itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Экономические заметки

II. О государственном социализме и государственном капитализме

Бывший СССР  Православный социализм 
0
493
Время на чтение 6 минут

Довольно часто приходится слышать такое: в СССР был построен не социализм, а государственный капитализм. Мол, посмотрите: работодателем являлось государство - оно нанимало наемных рабочих, выплачивая им зарплату, а всю прибавочную стоимость забирала себе. Такой строй и в самом деле надо называть государственным капитализмом. Просто, в отличие от классического, частнособственнического капитализма, тут имелся один большой всеобъемлющий капиталист - государство, от которого и убежать-то к другому было некуда.

На самом деле, такой взгляд ложен и является идеологической диверсией, которых у нас за последние 25 лет было пруд пруди, особенно в области экономики.

Начнем с того, что капитализмом можно называть только рыночную экономику. Собственно, в нашу историческую эпоху это синонимы. Когда купля-продажа охватывает все стороны процесса жизни, то это и называется капитализм. Наоборот, в СССР была построена совершенно иная экономика - плановая. Так что назвать советский строй «капитализмом», хоть и государственным - полное извращение терминологии.

С точки зрения воздействия на душу человеческую это два совершенно разных социального строя. Главная опасность рыночной экономики - превращение человека в раба мамоны. Прибыль и выгода, деньги и нажива, успех и престиж - все эти грехи проникают во все поры социального организма, а через него - в души людей. И это не какая-то абстракция, а реальный процесс, захватывающий буквально каждого. Стяжание и приобретение через куплю-продажу становятся целью жизни, а производство чего-то полезного - лишь побочным эффектом всего этого чудовищного хоровода вокруг мамоны. Души людей уродуются и становятся непригодными для Царства Небесного - ведь там все эти навязанные мамоной навыки и пристрастия не найдут ни малейшего применения. В Царстве нет рынка, нет места стяжанию.

Исключительно важным является и вопрос справедливости. С точки зрения евангельской этики, как объясняет Феофилакт Болгарский, богатство (т.е. собственность сверх необходимого) в частных руках приемлемо, если только соблюдается два условия: 1) богатство собрано честным трудом и 2) оно находится в процессе раздачи (толкование на притчу «о неправедном управителе»). Второе как раз встречается - есть еще нежадные предприниматели, которые щедро благотворят. А вот первое для богатого недостижимо - богатство праведным путем нажить нельзя. Об этом множество раз говорит св. Иоанн Златоуст: "В отношении имущества невозможно быть одному богатым без того, чтобы наперед другой не сделался бедным"; «Мы видим, что многие собирают великое богатство хищением, гробокопательством, чародейством и другими подобными способами, И, владея им, даже недостойны жизни. Что же, отвечай мне, можно ли сказать, что это богатство от Бога? Нет. Откуда же? От греха». Давно замечено, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», но мы сплошь и рядом видим не только «палаты каменные», но состояния, превосходящие всякое разумное обоснование.

Если Златоуст отмечает, что богатство накапливается «хищением, гробокопательством, чародейством», то на современном этапе куда более эффективным способом является рыночная экономика. Это такая экономическая среда, где всегда побеждает более сильный - тот, кто владеет большей собственностью (или использует ее в рыночном процессе). Поэтому в рыночной экономике богатые всегда будут богатеть, а бедные - беднеть. Так везде и происходит. Рынок как бы имеет две руки. Одна рука, «смитовская», регулирует спрос и потребление. А вторая - рука мамоны, грабит бедного в пользу богатого. Все государства так или иначе борются со второй рукой - всевозможными ограничениями, прогрессивными налогами. Но все безуспешно - богатые находят лазейки и продолжают богатеть. Руку мамоны может обрубить только социализм.

Наоборот, плановая экономика приучает людей не к личной выгоде, а к служению на благо всего общества. Это и значит служение ближнему, которое является сущностью христианской любви. Кроме того, осуществляя жесткий контроль не только над ценами, но и над номенклатурой, она улучшала нравственный климат общества (товары, провоцирующие грех, исключались). Ясно, что социалистическая плановая экономика гораздо лучше готовит людей к Царству. Иначе говоря, она более приемлема христианам, чем рыночно-капиталистическая.

Но, возразят мне, Вы уходите от разговора - ведь нельзя же отрицать очевидное: что в СССР, как при капитализме, предприятия не принадлежали рабочим - они принадлежали государству (бюрократии), которое нанимало рабочих на своих условиях. И именно поэтому такой строй ученые называют «государственным капитализмом». Впрочем, не важно как он называется, а важно вот это отчуждение средств производства от производителей - тут громадные возможности для осуществления самой жестокой эксплуатации. Такой строй «социализмом» назвать никак нельзя.

Ответ, может быть, покажется некоторым парадоксальным. Да, социальный строй, где работников нанимает только государство, может быть и «государственным социализмом» и «государственным капитализмом». На уровне такой схемы различия нет. И тем не менее это антиподы. Разница между ними - в уровне справедливости.

Для большевиков концепция справедливости была основополагающей - именно с ее помощью они победили. И в дальнейшем, в течение всего советского периода партийные идеологи считали, что сохранение справедливости обеспечит прочность государства. Поэтому, пусть с ошибками и искажениями, справедливость в СССР в целом соблюдалась. Об этом говорит очень низкий «дециль» - отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных. В СССР в 1967 г. дециль составлял 2.7.

А вот для «государственного капитализма» задача соблюдать справедливость не ставится в принципе. Поэтому такое государство приобретает статус несменяемой монополии, которая может диктовать свою экономическую политику разным общественным слоям. Никаких сдерживающих принципов у такого государства нет, и оно вольно выстроить очень крутую лестницу состояний, подкармливая властную верхушку.

Привести дециль «государственного капитализма» затруднительно, поскольку в чистом виде такого государства на планете нет. Но зато много государств «смешанного» типа, «государственно-частного капитализма», где доля государства довольно значительна. В той же России, по некоторым оценкам, доля государства в экономике составляет 70%. Казалось бы, можно постараться обеспечить справедливость (тем более, что у нас по конституции Россия - государство социальной справедливости). Но нет. Наоборот, внедряется «свободный» рынок, который быстро захватывают более сильные иностранные корпорации. Да и само государство по сути дела превратилось в «корпорацию», получающую прибыль (с налогов), но вкладывающую ее не в народное благосостояние, а подкармливающее «своих» - бюрократию и верхушку таких формально государственных предприятий как Газпром и Роснефть. Поэтому сейчас в России дециль составляет где-то 16,7. (Значения децилей 2.7 и 16.7 я уже приводил в других статьях, но хотелось бы, чтобы они врезались в сознание читателей).

Таким образом, тут все зависит от государства, от его желания обеспечить социальную справедливость. Интересно, что еще блаженный Августин риторически вопрошал: «при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки?» («Два града», книга IV, гл.IV). Августин считал, что при отсутствии справедливости любой правитель - тиран, а любая элита - клика. Если же справедливость соблюдена (и имеет место уважение к религии), то любая форма власти хороша и достойна того, чтобы ей подчиняться.

Увы, ничто не подтверждает, что наши правители читали Августина.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Экономические заметки

Николай Владимирович, при всём уважении и искренней симпатии, но у Вас телега несколько впереди лошади. Ибо не столько хорошая экономическая система улучшает людей, сколько наоборот - хорошие люди улучшают систему. Экономику СССР можно назвать также, более или менее, экономикой огромного семейного предприятия, экономикой огромной крестьянской общины (на новом технологическом витке, конечно), или огромным натуральным хозяйством. Для того, чтобы сложилась такая экономическая система, были две фундаментальные предпосылки: 1) Экономика "сталинского" типа, в принципе, адекватна нашим природным и геополитическим условиям; тем более, она адекватна периоду форсированной модернизации в экстремальных условиях, который мы прошли в 1920-е - 1960-е; 2) В начале и даже ещё середине XX века большинство граждан нашей страны - выходцы из крестьян, и им была близка такая система с точки зрения их собственной ментальности и опыта. Но нельзя приписывать тому или иному экономическому устройству спасительные функции (сотериологические, если я правильно употребляют умное слово). В конце концов, в случае с реальным СССР его экономическое устройство этих функций не выполнило; напротив, развал пришёл именно через деградацию общества. Ну, пусть не так резко - деградацию, но трансформацию, когда общество перестало быть крестьянским. Во всём этом какая-то фундаментальная ошибка. Мне это пока трудно сформулировать, но я спинным мозгом чувствую что-то не то. Лучше доказывайте, что сталинская экономика - это рационально, разумно, чем что это богоугодно. Может, это и богоугодно, но лучше об этом не говорить. И честно скажу - мне не нравится сам термин "православный социализм". Точно не скажу, чем - но не нравится. Понятно, что под этим Вы понимаете сообщество верующих людей, живущих в экономике более-менее сталинского типа. Но, если это назвать "православным социализмом" - такое ощущение, что всё пойдёт не туда. Как гласит народная мудрость, "как вы судно назовёте, так оно и поплывёт". Попробую как-то объяснить. Во-первых, а почему бы это не назвать просто "православизмом" или даже "теизмом"? Суть ведь в том, чтобы по-Божески жить, тогда и экономика приложится. Но понятно же, что вот так называть категорически нельзя. И не потому нельзя, что "у нас многоконфессиональная страна" или "у нас есть и атеисты", а потому, что это явная чудовищная профанация. "Теизмом", вообще, Ватикан занялся, и до сих пор Запад занимается. Это, собственно, и есть "проект Запад". Значит, слово "социализм" становится своего рода амортизатором, прокладкой, позволяющей как бы смягчить удар. А, если точнее, "социализм" становится якорем или канатом, призванным притянуть небесное (православное) к земному (социалистическому) и сделать его инструментом решения утилитарных земных задач. С этого момента включается (сначала - в сознании людей, потом на практике) "проект Запад", он же "проект "Рай на Земле"". Ну и... ну и всё. Вот как-то так.
Кирилл Д. / 30.01.2017, 23:47

2. Re: Экономические заметки

Ясно, что социалистическая плановая экономика гораздо лучше готовит людей к Царству. Иначе говоря, она более приемлема христианам, чем рыночно-капиталистическая. (c) Это финиш на самом деле. Просто финиш. Автор просто прямым текстом говорит о том, что одна система обновления мат. фондов богоугоднее другой. Увы, ничто не подтверждает, что наши правители читали Августина. (с) Ничто не подтверждает, что его вообще хоть кто-то читал.
рудовский / 30.01.2017, 05:29

1. Re: Экономические заметки

Государственный социализм? Понятно хоть о чем речь и нет чувства отторжения самого определения. Если и критиковать, то мысли, а не само существо вопроса. А это - уже много. Хотя название темы ("... про, контра" и т.д.) все равно таким же осталось.
А.В. Сошенко / 29.01.2017, 21:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
Без суверенитета России не будет национальной стратегии
Хочется верить, что русский народ не позволит «каким-то жуликам наверху так собой манипулировать» – творить прогресс регресса
16.09.2023
Время краха иллюзий
Ежедневными ударами вражеских беспилотников мы расплачиваемся за все преступления 1990-х годов
01.08.2023
Главный вопрос будущего России
Если и дальше идти по протоптанному за 30 лет маршруту, то страна неизбежно свалится в пропасть нравственного разложения, интеллектуального вырождения и социальной анархии
01.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии