на 4., СТРОИТЕЛЬ:
2017-10-01 в 22:07

Карлос Кастанеда



Вообще-то Евангельский текст совсем не об этом – не о том, что матрицы нашего восприятия якобы зависят от того – что там мы нафантазировали себе.

Евангелист говорит о том, что готовность человека положиться на Промысл Божий освобождает в каждом из нас пространство действия для Духа Святого, что – кроме прочего – приводит к явному чуду - т.е. нарушению детерменизма.

При чём тут Кастанеда – не совсем понятно?

Я-то наивно полагал, что писаниями некогда зело модного популяризатора магии уже никто из православных и не интересуется…
4. СТРОИТЕЛЬ : Re: Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации
2017-10-01 в 21:06

По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29). Кто не верит в реанкарнацию, для того её и не будет. А кто верит тому да. Внешнее - это только проекция внутреннего. Реальность - это зеркальный шар в котором отражается сам человек.(Карлос Кастанеда). Велесова Книга - это книга новгородских волхвов, для владимиро-суздальцев - это непонятное и запретное знание.
3. eka : идея переселения душ не прослеживается в древнейшей из Вед, «Ригведе»
2017-09-30 в 07:43

Эти "древнейшие" книги писались в 50х годах 20го века. Многие пишутся и сейчас, в наше время, например "Велесова книга" "славянские веды", пишут их сейчас, прямо перед носом....
2. Русский Сталинист : Re: Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации
2017-09-29 в 09:56

Кому надо разжёвывать такие банальные истины?
Где Христианство, и где реинкарнация.
С Оригеном, вроде, давно покончили.
1. М.Яблоков : Re: Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации
2017-09-29 в 07:25

Для всех языческих религий идея реинкарнации не является абсурдной, но является неизбежным и прямым следствием пантеизма. Если она в какое-то время и не была четко выражена и сформулирована, но для пантеизма она логична, как и закон кармы, и онтологичность и относительность добра и зла.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме