Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О частоте причащения

Протоиерей  Михаил  Труханов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 07.06.2017


Слово пастыря …

 

От редакции. Эту статью нам прислал наш постоянный автор и друг иерей Сергий Чечаничев, сопроводив следующим письмом: «На РНЛ в некоторых статьях и на форуме были жаркие споры на тему частоты причащения. Предлагаю к публикации статью прот. Михаила Труханова ( 2006), которую, как говорится, хотел бы сам написать. Статья из самиздатовской книги - без выходных данных. Набирал на компьютере вручную, поскольку в интернете не нашел и поэтому прилагаю сканы статьи и содержания книги. Сноски, орфография и пунктуация - автора. Так же посылаю и биографическую справку».

***

Общее причастие за каждой литургией было нормой в Древней Церкви. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в Литургии.

 

Литургия совершалась по воскресным дням (Учение 12 апостолов, Апология Иустина Мученика, ср.: Деян.20.7). В IV веке Евхаристия совершается и в субботу в Александрии и вообще в Египте, в Малой Азии и в Константинополе.

 

В некоторых же общинах Церкви причащение было более частым. Так св. Василий Великий в письме к Кесарии, жене Патриция, пишет: «Причащаемся 4 раза каждую седмицу - в день Господень, в среду в пяток и в субботу; а также и в иные дни, если бывает память святого, но «хорошо преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову». Обычай ежедневного причащения был распространен и в Риме, и в Испании.

 

Небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мирским», побудило церковь принять решительные меры. Так, 21-е правило Ельвирского собора(305 года), 2-е правило Сардикийского собора (343 года), повторенное 80-м правилом Трульского собора (692 года) извергает из клира и отлучает мирян, «не приходящих к литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц».

 

А вот Правила Феодора Студита:

Правило 6. О том, кто по неведению не причащается. Тот, кто свыше 40 дней без епитимий оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимий в течении 40 дней.

Правило 41. Если кто в день Литургии не причащается, то должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов.

Правило 62. Монах или мирянин, не находившийся под епитимией и по своей небрежности 40 дней не приступавший ко причастию, должен быть отлучен от Церкви на один год[1].

«Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный; а если в иной день бывает литургия, нет. Между тем, как монахам, а в особенности общежительным, если бы можно было бы, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Св. Тайн; а ныне редко и редко, где так причащаются[2].

 

Миряне стали приступать к причащению все реже и реже, находя предлог для извинения своего духовного нерадения и греха в необходимости особого приготовления, забыв призыв св. Кирилла Иерусалимского, обращенный к просвещенным: не отторгай те себя от причащения; не лишайте себя священных и духовных сих Тайн ради греховной скверны. Забылись и слова прп. Иоанна Кассиана: «Мы не должны устранятся от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надо приступать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой Благодати, мы желали более врачества для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достояно принимать причащение, как некоторые делают..., а лучше бы думать, что эти таинства сообщением Благодати делают нас чистыми и святыми. Они больше подлинно гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется, потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. Гораздо правильнее было бы, если мы - с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, - каждый воскресный день принимали бы их для уврачевания наших недугов; нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что после годичного срока, бываем достойны принять Их. Беспрестанно повторяют, что они недостойны, а между тем ничего не предпринимают, чтобы сделаться достойными».

 

Но еще во второй половине ХI  в. Митр. Киевский Иоанн II (+1089), вероятно следуя константинопольской практике, в своей «Заповедь святых отец к исповедующимся сыном и дщерям» говорит о причащении в великие праздники и во все воскресные дни Святой Четыредесятницы всего насчитывая до 33 дней в год. Однако, видимо, ввести или удержать практику частого причащения было весьма трудно. Свт. Феофан Затворник пишет: «Много нас теребят по поводу частого причащения. Не смущайтесь... И всем следовало бы так желать, но не вошло это у нас в обычай.

На Востоке христиане часто причащаются, не в одни великие посты, но и кроме их. Первоначально же в Церкви Христовой за всякою литургиею все причащались.

На всякой литургии священнослужитель всех приглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Следовательно, на всякой литургии можно приступать...

У нас иные говорят, что грех часто причащаться; иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться... Не обращайте внимания на эти толки и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничто же сумняся. Старайтесь только всячески приготовляться, как должно и приступать со страхом и трепетом, с верою, сокрушением и покаянными чувствами»[3].

 

Прав. Иоанн Кронштадтский говорил о себе: «Нуждаясь крайне в ежедневном причащении Святых Тайн, я почитаю за великое лишение, если не причащусь». И других наставлял приступать к причащению, как можно чаще. Одни у него причащались ежемесячно, другие еженедельно, а отдельные лица - каждые два-три дня; монашествующие же - ежедневно. В лице св. прав. Иоанна Кронштадтского мы усматриваем того, кто по промыслу Божию возвращает нас к полноте христианской жизни, которой не может быть без более частого причащения, без стремления к нему.

 

Вошедшее в обычай редкое причащение всегда сознательными христианами почиталось, как упадок духовной жизни. Что же касается недостоинства, то - достойных ведь нет! И было бы пагубой для человека, если бы он вдруг признал себя достойным причащаться[4].

 

«И никто не должен признавать себя достойным причащения, - читаем мы в «Руководстве к духовной жизни» прпп. Варсонофия и Иоанна), -  а говорить: я недостоин, но верую, что освящусь причащением... Не воспрещай себе приступать, осуждая себя, как грешного; но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостоивается отпущения грехов. Итак,  признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибающего».

Возрождение человека к духовной жизни, преображение окружающего мира, т.е. общества в целом и среды обитания, просто немыслимо без всемогущего  спасительного единения со Христом: - молитвенного и в особенности евхаристического.

В царское время Министерством Юстиции был издан «Устав о предупреждении и пресечении преступлений. 20 статья его требовал от всех христиан, по крайней мере, раз в год «бывания» у исповеди и причастия (чиновники - в знак своей верности правительству - обязывались по своим департаментам приносить справки об этом). Такое государственное требование, сначала узаконенное в борьбе с расколами и преступлениями, было принято и проводимо Русской Православной Церковью (что и нашло свое отражение даже в «Учебном Катехизисе»).

Прав. Иоанн Кронштадтский по этому поводу пишет: Весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко говеют, каются, и причащаются христиане; может быть и наполовину не говели бы, если бы закон гражданский не повелевал ежегодно быть всем у исповеди и Святого Причащения».

Удивительно, что многие священнослужители в упорном невежестве ссылаются до сего времени на «авторитетное» постановление Синодального времени, рекомендуя верующим причащаться раз в год[5].

Может ли быть вполне достаточным для нас, согрешающих ежедневно,  такое редкое причащение? Вспомним слова Христа Спасителя: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Господь прикровенно дал нам понять, что через три дня после Святого Причастия нам следует снова подкреплять свои силы Хлебом жизни[6].

Конечно, души, живущие напряженной духовной жизнью, чувствуют евхаристическую жажду и голод. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа мой к Тебе, Боже!» (Пс.41:2).

К сожалению практика редкого причащения оказалась для многих возведенной чуть ли не на степень канонического «правила». Развилась излишняя, прямо-таки нездоровая мнительность (боязливость), и нередко она отгоняет членов Церкви от причастия на много лет, о чем говорил еще митрополит Сергий (впоследствии ставший патриархом). Известно и печальные факты отказа со стороны священников в частом причащении и недопущении к Святой Чаше в «Светозарную ночь» Святой Пасхи. В некоторых случаях ревность о достойном причащении объяснима борьбой с небрежным отношением к Таинству, выражающемся в легкомысленном желании поскорее «отговеть» в Пасхальную Ночь[7]. Тот же, кто приобщается часто, часто  очищает и совесть свою таинством покаяния, а возобновляя при этом скорбь и сокрушение о содеянных грехах, он напечатлевает в душе своей спасительный страх Божий, удерживающий его от греха. По мере частого приобщения добрые расположения и добродетели приобретают большую силу и становятся потребностью души. И, таким образом, часто причащающийся приобретает расположение с усердием исполнять заповеди и жить по-Божьи.

Сама готовность наша вступить в общение со Спасителем дисциплинирует наше поведение, наше хождение «путем заповедей» Божиих (ср.:Пс.118:32). Воспитывая себя в благочестии и чистоте, человек начинает сознавать, что его личных усилий в этом недостаточно; потому он настойчивее, в смиренной молитве, обращается за помощью и подкреплением к Спасителю - Иисусу Христу.

Желание вести христоподражательную жизнь побуждает воспитывать в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5), а это недостижимо без освоения непрестанной молитвы и частого соединения с ним в Таинстве Причащения. Чем выше духовная жизнь человека, тем острее он ощущает голод своей души по пище духовной - по причащению Тела и Крови Христовой. «Мы,  - пишет прп. Феодор Студит, - всегда приготовляя себя ко Святому Причащению, удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем  всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной»[8].

Обращаясь  к верным, молящимся за Литургией, но по нерадению своему  не приступающим ко Святому Причащению, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Слышите говорящего священнослужителя: «Елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елице вернии, паки и паки миром Господу помолимся». То есть отыдите не могущие молиться. Ты же ли стоиши бесстудно? Но ты неси от сих, но от могущих причаститеся. И тако ли ничесоже печешися? Тако ли за ничто вменяеши вещь?

Всяк не причащающийся тайнам, бесстуден есть и срамно стоящ. Ты пришел еси, песнь воспел со всеми, исповедовал себя быти из числа достойных, поколику с недостойными не исшел еси; како убо пребыв и не причащаешися Трапезы? Недостоин есмь, глаголеши; так недостоин ты и общения молитв; не только бо чрез предлежащия тайны, но и через песни возглашаемые дух отовсюду снисходит (подавается). Посему недостойного недостойны суть и очеса зрении сих, недостойны и слухи его».[9]

Отсюда и вывод (по бл. Августину): если грехи человека не таковые, чтобы он подлежал отлучению от причащения, то он не должен удалять себя от повседневного врачевания Господня Тела[10].

Чем ближе человек подходит к свету, тем больше он освящается им; чем ближе он тянется к огню, тем теплее ему становится; чем ближе человек подступает к святости, тем более он и освящается.

Итак, чем более часто человек тянется к Богу, вступая в общение через Святое Причастие, тем больше он при этом и получает от Бога света, тепла и святости.

Друже! Если ты станешь делать достойным свое причащение два или три раза в год, то станешь ли делать достойным его и более часто посредством - по слову св. Иоанна Златоуста - поддержания своей личной всегдашней готовности и смиренного сознания своего личного недостоинства.

Но что же останавливает нас принимать Святое Причащение? Ответом на это служит наша беспечность, наша леность. Мы до такой степени отдаемся грехам, что оказываемся неудовлетворительно подготовленными к тому, чтобы приступить к Таинству[11].

Есть и другая точка зрений на эту проблему. Люди на самом деле не хотят следовать заповедям Божиим. Когда же мы решим повиноваться воле Божией, тогда весьма благотворно для души принимать Святое Причастие - как дело благое, благоприятное, соответствующее заповеди Божией.

Причащаться же только три раза в год - не есть послушание заповеди и не есть вполне достаточное благо для человека. Поэтому такое обыкновение - само по себе уже не благо, и не благи его последствия.

Подобно всем остальным заповедям Божиим, требующим для своего исполнения надлежащего времени (как говорится у Екклезиаста 3.1: «всему свое время»), оставлена и нам заповедь - принимать в надлежащее время Святое Причастие, а это надлежащее время соответствует моменту, когда священнослужитель восклицает: «Со страхом Божиим и верою (и любовью) приступите». Разве это слышишь только три раза в год? Нет, друже. Имеется и еще одно соображение.

Каждый человек хотя бы два или три раза в день должен что-то есть, чтобы его материальное тело могло существовать. Ужели же, несчастная душа у человека должна лишь три раза в год (или того хуже, лишь однажды) вкушать пищу, которая сообщает душе жизнь, и делает человека способным жить духовной жизнью?

По слову Христа Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53,56).

***

Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился 14 сентября 1916 г. в селе Большая Тарасовка Клинцевского района ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. В 1929г.семья перехала  в Туркестан. Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно», а мы - бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать. Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии.

В 1937г. Михаил,  едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.

Приехав в Москву, Михаил поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился - просил Господа, дозволить ему хоть три  - четыре года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.

25 февраля 1941г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован.

Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичка, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Св. дары и поддерживала его все 15 лет его заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации он едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.

В 1958 г архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С октября 1963 г о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год - заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967г. он получил степень кандидата богословия.

Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г был храм свт. Николая в Пушкино.

В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него не утешенным и не накормленным.

В 1993 - 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры».М. 1993.; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста». М. 1993.; «Прикосновение любви» М.1994.; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». М. 1995 и др.

С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам. Скончался о. Михаил 16 марта 2006г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

По материалам источника:

http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2011-god/protoierei-mihail-truhanov-.html

 



[1] Творения прп. Феодора Студита. СПб, 1908, т.II, с. 848,850,852

[2] Прп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896, с.221. У католиков есть молитва ко Христу Спасителю, в которой говорится: « О всеблагий Иисусе!.. те, кто при твоей помощи находится уже в любви Твоей, да приступают - если возможно - к ежедневному причащению, в котором почерпнут исцеление от прегрешений каждого дня, и пищу, укрепляющую жизнь в благодати, и, очищаяся таким образом, все более и более достигают вечного блаженства в небе. Аминь». (Пий Х).

[3] Свт. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни, с.391

[4] Александр, архим., Пути Христовы, Париж, 1969, с.90

[5] Существовал Указ императора Петра I от 1718 года о составлении исповедных росписей: о бывших у исповеди, о небывших у исповеди и о раскольниках. Росписи повелевалось представлять по Консисториям.

[6]Н.М. Сахаров. Письма к иеромонаху Пимену. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра, 1950, с.168

[7] Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика. В сборнике «Живое предание». Париж, 1935,с.176,178-179,191-193.

 

[8] Прп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896, с.222.

[9] Св. Иоанн Златоуст. Беседа 3 на Еф.

[10] Макарий Нотарас, архиеп. Коринфский (друг прп. Никодима Святогорца, +1809). Перевод с английского. Логос, 1971,XII,р.21

[11] О почти ежедневном причащении говорит и свт. Григорий Палама (+1359). См. Мейендорф И., свящ., Григорий Палама и православная мистика. Париж, 1969,с.81



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 25

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

25. eka : Существовал Указ императора Петра I от 1718 года о составлении исповедных росписей: о бывших у исповеди, о небывших у исповеди и о раскольниках.
2017-06-08 в 17:58

полная нелепость. Даже если можно предположить что велась статистика, то во времена ПетраI она была физически не выполнима, это нужны были бланки, способы доставки и самое главное способ обработки информации. Если что Государь и указывал, то в частном порядке. Статистика появилась относительно недавно, в том виде в каком мы её видим благодаря (к сожалению) развитию вычислительной техники....
24. eka : Ответ на 20., М.Яблоков:
2017-06-08 в 16:30

После такой статьи думаю утихнут всякие споры. Ув. Редакции и Иерею Сергию: «Мно́гая ле́та!»Я тоже рад. Хорошо, что такие статьи появляются. Есть возможность доказать их полную несостоятельность )


с доказательствами пока не сложилось, но останавливаться не нужно. Чем больше будешь доказывать тем очевиднее будет твоё заблуждение. У тебя проигрышная позиция, ты хочешь умом постичь Таинство....
23. М.Яблоков : Ответ на 22., Lucia:
2017-06-08 в 10:48

Чем так привлекательны секты для некоторых людей?Это непростой вопрос. Хотя основа - гордыня.А может, это духовное мещанство?


Скорее всего духовная прелесть.
22. Lucia : Ответ на 18., М.Яблоков:
2017-06-08 в 10:44

Чем так привлекательны секты для некоторых людей?Это непростой вопрос. Хотя основа - гордыня.



А может, это духовное мещанство?
21. М.Яблоков : Ответ на 16., Lucia:
2017-06-08 в 08:16


Зато у них самые лучшие адвокаты )
20. М.Яблоков : Ответ на 13., eka:
2017-06-08 в 08:04

После такой статьи думаю утихнут всякие споры. Ув. Редакции и Иерею Сергию: «Мно́гая ле́та!»


Я тоже рад. Хорошо, что такие статьи появляются. Есть возможность доказать их полную несостоятельность )
19. eka : Ответ на 17., Lucia:
2017-06-08 в 07:41

Матушка, Вы - достойная ученица прот. Александра Шмемана. Не удивлюсь, если Вы войдете в кочетковскую общину...Чем так привлекательны секты для некоторых людей?


В нашей стране секта это как клуб футбольных болельщиков, 22 дурака гоняют мяч, бессмысленная и тупая игра, а народ фанатеет. Фанаты устраивают погромы, бесчинства, хулиганят везде и ничего им за это не бывает. Всё организовано и придумано с верху. Но, по последним наблюдениям, футбол в нашей стране уже начал доживать последние дни (что не может не радовать). Думаю подобное произойдёт и с сектами . Недавно на похоронах одного афериста Гузара (патриарха всея украины грекотатолика) справедливо заметил, что пришло помянут его только 6 человек! (из прихожан), так на меня обиделось всего два человека, написали там нехорошее. И это за "пастыря" страны 220ти миллионного населения, которые умудрились ложками выкопать чёрное море. Слабеет бесовская нагрузка. Даже один известный сектовед Дворкин Александр Леонидович, который живёт по принципу: "если секты нет, то мы её обязательно придумаем", уже давно куда-то пропал. Сложное занятие, секту нужно организовать, возглавить, финансировать и многое другое, но финансы уходят все на агентурную работу и тролль центры. Они поменяли тактику: пришли к выводу, что с народом им УЖЕ НИЧЕГО НЕ СВЕТИТ!, РЕШИЛИ ОТЫГРАТЬСЯ НА СВОИХ СОТРУДНИКАХ!!! На Украине столько тролль центров пооткрывали, где люди пишут матерные слова на Патриарха, Церковь итд. Разумеется финансирует их Украинское правительство, напрямую финансирует хулу на Бога. Это не трудно заметить в интернете, это видно на каждом шагу. Может быть ошибаюсь, но это удар по своим сотрудникам, а их там работает тьма.....
18. М.Яблоков : Ответ на 17., Lucia:
2017-06-08 в 07:41

Чем так привлекательны секты для некоторых людей?


Это непростой вопрос. Хотя основа - гордыня.
17. Lucia : Ответ на 9., М.Яблоков:
2017-06-08 в 02:08

Матушка, Вы - достойная ученица прот. Александра Шмемана. Не удивлюсь, если Вы войдете в кочетковскую общину...



Чем так привлекательны секты для некоторых людей?
16. Lucia : М.Яблоков:
2017-06-07 в 20:42

15. Lucia : Ответ на 9., М.Яблоков:
2017-06-07 в 18:43

Матушка, Вы - достойная ученица прот. Александра Шмемана. Не удивлюсь, если Вы войдете в кочетковскую общину...




Как секта может быть привлекательна?
14. Сергей Швецов : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 18:34

Кто постится, как Студит, пусть и причащается, как Студит. Одновременный отказ и от хлеба земного, и от Хлеба Небесного - антиаскетическая дикость.
13. eka : О частоте причащения
2017-06-07 в 18:04

После такой статьи думаю утихнут всякие споры. Ув. Редакции и Иерею Сергию: «Мно́гая ле́та!»
12. Василий В.В. : о причасти без Чаши
2017-06-07 в 17:35

«Со страхом Божиим и верою (и любовью) приступите». Разве это слышишь только три раза в год? Нет, друже. Имеется и еще одно соображение.


По слову Христа Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53,56)."

Разве верный не может причаститься Плоти и Крови Сына Человеческого, не " приступая " к Чаше. Выше обозначенный отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна как раз и говорит о том, что такое Причастие возможно. В Евангелии от Иоанна при описании Евхаристии ничего не говорится о хлебе, вине и о чаше. Так почему же все уверены в том, что причащение возможно только тем способом, о котором идет речь в описании Тайной Вечери? В Евангелии от Иоанна от описания Тайной Вечери оставлен только небольшой фрагмент, в котором хлеб не назван Плотью, а вино - Кровью Христа. Вкушает " обмакнутый кусок хлеба " там ( Ев.Ин.гл.13.)только Иуда.

В первые века христианства причащались за каждой Литургией тем способом, который описан в трех первых книгах Евангелия, а исповедовались редко и только в смертных грехах в соответствии с процедурой примирения и присоединения к Церкви, которая описана в Евангелии от Матфея. Постепенно, причащаться стали реже, а исповедоваться - чаще. Произошло это не в силу оскудения веры, а в соответствии с промыслом Бога, о котором отчасти можно узнать из структуры четвероевангелия, продвигаясь от Евангелия от Матфея к Евангелию от Иоанна. В Русской Православной Церкви принято причащаться не часто, а исповедоваться перед каждой Литургией, что и будет соответствовать завершающим ( а не начальным ) этапам становления и развития Церкви. Обновленцы хотят повернуть время вспять и хотят аннулировать все то, что было сформировано и развито Церковью в течении почти двух тысяч лет. С помощью сверхчастого и частого причащения они борются с тем механизмом развития Церкви и человека, который заложен Богом в четвероевангелии. При определенных условиях частое причащение может стать формой богоборчества. Именно к такому причащению нас обновленцы и подталкивают, увлекая при этом в свои сети и в общем-то неплохих священников. Русская Православная Церковь делает особый акцент на том, что свойственно " концу ", а не " началу ". ( Идеологию и принципы заложенные в Евангелие от Иоанна должна Она раскрыть и реализовать, а не только продолжать осуществлять то, чему посвящено Евангелие от Матфея.)
Прошу прощения за краткость и скомканность объяснений. Тема очень обширная, и становится полностью понятной только при детальном и подробном объяснении.
11. Иоанна : Ответ на 3., Сельскiй бригадиръ:
2017-06-07 в 17:07

Так что их слова о том, что общественное богослужение имеет единственную цель — причащение, делают ненужными всенощные бдения с их литиями, полиелеями, стихирами и канонами



Похоже, для многих всенощные уже стали ненужными. Чтобы на всенощной перед Вознесением или Троицей в городе с двухмиллионным населением в храме было четыре священника и только полтора- два десятка богомольцев (описываю то, что видела совсем недавно) - это трагично и это, увы, не столь уж редкое явление. Зато к причастию утром - длиннющая очередь. Которая рассасывается на благодарственных молитвах - остается не более десяти человек. Рискую прослыть занудой, но все равно скажу:раньше такого не было. Еще пять-десять лет назад не было. На всенощной храм был полным не только перед праздниками, но и по субботам.
10. М.Е. : Ответ на 7., Ксения Балакина:
2017-06-07 в 16:37

... Община приходская может строиться лишь вокруг общей Чаши, вокруг Христа. И для приходов с серьезным духовным окормлением, которые реально устрояют общину, регулярное причащение необходимо. На самом деле, когда большинство прихожан приходят на праздничную Всенощную, исповедуются, вместе читают молитвы перед Причащением, с утра молятся на Литургии и приобщаются Святых Христовых Таин. А потом, опять же все вместе, выслушав благодарственные молитвы по Святом Причащении, садятся за общую трапезу – это очень важно для того, чтобы люди ощущали себя реальными братьями и сестрами во Христе.С другой стороны, читая этот (и не только) форум порой удивляешься (ужасаешься) духовным деформациям, кои имеют место на некоторых приходах, в том числе и безблагоговейному причащению всех подряд и без разбора.Но эти деформации не повод для осуждения тех, кто стремится к серьезной духовной жизни, в том числе к регулярному (мне претят термины "частое", "сверхчастое") Причащению. Потому что "регулярное" - это значит сообразное духовному состоянию.


Еще раз убедился, что матушка Ксения близка по духу обновленцам (и нынешним извращенцам-миссионэрам), несмотря на весь её пафос ... :(
9. М.Яблоков : Ответ на 7., Ксения Балакина:
2017-06-07 в 16:21

Матушка, Вы - достойная ученица прот. Александра Шмемана. Не удивлюсь, если Вы войдете в кочетковскую общину...
8. Ксения Балакина : Ответ на 7., Ксения Балакина:
2017-06-07 в 16:14

и спаси, Господи раба Твоего Сергия...


Иерея Сергия, простите.
7. Ксения Балакина : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 16:03

Даруй, Господи, Царствие Небесное протоиерею Михаилу и спаси, Господи раба Твоего Сергия...
Замечательная статья.
Я многажды писала на тему Причастия, повторю лишь некоторые моменты:
Община приходская может строиться лишь вокруг общей Чаши, вокруг Христа. И для приходов с серьезным духовным окормлением, которые реально устрояют общину, регулярное причащение необходимо. На самом деле, когда большинство прихожан приходят на праздничную Всенощную, исповедуются, вместе читают молитвы перед Причащением, с утра молятся на Литургии и приобщаются Святых Христовых Таин. А потом, опять же все вместе, выслушав благодарственные молитвы по Святом Причащении, садятся за общую трапезу – это очень важно для того, чтобы люди ощущали себя реальными братьями и сестрами во Христе.

С другой стороны, читая этот (и не только) форум порой удивляешься (ужасаешься) духовным деформациям, кои имеют место на некоторых приходах, в том числе и безблагоговейному причащению всех подряд и без разбора.
Но эти деформации не повод для осуждения тех, кто стремится к серьезной духовной жизни, в том числе к регулярному (мне претят термины "частое", "сверхчастое") Причащению. Потому что "регулярное" - это значит сообразное духовному состоянию.
6. М.Яблоков : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 11:33

Не только тем, кто отлучен от причастия, нельзя было вкушать антидор, но даже и оглашенным:

"Приношения для безкровныя жертвы, по употреблении нужнаго для таинства, да разделяют между собою принадлежащие к клиру: и да не яст и да не пиет от оных оглашенный, но токмо принадлежащие к клиру, и сущие с ними верные братия." (8-е каноническое правило Феофила, архиеп. Александрийского).

Т.е. антидор могли вкушать только верные и неотлученные от причастия, но непричащающиеся (!). Т.о. протестантский миф о том, что в древности ВСЕ верные причащались во время литургии, лопается как мыльный пузырь ))
5. М.Яблоков : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 10:35

Дополнение.

Канонические "Ответы" Николая III Грамматика, патриарха Константинопольского.

Правило 10-е.
"Вопрос. Может ли вкушать от принесенных на жертвенник просфор тот, кому воспрещено причащаться?

Ответ. В житии св. Феодора Сикеота говорится, что таковым это возбранено."

Св. Феодор Сикеот, в житии которого говорится, что не может получать антидора в церкви тот, кто недостоин св. причастия, - был архимандритом нескольких монастырей в Галатии и епископом анастасиопольским. Прославился он многими чудесами и умер в 613 году.
4. Сельскiй бригадиръ : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 10:30

Вот ещё слова прот. Владимира Правдолюбова о частоте причащения:

В «Православном исповедании» митр. Петра Могилы говорится: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно раз в год» (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

2. Вопрос о частоте причащения решен уже давно — всей Церковью. Но наши младостарцы, считая себя равными если не св. Иоанну Крон­штадтскому, то, по крайней мере, о. Иоанну (Крестьянкину), дерзают решать этот вопрос по своему усмотрению и диктаторски навязывать свое решение прихожанам.

В споре о том, как часто надо причащаться, полемика дошла до абсурдного предела — раз в две недели? раз в неделю? каждый день? При этом говения, поста и вообще никакой подготовки не требуется. Коснемся толкования православными полемистами 8-го и 9-го правил св. Апо­столов. Оппоненты считают, что они (то есть 8-е и 9-е правила) «говорят именно о том, что нельзя уходить с Евхаристии, не причастившись». Ну что же, приведем правила в точном синодальном переводе. 8-е правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения церковного, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, акибы неправильно совершал». Надо помнить, что в те времена евхаристические молитвы произносились экспромтом, поэтому и возникла такая каноническая норма — члены клира, причащаясь, показывали народу правильность совершения таинства. А вот 9-е правило: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». (Книга правил. М.: Синод. тип., 1894. С. 12–13). Похоже, что и тогда были книжники-интеллигенты, подобные афинянам, желающим услышать что-то новенькое (см. Деян. 17, 21 и далее). Они приходили в церковь послушать писания и, видимо, соответствующее поучение, затем расходились, обсуждая красноречие проповедника, не считая для себя обязательным присутствовать на общей молитве до конца. Таких бесчинников правило и осуждает. Как видим, в вопросе о причащении существует разделение на клириков и мирян. Если первых 8-е правило обязывает причаститься, причем не для личного спасения и тем более не для «актуализации» единства, а для практической нужды, чтобы доказать правильность совершения таинства, то 9-е правило (что бы о нем ни говорили проповедники сверхчастого причащения) требует от прихожан присутствия на литургии до конца. Если бы требовалось обязать всех присутствующих — и священников и мирян — причащаться, достаточно было бы одного правила, так как и к клиру, и к приходу предъявлялось бы одинаковое требование. Следует отметить, что если канонические правила противоречат взглядам почитателей о. Шмемана, то они ничтоже сумняся сразу объявляют их «позднейшими наслоениями», противоречащими «апостольскому преданию». Итак, современными неофитами слишком уж вольно истолковываются и Священное Писание, и канонические правила, и творения отцов и учителей Церкви, что приводит к печальным последствиям.

Прот. Шмеман и его нынешние последователи считают, что мое стремление к личному спасению и усердное приготовление к причащению есть дело второстепенное, а может быть, и ненужное: все равно достойным не станешь. А главное — «актуализация» (проще говоря — демонстрация) нашего единства с Церковью, из которого я выпадаю, если сегодня вместе со всеми не причастился. При этом не так уж важно усердно поститься, молиться, простаивать все службы, пытать себя, достоин ли ты или не достоин — все это «позднейшие наслоения», древняя Церковь их не знала. Так происходит расцерковление, подобное тому, которое произвел Лютер и прочие протестанты. Такие взгляды делают ненужной и всю святоотеческую литературу: Добротолюбие, авву Дорофея, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника — всю выстраданную веками борьбы с грехом школу этой борьбы.
http://www.blagogon.ru/digest/141/
3. Сельскiй бригадиръ : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 10:27

Прот. Владимир Правдолюбов пишет:

Необходимо рассмотреть и еще одну ошибочную идею: «Нет смысла в посещении литургии, если не причащаешься», и что простое присутствие за литургией без причащения есть просто «нонсенс». Готов согласиться, что «посещение» литургии и «простое присутствие» на ней есть «нонсенс». Но мы приходим на литургию, и вообще на службу, молиться. Интересно, что бы ответили проповедники сверхчастого причащения, если бы их пригласили на молебен с акафистом Николаю Чудотворцу? Так что их слова о том, что общественное богослужение имеет единственную цель — причащение, делают ненужными всенощные бдения с их литиями, полиелеями, стихирами и канонами, а также крестные ходы, поклонения мощам, паломничества к святым местам, то есть в духе протестантизма обедняют многоцветущую жизнь Церкви.

Но скажут — мы не об этом, мы говорим о литургии в собственном смысле. Тогда спросим: «Придя на литургию, просфоры с записками о здравии и упокоении будете подавать? А если будете, то какое отношение это имеет к причащению?» Совершенно ясно, что литургия имеет гораздо более широкий смысл, чем одно только причащение. На литургии мы исповедуем свою веру и единство в ней (этой цели служит, в частности, молитва за Первоиерарха и местного Владыку — придя в чужом городе в незнакомую церковь и услышав имя Святейшего Патриарха Алексия, вы можете спокойно в этой церкви молиться). Литургия содержит и научение истинам веры и молитву во всем ее многообразии: славословие («Тебе поем, тебе благословим»...), благодарение (...«Тебе благодарим»...) и разного рода личные просьбы («и молим Ти ся, Боже наш!»). Мы молимся и о себе («прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим»), и о других людях («о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных»...), и не только общим наименованием (напр. «недугующих»), но и поименно. Центром литургии является преложение (пресуществление) Хлеба и Вина в Тело и Кровь Христову; причем это единственное неповторимое священнодействие литургии — все остальные, включая причащение, могут осуществляться и вне литургии. Причем, если во время литургии до вступления ее в главную часть священника позвали причастить умирающего, он обязан, дав задание в его отсутствие петь псалмы, оставить на время службу и спешно идти на причащение. Оно имеет в данном случае отчетливо выраженный частный характер (священник идет на требу, то есть на богослужение, совершаемое по требованию частного лица), что с точки зрения о. Александра Шмемана является надругательством над «таинством собрания».

Так что неправы сторонники сверхчастого причащения — нам есть смысл, и очень существенный, участвовать в Литургии, если даже мы не готовимся во время нее причащаться.
2. М.Яблоков : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 10:22

"Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в Литургии"

Отнюдь не только находящиеся под запрещением в древности не причащались. Практика вкушения антидора (вместо причащения) имеет самое древнее происхождение, а антидор по канонам запрещено вкушать, находящимся под запрещением. Следовательно причащались и в древности не все, а только те, кто были соотвественным образом подготовлены к этому, остальные ограничивались антидором.

Любой "возврат" к древности есть неверие в Духа Святого, живущего в Церкви во все ее исторические периоды, начиная со Дня Пятидесятницы. Это протестантизм восточного обряда.

По сути дела подвергнута обструкции и осуждению 1000-я практика Русской Православной Церкви. С этим категорически согласиться невозможно! Как будто автор никогда не читал Катехизис свт. Филарета Московского и не знает сколько нужно раз в год причащаться, и что делает христианин во время литургии, когда не причащается...
1. Сельскiй бригадиръ : Re: О частоте причащения
2017-06-07 в 10:12

Старейший клирик Рязанской епархии протоиерей Владимир Правдолюбов пишет о частоте причащения для мирян:

Русскую Православную Церковь охватила эпидемия пропаганды сверхчастого причащения. При помощи этой пропаганды планомерно и настойчиво уничтожается православная практика подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Причем многие участники этой разрушительной работы искренне считают, что они делают Божие дело, полезное и даже необходимое для Православной Церкви (см. Рим. 10, 1–3). Я не замечал масштабов бедствия, так как всю жизнь прослужил на приходе маленького провинциального города, где трудами моих предшественников, почти сплошь новомучеников и исповедников, хотя большинство их не прославлены поименно, сохранилась для меня и моих сослуживцев живая практика Православной Церкви. В наших местах усердные христиане причащались каждый пост, в Великий два раза, на первой и страст­ной седмицах. Старые и больные из них брали у священника благословение «не выходить из шести недель», то есть причащаться каждые сорок дней. Естественно, причащение предварялось недельным говением, включающим пост (постом — усиление его), стояние всех церковных служб (конечно, по возможности), чтение Священного Писания и святоотеческих творений, помогающих испытанию совести, и как итог — исповедь и правило. Послабление допускалось тем, кто давно не причащался. Им говорилось, что нужно причащаться хотя бы раз в год, и разъяснялось, как нужно к причащению готовиться. Умирающих причащали так часто, как они пожелают. Строгим правилом священника было — к желающему причаститься умирающему идти в любое время дня и ночи. Конечно, если человек вот-вот умрет, он причащался невзирая на то, что он сегодня поел.

И только изредка мне приходилось сталкиваться со стремлением причащаться более часто. Первый случай, если правильно помню, был где-то в начале шестидесятых годов теперь уже прошлого столетия. Одна женщина сказала мне: «Батюшка, мне благословлено причаститься три раза в один день. Как это организовать?» После такого ошеломляющего обращения я довольно долго с подобными просьбами не встречался. Только в конце шестидесятых наши священники, видимо, под давлением столичной практики, через меня задали вопрос «Как часто можно причащаться?» жившему в Сухуми бывшему духовнику Глинской пустыни отцу Серафиму Романцову. Отец Серафим ответил: «Наши схимники причащались раз в месяц — чаще не надо!» К стыду своему я только потом обнаружил эту норму в Филаретовском катехизисе. Несколько позднее до нас дошло известие, что собор старцев Псково-Печерского Успенского монастыря благословляет причащаться не чаще чем раз в две недели.

Полностью см: http://www.blagogon.ru/digest/141/

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме