Информационная война: лингвистический аспект

Генассамблея ООН по Украине 
0
1217
Время на чтение 13 минут

 

Война - «организованная вооруженная борьба между государствами, классами или нациями (народами)» (СЭС, 1990: 239). Война преследует три цели: захват территории противника, его экономических ресурсов, подчинение его населения администрации государства-агрессора. Эти цели не меняются, но постоянно совершенствуются средства их достижения. Совершенствуется не только материальное оружие (холодное, огнестрельное, ядерное), но и идеологическое, т. е. способы обработки образа мышления противника.

Практически до середины ХХ века идеологические средства борьбы считались вспомогательными: «В войне используются вооружённые силы как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические и другие средства борьбы» (СЭС, 1990: 239). Главной их задачей была подготовка и поддержка применения материального оружия. В начале европейской истории государство-противник объявлялось врагом добра и справедливости (Бога, истины), а вооружённые силы противоборствующей стороны - их защитником. Теперь применяемые средства более изощрены: используется не только прямая дезинформация (манипулирование фактами), но и производятся попытки корректировать мышление и, как следствие, поведение противника. Со второй половины ХХ века положение изменилось. Это связано и с осознанием трагических последствий возможного применения ядерного оружия, но прежде всего, с совершенствованием самих средств ведения информационной войны.

С улучшением средств радиосвязи, появлением телевидения, а затем и интернета идеологическое оружие получило практически неограниченный доступ к сознанию каждого жителя планеты. От последнего не требуется даже умение читать (как в случае с пропагандой в прессе), достаточно наличие телевизора или интернета. Ещё А. Гитлер отмечал эффективность подобных способов идеологической обработки оккупированных территорий: «Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем предоставить им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания» (Цит. по: Симаков, 2009: 41).

Ведущие государства и политические группировки мира перешли к массовому применению идеологического оружия, что привлекло внимание, как учёных, так и международных политических организаций. В 1967 году канадский философ и филолог М. Маклюэн (1911 - 1980) ввёл понятие «информационная война». За несколько лет до этого Организация Объединённых Наций (ООН) приняла «Конвенцию об обеспечении информационной безопасности». В этом документе информационная война определяется как «противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны» (КОИБ). Иными словами, информационная война - это «комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов»(Леонов).Исследованию информационных войн посвящено большое количество трудов, среди прочих-работы Г.М. Маклюэна, М.Т. По, Г.А. Инниса, Э. Хевлока. В данной статье рассматриваются некоторые лингвистические особенности ведения информационной войны.

Оружие, при помощи которого ведётся информационная война, - слово. От того, каким словом обозначается то или иное понятие, зависит отношение и к самому понятию, и к тому явлению (или предмету), которое оно обозначает. Изменяя слова, принятые для обозначения определенных понятий, происходит воздействие на систему ценностей, лежащую в основе миропонимания, что приводит к переоценке первых и изменению второго. Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 - 1976) отмечал: «Под этой рубрикой «переоценки ценностей» мы представляем себе выдвижение видоизменённых ценностей на место всех прежних... Искоренение прежних потребностей всего надёжнее произойдёт путём воспитания растущей нечувствительности к прежним ценностям, путём искоренения из памяти прежней истории посредством переписывания её основных моментов»(Хайдеггер, 1993: 65).

Те явления, которые испокон веков оценивались как негативные, сегодня получают новое имя и образ, не только положительный, но и привлекательный. Российский лингвист проф. В. В. Колесов приводит следующий пример: «Слово «любовь» содержит в себе одновременно и синкретизм символа..., и многозначность образа..., и точность родового понятийного значения, которое постоянно изменяется в зависимости от культурных переживаний использующего его народа. Прежде это было проявлением светлого чувства (поскольку и «Бог есть любовь»), а сегодня нас стараются убедить в том, что любовь - это просто секс» (Колесов, 1999: 8). Подобных примеров много. Так, «душегуб, убийца» именуется «киллер», «детоубийство» заменяется словом «аборт», «эгоист» становится «личностью», «семья» и «брак» заменяются «пробным браком» или «сожительством», жизнь в семье отменяется понятием «индивидуум», термин «желанный ребёнок» предполагает наличие «детей нежеланных» и т. д.

Изменение словоупотребления и словопонимания ведёт к мутациям шкалы этических и культурных ценностей. На негативные последствия таких семантических процессов обращали внимание ещё в древности. Так, в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон заметил: «Не считать ли нам, что и по отношению к речам существует какое-то подобное искусство, с помощью которого можно обольщать молодых людей и тех, кто стоит вдали от истинной сущности вещей, речами, действующими на слух, показывая словесные призраки всего существующего?» («Софист», 234c)(Платон, 1993: 298).А в IV в. н. э. византийский философ и теолог Иоанн Златоуст развивает эту мысль: «И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям..., но и то ещё, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством-свободой, дерзость-откровенностью, расточительство-человеколюбием, несправедливость-мужеством. Потом, как будто ещё мало этого обмана, вы и добродетель называете противными именами: скромность - необразованностью, кротость - трусостью, справедливость - слабостью, смирение - раболепством, незлобие - бессилием. Вы будто боитесь, как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков прямыми и настоящими именами немало способствует к отвращению от оных» (Иоанн Златоуст, 2015: 449-450).

Значение многих слов уже изменено в ходе информационной войны. Например, слово «Бог». Не вступая в дискуссию о бытии или небытии Бога, рассматривая эту категорию исключительно как историко-культурный феномен, отметим тот факт, что образ Бога живёт в сознании каждого человека, независимо от его убеждений. Формирование и сохранение этого образа не случайны. В образе Бога традиционных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм) отсеяно социально-антропологически деструктивное, а конструктивное - воплотилось.

На основе отношения человека с Богом развивается и вся культура. Как отмечал проф. А. Ф. Замалеев: «...культуры рождаются на почве национальных религий и исчезают в эпоху торжества промышленных технологий и автоматизации. На смену культуре приходит цивилизация, «обрекающая на смерть» и Бога, и искусство, и самого человека». «Человек перестаёт быть мерой вещей, вещи становятся мерой человека» (Замалеев, 2011: 188).

Двадцатый век характеризуется как век секуляризма. В секуляризме, рассмотренном с лингвистической точки зрения, понятие «Бог» объявляется не имеющим референта, т. е. указывающим на несуществующий предмет. Уже в преддверии XXвека Ницше провозгласил смерть Бога: «Gott ist tot». К этому короткому тезису он свёл суть исторического движения, основанного на философии «нигилизима», по определению Хайдеггера, «того воззрения, что действительно существует только сущее, доступное чувственному восприятию, т. е. собственному опыту, и кроме него нет ничего. Тем самым отрицается всё, что основано на традиции, власти и каком-либо авторитете»(Хайдеггер, 1993: 63).Хайдеггер также предупреждал, что «исчезновение при этом прежних целей и обесценение прежних ценностей воспринимается уже не как голое уничтожение и не оплакивается как ущерб и утрата, но приветствуется как освобождение, поощряется как решительное приобретение и понимается как завершение» (Хайдеггер, 1993: 64).

Упомянутая «нигилизация» европейского мышления тоже имеет лингвистические корни: референт слова «истина» перестаёт пониматься как нечто единое и для всех одинаковое. Как следствие, формируется настроение отрицания абсолютной, неизменной и общей для всех истины. Вместо неё провозглашается множество истин или плюрализм точек зрения.

Парадокс заключается в том, что сам догмат об «отсутствии истины» или, что то же, об «относительности истины» является утверждением оной и вступает в противоречие с самим собой. Американский философ и теолог С. Роуз (1934 - 1982) заметил: «Для поколения, воспитанного на скептицизме и не привыкшего думать о чем-либо серьезно, сочетание «абсолютная истина» представляется неким анахронизмом. Расхожее мнение спешит подсказать, что никто не может быть столь наивен, чтобы все еще верить в абсолютную истину. Всякая истина в наш просвещенный век относительна. Последняя мысль, заметим, есть не что иное, как упрощенное перетолкование слов Ницше «нет (абсолютной) истины»; и эта-то доктрина служит основанием как нигилизма масс, так и нигилизма интеллектуальной элиты. «Относительная истина» главным образом представлена в наш век научными знаниями...» (Роуз, 1995:14).

Однако такое нарушение законов логики и противоречие догмата об отсутствии единой истины самому себе часто ускользает от внимания даже авторитетных философов. Отмечая это, британский филолог и философ лорд Г. К. Честертон (1874 - 1936) писал: «Человек задуман сомневающимся в себе, но не в истине - это извращение»(Честертон, 2014б: 33).

Несмотря на всеобщую секуляризацию и релятивизацию мышления, в человечестве остается потребность и в божественном начале (или высшей духовной ценности), и в устойчивой истине, этически соразмерной и единой для всех. Как эту потребность удовлетворить - тема отдельного исследования.

Ещё одна сторона лингвистической составляющей информационной войны -неконтролируемые последствия. Информация, вбрасываемая в ходе наступательных операций, не является высокоточным оружием. Она распространяется по всему миру, игнорируя государственные границы и культурно-цивилизационные различия. В результате, информационная война, начинаемая против государства-противника, превращается в войну против человечества. Разграничение «своих» и «чужих» становится не политическим, а этическим. Формируются так называемые «общество нормы» и «общество аномалии», возникает «кризис традиций».

На ее глобальный и неконтролируемый характер указывает «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»: это «девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе» (ДИБ), следствие которых - «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны» (ДИБ).

С другой стороны, настойчивое изживание понятий «Бог» и «истина» приводит пытливые умы к вопросу: чем организован мир? есть ли в этом мире нечто абсолютное (незыблемое, вечное, неизменное)? Теория и практика информационной войны приводит к кризису европейского мышления, доводя его до «пограничной ситуации», по словам немецкого философа Карла Ясперса (1883 - 1969).Человек не может быть нигилистом продолжительное время: любое отрицание либо губит мысль, либо заставляет её исткать новую опору.

Указанные метафизические проблемы проецируются на личностном уровне как вопросы о счастье и о смысле жизни. Популярность предлагаемой идеологии основывается, в том числе, и на простоте предлагаемых рецептов счастья. Однако в транслируемой доктрине содержится ошибка, если не осознанный подлог: счастье подменяется комфортом, а смысл жизни сводится к культу потребления. Для достижения комфортной, «счастливой» жизни предлагается свободная смена партнёров («сожительство», «гражданский брак»), свобода на отказ от потомства («планирование семьи»), свобода на смерть («эвтаназия») - иными словами, свобода от ответственности. Все вышеперечисленные «свободы» охраняются концептом «прав человека», не включающих пункт об обязанностях уважать права других людей (Медведева, Шишова, 2012: 120-147).

Философия комфорта apriori сознательно или неосознанно предлагает искаженное понимание основ счастья. Если счастье действительно заключается в том, что сегодня пропагандируется, то почему постоянно возрастает число самоубийств в том числе в экономически благополучных странах и среди состоятельных слоев населения. Так, в опубликованной статистике самоубийств ВОЗ на 2012 г. на 100 000 человек приходится в Бельгии - 14,2 самоубийств; в Швеции - 11,1; в Швейцарии - 9,2; в то время как тот же показатель в Перу - 3,2; Южной Африке - 3,2; Сирии - 0,4(ВОЗ, 2014: 84-94).

Образ счастья, транслируемый современной западной культурой, вполне выражен лозунгом: «Бери от жизни всё». В то время как выработанные веками нормы бытия и слова, используемые для их именования, прежде сохранялись в семье и передавались из поколения в поколение в процессе воспитания: «Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного и заправленного дома превратное школьное воспитание не так легко собьет с прямого пути» (еп. Феофан, 2011: 84). Г. К. Честертон отмечал: «Мы можем сказать, что семья - основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл... На протяжении всей истории мы видим отца, мать, ребёнка» (Честертон, 2014а: 43). Семья является стержнем общества. Именно поэтому в XX веке в некогда христианской Европе она подверглась агрессивным атакам со стороны идеологов информационной войны.

Можно сказать, что истинными смыслами слов являются те, которые сложились в древности, смогли сохраниться на протяжении веков и таким образом доказали свою социальную значимость. Единственной структурной единицей общества, сохраняющей в настоящие времена эти смыслы, является семья (традиционная). Информационная война, с какими бы целями она не велась, против кого бы ни была направлена и какие бы методы не использовала, разрушая смыслы слов, нередко стремится разрушить и семью. И наоборот, разрушая семью, облегчает процесс разрушения смысла слов.

Оксана Викторовна Тихонова, к.ф.н., ассистент Кафедры романской филологии Санкт-Петербургский государственный университет

 

Библиография

1.                  ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств: Глобальный императив. - Женева: ВОЗ, 2014.

2.                  ДИБ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html

3.                  Замалеев А.Ф. Культура и цивилизация // Интуиции русского ума: Статьи. Выступления. Заметки. - СПб., 2011.

4.                  Иоанн Златоуст, свят. К тем, которые губят своих детей // Что значит быть христианином: Сборник поучений. - М., 2015.

5.                  КОИБ. Конвенция об обеспечении информационной безопасности. ООН: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html

6.                  Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...» - СПб., 1999.

7.                  Леонов И. Доклад Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества»: http://www.moral.ru/parad.html

8.                  Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Троянский конь ювенальной юстиции // Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Родители и дети: конфликт или союз? - Рязань., 2012. - С. 120-310.

9.                  Платон. Софист //Платон. Собрание сочинений в 4 т., Т.2. - М., 1993.

10.              Роуз С. Человек против Бога. - М., 1995.

11.              Симаков С.К. Кризис Европы. - СПб., 2009.

12.              СЭС. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

13.              Феофан Затворник, свят. Основы православного воспитания: по труду свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». - М., 2011.

14.              Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.

15.              Честертон Г.К. Вечный человек. - Минск, 2014 а.

16.              Честертон Г.К. Ортодоксия. - Минск, 2014 б.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Викторовна Тихонова
Все статьи Оксана Викторовна Тихонова
Генассамблея ООН по Украине
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Так убьют Трампа или нет?
Новый комментарий от Калужанин
20.09.2024 23:40
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Новый комментарий от Агафон
20.09.2024 21:19
Пора снять белые перчатки!..
Новый комментарий от Агафон
20.09.2024 18:31
Что содержала «папка Пригожина»?
Новый комментарий от Vladislav
20.09.2024 18:11
«Нам нужно "изобретать" новую модель русской семьи»
Новый комментарий от Vladislav
20.09.2024 18:01