Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Свои» и «чужие»

Валерий  Скрипко,

16.06.2017


Современное общество зримо расчленяется на касты …

Деятели культуры уже давно говорят о тревожном духовном «размежевании» в нашем обществе. «Разные писательские союзы, разные журналы, разные издательства, разные системы литературных премий... адресация к разным и отказывающимся друг друга понимать слоям читательской аудитории.(1)

Редакции многих журналов, по сути, вообще упразднили такой раздел, как «полемика». Какой смысл сохранять его? «Чужие» издания всё равно никто из идейных противников не читает. Откуда такое упорное нежелание искать общую правду, находить, объединяющие нас духовные ценности? Чтобы найти какой-то близкий к истине ответ на этот вопрос - надо понять самое главное: для кого затевались все постсоветские экономические реформы и формировался наш российский капитализм?

Известный российский историк Сергей Кара-Мурза в своей книге «Гражданская война» в России» приводит поистине исторический факт:

«На совещании в Париже 11 апреля 1922 г., где была сделана попытка объединить буржуазные организации в эмиграции, братья Рябушинские изложили своё видение будущей России, которая, по их мнению, будет стоять на трёх основаниях: торгово-промышленном классе, армии и интеллигенции. Даже Гучков* в письме к Врангелю заметил: куда девались крестьяне, куда девались рабочие - неизвестно». (2)

Банкиры - братья Рябушинские - (этот прообраз будущих российских олигархов), сами того не ведая, изложили программу преобразования России, которую через семьдесят лет с поразительной точностью начнут выполнять их российские последователи. Буржуазия начала двадцатого века (как Остап Бендер из романа «Золотой телёнок», забирая обратно посылку с миллионом рублей), словно очнулась от грёз гуманизма и альтруизма века предыдущего, и воскликнула: довольно психологических эксцессов и самокопания. Пора начинать... настоящую буржуазную жизнь! Во всемирном масштабе.

Реформаторы России 90-х годов решили сами для себя так: чтобы попасть, а затем удержаться в глобальной системе капитализма, России нужно войти в неё «налегке»... без груза социальных обязательств перед бедным большинством населения. А лучше, - вообще, жить как будто без этого большинства. В том смысле, что оно, вроде, есть, и, как бы, его нет.

То есть оно может существовать только в виде какой-то неопределённой социально аморфной резервной массы, из которой призываются в армию молодые парни, из которой на работу иногда приглашаются рабочие. Но это уже не совсем рабочие, по набору прав и обязанностей, по месту в социальной структуре страны - это, скорее, обслуживающий персонал, работники по найму. (Как и чем живёт эта «резервная масса» - никому не интересно!)

В социальной психологии есть такое научное понятие - коллективная душа. Это феномен духовного единства толпы, «...заставляющий каждого составляющего её индивида чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности». (3)

В СССР эта «толпа» разрослась до размеров активного населения целого государства. Феномен «коллективной души» мы могли наблюдать в советском обществе в самых разных проявлениях в течение всего периода существования СССР.

Благодаря воодушевлению «коллективной души» был возможен самоотверженной труд строителей и геологов, врачей и учителей, которые считали своим нравственным долгом - служение обществу. Наша Великая Победа в Второй мировой войне - целиком её заслуга.

К началу двухтысячных годов коллективная душа трудящихся словно растворилась по офисам, вахтам и автосервисам, растеклась на тысячи «групп по интересам» и других автономных «ручейков». Когда-то гегемон и вершитель истории, пролетариат остался в отраслях, работающих на оборону страны, но уже в качестве ...работников режимных предприятий или цехов военно-промышленного комплекса.

После приватизации 1990-х годов в роли создателя торгово-промышленного класса России выступили крупные сырьевые отрасли промышленности, крупные торговые сети. Там трудились работники, которым, вместо оплаты по труду, выдавался, по сути своей, «пропуск в глобальное общество потребления». Этот «пропуск» представлял из себя определённую сумму вознаграждения. Её должно было хватить на все основные потребности гражданина постиндустриального общества. Это был «жизненный стандарт», на который постепенно стала «равняться» вся сфера обслуживания во всех развитых странах. Гражданин, имеющий уровень доходов ниже того, который является «пропуском во всемирное общество потребления», просто не смог проникнуть в этот «особый мир».

Таким образом, работник с «пропуском» был надёжно «упакован» в привилегированное общество, включающее в себя средний класс и его сверхбогатую немногочисленную верхушку - «элиту».

Так формировался российской сегмент всемирного общества потребления. В нём, как в секте, использовались самые изощрённые средства «вовлечения». Еще в первой половине девяностых годов руководители и главные бухгалтеры предприятий по духу, кадровому составу - еще вполне «советских», получили от новых «хозяев» страны негласное «добро»: устанавливать себе по контрактам такие вознаграждения, на которые уходило до 50% всего фонда зарплаты предприятия. И это - на зарплату двух руководящих работников!

Подобное явление наблюдалось повсеместно. Любому руководителю любого звена хозяйственной деятельности, любому чиновнику - нужен был «пропуск» в желанное, чудесное «эльдорадо»! Так покупалась лояльность!

В точном соответствии с «предначертаниями» братьев Рябушинских была выделена в отдельную опору новой России - наша Армия. Как же без неё? Но...новым идеологам «торгово-промышленного класса», с самого начала перестройки, нужна была армия наёмников, без всякого там идейного фанатизма, без патриотизма, без кровной связи с простым народом, который рождает, кормит и воспитывает будущих воинов. Нужны наёмники - и только!

Ничего лирического... про Родину говорить шёпотом, как призывает Познер. После реставрации капитализма патриотизм всегда воспринимается российским правящим классом как угроза господству их меньшинства. (Вдруг, под патриотическими лозунгами объединятся все оставленные «за бортом» благополучия?)

Правящий класс старался пресечь эти настроения, что называется, на корню. Даже в городских и сельских библиотеках перестали выписывать патриотические журналы...

Но здесь «стратеги» очень рискуют. Еще древние греки признавали, что воин-патриот неизмеримо сильней воина-наёмника. С наёмниками никогда не удержать территорию великой страны. Побеждающая армия - это армия солдат, которыми овладел феномен «коллективной души», которая действует в едином порыве со всем народом. И никак иначе...

О том, что эта «коллективная душа» еще жива, красноречиво показывают многотысячные демонстрации «Бессмертного полка». Но она востребована ещё только как мобилизационное средство, как политическая акция демонстрации живучести государства... Постоянным фактором развития ей еще предстоит стать, если власть имущие поймут, что без неё России не быть!

Мечтали братья Рябушинские увидеть в числе трёх «оснований будущей России» и интеллигенцию...

Ну, конечно, совсем не ту, которая, как Фёдор Достоевский, воспевает «всемирную русскую отзывчивость».

Эта отзывчивость придавала нашей культуре «широкое общесоциальное значение, делала её духовной заступницей всех людей без социальных, национальных или религиозных различий» (4) .

Такая народная заступница новому правящему сообществу в принципе совсем не нужна! Ему нужна своя «собственная» интеллигенция - родная по духу, из когорты самовлюблённых, сильных и гордых людей ...почитателей учения о сверхчеловеке» Ф.Ницше, приверженцев гедонизма - французских материалистов Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, которые, развивая материалистическую теорию потребностей, и связывая с ними главную силу, заложенною в человеке природой, в наиболее полном удовлетворении потребностей видели конечную цель и смысл жизни.

Итак, назад к природе! Только там, оказывается, все блага достаются только сильным «хищникам» в человеческом облике. Гедонизмом (от греческого слова удовольствие) - его установками и настроениями охвачена вся Европа, а пожалуй - весь современный мир капитализма. Пора и обеспеченным россиянам, так сказать, приобщиться ...войти в современные «Сады Эпикура». Под торжество постмодерна в искусстве и под музыку стихов какого-нибудь современного Северянина ...когда-то воспевшего «ананасы в шампанском». Нужна интеллигенция, которая своих «интеллектуальных лабораториях» найдёт оправдание эгоизму и отчуждению торгово-промышленного класса от остального населения. Которая средствами искусства «оправдает» право сильного меньшинства помыкать слабым большинством. И, конечно, будет развлекать правящий класс в свободное время - самыми диковинными фантазиями, которые родятся в душе хорошо обеспеченного одинокого творца...

И эта «интеллигенция» в России появилась.

Новый правящий торгово-промышленный класс быстро организовал для неё издательства и гранты, выставки и литературные кафе, эстрадные шоу и театральные представления.

«Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него, скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда, порой, его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа.» (5)

Специалист по социальной психологии А.Н.Сухов выразился очень мягко. На самом деле, «социальное движение народа» прозападную часть российской интеллигенции не просто «меньше волновало», оно всегда её бесило, злило, выводило из себя.

Это негодование интеллигенция пыталась представить как борьбу с «тоталитарным режимом», с властью. Но совершено ясно, что её не устраивал сам советский проект жизнеустройства с привлечением большинства «низших» слоёв населения к активному социальному творчеству. Об этом они потом откровенно признавались в своих статьях-воспоминаниях, опубликованных в журналах «Знамя», «Новый мир» в течение последних двадцати лет.

В советское время, образно говоря, творческие люди «либеральных взглядов» плыли с народом в одной лодке, но всё время - гребли вёслами в противоположную сторону.

В наши дни - эти либеральные «гребцы» - оказались востребованными.

Их первостепенная задача - развенчать все духовные ценности, понятия, верования,  которые еще совсем недавно объединяли самые разные социальные слои в единый народ. И понятно почему! В больших социальных группах, как считают учёные, существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это нравы, обычаи и традиции. (6)

В наше время - «большими группами» можно считать всех бывших советских тружеников - рабочих и крестьян, их детей и внуков, которые остались без общенародной собственности - между нищетой и обеспеченными слоями населения. В них еще теплится заряд «советскости». Он тревожит, даже пугает нынешний правящий класс своей непредсказуемостью. Надо демонтировать, разрушить «регуляторы социального поведения», которые до сих пор не дают погибнуть коллективной душе народа!

Никто не сделает эту работу лучше, чем прозападная творческая российская интеллигенция. И её привлекли, «взяли в долю» российские богатые «реформаторы»!

В одной из рецензий, критик Валерия Пустовая очень своеобразно сформулировала понятие свободы, как её понимает нынешняя либеральная интеллигенция. «Свобода - то, что мы сами выбираем, не соглашаясь на заготовленные обществом роли и проекты».

Но это - самообман. Торгово-промышленный класс «заготовил» для творческой российской интеллигенции совершенно определённую роль поставщика полезного для бизнеса или развлекательного информационного продукта. И, естественно, готов оплатить только свой «заказ». Журнал «Огонёк» не напечатает материалов в защиту страдающего и беднеющего населения. А почему?

Ответ на этот вопрос - в конце каждого номера «Огонька». Там есть страница под названием «где можно почитать наш журнал». В ней перечень дорогих автосалонов, автосервисов, гостиниц, клубов и баров Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Посетителям этих заведений нужны публикации о проблемах российского среднего класса, развлекательная информация со всего мира. Их совершенно не интересует, что там выбирает «для себя» гордый «свободный художник» из числа либеральной интеллигенции. Пусть «выбирает», но за свой счёт!

Теперь можно подвести итоги всему вышесказанному: Дело Рябушинских живёт и побеждает. «Междусобойчик» под названием «российский капитализм» создан и действует. Все коллективистские духовные ценности, привычки, обычаи - вроде бы успешно разрушены. Тем самым, «расчищена» площадка для беспрепятственной деятельности правящего класса в триумвирате с кондотьерами-наёмниками и прозападной интеллигенций.

Победа достигнута, но какой ценой? В ходе «расчистки» - огромное количество патриотически настроенных, желающих работать людей - было полностью отстранено от активного участия в производстве и общественной жизни. Мыслящая часть общества - всё чаще осознаёт, что жить на отдельном «островке благополучия» в неспокойном океане под названием Россия - не так уж уютно и комфортно!

Образно говоря, «театр элитных актёров» создан, а приличной массовки нет! Вокруг, какие-то маргиналы, которые портят впечатление от происходящего на «сцене», от самолюбования «героев» спектакля под названием «Рыночная Россия». Да и зрителей благодарных - тоже очень мало... В крайнем случае, набирается только половина зала...

Что делать? Наверно, собирать народ вместе... в одну нацию. Сейчас - это такая «мешанина» типов и характеров, взглядов и экономических интересов что, кажется, их примирить невозможно!

Но это не так! Коллективную душу народа надо «будить» общенародными проектами... За «Бессмертным полком» должно последовать что-то масштабное в экономике, в культуре, в других сферах. Надо не бояться пробовать. У нас - всё получится, но, только если мы привлечём к коллективному творчеству другие социальные слои и договоримся об общих духовных ценностях ...

Не так давно, на встрече с Президентом РФ, рок-музыкант Юрий Шевчук призвал к созданию гражданского общества. Он назвал отличительный признак такого общества: все - равны перед законом!

Это - тоже самообман! Правящий торгово-промышленный класс, вместе с интеллигенцией все законы делает «под себя», и «для себя»! Благодаря своим депутатам, управленцам - устанавливают такие тарифы, льготы и запреты, условия кредитования, в общем, такой правовой режим, при котором очень большое число российских граждан в это самое «гражданское общество» реально попасть просто не может! Всем этим набором демократических прав могут воспользоваться только коммерческие предприятия, издания.

Так что, первым делом, нужно «впустить» в российское гражданское общество ту часть населения, которая пока пользуется «остатками с барского стола», получает зарплату или пособия ниже фактического прожиточного минимума. «Впустить», значит, обеспечить тот минимум благосостояния, который имеют работающие граждане всех развитых капиталистических стран! Тогда заработают и равные демократические права для всех!

 

Приложение:

1) С. Чупринин. Знамя, 2017 г. № 2. С.198

2) Сергей Кара-Мурза. «Гражданская война в России», М., 2014 г. С. 273

3) Г. Лебон. «Душа толпы». Социальная психология. Хрестоматия. М., 2000 г. С.42

4) А.Н.Сухов. Реальная социальная психология, М.,2004 г.С.86.

5) Там же. С. 258

6) Г.М.Андреева. Социальная психология. М., 2002 г. С.151

 

Примечание:

*) А.И. Гучков - лидер партии «Союз 17 октября». Председатель III Государственной думы, член Государственного совета. Военный и морской министр Временного правительства.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Lucia : Re: «Свои» и «чужие»
2017-06-18 в 22:36

Интеллигент, конечно, интересное создание. но почему здесь изучают только его?

Потому ли, что крестьян и рабочих не осталось? Но и интеллигенции - кот наплакал. Кто же эти загадочные массы народа, снующие по улицам?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме