«Никто не может более Христа любить как тот, который спасения ближнего ищет».
(Св. Тихон Задонский).
Главными обязанностями пастырского служения являются, как известно, учительство, священнодействие и духовное руководство пасомыми. Одними своими силами, без помощи Божией, успешное их осуществление пастырю не под силу. Пастырское служение, следовательно, немыслимо без молитвы. Пастырь возносит молитвы не только от себя лично, но и от лица всех верующих, ибо ему дано дерзновение просить Господа о спасении не только своей души, но и души своих пасомых. В своей лекции о пастырстве, прочитанной в МДА, митрополит Антоний (Блюм) говорил, что пастырю так нужно человека воспринять в свою душу, чтобы стать как бы жёлобом, по которому его молитва возносится к Богу.
Важнейшей формой, в которой пастырь осуществляет учительство пасомых, является церковная проповедь. По словам видного русского богослова и проповедника епископа (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого), проповедь «не есть богословский трактат, не урок по катехизису. Она должна быть направлена на преображение внутреннего мира слушателей, на то, чтобы заставить их смотреть на вещи с евангельской точки зрения, чтобы вложить в их души непотухающую ревность о достижении христианского совершенства».
Слушая проповеди в течение нескольких лет во многих местах нашей страны, я пришёл к заключению, что успех проповеди во многом зависит от следующих условий: актуальности и конкретности вопросов, затрагиваемых в проповеди; краткости и содержательности проповеди; учета различных особенностей слушающих (возраст, образованность и т.д.); живости и образности языка, наличия примеров и сравнений из повседневной жизни.
Вот, как мне кажется, основные условия действенности проповеди. Она должна иметь дело с живыми людьми: отвечать на их вопросы, удовлетворять их духовные потребности, сочувствовать их радостям и печалям. Именно такие проповеди мне приходилось слышать в Почаевской Лавре от игумена (ныне архимандрит) Амвросия (Юрасова). Его проповеди были не отвлечёнными лекциями или пространными докладами, а, скорее, задушевными беседами, содержащими многочисленные примеры из жизни и затрагивавшими самые сокровенные «струнки» человеческого сердца. «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного» - любил повторять он старца Амвросия Оптинского.
Следующей обязанностью пастыря является совершение священнодействий, главное из которых - Божественная Литургия.
История православного благочестия знает несколько пастырей, которые отличались ревностным совершением её. Таким, например, был приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский - «всероссийский батюшка», как любовно называл его верующий народ. По рассказам многих очевидцев, во время совершения Божественной Литургии он настолько погружался в молитву, что, казалось, никого не замечал вокруг. Всё его внимание было сосредоточено на принесении Безкровной Жертвы. Слёзы, часто появлявшиеся на его глазах, свидетельствовали о глубоком умилении и благоговении, которые посещали душу отца Иоанна в это время. Другим примером является покойный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Прикованный к постели тяжёлой болезнью, он, по возможности, продолжал совершать Божественную Литургию на специально сооружённом в его покоях престоле.
Нередко можно видеть пастырей, которые являются примером благоговейного, в духе святоотеческих традиций, совершения Божественной Литургии. Одним из них был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В трудах Святейшего Патриарха содержатся ценные наставления пастырям о должном совершении богослужений. Здесь он говорит, в частности, об обязанности пастыря быть ревностным хранителем православных богослужебных традиций, о недопустимости делать самочинные изменения или сокращения в молитвах, ектениях, возгласах и песнопениях.
Важной поддержкой пастырю в его трудном служении является причащение Святых Христовых Тайн. Это особенно сознавал митрополит Никодим. Он обязательно причащался даже в тех случаях, когда сам не служил, а только молился за литургией. Владыка разрешал и даже поощрял причащение не служащих священников и диаконов. Служение же диаконов без причащения порицал как явление нецерковное, противное смыслу Евхаристии.
К главным обязанностям пастыря относится также и духовное руководство пасомыми. О нём митрополит Антоний (Блюм) так говорит: «У меня сложилось такое чувство, что самое основное отношение между духовным отцом и духовным сыном, дочерью - это не столько то, что он тебя чему-то учит, или исповедует, или как-то воспитывает, а то, что он тебя принял, и то, что случается с ним, каким-то образом случается и с тобой».
Главным средством для достижения такого единения может быть только сострадательная любовь, которая состоит в способности понять человека, проникнуть в то доброе, что у него есть, оценить его, освобождая от примеси зла. Это есть радостное слияние со всем добрым и скорбь обо всём злом. Один из героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - старец Зосима - называл такую любовь «страшной силой», с помощью которой можно «весь мир покорить».
Пастырю необходимо стремиться к такому состоянию духовного совершенства, чтобы все грехи и пороки паствы считать своими собственными, доказывающими его недостающую ревность, отсутствие в нём духовной мудрости и святости.
Ярким примером такого духовного руководителя является старец Амвросий Оптинский. По словам его жизнеописателя, «ни звание, ни состояние человека, не имели никакого значения в его глазах. Ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти её и поставить на истинный путь. Его пастырское попечение можно сравнить с заботливостью нежной матери».
Таким образом, главным, что определяет успешное духовное руководство пастыря, является степень его сострадательной любви к пасомым. Очень важно для этого тщательно контролировать пастырю свои помыслы. Имея всегда перед глазами своей совести собственный внутренний мир, пастырь, по аналогии с ним, быстро начнёт осваиваться с борьбой, происходящей в душах, вверенных ему пасомых. Более широкое проникновение в эту область даст ему исповедь, если только он имеет возможность и желание совершать её не торопясь.
Очень актуальным является указание митрополита Никодима на то, что современный пастырь может успешнее осуществлять духовное руководство паствой, если он «хорошо знает жизнь и деятельность своей Церкви, основные всеправославные и общехристианские проблемы, если он вообще всесторонне образован».
В заключение хочется подчеркнуть, что пастырю необходимо вкладывать в своё служение всю душу. Только в этом случае он сможет быть, согласно наставлению Апостола, «образцом для верных в слове, в питии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4.12).
2. Ответ на 1., Владимир Анатольевич:
1. Чего мы ожидаем от наших пастырей?