Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»

Александр  Буздалов, Русская народная линия

19.11.2016


О смысловом послании одного из самых известных сочинений Ф.М.Достоевского …

 

Смысловое послание «Легенды о Великом Инквизиторе», одного из самых известных сочинений Ф.М.Достоевского, заключается в его универсальном антиклерикализме, что в той или иной мере свойственно всякому идеализму, который, будучи альтернативным «откровением» по своему онтологическому содержанию, всегда настроен оппозиционно в отношении «официальной» (то есть канонической) Церкви. Иначе говоря, «Легенда» написана не с позиции православия, обличения догматических и канонических искажений католицизма в традиционных категориях Восточной Церкви, но - с позиции гуманистического романтизма и неконфессионального (стихийного) протестантизма и направлена в равной мере и против Восточной Церкви, не исполняющей или плохо исполняющей свое предназначение, с точки зрения этого экзальтированного реформаторства, пришедшего довести историческую Церковь до «совершенного христианства» путем возрождения «древнего апостольского православия», от которого якобы отошла историческая Церковь.

Контекст, который позволяет в полной мере увидеть авторский посыл «Легенды», состоит из рабочего материала к романам Ф.М., параллельных мест в «Дневнике писателя», писем Достоевского с изложением основной сюжетной линии романа и его «Вступительного слова» к публичному чтению «Легенды».

Начнем с последнего, благо, что небольшой объем позволяет привести его целиком. «Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему. Изложено в виде разговора двух братьев. Один брат, атеист, рассказывает сюжет своей поэмы другому».[1] Ввиду важности этого текста для адекватного понимания не только «Легенды», но и всей почвеннической «экклезиологии», разберем его по тезисам.

«Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму». - Прежде всего, почему поэма вложена в уста атеиста и нигилиста Ивана? Ошибка толкования здесь может заключаться в том, что из этого будет сделан поспешный вывод, что точка зрения самого Достоевского нетождественна позиции его отрицательного героя или вовсе противоположна ей. Но, как показывает анализ подготовительных материалов к романам писателя, корреляция прямой речи персонажей (в зависимости от их амплуа) и позиции автора далеко не всегда столь прямолинейна. То есть не всегда идеи автора излагает его резонер - положительный герой, как это обычно бывает в беллетристике. Один из постоянных приемов Достоевского заключается в том, что его собственные идеологические послания (то есть основные принципы почвеннической доктрины) распределяются между персонажами романа независимо от их характеристик. Точнее - разница между положительными и отрицательными героями, излагающими сокровенные мысли самого Достоевского, заключается в том, что одни (атеисты и нигилисты) не верят в них, а вторые («новые люди») - верят. Так, несомненно, обстоит дело в диалогических парах Ставрогин/Шатов,[2] Ставрогин/Тихон, Версилов/Подросток.[3] Точно такая же ситуация и в сюжетной композиции «Карамазовых», где полное совпадение церковно-социологических и религиозно-историсофских построений Ивана и старцев (или Ивана и Алеши) имеет между собой различие лишь в неверии и вере в них первого и последних. «Стар(ец): «Блаженны вы, коли так веруете, или уж очень несчастны». Уб(ийца): «Почему несчастен?» Ст(арец): «В случае, если вы в бессмертие сами не веруете». Уб(ийца): «Да, вы угадали». -В вас этот вопрос не решен, и в том ваше горе».[4] «Старец непременно [то есть непременно должен это сказать в романе. - А.Б.]: «Вот только то, что, может быть, не веровали сами тому, что написали»«.[5]

А что же написал Иван в романе (помимо «Легенды»)? - Иван написал статью, в которой «возражает духовному лицу», в свою очередь написавшему о месте Церкви в Российской империи. О том, до какой степени это «смешение государства и церкви» искажает «древнее апостольское христианство», - весь пафос V-й главы 2-й книги романа, то есть пафос «оптинских старцев», аналогичный пафосу самого Достоевского в «Дневнике писателя» («не созижделась еще церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле»).[6] Поэтому в рукописных материалах романа такая церковь (то есть Православная Кафолическая Греко-Российская Церковь «синодального периода») пренебрежительно классифицируется как «ведомство православного исповедания».[7] Иван же (атеист и нигилист), думая так же (совпадая с почвенничеством и его «равноапостольными старцами» в этой критике), не верит в положительную часть их общей романтическо-протестантской программы (грядущее «созидание» совершенной церкви, сначала «всенародной», затем «всечеловеческой», то есть экуменической - в современной терминологии). Вот что прорекает по этому поводу один из «пасторомонахов» Достоевского: ««Если не от мира сего, то и не может быть на земле совсем». Недостойный каламбур для духовного лица. Я читал это место у этого духовного лица, его книгу, на которую вы [Иван. - А.Б.] возражаете, и удивлен был этому. В божьей книге это не про то сказано. Играть так словами нельзя. Христос именно приходил установить церковь на земле, царство небесное, разумеется, в небе, но в него входят не иначе, как через церковь, а потому недостойно игры слов и каламбуры тут невозможны, потому что каламбур ваш основан на величайшем слове Христове. Церковь же есть воистину царство, и должна быть царством, и явится на земле как царство, на что имеются обетования. Впрочем, ленивые церкви именно этим каламбуром всегда отделываются. Я не про положение клириков... Говорю, если б церковь, вся церковь вместо государства, то не было бы неправды».[8] - То есть, Церковь Христова уже второе тысячелетие (сначала в Византии, затем в Российской империи) стоит на неправде, потому что в лице своих служителей «лениться» полностью вобрать в себя государство и общество. Но грядут «новые люди» (алеши карамазовы), которые исполнят предназначенное. Вот это отсутствие актуального «апостольского православия» в системе Достоевского, наличие только «древнего» и грядущего «совершенного христианства» («русского социализма», «всечеловеческой» церкви) - наглядное выражение его экклезиологического протестантизма («не созижделась еще церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле», что, по сути, есть отрицание «кафоличности» Православной Церкви, или нигилизм в отношении экклезиологического члена Символа веры - непреходящей «соборности Церкви»).[9]

Отсюда второй тезис «Вступительного слова» Достоевского к «Легенде», он же - другой «грех» исторической Церкви, а именно, само неверие атеиста: «страдающий неверием <...> сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист». - Здесь транслируется одна из излюбленных мыслей Достоевского, неоднократно звучащая в его публицистике (и одна из немногих, вполне соответствующая ортодоксальным представлениям), о том, что западный социализм и вообще атеизм суть порождения апостасии западного христианства. Но, опять же, при этом нельзя не учитывать, что оценка и восточного исторического христианства (канонической Православной Церкви) у Достоевского аналогичная, лишь выраженная в меньшей степени (с меньшим градусом критики). Ведь какое отношение к неверию русского Ивана имеет вероотступничество Рима? Здесь, что называется, оговорка по Фрейду: «страдающий неверием атеист» так страдает оттого, что в «первосвященнике с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского православия, видит воистину настоящего служителя Христова», и, не в силах пережить такой неправды, сам теряет веру. Но «возражает»-то он при этом «духовному лицу» Русской Церкви... Получается, и у православного священства «мировоззрение католическое». Выходит, эти тоже «провоняли схоластикой» и сделались «ненастоящими служителями Христовыми».[10] А кто же настоящие? - Во-первых, «старцы» как представители «почвы» (то есть пелагианцы и хилиасты, исповедующие спасение путем «самосовершенствования» и грядущий «русский социализм» как «земное царство» «всечеловеческой церкви»). Во-вторых, «настоящие служители Христовы» - это русский народ как «органическое» (или по естеству) «царственное священство» («...учитель мужика "в деле веры его" - это сама почва, это вся земля русская, <...> верования эти как бы рождаются вместе с ним и укрепляются в сердце его вместе с жизнию»).[11] В-третьих, это все люди «высокой нравственности», даже если они ныне безвинно «страдают от неверия», но, «не ведая того», суть «полные исповедники Христовы».[12] Священнослужители же (именно что православные) если и есть в их числе, то разве что единицы. В массе же своей - это лицемерные «попы», которые сами и есть первые «атеисты» («никто не исполнен такого матерьялизма, как духовное сословие. <...> дети - атеизм и сейчас же матерьялизм (поп в ризе почтен, а без ризы стяжатель и обиратель. <...> Никто так не накопит, как сын попа. Копит и поп, да тому часто не из чего»).[13]

Отсюда следующий тезис авторского замысла «Легенды»: «Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня». Между тем, именно это «строительство Вавилонской башни» (то, что еще называется, византизм) ставится в вину «духовному лицу» (профессору Горчакову как апологету синодальной Церкви) в романе сводным хором «старцев» и «страдающего атеизмом» Ивана. «­- Я иду из положения, что это смешение элементов, то есть сущностей церкви и государства, отдельно взятых, будет, конечно, вечным, несмотря на то, что оно невозможно и что его никогда нельзя будет привести не только в нормальное, но и в сколько-нибудь согласимое состояние, потому что ложь лежит в самом основании дела. Компромисс между государством и церковью в таких вопросах, как например о суде, по-моему, в совершенной и чистой сущности своей невозможен. Духовное лицо, которому я возражал, утверждает, что церковь занимает точное и определенное место в государстве. Я же возразил ему, что, напротив, церковь должна заключать сама в себе всё государство, а не занимать в нем лишь некоторый угол, и что если теперь это почему-нибудь невозможно, то в сущности вещей несомненно должно быть поставлено прямою и главнейшею целью всего дальнейшего развития христианского общества. - Совершенно справедливо! - твердо и нервно проговорил отец Паисий, молчаливый и ученый иеромонах. <...> Недостойнейшая игра слов для духовного лица! <...> Я читал эту книгу, на которую вы возражали, - обратился он к Ивану Федоровичу, - и удивлен был словами духовного лица, что «церковь есть царство не от мира сего». Если не от мира сего, то, стало быть, и не может быть на земле ее вовсе. В святом Евангелии слова «не от мира сего» не в том смысле употреблены. Играть такими словами невозможно. Господь наш Иисус Христос именно приходил установить церковь на земле. Царство небесное, разумеется, не от мира сего, а в небе, но в него входят не иначе как чрез церковь, которая основана и установлена на земле. А потому светские каламбуры в этом смысле невозможны и недостойны. Церковь же есть воистину царство и определена царствовать и в конце своем должна явиться как царство на всей земле несомненно - на что имеем обетование. Он вдруг умолк, как бы сдержав себя. Иван Федорович, почтительно и внимательно его выслушав, с чрезвычайным спокойствием, но по-прежнему охотно [то есть, не веруя во весь это «апостольский» хилиазм «старцев» Достоевского. - А.Б.] и простодушно продолжал, обращаясь к старцу: - Вся мысль моей статьи в том, что в древние времена, первых трех веков христианства, христианство на земле, являлось лишь церковью и было лишь церковь. Когда же римское языческое государство возжелало стать христианским [то есть Византией. - А.Б.], то непременно случилось так, что, став христианским, оно лишь включило в себя церковь, но само продолжало оставаться государством языческим по-прежнему, в чрезвычайно многих своих отправлениях. В сущности так несомненно и должно было произойти. Но в Риме, как в государстве, слишком многое осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и основы государства. Христова же церковь, вступив в государство, без сомнения не могла уступить ничего из своих основ, от того камня, на котором стояла она, и могла лишь преследовать не иначе как свои цели, раз твердо поставленные и указанные ей самим господом, между прочим: обратить весь мир, а стало быть, и всё древнее языческое государство в церковь. Таким образом (то есть в целях будущего), не церковь должна искать себе определенного места в государстве, как «всякий общественный союз» или как «союз людей для религиозных целей» (как выражается о церкви автор, которому возражаю), а, напротив, всякое земное государство должно бы впоследствии обратиться в церковь вполне и стать не чем иным, как лишь церковью, и уже отклонив всякие несходные с церковными свои цели. <...> - То есть в двух словах, - упирая на каждое слово, проговорил опять отец Паисий, - по иным теориям, слишком выяснившимся в наш девятнадцатый век, церковь должна перерождаться в государство, так как бы из низшего в высший вид, чтобы затем в нем исчезнуть, уступив науке, духу времени и цивилизации. Если же не хочет того и сопротивляется, то отводится ей в государстве за то как бы некоторый лишь угол, да и то под надзором, - и это повсеместно в наше время в современных европейских землях. По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более. Сие и буди, буди!»[14]

Не вдаваясь в подробности, главное, что нам здесь необходимо уяснить, это то, что претензия Ивана и Достоевского-публициста - Великому Инквизитору «с мировоззрением католическим» и претензия Ивана и «старцев» в романе - «духовному лицу» Православной Кафолической Восточной Церкви, - это одна и та же претензия в «смешении сущностей церкви и государства». То есть в том, что на богословском языке называется «симфонией властей» (царской и церковной). Позиция, с которой такая критика обычно звучит, является демократической, что в экклезиологии и есть позиция реформаторства. «...ныне иереи жалуются, что не могут читать, ибо мало у них содержания [то есть жалование. - А.Б.]. - А народ милостив».[15] - Снова и снова одна и та же простоволосая мысль идеалиста: иереи - плохи (дурные христиане), народ - хорош («полные исповедники Христовы»).

Отсюда и другой принципиальный спор почвенничества с учением Церкви по вопросу ее исторического предназначения (то есть с позиций хилиазма). Нигде в Священном Писании не обещано, что «государство сподобиться стать церковью». Ортодоксальная «симфония» потому так и называется, что имеет место «разделение труда». «Кесарево - кесарю, а Божие - Богу» (Мф 22:21) - вот евангельский принцип, регулирующий отношения государства и Церкви. Функция Церкви - спасать людей Божественной благодатью, подаваемой в ее Святых Таинствах. Функция «языческого» (то есть любого) государства - ограждать общество от хаоса царящего в нем греха и (в лучшем случае, если это христианская империя) - охранять Церковь от враждебного ей, по определению, «мира сего». Поэтому «симфония властей» в статье «духовного лица» - это выражение еще и ортодоксального амилленаризма (дуализма Церкви как актуального царства благодати и «мира сего» как царства «греха к смерти»). Соответственно, «возражение» на это учение со стороны почвеннических «старцев» идет по линии утопического хилиазма как, по сути, гностического учения (вере в демиургические способности Духовного Человека «почвы» преображать мир и «спасать человечество»). Так, экклезиологический протестантизм сопровождается соответствующей эсхатологией и сотериологией (недаром к такого рода милленаризму наклонны некоторые западные протестантские деноминации). Таким образом, складывается прямо противоположная нарисованной Достоевским картина: «симфония» восточно-христианского империализма не является «смешением сущностей государства и Церкви» (как это обстоит в папизме), потому что никакие «сущности» догматически вообще «неслиянны», по определению; тогда как спекулятивность критики этого византизма со стороны почвенничества как «протестантизма восточного обряда» усугублена еще тем, что само почвенничество и исповедует такого рода «смешение сущностей» в утопии «русского социализма», когда «церковь перевоплотит в себя государство» (то есть второе якобы полностью превратится в первую).[16]

Отсюда последний тезис «Вступительного слова» (где, напомню, Достоевский раскрывает «смысл» своей «Легенды о Великом Инквизиторе»). «Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему». Вот этот «высокий взгляд христианства на человечество» - это и есть взгляд гностицизма как основного содержания романтического богословия (немецкой постпротестантской философии всеединства и почвенничества как ее отечественного извода). Потому что традиционный «взгляд христианства на человечество» известно какой: «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс 48:13); «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:13-14); «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:8-10). Почвенничество же - это как раз гностическое «фарисейство», мессианский иудаизм своего рода, только полагающий, что «отец у него» не Авраам, а «русская земля», рожденный от которой обладает врожденными мистическими привилегиями и потому не нуждается в покаянии, экстерном переходя на следующий духовный уровень - «спасение мира» путем «созидания всечеловеческой церкви» будущего.

То же самое содержание «Легенды» раскрывается Достоевским в письме Любимову: «Разница в том, что наши социалисты <...> - сознательные иезуиты и лгуны, не признающиеся, что идеал их есть идеал насилия над человеческой совестью и низведения человечества до стадного скота [хлебы, Вавилонская башня, то есть будущее царство социализма], а мой социалист (Иван Карамазов) - человек искренний, который прямо признается, что согласен с взглядом «Великого Инквизитора» на человечество и что Христова вера (будто бы) вознесла человека гораздо выше, чем стоит он на самом деле. Вопрос ставится у стены: «Презираете вы человечество или уважаете, вы, будущие его спасители?». И всё это будто бы у них во имя любви к человечеству: «Тяжел, дескать, закон Христов и отвлеченен, для слабых людей невыносим» - и вместо закона Свободы и Просвещения несут им закон цепей и порабощения хлебом».[17] - Здесь, во-первых, прекрасно видно, что антропология почвенничества - гуманистическая, а не христианская, потому что последняя и заключается «во взгляде на» «потомков ветхого Адама», как на «рабов греха», добровольно уподобившихся «скоту». Соответственно, «высокий взгляд» почвенничества «на человечество», согласно которому «закон Христов» вровень природному достоинству человека, - это взгляд гностицизма или, в лучшем случае, пелагианства, но в любом случае он предполагает отрицание первородного греха («Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно. Этим и земля оправдана»;[18] это означает, что «земля», или «человечество», «оправданы» Боговоплощением, а не Крестом; неслучайно именно на этой ложной идее стоит «всечеловеческий» экуменизм). Отсюда второе - конкуренция почвенничества с вульгарным социализмом (как порождением «иезуитства») в деле «спасения человечества». Смысл здесь тот, что социалисты-атеисты - это ложные спасители мира, а почвенники как социалисты-христиане - спасители настоящие, несущие подлинные «Свободу и Просвещение». Те хотят примирить всех «хлебом насущным», а эти - «высокой нравственностью», «верой в себя», в свое «небесное происхождение», в то, что «можешь и должен» «развить свою личность» до «небесного (Христова) блеска» («Быть на почве, быть с своим народом - значит веровать, что через этот-то именно народ и спасется всё человечество, и окончательная идея будет внесена в мир, и царство небесное в нем»).[19] Поэтому и проповедуется та же милленаристическая «Вавилонская башня» духовного титанизма, только с «идеалами» вместо «хлебов» («то есть в двух словах, - упирая на каждое слово, проговорил опять отец Паисий, - по иным теориям, слишком выяснившимся в наш девятнадцатый век, церковь должна перерождаться в государство, так как бы из низшего в высший вид, чтобы затем в нем исчезнуть <...> По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более»).

Содержащееся в «Легенде» (и ее вариациях в публицистике и переписке Достоевского)[20] толкование искушений Христа в пустыни - еще один маркер квазихристианского содержания почвенничества. Акцент в толковании Достоевского делается на искушениях хлебами и властью, показывающих падение католицизма в язычество и материализм. Христос же, по Достоевскому, демонстрирует «высокое достоинство» человеческого духа. Соответственно, «2-е искушение» («Да не преткнеши ногу») толкуется как «отвержение авторитета чудом»,[21] то есть во все том же смысле «высокого взгляда на человечество» и «свободу» его «совести». Тогда как святоотеческое толкование делает прямо противоположный акцент на искушение именно «достоинства» (то есть искушение славой) даже в первом искушении хлебами. «Что же говорит он [искуситель]? "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Не сказал: если алчешь; но: "если Ты Сын Божий", думая обольстить Его похвалами. О голоде он умалчивает, чтобы не показалось, что он выставляет это Ему на вид и хочет уничижить Его. Не постигая величия действий, относящихся к домостроительству спасения, он почитал это за постыдное для Иисуса. Поэтому он льстит Ему и коварно напоминает только о Его достоинстве. Что же Христос? <...> Он отвечал ему словами ветхого завета: "не хлебом одним будет жить человек". Слова эти значат, что Бог может и словом напитать алчущего. Этим Христос научает нас, несмотря ни на голод, ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа.<...> Побежденный Иисусом и оказавшись не в силах склонить Его, несмотря на сильный Его голод, к согласию на свое требование, дьявол приступает к другому средству и говорит; "если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей" (Матф. 4:6). Почему к каждому искушению он прилагает: "если Ты Сын Божий"? Как поступил он с прародителями, так поступает и теперь. <...> Что же Христос? <...> Христос научает нас, что дьявола должно побеждать не знамениями, но незлобием и долготерпением, и что ничего не надобно делать только по честолюбию, для того, чтобы показать себя».[22] Между тем, именно крайнюю степень тщеславия (сознания своего «небесного блеска», своего «аки божеского» достоинства) и демонстрирует нам толкование Достоевского с его экстраполяцией мессианского русского народа (и себя как его пророка) в данный евангельский сюжет. То есть, это показывает, что искус в данном случае безнадежно провален, потому что здесь-то (после слов искусителя) этого «сына Божия» и подхватывают «музы» и несут на крыльях восторга «спасать человечество».

Таким образом, «Легенду о Великом Инквизиторе» в романе «Братья Карамазовы» нельзя рассматривать отдельно от статьи-»возражения духовному лицу» за авторством того же Ивана и от почвеннической историософии и экклезиологии Достоевского в целом. «Легенда» содержит протестантскую по типу критику в отношении исторической Церкви, которая распространяется и на весь византийский период «неразделенной Церкви», хотя, казалось бы, направлена против папизма. «Статья» представляет собой аналогичную критику уже восточной (греко-российской) «симфонии властей», а также (как положено во всякой оппозиции) содержит свою «положительную программу» (хилиазм и типичную реформаторскую «народную» «экклезиологию» с зачатками экуменизма).[23] В этом смысле отношение «Легенды о Великом Инквизиторе», как типичного «романа в романе», к собственным воззрениям Достоевского можно сравнить с отношением романа Мастера о Пилате и Христе - к знаменитому роману М.Булгакова: и здесь и там источником гностицизма сочинений вымышленных персонажей являются религиозно-философские воззрения их авторов (пиетет к Гете и реминисценции из него в том и другом случае лишь усиливают эту аналогию).

«Вопрос: кончилась ли церковь как общество Христово на земле, достигла ли идеала и последней своей формы или идет, развиваясь сообразно с своей божественной целью? Тут не догматическая сторона веры взята в расчет, а лишь нравственное состояние человека и общества в данный момент».[24] - О спекулятивности этого квазихристианского гуманизма, о демагогии и популизме его декламаций можно судить по заявленным ориентирам «высоконравственного», когда такие демонические гордецы, как Занд или Гете, оказываются в системе координат этого идеализма более «полными исповедниками Христовыми», чем «духовные лица» канонической Церкви. Поэтому претензия на «развитие и достижение идеала» со стороны этого реформаторства, вопреки уверениям, распространяется и на «догматическую сторону веры». Как следствие, именно на «почве» этого удобренного сублимированными смертными грехами философского романтизма зацветет буйным цветом самого темного (декадентского) гностицизма «новое религиозное сознание» следующего поколения отечественных религиозных вольнодумцев, из которых, в свою очередь, выйдут самые последовательные экуменисты.



[1] Вступительное слово, сказанное на литературном утре в пользу студентов С-Петербургского университета 30 декабря 1879 г. перед чтением главы «Великий Инквизитор» / Д.,XV,198.

[2] Ср.: «...главный герой романа Князь. Он с Ш(атовым) сходится, воспламеняет его до энтузиазма, а сам не верит» (Бесы. Подготовительные материалы. / Д.,XI,135.

[3] Ср.: «NBene. Тут важно то, что ОН, проповедуя изо всех сил христианство, свободу (Христову в противоположность социальной теории преступления) и будущую жизнь, прямо выставляет, что без Христа (православного) и христианства жизнь человека и человечества немыслима, потому что иначе жить не стоит <...>. Так что когда ОН разрубает образа, оказывается, что ОН сам ничему не веровал и был глубоким атеистом в душе всегда с изначала жизни своей, тем и мучился. "Мне понятны теперь его страдания", - говорит Подросток» (Подросток. Рукописные редакции. Подготовительные материалы (заметки, планы, наброски) / Д.,XVI,33).

[4] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,207.

[5] Там же. С.206.

[6] Дневник писателя. 1881, январь, гл.1,IV / Д.,XXVII,19.

[7] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,210.

[8] Там же. С.209.

[9] «Большая часть рукописных материалов к указанному эпизоду романа - либо цитаты из статьи М. И. Горчакова "Научная постановка церковно-судного права" (Сборник государственных знаний, т. II. СПб., 1875), либо возражения ее автору без указания, кому из героев они будут поручены в романе. По содержанию возражения эти совпадают с мыслями, позднее высказанными Достоевским-публицистом (Д/П, 1881, гл. 1, § IV, "Первый корень"; см. также: наст, том, стр. 535). Так, например, - рядом с пометой "233 стр." сделана запись: "Не определенное положение в государстве, а заключающее само в себя всё государство, а если теперь это невозможно, то несомненно (желательно) должно поставиться целью всего дальнейшего развития христианского общества" (стр. 209). Эта заметка является ответом на следующее утверждение М. И. Горчакова, которое находится на указанной Достоевским 233 стр. вышеназванной книги: "Будучи установлением и обществом, церковь является во внешних формах в данном государстве и народе; поэтому она должна иметь определенное положение в государстве". Возражения Достоевского вызвали также рассуждения Горчакова (на 236 стр.) о том, что церковь - это "общественный союз в государстве". С точки зрения автора "Братьев Карамазовых", церковь - это "общественный союз для устранения государства, для перевоплощения в себе государства" (стр. 209)» (Кийко Е.И. Примечания /Д.,XV,418). Здесь можно воочию видеть революционность духа (религиозное вольнодумство) как сущность почвенничества.

[10] Ср. о Ставрогине как представители того же типа, что и Иван: «это целый социальный тип (в моем убеждении), наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски, но совестливого и употребляющего страдальческие судорожные усилия, чтоб обновиться и вновь начать верить. Рядом с нигилистами это явление серьезное. Клянусь, что оно существует в действительности. Это человек, не верующий вере наших верующих и требующий веры полной, совершенной, иначе...» (Достоевский Ф.М. - Любимову Н.А. Конец марта-начало апреля 1872 / Д.,XXIX(1),232).

[11] Дневник писателя. 1877, май-июнь, гл.4,I / Д.,XXV,168.

[12] Ср.: «Жорж Занд не мыслитель, но это одна из самых ясновидящих предчувственниц <...> более счастливого будущего, ожидающего человечество, в достижение идеалов которого она бодро и великодушно верила всю жизнь, и именно потому, что сама, в душе своей, способна была воздвигнуть идеал. Сохранение этой веры до конце обыкновенно составляет удел всех высоких душ, всех истинных человеколюбцев. Жорж Занд умерла деисткой, твердо веря в бога и бессмертную жизнь свою, но об ней мало сказать этого: она сверх того была, может быть, и всех более христианкой <...> одною из самых полных исповедниц Христовых, сама не зная о том. Она основывала свой социализм, свои убеждения, надежды и идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на стремлении его к совершенству и к чистоте» (Дневник писателя. 1876, июнь, гл.1,I-II / Д.,XXV,30-37). Ср.: «- Если веруете, что можете простить сами себе и сего прощения себе в сем мире достигнуть, то вы во всё веруете! - восторженно воскликнул Тихон. - Как же сказали вы, что в Бога не веруете? - Ставрогин не ответил. - Вам за неверие Бог простит, ибо Духа Святого чтите, не зная его» (Бесы. Гл. «У Тихона» / Д.,XI,27-28).

[13] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,249.

 

[14] Братья Карамазовы. Кн.2, гл.V / Д.,XIV,56-58.

[15] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,246.

[16] Ср.: «Под землей началось [строительство] новое неслыханное прежде здание - Церковь. Началась она сейчас после Христа, всего с нескольких человек, и уже в первый год после Христа (как видим в Писании) сейчас же [начала отыскивать] как уже исход всему стала отыскивать гражданскую свою формулу [созидание гражданского идеала своего устройства], всю основанную на нравственной надежде утоления духа на началах личного самосовершенствования, чтоб сохранить полученную драгоценность. И вот явилась [Церковь] [церковная община] эта новая грядущая община и подкопала Рим. Затем, как известно, произошел компромисс, Рим принял христианство, а церковь - римское право и империю. Часть церкви бежала в пустыни, ушла в уединение и стала продолжать прежнюю работу [монастыри] христианские общины, потом монастыри, всё до сих пор] лишь проба, даже и до нашего времени], другая разбилась на две половины. [Западная половина] В Западной половине государство одолело, наконец, церковь совсем. Церковь уничтожилась и перевоплотилась в государство. Явилось папство - продолжение древней римской идеи государства в новом воплощении. В восточной же половине государство было покорено и разрушено мечом Магомета и остался лишь Христос, уже отделенный от государства. А то государство, которое приняло и вновь вознесло Христа, претерпело такие страшные вековые страдания от врагов, от татарщины, от неустройства, от Европы и европеизма и [до того их] столько их до сих пор выносит, что настоящей общественной формулы в смысле духа любви и христианского самосовершенствования, действительно, еще в нем не выработалось» (Дневник писателя. 1880, август, гл.3. Варианты черновых автографов / Д.,XXVI,325). Иными словами, в «западной половине Церковь уничтожилась и перевоплотилась  в государство совсем»», а в «восточной половине» - тоже примерно наполовину (как еще один «компромисс»).

[17] Достоевский Ф.М. - Любимову Н.А. 11.06.1879 / Д.,XXX(1),68.

[18] Бесы. Подготовительные материалы. / Д.,XI,112.

[19] Там же. С.132.

[20] Дневник писателя. 1877, май-июнь, гл.3,III / Д.,XXV,157-158; Достоевский Ф.М. - Любимову Н.А. 7.06.1876 / Д.,XXIX(2),84.

[21] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,234.

[22] свт. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Матфея. Беседа 13  / Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т.7, кн.1. СПб, 1901. С.133-135.

[23] Ср.: «Там [в Апокалипсисе] именно сказано, что [после] во вре<мя> самых сильных несогласий не Антихрист [придет, но] придет Христос и устроит царство свое на земле (слышите, на земле) на 1000 лет. Тут же прибавлено: блажен, кто участвует в воскрешении первом, то есть в этом царстве. Ну вот в это время, может быть, мы и изречем то слово окончательной гармонии, о котором я говорю в моей Речи» (Дневник писателя. 1880, август, гл.3. Варианты черновых автографов / Д.,XXVI,323).

[24] Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,209.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 293

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

293. eka : Ответ на 291., Lucia:
2016-12-04 в 19:50

Нигилистические режимы нашего времени


что такое нигилистические режимы? Это вы перепутали, с нигилизмом не к Достоевскому, это к Тургеневу...
292. eka : Ответ на 289., Лев Хоружник:
2016-12-04 в 18:49

Не оттого ли столь жесткая реакция Николая Первого, который знал кем, на самом деле, были декабристы?


А жёны декабристов чего стоят. И что интересно, после отсидки они опять все вместе собрались, но уже как герои мученики, пострадавшие за "правду"..
Хорошая знакомая Достоевского Е.А. Штакеншнейдер записывает в своем «Дневнике» о выступлении Достоевского и Шевченко на литературном чтении в пользу воскресных школ 21 ноября 1860 г.: «Вечером была на чтении в пользу воскресных школ, в Пассаже. Читали Бенедиктов, Полонский, Майков, Писемский, Достоевский и Шевченко. Вот, век изучай и все не поймешь то, что называют публикой. Шевченку она так приняла, точно он гений, сошедший в залу Пассажа прямо с небес <...>. Думаю, что неистовый шум этот относился не столько лично к Шевченко, сколько был демонстрацией. Чествовали мученика, пострадавшего за правду. Но ведь Достоевский еще больший мученик за ту же правду <...>. Шевченко был только солдатом. Достоевский был в Сибири, на каторге. Между тем Шевченка ошеломили овациями, а Достоевскому хлопали много, но далеко не так <...>. Достоевский читал "Неточку Незванову", вещь немного длинную и растянутую для публичного чтения. К тому же у Достоевского голос слабый и однообразный, по-видимому, не применявшийся еще к подобному чтению».

Еще раньше Шевченко и Достоевский выступали на аналогичном чтении 11 ноября 1860 г.
291. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-12-04 в 17:28

Серафим Роуз.

Нигилистические режимы нашего времени дали возможность предощутить вкус этого века, его дальнейшим предзнаменованием служит ширящееся бунтарство наших дней. Где нет Истины, там будут править бунтари. Но, как писал Достоевский, столь глубоко проникший в нигилистическое сознание, "воля ближе всего к ничто, самые уверенные ближе всего к самым нигилистичным"27. Слепая воля стоит между бездной и тем, кто отверг Истину и всякую власть, основанную на ней, и эта воля, какими бы эффектными ни были ее достижения в краткое мгновение ее власти (до сих пор самыми впечатляющими из них были режимы Гитлера и большевизма), неизбежно притягивается к бездне, как к огромному магниту, ища в себе самой другой магнит, отвечающий на это притяжение. В этой бездне, в этом ничто человека, живущего без Истины, находится самое сердце нигилизма."
290. eka : Ответ на 288., Lucia:
2016-12-04 в 17:20

Если разобраться, то все писатели Российской империи 19-го века, писали гадость. Эта гадость привела к революции, этой гадостью пичкали мозги школьникам при СССР, этой гадостью продолжают пичкать людей благодаря министерству культуры и советскому образованию. Пора-бы на этом поставить крест....


Мысль толковая....
289. Лев Хоружник : Ответ на 286., eka:
2016-12-04 в 17:10

Надеюсь никто не сомневается, что Шевченко это разработка немецких спецслужб, для развала Российской империи.



Вся эта история с революционной организацией, к которой принадлежал Достоевский, весьма и весьма мутная, и с этим можно согласиться. Непонятно, собственно говоря, даже и то, за что его приговорили к расстрелу. Официальная версия - распространение нелегальной литературы, что вызывает некоторое удивление - за это в РИ к расстрелу не приговаривали. За что же был расстрельный приговор? Непонятно. Ну, а что касается немецких спецслужб, то это через чур уж надуманно. Но вот, скорее всего, братья - каменщики очень даже были при делах. Не оттого ли столь жесткая реакция Николая Первого, который знал кем, на самом деле, были декабристы?
288. Lucia : Ответ на 287., eka:
2016-12-04 в 16:20

страсть ТолстогоТолстого как известно подвергли анафеме. Если разобраться, то все писатели Российской империи 19-го века, писали гадость. Эта гадость привела к революции, этой гадостью пичкали мозги школьникам при СССР, этой гадостью продолжают пичкать людей благодаря министерству культуры и советскому образованию. Пора-бы на этом поставить крест....



Наряду с монологами разорванной речи — шизофазией, разорванность мышления может проявляться симптомом мимо-ответов. Встречаются различные виды мимо-ответов. Это могут быть мимо-ответы, в которых игнорируется содержание вопроса и отсутствуют логические связи в самом высказывании. Например, на вопрос о самочувствии больной отвечает: «Тюрьма — школа науки, работы и жизни трактора». В другом варианте мимо-ответов произносятся фразы, которые сами по себе не лишены смысла, однако не находятся в логической связи с задаваемым вопросом. Так, на вопрос о том, как он спит, больной сообщает: «Вчера весь день шел дождь, но лично мне больше нравится гроза». К проявлениям разорванности можно отнести, очевидно, и такие ответы, которые даются в ином логическом аспекте, хотя и находятся в плане заданного вопроса. На вопрос, изменилась ли его память, больной отвечает: «Зрительная память у меня хорошая, она всегда была лучше, чем слуховая». Основное содержание вопроса оставляется без внимания, затрагивается лишь тот его аспект, который прямо не формулируется и в лучшем случае только подразумевается..........
287. eka : Ответ на 283., Lucia:
2016-12-04 в 15:16

страсть Толстого


Толстого как известно подвергли анафеме. Если разобраться, то все писатели Российской империи 19-го века, писали гадость. Эта гадость привела к революции, этой гадостью пичкали мозги школьникам при СССР, этой гадостью продолжают пичкать людей благодаря министерству культуры и советскому образованию. Пора-бы на этом поставить крест....
286. eka : Ответ на 282., Лев Хоружник:
2016-12-04 в 15:10

Такое впечатление, что этот Достоевский всех свел с ума…


С Дворкиным всё понятно, но на счёт Достоевского нет. Не такой простой Достоевский, что-бы его объявлять наивным еретиком. Интересны его друзья и связи до каторги, поездка за границу. После каторги, человек возвращается к своим друзьям революционерам. Один из друзей, некто Тарас Григорьевич, в настоящее время является великим украинским "пророком" и "святым". Надеюсь никто не сомневается, что Шевченко это разработка немецких спецслужб, для развала Российской империи. В произведениях ересь очень хорошо замаскирована, связь с жёнами декабристов, подарок Евангелие, к чему-бы это? Ну а Михаила Афанасьевича все знают, кто он и чей он.
285. Лев Хоружник : Ответ на 284., Lucia:
2016-12-04 в 14:28

Уж на что Т. И. Филиппов строгий защитник „старого“ православия, но и тот говорит всегда: искренне верующий православный не может не сочувствовать католикам во многом и не может не уважать их и вынужден даже нередко из усердия к своей вере завидовать им.



Бедненькая, видать Вы никогда не читали, что свт. Филарет Московский признавал католиков Западной Церковью и отказывался их судить? Речь, конечно, о тех, настоящих католиках, которых ныне более нет...Сильнее же всех католиков сегодня ругает А.И. Осипов, в целях торжества антиюридической ереси, против которой Вы еще недавно воевали....Так то. Завели Вас Достоевский с Булгаковым в болото, и догматы веры более не важны для Вас...А и в правду - зачем в болоте догматы православной веры?
284. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-12-04 в 13:54

Впрочем, леонтьев сам был большим оригиналом. Незадолго о смерти он писал -

«…не скрою от Вас моей „немощи“: мне лично папская непогрешимость ужасно нравится! — признавался Леонтьев. — „Старец старцев“! Я, будучи в Риме, не задумался бы у Льва XIII туфлю поцеловать, не только что руку. Ибо руку-то у папы и порядочные протестанты целуют, а либеральная сволочь, конечно, нет. Уж на что Т. И. Филиппов строгий защитник „старого“ православия, но и тот говорит всегда: искренне верующий православный не может не сочувствовать католикам во многом и не может не уважать их и вынужден даже нередко из усердия к своей вере завидовать им. Сверх того, что римский католицизм нравится и моим искренне деспотическим вкусам, и моей наклонности к духовному послушанию, и по многим еще другим причинам привлекает мое сердце и ум. <…> Самая мысль „идти под Папу“ — ясна, практична, осуществима и в то же время очень идеальна и очень крупна»
283. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-12-04 в 13:47

"..... Толстой делается нигилистом из моралистического рвения. Эгалитарная и

нигилистическая страсть Толстого влечет его к истреблению всех духовных

реальностей, всего подлинно онтологического.

Я не знаю во всемирной истории другого гения. которому была бы так чужда

всякая духовная жизнь. Он весь погружен в жизнь телесно-душевную, животную.

И вся религия Толстого есть требование такой всеобщей кроткой животности,

освобожденной от страдания и удовлетворенной. Я не знаю в христианском мире

никого, кому была бы так чужда и противна самая идея искупления, так

непонятна тайна Голгофы, как Толстому. Во имя счастливой животной жизни

всех отверг он личность и отверг всякую сверхличную ценность.

Толстой мешал нарождению и развитию в России нравственно

ответственной личности, мешал подбору личных качеств, и потому он был злым

гением России, соблазнителем ее. В нем совершилась роковая встреча

русского морализма с русским нигилизмом и дано было религиозно нравственное

оправдание русского нигилизма, которое соблазнило многих. У нас не

относятся еще достаточно серьезно к соблазнительной лжи толстовской морали.

Противоядием против нее должны были быть пророческие прозрения

Достоевского. Толстовская мораль восторжествовала в русской революции, но

не теми идиллическими и любвеобильными путями, которые преподносились

самому Толстому. Толстой сам , вероятно, ужаснулся бы этому воплощению

своих моральных оценок. Но он многого, слишком много из того , что сейчас

происходит, хотел. Он вызывал тех духов, которые владеют революцией, и самбыл ими одержим.
282. Лев Хоружник : Ответ на 279., eka:
2016-12-04 в 11:35

интересная статья от Г. Дворкина для ознакомления http://www.pravmir.r....stera-i-margarityi/



Итак, прототипом Иешуа Га-Ноцри является вовсе не исторический Иисус, как уверял Ивана Бездомного и Михаила Берлиоза Воланд, а герой романа Достоевского. Подчёркивая заимствованность своего Иешуа, наделяя его чертами другого литературного персонажа и вкладывая повествование о нём в уста сатаны, Булгаков как бы предупреждает читателя не поддаваться на обман диавола и, несмотря на кажущуюся реальность исторических описаний, не воспринимать Иешуа как реальное историческое лицо. Этому же служат и довольно прозрачные аллюзии, сближающие вымышленный писателем древний Ершалаим и вполне конкретную Москву времён кровавой сталинской диктатуры4.

Может быть, действительно, именно кн. Мышкин и является прототипом Иешуа Га – Ноцри, спорить с этим не буду, поскольку они, действительно, похожи, но не соглашусь вот с чем. Дворкин утверждает, что Достоевский, а затем и Булгаков, предупреждают читателей, что ни кн. Мышкина, ни Иешуа нельзя воспринимать как образы подлинного Иисуса Христа, Который Искупил человечество от греха. Что касается Булгакова, то это просто откровенно смешно – кого и от чего мог предостеречь Булгаков, который сам Христа не знал, и у которого бесы, даже диавол, положительные герои? Что же касается Достоевского, то его творчество с богословской точки зрения столь основательно разобрано А. Буздаловым, что говорить о том, что он защищал Христа таким, каким знает Его Церковь, нет никаких оснований. Ну, если для него историческая Церковь, это церковь инквизиторов, то о чем тут еще можно говорить? Дворкин пытается отрицать очевидное – и Достоевский и Булгаков не только не предупреждали о подмене подлинного Христа, но были как раз одними из тех, кто Его подменял. Увы. Такое впечатление, что этот Достоевский всех свел с ума…
281. eka : Ответ на 280., Lucia:
2016-12-04 в 09:12

Не зря их на западе путают....о,на западе еще не то путают...с Пушкиным почему-то не путают, или с Гоголем. А путают с братом революционером. К чему-бы это.... элементарно, ватсон. Это из-за Бердяева.


Два агента, жили в одно время, в одном месте, одно дело делали, сложно не перепутать.......
280. Lucia : Ответ на 277., eka:
2016-12-04 в 00:50

Не зря их на западе путают....о,на западе еще не то путают...с Пушкиным почему-то не путают, или с Гоголем. А путают с братом революционером. К чему-бы это....




элементарно, ватсон. Это из-за Бердяева.
279. eka : Достоевский Булгаков
2016-12-03 в 23:02

интересная статья от Г. Дворкина для ознакомления http://www.pravmir.r...stera-i-margarityi/
Итак, более чем вероятно, что прототипом булгаковского Иешуа послужил главный герой романа Достоевского “Иди­от” — князь Мышкин. Если сравнить Иешуа с князем Мышкиным, сразу замечаешь, что обоих героев роднят их ярко выраженные донкихотские черты. Воззрения Мышкина характеризуются одним из самых глубоких исследователей Достоевского так: «Князь уверяет безобразных и злых людей, что они прекрасны и добры, убеждает несчастных, что они счастливы, смотрит на мир, лежащий во зле, и видит один лишь “образ чистой красоты”»1. Но в равной степени и Иешуа уверяет Пилата, что злых людей нет; с любым человеком достаточно поговорить, и он поймёт, что он добрый. Это поразительное сходство характеров двух героев ещё более подчёркивается целым рядом практически полных параллелей между ними. Их количество, равно как повторение ключевых слов в описаниях обоих героев и их поведения, исключает возможность случайного совпадения.

Давайте рассмотрим другие параллели2:.....
278. eka : Ответ на 276., Lucia:
2016-11-30 в 20:19

Из-за чего такие страсти кипят?страсти кипят из-за того, что два вредителя, которые не мгут отличиться ничем другим воспользовались заявленной темой, чтоб начать оправдывать собственное невежество и предлагают ничего не читать вообще. Такое деструктивное поведение не могло не сказаться на дискуссии и она приобрела нынешний вид.


Не так. Два литератора, чего-то начитались, а чего не могут припомнить. Такие они, литераторы....
277. eka : Ответ на 275., Lucia:
2016-11-30 в 20:17

Не зря их на западе путают....о,на западе еще не то путают...


с Пушкиным почему-то не путают, или с Гоголем. А путают с братом революционером. К чему-бы это....
276. Lucia : Ответ на 269., В.Семенко:
2016-11-30 в 19:47

Из-за чего такие страсти кипят?




страсти кипят из-за того, что два вредителя, которые не мгут отличиться ничем другим воспользовались заявленной темой, чтоб начать оправдывать собственное невежество и предлагают ничего не читать вообще.

Такое деструктивное поведение не могло не сказаться на дискуссии и она приобрела нынешний вид.
275. Lucia : Ответ на 273., eka:
2016-11-30 в 19:46

Не зря их на западе путают....




о,на западе еще не то путают...
274. eka : Ответ на 270., Lucia:
2016-11-30 в 19:27

Тем более, что кроме еки и хоружника прочие форумчане -люди вполне читающие и Достоевского любят.


не встречал человека, который любит Достоевского. Кстати, есть очень неплохая статья, ныне покойного Бузины, о Достоевском. Рекомендую почитать для ознакомления....
273. eka : Протестантизм восточного обряда
2016-11-30 в 19:21

Подчищают биографию. К примеру, Достоевский никогда не встречался с Львом Николаевичем Толстым, почему. Такие великие писатели и никогда друг друга не видели. Хотя встречаться "православному" писателю с человеком анафематствованым не прилично, он же не князь Мышкин, Лев Николаевич. Тем более, встречаться с основателем украинского национализма категорически нельзя. Какая может быть связь у основателя русского национализма с великим русским писателем - основателем украинского национализма? никакой, правильно... Не зря их на западе путают....
272. eka : Ответ на 268., Lucia:
2016-11-30 в 19:14

. Оставьте при себе свои ощущения.....

Они и так при себе. Сегодня столько интересного накопал про Ф.М., к сожалению не могу поделиться. Самое интересное это пробелы в биографии и друзья великого писателя. Как говорит пословица: "скажи кто твой друг и можно сказать кто ты". Очень интересна заграничная поездка писателя. "Царская охранка" почему-то не интересовалась, за чей счёт было путешествие, с кем встречался известный писатель, о чём толковали. Очень интересные моменты жизни. Почему-то биография Пушкина хорошо изучена, а биография Достоевского нет. Почему такая несправедливость. Если Достоевский великий православный "пророк", то биографию его должно очень тщательно изучить......
271. Lucia : Ответ на 269., В.Семенко:
2016-11-30 в 18:50

Я что-то пропустил? Из-за чего такие страсти кипят? Статья интересная весьма, Буздалов вообще человек развитой, очень неглупый и талантливый. К тому же он последовательный враг экуменизма. Я на своем сайте его регулярно публикую. Предложена любопытная концепция, действительно в продолжение Леонтьева. Автор не ставит задачей как-то принизить Достоевского. Достоевский, как великий писатель, давно и прочно занимает свое место в истории русской и мировой литературы, и отнять у него это место невозможно. Непонятно, почему научная литературоведческая концепция воспринимается некоторыми как какая-то попытка принизить и уничтожить Достоевского. Конечно, она идеологизирована, в гуманитарной сфере без этого никак. Но зачем копья-то ломать? Можно ведь полемизировать более академично, это больше соответствовало бы духу и жанру статьи.




у нас не бывает академично.
270. Lucia : Ответ на 261., Иванович Михаил:
2016-11-30 в 18:07

Кто здесь психически расстроен, вы с Лукией или мы - все остальные форумчане? А вы, однако, трусоваты, коли прикрываетесь "всеми остальными". Просто паранойя. В народе говорят, чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть. Слава Богу! Мне хватило и щепотки.



Тем более, что кроме еки и хоружника прочие форумчане -люди вполне читающие и Достоевского любят.
269. В.Семенко : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-11-30 в 17:45

Я что-то пропустил? Из-за чего такие страсти кипят? Статья интересная весьма, Буздалов вообще человек развитой, очень неглупый и талантливый. К тому же он последовательный враг экуменизма. Я на своем сайте его регулярно публикую. Предложена любопытная концепция, действительно в продолжение Леонтьева. Автор не ставит задачей как-то принизить Достоевского. Достоевский, как великий писатель, давно и прочно занимает свое место в истории русской и мировой литературы, и отнять у него это место невозможно. Непонятно, почему научная литературоведческая концепция воспринимается некоторыми как какая-то попытка принизить и уничтожить Достоевского. Конечно, она идеологизирована, в гуманитарной сфере без этого никак. Но зачем копья-то ломать? Можно ведь полемизировать более академично, это больше соответствовало бы духу и жанру статьи.
268. Lucia : Ответ на 263., eka:
2016-11-30 в 15:39

с точки зрения К.Н. Леонтьева, христианство Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского носит совершенно нецерковный, «неотеческий», выдуманный характер и не соответствует строгим («византийским») идеалам, а проповедь такого «христианства» способна только принести вредНичего подобного.Немного вник в Достоевского, он мне стал больше неприятен чем Кураев, побил рекорд...




да неинтересно, во что такие личности вникают. Оставьте при себе свои ощущения.....
267. М.Е. : Ответ на 266., Лев Хоружник:
2016-11-30 в 13:25

... Достоевский, по - моему, этого даже и не понимал...Русский у него это какой - то прототип всечеловека, который, однажды, объединит все человечество здесь на земле в какой - то организм, в которым все будут любить друг друга...Вы таких русских реально видели? Да и по силам ли это русским, когда бы даже они этого захотели? Это утопия какая - то, хилиазм какой - то, который к добру привести не может.


Русским по национальности и православным по духу это не нужно. Все эти утопии и мечтания ничего общего с Православием не имеют. Но есть сверхновые "русские" извращенцы в пиджаках и сутанах, которые под дудку мировой закулисы хотят осуществить эту мечту "избранного народа". Из Апокалипсиса известно, к чему это приведет.
266. Лев Хоружник : Ответ на 259., М.Е.:
2016-11-30 в 10:02

Да пусть он русский по национальности (не знаю его родословную), но он - не православный по его письменному наследию, также как и экуменисты с их "общим домом" и "единой церковью" не являются православными христианами.



Он по духу совершенно не русский, хотя и по крови может быть и русский. Быть русским, хотя бы и не православным, значит ценить более всего на свете СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Русский легко человек переносит социальное неравенство и не бросается с топором на людей, которые лучше его живут. Но он терпеть не может социальных паразитов, благополучие которых связано не с их положением в социальной иерархии, когда они выполняя свой долг перед обществом справедливо имеют большие материальные блага. Вот таких паразитов, которые хорошо живут за счет подлости, предательства, воровства и пр. русский человек ненавидит. Достоевский, по - моему, этого даже и не понимал...Русский у него это какой - то прототип всечеловека, который, однажды, объединит все человечество здесь на земле в какой - то организм, в которым все будут любить друг друга...Вы таких русских реально видели? Да и по силам ли это русским, когда бы даже они этого захотели? Это утопия какая - то, хилиазм какой - то, который к добру привести не может.
265. eka : Ответ на 259., М.Е.:
2016-11-30 в 09:59

Да пусть он русский по национальности .


Они всякой бывают национальности, вот Обама (например) негр. А соратник Фёдора Михайловича, художник и писатель Шевченко, типа украинец, вон какие усища отпустил, не подкопаться. А ведь они хорошо знакомы были, по одному делу проходили....
264. М.Е. : Ответ на 261., Иванович Михаил:
2016-11-29 в 23:39

Кто здесь психически расстроен, вы с Лукией или мы - все остальные форумчане?
А вы, однако, трусоваты, коли прикрываетесь "всеми остальными". Просто паранойя. В народе говорят, чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть. Слава Богу! Мне хватило и щепотки.


Вы хотя бы понимаете, что Вы говорите? Вы о своей "паранойе" что ли, "доктор"? Не поминайте Бога всуе; это - тоже грех, как и ваши лживые утверждения. Голубчик, жду от Вас ответа по существу заданных вопросов, а Ваши бредовые мысли и слова (Ваши ли) оставьте при себе. Впрочем можете не отвечать, и так понятно, с кем мы ( не только я) столкнулись на этом форуме. Не откладывайте свое лечение (не только тела). Этак можно и нераскаянным грешником внезапно умереть. Куда пойдет тогда Ваша душа?
Бай-бай, голубчик!
263. eka : Ответ на 260., Lucia:
2016-11-29 в 23:26

с точки зрения К.Н. Леонтьева, христианство Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского носит совершенно нецерковный, «неотеческий», выдуманный характер и не соответствует строгим («византийским») идеалам, а проповедь такого «христианства» способна только принести вредНичего подобного.


Немного вник в Достоевского, он мне стал больше неприятен чем Кураев, побил рекорд...
262. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-11-29 в 23:04

И вот, Розанов связал «пророчество» Достоевского именно с этой двусмысленнейшей «Легендой». Так розановская книга оказалась одним из тех каналов, по которым в русскую мысль стал вливаться реформаторский дух. Достоевского начали понимать как мыслителя, поставившего под вопрос ценность исторического – церковного – христианства, как глашатая религиозной, а вместе и нравственной свободы, ищущего новых мистических путей к Богу. После книги Розанова развитие нового религиозного сознания стало принимать форму интерпретации произведений Достоевского. Именно Розанов создал общее герменевтическое предмнение: Достоевский – пророк православно-церковной реформации. В ХХ век русская мысль вступит под знаменем реформы. Религиозно-философские собрания в Петербурге; элитные секты «Наша церковь» Мережковских и «Башня» Вяч. Иванова; Евангелие, оказывающееся «еще не прочитанным» (Иванов); Христос, ставший «Иисусом Неизвестным» (Мережковский), в котором кое-кто искал черты апокалиптического – прославленного Богочеловека, якобы предсказанного Ницше, а кто-то сближал с древним Дионисом, а то и Люцифером, и т.д.: множество фактов и идейных симптомов свидетельствуют о том, что ницшевская «переоценка всех ценностей» в версии русского Серебряного века означала самую радикальную реформацию Церкви.

И в самом деле, похоже на то, что для современников Розанова главным положением его книги о «Легенде» оказалась крамольная мысль о российской актуальности этой притчи: Севилья, ХVI век, Инквизитор и пр. суть лишь камуфляж, скрывающий от цензоров ее куда более близкий и насущный смысл. Ведь Розанов заявил прямо, что «исправление» Христова подвига, т.е. отказ от свободы, подмененной «чудом, тайной и авторитетом», «имеет совершенно общее значение», выражая «диалектику христианства» применительно к природе человека [Розанов 1989, 134]. Намек в книге Розанова на сходство европейского ХVI века и российского завершающегося ХIХ – свидетельство того, что поворот интеллектуальной элиты к Церкви изначально т

и т.д.
261. Иванович Михаил : Ответ на 252., М.Е.:
2016-11-29 в 22:04

Кто здесь психически расстроен, вы с Лукией или мы - все остальные форумчане?



А вы, однако, трусоваты, коли прикрываетесь "всеми остальными". Просто паранойя. В народе говорят, чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть. Слава Богу! Мне хватило и щепотки.
260. Lucia : Ответ на 258., eka:
2016-11-29 в 20:58

с точки зрения К.Н. Леонтьева, христианство Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского носит совершенно нецерковный, «неотеческий», выдуманный характер и не соответствует строгим («византийским») идеалам, а проповедь такого «христианства» способна только принести вред



Ничего подобного.
259. М.Е. : Ответ на 253., Лев Хоружник:
2016-11-29 в 20:53

... У Достоевского, которого так любят наши «православные патриоты», якобы падение Церкви, аккуратно названное им компромиссом, есть ее т.н. имперский период, когда были проведены семь Вселенских Соборов, на которых было сформулировано учение Церкви. Где же в это время была настоящая, докомпромиссная Церковь? А она бежала, оказывается, в пустыню! А что же такое тогда догматы нашей веры? Да ни что иное, как плодз компромиссов…Если это не то же самое, что мы ныне называем экуменизмом, тогда что это такое? Или диакон Кураев не учит тому же самому?


Лев, здесь на форуме кое-кто ( не один) выссказывался о Церкви в том же духе. Мол какая же она святая ... Сейчас наступило такое время, когда все эти ребята, якобы православные христиане ( экуменисты, те же неообновленцы и модернисты, "православные" социалисты и поклонники лжепророков), сознательно или неосознанно работают над разрушением Православия. Неслучайно поэтому и то, что определенные круги так превозносят и цитируют "русского пророка" Ф. Достоевского. Да пусть он русский по национальности (не знаю его родословную), но он - не православный по его письменному наследию, также как и экуменисты с их "общим домом" и "единой церковью" не являются православными христианами.
258. eka : «Наши новые христиане Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой»
2016-11-29 в 19:38

с точки зрения К.Н. Леонтьева, христианство Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского носит совершенно нецерковный, «неотеческий», выдуманный характер и не соответствует строгим («византийским») идеалам, а проповедь такого «христианства» способна только принести вред
257. М.Е. : Ответ на 252., М.Е.: дополнение
2016-11-29 в 18:59

А если у вас случится очередной приступ ярости и внезапная смерть без покаяния? Куда вы тогда пойдете?


Посмотрел Ваши комментарии на другой ветке (Почему ныне люди не готовы к таким подвигам?) и, в частности, 23-й здесь: http://ruskline.ru/n..._podvigam/#comments

Как Вы думаете, можно ли Вас после такого вопроса считать духовно здоровым? Вы - либо провокатор либо психически /душевно нездоровый человек.
И еще интересно, где Вы живете, почему у Вас такая потологическая ненависть к советскому периоду истории нашего земного Отечества? Вам самому лечиться нужно, голубчик. Не откладывайте это в долгий ящик.
А мы, форумчане, и я в том числе, посмотрим, способны ли вы с Лукией публично покаяться и принести элементарные извинения за ваши неадекватные слова на форуме.
256. eka : Протестантизм восточного обряда,
2016-11-29 в 17:58

«Вникните в Православие, - призывал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет вовсе, в нём одно человеколюбие, один Христов образ, - по крайней мере, это главное» ...... Интересное Фёдора Михайловича Достоевского....
255. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 252., М.Е.:
2016-11-29 в 17:48

Кто здесь психически расстроен, вы с Лукией или мы - все остальные форумчане?


)
Они соображают на троих в своём кружке юных психологов.
Лукиа, Иванович, Яблоков и примкнувшая к ним Иоанна.
254. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 247., Lucia:
2016-11-29 в 17:44

Неудивительно, что ленинцы. в лице потомка и ему подобный поддерживают борьбу с образованием и чтением. Им дай волю - они кроме Маркса ничего не оставят.


)
Ребята, как унять дебоширку?
Сама заявила, что русским вредно всеобщее образование, и тут же на Маркса сослалась для основательности )
Новое в идеологии бело-коричневых - обязательно ссылаться на Маркса.
Но шутки шутками, а ведь Лукиа со своим ограничением всеобщего образования воспоизвела известный пункт гитлеровского плана Ост.
Милая дама, большевики учили безграмотных, а не вводили как Вы и Гитлер ограничения на всеобщее образование.
253. Лев Хоружник : Экклезиология Достоевского
2016-11-29 в 17:20

[16] Ср.: «Под землей началось [строительство] новое неслыханное прежде здание - Церковь. Началась она сейчас после Христа, всего с нескольких человек, и уже в первый год после Христа (как видим в Писании) сейчас же [начала отыскивать] как уже исход всему стала отыскивать гражданскую свою формулу [созидание гражданского идеала своего устройства], всю основанную на нравственной надежде утоления духа на началах личного самосовершенствования, чтоб сохранить полученную драгоценность. И вот явилась [Церковь] [церковная община] эта новая грядущая община и подкопала Рим. Затем, как известно, произошел компромисс, Рим принял христианство, а церковь - римское право и империю. Часть церкви бежала в пустыни, ушла в уединение и стала продолжать прежнюю работу [монастыри] христианские общины, потом монастыри, всё до сих пор] лишь проба, даже и до нашего времени], другая разбилась на две половины. [Западная половина] В Западной половине государство одолело, наконец, церковь совсем. Церковь уничтожилась и перевоплотилась в государство. Явилось папство - продолжение древней римской идеи государства в новом воплощении. В восточной же половине государство было покорено и разрушено мечом Магомета и остался лишь Христос, уже отделенный от государства. А то государство, которое приняло и вновь вознесло Христа, претерпело такие страшные вековые страдания от врагов, от татарщины, от неустройства, от Европы и европеизма и [до того их] столько их до сих пор выносит, что настоящей общественной формулы в смысле духа любви и христианского самосовершенствования, действительно, еще в нем не выработалось» (Дневник писателя. 1880, август, гл.3. Варианты черновых автографов / Д.,XXVI,325). Иными словами, в «западной половине Церковь уничтожилась и перевоплотилась в государство совсем»», а в «восточной половине» - тоже примерно наполовину (как еще один «компромисс»).

И хотя усилиями поклонников Достоевского полемика сведена уже до гнусной кухонной склоки, хочется, все же, обратить внимание на вышеприведенный текст. У Достоевского, которого так любят наши «православные патриоты», якобы падение Церкви, аккуратно названное им компромиссом, есть ее т.н. имперский период, когда были проведены семь Вселенских Соборов, на которых было сформулировано учение Церкви. Где же в это время была настоящая, докомпромиссная Церковь? А она бежала, оказывается, в пустыню! А что же такое тогда догматы нашей веры? Да ни что иное, как плод компромиссов…Если это не то же самое, что мы ныне называем экуменизмом, тогда что это такое? Или диакон Кураев не учит тому же самому?
252. М.Е. : Ответ на 246., Иванович Михаил:
2016-11-29 в 16:22

Врач, исцелись сам. Первый признак неуверенности и психического нездоровья, когда человек говорит о себе во множественном числе, употребляя личное местоимение "Мы". Где ты, "Палата №6"?


Голубчик, да Вас с Лукией понесло. Это наблюдаю не только я, а все форумчане. Кто здесь психически расстроен, вы с Лукией или мы - все остальные форумчане? Или вы себя здоровыми считаете? Если вы продолжите в том же духе, то упомянутая Вами "палата" от вас далеко не уйдет. А если у вас случится очередной приступ ярости и внезапная смерть без покаяния? Куда вы тогда пойдете?
Успокойтесь, голубчик, дышите глубже. :)
251. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-11-29 в 15:35

Уважение к старости еще не означает автоматического уважения каждого старого маразматика.
250. Иванович Михаил : Ответ на 242., Потомок подданных Императора Николая II:
2016-11-29 в 14:37

Пожалуй, да, если вам угодно заниматься самообличением. Вы, похоже, правда питаете склонность к мерзостям. Опять двадцать пять. Это вы начали мерсифулить. Русское ухо здесь чётко слышит "мерзофил". К вам это всё и относится.



Русское ухо чётко слышит, когда его (русского) благовест зовёт к заутрене. Оно чётко слышит, а русский человек чётко исполняет слово Христово. Русское ухо слышит стоны и проклятия замученных и убиенных руссконенавистнической властью. Русское ухо не терпит лжи, подлости и хамства, господин русофоб.
249. eka : "великий пророк"
2016-11-29 в 14:30

https://www.youtube....watch?v=E9hb2YSEGrI
Князь Мышкин описывает чувства своего создателя. Сложно говорить о том, что Фёдор Михайлович не разделял взглядов своих персонажей, разделял. Только взгляды были далеко не Православные.... https://www.youtube....watch?v=LSrcGkksSRY про Веру в Бога вообще замечательно, такая простая "истина" ковыряться в чужих грехах и осуждать. https://www.youtube....watch?v=7H0nYVoMsmY . св. Паисий Святогорец не раз писал , что людям необходимо хорошо думать друг о друге. Думать не о том, что человек Крест пошёл пропивать, а о том, что человек побежал детей голодных кормить. Ещё св. Паисий говорил, подобное мышление превыше ночных молитв, молится нужно, но и за мыслями своими следить....
248. Иванович Михаил : Ответ на 240., М.Е.:Где ты, "Палата №6"?
2016-11-29 в 14:21

Это неудивительно, учитывая преклонный возраст большинства оппонентов. Сенильная деменция.Голубушка, ты уже сейчас подвержена многим болезням душевным и телесным, вкл. чрезмерную раздражительность и агрессивность, бессоницу и раннюю деменцию. Тебе нужно серьезное лечение, не откладывай это в долгий ящик. Нужно вести здоровый образ жизни (здоровый дух в здоровом теле), заниматься умственным трудом (например, заняться иностранными языками) и вообще быть позитивным человеком. Мы же, к сожалению, часто наблюдаем негатив, исходящий от тебя и твоих защитников.Прости меня грешнаго, желаю тебе только добра.



Врач, исцелись сам.
Первый признак неуверенности и психического нездоровья, когда человек говорит о себе во множественном числе, употребляя личное местоимение "Мы". Где ты, "Палата №6"?
247. Lucia : Re: Протестантизм восточного обряда, или Быль о «Великом Инквизиторе»
2016-11-29 в 14:21

Неудивительно, что ленинцы. в лице потомка и ему подобный поддерживают борьбу с образованием и чтением. Им дай волю - они кроме Маркса ничего не оставят.
246. Иванович Михаил : Ответ на 239., Lucia:
2016-11-29 в 14:12

Вы, похоже, правда питаете склонность к мерзостям.



Очень точный диагноз. Откуда это дурно пахнущее словечко "мерзофил? Ну, не с дерева же упало.
245. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 243., Lucia:
2016-11-29 в 14:03

Вы читаете ущами? Или просто вслух?


)
Ущами, ущами.
Как известно, женщины даже любят ушами.
Но Вы, завсегдатай Приюта графоманов, должны как будто знать про аллитерацию и ассонанс.
Или не знаете?
Или не графоманка, пардон, "писательница"?
Аллитерация вменяемому человеку слышна даже при чтении "про себя",
достаточно вспомнить почти любую русскую пословицу.
Между прочим, аллитерация и ассонанс родственны рифме.
Или Вы не "поэтесса"? Тогда РодЕлена Вас перестанет "уважать".
244. М.Е. : Ответ на 241., Lucia:
2016-11-29 в 13:56

Вопрос к тебе: Причащаешься ли ты Христовых Таин и как часто?
Лукия: Не смеши людей. кто будет с тобой серьезно разговаривать?кого ты строишь из себя в данный момент - брата во Христе?


Наверное, я ошибся насчет ранней деменции. Твоя неадекватная раздражительность и агрессивность говорят не только о твоем плачевном душевном состоянии, но и о более прогрессивной форме психического расстройства. На простой вопрос ( см. выше) ответить уже не можешь ?
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме