itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пить или не пить?

Святые отцы о винопитии

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
2259
Время на чтение 7 минут

Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного. Например:
«Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность - изобретение диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:
- Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить.
- Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки.
- Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему?
- Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым.
И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии.
Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом Завете вино было символом земной радости, - «вино веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом Завете вино становится символом духовной радости. Иисус Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме «Осенний марафон»:
«Вчера, после грибов пообедали - не хватило! В гастроном - не хватило! Опять поехали - а там эти... дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить - да пожалуйста, никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется это своё хотение так, как будто сам Христос повелел выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о вине. Действительно, вино - дар Божий. А как быть с другим алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его название. Лукавство, да и только.

Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного, а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21).
Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:

«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только вином. Под эти слова «и не делать ничего такого» можно подвести почти всё, из чего состоит наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель Василий Великий:
«Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например:
«Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или уже кого соблазнили:
«Видел я одного человека, которому передал другому свою греховную привычку; потом уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было». (Святитель Иоанн Лествичник).

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет - совсем не пейте, - разве только в крайностях, - в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? - Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
(Феофан Затворник. Толкование на посл. Ефесянам, 5,18).

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом.
Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей.
Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.

«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями, совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными, - хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это для не крепко здоровых. У кого же есть желание воздерживаться, - благодарение Господу! - пусть воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом (1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу, для смирения помысла их, - не на всегда, а на время». (Преподобный Феодор Студит).

Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей. «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое: «Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления».

Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных условиях у них всё же больше шансов добиться такого устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно «одновременно и наполняться духом и вином». Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 3., Шевчук Денис:

"Пропаганда культурного пития ... - преступление", епископ Тихон (Шевкунов),

вопрос: а что такое такое монополизация продажи спиртных напитков и продажа алкоголя с метамфетамином? Сейчас в алкоголь такое добавляют, что алкоголем там даже не пахнет. Делается всё на государственном уровне. Если в 80х можно было спокойно увидеть пьяного человека под забором, то сейчас такого нет. А знаете почему? алкоголиков нет, люди уже на других веществах сидят, теперешний алкоголь можно смело называть наркотик....
eka / 22.05.2018, 06:55

15. Ответ на 12., Полтораки:

это уже проходили во времена "сухого закона", Любой график по количеству самоубийств, убийств, количеству детей в семье и т.п. отражает позитивные изменения в период борьбы с алкоголем. Даже примитивный горбачевский подход вполне заметен, как заметно это и сейчас - с ввода запретительных акцизов на алкоголь.Сухой закон в России приводит к революциям: хоть в 1917, хоть в перестройку. Ельцинизм победил по причине дешевого бухла.. канализировал пассионарность новой революции в алкоголизм спирт рояль и водку распутин... Советский народ тупо запил (это после сухого закона - как не запипь и не возопить?) и про..л (прощелкал) СССР на ровном месте - а когда очнулся: здрассьте, пришла ваша братия, абстинентов 40 градуса (или 20-го? вискарь пополамите газировкой?).Алкоголь - яд. А ты, Карпов - не яд? Мышьяка похлеще будешь! Слава Богу, тебя мало кто употребляет.. и есть антидот: алкоголь или Пасечник ))

Думаю, что дело не в алкоголе... А А. Карпов - не яд, а скорее плацебо :)
Георгий / 22.05.2018, 04:35

14. Ответ на 12., Полтораки:

Вот Вам первый график: смертность от отравления алкоголем: https://clck.ru/DRXz6 Вот второй - смертность от убийств: https://clck.ru/DRY36 Смертность от самоубийств: https://clck.ru/DRY4o Ну и общая (мужская) смертность в сопоставлении с алкогольной статистикой: https://clck.ru/DRY6w
Андрей Карпов / 21.05.2018, 20:32

13. Re: Пить или не пить?

М.Яблоков, но и тут есть одна проблема: земли Владимиро-Суздальского княжества (в том числе территория нынешней Моск. обл.) не слишком подходят для выращивания ячменя, хмеля и пр. *** Предлагаю РНЛ провести опрос: кто сколько пьет в неделю (в пересчете на чистый спирт, например)? Редакция, это будет очень интересный опрос :)
рудовский / 21.05.2018, 15:51

12. Ответ на 10., Андрей Карпов:

это уже проходили во времена "сухого закона", Любой график по количеству самоубийств, убийств, количеству детей в семье и т.п. отражает позитивные изменения в период борьбы с алкоголем. Даже примитивный горбачевский подход вполне заметен, как заметно это и сейчас - с ввода запретительных акцизов на алкоголь.

Сухой закон в России приводит к революциям: хоть в 1917, хоть в перестройку. Ельцинизм победил по причине дешевого бухла.. канализировал пассионарность новой революции в алкоголизм спирт рояль и водку распутин... Советский народ тупо запил (это после сухого закона - как не запипь и не возопить?) и про..л (прощелкал) СССР на ровном месте - а когда очнулся: здрассьте, пришла ваша братия, абстинентов 40 градуса (или 20-го? вискарь пополамите газировкой?). Алкоголь - яд. А ты, Карпов - не яд? Мышьяка похлеще будешь! Слава Богу, тебя мало кто употребляет.. и есть антидот: алкоголь или Пасечник ))
Полтораки / 21.05.2018, 12:27

11. Ответ на 9., рудовский:

М.Яблоковя прекрасно знаком с этим правилом, так вот берите и воздерживайтесь...)p.s.на 56 градусе северной широты виноград, как ни крути, не растет. Нет винограда - нет вина.

Ты с себя начни, а не с других. Другие как-нибудь без тебя разберутся воздерживаться им или нет. А где вина нет, Типикон предписывает пить пиво. С этим правилом ты видимо точно не знаком )
М.Яблоков / 21.05.2018, 11:37

10. Ответ на 7., Русский Сталинист:

это уже проходили во времена "сухого закона",

Любой график по количеству самоубийств, убийств, количеству детей в семье и т.п. отражает позитивные изменения в период борьбы с алкоголем. Даже примитивный горбачевский подход вполне заметен, как заметно это и сейчас - с ввода запретительных акцизов на алкоголь.
Андрей Карпов / 21.05.2018, 11:24

9. Re: Пить или не пить?

М.Яблоков я прекрасно знаком с этим правилом, так вот берите и воздерживайтесь...) p.s.на 56 градусе северной широты виноград, как ни крути, не растет. Нет винограда - нет вина.
рудовский / 21.05.2018, 08:33

8. Re: Пить или не пить?

Алкоголь - яд (токсин). Эффект опьянения - это поражение нервной системы. Медицина может использовать яды (в малых дозах). Но надо четко представлять себе - как, когда и для чего.
Андрей Карпов / 21.05.2018, 07:43

7. Re: Пить или не пить?

Всё, в т.ч. и алкоголь, хорошо в меру. Полностью отказаться от алкоголя в масштабах всего народа и всей страны невозможно (но отдельный человек сам по себе, конечно, может это сделать), это уже проходили во времена "сухого закона", кроме того, ничто не терпит пустоты, посмотрите на мусульман, у них алкоголь запрещён, и они заменили его наркотиками. И последнее хуже первого. Надо развивать культуру пития, и проводить среди населения воспитательную работу в целях перехода с потребления "тяжёлого" алкоголя (водка, самогон, коньяк) и суррогатов (коктейли) на потребление вина, шампанского, и проч. сортов "лёгкого" алкоголя.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Смирнов
Копыто консультанта
О новом фильме «Мастер и Маргарита»
12.03.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Журавлиные клики
С днём Великой Победы!
09.05.2023
Лесок
Рассказ
30.03.2023
Страна дураков?..
Почему мы ругаем свое
02.01.2023
Все статьи Сергей Смирнов
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44