В 2017 год в России объявлен по указу Президента РФ от 01.08.2015 г. под № 392 годом экологии. Однако, это, кроме всего прочего, еще и год столетия двух революций - Февральской и Октябрьской. Стоит ли говорить, что значение этих двух революций на историческое развитие России огромно и дискутировать по этому поводу можно бесконечно.
За одно только двадцатое столетие в России подобных потрясений было четыре - наряду с уже названными не стоит забывать и о революции 1905-1907 годов, которая вошла в историю как Первая русская революция, а также о событиях 1991 года, приведших к развалу Советского Союза и появлению Российской Федерации.
Мои ученики часто спрашивают меня в свете внедрения ГИА в виде ЕГЭ и ОГЭ - зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня - отвечаю им я. Мы смотрим в прошлое и видим результаты и последствия войн, революций, открытий, мы учимся на ошибках прошлого. Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.
Для наиболее точного ответа на поставленный в теме вопрос нам необходимо будет прямо здесь и сейчас погрузиться в прошлое, выявить причины тех событий, которые подтолкнули к революциям почти уже столетней давности. Я постараюсь сравнить две эпохи - современную действительность и 1917 год, после чего уже можно будет однозначно сказать - реальны ли угрозы революции в современной России.
Вспомните, в чём причины революций 1917 года? Во-первых, это был не решённый вопрос земли, крестьяне хотели её переделить в свою пользу. Во-вторых, вот уже 3 года шла Первая мировая война, продолжать которую уже мало кто хотел. На войну уходили значительные средства, и гибло огромное количество людей. Народ хотел улучшения условий жизни и труда, буржуазия жаждала расширения своих свобод и смены существующего государственного строя. Накопился огромный клубок внутри- и внешнеполитических проблем.
Теперь перенесёмся к нашей реальности. Идёт ли у нас сейчас кровопролитная война - да, идёт, но не столь кровопролитная. С 30 сентября 2015 года самолеты Воздушно-космических сил России с авиабазы в районе Латакия приступили, по просьбе президента Сирии Башара Асада, к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по позициям ИГ (Исламского Государства). Несколькими днями ранее - 28 сентября, в Нью-Йорке президент России Владимир Путин впервые за 10 лет выступил на заседании юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН, где подчеркнул необходимость борьбы с ИГ в Сирии.
Официальная версия вступления России в ближневосточный военный конфликт звучит, как ответ на просьбу сирийского руководства и лично президента Башара Асада о военной помощи. Но так ли это на самом деле? И с каких пор сильные мира сего стали оказывать безвозмездную помощь в боевых действиях одной из сторон? По заявлениям самого Владимира Владимировича, прозвучавшим в СМИ, в данном районе немало наших соотечественников, которые воюют на стороне террористических группировок и впоследствии могут вернуться домой, в Россию, где естественно, получив опыт ведения такой деятельности, начнут применять его уже на нашей территории. Таким образом, сработал известный тезис «бей врага на его территории малой кровью». Вспоминаются события битвы на реке Калке 1223 года, когда русские полки двинулись за пределы своего государства и совместно противостояли монголам. Чем всё закончилось, мои уважаемые читатели, люди сведущие и так знают, а тем, кто плохо помнит эту тему школьных лет - на досуге будет повод почитать. Или схожая аналогия происходила в Афганистане 1979-1989 годов. Дай Бог, чтобы этот конфликт закончился для нас не так, как вышеописанные примеры. Прошёл всего лишь год, да и потери по официальным данным не такие серьёзные - 21 солдат (на момент написания мною данной статьи - 7 декабря 2016 года).
Стоит отметить также, что в сети гуляет множество альтернативных версий происходящего. Дескать, война была развязана из-за геополитических интересов России. На этой почве в российском обществе формируется целый снежный ком разногласий и чем дольше тянется участие нашей страны в этой войне, тем крупнее становится этот самый ком. О каких именно интересах идёт речь? Конечно же, о нефти. «Восток - дело тонкое», и разжечь религиозные войны здесь очень легко, чем и занялись, засучив рукава, специалисты из ЦРУ. Были созданы, вооружены и обучены отряды, так называемой, умеренной оппозиции, которая должна была свергнуть режим Башара Асада в Сирии и дать карт-бланш США на строительство газопровода. Американцы думают, что используют мусульман в своих грязных целях, а мусульмане, как большевики в своё время - деньги берут и используют их лишь в своих личных интересах.
Как Ленин призывал разжечь из искры огонь революции, так нынешние лидеры исламского движения жаждут разжечь очищающее религиозное пламя. Жаль, что уроки истории ничему не научили американцев. Созданная ими в противовес советским войскам в Афганистане Алькаида, смогла перенести театр военных действий на территорию США, устроив массовые кровопролитные теракты. Теперь вот ИГИЛ, сформировавшийся из тех самых отрядов умеренной оппозиции, угрожает всему миру. Лично моё мнение по этому поводу таково - Россия вовремя вмешалась и гнёт свою линию, превращая однополярный мир в хотя бы «двуполярный».
Что же касается той ситуации, что эта война может стать причиной новой революции, то здесь необходимо принять целый ряд профилактических мер, дабы этого избежать. Во-первых, необходимо организовать широкомасштабное освещение в СМИ событий в Сирии, при этом нельзя искажать события или врать. Ложь раскроется и вольётся в ком противоречий в обществе. Во-вторых, что собственно говоря и делается - всех пострадавших в Сирии соотечественников награждать государственными наградами а их семьям оказывать материальную помощь, чтобы они не чувствовали себя брошенными государством и не вливались в ряды оппозиционеров. Оппозиция в любой революции выступала всегда основной силой и не стоит её искусственно приумножать. Если идти по этой дороге дальше, то члены семей погибших в Сирии российских солдат могут и должны принимать участие в классных часах в школах, участвовать в военно-патриотических мероприятиях, таких как предстоящее и ежегодно отмечаемое 9 декабря (День Героев Отечества). В-третьих, в учебных заведениях с молодёжью необходимо проводить беседы, лекции, открытые уроки, чтобы подрастающее поколение понимало важность происходящего.
Что же касается другого комплекса проблем - экономических. Недавно, 1 декабря 2016 года, Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Оглашение Послания по традиции состоялось в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Данное Послание сразу разнеслось на цитаты, ведь в политической жизни всей страны данное событие является одним из самых важных. Большую часть своего выступления Президент РФ уделил именно экономическим проблемам. Лейтмотивом Послания, пожалуй, стоит вознести следующие слова: «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
Оппозиционеры в один голос утверждают, что экономика России либо в кризисе и рушится, либо находится в стагнации. В ответ достаточно лишь взглянуть на экономически показатели, взять хотя бы пресловутую инфляцию - в 2016 году её уровень за последние 10 лет является одним из самых низких - порядка 5 %. Растёт ВВП, растут реальные доходы населения.
По экономике нашего государства, которое стало выходить на мировые позиции, ударили санкциями. Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Причины введения - нежелание России «слушаться команд» США. Это выразилось в событиях на Украине, о которых многие из нас слышали по новостям. Кроме того, мы, по мнению стран Запада, «аннексировали» у Украины Крым. К слову сказать, жители республики Крым сами проголосовали за вхождение в состав России. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз, но и на ряд других стран. Как известно, Россия приняла ответные меры, стало звучать чаще в народе с подачи государственной власти слово «импортозамещение». Наши ответные меры ударили по экономике тех стран, которые сии санкции на нас и наложили. Как говорится, «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Это дало толчок к развитию слабого российского рынка. Наша страна мало чем может гордиться в плане экспорта. Если говорить не о сырье и не о военной технике, то похвастаться и нечем. Отечественный автопром оставляет желать лучшего. Вот еще один повод для грядущих вероятных революционных событий.
В своей речи в рамках Послания Федеральному Собранию глава нашей необъятной Родины заявил, что санкции и польза от них отечественному производителю «не может и, наверное, не будет вечно продолжаться, да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно, конечно, воспользоваться по полной программе». С этим трудно не согласиться, но в качестве так называемого «лечения» экономики необходимо заняться выдуманным «импортозамещением» серьёзно. Только в этом лично я вижу способ оздоровления экономики и решения многих проблем.
Поднимая очередную кипу проблем современности, стоит для начала перенестись в не столь давние 70-е годы 20-го века. А конкретно - к плану Аллена Даллеса, который в 1953 - 1961 года возглавлял в Соединенных Штатах Америки ЦРУ. Целью этого плана якобы являлось уничтожение СССР методами пропаганды, нацеленной на разобщение национальностей и социальных групп, потерю традиций, нравственных ценностей, моральное разложение населения страны. В виде, цитируемом сторонниками его подлинности, «План Даллеса» нигде не был опубликован, а английский оригинал этого текста никогда не был представлен. Текст, приписываемый Даллесу, впервые появился в российской печати в начале 1990-х годов и представляет собой подборку фрагментов романа А. С. Иванова «Вечный зов» в редакции 1981 года.
Несмотря на всю неправдоподобность этого плана его отдельные положения, если тщательно вдуматься, вполне могут разрушить любое многонациональное общество, а тем более такое многонациональное государство, как Советский Союз и тем более Российская Федерация. На одной только территории Республики Татарстан, откуда родом и я, проживает порядка трёх сотен национальностей, которые вполне благополучно уживаются между собой. По словам преподавателей моего ВУЗа, к нам даже из Германии возят экскурсии для демонстрации дружбы народов. Однако, далеко не во всех регионах наше многонациональной страны ситуация подобна Татарстану. Противоречия силятся из поколения в поколение. Не зря даже сам Президент заявил 1 декабря 2016 года: «Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна». Но это лишь слова, решение межэтнических проблем - вопрос сложный и подходить к нему нужно деликатно. «Рубить с плеча» здесь будет неуместно и опасно. В УК РФ даже имеется по этому поводу статья 282 под названием «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Есть об этом слова и в самом главном документе страны - Конституции в статье 29: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Стоит отметить, что этого крайне мало. Эти меры незначительны, в этой области должным образом необходимо проработать целый комплекс мер. Нужна целая программа по развитию дружбы народов, приобщению к культуре не только своего этноса, но и всех соседствующих национальных меньшинств. Как пример, сюда отнесу выставки в музеях, создание клипов, форумов, фильмов, общественных объединений и так далее.
Следующую проблему, которую предстоит здесь обсудить, не понаслышке знакомая всем бюрократизация. Приведу пример из своей жизни. Я начал педагогическую карьеру совсем недавно - всего каких-то 4 года назад. В том 2012 году я за один учебный год в статусе учителя истории и обществознания заполнял документацию в виде отчетов, программ, анализов, планов в разы меньше, чем составляю в нынешнем 2016 году. Данный пример не единственный, бюрократизация стала проникать практически во все сферы общественной жизни. Кроме образования и науки, от неё стали страдать еще и медицинские работники, которые, по утверждениям многих посетителей больниц и поликлиник, смотрят во время осмотра пациента не на самого больного, а на больничный лист, который им нужно заполнить. Причём «писаниной» врачи занимаются не только из-за количества необходимых к заполнению документов, но и от количества пациентов, поскольку врачей во многих регионах страны катастрофически не хватает. Особенно остро нехватку врачей ощущают деревенские и сельские жители.
Медицинские учебные заведения выпускают специалистов ненадлежащего качества. Об этом пишут на многих форумах. В доказательство этим утверждениям они приводят сведения о том, что участились врачебные ошибки. Если углубиться в проблему, отчего произошло снижение качества образования - так здесь сразу возникают на сцене ЕГЭ и ОГЭ. Единый государственный экзамен свёл знания учащихся до минимума, ведь теперь, чтобы поступить в необходимый Вуз, им необходимо просто решить тест с выбором ответа. Осознав свою ошибку, министерство образования, реформировало проведение экзаменов и исключило тестовую часть из многих предметов, но проблему качества это не решило, поскольку содержание заданий вызывают много вопросов у преподавателей и учителей.
Что же делать и как быть? Приходит на ум советская система сдачи экзаменов, когда школьник или абитуриент приходил, брал билет и отвечал на вопросы письменно или даже устно. Конституцией 1977 года было гарантировано всеобщее полное среднее образование. В восьмых и десятых классах устанавливались обязательные выпускные экзамены, многие из которых сдавались устно, и школьникам необходимо было учить всю программу по предмету целиком. Тем самым, выпускник должен был знать материал всех предметов, как говорится, «от корки до корки». Современные дети уже с 8-го класса начинают выбирать, какие предметы они будут сдавать, а на остальные предметы перестают относиться с серьёзностью и даже не выполняют домашней работы. Часто от таких детей звучит фраза: «Мне это не пригодится на экзамене».
Как известно, образование - самая реформируемая область нашей жизни, оно меняется в нынешних реалиях ежегодно. В 2010 году появились ФГОСы нового образца, к выходу в свет готовятся новые стандарты. По этому поводу хочется сказать - постоянные реформы в образовании не приведут к улучшению качества образования. Учителя, преподаватели не успевают освоиться в новых требованиях, что же говорить про учащихся? Необходимо выработать единую и неизменную систему, привести все учебные заведения к единым стандартам. Прекратить эксперименты с сознанием детей, оставить самые проверенные методы, универсальные и доказавшие свою эффективность. Изменения должны вноситься в содержание образования, поскольку мир очень быстро меняется, но это все, что должно меняться. Должны внедряться интерактивные методы. Но не дистанционное образование в его нынешнем виде, а реальный интерактив, общение, взаимодействие, пусть даже и через интернет. Современное дистанционное образование предполагает прослушивание лекций и выполнение заданий, я же ратую за целый кластер приёмов и методов - беседы, решение проблемных задач, работа с картой (что касается истории), иллюстрациями и тому подобное.
На десерт я оставил самую известную проблему в России, как и во многих других государствах - это коррупция. И вновь приведу слова нашего Президента В.В. Путина на недавно состоявшемся Послании: «Борьба с коррупцией - не шоу, она требует профессионализма, серьёзности и ответственности. Только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества». Эти слова относятся к событиям 14 ноября 2016 года, когда глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев был задержан за вымогательство взятки в размере двух миллионов долларов. Такого наша история не видела со времен Лаврентия Павловича Берии, чтобы был арестован настолько высокопоставленный в государстве человек. С одной стороны, это показало, что для закона нет делений на социальное положение, доход и занимаемый пост, перед законом все равны. С другой стороны, народ увидел, что коррупция возможна даже на самых высших уровнях власти. Если решать проблему только «кнутом», то тут можно посадить очень многих, проблему надо рубить на корню. А в чём же корень проблемы - в бюрократизации, на мой взгляд, а еще в вере.
Недавно было проведено интересное исследование коррупции в мире, результаты которого говорят о многом. Эти данные были опубликованы в Журнале Японской Торговли и Индустрии (Journal of Japanese Trade & Industry, 20(4), 2001, p.47), где был опубликован список стран, упорядоченных по возрастанию уровня коррупции. В начале списка - страны, где взяток нет, а в конце списка - наиболее коррумпированные страны мира. Россия - на 83 месте, а наши соседи Украина, Сербия и Азербайджан - на 87-89 местах. То есть Россия считается одной из самых коррумпированных стран мира.
Что касается вопроса веры, то низкая нравственность, рожденная в 90-е годы, сексуальная революция, веяния Запада, проникшие к нам с развалом Советского Союза - все это подорвало нашу моральную планку. Количество верующих, итак подорванное атеизмом на государственном уровне в советские годы, после распада СССР не выросло, а наоборот, упало. И здесь, что называется, мы подошли к корню проблемы - духовное развитие.
В то время, как наши священнослужители спорят, извиняюсь, о презервативах и абортах, количество прихожан в церквях не увеличивается. В то же самое время увеличивается число последователей ислама в России. Да, многие из них миролюбивы, но ведь находятся и крайне радикальные элементы, так называемые «паршивые овцы», которые портят представления людей об этом вероучении. Истинно верующий мусульманин не приложит руки к оружию и не пойдёт убивать женщин и детей, как это делают террористы в Сирии, но люди в нашей стране мало знают об этом.
Недавно я был свидетелем того, как простая девушка, далёкая от веры, назвала человека, совершающего намазы (что является одним из столпов ислама и действием обязательным) террористом! Человека, который подаёт милостыню, ходит в мечети, читает намазы, помогает бедным и не отказывает никогда в помощи, если его попросят. Да, я знаю его лучше, чем эта девушка. Но факт остаётся фактом. Отсюда рождаются конфликты на конфессиональной почве. В этом случает государство должно заняться религиозным просвещением народа, возможно даже ввести это как предмет в школе. Что-то подобное уже вводится, но изучаются на этих уроках христианские священные писания, а не религиоведение.
И под конец, нам нужно сделать выводы, какими бы они ни были. Все эти проблемы, озвученные выше, ведут к люмпенизации населения. Большинство экспертов уверено, что Россию в ближайшем будущем ждет социальный взрыв. О возможной революции в 2017 году утверждают не только известные нумерологи и предсказатели, но и мировые экономисты. Мою позицию по поводу экономики я уже озвучивал и для вывода повторю еще раз - темпы роста экономики говорят об обратном. Удар от санкций в 2014 году сошёл на нет в 2016-м. А о возможном социальном взрыве высказываются те, кто либо спонсируется Западом, либо находится в поиске дешёвой популярности, пытаясь связать события 1917 года и 2017-м. О нумерологах вообще не хочется тратить слов, поскольку данная дисциплина является псевдонаучной.
Но существуют тенденции снижения доверия к власти, к государственным институтам. Власть уважают только лишь из-за ее главного фигуранта - Владимира Путина, который уже давно перестал быть просто Президентом. Его можно назвать вождем или даже самодержцем. Порой начинает казаться, что любое дело без его вмешательства развалится. Примеров масса - в любой город, куда бы он ни поехал с визитом, многие объекты инфраструктуры и культуры начинают приводиться в пристойный вид или возводиться с нуля за считанные дни. Без его вмешательства прозябают целые отрасли промышленности. Порой именно прямая линия с Президентом, проводимая, по сложившейся традиции, ежегодно, становится последней надеждой для многих россиян на справедливость. Вспоминается, как в царские времена это называлось «верой в доброго царя».
Только сейчас не найти того образованного класса, что был раньше, в царской России. Современная оппозиция мала и непопулярна. Современное обществе в большинстве своём пассивно. На активные действия их может подтолкнуть либо денежное вознаграждение, либо какое-то серьёзное противоречие в их жизни, от решения которого зависит их жизнь. Такое в истории России XXI века, кстати говоря, уже случалось. Это даже получило название в истории как протестное движение 2011-2013 годов - многократные массовые политические выступления граждан России, начавшиеся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время кампании по выборам президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин победил в первом туре.
Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями федерального законодательства и массовыми фальсификациями. Один из основных лозунгов большинства акций - «За честные выборы!». Один из символов акций протеста - белая лента. Выступления также имели антипутинскую направленность. В числе самых известных стал митинг на Болотной площади в Москве 10 декабря 2011 года.
Данные примеры показывают, что такое явление возможно, но в 2017 году в России не ожидается никаких выборов, если только не проснутся спонсоры революционеров с Запада и не захотят «прикормить» их для митингов в честь столетия революций.
Есть еще одно важное условие для выхода людей на митинги - необходимость лидера. У оппозиции такого лидера на данный момент нет. Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский или Сергей Миронов не имеют той популярности, которую имеет Владимир Путин.
Да, в России много проблем. Да, необходимо плодотворно и долго совместно работать. Ленивое чиновничество нужно подстегнуть. Им необходима встряска для проведения жизненно важным изменений в любой из сфер жизни россиян. Только при помощи встряски члены правительства смогут реализовать намеченные перспективы, но правящая элита уже сегодня может начать что-то менять в своем отношении к населению, тогда революционные настроения россиян пойдут на спад. В любом случае, человек обязан делать выводы на основании своего прошлого, а если через сотню лет революция вновь захлестнет РФ, то многие задумаются над тем, могут ли россияне вообще делать какие-либо выводы из событий своего прошлого и учиться на ошибках без их обязательного повторения.
У меня растёт сын, ему 2 года. Как преподаватель, имеющий образование психологическое, я знаю, что психика детей и взрослых схожа. Нужно завершать рассказы, романы, книги, сказки победой добра, то есть у каждой истории должен быть счастливый конец. Поэтому напоследок поведаю вам об одной моей идее, которая по возможности её реализации сравнима с произведением Томаса Мора «Утопия».
Итак, жили-были на огромной территории очень добрые и отзывчивые люди. Их страна простиралась на почти что 11 часовых поясов и являлась их страна самой крупной в мире и жило в ней от того больше всего народов на планете. Жили они дружно и все проблемы решали сообща. Все потому, что политики в их стране были заинтересованы в том, что они делают, так как их зарплата (я намекаю на способы излечения от всех проблем) равнялась прожиточному минимуму. От того это были не алчные и располневшие люди, а жизнерадостные, радеющие за благо граждан истинные избранники народа, альтруисты, волонтёры. И жили люди в этой стране счастливо, всем хватало денег на жизнь, каждый находил своё место в жизни, безработных практически не было, все были рады приносить пользу обществу, а наиболее активных работников одаряли призами, о них писали в газетах и показывали по телевидению.
Вот и сказочке конец, а кто прочитал - сделает соответствующие выводы и примет во внимание изложенные доводы.
Сысоев Дмитрий Владимирович, учитель истории и обществознания МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»
***
Родился 11.02.1989 г.
Окончил Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, исторический факультет (ныне Институт Истории КФУ) в 2011 году.
Учитель истории и обществознания в МБОУ «Свияжская СОШ» ЗМР РТ, обществознания и преподаватель-организатор ОБЖ, классный руководитель 8 «А» класса
2. Re: «Человек обязан делать выводы на основании своего прошлого...»
1. Re: «Человек обязан делать выводы на основании своего прошлого...»