К началу Великого поста
Начало спасения - самоукорение. Авва Евагрий.
Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях. Преподобный Пимен Великий.
Брат спросил старца:
-Отчего мое сердце жестоко, и я не боюсь Господа?
Старец ответил:
-Думаю, если человек будет содержать в сердце самоукорение, он стяжет страх Божий.
Брат спросил:
-Что значит самоукорение?
Старец сказал:
-Самоукорение состоит в том, чтобы человек всегда укорял свою душу, говоря ей: «Помни, что тебе подобает предстать Богу». Безымянный старец
Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом научишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление, и ни одному из духовных благ не будет места в тебе. Безымянный старец.
Другой старец ответил на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: «Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение».
Начало покаяния - осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них. Святитель Иоанн Златоуст.
Покаяние есть Б о ж и я т р а п е з а, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести. Он пиет в покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханием - искренним чувством сокрушения, потому что оно для Бога как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это угоднее Богу всех других жертв. Преподобный Ефрем Сирин.
Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Преподобный Ефрем Сирин.
Прекрасный и богоугодный праздник - покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь. Преподобный Ефрем Сирин.
В церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О как действенна благодать покаяния! Преподобный Ефрем Сирин.
Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа. Если переселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, пристани святых, избавится от Суда и страшных, ужасных мучений, какие ожидают сатану, осуждение которого бесконечно. Блажен, кто и не услышит об этом. Преподобный Ефрем Сирин.
Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на Вселенную ужас, пока не померк свет, проси, грешник, милосердия у Господа. Преподобный Ефрем Сирин.
Что может грех там, где покаяние? Какая может может быть любовь там, где гордыня? Иоанн, игумен в Раифе.
Когда не осталось в содомлянах искры покаяния, по Суду Божию они стали добычей огня. Преподобный Макарий Египетский.
Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но не кающимся и Он не прощает. Преподобный Марк Подвижник.
Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. Святитель Игнатий Брянчанинов.
Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию. Святитель Тихон Задонский.
Не говори мне: я много согрешил, как могу спастись? Ты не можешь, но Господь твой может, и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна на них, ни следа, но с возвращением здоровья дарует тебе благообразие, с освобождением от наказания сообщает праведность и согрешившего делает равным несогрешившему.
Итак, обратимся от пути, по которому мы блуждали, ибо придет час, когда кончится позорище света сего и не будет уже времени для подвигов. А когда наша жизнь пройдет, уже нельзя будет производить куплю; когда театр распущен, нельзя увенчаться. Настоящее время есть время покаяния, будущее - время Суда; это - время подвигов, то - время венцов; это - время труда, то - время успокоения; теперь - изнурительная деятельность, тогда - вознаграждение. Святитель Иоанн Златоуст.
Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это я говорю не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию. Святитель Иоанн Златоуст.
Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть. А доказательством, что они прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и расположение к ним. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами но покрывать прежние прегрешения добрыми делами. Святитель Амвросий Медиоланский.
Однажды преподобный Нифонт увидел двух Ангелов, которые несли душу человека на Небо, не позволяя истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали кричать:
-Это душа наша, она до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила; она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греха, тот наш.
-Подлинно, этот человек был грешником, - ответил Ангел хранитель, - но когда стал болеть, со слезами исповедал Богу свои грехи и с воздетыми руками просил о помиловании.
Но бесы не успокоились и снова возопили:
-Уж если этот человек помилован, то, значит, спасется весь мир, и мы напрасно трудимся.
-Да, - отвечали Ангелы, - все грешники, исповедавшие свои грехи смиренно и со слезами, получат от Бога прощение, а умирающим без покаяния - Господь Судия.
И с этими словами отошла ко вратам Небесным и спасена была душа та. Пролог в поучениях.
Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Преподобный авва Исаия.
Один воин спросил старца:
-Принимает ли Бог раскаяние?
Старец ответил:
-Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?
Воин сказал:
-Нет, я его зашью.
-Если ты так щадишь свою одежду, - заключил старец, - то не пощадит ли Бог Свое творение. Древний Патерик.
Подготовил Николай Кокухин