Баки Урманче и Константин Васильев: были ли между художниками отношения?

Доклад на III всероссийской конференции по творчеству Константина Васильева (3 сентября 2017 года, Казань)

Бывший СССР 
0
1212
Время на чтение 8 минут

В Казани прошла конференция, приуроченная к 75-летию великого русского художника ХХ века Константина Васильева. Публикуем доклад, прозвучавший на конференции.

***

Жизнь любого деятеля искусства не может быть вне общества, «коллег по цеху» и в отрыве от того времени, в которое от жил и творил. Контакты через личное знакомство или заочное знакомство, когда люди знают друг о друге, но при этом не имели возможности персонально познакомиться, взаимоотношения и влияния одного на другого - это неизбежное и частое явление в жизни любой творческой личности. Тем более, если эти люди живут в одном регионе, трудятся в одной сфере, то это само собой подразумевает знакомство между ними, может быть не личное, но опосредованное. Тем более, когда оба деятеля культуры живут в одно и тоже время, и оба представляют собой уникальный феномен.

В данном докладе автор хотел бы рассмотреть одну из существующих загадок в истории изобразительного искусства Татарстана ХХ века, касаемых вопроса об отношениях между признанными мэтрами живописи - великим русским художником Константином Васильевым (1942-1976) и великим татарским художником Баки Урманче (1897-1990). А именно: были ли знакомы художники друг с другом, ведь творили они оба в одно время и жили в одном регионе.

  Существует легенда, которая тиражируется в некоторых казанских СМИ, будто бы Баки Урманче сожалел, что не смог познакомиться Константином Васильевым при его жизни, который был продолжателем линии Михаила Нестерова (1862-1942), Виктора Васнецова (1848-1926), Василия Сурикова (1848-1916), Бориса Кустодиева (1878-1927), Павла Корина (1892-1967). «Покажите мне Васильева, почему я с ним не был знаком?!»[1], - приписывает народная молва эти слова татарскому художнику Урманче по поводу его отношения к Васильеву. Но насколько это соответствует действительности?

В данном докладе мы постараемся ответить на этот вопрос.

К моменту того, когда стала восходить звезда творческого подъема Константина Васильева в 1960-1970-е годы, татарский художник Баки Урманче был уже признанным классиком и мэтром татарского изобразительного искусства. К тому времени он уже имел звание народного художника Татарской АССР (1960) и был лауреатом Государственной премии им. Г. Тукая (1967), состоялись его крупные персональные выставки: в Алма-Ате (1958) и Казани (1969), что считалось признанием заслуг художника со стороны государства. Все это подразумевало нахождение художника в официально существовавших и признаваемых государством профессиональных ассоциациях - Союзе художников Татарской АССР и Союзе художников СССР (Урманче состоял там с 1937 года). Васильев в этом отношении был больше диссидентом, поскольку не состоял ни в одном из этих объединений, в силу ряда причин дистанцировавшись от членства в них. Последнее затрудняло для Васильева выход на массового зрителя.

Разделяли художников и возраст: Васильев умер в возрасте 34 лет, Урманче прожил 93 года. Это были люди разных эпох: становление Урманче как художника произошло в первой половине ХХ века, Васильев прошел этот путь в 1950-1970-е годы, а известность получил лишь в самом конце жизни в узком кругу московских художников и ценителей русского искусства и в большей степени после своей смерти. Не меньшую роль играло признание со стороны государственных и партийных органов Татарской АССР: Урманче был в поле зрения и внимания Министерства культуры республики второй половины ХХ века и Татарского обкома КПСС, последние наиболее продуктивные десятилетия своей жизни пользовался безусловной поддержкой со стороны местных властных органов, Васильев был лишен этого. В силу этих обстоятельств творческие пути обоих художников вряд ли могли пересечься.

 

 

 

Баки Урманче

 

Как отмечают искусствоведы, «Урманче всегда оставался глубоко национальным художником, для которого понятие национального не ограничивалось выбором сюжета и темы, но обогащалось поисками общих для разных видов татарского искусства - декоративно-прикладного, каллиграфии, - методов и приёмов, возможностей их использования в живописи, графике, скульптуре, привнесением
в структуру произведения традиционных принципов формообразования, колорита, ритма, мелодики, воплощения того, что называют национальным духом» [2].Подобную справедливую оценку дают и Васильеву: «Умение показать красоту и дух национального характера, необыкновенную сказочность русской земли ставит Константина Васильева в один ряд с выдающимися отечественными живописцами, которые являются достоянием и гордостью России» [3]. Т.е. в оценках искусствоведов оба художника занимали значимое место в истории национального изобразительного искусства своих народов.

Автором данного доклада не было обнаружено в опубликованных книгах о Баки Урманче и Константине Васильеве где-либо упоминания о том, что татарский художник интересовался творчеством русского художника, хотя оба были современники и оба жили в одном регионе. Вероятно, Васильев был просто элементарно неизвестен Урманче в силу того, что работал несколько обособленно от Союза художников Татарской АССР, в котором не состоял. Несколько андеграундный характер творчества Константина Алексеевича не позволял познакомиться татарским художникам-современникам Васильева с его творчеством при жизни более тщательно и углубленно, хотя Васильев не был затворником: он участвовал в выставках художников Зеленодольска, Казани и Москвы, выставляя свои картины на показ. Однако своим творчеством Васильев несколько не вписывался в мейнстрим того направления советского изобразительного искусства, существовавшего в Татарской АССР. Поэтому приписываемые Урманче слова «Покажите мне Васильева, почему я с ним не был знаком?!», скорее всего, миф. Мы не смогли найти нигде в источниках и литературе об Урманче упоминание о том, что татарский художник действительно проявлял интерес к творчеству Васильева. Версия о том, что Урманче хотел познакомиться с Васильевым и его картинами, тиражируется только в СМИ, причем лишь в одной казанской газете «Звезда Поволжья» она упоминается как реально существовавшая (автор предполагает, что рождена она была фантазией ее главного редактора Рашита Ахметова). Однако несмотря на это, мы считаем, что этот миф носит позитивный характер, и уже превратился в часть народного предания. Он демонстрирует, что великий татарский художник ХХ века интересовался великим русским художником ХХ века, с которым творил в одно время и жил в одном регионе, но по стечению обстоятельств не был лично знаком при жизни. Это своего рода свидетельство того, что даже на уровне современной исторической мифологии подчеркивается добрососедство и взаимовлияние татарской и русской культур.

Есть и еще одна из причин, почему оба национальных художника - Васильев и Урманче - вряд ли могли быть знакомы. Оба функционировали в русле неофициально существовавших в период «брежневского застоя» и неоформившихся организационно национальных движений советской интеллигенции. Творчество обоих художников для каждого из этих национальных движений становилось символичным воплощением национального в искусстве. После смерти и Васильева, и Урманче это особенно проявилось, когда каждого из художников воспринимали и русское национальное движение, и татарское национальное движение в качестве своего яркого предтече в изобразительном искусстве, который воплотил суть исканий и духовных поисков русского и татарского национализмов соответственно в живописи. И оба художника на закате своей жизни точно также себя и воспринимали.

Так, Константин Васильев свою известность в среде русских националистов получил через общение с людьми из круга «Вече» - самиздатского журнала русских националистов, которые, по мнению исследователей, представили его работы таким членам т.н. «русской партии» (неофициально существовавшему в СССР русскому национальному движению в сфере советской культуры), как художник-живописец Илья Глазунов, министр культуры РСФСР в 1974-1990 гг. Юрий Мелентьев и др. [4]Созданное в 1982 году Общество «Память» (переименованное из Общества книголюбов), объединяющее представителей русской национально ориентированной интеллигенции позднесоветского периода, одно из своих заседаний посвятило творчеству Васильева [5].

Баки Урманче пользовался абсолютным авторитетом среди националистов из Татарского общественного центра, хотя нам неизвестно о его связях с ними. Тем не менее, он воспринимался и по сути своей являлся титаном национальной школы татарского изобразительного искусства.

Разница была и в религиозно-духовных поисках обоих художниках. Исследователи отмечают увлечение Константина Васильева христианством и даже русским и германским язычеством, что находило отражение в его творчестве. Баки Урманче был выпускником казанского медресе «Мухаммадия», в котором он учился в 1907-1914 годах, «исламская тематика» звучала в работах Урманче, тем более, он развивал для позднесоветского времени такое направление в изобразительном искусстве как каллиграфия. В СМИ высказывалась версия, что якобы Урманче в конце 1970-х годов было даже предложено стать имамом Ленинградской соборной мечети [6] (насколько это действительно так, автор не смеет утверждать категорично ни за, ни против).

Вся эта идейно-политическая и этнорелигиозная нагрузка над творчеством художников, конечно,допускала возможность взаимного интереса, однако на практике его не было. К примеру, нам неизвестно, интересовался ли Константин Васильев творчеством татарских художников - своих современников: никаких данных указывающих на это, мы не имеем, а в его творчестве никаких «татарских» мотивов мы не находим. Точно также нам ничего неизвестно об интересе Урманче к творчеству Васильева: можно только допускать это на уровне предположения, но в реальности, скорее всего, этого не было. Уж слишком оба стояли на разных позициях в процессе развития изобразительного искусства СССР.

Подводя итог, мы отметим, что с точки зрения достоверных фактов Константин Васильев и Баки Урманче не были лично знакомы, их жизненные пути никак не пересекались, оба не имели никаких отношений друг с другом. Всенародное признание Константина Васильева после его смерти пришлось на время последних лет жизни Баки Урманче, когда он был в зените своей славы, однако никаких доказательств того, что Урманче действительно интересовался Васильевым, нами не обнаружено. Однако приписываемый Урманче интерес к творчеству Васильева, растиражированный журналистами в СМИ, хоть и является мифом, все же носит позитивный характер, подчеркивая, как раз открытость русской и татарской национальных художественных школ изобразительного искусства второй половины ХХ века. Это тот случай, когда миф лучше реальных фактов, поскольку служит укреплению межнационального согласия в России.

 

Примечания:

 

1. Ахметов Р. Константин Великоросс // «Звезда Поволжья», 6 сентября 2012 года. URL: http://zvezdapovolzhya.ru/kultura-i-iskusstvo/konstantin-velikoross-09-06-2012.html

 

2. Баки Урманче. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Каталог выставки к 115-летию со дня рождения. - Казань: Заман, 2012. - С.10

 

3. Васильев [Текст] / [авт. текста: С. Королева]. - М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. - С.45

 

4. Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - С.422-423

 

5. Там же. С. 555

 

6. Хабутдинов А. Баки Урманче (1897-1990): образ страны татар // «Ислам минбаре». - 2012. - июнь. - №6 (1999)

  

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Равкатович Сулейманов
ДУМ Крыма вытесняет Таврический муфтият с полуострова
Пророссийская ориентация муфтиев оказалась недостаточной гарантией от преследования конкурентов
08.07.2024
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
Все статьи Раис Равкатович Сулейманов
Бывший СССР
Фиктивная ликвидация
Ликвидация Советского Союза была незаконной
20.11.2024
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40