Игуменья и княгиня. Матушка Тамара на Елеоне

Часть 1

Новости Москвы 
0
1246
Время на чтение 37 минут
Посвящается всем елеонским монахиням -
                                     воспитанницам игуменьи Тамары



Предисловие

В последние десятилетия  в  православном  мире  возрос интерес к жизни княжны императорской крови Татьяны Константиновны, в замужестве Багратион-Мухранской (1890-1979; урожд. Романова), в чьих   жилах текла  немецкая и русская кровь. Она была старшей дочерью великого князя Константина Константиновича (1858-1915)  и великой княгини Елизаветы Маврикиевны (1865-1927), так и не принявшей до своей кончины православия.

В 1911 году Татьяна Константиновна вышла замуж и стала супругой князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1915), убитого во время Первой мировой войны (1915). От первого брака Татьяна Константиновна имела детей: князя Теймураза Багратион-Мухранского (1912-1992) и княжну Наталию Багратион-Мухранскую (1914-1984).

После трагических событий 1917 года в России овдовевшей Татьяне Константиновне пришлось эмигрировать из России с двумя детьми и сопровождавшим ее полковником Александром  Васильевичем Короченцовым (1877-1922) на Запад, в Швейцарию. Путь четырех российских беженцев  пролегал через Украину и Румынию.  Короченцов А. В. стал вторым супругом Татьяны Константиновны, но счастливый брак в изгнании продолжался не более трех месяцев: Александр  Васильевич неожиданно заболел и скончался в Лозанне. Дважды овдовев, Татьяне Константиновне пришлось растить и воспитывать детей одной. После учебы в Женеве свое дальнейшее образование повзрослевшие Теймураз и Наталия продолжили в Сербии, а потом  уехали  в разные страны.

После  двух с лишним  десятилетий пребывания в эмиграции княгиня Татьяна Константиновна приняла в 1946 году в Женеве постриг с именем Тамара и переселилась в декабре того же года на Святую Землю. Здесь  она начала монашескую жизнь в Гефсимании, а в 1951 году продолжила ее на Елеонской горе в Иерусалиме. Став игуменьей Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря, она многие годы управляла им и скончалась в этой обители в  августе 1979 года.

О княжне Татьяне Константиновне, в замужестве Багратион-Мухранской, имеется немало публикаций, а вот  о жизни  инокини Тамары в Гефсимании и о многосторонней деятельности  игуменьи Тамары на горе Елеон написано чрезвычайно мало. Литература о княжне  Татьяне Константиновне представлена рядом зарубежных публикаций, подготовленных русскими эмигрантами, а также несколькими современными российскими исследователями.

Заметным явлением стало «научное издание»  (всего 100 экз.!), приуроченное  к 125-летию со дня рождения Татьяны Константиновны: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост., авт. предисл., коммент., биографического справ. Т.А. Лобашкова. М., 2015. - 560 с.; ил. В этой ценной книге  впервые опубликованы письма княжны Татьяны Константиновны к царским дочерям,  родителям, братьям и сестре - княжне Вере Константиновне, а также  представлены некоторые материалы официального характера. В изложении биографии княжны исследователь Татьяна Анатольевна  Лобашкова приводит очень краткие, но  уже не раз публиковавшиеся данные о пребывании Татьяны Константиновны в Румынии и Швейцарии, а также  о жизни игуменьи Тамары в Иерусалиме. Отчасти краткость  связана, вероятно,  с тем, что ряд документов и фотографий игуменьи  Тамары находится в закрытых в настоящее время  архивах за пределами России. Назовем лишь два из них: aрхив князя Теймураза Константиновича Багратион-Мухранского  в   Национальной парламентской библиотеке Грузии им. И. Чавчавадзе (Тбилиси) и архив Баварской Государственной библиотеки в   Мюнхене (BSB):   Фонд Ana 756 (Cholodjuk Anatolij).

Некоторые ценные материалы об игуменье Тамаре содержатся в опубликованных в США  воспоминаниях архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведев); епископа Троицкого  Серафима (Иванов); епископа Сиракузского и Троицкого Лавра (Шкурла), а также частично обнародованных в российской прессе воспоминаниях елеонской монахини Тамары (Хури); елеонской монахини Вероники (Рахеб); елеонской  инокини Марины (Черткова); иподиакона Николая (Петров). В разное время об игуменье Тамаре писали Раймист М. (Израиль?);  Чадаева А., Егорова О., Сотников М., Андреев В. Е., Крупин В., (все - Россия);  Занемонец А. (иподиакон; Израиль), Холодюк А.Г. (Германия) и др.

В настоящей публикации  впервые  предпринята попытка представить своего рода житие игуменьи Тамары и осмыслить ее многостороннюю деятельность  в Спасо-Вознесенском женском  монастыре на Елеонской горе в Иерусалиме. Повествуется также о жизненном пути   княгини Татьяны Константиновны в эмиграции (Женева; Швейцария), рассказывается и о  монашеской жизни инокини Тамары в Гефсиманской обители.  Собранные автором  в течение многих лет личные   воспоминания некоторых воспитанниц матушки Тамары, с детства выросших  под ее руководством,  хорошо знавших и общавшихся с нею, позволяют приоткрыть занавес неизвестного и прикоснуться к глубокому духовному миру этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле, каковою была матушка Тамара.

В данной публикации, готовящейся к выходу в свет за пределами России отдельной книгой, использованы записанные воспоминания елеонских монахинь арабского происхождения из числа бывших воспитанниц игуменьи Тамары, тексты недавно обнародованных  писем княжны Татьяны Константиновны, а также  некоторые материалы, документы и фотографии игуменьи Тамары, хранящиеся в закрытом ныне  архиве Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене и в личной коллекции  автора.

Появление этой публикации   было бы невозможным без участия многих людей, в разные годы так или иначе помогавших   автору в работе над рукописью. Автор выражает  сердечную благодарность   за поддержку, бескорыстную помощь, предоставление  ценных материалов об игуменье Тамаре и архимандрите Димитрии (Биакай) елеонским монахиням: ныне покойной старшей сестре Феоктисте (Ягнам);  монахине  Веронике (Рахеб) - главному консультанту;   монахине Марине (Черткова) - консультанту; монахине Тамаре (Хури); монахине Екатерине  (Самара);  монахине Рафаиле (Лел); монахине Христине (Диаб); монахине Мелании (Арихани); елеонскому монаху Филарету (Дубина).

Особую благодарность автора  заслуживают  иподиакон   Николай Петров (РПЦЗ; США) и диакон Владимир Свистун (РПЦЗ; Швейцария). Ценные советы и помощь  предоставили автору княжна Ирина Леонидовна Багратион-Мухранская (Москва); физик и историк Дали Михайловна  Сахокия (Тбилиси); сотрудник отдела рукописей архивного сектора Баварской Государственной библиотеки (Мюнхен), д-р Нино Нодиа; архивист Национальной парламентской библиотеки Грузии им. И. Чавчавадзе (Тбилиси) Натия Кобахидзе; литераторы Светлана Ивановна Горлевская, Юлия Максимовна Нежная и Любовь Петровна Лебедева ( Москва); журналист  Светлана Валентиновна Калиновская  (Киев).

        Мюнхен, 23 ноября 2016 г.



Глава первая. Монашеский постриг княгиня приняла  в Женеве


I.1. «Темна твоя дорога, странник...»



Годы эмиграции в Швейцарии стали заметной вехой в жизни княгини Татьяны Константиновны и отмечены поворотным событием в ее дальнейшей судьбе. Женева,  где  в годы вынужденной эмиграции поселилась и жила с детьми  Татьяна Константиновна,  исторически считался протестантским и был  известен в Западной Европе как «Протестантский Рим». Подобную  характеристику этого города привел Федор Михайлович Достоевский в  письме от 1(13 января ) 1868 года своей  племяннице С.А. Ивановой : «Женева скучна, мрачна, протестантский глупый город, со скверным климатом...» [1]. Спроси и сегодня русского эмигранта, что он хочет иметь   за пределами покинутого Отечества, и  он ответит примерно так: русскую православную  церковь, русскую библиотеку с хорошими книгами и  участок русской земли на городском кладбище. Вот и княгиню Татьяну Константиновну, как и других    православных людей из  русской эмиграции, спасали  богослужения в  кафедральном соборе во имя  Воздвижения Креста Господня, где  в то время служил протоиерей Сергий (Орлов), а  с конца  1944 года - архимандрит  Леонтий  (Бартошевич). Именно на чужбине в  душе  княгини   зародились, день за днем  крепли и позже воплотились в жизнь  мысли о монашестве. Однажды в Женеве во время исповеди или после      нее Татьяна Константиновна поведала митрополиту Анастасию  (Грибановский (1873-1965)  о  своем твердом  намерении: всецело посвятить себя монашеским подвигам аскетизма и  благочестия.

В первые годы эмиграции княгиня, как и многие русские беженцы, жила с полуоборотом головы назад - в прошлое, в Санкт-Петербург. Эмиграция - трудное испытание в жизни каждого человека: «Темна твоя дорога странник, // Полынью пахнет хлеб чужой...» (А. Ахматова.1922).  Прошлая  жизнь  княгини до появления в Женеве, несмотря на трагические события в России, потери близких людей и невосполнимые личные утраты, казалась ей самой главной. Княгине казалось, что все самое счастливое в ее жизни было только до эмиграции, там - в России. А здесь, на швейцарской земле, с чужим  звоном церковных колоколов, будущее ей и вовсе не представлялось. Оно все же, наверно,  было там, в далекой России... Впрочем, это были  типичные симптомы весьма  распространившейся на чужбине   «болезни»  каждого русского  человека из «белой эмиграции»,  избавлявшегося  от ностальгии по прошлому и постепенно адаптировавшегося к новым условиям жизни.

В середине 40-х годов под влиянием митрополита Анастасия княгиня Татьяна Константиновна начала серьезно готовиться к принятию монашества, занимаясь чтением духовной литературы и духовным самоочищением. Вспоминала ли Татьяна Константиновна, готовясь к «генеральной» исповеди и личным беседам с владыкой Анастасием основные вехи своей жизни в императорской и послереволюционной жизни в  России, а также все детали и мельчайшие факты из своей биографии,  из жизни родных и близких, кому отправляла свои письма? - Несомненно! Ходила ли княгиня в одиночестве и раздумьях по женевским улицам, находилась ли одна дома или вместе с гостившей иногда у нее сестрой княжной Верой Константиновной - везде Татьяна Константиновна мысленно расплетала кружево своей длинной жизни и предавалась воспоминаниям о том, какими невыносимо трудными были для нее дорога из России на Запад, а также первые годы эмиграции. Тогда рядом с нею находились державшиеся за обе ее руки маленькие дети и шедший позади с тяжелой поклажей  ее второй супруг. Наедине она нежно звала его: «Саса»...

Литература

[1]. Достоевский Ф. М. ПСС,том 28. Книга вторая. Письма. 1860-1868. - Л.: Наука, 1985, с. 252.




I.2. Полковник  Александр Короченцов - «первая любовь» княгини




Полковник царской армии Александр Васильевич Короченцов (17 августа 1877 - 6 февраля 1922)  был старше Татьяны Константиновны на 13 лет. Он давным-давно знал  свою возлюбленную и называл ее в браке нежным словом «Тусь», как звали ее  в княжеской семье  родные братья и сестра Вера. Александр Васильевич, находясь с нею в изгнании,   полюбил  свою избранницу  и  ее  маленьких детей, по-отцовски и  ласково называя их  «Муразиком»  (Теймураз)  и «Натусей» (Наталия).
 
Кто он,  этот   второй супруг Александр Васильевич Короченцов?  Его имя часто  встречается  в дневниковых записях великого князя Константина Константиновича. О нем можно прочитать и  на страницах «Придворного календаря на 1915 год», переизданного недавно (2015)  в Москве  А. Крыловым-Толстиковичем, в книге Волкова С. В. «Офицеры Российской гвардии» (М., 2002), на сайте «Русская армия в Великой войне». Из этих источников можно выяснить следующее: Александр Васильевич, как и его  родной младший брат  Алексей (1879 - после 1928 ?),  был родом «из дворян Области Войска Донского» и  вырос в генеральской семье. Он был сыном генерала-лейтенанта в отставке Василия Петровича Короченцова и Марии Константиновны, урожденной  Номикосовой. Окончил в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, в 1898  году стал корнетом  в лейб-гвардейском Конно-гренадерском полку, которым командовал великий князь Дмитрий Константинович.
 
В 1902 году   он выполнял функции поручика, а спустя четыре года - штаб-ротмистра.  Через год,  13 февраля 1903 года,  в Зимнем Дворце  принял участие в грандиозном по тем масштабам костюмированном балу («Бал 1903 года») - последнем балу императорской России. Лучшие российские фотографы были приглашены на этот бал,  и благодаря их фотоработам  можно представить многих участников  того события, в том числе и  Александра Васильевича, но в карнавальном  костюме. К сожалению, исследователям  еще не удалось найти личную фотографию Короченцова А.В.,  а тот единственный фотоснимок, что нынче «гуляет»  на страницах в  Интернете и изображает его  на празднике  в 1903 году, не заслуживает  доверия,  так как еще не проверялся (2016 г.) опытными экспертами.
 
С мая 1907-го и  по конец января 1911 года Короченцов А. В.  заведовал двором  великого князя  Константина Константиновича, а потом (1911 - 1912) управлял делами великого князя Дмитрия Константиновича [1].

Имеются данные, что Короченцов А.В. имел несколько наград: Орден Св. Станислава 2-й степени (1908); греческий  «Орден Спасителя» (1909); Орден  Св. Владимира 4-й степени (1912); медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.»; медаль «В память 300-летия царственного дома Романовых».
 
...В свои молодые годы Александр Короченцов был  всеобщим любимцем   в  семье великого князя Константина Константиновича, написавшего однажды о нем в  дневнике : «Все мы, и жена, и я, и дети, не говоря уже про Митю крепко полюбили Короченцова, он просто врос нам в сердце, как родной...» [2].  Княжеские дети  называли Александра Короченцова «Саса», подражая Георгию (т.е. князю Георгию Константиновичу.  - Примечание автора), не умевшему отчетливо произнести «Саша» [3]. Короченцова считали    «воспитателем» княжеских детей. Семнадцатилетняя княжна Татиана даже влюбилась в него, что не на шутку тогда встревожило ее родителей, особенно  сердце матери - великой княгини Елизаветы Маврикиевны, о чем писал отец: «Наша Татиана на Иматре опять созналась жене, что продолжает любить Короченцова» [4].  Тогда мудрый  князь решил, что не стоит «придавать значения чувству девочки».  В 1907 году родители намеревались отправить детей «поговеть на Валаам», но вовремя  вспохватились: эта поездка  не могла обойтись без сопровождения ... Короченцова. Вновь забеспокоилось  сердце   великой княгини Елизаветы  Маврикиевны:  наверняка на Валааме «Татиана постоянно будет с ним»  [5].  А рассудительный отец  под влиянием супруги подумывал  принять и такое решение: «Если придать значение  чувствам Татианы, Короченцова надо бы  удалить...»  [6].  Однако, этого все-таки  не случилось, и, как говорят в народе, Господь судил иначе.

...Прошло почти десять лет, многое изменилось в России,  ушли из жизни любимые отец и первый муж Татьяны Константиновны, и вот уже «воспитателя» Александра Короченцова беспрекословно слушались и маленькие дети  Татьяны Константиновны  Теймураз и Наталия. Дети росли очень «непослушными», о чем    молодая и беспомощная  мать  рассказывала только своим самым близким. О  «шалуне Муразике», «припадках ярости» Натуси,   о  «бессилии» перед детьми Татьяна Константиновна  упоминала  и  в  письмах лучшей подруге - великой княгине Татьяне Николаевне (1897 - 1918), второй дочери императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.   «Бебяшки (т.е. детки. - Примечание автора) страшно непослушны, Мураз до невыносимости ленив, а Натук устраивает скандалы с яростными  криками «не хочу». Что мне с ними делать? А я, гадкая, злюсь на них, но все-таки y очень счастлива, что у нас одна общая комната. Когда я делаю замечание дочке - Мураз меня передразнивает. На что это похоже? Но несмотря на то, что это ни на что не похоже, меня это иногда смешит, хотя я и сержусь.», - признавалась Татьяна Константиновна в письме от 18 февраля /3 марта нов[ого стиля]  1918 года [7]. Ласковые, материнские  слова   почти не действовали на сына.  Подросшему мальчику совсем не нравилась обращения  матери и сестры «Муразик» или «Мураз», вероятно, напоминавшие ему кошачьи или собачьи клички «Мурзик» или «Мурочка», поэтому  он  с  криком прерывал всех : «Я - Ба-гра-ти-он!». Когда никто из взрослых не мог успокоить расшалившихся  малышей  и уложить их вечером спать, то  Татьяна Константиновна звала  на помощь только  Александра Васильевича: дети его «страшно любят». Он был единственным  из тех  немногих в ее окружении, кто имел такие авторитет и    влияние на  детей, что только при появлении  фигуры  Александра Васильевича «в детской водворялся мир» [8]. 

Вскоре  преданный адъютант князя Дмитрия Константиновича Александр Васильевич Короченцов  в звании полковника  стал «телохранителем» Татьяны Константиновны  и  позже - отчимом   двух маленьких детей. Он был всегда где-то рядом с Татьяной Контантиновной и другими членами семьи Константиновичей, особенно  в дни  трагических событий мятежного 1917 года, когда  уцелевшие представители Дома Романовых вынуждены были эмигрировать из страны. Они с тяжелыми мыслями и со слезами покидали тот благословенный мир, к которому они прежде принадлежали и так  неожиданно  рухнувшему прямо на их глазах. Вдовствующую Татьяну Константиновну с детьми тоже не миновала  эмиграция, и ей  суждены были нелегкие скитания вдали от дорогой ее сердцу Российской земли.  Вывозить вдову с двумя  малолетними детьми в еще не занятый в то время большевиками Киев  решился - Александр Васильевич Короченцов.

Оценив осложнившуюся  тогда на Украине ситуацию, беженцы отправились из Киева в Одессу.  Далее их трудный путь на Запад  пролегал через Бухарест, где они временно пребывали в гостях у  кузины, королевы Марии (Эдинбургской) (Мария Александра Виктория (1875-1938) принцесса Великобритании, с 1914 года - королева-консорт Румынии, жена короля Фердинанда I). Предположительно, наши российские беженцы могли жить в Бухаресте «в старом королевском дворце  на престижной в те времена улице «Calea Victoriei». Возможно, они выезжали с королевой Марией и  в ее резиденцию  «Castelul Peli;or» (замок  Пелишор) в городе Синая, подсказал в 2015 году в Бухаресте автору этих строк один из  консультантов Национального архива Румынии. От королевы Марии княгиня Татьяна Константиновна  хотела узнать политическую обстановку на Западе и посоветоваться - куда держать дальше путь: в Сербию, Италию, Францию  или все-таки - в Швейцарию?

В  утомительной дороге на Запад беженцы узнали о страшном злодеянии, совершенном в июле 1918 года в Алапаевске: три родных брата Татьяны Константиновны - князья Иоанн Константинович  (1886-1918);  Константин Константинович (20 декабря 1890-1918) и  Игорь  Константинович (1894-1918) убиты в ночь на 18 июля под Алапаевском. Можно понять всю глубину горя и страданий княгини Татьяны Константиновны. И   можно только  представить, как в такой длинной дороге на Запад    утешал и успокаивал княгиню  ее верный друг  Александр  Васильевич, подыскивая для нее нужные и нежные слова.
 
 Современные исследователи называют в своих работах  Короченцова А. В.  в трудные  годы скитаний  княгини ее «надежным другом и опорой», «верным спутником», «преданным другом» и «первой любовью». Находившийся всегда рядом Александр Васильевич не только охранял, но и  нежно заботился о Татьяне Константиновне, оказывая  поддержку ей и двум малышам. Женское сердце вдовы и  ее душа привязались к  надежному спутнику по эмиграции. Княгиня  давно заметила, что к  дяде «Сасе» давно привыкли и полюбили его  маленькие дети, нуждавшиеся не только в материнском, но и в мужском воспитании - особенно Теймураз.

Наконец-то Татьяна Константиновна, так  нуждавшаяся  в  опоре на мужское  плечо и вспомнив одобрительные взгляды и слова кузины, королевы Марии,   решила связать свою дальнейшую судьбу с Александром Короченцовым.  9 ноября 1921 года они очень скромно и незаметно для посторонних глаз обвенчались. Однако счастливыми супруги были в эмиграции совсем недолго: второй  муж неожиданно заболел дифтеритом и 6 февраля 1922  года скончался в Лозанне «от паралича сердца».После  похорон Татьяне Константиновне вновь пришлось  воспитывать и ставить на ноги  детей  совсем одной. «О одиночество, как твой характер крут!»   (Белла Ахмадулина). Сыну  тогда было  10 лет, а дочери  - всего восемь.

Литература

[1]. См.: Дневник великого князя Константина Константиновича.1907-1909 гг. - М., 2015, с.191. 
[2]. Там же, с.15. 
[3]. Там же. 
[4]. Там же. 
[5]. Там же, с.16. 
[6]. Там же.
[7]. См.: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Состав.  Т.А. Лобашкова. - М., 2015, с. 267.
[8]. Там же, с. 82




I.3. «Всегда носить в сердце Христа»


Княгиня Татьяна Константиновна старалась стойко переносить в эмиграции  все обрушившиеся на ее  плечи  невзгоды. Через пять лет после смерти Александра Васильевича - новый удар для княгини: 11/24 марта 1927 года в Саксонии (Германия) скончалась ее любимая мать («Мусь») - великая княгиня Елизавета Маврикиевна ( род. в 1865). На германской земле ее называли «урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской». Елизавета Маврикиевна вместе с дочерью Верой, сыном Георгием и двумя внуками в 1918 году выехала в Германию, где жила до конца своих дней и похоронена в Альтенбурге.Еще один удар для княгини: 7 ноября 1938 года в Нью-Йорке скончался после неудачно проведенной операции по удалению аппендицита младший брат Татьяны Константиновны - князь Георгий Константинович (род. в 1903).

Все оставшиеся в живых  родственники сочувствовали и очень жалели овдовевшую во второй раз Татьяну Константиновну. Эмигрантская жизнь с ее вечными мытарствами посылала Татьяне Константиновне немало других горестных испытаний, какие ей уже  выпадали и в  России. Но они только закаляли княгиню, с молодых лет не любившую, чтобы ее жалели окружающие. В  письме от 28 декабря 1916 года она писала овдовевшей три года назад  великой княгине Ольге Константиновне («Тетя Оля», «Теоля» - так называла Татьяна Константиновна княгиню Ольгу Константиновну. - Примечание автора): «...Не жалей, что я больна и что неприятности, все к лучшему, у кого их нет и, пожалуй, с неприятностями мы были бы не более счастливы» [1] .

В горестные минуты Татьяна Константиновна всегда вспоминала слова сочувствия и поддержки со стороны академика А.Ф. Кони, однажды после смерти отца навестившего ее на Каменном Острове, что на окраине   Петрограда: «...Конечно, Вы всегда носите в сердце Христа, как Ваш отец всегда Его носил..» [2]. При одной этой мысли «всегда носить в сердце Христа»  высокая и стройная княгиня «в минуты жизни трудные», когда наваливалось на нее новое горе, поднимала так рано поседевшую голову, расправляла согбенные плечи, молилась перед иконами и  осеняла себя крестом, по-христиански оценивая все жизненные ситуации, казавшуюся ей  сначала почти неразрешимыми. Княгиня после проповедей  протоиерея Сергия  и чтения  духовной литературы отчетливо сознавала, что совокупность тех невзгод, печалей, потерь и всяких трудностей в эмигрантской жизни и образовали, «срубили»  ей своеобразный «жизненный крест». И его, такой тяжелый, надо добровольно и безропотно нести, ибо без него не будет спасения ее души. Как  православная христианка Татьяна Константиновна понимала, что совокупность всех ее жизненных проблем и там,  в России,  и  здесь, в Швейцарии, отличалась своей неповториостью. Княгиня Татьяна Константиновна без ропота приняла свой «жизненный крест» и добровольно несла его к «своей Голгофе».

Всегда и везде, когда у Татьяны Константиновны были тяжелейшие моменты в жизни, она черпала силы в покаянии, исповеди, причащении Святых Тайн и чтении духовной литературы, особенно - жития и наставлений прп. Серафима Саровского: «...когда мне бывает тяжело или уныло, то  меня тянет почитать про Св. Серафима Саровского и когда стану читать его житие, то такая тишина, такая благодать наполняет душу и сам он делается столь близок душе. И он так скоро отвечает на молитвы» [3] .  Духовное чтение помогало Татьяне Константиновне  достойно преодолевать все выпадавшие на ее жизнь невзгоды. Все свободные минуты княгиня посвящала чтению книг святых отцов. Она обращалась к ним особенно в те минуты, когда ее угнетали всякие заботы, когда в душу временами проникало тоскливое настроение или  утомляла мирская суета в Женеве. Вспоминаются строки еще из одного ее письма, где она с восхищением отмечала: «Замечательная книга Иоанна Златоуста о воспитании детей, читаешь и удивляешься, неужели это не нынче написано...» [4].  Чтение книг наполняло ее духовной жизнерадостностью и любовью к молитвам,  питало княгиню надеждой на Божие милосердие   и Его заботу о ней и ее подрастающих детях.

Однажды в Швейцарии после всего пережитого в России и на чужбине Татьяна Константиновна навсегда для себя решила, что ее светская жизнь должна быть закончена: не завтра, а сегодня и сейчас... С того дня ее стали интересовать только воспитание в православной вере детей, духовное чтение, дела православной церкви и благотворительная помощь общине Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве.

Татьяна  Константиновна   была известна в   приходе как очень скромная  русская  княгиня и деятельная  прихожанка, отличающаяся  своим христианским благочестием и преданностью  Русской Православной Церкви Заграницей. Она ревностно относилась ко всем большим и малым событиям в жизни прихода, заботилась    о его нравственном и материальном благополучии,  всегда помогала священносужителям, исправно вносила  свой членский взнос («самообложение») и  по мере возможности жертвовала общине  свои  сбережения. В  приходе она выполняла функции церковного старосты, и  у нее всегда было много разных поручений и   забот даже в те дни, когда в соборе не проводились богослужения.
 
В «русской» Женеве все  эмигранты хорошо знали, из какой известной княжеской   семьи происходила  Татьяна Константиновна. Все они  с благоговением относились  к памяти ее отца - великого князя Константина Константиновича,  известного им как человека глубокого религиозного чувства. Ежегодно в январе, в  день памяти святой мученицы Татианы многие прихожане поздравляли Татьяну Константиновну с праздником  ее соименной святой. Накануне всех церковных праздников и  воскресных богослужений Татьяна Константиновна организовывала с сестричеством уборки в храме  и чистила  там  до блеска   церковную утварь. В ее семье, рассказывала княгиня  протоиерею  Сергию, все   любили красивые  церковно-ювелирные изделия и особенно  произведения религиозного искусства:  отец в  марте 1891 года приобрел на  ХIХ-й передвижной выставке  картину Н. П. Богданова-Бельского «Тайная молитва». А однажды  ее родители  у искусных резчиков  по дереву  баварской деревни Обераммергау, где один раз в десять лет проходит с участием всех жителей театрализованное представление «Страсти Христовы», заказали очень большое деревянное распятие, где «сам крест был темным, а на нем виднелся вырезанный из белого дерева распятый Иисус»...

Как церковный староста Татьяна Константиновна стремилась к тому, чтобы русский храм в Женеве являлся тем центром, что связывал бы в городе в единую братскую семью всех  находившихся в рассеянии русских беженцев, хотя некоторые старые эмигранты  недоверчиво относились к так называемым «советским беженцам». В женевском соборе особенно много русских людей присутствовало во время рождественских и пасхальных праздников.  С некоторыми русскими  эмигрантами, приезжавшими по большим праздникам в Женеву из других мест в Швейцарии, а также  из Франции, княгиня переживала  «свет и звон пасхальных дней» и  особые «пасхальные настроения». Татьяна Константиновна общалась со знакомым ей еще по России известным  путешественником Кушаковым П.Г., бывавшем в доме ее отца. Каждую пасхальную заутреню он находился в храме и потом разговлялся в кругу прихожан и беседовал с батюшкой Сергием и с нею, знавшей его еще по Санкт-Петербургу. Кушаков П.Г., будучи по профессии ветеринарным врачом, выполнял обязанности судового врача в экспедиции Седова. Он же был  и автором выпущенной в 1920 году в Петрограде книги «Два года во льдах на пути к Северному полюсу с экспедицией Г.Я. Седова».

В праздничные дни княгиня  встречалась с известным российским географом и путешественником, исследователем Центральной Азии Петром Кузьмичом Козловым (1863-1935). Он много рассказывал ей и батюшке  о Далай-Ламе, которому из Женевы однажды послали в подарок - «золотисто-желтого цвета складной бювет со многими письменными принадлежностями». Задолго до пострига Татьяна Константиновна услышала в Женеве от близко знавшего ее отца Н. Белякова то, о чем никто не знал в семье: отец серьезно подумывал о монашестве и даже желал посвятить ему себя. Однажды он был у государя Александра III и «просил его разрешения поступить в монастырь. А ответ государя был таким: «Костя, если мы все уйдём в монастырь, кто будет служить России?»  Эта история княгиню очень и очень  заинтересовала.  О ней она  потом рассказывала  протоиерею Сергию, митрополиту Анастасию,  бывавшей  у нее в гостях  сестре княжне Вере Константиновне,  приезжавшим на каникулы из Сербии повзрослевшим детям  Теймуразу и Наталии.


Литература

[1]. См. раздел писем и документов в кн.: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост.Т.А. Лобашкова. - М., 2015, 222.
[2]. Игуменья Тамара. К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери). -  См.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича Поэта КР/ Под ред. А.А. Геринга. -Париж, 1962.
[3]. См.:Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост.Т.А. Лобашкова. - М., 2015, с. 260 -261).
[4]. Там же, с.80.
 



I.4. Калейдоскоп из  «отрывочных картинок»

 
В 1945-46 годах  в Швейцарию стал часто приезжать из Мюнхена (Бавария) митрополит Анастасий, с кем тесно стала общалась княгиня Татьяна Константиновна. По окончании Второй мировой войны, летом 1945 года   руководство РПЦЗ  переехало в Мюнхен, и этот город  на время стал крупным центром русской церковной и общественной жизни. Татьяна Константиновна  много хорошего  слышала   о владыке  еще со  времен его пребывания в Сербии. Однажды в Женеве митрополит Анастасий говорил ей : «В бытность мою в Москве я много раз проезжал мимо Московского университета и, когда заворачивал вокруг него, часто задавал себе вопрос: кто возжег такую красивую лампаду перед образом Святой мученицы Татианы на фасаде университета?» [1].

После некоторой паузы в разговор вступила Татьяна Константиновна:
- Я знаю. Отец после крещения детей имел благочестивый обычай жертвовать икону и лампаду в храм и обитель соответственно имени новорожденного дитяти. После моего крещения Отец послал лампаду к иконе святой мученице на Московском университетом. А потом, говорил Отец, дети так расплодились, что он не мог посылать лампад...[2].

В беседах с владыкой Анастасием княгиня  Татьяна Константиновна признавалась, что еще  в отроческом возрасте она интересовалась монашеством. Об этом позже написала в своих воспоминаниях и  младшая сестра, княжна Вера Константиновна: «Татьяна всегда была особенно религиозной и мечты о монашестве посещали ее с отроческих лет» [3].  Это подтверждает в своих записях и  о елеонская монахиня Тамара (Хури) : « С юношеских лет она [ княжна Татиана ] любила монашество» и  «часто посещала монастыри и присутствовала там на духовных торжествах» [4].

Татьяна Константиновна  воспитывалась  в княжеской семье Романовых, где  исповедовали православную веру, благородство и высокие чувства. Мать дочерей Татианы и Веры - великая княгиня Елизавета Маврикиевна, будучи немкой по национальности, так и не перешла в православие, поэтому до конца жизни  исповедовала лютеранство. Однако, будучи человеком глубоко религиозным, она не препятствовала мужу, всецело преданному православной церкви, воспитывать детей в православных традициях и «всячески его в этом поддерживала».
В комнате у отца была установлена «во весь рост и икона равноапостольного царя Константина» и перед нею висела на цепи неугасимая лампада. В доме находилось и  очень большое деревянное распятие. «В молельной у отца < ... > висело много образов и всегда теплилась лампадка. Каждый день приносили в молельню из < ... > домовой церкви икону того Святого, чей был день» [5].  Отец требовал, чтобы дети знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни.
Отец запрещал детям опаздывать на службу в церковь, а провинившиеся получали от него «крепкие щелчки пальцами в шею». Дети понимали, судил ли их строго отец или хвалил их - любовь его к ним была безмерна. По вечерам, когда дети ложились спать, родители приходили к ним, чтобы присутствовать при их молитве.

В княжеской семье, где вся жизнь была проникнута православным духом, любили читать духовные книги, торжественно отмечали рождественские и пасхальные праздники, а также дни именин. По большим религиозным праздникам все дети, которых их любящий отец называл «мои гуси», получали подарки - Евангелия в кожаном переплете с оригинальными позолоченными застежками. В Мраморный дворец часто приезжал исповедовать великого князя Константина Константиновича святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, почитавшийся уже при жизни как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. К отцу Иоанну под благословение подходили все дети, а батюшка всех гладил по головке и при этом говорил: «Вот это благочестивые дети»...

Прошло уже много-много  лет после всех этих событий, а Татьяне Константиновне  часто вспоминались и даже не в хронологическом порядке многие и другие  истории в ее детские, отроческие и молодые годы. Это был своеобразный  калейдоскоп из «отрывочных картинок». ...Летом 1901 году княжна Татиана вместе с семьей жила в Калужской губернии и часто бывала в Оптиной Пустыни и Шамордино. Отец семейства заботился о том, чтобы его дети знали и воочию видели знаменитые русские святыни, известные монастыри и церкви. А в 1908 году княжна Татиана вместе со всей семьей совершила в сопровождении знатока русской старины В.Т. Георгиевского  большое путешествие по Волге с целью «осмотра русских древностей».

В 1914-1915 годах после  потери  трех близких  людей Татьяна Константиновна всю свою любовь решила посвятить  Богу и детям. После смерти  в 1915 году первого мужа - князя Константина Александровича Багратион Мухранского она ездила  по монастырям - в Дивеево, Саров, Оптину пустынь, Шамордино, где встречалась со старцем иеросхимонахом Анатолием,  общалась со «слепой игуменьей Ефросинией»  и с монахиней Гавриилой. После пребывания в Оптиной пустыни и проведенных там духовных бесед с известными в то время проповедниками она ежедневно обращалась к поучению Оптинских старцев, повторяла в уме  их  поучительную молитву и сама училась молиться по четкам. Оптинские старцы являли для княгини пример того, как правильно и по-христиански относиться к смерти близких людей, к многочисленным скорбям и искушениям.  Последних было немало и  у княгини.


Литература

[1]. Игуменья Тамара. К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери). -  См.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича Поэта КР/ Под ред. А. А. Геринга. -Париж, 1962.
[2]. Там же.
[3].См.: Княжна Вера Константиновна. Константиновичи.- В ж.: Кадетская перекличка, 1972, № 3.
[4]. См.: Тамара (Хури), монахиня. Жизнь Свято-Вознесенского женского монастыря с 1951 по 1975 гг.- Машинописная рукопись  ( копия) из личного архива иподиакона Николая Петрова ( США).
[5]. Игуменья Тамара. К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери). -  См.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича Поэта КР/ Под ред. А.А.Геринга. -Париж, 1962.




I.5. «Оторванные листья от могучего дерева»


В Женеве митрополит  Анастасий, имевший в Русской Церкви репутацию одного из лучших проповедников, пользовался у Татьяны Константиновны  большим авторитетом и уважением. Вместе с прихожанами она с воодушевлением воспринимала его яркие проповеди, где владыка говорил о любви к Богу, о жизни Русской Православной Церкви Заграницей и ее заботах о рассеянных по всему миру чадах. Митрополит  Анастасий  рассказывал прихожанам обо всех текущих и важных событиях в церкви, в частности, о Венском совещании епископов РПЦЗ в октябре 1943 года и о принятой на нем резолюции, призывавшей «установить моления о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».
 
Весной 1946 года в Крестовоздвиженском соборе митрополит Анастасий  возвел в сан епископа Сантьягского и Чилийского архимандрита Серафима (Иванов), с которым познакомилась княгиня Татьяна Николаевна. Митрополит Анастасий представил ей и тех епископов, кто ему прислуживал во время хиротонии - епископа Монреальского и Канадского Иеронима (Чернов) и и епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафанала (Львов). Беседуя с ними наедине,  Татьяна Константиновна еще один  раз услышала от них, каким ярким подвижником является в лоне  Зарубежной Церкви владыка Анастасий. Княгиня знала  о его  большой деятельности  в Сербии, особенно в русском Белграде. В этом городе благодаря финансовой поддержке короля сербов, хорватов и словенцев (с августа 1921 года) Александра I Карагеоргиевича ( 1888-1934 ), ставшего в октябре 1929 года королем Югославии, был открыт «Русский дом имени Государя Николая Александровича». В нем при духовной поддержке владыки Анастасия действовали «Миссионерские курсы по борьбе с безбожием», религиозные кружки молодёжи, проводились религиозно-нравственные чтения и собеседования, устраивались разные церковно-юбилейные торжества. Здесь находились также детский сад, мужская и женская гимназии, поликлиника, передвижная церковь для гимназистов и прихожан. В церкви часто служил и сам владыка Анастасий. Его деятельность высоко ценил король Александр I. В свою очередь и владыка  благодарил короля за покровительство над многими несчастными  людьми, бежавшими из России.

Король Александр I гостеприимно открыл им двери в Югославию и предоставил им возможность здесь жить и работать. «Но вечно жалок мне изгнанник, // Как заключенный, как больной...» (А.Ахматова.1922). Король оказывал всякие услуги по сохранению русской культуры в эмиграции, помогал деньгами некоторым  русским литераторам. На его личные средства содержались школы и пансионы для детей русских беженцев. Король образно называл их «оторванными листьями  от могучего дерева».  Ему же  принадлежат и такие слова, обращенные к сербам: «Помните всегда, что есть в мире народ, который пожертвует всем для духовных благ, и этот народ - русские». Однако в  отношении большевиков король занимал непримиримую позицию,  категорически отказывался их признавать   и  не допускал открытие  советского посольства в своей стране.За свои взгляды  король Александр заплатил жизнью:  9-го октября 1934 года во время  посещения Франции он погиб в Марселе от выстрелов наемного убийцы. Трагическая   гибель короля  Александра  была большой утратой  для сербского народа,   русских изгнанников и, конечно, для владыки Анастасия и княгини Татьяны Константиновны. С княжной  Верой  Константиновной  и  со взрослыми  детьми  княгиня  присутствовала  в октябре 1934 года  на похоронах  короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Об этом свидетельствует и сохранившаяся  фотография, оригинал которой, вероятно, хранится в Тбилисском архиве [1].

...Ныне  можно только гадать читателю, рассказывала или не рассказывала княгиня Татьяна Константиновна  своим взрослым детям и митрополиту Анастасию  о  давней-давней  истории с одним «молодым искателем ее руки», каким был... сербский принц Александр, хорошо выучивший русский язык. В  свои молодые годы король  (тогда принц) Александр окончил в 1906 году в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, был знаком с великим князем Константином Константиновичем, знал всех членов княжеской семьи, в том числе и юную княжну Татиану. Он очень симпатизировал княжне и хотел просить ее руки.

В Государственном архиве Российской Федерации, в фонде императора Николaя II Александровича (Фонд 601) московский историк и архивист  Лобашкова Т.А. обнаружила рукопись «Письма барона Карла Карловича Буксгевдена (1856-1935) великому князю Константину Константиновичу», датированного 10 июнем 1909 года [2]. В тексте этого послания, имеющего гриф «секретно», сообщается, что «Король Сербский» (Петр I Карагеоргиевич; 1844-1921. - Примечание автора) выразил пожелание о «соединении Ее Высочества Княжны Татианы Константиновны узами брака с наследным принцем Сербским Александром» [3]. Однако предложение о замужестве было деликатно отклонено великим князем Константиновичем и самой княжной Татианой.

В другом письме П.Е. Кеппена от 22 июля 1909 года на имя великого князя Константина Константиновича сообщается,  что сербское предложение о заключении брака содержит в себе «кроме брачных стремлений и чисто политическое искание опоры шаткому трону в родственной связи с Российским Домом». И далее - «было бы прискорбно, если бы у Татианы Константиновны явилось истинное чувство к молодому искателю Ее руки» [4].  В итоге сербский принц Александр, преследовавший княжну в ее поездке по Италии, успокоился и  женился на другой знатной особе из Румынии, но на всю жизнь сохранил добрую память о великом князе Константине Константиновиче и о его детях, часто потом  гостивших в балканской стране...

Княгиня Татьяна Константиновна  очень ценила   добрые дела короля Александра I, помогавшего  русским  беженцам - «оторванным листьям». К таким  же «оторванным листьям»  причисляла она и себя, и своих детей. В  первые годы эмиграции как мать она заботилась о том, чтобы  сын и дочь  не теряли русский язык, она терпеливо растила их,  желала дать им русское образование, дожидаясь тех дней, когда Теймураз и Наталия станут вполне самостоятельными. Ко времени близкого знакомства  и общения  княгини с митрополитом Анастасием  ее дети стали уже совсем взрослыми. Они окончили учебу в Сербии и потом разъехались в разные страны. Сын Теймураз в 1923-1927 годах учился в женевской школе-интернате для мальчиков на Avenue d'Aire, а через два года - в колледже швейцарского Фрейбурга (Фрибур). Мать получала от  педагогов сына  очень хорошие письменные отзывы, хранящиеся ныне в Тбилисском архиве.

Дочь Наталия росла высокой (выше мамы!) и стройной девочкой и увлекалась языками, русской литературой и любила украшения с крупными драгоценными камнями. Татьяна Константиновна согласилась, чтобы с целью продолжения дальнейшей учебы ее  дети переехали из Женевы в сербский город Белая Церковь (Бела Црква), ставшим после революционных событий в России прибежищем многих русских беженцев. Сюда в 20-е годы переехал ряд русских учебных заведений, в том числе и сводный кадетский корпус из Киева, Одессы, Полоцка и Крыма, получивший в 1929 году наименование «Великого князя Константина Константиновича Первый русский кадетский корпус». Этому корпусу тоже  покровительствовал король Александр I. Теймураз объявил матери, что он, как и его родной отец, решил выбрать военную карьеру и с 1927 года стал учиться военному делу в кадетском корпусе, где получил войсковое звание лейтенанта югославской армии.


Из Женевы княгиня Татьяна Константиновна вместе с сестрой - княжной Верой Константиновной ездила в 30-е годы в город Белая Церковь, где навещали учившихся там уже взрослых детей Наталию и Теймураза, встречались с воспитанниками кадетского корпуса во главе с Адамовичем В.А., служившего в императорской России под началом великого князя Константина Константиновича.
Одна из редких фотографий, хранящейся  ныне в фонде Тбилисского архива, запечатлела преподавателей кадетского корпуса, княгиню Татьяну Константиновну, ее взрослых детей Наталию и Теймураза. Княгиня Татьяна Константиновна навещала кадетов вместе с сестрой, княжной Верой Константиновной.

В 1932 году Теймураз написал на сербохорватском языке прошение к военному министру Югославии о зачислении его в военную академию. Здесь же он сообщил, что «как сын Ее Высочества княгини Татьяны и внук великого князя Константина Константиновича не может сменить подданство» [5]. В том же году он продолжил образование в югославской Военной академии, а по завершении учебы около десяти лет служил в гвардейском Конно-артиллерийском полку югославской армии.

Татьяна Константиновна одобрила и планы дочери Наталии, поступившей в Белой Церкви на учебу в Мариинский Донской институт, находившийся под покровительством королевы-консорт Югославии Марии (1900-1961). Позже мать не возражала и против других, новых планов дочери, решившей по окончании учебы в институте переехать на постоянное место жительство в Великобританию. По данным английских исследователей, Наталия сначала нашла там работу в одном из
лондонских магазинов.


Литература

[1]. Архив Теймураза Константиновича Багратион-Мухранского (закрыт)  в   Национальной парламентской библиотеке Грузии им. И. Чавчавадзе (Тбилиси).
[2]. См.:Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост.Т.А. Лобашкова. - М., 2015, с. 404 - 406.
[3]. Там же, с.404.
[4]. Там же, с.407.
[5]. Архив Теймураза Константиновича Багратион-Мухранского  в   Национальной парламентской библиотеке Грузии им. И. Чавчавадзе (Тбилиси).




I.6. Княгиня и типографское Братство Преподобного Иова Почаевского


Начиная с  20-х годов  и вплоть до окончания Второй мировой войны,  волны блуждающих по Западной Европе первых русских эмигрантов и «новых», «советских» не изменили даже  на один процент религиозную картину протестантской Женевы. В середине 40-х годов в городе временно пребывала часть монастырской братии эвакуированного из Ладомировой (Владимирова; Чехословакия) типографского Братства Преподобного Иова Почаевского. 18 мая 1945 года  более десяти монашествующих  перебрались из баварского Мюнхена  в Женеву, где временно было устроено подворье Братства. Митрополит Анастасий познакомил Татьяну Константиновну с монахами  Братства. В его числе были те, кто позже стали известными деятелями церкви Русского Зарубежья: епископ Серафим (Иванов); бывший валаамский инок, игумен и духовник братства во Владимировой Филимон (Никитин); иконописец, иеромонах Киприан (Пыжов); игумен Никон (Рклицкий); иеромонах Антоний (Медведев); игумен Антоний (Ямщиков); архидиакон Сергий (Ромберг); послушник Николай (Гаманович); послушник Василий (Шкурла); послушник Василий (Ванько); иеромонах Серафим (Попов); архидиакон Нектарий (Чернобыль); архидиакон Пимен (Качан).

К сожалению, в современной Женеве служителям Крестовоздвиженского кафедрального собора мало что известно об этом Братстве, «снимавшем один из домов в квартале О-Вив (Eaux-Vives) возле Женевского озера, где у монахов была устроена и комната-часовня» (из письма диакона Владимира Свистуна автору этих строк в октябре 2016 года.). Известно, что еще с ноября 1854-го и до сентября 1866 года в том же частном доме в О-Вив проводили православные богослужения протоиерей Арсений (Судаков) и Афанасий (Петров). В доме, где жила Иово-Почаевская братия, находилась старая часовня, в ней и совершались ежедневные монастырские богослужения. Во все праздничные дни братия ходила на богослужение в Крестовоздвиженский храм, где Татьяна Константиновна была церковным старостой. Княгиня и сама часто приходила на утренние и вечерние богослужения в часовню, где очень сблизилась со всеми членами братства, часто беседовала с монахами и знакомилась с особенностями монастырской жизни в РПЦЗ.
 
Иногда вся братия или отдельные монахи бывали в доме Татьяны Константиновны (адрес его пока не удалось установить.-Примечание автора) и работали в прилегающем к нему садовом участке, а потом все вместе сидели за трапезой. Татьяна Константиновна, с детства говорившая на французском и немецких языках, помогала по объявлениям в газетах и через своих женевских знакомых найти хоть какую-нибудь работу членам братства. Нередко и сама помогала им деньгами, заботилась о пропитании монашествующих, посещала с архидиаконом Нектарием (Чернобыль) местных врачей, выявивших у него туберкулез, ходатайствовала о проведении лечения в одном из швейцарских санаториев.

Втайне от прихожан княгиня постепенно готовилась к принятию монашества и  уходу в монастырь. Татьяна Константиновна обращалась с просьбами к ее близким людям и некоторым прихожанам продать в городе за любые деньги некоторые ее ювелирные украшения, предметы домашнего обихода и личные вещи. Часть вырученных денег она оставляла себе, часть жертвовала в кассу прихода и осевшему в Женеве до середины декабря 1946 года Иово-Почаевскому братству. Чтобы его содержать в городе, монахи и послушники, почти не владевшие иностранными языками, где-то и как могли подрабатывали, получая за свой труд небольшие деньги. Их приглашали выполнять некоторые домашние работы и  прихожане женевского собора, а также, как говорят в народе, «знакомые их  знакомых».

Например, «послушник Василий (Шкурла; позже -архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий, настоятель Св. Троицкаго монастыря и ректор Свято-Троицкой Духовной Семинарии, митрополит РПЦЗ. - Примечание автора) трудился помощником часовщика, за что получал всего 5 франков в день. Его хозяйка-работодательница подарила старательному 18-летнему послушнику Священное Писание на французском языке, который тогда усердно изучал Василий. Эта Библия всегда присутствовала при нем. Исполняя возложенное на него послушание, сначала послушник Василий, а позже - известный митрополит Лавр до конца жизни читал по-французски по одной главе из Евангелия» ( из устного рассказа архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила; Донсков; род. в 1943 г.).

К  середине декабря 1946 года  в Женевском кафедральном соборе  стало известно, что  все монахи Иово-Почаевского братства срочно  переезжают в США, в Джорданвилль.



I.7. Княгиня принимает постриг. Инокиня Тамара покидает Женеву


Во время одной из встреч с митрополитом Анастасием Татьяна Константиновна откровенно сказала ему, что к исходу 1946 года она уже окончательно уладит все свои «земные дела». Ее материнское сердце уже  успокоилось: у взрослых детей, кажется, все будет  в порядке. Господь все уладит,   говорила себе княгиня.

...В конце октября 1940 года Теймураз Константинович вступил в Белграде в брак с Екатериной Рачич (1919-1946) - внучкой известного сербского и югославского политика и дипломата Николы Пашича (1845-1926). У Татьяны Константиновны усугубились переживания за дальнейшую судьбу неожиданно овдовевшего сына: в декабре 1946 года в пригороде французской столицы Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine) его супруга безвременно скончалась от воспаления легких. Потомства у супружеской четы не было. Имеется информация о том, что Теймураз Константинович участвовал во Второй мировой войне и вместе с югославскими военными воевал против фашистской Германии, работал в посольствах Югославии во Франции, Англии и Швейцарии. В том же 1946 году по инициативе младшей дочери и основательницы Толстовского фонда Александры Львовны Толстой (1884-1979) Теймураз Константинович вошёл в состав администрации Толстовского фонда и навсегда переехал в США.

А дочь Наталия, по некоторым данным,  в самом конце 30-х годов была помолвлена с британским военным - лейтенантом Кристофером Фернесом, погибшим в 1940 году. Особые внешние данные молодой княжны Наталии Константиновны, имевшей русские и грузинские корни, привлекли внимание лондонских мастеров художественной фотографии. Три искусно выполненных фотопортрета молодой Наталии Константиновны хранятся ныне в лондонской Национальной портретной галерее (National Portrait Gallery). К слову, здесь находятся фотоэкспонаты, увековечившие исключительно образы британских граждан. Этот музей коллекционирует работы не столько известных мастеров фотографии, сколько изображения знаменитых британцев. Говорят, портретов представителей других народов в собрании музея почти нет, а вот фотопортреты княжны Наталии Константиновны стали исключением.

В 1944 году дочь Наталия вышла замуж за молодого и перспективного британского дипломата, поэта и переводчика сэра Чарльза Хепбёрн-Джонстона (Charles Hepburn-Johnston; 1912 -1986) и уехала с ним в Испанию. Здесь супруг Наталии служил вторым секретарем британского посольства. Дочь писала Татьяне Константиновне, что ее супруг Чарльз неожиданно проявил интерес к русской культуре, особенно к классической литературе ХIХ века. Супруги уже вместе работали над литературными переводами с русского языка на английский.
Это откровенно радовало Татьяну Константиновну: дочь пошла по стопам своего знаменитого деда! Она напомнила Наталии и Чарльзу, что великий князь Константин Константинович писал не только  духовные стихи и  сочинял драмы, но еще и осуществил в свои  зрелые годы перевод шекспировского «Гамлета» со старинного  английского языка на русский  и читал его вслух супруге и детям. Репетиции Гамлета проходили в Мраморном дворце, а спектакли в Эрмитажном театре [1].
 
В декабре 1946 года в Женеве произошло знаковое событие в жизни 56-летней Татьяны Константиновны: она  навсегда оставила мирскую жизнь и приняла монашество с именем Тамара, воплотив в своей судьбе то, что когда-то помышлял о ее отец - великий князь Константин Константинович. По воспоминаниям некоторых членов Иово-Почаевского братства,  «все монахи присутствовали на постриге княгини Татьяны Константиновны, получившей новое  имя Тамара.  Постриг совершал в Женевском соборе Воздвижения Креста Господня митрополит Анастасий». Задолго до этого знаменательного события владыка слышал из уст княгини Татьяны Константиновны, что в России она однажды получила в подарок от матери Елизаветы Маврикиевны небольшую книгу ученого-востоковеда, академика Императорской академии наук Николая Яковлевича Марра (1864/1865 - 1934) «Царица Тамара, или Время  расцвета Грузии. XVII век». Запомнил владыка и то, что молодая княжна Татиана читала этот профессорский труд как молитвенник,  рассматривая на иллюстрации тонкое лицо  грузинской царицы. Она  почти физически ощущала  ее душу [2]. Приняв долгожданный постриг в Женеве,  инокиня Тамара навсегда связала свою судьбу с небесной покровительницей - святой царицей Тамарой Грузинской (†1207/1213), чьи  последние годы жизни проведены якобы  в пещерном монастыре Вардзиа. Однако мнения об этом очень разнятся в кругу грузинских историков и культурологов.

С молодых лет княжна Татьяна Константиновна полюбила святую царицу Тамару, молилась ей как защитнице Грузии.  Но именно в Швейцарии наступил тот день, когда инокиня Тамара, физически ощущая  душу царицы Тамары, «мистически <...> воссоединилась со своей святой покровительницей в её иноческом образе, с её именем» [3]. Инокиня Тамара  и не помышляла жить монахиней в миру, тем более в протестантском городе. Митрополит  Анастасий благословил ей подвизаться только в  монастыре. И нe где-нибудь, а на Святой Земле! Покидая  Женеву,  инокиня Тамара   поверила помыслу, что вряд ли она уже сюда когда-нибудь вернется. Но как мудро звучит это народное изречение: никогда не говори «никогда», ибо многое может случиться в жизни.   Забегая вперед, отметим, что пройдет  двадцать лет  и уже не инокиня, а известная на Западе елеонская игуменья  Тамара ненадолго посетит «русскую» Женеву...


Литература.


[1]. См.:  Игуменья Тамара. К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери). -  В кн.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича, поэта К. Р. / Под ред. А. А. Геринга. - Париж, 1962.
[2]. См.:  Чадаева А. Княжна Татьяна: путь к Елеону. Из будущей книги.- В ж.: Истина и жизнь, 2008, №3.
[3]. Там же.



Продолжение следует

Проза.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Гурьевич Холодюк
По следам Иоанна Предтечи и его родителей
7 июня - Третье обре́тение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
06.06.2025
Безмездные целители
Мощи аравийских бессребреников Космы и Дамиана - христианская святыня Мюнхена
13.11.2024
Все статьи Анатолий Гурьевич Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия на распутье
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.09.2025 10:29
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.09.2025 10:01
Во имя повышения престижа профессии Учителя
Новый комментарий от Александр Волков
09.09.2025 09:15
Прорыв блокады Катехона
Новый комментарий от Александр Волков
09.09.2025 09:02
«Мы восстанавливаем добрую традицию московских крестных ходов»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.09.2025 08:27