itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Воскресение Христово и языческие мифы о воскресающих богах

0
10376
Время на чтение 13 минут

Итак, Жертва Христова, Его Крестная смерть являются средоточием того кенозиса, т. е. самоуничижения (умаления) Бога, которое Он совершил, добровольно воплотившись и соединившись с человеческим естеством. Однако сама реализация или осуществление Его спасительной миссии произошло в уникальном историческом событии - Воскресении Христовом. Грехопадение внесло в человеческую природу смерть - величайшую трагедию человечества, которая не действовала до грехопадения в человеческом естестве. Крестной смертью Христос восстанавливает в Себе человеческую природу - смертью уничтожив смерть. Воскресением Христа возрождается Новый Адам и в самой основе побеждается смерть. В Воскресшем Христе мы видим новую, восстановленную, исцеленную человеческую природу! В Вознесении Христа происходит вознесение человеческой природы на высочайшую ступень близости к Богу - одесную Отца, т. е. по правую сторону от Царя, что в древних культурах являлось символом и признаком первого наследника, фактически «второго царя». В Каноне Праздника Вознесения Господня читаем такие слова: «Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху»; там же «Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси», там же «На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси»[i].

Поэтому вся сущность христианства сводится к Пасхе, к Воскресению Христову. Очень интересный момент - для западной культуры главным христианским праздником является Рождество Христово, для Православной ментальности - Пасха. Возможно, именно потому, что в рамках юридической теории искупления все акценты ставятся на сам факт «принесения выкупа» и на появлении Той Личности, Которая могла принести сей выкуп. Само же Воскресение Христово де-факто воспринимается, как некий радостный бонус. Для Православного сознания именно Воскресение Христово (Светлая Пасха) является центральным событием всей христианской истории, ибо каждый христианин получает возможность стать причастником (участником) этого воссоздания человеческого естества, стать сыном Божиим по благодати. Воскресение Христово стало величайшим праздником и торжеством из торжеств и пасхальный возглас «Христос воскресе» - самой радостной вестью в нашей жизни.

Без Воскресения Христа нет христианства. Апостол Павел восклицает - «Если, Христос не воскрес, тщетна вера ваша... тогда мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:17, 19). Поэтому и апостолы начинали свою проповедь именно с факта Воскресения Христа, а совсем не с Его Рождества, без упоминаний биографических аспектов Его земной жизни. Их взор был направлен в некую эсхатологическую даль, они жили Воскресением Христовым, и оно затмевало своей значимостью все прочие евангельские события.

В связи с этим необходимо отметить, что почти сразу после этого Великого События и по сей день возникают попытки тем или иным образом дискредитировать Восстание Христа из мертвых. Уже фарисеи подкупают римскую стражу, чтобы солдаты распространили слух о похищении Тела Иисуса Его учениками, пока они спали (см. Мф. 28: 11-15). И данная инсинуация имела место быть со стороны римских солдат, несмотря на то, что подобный проступок (уснуть на посту) мог стоить им жизни (можно вспомнить, как Ирод Агриппа I велел казнить воинов, которые якобы «проспали» Апостола Петра - Деян. 12: 1-19). Синедрион отдает указ «убить и Лазаря» (Ин. 12: 10), как явного свидетеля и, собственно, непосредственное свидетельство Торжества Победы над смертью!

В исторической ретроспективе периодически высказывались разного рода сплетни в виде версий о том, что Воскресение Христово - миф, фантазия, ошибка, галлюцинация женщин, которые не могли поверить, что Он погиб и т. д. Подчас выдвигаются самые абсурдные «объяснения» происшедшего - то Его не хоронили, а выбросили в какую-то яму, то Его непосредственно перед Распятием подменили на Симона Киренейского и т. п. Самое опасное и неприятное то, что неверие в Воскресение Христово на сегодняшний день поражает даже христианский мир - среди западных религиозных объединений, позиционирующих себя христианскими, все более распространяется «теологумен», что «на самом деле» Христос не воскресал.

Атеистическая мысль, в свою очередь, начиная с XIX века активно пытается доказать, что само Воскресение Христово есть лишь некий новый вариант тех мифов, которые присутствуют в истории древнего мира, древних языческих культов. Однако подробное рассмотрение основной фабулы этих мифов дает нам ясное понимание о принципиальном отличии таковых от Евангельского повествования о Воскресении Христовом. Скажем «биография» финикийского божества Адониса представляет собой следующее: сын Кинира от его собственной дочери Смирны[ii]; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) - Феникса и Алфесибеи[iii]; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны[iv]. Подобная генеалогическая неопределенность является «достоянием» всех мифов Средиземноморья. В Адониса влюбляется богиня любви, вечной весны и плодородия Афродита. Существует «версия», согласно которой некие «любовные» отношения имели место быть между Адонисом и другим богом - Дионисом[v] (бог виноделия и религиозного экстаза). Т. е. однополые отношения между языческими богами были вполне «приемлемы» для языческого сознания - «дело житейское».

Однако вернемся к рассмотрению классической версии «жития» Адониса, т. е. к роману между ним и Афродитой - недолго влюбленным пришлось наслаждаться друг другом. На Идалийской горе[vi] свирепый вепрь[vii] бьет клыком Адониса в бедро[viii], после чего бог умирает. Существует версии, одна из которых утверждает, что в вепря вселился бог войны Арес (любовник Афродиты); другая - Адонису отомстила отвергнутая им богиня мертвых Персефона[ix]. Афродита хоронит тело Адониса в цветах астры, при этом кровь Адониса возымела некую живительную силу и из нее возникли розы[x]. В данном случае мы приводим достаточно подробные «биографии» этих божеств с целью показать, сколь сюжеты их жизней коррелирует с вполне романтическими, страстными, а временами и откровенно пошлыми сюжетами из жизни греко-римского общества. Но в рамках данного исследования нас интересуют обстоятельства и (если так можно сказать) качество «воскресения» Адониса. Афродита много плачет и умоляет богов вернуть ей возлюбленного и каждую весну Адонис «возвращается» к Афродите, затем снова уходит, а затем с наступлением весны опять возвращается. И так каждый год. Вот такой характер имеет «воскресение» Адониса.

Египетский бог Осирис был убит своим братом богом ярости Сетом, который хотел царствовать над Египтом вместо него. Более того, Сет разрубил тело Осириса на мелкие части и бросил их в Нил. Жена Осириса (и одновременно его сестра) Исида стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой (которая по одной из версий являлась любовницей Осириса). Ра сжалился и послал шакалоголового бога Анубиса (по одной версии сына Осириса и Нефтиды), который собрал останки тела Осириса и забальзамировал тело. Исиде удалось забеременеть от своего забальзамированного мужа и родить сына - бога Гора. Гору удалось «воскресить» своего отца бога Осириса, точнее сказать, - Осирис возвращается, «воскресает» в каждое половодье Нила, а затем снова умирает и снова воскресает, когда река начинает разливаться. Ученый-этнограф профессор С. А. Токарев так комментирует сии события: «Миф о смерти и воскрешении Осириса был связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, его воскрешение - появление всходов, убийство Осириса - срезание колосьев во время жатвы»[xi].

Многие исследователи этого вопроса, выявляя общую фабулу данных мифов о смерти и воскресении богов, приходят к выводу, что данные сказания являются мифическим выражением тех естественных процессов, которые происходят в природе. Можно сказать иначе: данные мифологические конструкции являются творческим и психологическим изображением процессов, происходящих в природе. Британский религиовед Джеймс Фрейзер писал: «Народы Египта и Западной Азии отождествляли ежегодное увядание и возрождение жизни как ежегодную смерть и последующее возрождением бога - Осириса, Таммуза, Адониса или Аттиса, - являющегося олицетворением жизни, особенно растительной»[xii]. И, действительно, наступающая весна (пробуждение природы) в значительной степени влияет на психологический настрой человека, что, в свою очередь, открывает творческие потенции к описанию переживания данных состояний. В эпоху греко-римской культуры плодами творческого осмысления этих переживаний были как раз таки мифы. В данном случае миф есть сюжетное (образное) выражение некоей идеи, это метод оформления некоей мысли. Подобную оценку языческим мифам об умирающих и воскресающих богах дают не только современные этнографы и религиоведы, но и современники создателей данных мифов. Так Плутарх в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» (Περί 'Ισιδοζ καί Οσίριδοζ) написанном около 120 года н.э., повествует: «Говорят, что Осирис погребен, когда закапывают посев в землю; что он возвращается к жизни и снова приходит, когда ростки начинают всходить»[xiii].

Если мы попытаемся сравнить данные мифы об умирающих и воскресающих богах с Евангельскими повествованиями о жизни, Крестной смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, то первое что следует отметить - мифологические повествования вопиюще неисторичные: обстоятельства жизни богов никак не связаны с какими-то конкретными эпохами, историческими событиями и лицами. Исходя из того что было отмечено выше (смысл и цель создания мифов - сюжетное выражение идей) никакой историчности от создателей мифов и не требовалось. Земная жизнь Господа Иисуса Христа описывается в Евангелии непосредственно привязанной к конкретной эпохеВо дни Ирода, царя Иудейского» - Лк. 1: 5), к конкретным событиям («В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» - Лк. 2: 1), с конкретными лицами («и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» - Мф. 27: 2). При этом жизнь Иисуса Христа описывается абсолютно реалистично, и, даже, как может показаться (особенно в сравнении с художественностью греко-римской мифологии) несколько сухо и прозаично. Другими словами евангельское повествование не является «захватывающим сериалом».

Также нужно отметить, что «реалистичная история жизни Иисуса Христа» оказалась совершенно не в тренде (как бы сказали сегодня) тогдашней литературной моды, ибо одно лишь упоминание Апостолом Павлом о реальном Воскресении Господа вызвало вполне ироничную реакцию у греко-римской общественности - «Послушаем тебя в другой раз» (Деян. 17, 32). За веру в реальное (а не образное, аллегорическое, мифологическое) Воскресение Христово, согласно христианскому апологету Татиану, «вы (языческие философы - А. С.) назовете нас пустословами и болтунами»[xiv]. Другой христианский апологет Афиногор написал целый труд «О Воскресении мертвых» в котором защищал христианский догмат о Воскресении от насмешек язычников.

Справедливости ради нужно отметить, что некая идея о воскресении имелась у древнегреческого философа Платона, но в данном случае следует подчеркнуть, что Платон говорит не об Άνάστασις (Воскресение), а об ἀναβίωσις (оживление, возвращение к жизни). В данном случае Платон употребляет этот термин в смысле оживления души, которое происходит вследствие освобождения оной от темницы тела (σωμα - тело, σημω - могила), от чувственных «уз» плоти, от материи (μη ον). Это тот максимум, к которому приходили философы, однако о всецелом воскресении человека (и души и тела) древнегреческие философы не говорят ни слова. Только ветхозаветные пророки говорят о таком воскресении, но достаточно прикровенно - «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13: 12).

Христианское Откровение свидетельствует, что Воскресением Христовым смерть побеждена в своей основе, а человеческая природа вознесена на высочайшую ступень близости к Богу. Этим самым христианская вера показывает беспрецедентную высоту своего учения о человеке, ибо человек, согласно Божественному замыслу, предназначен к высочайшему благу, которого лишены в подобной степени даже ангелы, не говоря обо всем прочем тварном мире. Христианство же свидетельствует и о величайшей любви Бога к человеку, Который «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В этом отношении иные религии не могут показать подобных прецедентов любви, жертвенности, величия на примере своих родоначальников - они (родоначальники) решали проблемы земной жизни, освобождали свой народ от рабства, преподавали некое нравственное учение (а бывало что и наоборот), добрый пример мужества и мудрости. Однако что это давало человеку в плане его вечного бытия? Что принципиально нового давали эти учителя и их мировоззренческие концепции в плане понимания самого человека? Увы, но ничего. Самое большее, что могли дать земные «спасители» и «учителя» - в той или иной степени помочь решить земные проблемы своих соотечественников (политические или нравственные). Христианство возводит человека и человечество на самую высочайшую степень бытия - богочеловечества. И каждый христианин может убедиться в этом на личном религиозном опыте.



[i] Канон Вознесению Господню. https://azbyka.ru/days/caa/63

[ii] Диоскорид. Эпиграмма 18 Пейдж; Бион. Плач об Адонисе 91; Овидий. Метаморфозы X 503-524; Гигин. Мифы 58; 251

[iii] Гесиод. Перечень женщин, фр.139 М.-У.

[iv] Антонин Либерал. Метаморфозы 34

[v] Фанокл. Любовные страсти, Плутарх. Застольные беседы IV 5, 3

[vi] Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. В 3 т. - М., 2001. - Т.1. - С.24-26

[vii] Овидий. Метаморфозы X 525-559, 708-739

[viii] Мифы народов мира. В 2 т. - М., 1991-92. - Т.1. - С.46-49

[ix] Мифы народов мира. В 2 т. - М., 1991-92. - Т.1. - С.46-49

[x] Мифы народов мира. В 2 т. - М., 1991-92. - Т.1. - С.46-49

[xi] Египетская мифологи. Миф народов мира, под ред. С. А. Токарева.

[xii] http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-5.php

[xiii] http://www.liveinternet.ru/users/vissarion/post257512959/

[xiv] Татиан. Речь против эллинов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

63. Ответ на 62., Василий В.В.:

Как всегда - голословные обвинения, и никаких доказательств.

Писания не слушаете, Символ Веры Вам не указ - каких доказательств еще Вы хотите?
Лев Хоружник / 01.08.2017, 02:12

62. Ответ на 60., Лев Хоружник:

Никто из православных святых не был юридистом. Ложь наглая и откровенная. Ибо только я целый сайт с цитатами св. отцов о Искупление приводил. И не только святые отцы были юридистами, но и апостолы, и Сам Господь Иисус Христос, о чём свидетельствует Писание. Но раз Писание Вы не принимаете, тогда о чём может быть с Вами разговор? Оставайтесь со своим гностицизмом, а я останусь с Господом Иисусом Христом, Который придет судить живых и мертвых.

Как всегда - голословные обвинения, и никаких доказательств.
Василий В.В. / 31.07.2017, 14:57

61. Ответ на 59., М.Яблоков:

"Вследствие преслушания первого человека приняли мы в себя странное для естества нашего - вредные страсти, и привычкой, долговременным усвоением обратили их для себя как бы в природу; и опять необычайным же для нашего естества - небесным даром Духа надлежит изгнать из нас сие странное и восстановить нас в первоначальную чистоту." (прп. Макарий Египетский. Беседы 4,8).

Приняли в себя, а не в природу. И даже в " КАК БЫ природу ", а не в реальную природу, вредные страсти и привычки обращаются только долговременным усвоением, а не путем передачи их по наследству от родителей.
Василий В.В. / 31.07.2017, 14:55

60. Ответ на 56., Василий В.В.:

Никто из православных святых не был юридистом.

Ложь наглая и откровенная. Ибо только я целый сайт с цитатами св. отцов о Искупление приводил. И не только святые отцы были юридистами, но и апостолы, и Сам Господь Иисус Христос, о чём свидетельствует Писание. Но раз Писание Вы не принимаете, тогда о чём может быть с Вами разговор? Оставайтесь со своим гностицизмом, а я останусь с Господом Иисусом Христом, Который придет судить живых и мертвых.
Лев Хоружник / 31.07.2017, 13:56

59. Прп. Макарий Великий:

"Вследствие преслушания первого человека приняли мы в себя странное для естества нашего - вредные страсти, и привычкой, долговременным усвоением обратили их для себя как бы в природу; и опять необычайным же для нашего естества - небесным даром Духа надлежит изгнать из нас сие странное и восстановить нас в первоначальную чистоту." (прп. Макарий Египетский. Беседы 4,8).
М.Яблоков / 31.07.2017, 13:08

58. Re: Воскресение Христово и языческие мифы о воскресающих богах

Василию В.В. С вами разговор окончен.
М.Яблоков / 31.07.2017, 12:52

57. Ответ на 42., М.Яблоков:

Итак, существуют два состояния человеческого естества. Ествество Адама до грехопадения и естество Адама после грехопадения. Естество Адама ДО грехопадения не имело в себе ни греховных, ни безукоризненных страстей. Ествество Адама ПОСЛЕ грехопадения имеет в себе греховные страсти (источник которых в диаволе, диавольский посев) и безукоризненные страсти (источник которых в "кожаных ризах"). Теперь что было во Христе и чего не было.В человеческом естестве Христа греховных страстей не было вовсе, а безукоризненые страсти были восприняты добровольно в момент воплощения. По это причине Плоть Христа исповедуется до Воскресения тленной ("в тленную плоть оболкийся" - из молитв на сон грядущим). После Воскресения в Плоти Христа не стало и безукоризненных страстей. Вот чем Христос отличается от нас и от Адама до грехопадения. До Воскресения Плоть Христа была животворна по причине ипостасного соединения; после Воскресения Плоть Христа стала животворна сама по себе.

Мой предыдущий комментарий к этим Вашим словам " утонул " среди множества второстепенных по значению комментариев, поэтому я его повторю в силу его чрезвычайной важности для Вас. Опять Вы на ходу меняете показания, да еще и путаетесь в них. Вы писали, что Христос воспринял человечество первозданного Адама. У первозданного Адама не было безукоризненных страстей. Теперь Вы пишете, что " безукоризненые страсти были восприняты ( Христом ) добровольно в момент воплощения ". Надо понимать, что Он их не приклеил "добровольно" к своей ПЕРВОЗДАННОЙ плоти, а получил вместе с плотью падшего Адама. Теперь о грехах: Вы пишете: " Ествество Адама ПОСЛЕ грехопадения имеет в себе греховные страсти (источник которых в диаволе, диавольский посев) ". А вот, что пишет преподобный Иоанн Дамаскин в ТИПР по поводу дьявольского посева: " Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас, но возникает из последующего посева дьявола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно . Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление ". Как видите, греховные страсти всеяны дьяволом не в природу человека, а возникают " из последующего посева дьявола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно ". Различие колоссальное. Произволение человека создает грехи, а не природа содержит их в себе уже в готовом виде. Ипостасные и гномические изменения, произошедшие с человеком после вкушения плода с дерева познания добра и зла есть причина удобопреклонности воли человека ко греху, а не его природа. У Иисуса Христа таких изменений не произошло при Его воплощении, т.к. у Него нет человеческой ипостаси и человеческого гноме. В этом заключается причина Его безгрешности. Манипулировать с первозданной плотью и кожаными ризами нет никакой необходимости, если понимаешь эти причины ( безгрешности Христа, сохраняющейся даже в Его воплощении ).
Василий В.В. / 31.07.2017, 12:41

56. Ответ на 55., Лев Хоружник:

Юридистами, по Вашей терминологии, были ВСЕ святые, и в подтверждение этого было приведено уже столько цитат, что игнорирование их вашей стороной говорит о том, что Церковь вы не слушаете. Кроме того, если Вы говорите о том, что Христос воспринял падшую природу, как и все прочие люди, а Вы именно это и говорите, то Он не мог не испытывать греховных страстей. Но Вы прекрасно знаете о том, что Церковь за это анафематствует, и потому отказываетесь от того, что следует логически. А слова о том, что относительное усвоение, совершенное Самим Богом, это не реальное действие, выдает Ваше невежество, только и всего!

Никто из православных святых не был юридистом. Прикрываться святыми не нужно. Вы пишете так много всякой глупости, что прикрыть ее никем и ничем не удастся.
Василий В.В. / 31.07.2017, 12:29

55. Ответ на 38., Василий В.В.:

Товарищи, юридисты, вы уж договоритесь между собой и решите, воспринял Христос падшую человеческую природу или нет. А то у Вас, при разных исходных данных, получаются одинаковые результаты. Такое бывает только в случае обмана." Но я понимаю, что в интересах антиюридической ереси требуется, чтобы Христос был грешником."(с)Никто здесь не утверждал и не писал, что " Христос был грешником ".Про усвоение я уже писал. Обсуждать здесь нечего. Относительное усвоение - это не реальное действие ( усвоение ).

Юридистами, по Вашей терминологии, были ВСЕ святые, и в подтверждение этого было приведено уже столько цитат, что игнорирование их вашей стороной говорит о том, что Церковь вы не слушаете. Кроме того, если Вы говорите о том, что Христос воспринял падшую природу, как и все прочие люди, а Вы именно это и говорите, то Он не мог не испытывать греховных страстей. Но Вы прекрасно знаете о том, что Церковь за это анафематствует, и потому отказываетесь от того, что следует логически. А слова о том, что относительное усвоение, совершенное Самим Богом, это не реальное действие, выдает Ваше невежество, только и всего!
Лев Хоружник / 31.07.2017, 12:16

54. Ответ на 47., М.Яблоков:

Добровольностью объясняется сочетание полного обожения (преображение) Плоти Христа в воплощении с воспринятыми в воплощении же кожаными ризами. К тому же только добровольные страдания и смерть могут иметь искупительное значение. В Жертву Св. Троице была принесена Плоть Христа, а не кожаные ризы. Отождествляли плоть с кожаными ризами только древние гностики и Ориген.

То есть, плоть и кожаные ризы в воплощении Христа были разделены? Очень интересно. Плоть в воплощении обожилась, а кожаные ризы - нет. Это еще интереснее. На кресте, значит, Христос без кожаных риз был? Это вообще суперинтересно. Еще немного и начнется .... такое. М.Яблоков, может Вам следует остановиться, а?
Василий В.В. / 31.07.2017, 11:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09