Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Красная сказка

Андрей  Карпов, Русская народная линия

Православный социализм: pro et contra / 20.12.2016


О поиске формулы примирения и «православном социализме» …

 

Привычная модель политического спектра, предполагающая, что есть левый и правый фланги и центр между ними, может быть, и позволяет описывать политическое пространство, но не повышает степень понимания происходящего.

Допустим, правая часть спектра - это консерваторы, сторонники традиции и иерархии. С точки зрения правых то, что обычно называется социальным прогрессом, выглядит деградацией. Прогрессистские силы оказываются слева от консерваторов. Чем более радикальные изменения приветствуются, тем левее должна быть позиция. Те, кто отвергает иерархию и пропагандирует идею полной личной свободы, и составляют собственно левый фланг.

Реальная ситуация оказывается более запутанной. Левыми называют себя различные социалисты. По отношению к правым они действительно находятся слева. Однако классический социалист - сторонник государственного контроля над экономикой. Если взять современных российских коммунистов, они окажутся сторонниками семейных, то есть традиционных ценностей. Всё это выглядит довольно консервативно, и найдётся масса движений, пропагандирующих различные разновидности свобод - от экономических до сексуальных, которые окажутся гораздо левее. И если ещё феминисткое движение и ЛГБТ-организации довольно легко находят общий язык с социалистами, чувствуя объединяющий их антитрадиционный дух, то сторонники экономических свобод социалистами за своих не признаются, и считаются почему-то правыми, попадая в один лагерь с консерваторами, хотя по своей сути они-то как раз и должны быть крайними левыми. Впрочем, либеральное мировоззрение отлично сочетается с апологетикой сексуальных свобод, которую можно считать характерным маркером левизны. Так что либерализм - это, конечно, левое крыло политической сцены. А вот социализм, особенно в той его части, которая считает себя наследницей советского опыта, оказывается в центре политического спектра, что вызывает определённое недоумение.

Чтобы его разрешить, необходимо пересмотреть принцип классификации политических движений. Понятия "левого" и "правого" фланга семантически пусты. Смысл этих обозначений - исключительно исторический. Сами по себе они ничего не значат. Мы соотносим политические силы друг с другом, и этим наша оценка исчерпывается. Чтобы картина получила глубину, надо использовать шкалу, задающую обладание неким качеством. Для этой цели подходит модальная оппозиция "можно"-"надо".

"Можно" - это полюс личных свобод, точка сборки либерального мировоззрения. В либеральной модели человек имеет право на любое поведение, если оно не нарушает такие же права другого. Такова официальная либеральная идеология. В действительности же, однако, не все виды поведения равноценны. Ценность "освобождённого" поведения выше. Если человек сохраняет верность традиции и иерархии, он представляет собой потенциальную угрозу, и его действия подозрительны. "Можно" интерпретируется в духе негативной свободы - "свободы от". Человек освобождается, последовательно отвергая ограничения, налагаемые традиционной культурой. В экономике этому соответствует полная экономическая свобода хозяйствующего субъекта. В качестве символа либерального полюса можно использовать белый цвет.

Либеральному "можно" противостоит консервативное "надо". "Можно" предполагает, что смыслы создаются самим человеком, "надо" - это полюс, где смыслы берутся извне. На этом полюсе находится православная монархия. В идеале православная монархия представляет собой иерархию служения. Монарх получает страну из рук Бога и несёт перед Ним за неё ответственность. Он служит Богу, подданные служат монарху. Жизнь организована по правилам, которые имеют трансцендентальное обоснование, а не являются результатом "общественного договора", то есть сиюминутного соглашения между людьми. В мире служения экономическим отношениям большого внимания не уделяется, экономика - глубоко вторична по отношению к главным смыслам. Однако предполагается, что земля и природные ресурсы должны принадлежать «короне» (государству), а вся остальная собственность, хоть и является частной, может быть изъята, в случае если её владелец ведёт себя неподобающим образом. В качестве символа полюса служения можно использовать черный цвет.

Заданные таким образом координаты позволяют дать качественную оценку и социалистическому движению. Социалистическая идеология имеет двойственную природу. Она пытается сочетать обе модальности. С одной стороны, речь идёт об освобождении человека. Это означает разрушение иерархии и отказ от традиции. С другой стороны, человек не выпускается в зону персональной свободы. Он по-прежнему ограничен многочисленными "надо", которые формируют новую традицию и новую иерархию.

Социалистические убеждения нельзя представить в виде точки. Они образуют довольно протяжённую область, которую можно обозначить на нашей шкале красным цветом. Для кого-то из социалистов наибольшую ценность имеют обретённые личные свободы. Его позиция будет смещена к белому полюсу. Это делает возможным объединение социалистов и либералов в борьбе с "мракобесами" и "реакционерами" чёрного полюса. Для кого-то наибольшую ценность имеет взаимопомощь и другие коллективистские ценности. Его позиция будет смещена в сторону консерватизма. Именно здесь находятся идеологи "православного социализма". Они готовы к союзу с консерваторами ради обуздания агрессии негативной свободы, которая одинаково враждебна к любому жёстко структурированному обществу.

Двойственность социализма делает его нестабильным. Социализм обречён колебаться между репрессиями и перерождением. Репрессии возникают при движении в сторону "надо". Поскольку в социализме неизбежно присутствует либеральная составляющая, следование заданной норме не является для него естественным состоянием. Соответствие норме приходится обеспечивать методами принуждения. Чем больше сдвиг к полюсу "надо", тем большее количество людей приходится принуждать. Увеличение числа принуждаемых естественным образом приводит к сокращению тех, кто может быть активной силой принуждения. В какой-то момент движение дальше в этом направлении оказывается невозможным.

Движение в противоположную сторону - к полюсу "можно" - подобного ограничителя не имеет. Однако накопление персональных свобод приводит к утрате минимально необходимого уровня консерватизма, и социалисты перерождаются, превращаясь в либералов, сохраняющих лишь отдельные черты своего социалистического прошлого (например, привычную им фразеологию).

"Красная зона" имеет ещё одну специфическую особенность. Она тяготеет к мифологизации. Люди, находящиеся на чёрном и белом полюсах, самотождественны. Они равны самим себе, и поэтому могут спокойно смотреться в зеркало. Это означает, что они могут быть откровенны, по крайней мере, среди своих. Им не надо постоянно доказывать себе свою правоту, они в ней убеждены. У человека с социалистическими убеждениями всё не так. Он чувствует свою двойственность и потому не имеет надёжного зеркала: черты его непостоянны. Ему приходится непрерывно доказывать себе, что он ещё в красной зоне. Он не может быть откровенным даже с самим собой.

Именно поэтому социализм выработал особый язык. Социалист обязан изъясняться исключительно на этом языке, оставаясь в пределах раз и навсегда разъясненных понятий. Он должен поддерживать социалистический миф. Реальная жизнь выглядит иначе, но это не имеет значения. Объяснения реальной жизни должны соответствовать мифу, пусть они даже абсурдны. Социализм без мифа невозможен. Миф служит красным полюсом, который в реальности отсутствует. Без ориентации на миф социализм не мог бы существовать как явление, он сразу бы распался, рассыпался. Миф цементирует, задавая социалистический канон. Поэтому спорить с социалистами, апеллируя к реальности, - пустое дело. Социалист понимает, что частный случай всегда покажет отклонение от канона, и потому заранее отвергает подобную аргументацию. На отклонение от мифа в одну сторону у него есть пример отклонения в другую. Сам же миф непоколебим. Это - за пределами рационального. Социализм требует веры, а не понимания. Попытки понять убивают его, так как человек, обнаружив, что он не равен самому себе, не успокоится, пока не разберётся с внутренними противоречиями, а это выведет его за пределы социализма.

Это справедливо и для исторического ракурса. Исторический образ социализма также неизбежно мифологизируется. В отсылках к социалистическому прошлому бесполезно пытаться разглядеть черты реально существовавшего общества. Каждый будет видеть своё: сторонник социализма - собирательный образ всего лучшего, критик - комбинацию наиболее уродливых свойств. Двойственная природа социализма обеспечит и того и другого достаточным количеством фактического материала. Красная сказка всякий раз будет звучать по-разному, - она будет либо страшной, либо прекрасной, но в любом случае мы будем не в состоянии исключить из описания мифологическую составляющую.

Своим возникновением красная зона обязана человеческой слабости. Принять предназначенное тебе место в пирамиде ответственности не так-то просто. Почему ты должен занимать именно эту ступеньку, когда некто находится на другой, которая заметно выше твоей? Почему ты должен делать именно это и тратить свои силы без остатка, когда тебе хочется делать совсем другое, и так, чтобы не сильно уставать? Современный человек плохо приспособлен к существованию в рамках иерархии, -слишком велико искушение персональных свобод. Мысль, что он должен то-то и то-то, плохо укладывается в его голове, зато легко усваивается убеждённость, что тебе что-то должны. Человек рисует себе общество, в котором ему придётся больше получать, чем отдавать, и оказывается в «красной зоне». С точки зрения полноты традиции социализм - это, конечно, отступление и деградация.

Но можно посмотреть и по-другому. Социализм удерживает человека от сползания в мир индивидуализма и своеволия. Не чувствуя себя в силах понести служение, человек всё же сохраняет пиетет по отношению к классическим ценностям. Вера в красную сказку, то есть в прекрасное общество, которое может сделать за него то, что он сам сделать не может, позволяет ему избежать цинизма и сохранить в себе осколки традиции. Не будь социализма, белый полюс давно бы перетянул одеяло на себя. Защитников иерархи и традиции слишком мало. И именно социалисты образуют костяк сопротивления. Беда лишь в том, что опираясь на миф, а не на подлинную традицию, социалисты не имеют надёжной опоры, и их строй ненадёжен. Их уже использовали в качестве штурмовой колонны для атаки на чёрный полюс. Эта ситуация может повториться.

Социалистам же следует помнить, что не они - антиподы либерального полюса. Подлинной антитезой либерализму является не социализм, а иерархия служения, которая сегодня существует, увы, более как умозрительная конструкция, чем как социальная реальность.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 78

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

78. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 64., Кирилл Д.:
2016-12-23 в 06:08

Поэтому родившаяся "при социализме" Лукиа - кикимора.

Что же вы так злобствуете?


)
Какое же это "злобствование"?
Претензии к Вам - вырываете фразу из контекста и приписываете ей неверное содержание.
Фигурантка дела о "злобствовании" сказала так:
"при социализме все было не совместимо с жизнью".
Как видите, она сама назвала себя нежитью.
Я всего лишь подобрал наиболее подходящий для неё фольклорный персонаж - кикимора.
77. Кирилл Д. : Ответ на 76., Павел Тихомиров:
2016-12-23 в 03:34


уважаемый Кирилл, простите, пожалуйста, вовсе не хотел именно Вас обижать.Говоря о шизофреничности имел ввиду другое.



Всё нормально, Павел, не беспокойтесь.)))

Теперь, мне кажется, я лучше понимаю, о чём речь. Да, и раньше я, припоминаю, слышал о том, что в глазах современников Третий Рим был идеей изоляционистской, а не мессианской.
Мне надо подумать. Так с ходу не могу ни согласиться с Вами, ни возразить.
Хотя покамест я всё равно не вижу какого-то совсем уж несовместимого противоречия.
Такая малость пошлая и приземлённая аналогия. Допустим, государство поощряет экспорт и противодействует импорту ("поддерживает отечественного производителя").
Теократический империализм - это как бы продвижение "экспорта идей (религии)", а Третий Рим - типа защита внутреннего рынка (от чужих идей), "противодействие импорту".
Ну, или просто - государство расширяет территорию, одновременно блокируя попытки вторжения. Для нападения и защиты используются различные наборы инструментов. Есть меч и есть щит.
Но, ещё раз, я не настаиваю и не утверждаю пока ничего; тут, однако, подумать надо.:)
76. Павел Тихомиров : Ответ на 74., Кирилл Д.:
2016-12-23 в 02:57

А в чём тут противоречие? Религиозный центр и оплот истинной веры в отдельном, пока не отравленном месте. Вроде как раз сочетается. Собственно, и Иерусалим находился на территории "Второго" Рима. Объясните популярно))). Не думаю, что я шизофреник.:))) Просто туповат малость, и такие вещи слишком тонки для моего понимания.


уважаемый Кирилл, простите, пожалуйста, вовсе не хотел именно Вас обижать.
Говоря о шизофреничности имел ввиду другое.
В восприятии наших предков Третий Рим - это как бы "Православный Иран", а Второй Иерусалим - это, на самом-то деле, "Православный Ватикан".
Первое предполагает политику изоляционизма, второе - теократического империализма.
Я вовсе не противник империализма, скорее даже наоборот. Но в данном случае - это исключающие друг друга модели.

В идеале-то, конечно, хорошо рассуждать о симфоничности, когда государство является "внешней оградой" Церкви, а Церковь наделяет функцию государства идеей высшего служения. И тогда империализм обретает мессианское осмысление.
(Но это хорошо только в теории).

Возвращаясь в 17 век, стоит отметить, что религиозное напряжение во многом было обусловлено тем, что все веровали в то, что все внешние беды от того, что нарушен "единый Азъ".

Чтобы этот самый Азъ не нарушался одни предписывали изоляционизм (Третий Рим), другие - наоборот - отбросить свои "заблуждения" и всему учиться у греков.

В конце концов одни превратились в фарисействующих, другие распахнули ворота чужебесию.

Но и те, и другие, понятное дело, хотели как лучше.
75. Кирилл Д. : Ответ на 68., Анна де Бейль:
2016-12-23 в 02:37

Нежная вы душа, Кирилл. Тут и не такие морфемы всплывают). Хотя вы правы, конечно.



Да, Анна, Вы правы - я сохранил нежность души.)))
Хотя, конечно же, имею свой жизненный и производственный опыт, и никакими морфемами как таковыми меня не удивишь. Но я-то думал, уж тут-то благородное собрание, а тут...)))
74. Кирилл Д. : Ответ на 72., Павел Тихомиров:
2016-12-23 в 02:34

Я сам некоторое время имел возможность общаться с современными старообрядцами, и могу сказать, что они как раз исповедуют именно идеи Третьего Рима, а идея Второго Иерусалима им глубоко чужда.И патр.Никон конечно абсолютно - АБСОЛЮТНО - чужд вообще идеологии Третьего Рима. У наших патриотов в этом смысле какая-то шизофреничность.



А в чём тут противоречие? Религиозный центр и оплот истинной веры в отдельном, пока не отравленном месте. Вроде как раз сочетается. Собственно, и Иерусалим находился на территории "Второго" Рима.
Объясните популярно))). Не думаю, что я шизофреник.:))) Просто туповат малость, и такие вещи слишком тонки для моего понимания.
73. Кирилл Д. : Ответ на 71., Lucia:
2016-12-23 в 01:41


Нельзя так часто употреблять слово идея.


Кому нельзя? Почему нельзя? )))

Да, кстати. Тоже прочитал статью про "беременность монархией" и, так же, как и Вы, не возражаю против того, чтобы Путин стал царём.
Только вот до сих пор стеснялся сказать, только благодаря Вам решился. Ведь затюкают сразу, заорут, что холуй, подхалим и "кремлебот" (или как там в интернетах говорят).
А, на самом деле, эта идея))) достойна, для начала, как минимум, обсуждения.
Конечно, вопрос очень сложный.
72. Павел Тихомиров : Ответ на 63., Кирилл Д.:
2016-12-23 в 01:33

Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно. А что, собственно, произошло? Да, была Великая Смута, но Россия восстановилась. Да, и деятельность Патриарха Никона - тоже работала ни идею Третьего Рима (а также "Второго Иерусалима").Идея Третьего Рима ушла в тень, начиная с эпохи Петра I - это понятно. Но никуда не исчезла и не перестала быть реальной основополагающей идеей Русского государства.


Ув. Кирилл, идея Третьего Рима и Второго Иерусалима - взаимно исключающие.
Если говорить не о наших трактовках, а о том, как это понималось в то время.
Для человека допетровской Руси Третий Рим - это особое место, особенность которого заключается не в том, что оно является религиозным центром (что соответствовало бы идее Второго Иерусалима), а в том, что оно - иное. Отделённое от других прочих, уже как бы отравленных.
Я тут говорю не о том, как сейчас понимается эта идея, а о том, как она осмыслялась во времена Раскола. Сами старообрядцы об этом не пишут, а вот исследователи и популяризаторы темы - начиная от Панченко и оканчивая Дугиным - всё преподносят именно так.
Я сам некоторое время имел возможность общаться с современными старообрядцами, и могу сказать, что они как раз исповедуют именно идеи Третьего Рима, а идея Второго Иерусалима им глубоко чужда.

И патр.Никон конечно абсолютно - АБСОЛЮТНО - чужд вообще идеологии Третьего Рима. У наших патриотов в этом смысле какая-то шизофреничность.
71. Lucia : Ответ на 63., Кирилл Д.:
2016-12-23 в 00:37

Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно. А что, собственно, произошло? Да, была Великая Смута, но Россия восстановилась. Да, и деятельность Патриарха Никона - тоже работала ни идею Третьего Рима (а также "Второго Иерусалима").Идея Третьего Рима ушла в тень, начиная с эпохи Петра I - это понятно. Но никуда не исчезла и не перестала быть реальной основополагающей идеей Русского государства.



Нельзя так часто употреблять слово идея.
70. Lucia : Ответ на 62., Кирилл Д.:
2016-12-22 в 22:47

Вот ты и есть одна из тех крыс,Коллега, я сам не схожусь с Лючией по ряду вопросов и нахожу её высказывания наивными и экзальтированными.Но Вы переходите границы приличий, тем более, по отношению к даме. Да и попросту превращаете дискуссию в свару. Не позволяйте себе этого впредь. Думаю, что выражаю общее мнение всех участников дискуссии.




Это совершенно все равно. Туляк и потомок не могут сказать ничего по существу, зато портят атмосферу и мешают.

Вы уверены, что понимаете, что означает экзальтация?)))))
69. Сергей Швецов : Ответ на 63., Кирилл Д.:
2016-12-22 в 22:08

А что, собственно, произошло?


Болезни стали Годунова одолевать с 1599 года. А в 1601-1603 случился великий голод. И новая династия была вырублена под корень.
68. Анна де Бейль : Ответ на 62., Кирилл Д.:
2016-12-22 в 22:06

Нежная вы душа, Кирилл. Тут и не такие морфемы всплывают). Хотя вы правы, конечно.
67. Сергей Швецов : Ответ на 61., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 22:02

интересно следить за тем, как Вы подаёте цитату


Просто выписал из письма все, что касается третьего Рима. Если Вам угодно считать, что тема письма - в предисловии и заключении, воля Ваша. Каждый имеет право на свое оригинальное и неповторимое мнение.

Патриарх у нас и сегодня есть


Да, благодаря упразднению монархии есть и патриарх, и поместные и архиерейские соборы случаются, чего 200 лет при Романовых не было.
66. Коротков А. В. : Ответ на 62., Кирилл Д.:
2016-12-22 в 20:15

Думаю, что выражаю общее мнение всех участников дискуссии.


Это вряд ли.

Вы тут недавно появились, поэтому не понимаете смысла некоторых высказываний комментаторов, которые вполне понятны давнишним читателям ресурса.
65. вода : Ответ на 55., Туляк:
2016-12-22 в 18:49

Нет. Туля. если в подвале живут крысы. это не означает, что дом крысятник.
---------------------------------------
Вот ты и есть одна из тех крыс, которая во времена СССР жила в подвале и под-грызала со множеством таких как же ты, его основы!Так что, когда ты будешь очередной раз называть СССР "крясятником", то знай, что ты говоришь прежде всего О СЕБЕ!



Да, уважаемый Туляк. Так и выходит.
Но за Лукию можно "порадоваться".
Разве, живя в СССР, да и вообще, при социализме, такие - как Лукия, смогли бы ...открыто проявлять свои "духовные и душевные" склонности и за достойную, для них, материальную цену открыто рекламировать и продавать эти ... (деликатно выражаясь) склонности.
Нет, и ещё раз - нет!
Так, как в СССР и в других соц. странах продажа подобных "склонностей" была уголовно наказуемой, а теперь "мамзели" с этими склонностями могут продавать их не таясь, даже открыто рекламируя.

Ненавязчивая реклама (классический ответ или обращение к незнакомым мужчинам от "жриц .....") "этих" склонностей от Лукии:

Нет. Туля.

.
64. Кирилл Д. : Ответ на 42., Потомок подданных Императора Николая II:
2016-12-22 в 17:53

Поэтому родившаяся "при социализме" Лукиа - кикимора.


Что же вы так злобствуете?
Неужели Вы и в живом общении ведёте дискуссии таким же способом?
Пожалуйста, прекратите.
63. Кирилл Д. : Ответ на 59., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 17:40

Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно.



А что, собственно, произошло? Да, была Великая Смута, но Россия восстановилась. Да, и деятельность Патриарха Никона - тоже работала ни идею Третьего Рима (а также "Второго Иерусалима").
Идея Третьего Рима ушла в тень, начиная с эпохи Петра I - это понятно. Но никуда не исчезла и не перестала быть реальной основополагающей идеей Русского государства.
62. Кирилл Д. : Ответ на 55., Туляк:
2016-12-22 в 17:32

Вот ты и есть одна из тех крыс,


Коллега, я сам не схожусь с Лючией по ряду вопросов и нахожу её высказывания наивными и экзальтированными.
Но Вы переходите границы приличий, тем более, по отношению к даме.
Да и попросту превращаете дискуссию в свару.
Не позволяйте себе этого впредь.
Думаю, что выражаю общее мнение всех участников дискуссии.
61. Андрей Карпов : Ответ на 59., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 16:28

вообще после всего этого


А Патриарх у нас и сегодня есть. Вы это не цените. Что ж, это - маркер.
60. Андрей Карпов : Ответ на 54., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 15:18

Кстати, интересно следить за тем, как Вы подаёте цитату. У Вас получается хвостик одного абзаца и второй с пропуском в середине.

На самом же деле всё выглядит иначе. Филофей начинает текст своего письма с декларации этой идеи. Далее идёт текст, содержащий просьбы к царю. И финал письма опять содержит идею Третьего Рима.

Мы знаем, что наибольшее значение имеет начало и конец текста. И именно в этих местах Филофей пишет о Новом Риме. Так что не надо передёргивать! Да и по объёму текста этой идее посвящено приблизительно 30% всего письма.
59. Сергей Швецов : Ответ на 58., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 15:14

Скажу, что Борис Годунов выбил эту грамоту вместе с патриаршеством деньгами и давлением (посадил Иеремию II под арест и держал там до тех пор, пока тот не испекся). И, кстати, лжепророчества про "четвертому не быть" в этой грамоте нет. Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно. Видимо, у Господа Бога свой собственный взгляд на русские права на византийское наследство и автокефалию.
58. Андрей Карпов : Ответ на 54., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 15:01

Насколько я понимаю, Филофея из архивного небытия вытащил В.С.Иконников


Типа, и не было никакой идеи, кроме как в голове одного монаха? А что Вы скажете об Уложенной грамоте 1589 года - это уже официальный документ, а не частное письмо.
57. Иоанна : Ответ на 52., Потомок подданных Императора Николая II:
2016-12-22 в 14:09

И только Яблоков с Лукиёй составляют дуплет.



не завидуйте!
56. Туляк : Ответ на 51., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 14:01

"Слиняла в три дня", как сказал Розанов.



Про СССР тоже говорят нечто подобное. Но, всё это - ерунда! Даже вода не может вскипеть мгновенно и сорвав крышку выйти наружу!

Что Российская Империя, что СССР, не "линяли" за какие то считанные "дни"! Просто, за считанные дни, свершилось то, к чему всё шло многие годы!
55. Туляк : Ответ на 49., Lucia:
2016-12-22 в 13:53

Нет. Туля. если в подвале живут крысы. это не означает, что дом крысятник.



Вот ты и есть одна из тех крыс, которая во времена СССР жила в подвале и под-грызала со множеством таких как же ты, его основы!
Так что, когда ты будешь очередной раз называть СССР "крясятником", то знай, что ты говоришь прежде всего О СЕБЕ!
54. Сергей Швецов : Ответ на 50., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 13:33

И что Вы хотели сказать предъявлением этого текста?

"И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: един ты во всей поднебесной христианам царь. <...> все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится..."

Вот и все, что там есть на тему идеи монархии. А надписано письмо "Послание Великому Князю Василию об исправлении крестнаго знамения и о содомском блуде", если Вы не заметили. Тема очевидна. О Москве, кстати, ни слова нет, так что автор вступительного примечания (того, что курсивом напечатано) маху дал. А письмо против астрологии вот https://clck.ru/46xix (да-да, Филофей не одно письмо написал, чтобы Вы знали).

Но дело не в том, что Филофей писал, а в том, что Василий III его идею Третьего Рима пропустил мимо ушей, как его отец Иван III проигнорировал предложение венецианцев занять К-польский престол (де-юре, конечно, а не де-факто), как его сын Иван IV иронично отказался от предложения выкупить права на тот же престол "по сходной цене", и от императорского титула, соответственно.

Насколько я понимаю, Филофея из архивного небытия вытащил В.С.Иконников, опубликовавший в 1869 году свою диссертацию "Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории." У славянофилов, кстати, я эту идею не встречал.
53. Lucia : Re: Красная сказка
2016-12-22 в 12:35

Неудивительно, что коммунисты склонны к оригенизму.
Так они реализуют свою скромную потребность в метафизике.

Большинство их формул примирения - оттуда же... в форме осипизма.
52. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 47., А.В. Сошенко:
2016-12-22 в 11:54

Абсолютно ничтожные утверждения.


Как известно, одно из положений гитлеровского плана Ост состояло в том, чтобы в каждой деревне была своя секта, и чтобы они побольше враждовали между собой.
Среди либерал-власовцев план Ост выполняется:
Семенко vs Швецов
Яблоков vs Швецов
Яблоков vs Лебедев
Швецов vs Лебедев
Кирам vs Швецов
И только Яблоков с Лукиёй составляют дуплет.
51. Андрей Карпов : Ответ на 44., Lucia:
2016-12-22 в 11:52

Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла,Как утреннее облако?


"Слиняла в три дня", как сказал Розанов.
50. Андрей Карпов : Ответ на 43., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 11:49

Старец Филофей, он, конечно, в 19-м веке жил...Старец Филофей жил в 15-16 веках. Вот только до 19-го века о нем никто не вспоминал. А "идея" его - это 3-4 строки в длинном письме против астрологии и содомии.


Такое ощущение, что вы сами письма не читали. Или пытаетесь ввести в заблуждение тех, кто довольствуется пересказами, но не обращается к тексту.
Почитайте: https://goo.gl/0ZiDua
49. Lucia : Ответ на 46., Туляк:
2016-12-22 в 11:23

Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла,Как утреннее облако? Скорее, ее источили зубами различные крысы, которые потом с писком забегали, когда все рухнуло.Ну вот, Люся уже и до Российской Империи добралась, оказывается и она, как и СССР, была "крысятником")))



Нет. Туля. если в подвале живут крысы. это не означает, что дом крысятник.
48. Lucia : Ответ на 47., А.В. Сошенко:
2016-12-22 в 11:22

идея, стоящая за русской монархией, была абсолютно правильнойЗа русской монархией вплоть до 19 века никакой идеи не стояло, а как только идея появилась, монархия рухнула. Сама нужда в цивилизационной идее есть признак слабости и скорого конца цивилизации.Абсолютно ничтожные утверждения.



Нет. в этом что-то есть. Здоровый о здоровье говорить не будет.
47. А.В. Сошенко : Ответ на 36., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 11:18

идея, стоящая за русской монархией, была абсолютно правильнойЗа русской монархией вплоть до 19 века никакой идеи не стояло, а как только идея появилась, монархия рухнула. Сама нужда в цивилизационной идее есть признак слабости и скорого конца цивилизации.


Абсолютно ничтожные утверждения.
46. Туляк : Ответ на 44., Lucia:
2016-12-22 в 11:15

Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла,

Как утреннее облако? Скорее, ее источили зубами различные крысы, которые потом с писком забегали, когда все рухнуло.



Ну вот, Люся уже и до Российской Империи добралась, оказывается и она, как и СССР, была "крысятником")))
45. Павел Тихомиров : Ответ на 36., Сергей Швецов:
2016-12-22 в 11:01

идея, стоящая за русской монархией, была абсолютно правильнойЗа русской монархией вплоть до 19 века никакой идеи не стояло, а как только идея появилась, монархия рухнула. Сама нужда в цивилизационной идее есть признак слабости и скорого конца цивилизации.


Да, сложно представить себе императрицу Екатерину II философствующей над идеями Третьего Рима. Обычный абсолютизм был, это точно.
Но насчёт причин появления идеологии, Сергей, я с вами не согласен.
Нет, психологически-то понять можно: "Я дерусь, потому что дерусь" (с).
Но тут не просто попытка наполнить искусственность триады (которая, как мы понимаем, является просто реакцией на французскую революционную триаду).

Просто славянофилов у нас ошибочно воспринимают как аналог национально ориентированных романтиков германских и прочих, а между тем, славянофильство = попытка создания теоцентрического (не по форме, а по сути) мировоззрения.
44. Lucia : Ответ на 39., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 10:53

Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла,



Как утреннее облако? Скорее, ее источили зубами различные крысы, которые потом с писком забегали, когда все рухнуло.
потом они ютились в обломках. уверяя. что это е обломки а преотличные хоромы.ими созданные.
43. Сергей Швецов : Ответ на 38., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 09:47

Старец Филофей, он, конечно, в 19-м веке жил...



Старец Филофей жил в 15-16 веках. Вот только до 19-го века о нем никто не вспоминал. А "идея" его - это 3-4 строки в длинном письме против астрологии и содомии.
42. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 32., Lucia:
2016-12-22 в 03:29

при социализме все было не совместимо с жизнью.


)
Поэтому родившаяся "при социализме" Лукиа - кикимора.

Кики́мора (белор. кікі́мара) — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж[⇨], преимущественно женского пола[⇨], обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам[⇨] и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям[⇨]. Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.[⇨]

Народные поверья производят кикимор от умерших «неправильной» смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.[⇨]
41. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 39., Андрей Карпов:
2016-12-22 в 03:24

Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла, но не благодаря своей идее, а в результате отказа от неё (вольная дворянству разрушала идею пирамиды служения).


Я и говорю - дуба дала (Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают».)

А как с доказательством того, что консерватизм и либерализм не мифы, при том, что социализм миф?
40. Lucia : Re: Красная сказка
2016-12-21 в 21:52

сейчас более половины граждан РФ, особенно молодежь, которая не знала, что такое Советский Союз, выступает за его восстановление», — подчеркнул Рашкин"

Даже Рашкин не отрицает, что именно молодежь, которую легко обмануть, может положительно относиться к СССР.

Им. вероятно объясняют так - все то же самое, только все бесплатно или дешево. А это злая-презлая неправда.
39. Андрей Карпов : Ответ на 35., Потомок подданных Императора Николая II:
2016-12-21 в 21:15

гикнулось Гигнулось (гигнулся Безенчук). ) Извините, что я снова о логике, но тогда РИ дуба дала.


В современном русском -гикнуться - через "к", "гигнуться" - это украинская форма.
Исходный корень, видимо, "кик" ("кикнути") - от того же словесного гнезда - "сгибнути", "сгинути". Звук "к", возможно, появился в результате народной этимологии - через яхт-спорт, где можно получить гиком по голове, свалиться за борт и в худшем случае утонуть с сотрясением мозга.
Что касается РИ, она , конечно, тоже истаяла, но не благодаря своей идее, а в результате отказа от неё (вольная дворянству разрушала идею пирамиды служения).
38. Андрей Карпов : Ответ на 36., Сергей Швецов:
2016-12-21 в 20:36

За русской монархией вплоть до 19 века никакой идеи не стояло


Старец Филофей, он, конечно, в 19-м веке жил...
37. Анна де Бейль : Ответ на 18., Кирилл Д.:
2016-12-21 в 19:54

Тогда уж нужно посословно. Что лучше - быть крестьянином при Сталине или при любом из царей?А давайте вопрос иначе поставим. Ближе к делу. Вот, к примеру, гипотетический коммунист предлагает восстановить в деревне брежневский колхозный социализм. Разумеется, плюс современные технологии. И, конечно, минус гонения на религию; храмы в деревне разрушать никто не будет; напротив, коммунистическая власть готова будет из госбюджета подкинуть на их восстановление, ошибки прошлого учтены, отмороженных богоборцев среди коммунистов больше нет (во всяком случае, они составляют среди них маргинальную прослойку, не имеющую никакого веса).



Кирилл, вам бы Агафью Тихоновну играть...
36. Сергей Швецов : Ответ на 14., Андрей Карпов:
2016-12-21 в 16:59

идея, стоящая за русской монархией, была абсолютно правильной



За русской монархией вплоть до 19 века никакой идеи не стояло, а как только идея появилась, монархия рухнула. Сама нужда в цивилизационной идее есть признак слабости и скорого конца цивилизации.
35. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 31., Андрей Карпов:
2016-12-21 в 16:46

гикнулось


Гигнулось (гигнулся Безенчук).
) Извините, что я снова о логике, но тогда РИ дуба дала.
34. Lucia : Ответ на 18., Кирилл Д.:
2016-12-21 в 16:24

Теперь Ваша задача - предложить крестьянам что-то лучшее.


Стать фермерами. Только при этом их права будут защищены, их не будут грабить бандиты. вытеснять с рынка недобросовестные конкуренты.
33. Lucia : Ответ на 31., Андрей Карпов:
2016-12-21 в 16:07

при социализме социально-экономические условия объективно в большей степени (и даже в существенно большей степени) способствовали честному служениюИз красного мифа. Если бы условия социализма способствовали бы служению, то у нас и сейчас был бы социализм. В том-то и дело, что социализм имитировал служение, которое граждане охотно доверяли государству (перекладывали со своих плеч), в результате всё стало предельно формальным и гикнулось.




интересно. Кирилл Д. совсем после перестройки родился ?
32. Lucia : Re: Красная сказка
2016-12-21 в 15:52

при социализме все было не совместимо с жизнью.
31. Андрей Карпов : Ответ на 28., Кирилл Д.:
2016-12-21 в 15:29

при социализме социально-экономические условия объективно в большей степени (и даже в существенно большей степени) способствовали честному служению


Из красного мифа. Если бы условия социализма способствовали бы служению, то у нас и сейчас был бы социализм. В том-то и дело, что социализм имитировал служение, которое граждане охотно доверяли государству (перекладывали со своих плеч), в результате всё стало предельно формальным и гикнулось.
30. Андрей Карпов : Ответ на 29., Кирилл Д.:
2016-12-21 в 15:26

чьи зарплаты при этом не очень совместимы с жизнью


Вот эта фраза прямо взята из красного мифа. Зарплаты, да, низкие. Но - про жизнь, это круто. Было бы так, у нас уже была бы революционная ситуация.
знакомого коммуниста


Был я как-то на записи передачи Прав!Да? и подивился. Все критиковали правительство за нищенскую жизнь народа, при этом я, вероятно, имел из присутствующих самый низкий уровень подушевого дохода на члена семьи... Это я к тому, что агитаторы у нас, как правило. - люди не очень-то бедные... Тот ли это голос, которым они хотят звучать?
29. Кирилл Д. : Ответ на 27., Павел Тихомиров:
2016-12-21 в 14:00

Андрей, спаси Христос, согласен с такой постановкой вопроса. Попытался показать Ваши рассуждения одному патриоту-коммунисту, так он мне "мозг вынес" тут же Адамами Смтами-Марксами и присными.Ни о чём мы с ними не договоримся.



А я без Смитов и Марксов скажу. Пока у нас есть множество честных тружеников, занимающихся общественно полезным трудом, чьи зарплаты при этом не очень совместимы с жизнью, против социализма крыть нечем. Понятно, главное, конечно, не в том, чтобы переспорить знакомого коммуниста на кухне за чашкой чая (или чего покрепче), а в том, что такое положение вещей не очень несовместимо с жизнью страны и народа вообще в долгосрочной перспективе.
Да, и всё по Марксу - обнищание народных масс и деградация людей и общества.
И социалистическая модель устройства общества, в связи с этим выглядит правильной.
Если государство сверху без социализьмов исправит ситуацию, это будет означать, что можно прожить и без социализма, и никакой Маркс тут его поклонникам не поможет. А нет - так нет. Увы.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме