itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Формировать повестку

Бывший СССР 
0
535
Время на чтение 7 минут

Есть такая повесть "Четверть гения" у малоизвестного советского автора Романа Подольного (издана в 1970 году). Книга относится к жанру научной фантастики, а вернее к той его разновидности, в которой отклонение от реальности требуется лишь для создания фона, на котором выпукло выступают люди, их взаимоотношения и мировоззренческие идеи.

В советское время было популярным мысленное конструирование "правильного" человека: каким он должен быть, каким следует быть его отношению к миру, какие идеи его должны занимать.Такова художественная задача и "Четверти гения". Повесть сравнительно легко читается, хотя к лучшим образцам подобной литературы её всё же не отнести. Однако она содержит довольно внятный методологический посыл, чем, собственно, и интересна.

Если сюжет повести свести к нескольким абзацам, то она о трёх друзьях. Каждый из них по-своему талантлив, но только вместе они в полной мере чувствуют свою силу. Сообща они способны на интеллектуальный прорыв. Потом к ним присоединяется четвёртый, и вместе они составляют своего рода "коллективного гения" (отсюда название). Это и есть та фантастическая идея, на которой построена повесть. Но я бы хотел уделить внимание некоторым деталям.

Центральные персонажи повествования у нас сплошь и рядом называются героями, но в данном случае для этого есть особые основания. Тройка друзей не удовлетворяется тем, что им идёт само в руки; двигаться по траектории, которая может быть легко спрогнозирована, для них - мало. Если уж решать задачи, то большие. И, объединившись, они создают НИИМП, что расшифровывается как "научно-исследовательский институт мировых проблем". Проблемы эти таковы - предвидение, бессмертие, гениальность. Понятно, что за этими формулировками стоит горделивая уверенность в могуществе человека, свойственная умонастроениям строителей коммунизма. Однако, понимая это, продолжим присматриваться.

Герои Подольного - в полном смысле этого слова советские люди, они таковы по духу и психологии, и по фактическому социальному статусу. Они сначала учатся, потом, получив образование, работают. НИИМП для них - проект вечернего времени и выходных дней. Но это - не хобби, не способ разнообразить досуг. Проект оказывается в центре интересов друзей, и они начинают жертвовать прочим, особенно, когда им удаётся нащупать что-то практическое. В конце концов, они достигают успеха. Автор делает акцент на том, что идеи его героев смогли изменить мир и помочь людям. Но для этого сначала им потребовалось получить признание. НИИМП превращается в государственное учреждение (конечно, под другим названием).

Нехитрую мораль повести можно сформулировать следующим образом: ставьте высокую планку, выкладывайтесь до конца, и тогда то хорошее, что вы несёте, сможет пробиться в мир и изменить его. Немного глубже лежит методологический приём, использованный героями повести. Он тоже не является открытием, но его нелишне опознать и проговорить. Персонажи Продольного шли от общего к частному, от постановки задачи к её решению. Они не реагировали на ситуацию, а были проактивны. Ребята формировали свою повестку, исходя из понимания блага как такового, не сообразуясь с тем, как это благо реализовано сегодня. Это не значит, что они не считались реальным положением дел. Конечно, считались. Они пользовались картой реальности, но только они чертили по ней оптимальную дорогу, не следуя диктату тех дорог, что уже были нанесены (то есть проложены). Четверка из НИИМП не видела цели в обсуждении и осуждении неверных шагов, сделанных другими, она просто хотела сделать, как надо.

Вот эта, довольно простая методология от нас постоянно ускользает. Вроде бы, мы задаём верные цели: нравственный человек, справедливое общество и т.п. Но что происходит дальше? Дальше мы начинаем критиковать реальность за то, что она не соответствует нашим целям. Мы словно считаем, что артикуляция цели сама по себе является способом её реализации. Достаточно сказать, к чему следует стремиться, и процесс пойдёт. А если он не идёт, то надо указать, почему - что в окружающей нас действительности не соответствует цели, потом это устранить и цель будет достигнута. Наше внимание концентрируется, таким образом, на том, что является отклонением от цели, то есть - и это надо подчеркнуть - не на цели, а на чём-то другом. Мы боремся, скорее, против, чем за. Отвечаем на вызовы, а не создаём их. Кто-то другой формирует повестку дня, а мы её корректируем. Мы обсуждаем культурные явления, чуждые нашей культуре, тогда как нужно, чтобы в центре обсуждения находились наши. Мы пытаемся остановить плохие законы, но где лоббирование "правильного" законодательства?

Мы хотим изменить общество, но его нельзя изменить извне. Общество - не кукольный театр, где фигурки поворачиваются в нужную сторону, когда ты их дергаешь за ниточку. Оставаясь снаружи, можно сломать или разрушить: энтропия атакует нас постоянно, и если ей немного помочь, она сделает своё дело. Поэтому даже один мерзавец может многое испортить. Самое же печальное, однако, состоит в том, что для того, чтобы разрушать, не надо быть откровенным мерзавцем. Каждый из нас способен на это, и, более того, мы неоднократно ломали и портили - неосторожным словом, делом или бездействием, не видя вокруг добра, но обнаруживая зло и отдавая ему центр внимания.

А вот с созиданием всё иначе. Если задаться целью выстроить общество определенным образом - не получится. Подобных доброхотов немало, и всякий уверен, что он знает, что требуется. А многие не удовлетворяются собственным знанием, но активно навязывают его другим, с удивлением находя, что их усилия не приносят значимого результата и не оцениваются по заслугам. Почему так?

А иначе и быть не может, потому что созидание - это общее дело. Общественно значимый результат возможен только при общих усилиях, когда в процесс вовлечено достаточно много людей, образующих необходимую критическую массу. Идея должна поселиться в сердце у многих, тогда она начнет изменять общество.

Идея эта должна быть живой. Её можно вырастить, но нельзя занять - взять из постановления правительства, из книги, вытащить из прошлого. У нас принято пользоваться прошлым как холодильником: захотелось есть, - что там в холодильнике? Захотелось нравственного человека, - так ведь была же Святая Русь. Захотелось справедливости, - был же СССР, где со справедливостью было гораздо лучше. Казалось бы, бери из холодильника и ешь... Только в том, что можно взять из прошлого, уже нет жизни.

Черта эпохи: мы любим ноу-хау. Информационное изобилие приучило наск тому, что есть масса готовых рецептов. Надо лишь выбрать наиболее подходящий. Но нельзя найти рецепт приготовления кожи; кожу можно лишь вырастить на живом теле. Подходящее социальное решение должно вызреть внутри общества. Даже если это решение - семечко, взятое из холодильника-прошлого, надо не лениться и пройти весь цикл. Семечко должно быть посажено в землю, далее требуется полив и уход.

Если говорить об идее, то сначала её надо найти. Допустим, она у нас уже есть. Потом необходимо заинтересовать ею людей. Заинтересовать - не значит продать. Мы, люди своего времени, под интересом понимаем готовность к сделке, и сразу же начинаем перечислять выгоды, которые получит покупатель. Например: построим справедливое общество, и жизнь станет лучше. Или: обеспечим нравственную среду и защитим будущее наших детей. Нам говорят: очень хорошо, давайте. И мы - продавец с покупателем - начинаем оглядываться по сторонам, искать того, кто придёт и это всё нам сделает. И всё остаётся как было, а поскольку энтропия никуда не девается, наше общество продолжает сползать вниз - на последних метрах перед падением...

Заинтересовать по-настоящему - это не объяснить преимущества, это сделать так, чтобы у человека зажглись глаза, чтобы ему захотелось взять это в руки. Если мы говорим об идее, то человек должен быть увлечён ею. Его мысли должны всё время к ней возвращаться, он должен хотеть её обсуждать. О настоящей идее должны спорить не идеологи, и не на форумах в интернете. О ней должны говорить в семье, на работе, в транспорте, в магазине, за чашкой чая, за бутылкой пива, выключать телевизор, чтобы он не мешал высказаться, засиживаться заполночь за разговором. Готовую формулу так обсуждать никто не будет. А вот участвовать в создании нового интересно. Идея должна воссоздаваться в народе, твориться заново, становиться коллективным продуктом. Только такая, выросшая в народной толще идея и способна изменить общество. Именно такие процессы происходили ранее, приводя к социальным изменениям, мы же это как-то игнорируем и хотим воспользоваться конечным ихрезультатом, словно готовым платьем. А пуговки-то не застёгиваются.

Как же разбудить народное сознание, пробудить созидательную творческую силу? Могу предложить несколько простых правил:

1. Не играть в экспертов. Не делать вид, что знаем, что и как. Все наши знания - не отсюда, они не отвечают потребностям момента.

2. Призывать не к критике, а к созиданию. Не минусовать, а прибавлять. Если никто не будет прибавлять, а минусовать будем и мы, и энтропия, через какое-то время ничего не останется. Протестовать, бороться с чем-то порою необходимо, но это должно происходить обязательно на фоне созидательной деятельности.

3. Быть увлеченными. Если у нас есть идеи, мы должны ими гореть, жить ими.

4. Эта жизнь идеями (или жизнь идей) должна быть максимально публична. Мы должны быть предельно открыты: все наши мысли, опыты, эксперименты должны быть доступны для обозрения. Только тогда в них будут втягиваться всё новые и новые люди. Идеи перестанут быть игрою ума и начнут превращаться в элемент жизни. Жизненные ситуации станут требовать сопоставления с идеями. Начнётся притирка идей к реальности.

Это и называется - формировать повестку дня. Повестка должна быть интересной, позитивной, открытой для каждого, не формальной, не предписывающей, не быть отлитой в застывшие формулировки. И тогда общество заново обретёт себя, и народ поднимется, как поднимается полегшая было трава, снова почувствовав в себе силу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Re: Формировать повестку

изменить мир и помочь людям

Странные были ценности у этих советских литераторов. Они всерьез думали, что первое зачем-то нужно, а второе возможно? Хотя... смотря что понимать под тем и другим.
Сергей Швецов / 22.08.2017, 14:59

16. Re: Формировать повестку

"1. Не играть в экспертов. Не делать вид, что знаем, что и как" Кстати, помогает. Когда честно говоришь (сам себе, прежде всего), что того-то не знаю и не понимаю, через какое-то время мозги, напротив, раскрепощаются, и мыслительный процесс идёт лучше. На себе заметил.
Кирилл Д. / 22.08.2017, 12:20

15. Re: Формировать повестку

Немного не по теме. Из малоизвестной, но интересной советской фантастики с где-то сходным духом и проблематикой - "Открытие себя" Владимира Савченко (1967 г.), сейчас вот читаю. А эти донельзя распиаренные и по сути гнилые Стругацкие, эта отрыжка 1960-х... А у Подольного, значит, намёк на "Трёх мушкетёров", которых тоже было четыре. И/или на "Трёх товарищей" Ремарка. Только, наверно, это не феодально-буржуазные, а наши, советские мушкетёры и товарищи.:)))
Кирилл Д. / 21.08.2017, 10:51

14. Ответ на 12., Потомок подданных Императора Николая II:

В данном случае мы имеем дело с типичным фэллэси. А отчасти с wrong moves. ) Уважаемый Андрей Карпов запустил на орбиту чайник Рассела.

Хочется попросить Вас, как Коля Гошу в "Москва слезам не верит": "Переведи!":))) Рассел - который Бертран? И что у него за чайник, если можно в двух словах? P.S. А его гражданская позиция, в общем, типична для западного философа.
Кирилл Д. / 21.08.2017, 10:35

13. Ответ на 8., Абазинский:

Вряд ли они были в советское время, в царское у большинства. Люди просто жили, искали где лучше. Чтобы обеспечить определённый уровень жизни себе и потомству

Я не Станиславский, но "не верю". Конечно, люди погружены в житейскую суету, но этого им мало. Таки да, каждому хочется трансцендентного смысла жизни. И в царское время, и в советское, и сейчас. И кто-то его находит, а кто-то спивается, а кто-то занимается, например, экстремальным спортом...
Кирилл Д. / 21.08.2017, 10:31

12. Re: Формировать повестку

Уважаемые диспутанты, переключившись на "анекдот", явно показывают, что не знакомы с выработанными философией правилами рассуждения. В данном случае мы имеем дело с типичным фэллэси. А отчасти с wrong moves. ) Уважаемый Андрей Карпов запустил на орбиту чайник Рассела. Известные философы тоже ошибаются. Кстати, Рассел предлагал уничтожить коммунистический СССР атомными бомбардировками, пока в СССР не создана бомба. После испытания нашей атомной бомбы он сразу перестал призывать к ядерному уничтожению СССР и стал говорить о разоружении. Вот так мыслят выдающиеся философы.

11. Ответ на 10., Абазинский:

. Анекдот этот про студентов недоучков напыщенных своими знаниями был всегда . Может потом переделали на прапорщика .Анекдот появился в 1970-х гг. И был он на тему сообразительности алкоголика и обезьяны. В пустой комнате к потолку привязали банан. А в углу положили палку. Запустили обезьяну. Она банан увидела, попрыгала, увидела палку, схватила её и бана сшибла одним ударом. Для следующего опыта к потолку привязали бутылку водки. В углу поставили стул. Запустили алкаша. Тот как увидел бутылку и давай прыгать. Вот уже экспериментаторам стало его жаль, они потихоньку начинают ему подсказывать, потом хором кричать "возьми стул в углу!" На что алкоголик отвечает "Какой стул?! Прыгать надо! Каменка горит..."

Спасибо . Я даже запаха спиртного не переношу. И всем желаю не больше ста в праздники .
Varvara / 04.08.2017, 12:17

10. Ответ на 9., Varvara:

реальные делаНу и как, всё получается, как задумываете? В плюс идём в итоге или всё же в минус?Помните анекдот про прапорщика и банановое дерево? Рядом с деревом валяется палка. Прапорщик трясёт дерево час,два. Бананы не падают. Ему говорят: "товарищ прапорщик, вы подумайте". А он в ответ: "чего тут думать, трясти надо"...Если что-то не выходит, значит что-то идёт не так. Надо искать более эффективный метод. Думать.. А Вам бы только трясти...Вы даже не поняли , что анекдот про себя рассказали . И Рудовского . Анекдот этот про студентов недоучков напыщенных своими знаниями был всегда . Может потом переделали на прапорщика .

Анекдот появился в 1970-х гг. И был он на тему сообразительности алкоголика и обезьяны. В пустой комнате к потолку привязали банан. А в углу положили палку. Запустили обезьяну. Она банан увидела, попрыгала, увидела палку, схватила её и бана сшибла одним ударом. Для следующего опыта к потолку привязали бутылку водки. В углу поставили стул. Запустили алкаша. Тот как увидел бутылку и давай прыгать. Вот уже экспериментаторам стало его жаль, они потихоньку начинают ему подсказывать, потом хором кричать "возьми стул в углу!" На что алкоголик отвечает "Какой стул?! Прыгать надо! Каменка горит..."
Абазинский / 04.08.2017, 03:55

9. Ответ на 6., Андрей Карпов:

реальные делаНу и как, всё получается, как задумываете? В плюс идём в итоге или всё же в минус?Помните анекдот про прапорщика и банановое дерево? Рядом с деревом валяется палка. Прапорщик трясёт дерево час,два. Бананы не падают. Ему говорят: "товарищ прапорщик, вы подумайте". А он в ответ: "чего тут думать, трясти надо"...Если что-то не выходит, значит что-то идёт не так. Надо искать более эффективный метод. Думать.. А Вам бы только трясти...

Вы даже не поняли , что анекдот про себя рассказали . И Рудовского . Анекдот этот про студентов недоучков напыщенных своими знаниями был всегда . Может потом переделали на прапорщика .
Varvara / 03.08.2017, 15:02

8. Ответ на 7., Андрей Карпов:

Вы считаете сегодняшнее российское общество "полегшей травой"? Если так, то почему?Не "почему", а "в каком смысле"... В аксиологическом плане. У нас ценности сами по себе, люди сами по себе... Жизнь идёт, на ценностях не основываясь... Это - не настоящая жизнь...Т.е., собственно жизни-то и нет... Полёгшая трава... Цели жизни не чувствуется...

Вряд ли они были в советское время, в царское у большинства. Люди просто жили, искали где лучше. Чтобы обеспечить определённый уровень жизни себе и потомству. В основе жизни её естественные законы выживания в агрессивной среде.
Абазинский / 03.08.2017, 13:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии