Он убежал от хунты. В свое время был одним из соавторов флага Новороссии. Когда жил в Киеве, никогда не признавал существование отдельной украинской нации.
Российские чиновники, журналисты и простые обыватели часто вносят путаницу в понятия , полностью отделяя общность «малороссов» от русского народа и нарекая их «украинцами».
О том, почему возникает такая неразбериха в определениях, мы побеседовали с Александром Чаленко, журналистом новостного сайта Украина.ру.
- Три года назад ты переехал в Москву. Как часто тебе приходилось слышать от российских политологов, политиков, публицистов, что твоё место это Украина, что ты хохол не имеешь право гордиться победой России в Отечественной войне 1812 года, что ты не можешь считать своей литературу Пушкина, Толстого и Достоевского, что ты должен вернуться домой в Украину и строить свою независимое государство?
- Отвечаю на твой вопрос: никогда ни один политолог мне не сказал, что мое место на Украине, и я не могу читать Пушкина и Достоевского.
- Встречаешь ли ты понимание в Москве среди экспертов, когда утверждаешь, что русский народ должен жить в единой стране?
- Да, в этом мало кто сомневается!
- Тогда в чём проблемы? Почему официально декларируют о братском украинском народе, но никто не говорит о малороссах как о части единого русского народа?
- С одной стороны инерция. Просто привычка говорить всю эту нелепицу, а с другой - просто вся эта тема идеологически и концептуально не проработана. И третья причина - не хотят открыто воевать. Просто если в Донбассе твой - русский - народ, значит, надо вводить войска на Донбасс или в Новороссию с Малороссией, а это конфронтация с Западом, которой не хотят. Поэтому и говорят чушь о "трех братских народах"
- У тебя не возникало недопонимания по этому вопросу с людьми, которые позиционируют себя "русскими националистами"?
- Нет, они называют нас "украинцами" только тогда, когда на нас обижаются. Некоторым из них хотелось бы видеть нас молчаливыми и ничего им не возражающими. А так мы, конечно, для них русские
- Что, по твоему мнению, для нас, малороссов, в приоритете - победить идеологию украинства в Киеве или в Москве?
- Малороссов давно уже нет. Они окончательно исчезли во время сталинской модернизации, когда большие крестьянские массы - а малоросс - это крестьянин - двинули в города, а культура пришла в малороссийскую деревню. Малоросс - это всего лишь житель Малороссии и больше ничего. Это уже давно не этноним. И в Киеве, и в Черкассах, и во Владивостоке живет один и тот же культурный тип - русский. Ни малороссов, ни тем более каких-то украинцев как этноса нет.
- Но идеология украинства декларирует своей основной малоросскую народность. Где эта идеология создает больше проблем для объединения всех русских - в Москве или Киеве?
- Да, в 19 веке она основывалась на малороссийском субстрате. Но в начале 21 века ситуация другая. Теперь этническим субстратом стали западные украинцы, потому что малороссы фактически все русифицированы. Украинство можно разделить на две части: культур-украинство и политическое украинство. Первое - это 19 век: мова, вышиванки, народные песни и прочий этнический мусор. Культур-украинство исповедуют в основном западенцы. Их меньшинство. Процентов 10 от общего числа украинства. А вот остальные 90% - это политические украинцы. В основном это русские люди, ориентирующиеся на Запад. Они отреклись от русского имени и имперского бремени, но культурно они русские. В большинстве своем они мовой и вышиванками не интересуются. Им важна Европа. Просто в силу того, что они не выработали свой культурный код, а пользуются украинским, нам и кажется, большинство на Украине украинцы, но это не так.
- Какими средствами можно преодолеть прозападную украинскую идеологию и в Москве, и в Киеве?
- Первое - выстроить русскую идеологию, второе - упразднить украинское государство. Украинство существует только благодаря украинскому государству.
Беседовал Роман Проценко
1. Re: «Украину упразднить!»