Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Северская земля, или Северщина

Сергей  Лебедев, Русская народная линия

Украинский кризис / 25.01.2017


Этническая история старинного русского края …

 

Край древних северян

Обширные земли по течению Десны, левого притока Днепра, и реки Сейм, притока Десны, а также далее на восток, до долин Дона и Северского Донца, издревле заселенные славянами, по имени племени северян получили название Северского края, или Северщины. Подобно многим другим историческим регионам Руси, границы Северской земли были весьма подвижны. Области расселения племени северян, границы владений Черниговских и Переяславских князей уходили далеко за пределы исторической Северщины. Тем не менее, можно констатировать, что исторический центр Северской земли (Северщина в собственном смысле слова) представляет территории современных Черниговской и Сумской областей Украины, западных частей современных Брянской, Курской и Белгородской областей РФ, а также небольшой территории современной Белоруссии до реки Сож. На юге и юго-востоке Северские земли граничат со степью, борьба с обитателями которой во многом и определяла древнюю историю края. Земли Северщины в древности были покрыты густыми лесами, и только на юг и восток леса постепенно сменялись лесостепью и степью.

О северянах так гласила в начале XII века «Повесть временных лет»: «...А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася северъ». Племя северян («Северы», по словам летописца), имя которых дало название краю, считается одним из самых древних восточнославянских племен. Уже во II веке географ Птолемей упоминал неких саваров или савиров, живших в этих местах. Собственно, савиры были иранским этносом скифско-сарматского происхождения. Само название «Северяне», вероятно, искаженное славянами  от иранское слово seu, sew - «черный». Тогда становится понятным и название Чернигова - главного города края, и гидронимы (Хорол - от иранского «течь», Сейм - от иранского же «Темная река», Эсмань - «удобная»). Кстати, в короткий период польского господства  в 1618-1654 гг. гербом Северщины был черный двуглавый орел. По всей видимости, изначально иранское население края было ославянено еще в первых веках нашей эры. Антропологи действительно доказывают некоторую антропологическую несхожесть северян с другими восточными славянами. Впрочем, в результате дальнейшего смешения со славянами северяне окончательно приобрели восточнославянский антропологический облик.

При этом славянизация савиров началась достаточно рано. Вероятно, что когда  савиры впервые были упомянуты Птолемеем, они уже были смешанным народом. Показательно, что река Десна, главная речная артерия края, изначально имела славянское название. Кстати, слово «Десна» означает «правая». Мы знаем, что Десна вообще-то является левым притоком Днепра, но ведь славяне продвигались с юга, и для них Десна действительно была справа.  Интересно, что название «северяне» было переосмыслено славянами, ведь долгое время, вплоть до массовой миграции славян на северо-восток, северяне на самом деле были одним из самых северных славянских племен.

Северяне, как можно судить по археологическим раскопкам, уже в VIII-X веках были одним из самых развитых и культурных славянских племен. (К ним относилась так называемая Роменско-Борщевская археологическая культура).

Северяне активно участвовали в заселении земель, лежавших по всем направлениям от их родины. Вероятно, северяне участвовали в заседании славянами Балкан (так, в VII веке на Дунае, в пределах современной Болгарии упоминаются некие «севери»). С Северской земли шла значительная миграция на север и северо-восток, в Волжско-Окское междуречье. Здесь северяне смешивались с вятичами, а также аборигенами этих земель - финскими племенами мери. Северяне в VIII-IX веках находились под властью Хазарского каганата. Впрочем, владычество хазар сводилось к получению дани, зато северяне стали широко расселяться в лесостепных и степных районах Хазарии. Поселения северян распространялись далеко к югу за реку Сулу, а также в долинах по рекам Псел и Ворскла. Именно северяне проникли в Крым и Тамань, составив основу славянского населения Тмутаракани. Северские земли процветали, поскольку владея городом Любеч на Днепре северяне могли контролировать важную часть пути «из варяг в греки», а также торговый путь к Каспийскому морю. Не случайно на землях северян найдены клады арабских и персидских серебряных монет.

В начале IX века, в условиях охватившей Хазарский каганат анархии, вызванной попыткой введения иудаизма в качестве государственной религии, северские земли добились независимости. В Северской земле археологическим отражением этих бурных событий стало возведение многочисленных укреплённых крепостей-городищ, призванных защитить их обитателей. Северские земли защищали мощные крепости-городища. Обычно они возводились на крутых береговых мысах, дополнительно укреплялись рвами, валами и частоколами. Как правило, городища располагались в 6 - 8 км друг от друга.

Северская земля IX - X веков не была монолитным политическим образованием, а состояла из нескольких объединений, входивших в состав северянского племенного союза. По мнению В.В. Енукова, в X веке крупнейшим объединением северян было летописное «Посемье»[1]. На его территории выявлено 289 памятников этого периода (48 городищ, 204 селища и 37 курганных групп). Исследования, проведенные В.В. Енуковым на Ратском городище (Курский район), позволили восстановить внешний вид оборонительных сооружений северян, живших по реке Сейм. Выяснилось, что при возведении частокола городища строители использовали расколотые пополам дубовые бревна, которые устанавливались у подножия внешней стороны вала, при этом плоская сторона бревен обращалась внутрь, а выпуклая - наружу. Частокол устраивался с небольшим наклоном в сторону площадки городища, из-за чего исчезал неизбежный зазор между отдельными бревнами (комель бревна шире вершины) и убиралась т.н. «мертвая зона» у основания стены, в которой защитники не могли обстреливать нападавших. К тому же оборонявшиеся были защищены и от стрел, пущенных навесом, так как сверху их закрывал нависающий «козырек» наклонного частокола. Вероятно, в верхней части частокола устраивались бойницы. Въезд на городище обычно располагался с правой стороны. Это делалось для того, чтобы штурмующие ворота вражеские воины вынуждены были поворачиваться правым, незащищенным щитом, боком под стелы и копья стоявших на стенах защитников крепости. Аналогичные укрепления были раскопаны археологами у деревни Капыстычи (Рыльский район Курской области). Еще одно укрепленное поселение северян - Горнальское, несколько раз сжигалось неприятелем, но восстанавливалось. У северной границы Горнальского поселения располагался огромный курганный могильник, насчитывавший в начале XX века около 2000 насыпей.

Во второй половине IX века (в 884 году, согласно летописям) северяне вошли в состав единого Русского государства. Северяне участвовали в походах киевских князей, и уже в договоре с Византией упоминается город Чернигов - главный город края. В X  веке Чернигов был крупнее Киева. Детинец (внутренняя цитадель) Чернигова имела площадь в 16 га. В 992 году, то есть сразу же после Крещения Руси Чернигов стал центром епархии. Показательно, что в Чернигове находится самый старейший из всех русских соборных храмов - Спасо-Преображенский, построенный в 30-х гг. XI века.  

Впрочем, довольно долго Северская земля управлялась своими племенными князьями. В договоре с Византией упоминались некие «светлые князья» северян. Когда Владимир Святославич (980-1015) давал своим сыновьям уделы, то столь значительный город как Чернигов своего удельного князя не получил. Известный историк М.Н.Тихомиров предположил, что или Чернигов оставался за самим Владимиром, или Черниговом и Северской землей управляла своя династия. Существование «Черной могилы», в которой похоронен неизвестный князь конца X века, говорит в пользу второго предположения[2]. В 1024 году Чернигов своевольно захватил и стал там княжить Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого. Мстислав был князем в Тмутаракани, опираясь на ресурсы которой сумел разгромить в битве под Лиственом Ярослава Мудрого и захватить Чернигов. Впрочем, Мстислав помирился со старшим братом, забрав себе половину Руси по левой стороне Днепра. После смерти Мстислава в 1036 году Черниговым стал управлять киевский князь. Впрочем, Ярослав Мудрый перед смертью в 1054 году разделил Русь между сыновьями. Чернигов достался второму сыну Святославу Ярославичу. Этот факт являлся лучшим свидетельством значения Северской земли на Руси. Его потомки правили (с небольшими перерывами) Черниговским княжеством на протяжении веков. Но тогда же часть земли северян были включены в состав отдельного Переяславского княжества, стол которого занял Всеволод, четвертый сын Ярослава Мудрого. Переяславщина занимала слишком выгодное географическое и стратегическое положение, находясь на пути вторжения кочевников степи на Русь,  и поэтому стало отдельным княжеством, под властью одного из сыновей князя Всея Руси.

Великое княжество Черниговское

Черниговское княжество было обширным, занимая площадь до 400 тысяч км2, простираясь от Днепра на западе до Москвы-реки на востоке, от современной южной Белоруссии до Тамани с Тмутараканским княжеством на Черном море. Не только потомки северян, но также и потомки радимичей, полян и вятичей населяли Черниговское княжество. Не менее 60 древнерусских городов, упомянутых летописцами до середины XIII столетия, находились в Черниговском княжестве. Среди самых древних городов Северщины был Любеч, находящийся на Днепре, родина Малуши-Любечанки, матери князя Владимира и соответственно, родоначальницы всех Рюриковичей. Неслучайно именно в Любече в 1097 году состоялся известный съезд всех русских князей. Город Путивль на Сейме впервые упоминается в летописях в 1146 году как уже крупный самостоятельный город, жители которого славились своим богатством. Под тем же 1146 годом упоминается Новгород-Северский, столица одного из удельных княжеств Черниговского великого княжества. Тогда же упоминается в летописях и город Дъебрянск (современный Брянск), расположенный в дебрях. Впрочем, тогда это был еще не очень значительный город. Город Курск, впервые упомянутый в 1095 году, родился значительно ранее. В XII веке в Курске уже сидели свои удельные князья, подчиненные великому князю Черниговскому. Из других городов Черниговской земли летописи упоминают Сновск (1068), Нежатина Нива, будущий Нежин (1078), Стародуб (1080), Прилуки (1085), Вщижь (1112), Козельск (1146), Севск (1146), Карачев (1146), Трубчевск (1185), Глухов (1152), Брягин, Мглин, Гомий, ныне Гомель,(1142), Донец (ныне не существующий город на реке Уде на Харьковщине), и др. Но самым крупным городом Северщины оставался Чернигов.

Великое княжество Черниговское включало земли не только северян, но и радимичей (Гомий на реке Сож), полян и вятичей. При этом часть северских земель оставалась в Переяславском княжестве. Как видим, старая племенная идентичность исчезала, заменяясь территориальной («черниговцы»). Племенное понятие «Северяне» исчезло, уступив географическому определению Черниговской земли. Как и всюду на Руси, «племя» в народной идентичности было заменено на «землю». Но воспоминания о длительном и славном существовании северян не исчезли. Не случайно основная часть Черниговского княжества сохранила в веках имя «Северской земли».   

Черниговскими землями правила ветвь Рюриковичей, получивших прозвище Ольговичей от имени Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого, который с помощью половцев сумел отвоевать свою «отчину» в 1094 году, и удерживать вплоть до смерти в 1115 году. Ольговичи даже несколько захватывали Киев и претендовали на роль князей Всея Руси. Правда, Киев Ольговичи не смогли закрепить за собой, что во многом объяснялось упадком самого Киева, превратившегося в своего рода почетный кубок, который захватывал самый сильный на тот момент князь. Впрочем, Чернигов Ольговичи сумели удержать.

Батыево нашествие оказалось страшным ударом для Черниговского княжества. Чернигов и многие другие города были сожжены и разграблены. Население Северской земли значительно сократилось, особенно в районах, прилегающих к степи. В Переяславе, некогда одном из самых значительных княжеских столов Руси вообще исчезло княжение, и была упразднена местная епархия по причине резкого уменьшения паствы.

Город Чернигов пережил такой упадок, что столицей Черниговского княжества стал Брянск (Дебрянск), надежно прикрытый лесными дебрями. Туда же была перенесена и кафедра Черниговского епископа. Князь Михаил Черниговский, отказавшийся выполнять унизительный языческий обряд, пройдя между пылающими кострами, был в 1246 году замучен в Орде. Но постепенно Северская земля начала возрождаться. Примерно в 1350 году Черниговщина попала под власть литовских князей. Впрочем, далекие литовские князья  во внутреннюю жизнь Черниговского княжества не вмешивались. Показательно, что до 1415 года в церковном отношении Северская земля полностью зависела от Московского митрополита и подчинялась ему.

Тем не менее, постепенно Северская земля стала все больше дробиться на уделы. Собственно, уже в середине XII века из Черниговского княжества выделилась Северская земля (в узком смысле слова) с городами, удельными столицами  Новгород-Северским, Путивлем, Рыльском и Курском. В годы ордынского ига и литовского господства дробление только усилилось. К концу XIV века в верховьях реки Оки сложилась целая группа т.н. Верховских княжеств. Они существовали как буферные образования между Литвой и Москвой, пытаясь сохранить свою автономию, используя конфликты между Вильной и Москвой. Однако постепенно верховские князья «отъезжали» вместе со своими владениями на Москву. К 1494 году большинство верховских земель были присоединены к Московскому государству. Верховские князья, потомки Ольговичей, влились в ряды московской аристократии, дав России князей Барятинских, Волконских, Воротынских, Новосильских, Оболенских и других, сыгравших выдающуюся роль в истории страны. В 1500 году, в ходе следующей русско-литовской войны, Брянск и Чернигов и весь край были также присоединены к Московскому государству. Как писали летописцы, «князь московскии забрал вси земли сиверские и всю Сивер»... «все городы северские и всее Северу».

В целом в Московском государстве Северские земли с городами Брянск, Гомель, Дроков, Курск, Мглин, Моровск, Новгород-Северский, Почеп, Путивль, Радогощ, Рыльск, Стародуб, Трубчевск, Чернигов. И в Москве, и Вильне считали Северскую землю единым территориальным и этническим образованием. Мысль о том, что Чернигов станет частью Украины, Гомель - Белоруссии, а Брянск - Великороссии, немало бы удивило в те времена даже законченных русофобов. Главным городом края считался Путивль. Московское правительство уделяло этому важному стратегическому пункту значительное внимание, и не случайно именно Путивль имел каменную крепость, единственную на степной окраине России.

Севрюки

Целое столетие Чернигово-Северская земля была частью Русского государства, отличаясь от остальных регионов державы тем, что здесь еще до возвращения в состав единого государства сложилась особая категория населения, потенциально новый русский субэтнос - севрюки. Так назывались прямые потомки древних северян, оставшихся на своих местах и после татарских нашествий. В устном народном творчестве также нашло отражение представление о севрюках, как о древних, исконных жителях своей земли. Так в одной из исторических песен XVI века севрюки называются людьми «стародавними», «живущими здесь давно». Показательно, что область расселения севрюков XIV-XVII столетий совпадала с областью расселения северян IX-X веков.

Севрюки по образу жизни напоминали казачество. Севрюки сложились из военизированного населения степного пограничья, вероятно, еще в киевский период. В «Слове о полку Игореве» князь Игорь с гордостью говорит: «А мои куряне - дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы». Жители Курска (куряне), как, впрочем, и жители других северских земель, действительно были, выросшие в вечной степной войне, словно с конца копья вскормлены.  Наиболее ранние сведения о севрюках в известных нам русских источниках относятся к концу XV века. Они сообщают, что по рекам Трубеж, Сула, Псел, Ворскла, Орель жили севрюки. В Никоновской летописи упоминается, что в Новгород-Северском княжестве были люди, которых называли северскими казаками или севрюками. Так же как казаки, они защищали свою землю от татар, занимались рыболовством, бортничеством, охотой в далеких уходах по Донцу, Осколу и в бассейне Дона, а иногда не прочь были и пограбить. Впервые севрюки в официальных документах упоминаются в 1549 году в жалобе ногайского князя Юсуфа Ивану Грозному писал: «наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки их побили».

В «украинных городах» Московского царства именно севрюки несли пограничную службу на степных заставах. При этом севрюки и в официальных документах, и по своему быту резко отличались от «черкас» (выходцев из Малороссии), казаков и «сведенцев» (московских служилых людей, переведенных на жительство из центральной России). В сословном плане севрюки четко отделяли себя от крестьян, торговых людей и дворян. Но севрюки не имели единого центра и руководства, что отличало их от казаков и, вероятно, стало причиной быстрого исчезновения севрюков как социальной группы. В период русско-литовских войн XVI века севрюки активно участвовали на местном театре военных действий как своего рода спецназ. Еще более прославились севрюки, защищая русскую землю от набегов крымских и ногайских татар. Впрочем, нередко севрюки просто занимались разбоем, не брезгуя грабить и своих соотечественников.

В начале XVII века севрюки, как и весь Северский край, поднялись против царя Бориса Годунова, присягнув на верность Лжедмитрию. На северских землях произошел ряд кровопролитных сражений, правительственные войска весьма зверски подавляли восстания. Так, была совершенно опустошена Комарицкая волость. Впрочем, севрюки активно сражались в восках Ивана Болотникова, а также в рядах различных противоборствующих сторон в период Смуты.

Вероятно, именно активное участие в восстаниях времен Смуты и привели к тому, что термин «севрюки» стал исчезать. На протяжении XVII века под севрюками московские дьяки  называли в основном не служилое сословие Северской земли, а просто жителей приграничных уездов. При этом чаще всего именовали севрюков по чисто территориальным признакам -  путивльцами, рылянами, белгородцами, черниговцами.  К концу XVII века само понятие «севрюк» больше не упоминается ни в каком официальном документе.  Причина была проста - севрюки в основном слились частью со служилым слободским казачеством, частью стали просто крестьянами. В обоих случаи они утратили свои специфические черты, присущие именно военно-служилому сословию Северской земли как этно-социальной группе.

Между Польшей и Москвой

Севершина не только стала центром антиправительственных восстаний, но и театром боевых действий в период польского вторжения в Россию.  В 1609 году началось открытое вторжение войск Речи Посполитой в Россию. В марте 1610 года поляки с помощью хитрости захватили Чернигов, при этом город подвергся грабежу, напомнившему времена Батыевы. Во время всеобщего городского пожара наиболее пострадал Елецкий монастырь - сгорели все деревянные постройки, а в древнем Успенском соборе рухнули наземь все его главы.

По Деулинскому миру 1618 года Северская земля отошла к Польше. В составе Речи Посполитой из присоединенных Черниговских земель было создано отдельное Черниговское воеводство. Чернигов получил в 1623 году права самоуправления (что, впрочем, в условиях XVII века было уже не актуально). Главным последствием Деулинского мира было то, что Северский край был разделен. Черниговские земли оказались под польской властью, но Брянск, Курск и Орел остались в составе России. Так границей была разделена единая на протяжении тысячелетия Северская земля. Хотя между государственными границами Северщина пребывала разделенной недолго, но даже после воссоединения с Россией Северская земля оставалась разделенной внутренними административными границами.

Польское господство продолжалось недолго. Уже в 1648 году  казаки Хмельницкого заняли всю территорию Черниговского воеводства. По Зборовскому миру 1649 года казаки добились запрещения въезда на землю бывшего Черниговского воеводства евреям и иезуитам. После Переяславской Рады 1654 года Черниговщина вошла в состав России, сохраняя, впрочем, автономию как часть Гетманщины. Польша по Андрусовскому миру 1667 года , а также договора «о вечном мире» 1686 года вынуждена была признать Черниговские, (как и Смоленские) земли частью России. Впрочем, польский король еще целое столетие, вплоть до разделов Польши, «назначал» Черниговских воевод и каштелянов, а «черниговская шляхта», никогда не видевшая настоящей Черниговщины, собиралась на сеймике во Владимире-Волынском.

Разумеется, к реальной жизни Черниговско-Северского края эти польские фантомные боли не оказывали ни малейшего влияния. Северская земля жила своей жизнью. Город Чернигов стал центром особой военно-политической и административной единицей Гетманщины - Чериговского полка. Напомним, что «полк» (делившийся на «сотни») означал также и определенную территорию. Все местные крестьяне показачились, свободно владели землей и управлялись ыборными ими же атаманами. Городами, которые имели Магдебургское право (Киев, Нежин, Чернигов, Переяслав, Стародуб, Глухов, Полтава, Батурин и др.), руководили магистраты во главе с войтом.

Гетманщина была упразднена в 1764 году. Несколько позднее, в 1782 году, было упразднено полковое административное управление. Вместо Черниговского полка возникло Черниговское наместничество. Наконец, в 1802 году была создана Черниговская губерния, обычная, можно сказать, стандартная российская губерния. История губернии почти не отличалась от истории других губерний империи. Единственное, что отличало бывшие земли Гетманщины, было отсутствие крепостного права. Однако по настоятельным просьбам местного дворянства, происходившего из потомков казачьей старшины, Екатерина II действительно распространила крепостничество на Левобережье Днепра. Но в целом Черниговская губерния развивалась недостаточно стремительно на фоне подъема Донбасса и Новороссии, оставаясь аграрной. Население по переписи 1897 года составляло 2,3 млн.чел.  При этом в губернском центре, городе Чернигове было лишь 27 тысяч жителей, Глухов имел 14 тысяч жителей, в Конотопе насчитывалось 19 тысяч горожан, а в Стародубе - 12 тысяч.  Северная часть Северщины с историческими городами Брянск входила в состав Орловской губернии все более приобретая черты особого региона.

Северщина украинская и российская

А потом грянули потрясения XX века. С 1917 года стремительно менялись власти. Образовалась Украинская республика. В 1919 году четыре северных уезда Черниговщины в состав Украинской советской республики не вошли и остались в России, в составе Брянской губернии. Собственно Черниговская область была образована в 1932 году. В 1939 году Президиум Верховного Совета СССР разделил Черниговскую область и отдал 17 районов в новообразованную Сумскую область УССР.

На Северщине началась украинизация. Впрочем, как и повсюду, украинизация встретила серьезное сопротивление. Известен такой курьезный случай. В августе 1924 года в одном из городов Черниговской области было получено предписание вести делопроизводство  на украинском языке, местные партийные власти «бросились искать украинцев, могущих хотя бы чему-нибудь научить по-украински.  Нет никого. Наконец, нашли кого-то, но оказался исключенный из профсоюза как чуждый элемент. Пришлось пойти на поклон - предложить принять вновь его в профсоюз - учи только. Разве не анекдот»![3] Однако все же украинизация Северщины оказалась более масштабной и успешной. Чем в Донбассе и Новороссии. Поскольку до 90 % населения Черниговщины составляли сельские жители, то образование и вообще основы грамоты они усвоили на украинской мове. Таким образом, В Черниговщине процент украиномовных оказался весьма большим, хотя обшерусское самосознание не исчезло.

Все это проявилось с особой силой в период Великой Отечественной войны. Черниговская и Северская области были заняты немцами уже в сентябре 1941 года. Но уже вскоре оккупанты столкнулись с партизанами. В Спадщанском лесу под Путивлем 18 октября 1941 года С. А. Ковпаком был создан партизанский отряд, который успешно действовал, совершая рейды далеко за пределы края. В Черниговской области осенью 1941 года путем слияния нескольких самочинно возникших партизанских групп было создано партизанское соединение А.Ф. Федорова. Существовали также и другие партизанские отряды.

Вскоре партизаны начали проводить уже крупные боевые операции. 27 мая 1942 года Ковпак даже занял на сутки город Путивль, в июле 1942 года ковпаковцы овладели большим селом Старая Гута, из которого осенью двинулись рейдом на Правобережную Украину.

Осенью 1943 года, накануне форсирования Днепра, партизаны действовали особенно активно. Партизаны захватили и удержали ряд стратегически важных переправ через Днепр, Десну и Припять.

Брянская область, которая во многом была частью исторической Северщины, также показала примеры партизанской славы. Лесные массивы по берегам Десны центром крупного партизанского очага. Именно здесь базировались, готовясь к рейдам, отряды Ковпака, Сабурова и Федорова. Партизаны самостоятельно взяли город Бежицу и активно содействовали Красной армии при освобождении Брянска.

После войны Северщина разделенная между Черниговской и Сумской областями Украинской ССР и отдельными территориями Брянской, Орловской и Курской областей РФССР, развивалась как часть единой державы - СССР. Здесь не было каких либо грандиозных всесоюзных строек, и вместе с тем нельзя сказать, что край не развивался. Уровень развития областей исторической Северщины  был среднесоветским.

После распада СССР Северщина оказалась разделенной между РФ и Украиной. Украинская часть в значительной степени является украиномовным, но даже после «майданов» самостийники остаются маргинальной частью населения. В основном «жовто-бакиные» взгляды на Черниговщине выражают лишь отдельные профессиональные украинцы. Думается, что земля древних северян останется единой частью единой России.



[1] Енуков В. В. Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005 // http://old-kursk.ru/book/enukov/rurik001.html

[2] Тихомиров М.Н. Древнерусские города. СПб, Наука, 2008, с. 252.

[3] Борисёнок Е. Феномен советской украинизации. М, Европа, 2006, с. 110-111.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме