Сто лет без революции

Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»

Бывший СССР  100-летие революции  Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»  
0
448
Время на чтение 21 минут

Вступление

Близится столетие Октябрьской революции. Разумеется, при всей противоречивости оценок данного события, необходимо признать, что оно значительно повлияло на весь уклад жизни страны и оказало влияние на ход истории в целом. Приближение «столетнего юбилея» вызывает различную реакцию и даже наводит на мысли о том, что возможно повторение или продолжение революции.

С одной стороны, данные опасения понятны, поскольку в данный момент своего развития находится в кризисе, а кризис является благоприятной почвой для революционных настроений. С другой стороны, опыт революционных преобразований оказался весьма болезненным и существенная часть населения вряд ли склонна пережить его вновь.

В данном тексте мы предприняли попытку показать, что революция в том виде, в котором она произошла, вряд ли повторится. В то же время, мы предложили на рассмотрение тот основной фактор, который, по нашему мнению, может привести к резкому нарастанию социальной напряжённости и вызвать явления, близкие по форме к революции.

Для начала нам представляется логичным обосновать, что явление октября 1917 года - это именно революция, а не переворот, как иногда считают. По нашему мнению, отличие революции от переворота заключается в том, что первая оказывает существенное влияние в первую очередь на базис, т.е. на экономические и производственные отношения. Переворот, обычно, затрагивает только надстройку (культуру, идеологию). Не вызывает сомнений, что в 1917 году произошло изменений базиса. Капиталистическому укладу пришёл на смену социалистический, пусть даже и в «зачаточной» форме. Обобществление средств производства явилось катализатором изменений в других областях. После революции страна стала явно другой, образы дореволюционной и послереволюционной России разительно отличаются, и в этом ни у кого нет сомнения.

Настоящая работа состоит из трёх частей.

В первой части на основании анализа такого качества, как смирение, показано, что данное качество, являясь основным в духовном устроении российского народа, поможет избежать революций, по крайней мере, в ближайшее время.

Вторая часть, в свою очередь, призвана привлечь внимание к недостаткам современной образовательной системы, которые приводят к воспитанию дисгармоничных личностей, слабо подготовленных к конструктивному решению проблем и конфликтов и, таким образом, представляющих собой потенциальный объект для манипуляций различными политическими силами, в том числе, радикально-экстремистскими, не гнушающимися насилием при достижении своих целей.

Третья часть работы рассматривает роль лидера страны в архетипической перспективе и ставит вопрос о том, насколько деятельность главы государства (применительно к России) является определяющей в политической жизни страны и, следовательно, в возможности или невозможности осуществления революционных преобразований.

1. Смирение как антипод революционности

Итак, свершившаяся в 1917 году революция повлияла на дальнейшее развитие страны, и в то же время многие слои населения её поначалу не приняли. Как же так? Ответ на этот вопрос кроется в глубинном устроении психологии русского народа. Дело в том, что ведущим духовным качеством российского народа является смирение, а революция, как известно, представляет собой бунт, протест против существующего уклада жизни. Большевики, как это ни парадоксально, просто «подняли» власть, ибо представляли собой более или менее единую силу, которая была способна взять на себя полноту власти. Остальные силы не были достаточно консолидированы. Временное правительство, являвшее собой на тот момент оплот русской демократии, утрачивало свою силу. Неэффективность Временного правительства, не смогшего наладить экономическую и производственную деятельность в стране, дала большевикам карты в руки, и, в конце концов, им удалось провести вооружённое восстание и взять власть. Конечно, на тот момент восстание не выглядело революцией, и большинство населения просто не понимало, к чему, в конце концов, приведёт победа большевиков.

Обратимся теперь к анализу понятия смирения как духовного качества русского народа - качества, которое испокон веков удерживало русский народ от крайних, революционных преобразований (мелкие бунты не в счёт).

Изначально данное понятие использовалось в религиозных текстах и религиозных традициях, в том числе и тех, которые традиционно были распространены на территории России. В христианстве смирение также играет одну из центральных ролей. Смирение рассматривается в качестве антипода гордости. Синонимичными значениями слова «смирение» являются вкупе: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь. Примером смирения в христианстве являлся Господь Иисус Христос. В Новом Завете приводятся слова Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). При этом примером смирения для христианина является вся описанная жизнь Христа, на основе этических принципов, которые можно свести к следующим: 1) непротивление злу насилием; 2) милосердие к предателям и грешникам вообще; 3) покорность Воле Бога-Отца.

Изучение понятия «смирение» было осуществлено в трудах русских религиозных философов. Так, И.А. Ильин рассматривал смирение в качестве атрибута духовной жизни человека. Смирение является своего рода залогом того, что человек, осознавая собственное несовершенство, не замкнётся в нём, не будет заниматься самоуничижением и самобичеванием, а сможет, восприняв свою вечную нетождественность Богу и приняв её, стремиться, тем не менее, к самосовершенствованию и трезвению.

Несколько в ином аспекте анализировал смирение Н.А. Бердяев. В работе «О святости и честности» мыслитель рассматривал смирение скорее в негативном аспекте. Противопоставляя в рамках русского национального характера понятия святости и честности, мыслитель жёстко критиковал дуализм русской души, в которой честность стоит гораздо ниже святости, а в чём-то даже ей противоречит. «Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться» - такова формула, которая, согласно Н.А. Бердяеву, в концентрированной форме отражает суть русского национального характера. Смирение видится мыслителем как некий продукт общественной жизни народа. По логике Н.А. Бердяева, изменение общественных условий приведёт и к постепенному уменьшению смирения в человеке (что, кстати, подтвердилось в дальнейшем, в годы после революции). Отметим, что подобная трактовка (в рамках которой смирение противопоставляется честности и является своего рода «индульгенцией» для каждого отдельного человека) скорее соответствует тому, что русские болгословы называли «смиренничанием» и «лжесмирением».

Наконец в творчестве П.А Флоренского смирение рассматривается в качестве части практической жизни. Философ понимает смирение как некое правило, согласно которому в повседневной жизни христианин «смиренно должен делать дело, к которому приставлен, жить, как все, не высовываться, не гнаться за большими делами и как можно меньше рассуждать» . Таким образом, смирение в обыденной жизни сводится, по большому счету, к скромности и простоте, превосходящей гордыню и склонность к «бесплодному мудрствованию».

Как видим, понятие «смирение» никак не совместимо с революционными преобразованиями общества.

Таким образом, русские философы, несмотря на тот факт, что они рассматривали данное понятие в разных аспектах, они, тем не менее, придавали данной ценности важное, всеобъемлющее значение. Они трактовали смирение в качестве само собой разумеющегося условия существования христианства, развития человеческого существа и познания истины.

Проведённый анализ показывает, что в самом общем виде смирение (в отрыве от политического, идеологического и религиозного контекста) можно определить как принятие индивидом обстоятельств жизни, своей нынешней ситуации и себя самого такими, как они есть - трезво, без идеализаций и самообмана. Только в таком состоянии духа можно эффективно действовать в сторону изменения ситуации или, если ее невозможно изменить - в сторону изменения отношения к ней.

Если наполнить понятие смирения более конкретным содержанием, то оно, как нам представляется, должно выглядеть следующим образом:

1. Покорность Божьей Воле. Иными словами, смирение представляет собой признание того факта, что Творцом мира является Бог, от Которого в конечном счете зависит, наступит или не наступит то или иное событие и чем оно закончится.

2. Признание сложившегося на данный момент государственного устройства и государственной власти, соблюдение законности. Обратим внимание: признание не означает довольство. Признание означает лишь то, что человек трезво отдает себе отчет в том, что власть, государственное устройство и законодательство страны на данный момент - это отражение тех процессов, которые происходили в прошлом, а также знание того факта, что быстрые изменения в перечисленных областях невозможны или губительны.

3. Трезвый подход к собственной жизни. Это включает в себя осознание своих достоинств, недостатков, внимательное отношение к происходящим вокруг процессам, а также к тому, что творится в собственной душе человека.

В настоящее время, когда наблюдается возрождение интереса к православию и традиционным для русского народа ценностям, можно говорить о том, что революция вряд ли возможна. Всё-таки, русский народ ориентирован, прежде всего, на созидание, а не на разрушение. Дух революции - это, скорее, дух дьявола. Согласно имеющимся данным, более 80% населения считают себя православными, а для православного христианства, как нам представляется, бунтарство чуждо. По нашему мнению, развитие такого качества, как смирение, способствует сохранению и укреплению духовного и душевного здоровья. Когда народ в целом и отдельный человек в частности способен ясно оценивать сложившуюся ситуацию, он видит, куда ему двигаться дальше. Он спокоен, так как не нарушает законы государства, в котором живет. Он уверен в завтрашнем дне, поскольку знает - всё в конечном счете зависит от Всевышнего. Таким образом, он не тратит лишнюю энергию на самокопание и уныние, он занят делом и способен брать на ответственность: за себя (за свои действия или бездействие), за свою семью, за своих детей.

Следует отметить, что смирение - это не всегда покорность. Как сказал однажды в телеэфире протоиерей Дмитрий Смирнов, «смирение - это не ручки в брючки». В русской истории немало примеров, когда с помощью смирения народ преодолел огромные беды и выжил: войны, репрессии, революции. Смирение - великая сила, ценность которой в настоящее время крайне недооценивается. В то же время, культ агрессии, безудержного гнева, бунтарства, который насаждался и продолжает в значительной степени насаждаться средствами массовой информации, является глубоко чуждым русскому народу и русскому духу. Воспитание подрастающего поколения в духе такого рода «ценностей» способно привести к разрушительным и непредсказуемым последствиям.

Вместе с тем, хотелось бы выразить надежду, что истинные ценности рано или поздно начнут возрождаться и смирение станет тем краеугольным камнем, который положит начало подлинному возрождению русского народа.

Еще раз подчеркнём: смирение не есть слабость. И быть смиренным народом - не быть слабым народом. Быть смиренным значит быть твердым там, где следует проявлять твердым и не проявлять упорство там, где это лишь повредит делу. Быть смиренным означает постоянно учиться. Учиться у себя самого, у других людей, у самой жизни. Конечно, это нелегкий труд, но русский народ, будучи в основе своей любознательным, трудолюбивым и незлобивым, способен начать его и пройти достойно - шаг за шагом поднимаясь посредством смирения к вершинам духовной зрелости. Конечно, понятие духовной зрелости понимается каждым по-своему. На наш взгляд, оно достаточно удачно выражено в словах митрополита Филарета: «Люби врагов своих, сокрушайврагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».

2. Роль системы современного образования в воспитании «материала» для революций

Итак, революция в России сейчас вряд ли возможна. Но всё-таки сбрасывать со счетов угрозу вооружённых восстаний и переворотов не следует. В чём же могут крыться возможные предпосылки этих переворотов и восстаний и каким образом можно будет их предотвратить?

С нашей точки зрения, на данный момент существует один значительный фактор, который может привести к возникновению восстаний и потрясений. Как ни парадоксально, это существующая ещё с советских времён система образования, которая способствует не развитию смирения, а развития невроза. Революция и революционные потрясения, если следовать логике ряда авторов (например, известного психолога В. Франкла), являются проявлением коллективного невроза. Можно, следовательно, предположить, что ликвидировав причины появления новых невротиков, мы в определённой степени профилактируем социальные потрясения (согласившись в этом смысле с профессором Преображенским, утверждавшим, что «разруха в головах»).

Итак, в соответствии с существующим определением, под неврозом понимается психогенное заболевание, возникающее после конфликтов, нарушающих значимые отношения личности. Невроз проявляется в виде различных симптомов (бессонница, раздражительность, потливость, навязчивые идеи, расстройство внимания и т.д.). Следует остановиться на понятии особо значимых отношений. Базовым значимым отношением является отношение человека к самому себе. Следовательно, невроз может возникнуть и в довольно раннем возрасте, т.е. когда ребёнок начинает только осознавать себя как часть существующего мира и воспринимает концепты «хорошо» и «плохо».

Несмотря на относительное единство понимания термина «невроз», в современной науке нет единой точки зрения на генезис неврозов. С точки зрения одних авторов, невроз связан с психотравмирующей ситуацией, и как только ситуация разрешается, человек выздоравливает (К. Ясперс). Данная концепция не объясняет, однако же, того факта, почему невротическая симптоматика зачастую остаётся и после разрешения психотравмирующей ситуации. Другое мнение - причины невроза кроются в особенностях характера, когда определённая жизненная ситуация подходит к человеку как «ключ к замку» (Э. Кречмер). В этом смысле можно говорить о неврозе, возникающем на почве определённой акцентуации характера. С точки зрения ряда психоаналитических концепций, в основе которых лежит учение З.Фрейда, ядро невроза вообще не исчезает никогда, появился даже такой термин как «нормальный невротик». Соответственно, лечить невроз как обычную болезнь не следует, а цель помощи клиенту (пациенту) - помочь последнему осознать, какие именно факторы, убеждения, усвоенные ценности привели к неврозу. Другой крайностью является точка зрения бихевиориста Джозефа Вольпе, считавшего невроз упорной привычкой неадаптивного поведения, от которой (как и от любой другой привычки) человека можно отучить.

Разрозненность мнений привела к тому, что успехи лечения неврозов, несмотря на крупные достижения современно медицины, остаются не столь значительными, как хотелось бы. Разумеется, можно снизить симптоматику с помощью лекарственной терапии, но во многих случаях симптомы возвращаются вновь и вновь. Несмотря на отсутствие явной угрозы жизни индивида, невроз является весьма коварным состоянием, и вот почему. Во-первых, невротическая симптоматика со временем усугубляется, всё больше препятствуя социальной адаптации индивида. Во-вторых, при неврозе нарушается функционирование жизненно важных органов, поэтому они быстрее изнашиваются и становятся подверженными различным патологиям. Наконец, в-третьих, невроз отравляет повседневное состояние человека, лишая его радости жизни и продуктивной деятельности. Поэтому, с нашей точки зрения, развитие невротической личности необходимо, по возможности, предотвратить, нежели лечить.

Возвращаясь к заявленной в заголовке статьи проблеме, можно сказать следующее. К сожалению, современная система образования часто напрямую способствует воспитанию именно невротической, а не гармоничной личности. Рассмотрим на примере образовательной системы России те основные факторы, которые могут привести к формированию устойчивого невроза у учащихся и, следовательно, подтверждают наше утверждение о наличии прямой взаимосвязи между системой образования и появлением невротических личностей.

1. Переизбыток информации.

Данный фактор связан с развитием самого научного знания. Развитие науки приводит к тому, что объём знаний, которые приходится усваивать учащимся, возрастает. Соответственно, увеличивается учебная нагрузка, число заданий и психическое напряжение. Рефераты, курсовые работы, проекты и прочие формы отчётности - всё это отнимает значительное количество времени. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке образовательных программ и стандартов. Следует отметить, что огромная доля неврозов возникает как раз в ситуациях предъявления всего усвоенного объёма знаний в ограниченный период времени (сессии, аттестации, зачётные недели и пр.).

2. Увлечённость техническими новинками.

Данный фактор связан с тем, что научно-технический прогресс и его плоды неминуемо проникает и в сферу образования. Со временем возникает тенденция несоответствия между уровнем технического оснащения человеческой деятельности и субъектом этой деятельности, т.е. человеком. Таким образом, человек всё больше отстаёт в своём развитии от требований, предъявляемых ему этим новым научно-техническим окружением. Возникающий конфликт тоже способствует возникновению невроза. Невротическая личность, с одной стороны, попадает в зависимость от техники, а с другой, не может продуктивно взаимодействовать с ней, в связи с усложнением технических характеристик и алгоритмах управления техникой.

3. Строгие репрессии ошибок и постоянный контроль.

Данный фактор связан напрямую с поведением и ролью педагога. Чрезмерно строгие требования к оформлению работ, недопустимость зачёркиваний, значительное снижение оценок за незначительные ошибки - всё это приводит к развитию в учащихся таких качеств, как мелочность, чрезмерная самокритичность, зацикленность на малозначимых деталях и отсутствие познавательного интереса (радость познания убивается необходимостью неоправданно строгого соблюдения стандартов оформления и результатов). Кроме того, при таком подходе растёт зависимость индивида от коллектива, когда, с целью избежать ответственности за совершённую ошибку, проще «спихнуть» её на среду, окружение, «растворить» индивидуальную ответственность в коллективной. К сожалению, подобное положение вещей существует не только в системе образования, но, видимо, имеет более глубокие социальные корни. Кстати, зависимость (от чужого мнения, от коллектива и пр.) - тоже является типичной чертой невротической личности.

Как видим, воздействие каждого из вышеуказанных факторов может представлять собой психотравмирующую ситуацию, провоцируя у учащихся внутренние конфликты (например, конфликт между стремлением к новому и боязнью совершить ошибку, конфликт между возрастающими требованиями к личности субъекта и неспособностью выполнить эти требования и пр.). Невозможность продуктивного разрешения конфликта приводит к возникновению неврозов, которые могут поддерживаться образовательной системой всё время, пока индивид вовлечён в неё, а зачастую и после того, как он выходит за её пределы (заканчивает учебное заведение).

Оставляя в стороне вопрос о том, каким образом в нашей (да и не только нашей) стране сформировалась образовательная система подобного типа, перейдём к вопросу о том, какие же меры можно предпринять для того, чтобы снизить вероятность формирования невротической личности в процессе обучения. По нашему мнению, здесь надлежит использовать два пути, которые используются в лечении неврозов в современной медицинской науке: симптоматический (направленный на быстрое устранение возникающих симптомов) и патогенетический (направленный на устранение причин и патологических факторов, приводящих к неврозу). В приложении к современной системе образования можно сказать, что первый путь должен включать обучение учащихся приёмам саморегуляции, а также навыкам рационального планирования учебной деятельности и распорядка дня. К сожалению, подобного рода знания даются в современной школе далеко не всегда, зачастую заставляя учащихся искать соответствующую информацию на стороне или добывать её «опытным путём». Что касается второго, патогенетического пути, то здесь необходим комплекс мероприятий, направленный, с одной стороны, на оптимизацию формы отчётности по предметам (отход от «дублирующих» друг друга проверочных работ, сокращение объёма домашних заданий по непрофильным предметам), а с другой стороны - на укрепление личности и авторитета педагога в учебном процессе, когда педагог является не только носителем знания, но и одновременно и наставником, примером, а в случае необходимости, и «психотерапевтом» для учащихся, тем самым «профилактируя» возникновение неврозов.

Таким образом, главным выводом нашего исследования является положение о том, что современная образовательная система, к сожалению, в немалой степени способствует возникновению и/или усугублению у обучающихся невротической симптоматики. Наиболее уязвимыми для неврозов оказываются дети и подростки, у которых не сформированы зрелые психологические защиты и не наработаны навыки эффективного реагирования на психотрамирующие ситуации.

Подводя итог, мы бы хотели выразить надежду на то, что если не все, то хотя бы некоторые факторы, способствующие воспитанию невротической (в отличие от гармонично развитой) личности в системе современного российского образования будут со временем ликвидированы. В то же время, для этого нужна не только законодательная инициатива со стороны власть предержащих, но и добрая воля педагогических работников, развитие их самосознания и готовности постоянно и терпеливо работать над собой, над устранением собственных невротических проявлений и развитием собственной личности. В более широком смысле, решение указанной проблемы возможно только за счёт совместных усилий представителей все социальных институтов, вовлечённых в воспитание будущих поколений. Воспитание гармоничных личностей, способных к конструктивному решению проблем, поможет нам прожить без революций следующие сто лет.

3. Лидер как воплощение архетипа

Зададимся вопросом: как возможно осуществление коренных социальных преобразований, если они назрели, а у широких масс населения не хватает желания или инициативы их осуществить? Возможно ли подтолкнуть, катализировать изменения более или менее мирным, не революционным путём? По нашему мнению, это возможно, если попробовать рассмотреть историю в архетипической перспективе. В 20 веке уже был лидер, которому удалось задать новое направление развитию страны. Вопрос о том, хорошо это направление или плохо, выходит за рамки данной работы. Итак, речь пойдёт о Б.Н. Ельцине. Мы хотели бы рассмотреть фигуру Б.Н. Ельцина с точки зрения, которая слабо разработана в отечественной науке: а именно, представить первого президента России как воплощение одного из архетипов коллективного бессознательного - Трикстера. Понимая всю неоднозначность и сложность предмета, автор не претендует ни на абсолютную объективность статьи, ни на окончательный характер сделанных выводов.

Итак, для начала обозначим вкратце основные понятия, которые образуют концептуальное поле исследования.

Коллективное бессознательное - термин, введенный выдающимся врачом и психологом К. Юнгом в статье «Структура бессознательного» (1916), и обозначающий одну из форм бессознательного, единую для общества в целом и являющуюся продуктом наследуемых структур мозга.

Архетип - «праформа», образ коллективного бессознательного, некий неясный образ, который ощущается как нечто, превосходящее человеческую личность. При этом, однако, разные архетипы обладают разными характерными для них свойствами. Согласно учению об архетипах, последние, проявляясь в сновидениях человека, могут оказывать и существенное влияние на его жизнь и деятельность в бодрствующем состоянии, как бы «воплощаясь» в конкретном индивиде и его поступках.

Среди архетипов, которые изучены в культуре и мифологии до настоящего времени, особую роль играет Трикстер. Говоря коротко, Трикстер - это антипод культурного героя, некий персонаж, совершающий действия, которые не вписываются в привычные рамки поведения. Основная траектория развития Трикстера - борьба со старыми, закостенелыми порядками. В качестве примеров Трикстеров можно назвать таких литературных и мифологических персонажей, как Гермес, Тиль Уленшпигель, Ходжа-Насреддин, Емеля и т.п. Возникает вопрос: что общего между такого рода персонажами и Б.Н. Ельциным? Однако, проанализировов основные характеристики «Трикстера», мы вполне можем заключить, что личность Б.Н. Ельцина и предпринимаемые им шаги на посту Президента РФ вполне вписываются в схему действий «Трикстера».

Наше предположение подтверждается нижеследующими фактами.

1. Трикстер разрушает старое

Очевидно, с этим никто не будет спорить: Б.Н. Ельцин действительно многое сделал для разрушения старой советской системы. Изменился государственный строй, экономическая система, исчезли даже некоторые территории России (точнее, они стали самостоятельными государствами). Апофеозом «разрушения старого» стало подписание в 1991 году Беловежских соглашений совместно со С. Шушкевичем и Л.Кравчуком, в результате чего Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Вместе с этим закончилась целая старая эпоха.

2. Трикстер совершает прорыв в сферу нового опыта

Данный пункт чем-то схож с предыдущим, однако акцентирует внимание на появлении новых феноменов и артефактов. При Б.Н. Ельцине новизны тоже было немало: новый экономический уклад, новые ценности (свобода слова, свобода совести, свобода печати и т.д), новые институты власти, наконец, новое этническое и культурое образование - российский народ, пришедший на смену народу советскому. Сам президент Ельцин в своей речи от 10 июля 1991 года обозначил сферу нового опыта в терминах превращения России в «процветающее, демократическое, миролюбивое, правовое и суверенное государство». Многие из данных положений являлись на тот момент новыми, поскольку во времена СССР они de facto носили лишь декларативный характер.

3. Трикстер - оригинален, независим, эксцентричен

Эти свойства описывают основные характерологические черты Трикстера. Нет сомнений и в том, что в данном пункте президент Б.Н. Ельцин являлся носителем «трикстерских» черт. Все помнят телевизионные фрагменты, где российский президент в буквальном смысле заставляет хохотать до упаду Билла Клинтона, дирижирует оркестром в Германии, неожиданно «пощипывает» одну из секретарш. Однако самым неожиданным и с трудом поддающимся объяснению является случай, произошедший в 1994 году. Ельцин просто не вышел из самолета, прилетевшего в аэропорт Шеннон для встречи с премьером Ирландии, сказав в дальнейшем, что просто... проспал встречу. Чем не оригинальность?

4. Трикстер преобразует бессмысленное в осмысленное, бесформенное - в оформленное

Думается, данный аспект проявился главным образом во время Конституционного кризиса 1993 года. Бессмысленность (или двусмысленность) ситуации заключалась в том, что старая конституция существенно ограничивала права Президента страны, фактически превращая Россию в парламентскую республику, сохраняющую Верховный Совет в качестве противовеса институту президентства. Очевидно, что об эффективном управлении страной при таком раскладе вряд ли можно было говорить. Одна из сторон противостояния должна была взять верх. В результате, победил Ельцин: всенародным голосованием 12 декабря 1993 года была принята новая «Ельцинская» Конституция, которая окончательно оформила основы государственного строя и правовой системы современной России, наделив при этом президента как главу государства весьма обширными полномочиями.

5. Трикстер прокладывает путь к интеграции

Б.Н. Ельцин, по нашему мнению, совершил ряд важных шагов, направленных на том, чтобы Россия утвердилась в качестве полноправного члена мирового сообщества. Президент старался, с одной стороны, наладить отношения с бывшими советскими республиками (в частности, с Белоруссией и Казахстаном, результатом чего явилось подписание в 1996 году договора об углублении экономической и гуманитарной интеграции). С другой стороны, Ельцин занимался укреплением отношений со странами Запада, прежде всего с США, намереваясь преодолеть последствия «холодной войны».

Таким образом, исходя из проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что Б.Н. Ельцин действительно явился воплощением «Трикстера» - архетипа, движущей силой которого является разрушение старого, отжившего уклада жизни. Если мы примем данную точку зрению, тогда становится понятным, почему во многих аспектах Россия во времена Ельцина не развивалась, а по некоторым позициям даже «скатилась» назад (падение промышленного производства, снижение рождаемости, ухудшение условий жизни населения и пр.). Рост России был невозможен в то время, как старые схемы управления, поведения, мышления продолжали работать, несмотря на новые условия. Они должны были быть разрушены, с чем Б.Н. Ельцин успешно справился. Конечно, при любых разрушениях страдают и позитивные стороны жизни, однако это естественно - за любые преобразования приходится чем-то платить. Мы не беремся давать оценку соотношения вреда и пользы от разрушений в анализируемый период истории России. По всей видимости, данная тема должна быть предметом отдельного серьезного исследования.

Были ли другие лидеры государства воплощениями иных архетипов? Можно предположить, что архетип «Мудреца» (воплощение мудрости и зрелости) в истории был представлен фигурой Махатма Ганди, а архетип «Тени» (воплощение тёмных, разрушительных сил) - фигурой Адольфа Гитлера.

Заключение

Подводя итог нашей работе, можно сказать, что достаточно много факторов свидетельствует о том, что революция в России на данном этапе развития страны вряд ли возможна, во всяком случае, непосредственная её угроза отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается, во-первых, тем, что русскому народу свойственны такие качества, как смирение и покорность, не совместимые с революционными преобразованиями.

Во-вторых, несмотря на недостатки современной системы образования и воспитания, которые способствуют формированию дисгармоничных личностей, всё-таки сами эти личности непосредственно не смогли бы организовать революцию. В то же время, существует потенциальная угроза манипуляции дисгармоничными индивидами со стороны различных политических сил. Однако, на данный момент в стране отсутствуют силы, которые были бы способны консолидированно влиять на массы.

В-третьих, достаточно важной представляется роль лидера. Если рассмотреть лидера как воплощение архетипа, то, разумеется, некоторые теоретические предпосылки для осуществления революции сохраняются (в случае, если у власти окажется лидер, воплощающий агрессивный архетип), однако на практике это вряд ли представляется возможным, по причине того, что агрессивный лидер в отдельно взятой стране может быть нейтрализован силами мирового сообщества, не заинтересованного в резкой и непредсказуемой смене власти в таком крупном государстве, как Россия. Мы бы хотели завершить нашу работу напоминанием о том, что история делается людьми, то есть каждым из нас. Следовательно, только мы, в конечном счёте, несём ответственность за то, как будет дальше существовать Россия: в пламени революции или придерживаться спокойного, поступательного развития.

От себя добавим: на вопрос о том, что нужно делать, чтобы не допустить революций, ответ очень прост: надо просто хорошо делать своё дело, достойно исполнять повседневные обязанности и сохранять в себе человечность. Во время Второй мировой войны в Великобритании был напечатан плакат: «Keep calm and carry on» («Сохраняйте спокойствие и продолжайте в том же духе»). Думаю, этот простой призыв, помогающий пережить трудные времена, весьма кстати подошёл бы и к современной России.

***

Денис Владимирович Вдовенко родился 4.02.1981 года. Живет в Перми.

Работает педагогом дополнительного образования в центре дополнительного образования «Буратино».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти князя Василия Васильевича Голицына
Сегодня мы также вспоминаем графа А.А.Аракчеева, протоиерея Димитрия Абрюцкого, мореплавателя Н.Н.Назимова, поэта С.С.Бехтеева, летчика В.И.Андрианова и хирурга Б.В.Петровского
04.05.2024
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
Реальна ли угроза новой революции в России?
Развернутая рецензия с обзором книги «Революция в России: реальна ли угроза? 1917-2017: Сб. материалов / сост. А.Д. Степанов. - М.: ИД «Достоинство», 2018, 624 с. илл»
16.09.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08