Помощь наркозависимым в России, осуществляемая в церковных общинах

Истоки. Взгляд изнутри

Бывший СССР  Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
746
Время на чтение 8 минут

В задачу данной статьи не входит описание программ, успехов или неудач в работе с наркозависимыми в православных общинах. Наша цель достаточно скромна: мы считаем дать необходимым некую хронологию и историю в лицах тех, кто стоял у истоков решения этой сверхсложной проблемы, чтобы их имена более «проворные» коллеги не изгладили из исторической памяти, что уже сегодня и происходит. Подтасовываются под конъюнктурные соображения даты, на передний план вбрасываются персонажи, которые как навряд ли участвовали в решении проблемы в то время, так и вообще могли знать что-либо о наличии и масштабах наркотической угрозы. Сегодня же, оседлав тему противодействия наркомании, пытаются взлететь на гребне славы в числе первооткрывателей.

Как это сегодня удивительно не звучит, но помощь наркозависимым в церковных общинах восходит к концу XIX столетия. Первая община, или как она тогда называлась, колония, была создана в 1898 году и носила имя св. Леонида. Расположена она была «на необитаемых островах в море, в шхерах близ города Котки, в Финляндии»[1]. Основана была на средства, пожертвованные семьею И. А. Воронина. Заведующий докт. мед. Ольдерогге.

В современной истории непосредственно перед распадом СССР наряду с экономическими, политическими и включением в ускорение процесса распада СССР «мягкой силы» в гибридной войне против государства стало активно применяться и оружие массового поражения - наркотики. Государство, и в частности, правоохранительная система и здравоохранение, были к этому не готовы. Первый массированный удар был нанесен по двум столицам: Москве и Санкт-Петербургу. Родители наркозависимых метались от наркологов к психологам, от психологов к шарлатанам и нигде не находили помощи. Кто-то, отчаявшись, обреченно ждал преждевременной смерти, иные совершали какое-либо мелкое преступление, намеренно оставляли следы или сами сдавались в правоохранительные органы, надеясь в тюрьме убежать от погибели. Другие, отчаявшись, делали себе т.н. «золотой укол» или осуществляли самоубийство каким-либо другим способом.

Одновременно с процессом наркотизации населения в России происходил и другой - подъем религиозного сознания. Отчаявшиеся и обреченные люди потянулись за спасением в храмы и монастыри, но и Церковь в тот момент не была готова к такому количеству по преимуществу не кающихся грешников, отверженных не только обществом, но часто и своей семьей.

Автору статьи пришлось не только самому участвовать в организации помощи наркозависимым в монастырях и приходах, но и общаться с теми людьми, кто стоял у истоков церковной реабилитации. Организация помощи на тот момент была спонтанной и бессистемной. Первые наркозависимые в небольшом количестве, до 5-6 человек, одновременно проживали в 1989-1990 годах на приходе в поселке Васк-Нарва, бывшая Эстонская ССР. Занимался ими известный в Советском Союзе и Русской Православной Церкви протоиерей-экзорцист Василий Борин. Примерно в начале девяностых годов прошлого столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, для ознакомления с опытом помощи наркозависимым был направлен в Италию врач-психиатр прот. Алексий Бабурин, настоятель Никольского храма в п. Ромашково Московской области. По свидетельству самого о. Алексия он попытался при приходе организовать центр реабилитации наркозависимых с круглосуточным проживанием, но центр просуществовал всего несколько месяцев, и этот опыт закончился неудачей. Уже в 1992 году «при содействии итальянских специалистов на базе Православного наркологического центра при Никольском храме»[2] отец Алексий открыл первый семейный клуб трезвости. В настоящее время успешно действует более двадцати пяти таких клубов в России.

В это же время в Санкт-Петербурге, на подворье Валаамского монастыря, настоятелем которого в то время был архимандрит Назарий (Лавриненко), ныне епископ Кронштадтский, началось социальное служение помощи наркозависимым совместно с общественной организацией «Новые паломники», руководителем которой был Роман Медведев.

Зимой 1991-1992 года архимандрита Назария назначают наместником Коневского мужского монастыря, расположенного на острове в Ладоге, и работа с наркозависимыми смещается в монастырские стены. Весной 1992 года в этот процесс активно включился и автор данной статьи, который был назначен на остров в качестве эконома монастыря, а с июня 1993 года - еще и в качестве духовника.

В 1994 году дополнительно к послушанию в Коневской обители Указом митрополита Иоанна (Снычева) меня назначили на вновь организованный приход в п. Саперное Приозерского района Ленинградской области в качестве настоятеля прихода и строителя храма. В июле 1995 года был построен храм в честь Коневской иконы Божией Матери и освящен малым чином.

Весной 1996 года за помощью в окормлении наркозависимых ко мне обратился руководитель общественной противонаркотической организации Фонд «Возвращение» (создан в 1995 году) Дмитрий Островский. Фонд «Возвращение» имел небольшой загородный реабилитационный центр в городе Зеленогорск (Курортный район СПб), где зависимые находились около трех месяцев, а после этого им предлагалось выезжать в какие-либо монастыри или удаленные приходы. Фактически данный Фонд выполнял функции мотивационного этапа. Я дал согласие и 12 апреля 1996 года первая группа из семи человек: три женщины и четверо мужчин приехали на приход для прохождения реабилитации. Это положило начало реабилитационному центру при нашем приходе. Одновременное количество реабилитантов составляло до 25-28 человек. Уже к 1997 году стала понятна необходимость амбулаторной, подготовительной программы, включающей в себя и работу с родителями. Такая возможность была, учитывая, что помимо настоятельства в Саперном, меня назначили настоятелем подворья Коневского монастыря в Санкт-Петербурге. На подворье проходил первичный прием, работа с родителями, а также постреабилитационная поддержка для жителей Санкт-Петербурга и области. Данная работа на подворье осуществлялась до середины 1999 года, а потом была перенесена на территорию Александро-Невской Лавры.

В 2003 году по обращению тогда Полномочного Представителя Президента по Северо-Западному Федеральному Округу Матвиенко В. И. к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову) был создан первый в Русской Православной Церкви Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. В структуру отдела вошли не только загородные реабилитационные центры Санкт-Петербургской епархии, но и дневной стационар, который осуществлял функции: мотивационные, ресоциализации, постреабилитационной поддержки и работы с семьей. Таким образом, сложилась первая в России и Русской Православной Церкви комплексная системная реабилитация наркозависимых, данная программа получила название «Обитель Исцеления».

В дневном стационаре осуществлялись и другие функции, как то: профилактическая работа, взаимодействие с государственными, общественными, религиозными учреждениями и т.п. Отдел просуществовал до сентября 2014 года. В настоящее время работа дневного стационара перенесена на приход храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

К священникам, которые вложили большой вклад в развитие социального служения помощи наркозависимым, необходимо отнести и игумена Анатолия (Берестова), который начал свою деятельность на этом поприще в 1998 году, создав в Москве Душепопечительский Центр св. прав. Иоанна Кронштадтского, где амбулаторную помощь получали и наркозависимые. Но основная заслуга о. Анатолия заключалась в том, что он был непревзойденным популяризатором помощи наркозависимым в церковных общинах, выезжая с этой идеей во многие города России.

Еще одним священнослужителем, внесшим огромный вклад в работу с наркозависимыми в Русской Православной Церкви и продолжающим развивать это направление, является епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев), руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. Будучи настоятелем прихода в поселке Георгиевское Ивановской области, он «с осени 1998 года»[3] стал регулярно принимать наркозависимых из центра «Мельница», который был расположен в поселке Мельничный Ручей Всеволожского района Ленинградской области и был образован в 1997 году. Епископ Мефодий на должности руководителя Координационного Центра продолжает осуществлять огромную работу по объединению в единую сеть всех реабилитационных центров, организованных при церковных общинах и иных организациях, находящихся под патронажем РПЦ, а также осуществляет взаимодействие на самом высоком уровне с органами государственной власти, выполняя и другие важные функции.

В настоящее время в Русской Православной Церкви наблюдается интенсивный рост числа противонаркотических реабилитационных центров, а также ведется работа по включению их в единую сеть. На сегодняшний день имеются: «40 консультационных пунктов, 5 мотивационных центров, 15 амбулаторных программ и дневных стационаров, 80 реабилитационных центров, 20 центров ресоциализации и 50 групп поддержки (сопровождения)»[4]. В этих центрах служат немало достойных батюшек и мирян, но это уже тема отдельной статьи.

Протоиерей Сергий Бельков, руководитель сети противонаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии

Литература:

1. Мефодий Кондратьев еп. Каменский и Алапаевский. Доклад епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, руководителя Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, III Съезд руководителей церковных реабилитационных центров. Москва. 06-07.10.2016.

2. Мефодий Кондратьев иг. В храм пришел наркозависимый. Как помочь? М. 2013.

3. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. Учебно-методическое пособие М. 2016.

4. Туберкулез. ВИЧ/СПИД. Алкоголизм, Наркомания. Информационно-Просветительский журнал. Изд. Экстрапринт. СПб. № 2. 2002.



[1] Туберкулез. ВИЧ/СПИД. Алкоголизм, Наркомания. Информационно-Просветительский журнал. Изд. Экстрапринт. СПб № 2. 2002. с. 60

[2] Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. Учебно-методическое пособие М. 2016. с. 15

[3] Мефодий Кондратьев иг. В храм пришел наркозависимый. Как помочь? М. 2013. с. 6.

[4] Мефодий Кондратьев еп. Каменский и Алапаевский. Доклад епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, руководителя Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, III Съезд руководителей церковных реабилитационных центров. Москва. 06-07.10.2016. Презентационные материалы III съезда руководителей церковных реабилитационных центров 07.02.2017

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Бельков
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Народ чувствует себя в безопасности
О причинах возросшего доверия к полиции
10.11.2023
Помогут ли «трезвый октябрь» и «сухой январь» в борьбе с алкоголизмом?
Самая надёжная профилактика – церковный образ жизни
11.01.2023
Нужны ли России медвытрезвители?
Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о необходимости расширять их сеть в регионах
16.11.2022
«Правильный образ жизни – трезвость ума и души»
О мерах профилактики алкоголизации населения
10.09.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Бельков
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Нужно ввести более эффективное наказание для безответственных предпринимателей, а также увеличить штрафы за нарушение закона до размеров, которые побудят не продавать вейпы несовершеннолетним
09.04.2024
«Сколько сил положил он для России!»
В Красноярске состоялась VI Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28