Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О Христианстве и о Церкви Христовой

Святитель  Игнатий  (Брянчанинов), Русская народная линия

27.07.2017

Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит Христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно - утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остано­виться на христианине и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду: «Отчего не спас­тись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию! Да! Это противно даже здравому разуму чело­веческому! А еретики - те же христиане. Считать себя спасёнными, а членов прочих верований погибшими - и безумно, и крайне гордо».

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтобы много­словие нисколько не повредило ясности изложения. «Христиане! Вы рассуждаете о спасении, а не знаете, что спасение, почему человеки в нем нуждаются, на­конец, не знаете Христа - единственное средство нашего спасения!» Вот истин­ное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заклю­чается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род челове­ческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ по­гибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных, и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе! «Сниду к сыну моему сетуя во ад», - говорил святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел челове­ческих! Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь ещё из высших, но ограниченных и сотворённых существ, - со­вершено было Самим безпредельным Богом. Казни - жребий рода человече­ского - заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходив­шие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа на­шего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим да делаем дела Божии?» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он» (Ин. 6, 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера, но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно же, ошибочно вы думаете и гово­рите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда при­знавала, что одно средство спасения - Искупитель! Она признавала, что вели­чайшие добродетели падшего естества нисходят в ад. Если праведники Истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили в ад, то как вы хотите, чтобы язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством - верою в Искупителя? Христианин! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

«Мыслим убо, - говорит святой апостол Павел, - верою оправдатися че­ловеку, без дел закона» (Рим. 3, 28). Правда же Божия «верою Иисус-Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией. Оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Хрис­те Иисусе». Вы возразите, святой апостол Иаков требует непременно добрых дел; он научает, что «вера без дел мертва». Рассмотрите, чего требует святой апостол Иаков! - вы увидите, что он требует, как и все Боговдохновенные пи­сатели Священного Писания, дел веры, а не добрых дел падшего естества на­шего! Он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшего естества, противных вере. Он приводит поступок патриар­ха Авраама, дело, из которого явилась вера Праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в жертву - совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно - доброе дело как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во всё Священное Писание: вы найдёте, что оно требует испол­нений заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без него она мёртвая, как лишённая всякого движения. И, напротив того, вы найдёте, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно доб­ренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.

Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву вы на­ходите, признаёте его в себе? Если вы Христианин, то должны иметь об этом предмете понятие Христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрён ученостию мiра, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: и при этом водительстве, в своё время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный; этот разум можно и должно признать здравым разумом: он - извещенная вера, так превосходно описанная святым апостолом Павлом во II главе его послания к Евреям. Основание духовного рассуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаём разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечом веры и отвержением их. Если ж признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. Что же вам говорит ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, не верующих во Христа, противно вашему здравому разуму! - мало того! Такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого существа, как Бог. - Конечно, вам было откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? - Нет! Но здравый разум показывает это. - А! Ваш здравый разум!.. Однако ж, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным, ограниченным че­ловеческим умом постигать, что противно и что не противно милосердию Божию?.. Позволите ли сказать нашу мысль? Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, ещё иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам всё, что человек может знать о милосердии Божием, призывающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступном для них. Суетно шата­ние ума человеческого, когда он ищет определить бесзредельного Бога, когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого?.. Бога! Такое начинание - начинание сатанинское! Именующийся Христианином и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, - поди в школу, прислушайся, чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики в «теории безконечного», что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым под­чинены величины определенные - числа, что результаты его могут быть совсем противоположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действию милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, это ему противно! Оно со­гласно или не согласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощуще­ниями - следует ли из того, что Бог понимать обязан и чувствовать, как ты по­нимаешь и чувствуешь? А этого-то ты и требуешь от Бога! Вот безрассуднейшее и вполне начинание гордостное! Не обвиняй же суждения Церкви в недостатке здравого смысла и смирения: это твой недостаток! Она, святая Церковь, только следует неуклонно учению Божию о действиях Божиих, открытому Самим Бо­гом! Послушно за нею идут истинные её чада, просвещаясь верою, попирая кичащийся разум, возстающий на Бога! Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если б был другой путь к Богопознанию, путь, который мы могли бы проложить уму своему собственными усилиями, - не было бы даровано нам «откровение». Оно дано, потому что оно нам необхо­димо. Суетны же и лживы собственные самосмышления и скитания ума чело­веческого!

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по край­нему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как  и еретики, а Святую Веру христианскую не отличить от чада клятвы богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительные муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их бого­хульном учении; Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражённый страшным недугом ереси - душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь - грех ума, более грех диавольский, нежели человеческий; она - дщерь диавола, его изобретение, - нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков; а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха - Бого­хульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния соборов», тот легко убедится, что характер еретиков - вполне сатанинский.

Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям; увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страш­ным помрачением и повреждением ума, упорно держится в заражённой ею душе, и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Свя­того Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси - Богохульство. Святой Флавиан, Патриарх Константинопольский, запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнёс определение поместного Констан­тинопольского Собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями и на­стоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упор­ном последовании их Богохульству, тем более, что он даже не внял нашим со­ветам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и возды­хая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в Богохульство, что он лишён всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырём, давая знать всем, кто от­ныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлу­чению». Это определение признано всею Церковью, подтверждено Вселенским Халкидонским Собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедовал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, - он допускал одно естество Божеское. Вы скажете: только!.. Забавен по недостатку истинного знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ некоторого лица, облеченного сего мира, святому Александру Патриарху Александрийскому об арианской ереси. Это лицо советует Патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства, из-за некоторых слов; пишет, что не находит ничего предосудительного в учении Ария, некоторую разницу в обо­ротах слов - только! Эти обороты слов, замечает историк Флери, в которых нет ничего предосудительного, отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа - только! Ниспровергают, значит, всю веру христианскую - только! Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат вопло­щения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими, - дерзче: суеверием, заблуждением! Конеч­но, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства. Может быть, единственно поэтому и считаете её не грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый - только! Принявший и содержащий учение Богохуль­ное, произносящий Богохульство не разбойничает, не крадёт, даже делает доб­рые дела естества падшего, он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего нашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание Христианства.

Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! Его след­ствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчислен­ные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незна­нии истинного христианского учения как раз можете принять ложную, Бого­хульную за истинную, усвоить её себе, а вместе с нею усвоить и вечную поги­бель. Богохульник не спасётся! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем - уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность - отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православ­ной Церкви..; изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют Христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство. Прежде, нежели придёт грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве Христианства.

[Настольная книга священнослужителя. Том I, стр. 675-679. Издательский отдел Московского Патриархата, 1992].




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 18

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

18. Сергей Абачиев : Ответ на 17., eka:
2017-08-01 в 11:55

...вы в основном врёте, парите старую коммунистическую туфту. Но! бывает у вас проскакивают вещи, по которым видно, что вы хорошо осведомлены во многих вещах. И тогда вы уклоняетесь от дискуссии, потому, что опираетесь на иудаизм, а иудаизм слаб и труслив....



Опять глупость пишете! Поскольку М. Яблоков отказался отвечать на три моих вопроса из комментария 7, дискуссия вокруг данной статьи св. Игнатия, надо полагать, закончена.
17. eka : Ответ на 13., Сергей Абачиев:
2017-07-28 в 18:51

Стало быть, уклоняетесь от дискуссии


вы в основном врёте, парите старую коммунистическую туфту. Но! бывает у вас проскакивают вещи, по которым видно, что вы хорошо осведомлены во многих вещах. И тогда вы уклоняетесь от дискуссии, потому, что опираетесь на иудаизм, а иудаизм слаб и труслив....
16. Сергей Абачиев : Ответ на 15., М.Яблоков:
2017-07-28 в 17:16

Вы хотя бы одно усвойте: вам тут никто ничего не обязан. Здесь не коммунистический ликбез.



Но здесь и не армия, чтобы полковник командовал и раздавал словесные зуботычины. А ответить Вам на мои вопросы, похоже, нечем. Если опять сорвётесь со мной на "ты", то точно нечем.
15. М.Яблоков : Ответ на 14., Сергей Абачиев:
2017-07-28 в 15:43

Вы хотя бы одно усвойте: вам тут никто ничего не обязан. Здесь не коммунистический ликбез.
14. Сергей Абачиев : Ответ на 9., Сергей Абачиев:
2017-07-28 в 13:44

Техническая ошибка всё же дала о себе знать. Мой комментарий 6 - ответный на комментарий 3 М. Яблокова.



После того, как заслал на РНЛ свой комментарий 9, модератор вставил комментарий 6 Вадима П. Три моих вопроса М. Яблокову и всем противникам концепции Церкви Небесной и Церкви земной как социального института оказались в моём комментарии 7. Ответов пока ни от кого нет.
13. Сергей Абачиев : Ответ на 6., Вадим П:
2017-07-27 в 16:27

Мои вопросы в комментарии 7 для М. Яблокова остаются в силе и для Вас.

Если Церковь греховна хотя бы "от части", значит она разделена в себе, потому что грех разделяет любое единство, значит разделен в Себе Христос, как Ее Глава, а это уже кощунство.



Вы даёте яркий пример схоластизированного «рассуждизма» на эту тему. Формальная же логика, уверяю Вас как специалист в этой области, дамочка архиковариная. Ставит человеческому интеллекту подножки на каждом третьем или пятом шаге. (А Вы «упали», едва начав «идти»!) Это было сполна понято ещё в 17 веке Фрэнсисом Бэконом – отцом науки современного исторического типа. Цепочки формальных рассуждений надо периодически ОБРЫВАТЬ апелляциями к опыту или к краеугольным теоретическим положениям. В Вашем случае: а что, в истории земной Церкви Христовой не было и нет ИМЕННО РАСКОЛОВ? Да сколько угодно! Вплоть до величайшей мерзости перед Богом – религиозных войн между христианами, исповедующими Бога-Любовь! (Воинствующий атеизм перед Господом тоже мерзость, но меньшая.) Или Вам не ведомо, что в земной Церкви Христовой нет и в принципе быть не может ни одного человека С ГАРАНТИРОВАННО СПАСЁННОЙ душой? Даже прижизненно святые подвижники веры могут одним словом или поступком обесценить весь свой многолетний путь восхождения к высшей прижизненной святости. Все до единого пастыри и чада земной Церкви – грешные. А земная Церковь при этом безгрешна? Это, знаете ли, в точности, как в советском политическом анекдоте о принципе демократического централизма в КПСС: каждый по отдельности «против», а все вместе «за»!

Грехи отдельных людей не делают Церковь грешной, потому что Она вообще Свята не делами людей, а Святостью Христа. Нераскаянные грешники просто от нее отпадают, хотя формально могут никем не отлучаться. А для кающихся грешников открывается в Ней путь реального приобщения к Святости Христа, что было бы невозможным, если принять Вашу "концепцию" о разделении на греховно-земную и небесно-святую части Церкви.



Так ведь и раскаянные пастыри и чада земной Церкви отнюдь не становятся безгрешными! Святые-то подвижники веры, при жизни стяжавшие высшие дары Святого Духа, это понимали с особенной остротой. Светится один из них на смертном одре Фаворским Светом, а сам говорит: а начал ли я вообще своё покаяние? Узы земных жизней все мы расторгаем далеко и далеко не до конца раскаянными. Да это и В ПРИНЦИПЕ невозможно. Ведь в своих молитвах мы просим Господа о нашем ПОМИЛОВАНИИ, а вовсе не об оправдании или об амнистии. Это же краеугольная истина православия! Но она легко выпадает из внимания самозабвенно рассуждающего на эклезиологические темы.

Полемикой собираться не занимаюсь, просто хочу засвидетельствовать, что вера православная не знает разделения на греховно-земную и небесно-святую Церкви. Это Ваша выдумка.



Стало быть, уклоняетесь от дискуссии. А насчёт «моей выдумки» - для начала проясните сей вопрос на уровне Википедии, а там и за массу духовно авторитетных источников сможете «зацепиться». И читайте эти источники. И обдумывайте читаемое.
12. eka : Ответ на 10., Сергей Абачиев:
2017-07-27 в 16:23

вы должны отбросить учение святых отцов (они заблуждались) и начать исповедовать учение Сергея Абачиева.


изучали 70 лет, сколько можно?
11. eka : Ответ на 2., Сергей Абачиев:
2017-07-27 в 16:22

есть более мягкая позиция. Например, проф. А. И. Осипова, которую и я разделаю.


рука руку моет...
Во-вторых, логика рассуждения св. Игнатия такова


логика и рассуждение взаимоисключают друг друга, Христиане должны пользоваться рассуждением, логика от лукавого....
Примеров - тьма. Особенно, из советского периода


Знаем одного профессора, яркий пример из советского периода...
10. Сергей Абачиев : Ответ на 5., Наталия 2016:
2017-07-27 в 15:00

Уважаемые православные! С 27.07.2017 вы должны отбросить учение святых отцов (они заблуждались) и начать исповедовать учение Сергея Абачиева.



Наталия 2016, прошу принять к сведению и к исполнению в дальнейшем такую вот методологическаую установку: ЛУЧШЕ СЕМЬ РАЗ ПРОМОЛЧАТЬ, ЧЕМ ОДИН РАЗ ЛЯПНУТЬ. Тем более - публично!
9. Сергей Абачиев : Ответ на 6., Сергей Абачиев:
2017-07-27 в 14:58

Техническая ошибка всё же дала о себе знать. Мой комментарий 6 - ответный на комментарий 3 М. Яблокова.
8. Сергей Абачиев : Ответ на 4., женя северный:
2017-07-27 в 14:55

Человек, который в нюансе нюанса какую-нибудь ересишку да не исповедовал бы - он вообще бывает??Блаженный Августин, допустим, вроде бы Святой Отец, - а писал что-то про предопределение. Он теперь из-за этого в аду??



Вы правы, Женя! По этому поводу у меня для РНЛ особая статья "Священное Предание: неприкасаемая святыня или предмет творческого отношения?" Редакция РНЛ пока не считает её "публикабельной". Видимо, из-за таких комментаторов, как М. Яблоков или А. В. Коротков. А куда как актуальная статья о "чёрно-белом" мышлении там, где надо мыслить "многоцветно"! Можете её скачать с сайта "Академия тринитаризма", на котором она давно размещена. На заносы того сайта в высокоумные интеллигентские богоискательства внимания не обращайте. Там есть, что почитать. На РНЛ ведь тоже бывает всякое. То и другое - Интернетовские "народные трибуны", а не академичные богословские журналы. И по общему интеллектуальному уровню авторов и комментаторского актива то и другое - не тусовки либералов-вырожденцев на "Эхе Москвы".
7. Сергей Абачиев : Re: О Христианстве и о Церкви Христовой
2017-07-27 в 14:44

Во-первых, не коверкайте мою фамилию. Во-вторых, прошу ответить на три моих вопроса. Без схоластических "рассуждизмов", без цитирований Святых Отцов. Либо "да", либо "нет".

У Церкви Христовой ум Христов, поскольку она водится Святым Духом. Это несомненно для всех.

1. Водился ли Святым Духом Священный синод РПЦ, когда мгновенно отрёкся от Божиего Помазанника в окаянном феврале 1917 года? (Либо "да", либо "нет"!)

2. Водился ли Святым Духом Поместный собор РПЦ 1917-1918 годов, на котором рефреном звучало, что отречение Государя Николая 2-го от престола освобождает пастырей и чад РПЦ от страшной клятвы 1613 года на верность Династии Романовых до конца времён? (Либо "да", либо "нет"!)

3. Водилась ли Святым Духом преп. Елизавета Фёдоровна, которая до своей мученической кончины разделяла клеветы на старца Григория Распутина?(Либо "да", либо "нет"!)

Если отвечаете "нет", то это автоматически означает согласие со мной (да разве во мне дело-то?!) в том, что РПЦ в земной своей части суть социальный институт и заведомо не может быть святой безоговорочно.

Приношу извинения за то, что по технической причине этот мой комментарий проскочил на модерацию недоконченным. Какую-то кнопку ненароком задел на клавиатуре.
6. Вадим П : Ответ на 2., Сергей Абачиев:
2017-07-27 в 14:40

Пойдёт здесь по новому кругу дискуссия-полемика по поводу спасения иноверцев, святости Церкви Христовой, её земной и Небесной частей, греховности первой и безоговорочной святости второй, авторитетности мнений светочей Православия.



Если Церковь греховна хотя бы "от части", значит она разделена в себе, потому что грех разделяет любое единство, значит разделен в Себе Христос, как Ее Глава, а это уже кощунство. Грехи отдельных людей не делают Церковь грешной, потому что Она вообще Свята не делами людей, а Святостью Христа. Нераскаянные грешники просто от нее отпадают, хотя формально могут никем не отлучаться. А для кающихся грешников открывается в Ней путь реального приобщения к Святости Христа, что было бы невозможным если принять Вашу "концепцию" о разделении на греховно-земную и небесно-святую части Церкви.
Полемикой собираться не занимаюсь, просто хочу засвидетельствовать, что вера православная не знает разделения на греховно-земную и небесно-святую Церкви. Это Ваша выдумка.
5. Наталия 2016 : Объявление
2017-07-27 в 14:06

Уважаемые православные! С 27.07.2017 вы должны отбросить учение святых отцов (они заблуждались) и начать исповедовать учение Сергея Абачиева.
4. женя северный : Re: О Христианстве и о Церкви Христовой
2017-07-27 в 12:42

Человек, который в нюансе нюанса какую-нибудь ересишку да не исповедовал бы - он вообще бывает??
Блаженный Августин, допустим, вроде бы Святой Отец, - а писал что-то про предопределение. Он теперь из-за этого в аду??
3. М.Яблоков : Ответ на 2., Сергей Абачиев:
2017-07-27 в 12:15

Абичев - вы самый настоящий несторианин в экклезиологии, если разделяется Единую Церковь (Тело Христа) - на две ипостаси - земную-грешную и небесную-святую.
2. Сергей Абачиев : Re: О Христианстве и о Церкви Христовой
2017-07-27 в 09:45

Пойдёт здесь по новому кругу дискуссия-полемика по поводу спасения иноверцев, святости Церкви Христовой, её земной и Небесной частей, греховности первой и безоговорочной святости второй, авторитетности мнений светочей Православия. По-моему, полезная дискуссия-полемика.

Отмечу, что, во-первых, на позицию св. Игнатия о спасении иноверцев есть более мягкая позиция. Например, проф. А. И. Осипова, которую и я разделаю. Во-вторых, логика рассуждения св. Игнатия такова, что человек всё же может спастись и своими добрыми делами, ежели они следуют Христовым заповедям. Даже помимо своей православной церковности. В чём может быть и не его вина, а его беда по вине ЗЕМНОЙ ЧАСТИ Церкви, которая заведомо не может быть однозначно святой носительницей ума Христова. И при этом человек может исполнить наивысшую Христову заповедь самопожертвования ради спасения ближнего. Примеров - тьма. Особенно, из советского периода отечественной истории и особенно - в Великой Отечественной войне.
1. М.Яблоков : Re: О Христианстве и о Церкви Христовой
2017-07-27 в 04:10

Спасение своими добрыми делам без Христа - это ересь древнего пелагианства.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме