itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игуменья и княгиня. Матушка Тамара на Елеоне

Часть 3. II. «Здесь настоящий русский уголок»

0
449
Время на чтение 10 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3. I

С радушием и русским гостеприимством принимала игуменья Тамара и сестры первых паломников. По прибытии на Елеон некоторым молодым мужчинам из числа паломников не терпелось взобраться на монастырскую колокольню, именовавшейся «русской свечой». С ее высоты открывался впечатляющий вид Святого Града Иерусалима и его окрестностей. Некоторые паломники уверяли тех, кто стоял у подножия колокольни, что с нее «можно обозревать было почти круговую панораму Святой Земли». «...Ветер реет в широких окнах, когда поднимаешься по винтовой лестнице, срывает, пытается сбросить с огромной высоты. Один за другим опускаются мимо, в колодезь башни, тяжелые колокола со славянской вязью. Каким образом дотащили их сюда! Колокольня гудит. Кажется, вот все рухнет, такое жуткое ощущение высоты, когда посмотришь в очередное окно на крошечные деревья и дома, что остались где-то там, на земле; на верблюдов величиной с блоху, проходящих гуськом по Иерихонской дороге. Но вот ограда последнего этажа. Ветер безумствует. Внизу тихо и душно, а тут, как буря. И вот Палестина перед вами, весь Иерусалим, как на ладони, узенькие ленточки дорог, проходящие среди холмов, и кубики арабской деревушки, и песчинками ставшие надгробья Иосафатовой долины, и оливы, и кипарисы, и далеко-далеко, среди лунного пейзажа Иудейской долины, голубое Мертвое море...», - так писал об елеонской колокольне известный в русской эмиграции литератор Антонин Ладинский, опубликовавший в 30-х годах в Софии свои воспоминания о Палестине.

«Здесь настоящий русский уголок», - эти слова тоже принадлежат Антонину Ладинскому, чье творчество было знакомо и матушке Тамаре. В порядке исключения она разрешала смелым паломникам в сопровождении дежурной «звонарки» подниматься на колокольню. Они восхищались ловкостью молодой монахини, раскачивающей тяжелый нижний колокол и все другие колокола. По рассказам монахинь Екатерины (Самара), Христины (Диаб) и Феоктисты (Ягнам), в 50-60-е годы обычно только архимандрит Димитрий, «обладавший феноменальной памятью и красивой речью», выступал перед паломниками в роли рассказчика об истории доставки в 1885 году на Елеон самого большого колокола. Это подарок русского купца Александра Васильевича и его сына Василия Александровича Рязанцевых из Соликамска. Отлит колокол был в 1883 году Ксенофонтом Веревкиным - талантливым мастером литейного дела на Финляндском заводе. Рассказывают, что более ста мужчин-паломников в течение недели тащили этот колокол из Яффской пристани в Иерусалим. Отец Димитрий подробно рассказывал паломникам о том, как иерусалимские жители торжественно встречали в городе этот русский колокол-гигант.

Паломники задавали батюшке массу вопросов о том, как возносили колокол-богатырь на гору Елеон и как потом его устанавливали на монастырской колокольне. В рассказ батюшки иногда вступала и матушка Тамара. Паломники слышали из ее уст краткие истории возведения колокольни и главного храма на Елеоне, а также изготовления красивого иконостаса. Всем гостям Елеонского монастыря хотелось под диктовку записывать рассказ матушки о содержании отлитой на огромном колоколе надписи, чтобы потом в своих приходах рассказывать об увиденном и услышанном на Елеоне. Матушка знала желания паломников, поэтому заблаговременно перед приездом в монастырь очередной группы гостей просила старшую сестру Феоктисту подготовить с помощью юных воспитанниц десятки тетрадных листков с одним и тем же текстом. Детским старательным почерком на листках была выведена такая надпись: «Пожертвован в Святый Град Иерусалим на Святую Гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня... Лит в царствование благочестивейшего самодержавнейшего великого государя императора Александра III Александровича при супруге его благочестивевшей государыни императрицы Марии Федоровне, при наследнике его благоверном государе цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче, при председателе попечительства православного общества Великом Князе Сергее Александровиче и при начальнике русской миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине...»

В 50-х годах первых паломников матушка Тамара принимала в гостиной игуменского корпуса. По воспоминаниям современников, игуменская представляла тогда собою «большую парадную приемную». Передняя стена была вся увешана большими старыми иконами в окладах и киотах. На остальных стенах портреты государей, государынь, архиереев, начальников Русской духовной миссии, елеонских игумений и др. Посредине - большой длинный стол во всю комнату. Вдоль стен - мягкая старомодная мебель в белых чехлах с вышитыми полотенцами на них. Перед диванами - овальные столики, покрытые вязанными на русский манер скатертями. В углах игуменской находились в огромных кадках разросшиеся почти до потолка фикусы [1]. К рождественским праздникам здесь устраивали новогоднюю елку, где присутствовали воспитывавшиеся в монастыре арабские дети, сестры и почетные гости обители.

Среди самых ближайших помощниц матушки в игуменской были молодые монахини и послушницы арабского происхождения. Игуменское послушание несли в разное время и три пожилые русские монахини, прибывшие на Елеон еще из дореволюционной России. Одна из них, вспоминала старшая сестра Феоктиста, «была очень опытной поварихой», чьи «постные и праздничные блюда, приготовленные по старинным русским рецептам, всегда хвалили высокие гости».

В игуменском корпусе располагалась и келия матушки Тамары, а ее стены, вспоминала одна из ее келейниц, украшали фотографии родителей, братьев и портреты государей российских, в том числе новомучеников императора Николая II Александровича с детьми и императрицы Александры Федоровны. В настоящее время в России сохранился текст письма от 17 августа 1915 года на имя «Дорогого Дяди Ники» (так называла в письме императора Николая II 25-летняя Татьяна Константиновна. - Примечание автора). В письме есть такие строки: «...При каждом известии войны моя бессловесная мольба да укрепит Тебя Господь прежде всех и радует сердцу Твоему мир и уверенность воздвигнуть Родину нашу от опасности»[2]. Здесь же (с. 393) княгиня писала императору Николаю II: «Моя жизнь сложилась так, что благодарность Тебе не сходит с моих уст. 24-го (августа. - Примечание автора) минет 4 года со дня нашего венчания - дня счастливейшего, дарованного Тобою. Весною 1914 г. Ты пожаловал нас и командировкою моего мужа в Крым, сократил нам тягостную разлуку. Радостно, хотя кратко, было наше супружество, когда Богу стало угодно взять к Себе Костю, но благодаря Тебе, ему возможно было отдать жизнь свою там, куда влекло его сердце, среди славных уроженцев далекого родного ему Кавказа. Теперь я пишу потому, что сердце переполнено новою Твоею милостью. Помимо великой материальной поддержки, назначенной мне Тобою, которая позволяет мне устроиться самостоятельно и даст даже возможность купить дом (Дяденка [т. е. великий князь Дмитрий Константинович. - Примечание автора] осмотрел для меня на Каменном о[стро]ве деревянную дачу - особняк с садом) помимо всего этого, я вижу особое благоволение в том, что единовременное пособие и пенсия эта даруется мне Тобою за заслуги возлюбленного мужа моего, освященные его бесстрашным подвигом и смертью на бранной сечи за Тебя и Отчизну».

На горе Елеон матушка Тамара возносила молитвы обо всех членах царской семьи и погибших своих родственниах. В день расстрела императора Николая игуменья была очень замкнута, мало с кем общалась и запиралась в уединенной келии. «...Не смыть всем водам яростного моря // Cвятой елей с монаршего чела. // И не страшны тому людские козни, // Кого Господь наместником поставил...» (У. Шекспир). В своей келии игуменья молилась об упокоении своих близких родных и о царственных предках, поминала и умершую в младенческом возрасте свою первую сестру «Наталию («Натуся»; 10 марта - 10 мая 1905 года), в память о которой была позже названа ее дочь - княжня Наталия.

Перед алтарем соборного храма и в келии матушка Тамара молилась о спасении Российского Отечества и его православных людях. Как истинная дочь своей Родины она молилась о России и преследуемых там властями представителей духовенства и всех православных верующих, переживала за измученных русских людей в изгнании и за всех чад русского рассеяния, верила в возрождение в России. Приведем фрагмент письма от 15 марта 1918 года, где 28-летняя княгиня Татьяна Константиновна не без грусти рассказывает великой княгине Татьяне Николаевне, дочери императора Николая, об одном «предсказании»: «...Россия, Россия, когда же она воспрянет. Крепко верю, что это будет. Мы увязли в грехах, но где, в какой стране было и есть таких подвижников и угодников... «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить». Мне нравится следующее предсказание о том, как война кончится ( Первая мировая война. - Примечание автора). Царица Небесная поглядит, поглядит, да скажет, «дурачки вы, дурачки русские, ничего-то вы не умеете, уж так и быть, спасу Я вас еще один раз» [3].

В Мюнхенском архиве хранится редкая фотография скромного иконостаса начала 50-х годов в елеонской келии матушки Тамары. Здесь находились деревянный крест, Евангелие, иконы Божией Матери, маленькие иконки-складни, привезенные еще из России, и др. В углу келии висели бумажные и картонные копии икон «Одигитрии», «Неопалимой Купины», «Исцелительницы», «Скоропомощницы» из Гефсиманской обители. К ним позже добавлены иконы Божией Матери «Елеонской Скоропослушницы» и «Взыскание погибших», врученные в дар матушке архимандритом Димитрием 14 сентября 1951 года.

«У подавляющего большинства сестер кельи были чистыми, - вспоминал епископ Серафим. - В красном углу всегда множество икон - целый иконостас. За занавеской - маленькая кухня, где на табурете стояли примус или керосинка. Если у сестры был примус, это был явный показатель того, что его владелица была в состоянии прирабатывать или у нее есть родственники и знакомые, которые поддерживали ее материально» [4]. Многим елеонским сестрам уже было далеко за 70 лет, поэтому епископ Серафим называл их «Божиими старицами» и «мудрыми девами, у которых «светильники полны чистого благовонного молитвенного елея».

Сохранились воспоминания и о том, как игуменья Тамара и все елеонские сестры, выйдя из своих домиков и отдельных келий, встречали в начале 50-х годов в монастыре священнослужителей из Русского Зарубежья. Так, известный нам епископ Серафим был очень растроган самой первой сердечной встречей, какую в начале ноября 1952 года устроили ему матушка Тамара и елеонские сестры. Взволнованная и плачущая от радости, она встречала его с хлебом-солью у открытых монастырских ворот. Она даже не смогла сказать приветственное слово и только молча подала владыке хлеб-соль. Высокий гость тоже был очень взволнован: «вот уже 14 лет никого из высшего духовенства не было в этой обители». Далее у епископа Серафима читаем: «...По бокам у нее [игуменьи] - монахини и дальше виден длинный строй монашеского воинства в два ряда, один против другого. Облачают меня в мантию. Ведут со славой в церковь. Монахини, стоящие в два ряда, кланяются в пояс, пропускают и потом следуют за нами. Их много, ибо вкупе собрались на встречу инокини и насельницы трех русских обителей в Иерусалиме: Елеона, Гефсимании и Вифании. Гудят, поют колокола. Великий встречный звон «во вся тяжкая». ...У дверей храма ждет меня духовенство, во главе с архимандритом Димитрием.... Начинается торжественный молебен. Умилительно поют два монашеских больших хора. Море монашествующих. Вся церковь - иноческие клобуки или шапочки-скуфейки послушниц. До двухсот человек. Как будто воскресла святая Русь! Впечатление совершенно исключительное!» [5].

Владыка Серафим заметил, что игуменья Тамара «старается из более молодых и еще работоспособных cестер устроить нечто вроде полуобщежития». Иногда сестры работали осенью и на общих послушаниях, особенно в пору сбора урожая оливок. В монастыре росло несколько сотен масличных деревьев. Половина собранного урожая предназначалась для монастырских нужд, а другую половину делили между сестрами. При хорошем урожае «каждой монахине доставалось почти по ведру маслин» [6]. Не взирая на многие экономические трудности, «богослужение на Елеоне поставлено на очень большую высоту, - писал епископ Серафим. - Вечернее богослужение продолжается в будние дни более трех часов, а всенощные под воскресные и праздничные дни - четыре часа и более. Утреннее богослужение: полунощница, часы и литургия, также весьма продолжительно. Помянники вычитываются не только на проскомидии, но частично и на литургии, на сугубой ектенье. Все службы поет хор, в праздники - на два клироса. Большинство сестер присутствуют на всех богослужениях...»

Подводя итог рассказу о жизни Елеонской обители, владыка подчеркнул: «Хорошо молятся на Елеоне, и, верится, что доходчива до Бога молитва смиренных инокинь. Большое и святое русское церковное дело творится на любимой Господом, во время Его земной жизни, Елеонской Горе. Горит там неугасимая лампада за страждущий, до конца измученный русский народ. Бог в помощь матери игуменье, духовенству обители и сестрам!»[7].

Литература

[1]. См.:Серафим (Иванов), архиепископ. Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952. - Интернет-журнал «Инок», 2008, N 3
[2]. См.: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост.Т.А. Лобашкова. - М., 2015, с. 394.
[3]. Там же.
[4]. См.: Серафим (Иванов), архиепископ. Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952. - Интернет-журнал «Инок», 2008, N 3
[5]. Там же.
[6]. Там же.
[7]. Там же.
[8]. Там же.

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии