Песни исторические Петрова времени

Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»

Александр Сергеевич Пушкин  Консервативная классика 
0
604
Время на чтение 6 минут

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898) (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Безсонов П.А. Заметка // Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя.

+ + +

«Песни собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

Равным образом, в течение всего издания, беглыми при случае заметками старались мы обозначить последовательность в периодах былевого творчества. Но мы не имели времени хорошенько остановиться на существенном вопросе и решить: чтό именно следует считать здесь поступательным развитием вперед, к лучшему, и чтό искажением творчества? Оставляем этот вопрос пока открытым и думаем только, что им полезнее было бы заняться разным современным у нас критикам, чем пустым их разглагольствием с отвлеченными выводами о былинах.

Одно только следует здесь заметить всего ближе к настоящему делу: песни петровские, составляя высший, завершительный пункт былевого творчества московского, в то же время и даже тем самым готовят ослабление эпоса, и пророчат, очевидно, его падение. В этом мы сходимся с мнением покойного П.В. Киреевского: «Царствование Петрово можно назвать и границею настоящих народных исторических песен.... Правда, что поются в народе песни о Семилетией войне, о турецких и шведских войнах Екатерины, о войне 1812 года и многие другие; но эти песни разительно отличаются ото всех настоящих народных песен: они лишены всякого поэтического достоинства и заслуживают внимания только как любопытные памятники времени»[1].

Явную порчу мы часто отмечали при печатании самого текста; увидим еще пути ее при частном разсмотрении отдельных образцов; особенно же будем поучаться, когда пред нашими глазами возстанут в своем собственном виде, то есть во всем своем уродстве, произведения с половины XVIII века. Теперь для нас достаточны пока и разбросанные выше беглые черты: это драматизм, сам по себе прекрасный и двинувший творчество вперед, но вместе разрушивший спокойное и ровное течение эпоса; влияние песней козацких, а вместе с ними всех речных и степных, бурлацких и даже чумацких, разбойничьих, темничных, лихих и разудалых, самих по себе весьма замечательных, но ставших в разрез определившемуся московскому складу; вторжение военного строя в смысле новейшем - рекрутчины и солдатчины; подрыв музыке народной и отсутствие ее поддержки для стиха; размер, узаконивший пестрые стихи - разных величин - и строфу; наконец, при краткости состава, природной и художественной, совсем иное - по обстоятельствам - историческое дробление и мельчание образцов, неудержимая связь их с прочими «женскими» песнями и понятная затерянность в огромной массе сих последних.

Прибавьте сюда новизну многих явлений жизни, прозванных словом иностранным, и значительнейшую, чем прежде, близость творчества устного к письму, к литературе, где воцарился тогда павлиный язык: и вот выдаются признаки, возможные в народном творчестве только со времен Петра. Сенат, фельдмаршал, граф, гвардия, драгуны, армия, генералы, солдаты, кавалеры, сенаторы, бомбардиры, капитаны, офицеры, кареты, квартеры, и т. д.; во всем этом, разумеется, нет еще большой беды и это нисколько не хуже десятка слов татарских, зашедших в наши старшие былины; но на этом не остановилось.

Народный устный язык, созданный, воспитанный, поддержанный, облагороженный и возделанный творчеством, постепенно уступил письменному, и не старому, конечно, а ходячему тогда новому, то есть более или менее безобразному.

Это заметно в песнях еще лучших, при Петре: «Как ведут казнить тут добра молодца За измену против царского Величества»; «Ах не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе добраґо И ни рангу себе высокаго»; «Ай что взгόворит турецкой царь, Что султанское величество, Ко своим ли ко фельдмаршалам (прежде гораздо проще его назвали бы «со-бакою», а свиту его «дивьими, затылками бритыми» и т. п.)»; «Тут много мы шведов порубили, А в трое того в полон их взяли, Тем прибыль государю учинили»; «Победили силу шведскую, Покорили город надобной»; «Хорошо Ярославль город построен, Что во тех ли во садочках гуляют девочки, генеральские дочки (в устах любимца Софьи!)»; и т. п.

Все это сильно отзывается пунктами новых законов, регламентом, табелью о рангах, куртизанством иностранных дел, реляциями и курантами, даже зачатком романсов и романов.

Близость к новой письменности и печати была виною явлений, не возможных и не виданных прежде: произведения устного творчества носились в старину из уст в уста - вне письма; если что записывалось, оно оставалось по корню устным, хотя бы и на письме; если это вставляли куда-либо, например, в летопись, то именно вставляли, как разнородное, и оно легко здесь выдается, и не трудно для нас выкраивается из страницы; если оно порождало собою письменные сказания, то само оставалось неприкосновенным источником.

Совсем, напротив, с эпохи Петра, распространившиеся «песенники» намеренно соединяют и непременно записывают, а скоро и печатают ходячие песни: здесь, сверх письменных особенностей, проникших в самую песню среди народа, составители особо еще дополняют - то или другое слово, вырáжение, даже образ и целую картину, за тем выправляют, а скоро подделывают и переделывают; мало того, являются лица, и даровитые, которые священным долгом своим поставляет возделать песню или даже вновь сочинить ее, - за народ, вместо народа, даже для самого народа; издатели позднейшие соревнуют сим поэтам, выбирают себе только возделанное и сами помогают улучшению, по крайнему своему разумению.

И на этом-то самом внешнем, доступном и наглядном отличии всего более пока мы останавливались, частью - чтобы вскрыть действительное искажение, частью чтобы очистить действительный или предполагаемый подлинник: мы видели ясно покушения Чулкова, пассивность перепечатавшего Новикова, удачи Дмитриева, неудачи Попова и Львова, утонченные уловки Сахарова, ревностные труды г. Костомарова с г-жею Мордовцевой.

Прибавьте к тому, что скоро за эпохой Петра народная жизнь с ее исконным творчеством или по крайности с творческой способностью - отделилась резко от всякой прочей; что событие, то есть предмет, вызов и содержание эпоса, сделалось не народным всецело, а исключительно общественным, клерикальным и всего чаще политическим; что политическая жизнь, на первом плане, явилась по преимуществу военной; что в военной области первым обрисовался солдат: и вы поймете, что эпос вскоре сделался солдатским, а солдатские песни остались единственно с характером былевым; народ устранен или сам устранился от участия в сем новом мире и благополучно заменен формой «нации»; народные, новые песни о новейших событиях - вовсе не зараждались.

Разумеется, этим выдвигалось вперед творчество или, правильнее, искусство и художество личное, письменное, книжное: оно вступило законным наследником творчеству народному, и это еще, слава Богу, лучше, чем ничего, ибо в творчестве народном оставалось только старое или именно ничего. Это предуготовило нам Пушкина с «Борисом Годуновым», «Полтавой» и общественным Онегиным: но этим же, и в этом, рухнул до основания эпос народный. -

Так петровские песни, кроме внешних исторических обстоятельств, сами в себе, в собственной истории, несли зародыш разложения и падения: они только в последний раз отпраздновали торжество творчества народного, они же окончательно и отпели.



[1]См. у нас выпуск 1-й.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Безсонов
Все статьи Петр Безсонов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07