Возрождение традиционного уклада как ответ на вызовы времени

0
1355
Время на чтение 13 минут

«natura abhorret a vacuo»

(природа не терпит пустоты - Аристотель)

Как известно, к началу 21 века из-за открытия границ для дешевых и низкокачественных товаров разорились и погибли целые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Отток людей из села превратился в настоящий исход. У нас, например, обезлюдели сотни, если не тысячи сел. Таковыми они остаются и на настоящий момент - многие земли не обрабатываются. А между тем развитие или упадок отечественного сельского хозяйства - это продовольственная безопасность страны - одно из основных условий её суверенитета. Если вспомнить опыт партизанского движения последней Отечественной войны - этот вид ведения боевых действий был в принципе возможен лишь благодаря поддержке местного населения, в первую очередь - людьми и продовольствием. Причем продовольствием из личных запасов - личных хозяйств. Сейчас мало кто помнит лозунги довоенного времени: «коза - корова рабочего», или шутки тех лет про «сталинских бычков» - имелись в виду инициативы государства по продвижению индивидуального кролиководства. Именно эта довоенная программа по развитию личных хозяйств позволила многим главам семейств, уходящим на фронт, быть уверенными, что их семьи не будут голодать.

А как вновь обжить брошенные села, освоить заросшие подлеском тысячи гектар земли? Возможные варианты:

1. Можно попытаться решить проблему привлечением иностранцев, например - китайцев. Этот вариант, на мой взгляд, неприемлем ни при каких обстоятельствах. По многим причинам, которые здесь разбираться не будут.

2. Можно сделать ставку на крупные агропромышленные холдинги.

3. И наконец, можно попытаться привлечь на землю свое население и сделать ставку на крестьянские фермерские (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

И так, если говорить о крупных агропромышленных холдингах, как решении вопроса продовольственной безопасности - что же, вполне возможно, особенно если учесть, что в этом варианте вопрос возвращения людей на землю вообще не стоит. На крупных предприятиях можно применять серьёзную механизацию и автоматизацию производства. Благо техника сейчас мощная, умная и позволяет при минимальном участии человека достигать фантастических результатов. Очень эффектно на экране выглядят беспилотные комбайны или роботы омывающие вымя коровы. Вполне допускаю, что в полеводстве, подобные решения оправданы. В крупнотоварном мясомолочном производстве - только отчасти, потому, что какие бы красивые фильмы они про себя не снимали - ни одно крупное животноводческое хозяйство или, например, даже сравнительно небольшой свиноводческий комплекс на 50 тысяч голов, не может отказаться от ежедневного применения антибиотиков. Слишком велики риски. В этом случае получается, что какой бы умной не была техника, производить безопасные к употреблению в пищу продукты невозможно. Поэтому ставка на крупные холдинги, по крайней мере, в крупнотоварном производстве мяса, молока, птицы - является вынужденной и временной мерой. Видимо, понимание этого, есть и у главы государства:

В.В.Путин: «я, конечно, знаю о дискуссиях между представителями различных направлений развития аграрно-промышленного комплекса. Одни говорят, что нужно прежде всего развивать крупнотоварное производство, и только оно, крупнотоварное производство, а не фермеры могут обеспечить страну качественным продовольствием и в нужном объёме. Но всё‑таки, без всяких сомнений, мы должны поддерживать и фермерские способы и формы ведения сельского хозяйства. Фермеры вносят существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности». (конец цитаты)

Благодаря этому пониманию государство уже поддерживает всех сельхозпроизводителей и крупных, и мелких. И поддержка не только финансовая. Так, благодаря политическим мерам руководства государства, в первую очередь - таможенной политике, отечественная сельскохозяйственная продукция вновь стала конкурентоспособной и востребованной на внутреннем рынке.

Теперь о возможности привлечения некоторой части населения к организации фермерских и личных подсобных хозяйств. Задача, очевидно, крайне важная и не менее сложная.

Известно, что для решения любой задачи необходимо учитывать, понимать и объективно оценивать все начальные условия. Начнем с факторов мотивирующих людей не просто к сельскому труду (вахтами и в агрохолдингах), а к жизни на земле - на своей земле и своим трудом.

Первым и самым очевидным, является факт того, что большинство людей уже пресытились низким качеством продуктов питания, а многие уже и в целом низким качеством жизни в мегаполисах. О чем свидетельствует рост низко и средне бюджетного индивидуального жилищного строительства (ИЖС) вокруг городов. Поселки, стоимость домов в которых, сопоставима со стоимостью городских квартир, растут как грибы. Другое дело, что большинство их владельцев все же не готовы к ведению своих ЛПХ, но при этом охотно становятся потребителями произведенных местными фермерами экологически чистых продуктов питания, тем самым стимулируя их производство.

Другим, возможно менее заметным, но от того не менее реальным, а на мой взгляд - главным и решающим, положительным фактором является значительное увеличение количества людей исповедующих традиционные для России религиозные ценности. Когда подобное изменение мировоззрения происходит в репродуктивном возрасте, следствием является многодетность. Многодетность, в свою очередь, препятствует женщине работать вне дома, и тогда мужчине приходится брать на себя всю ответственность по обеспечению семьи и улучшению её жилищных условий. Если хотите, именно это и делает из женщин - женщин, из мужчин - мужчин, а из людей - самый непокорный на Земле народ (определение А. Даллеса). И хотя этот процесс пока не массовый, но и незначительным его уже не назвать. При этом вполне очевидно, что это явление, по сути своей, является возвратом к патриархальному укладу. Кстати, и здесь власти не остаются в стороне - жилищные проблемы многих знакомых мне многодетных семей решаются благодаря государственной программе.

Теперь к отрицательным факторам. К главному из них можно отнести страх. Страх перед кардинальной переменой жизни, страх начать то, в чем ты ничего не понимаешь. Но все эти страхи часто заставляет преодолеть острая необходимость. И уже преодолев их, остальные негативные факторы преодолеваются, что называется «в рабочем порядке».

Первый такой вопрос, который предстоит решать «в рабочем порядке» - земля. Здесь не лишним будет напомнить, что вся земля с\х назначения вблизи от любых центров концентрации населения - уже давно частная собственность. А начинать с нуля, вдали от рынков сбыта и к тому же в местах не пригодных к проживанию, как минимум не разумно. И здесь снова государство, в лице президента, обещает поддержку - изымать не обрабатываемые земли с\х назначения у собственников. А это значит, что как только будет отработано правоприменение, цены на эти земли должны упасть.

Второй серьезный вопрос - для сельского труда крайне необходима преемственность жизни на селе, т.е. знания и опыт, передающиеся из поколения в поколение. Как ни странно, на практике этот вопрос тоже решается... через интернет. Вернее через общение на специализированных фермерских форумах. Об этом могу свидетельствовать от первого лица. Уже достаточно давно, по описанной выше причине - низкого качества жизни в мегаполисе - постепенно стало приходить понимание того, что надо переезжать за город. С увеличением количества детей, пришла и потребность обеспечения их помимо одежды, здоровой пищи и образования - еще и условиями для физического и духовного развития, для воспитания определенных качеств характера, для формирования правильных жизненных ориентиров - того, о чем лучше Ф.М.Достоевского не скажешь:

«...поколение вырождается физически, безсилеет, пакостится [...] Ну, а физика тащит за собой и нравственность [...] Земля всё [...] - Я землю от детей не розню, и это у меня как-то само собой выходит. Впрочем, я вам этого развивать не хочу, поймёте и так, коли призадумаетесь [...] Что-нибудь тут должно произойти, переменить, но только у всех должна быть земля, и дети должны родиться на земле, а не на мостовой [...] всякий порядочный и здоровый мальчишка родится вместе с лошадкой, это всякий порядочный отец должен знать, если хочет быть счастлив [...] пусть он знает, по крайней мере, что там его дети с землёй растут, с деревьями, с перепёлками, которых ловят, учатся в школе, а школа в поле, и что сам он, наработавшись на своем веку, всё-таки придет туда отдохнуть, а потом и умереть [...] Помяните моё слово хоть через сто лет и вспомните, что я вам об этом [...] в искусственном саду и среди искусственных людей, толковал. Человечество обновится в Саду и Садом выправится - вот формула [...] Обновлённое Человечество. Оно поделит землю по общинам и начнет жить в Саду. - В Саду обновится и Садом выправится. - Итак, замки, города и Сад. Если хотите всю мою мысль, то, по-моему, дети, настоящие то есть дети, то есть дети людей, должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своём, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут".

Так и получилось, мы с женой и наши дети - совершенно городская семья, без малейшего опыта в животноводстве стали вести вполне приличное ЛПХ. Все описанные выше страхи были преодолены из-за описанной выше острой необходимости. Вскоре мы узнали, что мы не одиноки и рядом, параллельным курсом идет еще несколько таких же семей. В наших личных подсобных хозяйствах есть коровы, козы, свиньи и разная птица. Как оказалось, при наличии современной техники, не такой уж это тяжелый труд, но при этом, и сам этот труд, и его плоды, помимо прибыли, еще приносят радость и здоровье. Стихийно сложилась некая кооперация, например, по заготовлению кормов, и далее по приобретению земель с\х назначения. Подробнее об этом - чуть ниже.

Следующий негативный фактор: ошибки в выборе модели. Модели в общем две: КФХ и ЛПХ.

В КФХ - фермерском хозяйстве доход от реализации продукции является основным и единственным, а рентабельность хозяйства зависит от многого. Во-первых - оно не должно быть удалено от населенного пункта - не выжили у нас столыпинские хутора по прусскому образцу. И современных фермеров, живущих вдали от населенных пунктов и приличных дорог, в наших краях не встречается - у них ведь тоже семьи, дети, которым надо учиться в школах, а расстояния у нас большие, зимы снежные да долгие, а распутица такая, что до некоторых деревень только на вертолете и добираться. Кроме этого, еще очень важен размер хозяйства - от этого зависит необходимость и возможность приобретения дополнительных средств механизации и привлечения наемного труда. А объем производства мелких и средних фермерских хозяйств не позволяет ни того, ни другого. В этом случае результат практически всегда весьма печальный. Цитата от одного бывшего фермера: «заниматься фермеру молоком это просто кабала. Ни выходных, ни проходных и здоровье, в конце концов - на полку, а детям это не надо, так как навкалывались они уже до тошноты на таком производстве». А ведь каждое дело должно быть не только доходным, но и приносить радость, а уж какая радость, когда головы поднять некогда.

Как результат - успешных фермеров очень мало. Они есть, но в масштабах решения заявленных задач - их катастрофически мало. Следует признать, что и тенденции к увеличению их числа тоже нет. Пока нет.

Вероятно, фермерство могло бы развиться и шире, чем теперь, но, по моему мнению, не иначе, как вырастая из некоторых личных подсобных хозяйств.

А как развить эти личные подсобные хозяйства? Как реализовать возможность ведения ЛПХ, тем слоям населения, которые уже живут вне городов, и тем, кто только собирается это сделать? Есть ли у нас такой опыт, в частности в Ярославской области?

Да есть но, как правило, эти хозяйства даже для ЛПХ очень маленькие: несколько курочек, кролики, иногда коза, еще реже - поросята. Всё это, как правило, только для собственного потребления, что впрочем - уже хорошо. Стада, в которых бы в складчину пасли частный скот - исчезли с лугов уже давно. Правда, все чаще то там, то здесь стали появляться по 3-4 отдельно пасущиеся коровки - но это всё же экзотика. В общем, всё, как и с фермерами - для решения заявленных задач, также явно не достаточно.

Есть у нас еще опыт, заслуживающий внимания - это когда люди становятся заложниками обмана и заблуждений (часто это русские репатрианты из стран СНГ). Это относительно широко развитая - даже в масштабах страны - сеть поселений «анастасиевцев». Посещая их, сложно не заметить параллелей с упомянутым ранее неудачным устройством столыпинских хуторов. Их «родовые поместья», больше напоминают островки Робинзонов, с характерными же проблемами, к тому же усугублёнными еще и тем, что они вегетарианцы. К слову, постепенно эти поселенцы отказываются от этой сектантской идеологии. Думаю, не в последнюю очередь оттого, что 1 гектар романтического «родового поместья» для приусадебного участка - это много, а вот для того, чтобы в наших краях полноценно обеспечивать семью, ну очень мало. Плюс, всё те же длинные, снежные, зимы и тяжелые дороги. Об эти местные реалии и разбивается романтика, люди перестают гнушаться мясом, начинают вести полноценные ЛПХ, работать вахтами в городах и задумываются, чего дальше с этой «одногектарной робинзонадой» делать. А в это время, уже новые «родовые поместья» продаются профессиональными зазывалами новым рекрутам в адепты...

Так есть ли выход? Быстрого решения видимо не существует, но начинать с чего-то надо.

И здесь я хотел бы вернуться к той модели, которая у нас начала складываться стихийно, но в итоге развилась в совершенно традиционное для России явление. Это адаптированный к современному законодательству один из вариантов традиционной русской общины, а именно казачьей. Наша казачья община, в соответствии с требованиями 154ФЗ была зарегистрирована, как казачье общество, которое затем было внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ. Одно из требований этого Закона - возрождение и сохранение традиционного образа жизни. Как известно, традиционный образ жизни казака, формы его хозяйствования и быт строятся вокруг решения главной задачи - защиты Отечества. Поэтому современной формой хозяйствования казаков внутри казачьего общества, по нашему мнению, должно стать ЛПХ.

Мы считаем, что ЛПХ должны быть достаточных размеров, чтобы казаки имели возможность быть многодетными и знали, что их семьи не будут нуждаться, в том числе и в их отсутствие, например - в военное время. При этом, не желательно увеличение ЛПХ до фермерского хозяйства, по описанным выше причинам: ведение мелких и средних КФХ более трудозатратны и менее рентабельны, а крупные КФХ несут в себе все описанные выше проблемы крупнотоварного производства. Поэтому все-таки ЛПХ, в которых помимо приусадебных участков, должны быть еще и земли с/х назначения. Земли, где было бы возможно выпасать скот, заготавливать корма и пр. Земли, при обработке которых, была бы возможна и оправдана кооперация. Это собственно и есть возврат к многовековой традиции, основанный на той же идеологической базе - мировоззрении, имеющем своим основанием веру предков. И уже поэтому, мы видим за нашим начинанием будущее.

Кроме того, ведение личного подсобного хозяйства, как правило, не отнимает много сил у членов семьи и при этом еще остается достаточно времени на обучение и досуг. Что еще важно - у глав семейств сохраняется возможность не оставлять основной работы. Лучше всего это работает в большой семье, при рациональной организации и распределении обязанностей. Также стимулом к развитию общества является близость к городу, наличие современных дорог, средств передвижения и коммуникаций. Всё это в целом позволяет обществу не замыкаться самому на себя, а его членам расти и развиваться, реализуя свои устремления и мечты. Этот факт также подтверждает перспективность нашего проекта.

Теперь чуть подробней о нашем казачьем обществе. На нашем официальном сайте можно увидеть:

- нашу самоидентификацию: - Мы казаки.

- наш девиз: "Вера, Отчизна, Товарищество".

- смысл, который мы вкладываем в понятие казачества:

«Казачество - это искра высеченная ударами бед из груди русского народа» /Н.В. Гоголь/. Именно это определение нам наиболее близко, потому, что мы те русские люди, которые поставили себе целью объединиться в православное братство, в котором «нет уз святее товарищества».

- и нашу цель: - единение для того,

  • Чтобы быть носителями и охранителями Веры Православной.
  • Чтобы быть опорой и защитой государству Российскому.
  • Чтобы быть опорой и помощью друг для друга.
  • Чтобы жить на своей Русской Земле и в своей Русской традиции.

Разумеется, у нас уже есть все, что положено в русской казачьей традиции: и духовная составляющая, и воинская, и общинная, и экономическая.

Если говорить о духовной составляющей - все мы православные. У общества есть духовник. Его, как и положено, мы избрали себе сами, затем наш выбор благословил правящий архиерей.

Что касается воинской составляющей - все наши казаки приняли Присягу на Кресте и Евангелии. Общество высоко организовано, существует и постоянно совершенствуется система оперативного оповещения и сбора. На регулярной основе проводятся теоретические и практические занятия по военной подготовке. В том числе и с учетом новейшего боевого опыта ведения современной войны. Как уже отмечалось - общество является реестровым. По многим вопросам есть понимание и конструктивное взаимодействие с органами государственной власти.

Наша общинность формируется в первую очередь общностью интересов и системой жизненных ценностей. Реализуется она в совместных трудах и совместном досуге: от молитв, до учебы, воинских тренировок, покосов, праздников, охот, рыбалок, путешествий и т. п. Управляется община в соответствии с казачьей традицией самоуправления: Круг, атаман, правление. Соблюдение традиций контролирует совет стариков. Благочестие - священник. Причем наш священник тоже казак, и началась наша община именно с него и с людей, которые вокруг него объединились.

Казаки у нас разных возрастов и профессий - все мы нужны друг другу и каждый - общему делу.

В стадии начальной реализации - строительство своей станицы. Станицу распланировали с учетом фортификации. Расположена она на одном из въездов в Ярославль. Финансирование - за счет личных средств. В среднесрочных планах строительство семи станиц на всех въездных трассах в город.

Возможно, это кого-то удивит, но в нашей Ярославской области - наша казачья община далеко не единственная и уже можно - правда, пока очень осторожно - говорить о тенденции к росту этого казачьего общинного движения. По крайней мере, нам бы очень этого хотелось. И дело не только в продовольственной безопасности - брошенная земля, вопиет к Небу, и если на ней не будут расти наши дети, то будут расти чужие. Как известно - «природа не терпит пустоты» или по русски - «Свято место пусто не бывает».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Халин
Вступать ли в брак без любви?
Браки, которые совершаются на небесах и те, которые совершаем мы сами
04.03.2024
Придумывать идеологию не надо. Продолжение
О последних указах и выступлениях Владимира Путина
29.04.2023
Придумывать идеологию не надо
Доклад на Калязинских чтениях
30.05.2022
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
Кто мы? И куда идем?
Для формирования культуры нужно время, а для формирования нравственности нужна идеология
27.03.2021
Все статьи Сергей Халин
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40